Научная статья на тему 'Государственное управление научной деятельностью'

Государственное управление научной деятельностью Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4467
546
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУКА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Едронова В. Н., Овчаров А. О.

В статье рассмотрена организационная структура государственного управления наукой, функции отдельных организационных институтов, фондов финансовой поддержки научных исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственное управление научной деятельностью»

7(310) - 2013

Наука каКоОсобый вид деятельности

УДК 35.071

государственное управление

научной деятельностью

В. Н. ЕДРОНОВА,

доктор экономических наук, профессор кафедры компьютерных информационных систем финансовых расчетов E-mail: v. n. edronova@mail. ru

А. О. ОВЧАРОВ, доктор экономических наук, профессор кафедры компьютерных информационных систем финансовых расчетов

E-mail: anton19742006@yandex. ru Нижегородский государственный университет

имени Н. И. Лобачевского — Национальный исследовательский университет

В статье рассмотрена организационная структура государственного управления наукой, функции отдельных организационных институтов, фондов финансовой поддержки научных исследований.

Ключевые слова: наука, государственное управление, финансирование, федеральные целевые программы.

При анализе специфики государственного управления наукой следует учитывать два аспекта: особенности организационной структуры управления (анализ органов государственного управления в сфере науки) и особенности механизмов управления (анализ конкретных направлений и государственных программ развития науки).

Организационная структура государственного управления наукой представлена органами исполнительной и законодательной власти на федеральном и региональном уровнях, а также различными фон-

дами и научными объединениями, среди которых особую роль играет Российская академия наук.

На уровне исполнительной власти разработку и осуществление мер государственной поддержки развития науки обеспечивает Правительство РФ как высший федеральный орган исполнительной власти. В структуре Правительства РФ функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, интеллектуальной собственности закреплены за Министерством образования и науки РФ. К целям министерства, связанным с научной деятельностью, относятся:

- создание условий для развития и эффективного использования научно-технического потенциала;

- повышение эффективности использования научно-технических достижений;

- интеграция образования и научно-технической деятельности;

- стимулирование инновационной деятельности как ключевого источника устойчивого экономического роста и повышения благосостояния общества.

Министерство образования и науки РФ самостоятельно осуществляет правовое регулирование, а также разрабатывает и вносит в Правительство РФ проекты федеральных нормативных актов по следующим вопросам государственной научной политики:

- формирование приоритетных направлений развития науки, технологий и техники, перечня критических технологий и приоритетов инновационной деятельности РФ;

- координация научных исследований и разработок, финансируемых за счет средств федерального бюджета, а также средств акционерных обществ, контрольный пакет акций которых находится в государственной собственности;

- деятельность Высшей аттестационной комиссии — главного органа государства в области аттестации научных кадров;

- развитие информационных технологий в сфере образования и науки.

Согласно Указу Президента РФ от 04.03.2010 № 271 «Вопросы Министерства образования и науки Российской Федерации» в 2010 г. были упразднены Федеральное агентство по образованию (Рособразование) и Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука) с передачей их функций непосредственно Минобрнауки России. Поэтому в настоящее время само министерство несет всю полноту ответственности за реализацию государственной политики в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности. Основные полномочия, переданные от Роснауки, состоят в следующем:

- размещение заказов и заключение государственных контрактов, а также иных гражданско-правовых договоров на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд;

- организация разработки прогнозов развития научной, научно-технической и инновационной сферы, рынков наукоемкой продукции и услуг, экспертизы и подготовки заключений по проектам федеральных целевых программ, межотраслевых и

межгосударственных научно-технических и инновационных программ;

- ведение единого реестра результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета;

- осуществление в установленном порядке финансирования закупок образцов приборов, оборудования, комплектующих изделий, научно-технической литературы и лицензий;

- осуществление функций государственного заказчика федеральных целевых научно-технических и инновационных программ и проектов;

- взаимодействие с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями по вопросам организации научно-исследовательской деятельности и т. д.

На уровне законодательной власти проблемами развития отечественной науки занимается профильный комитет Государственной Думы — Комитет по науке и наукоемким технологиям, занимающийся законодательством в сфере науки, научно-технической и инновационной деятельности, в области наукоемких технологий и охраны интеллектуальной собственности. Он решает задачи правового обеспечения формирования национальной инновационной системы и развития процесса интеграции фундаментальной и прикладной науки, образования и высокотехнологичного производства. Комитет вносит на рассмотрение высшего законодательного органа власти проекты федеральных законов и изменения к ним.

Региональный уровень органов исполнительной и законодательной власти в сфере науки представлен региональными министерствами, департаментами, комитетами, которые планируют и реализуют региональную политику поддержки научно-исследовательской деятельности. Поддержка может быть связана как с развитием научной инфраструктуры, разработкой региональных научно-инновационных программ, так и с социальными мерами поддержки ученых (гранты, льготы, социальные выплаты). Так, в 2009 г. в Пермском крае был принят Закон от 11.11.2009 № 538-ПК «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельной категории лиц, имеющих ученую степень доктора наук». Все доктора наук в возрасте до 65 лет, проживающие в Пермском крае и работающие в государственных вузах, получают ежемесячную дополнительную выплату в размере 30 тыс. руб. Данная мера не является об-

ременительной для регионального бюджета ввиду относительно небольшого числа докторов наук, но в то же время весьма ощутимо помогает далеко не богатой научной элите и стимулирует молодых кандидатов наук к проведению фундаментальных научных исследований.

Федеральные и региональные органы власти в сфере науки работают в тесном взаимодействии с Российской академией наук, отраслевыми и общественными академиями наук, образовательными учреждениями высшего профессионального образования, научными объединениями.

С позиций экономической науки особый интерес представляет деятельность Отделения общественных наук РАН, включающего в настоящее время две секции: секцию социологии, философии, психологии и права и секцию экономики. Длительное время (1963—2002 гг.) существовала не просто секция, а целое Отделение экономики, которое в 2002 г. путем объединения с двумя отделениями (Отделение философии, социологии, психологии и права и Отделение международных отношений) было преобразовано в Отделение общественных наук. Однако в 2010 г. в составе Отделения общественных наук РАН была ликвидирована секция международных отношений и создано самостоятельное Отделение глобальных проблем и международных отношений РАН.

В структуре учреждений Отделения общественных наук РАН функционируют различные институты и центры, проводящие комплексные социально-экономические исследования (Институт мировой экономики и международных отношений, Институт народнохозяйственного прогнозирования, Институт проблем рынка, Институт социально-экономических проблем народонаселения и др.). Одну из ключевых ролей в этой системе занимает Институт экономики Российской академии наук (ИЭ РАН) — ведущий центр экономической мысли в стране.

В советский период его основными научными направлениями были теоретические и методологические проблемы политической экономии, вопросы размещения производительных сил, экономические проблемы развития промышленности и сельского хозяйства, вопросы истории народного хозяйства. Научные исследования того периода были тесно связаны с практикой: институт разрабатывал рекомендации по вопросам планирования размещения производительных сил, баланса народного хозяйс-

тва, методики оценки основных фондов. В 1950-е гг. важное место в научных исследованиях института стали занимать проблемы экономических рычагов развития народного хозяйства — вопросы хозяйственного расчета, рентабельности. В 1960-е гг. институт выступил инициатором ряда плодотворных дискуссий в области экономической теории, значительно обогативших экономическую науку и сыгравших большую роль в проведении экономической реформы. Дискуссии велись по вопросам товарно-денежных отношений, действию закона стоимости и ценообразованию, по совершенствованию управления, оптимальному функционированию экономики.

Институт экономики положил начало целому ряду перспективных научных направлений, на базе которых были созданы самостоятельные научно-исследовательские институты. В 1960 г. был образован Институт экономики мировой социалистической системы Академии наук СССР (с 1990 г. — Институт международных экономических и политических исследований РАН) как основной центр по изучению экономических, политических и внешнеполитических проблем социалистических стран. Этот институт занимался комплексным анализом и обобщением практики общественной трансформации и обновления в государствах Центральной и Восточной Европы, республиках бывшего СССР, в КНДР, Вьетнаме, Монголии и Китае, а также изучением влияния этого процесса на систему международных отношений, исследованием места и роли постсоциалистических стран в европейской и мировой политике.

В 2005 г. Институт экономики РАН и Институт международных экономических и политических исследований РАН были реорганизованы путем их слияния в единую научную организацию — Институт экономики РАН. Главная цель его деятельности — это проведение фундаментальных и прикладных научных исследований по проблемам социально-экономического развития, подготовка научных кадров высшей квалификации. Основными направлениями современных исследований ИЭ РАН являются:

- разработка современной экономической теории и методологии на основе исследований новой социально-экономической реальности;

- фундаментальные исследования тенденций функционирования и эволюции экономики России, формирование институтов смешанного общества;

- теоретические и практические проблемы экономической безопасности России: реального сектора, финансово-банковского сектора и инфраструктуры;

- проблемы интеграции России в глобальные и региональные экономические и политические процессы;

- комплексное исследование общественных проблем системной трансформации;

- анализ политических, экономических и гуманитарных проблем на постсоветском пространстве;

- проблемы воспроизводства национального богатства России;

- разработка концепции и предложений по стратегии социально-экономического развития России (проведение экспертиз проектов и решений по вопросам социально-экономической политики);

- экономическая история России и история российской экономической мысли.

Государственное управление наукой реализуется также через систему фондов, ответственных за организацию и финансирование различных направлений научных исследований. Дадим краткую характеристику этих фондов1.

Грантообразующие государственные фонды — Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) и Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ). Цель деятельности фондов — поддержка инициативных фундаментальных исследований, направленных на получение нового научного знания, которое в дальнейшем может быть в значительной степени преобразовано в инновационный продукт, необходимый для прогресса экономики. Эти фонды поддерживают лучшие инициативные творческие коллективы ученых и отдельных ученых, а не организации, причем финансирование осуществляется на безвозвратной и безвозмездной основе (субвенции в форме грантов). Принципами работы РФФИ и РГНФ являются:

- поддержка лучших проектов осуществляется строго по итогам открытого конкурсного отбора, вне зависимости от ведомственной принадлежности и правового статуса организаций, в которых работают коллективы или отдельные ученые, выполняющие эти проекты;

1 Эта характеристика взята из приложения № 4 Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года, дополнена актуальными данными из периодической печати и Интернета.

- основанием для принятия решения о финансовой поддержке проекта являются результаты многоэтапной экспертизы, проводимой независимыми экспертами и экспертными советами фондов;

- работа экспертов и экспертных советов оплачивается фондами;

- деятельность РФФИ и РГНФ координируется постоянно действующей согласительной комиссией;

- научный руководитель обязуется опубликовать результаты исследований, полученные за счет средств фондов, и сделать их общественным достоянием;

- фонды оказывают информационное содействие ученым и обеспечивают контроль за выполнением проектов.

За многолетний период существования РФФИ его эксперты проанализировали многие сотни тысяч заявок, были поддержаны около 100 тыс. проектов. Ежегодно РФФИ оказывает финансовую помощь участникам более 10 тыс. проектов, выполняемых в разных организациях. Участниками проектов являются более 50 тыс. чел. Годовой бюджет РФФИ вырос с 18 млн руб. в 1993 г. до 6,6 млрд руб. в 2008 г. Большая часть средств поступает из бюджета на финансирование инициативных научных проектов по разным отраслям знаний. Остальные деньги направляются на поддержку международных и региональных конкурсов, развитие материальной базы и т. д.

Российский гуманитарный научный фонд поддерживает инициативные научно-исследовательские проекты, проекты по изданию научных трудов, развитию научных телекоммуникаций и материальной базы научных исследований, созданию информационных систем, проекты экспедиций, других полевых исследований, экспериментально-лабораторных и научно-реставрационных работ. С 1998 г. для поддержки гуманитарной науки в субъектах Федерации фонд проводит региональные конкурсы по актуальной для конкретных регионов тематике, способствующей духовному и экономическому развитию общества, решению социальных, экономических и экологических проблем регионов. В рамках семи региональных конкурсов РГНФ сотрудничает с администрациями более 50 субъектов Федерации.

Фонд активно поддерживает создание научных интернет-ресурсов: мультимедийных информационных систем, электронных словарей, электронных научных изданий, электронных каталогов, элект-

ронных научных библиотек, баз данных, информационных порталов, поисковых систем и т. п. Всего за время своей деятельности РГНФ поддержал создание почти 1 000 таких ресурсов. Возможности сети Интернет позволяют использовать эти ресурсы неограниченному количеству пользователей не только в России, но и по всему миру, что повышает авторитет и значимость российской науки и способствует распространению научных достижений российских ученых во всем мире.

За 16 лет существования РГНФ поддержал более 30 тыс. научных проектов, в том числе более 18 тыс. исследовательских проектов, более 2 тыс. проектов организации научных мероприятий, более 1 тыс. проектов научных экспедиций и 4,5 тыс. изданий научных трудов. Всего в рамках выполнения проектов фонд поддержал более 250 тыс. российских ученых.

Деятельность РФФИ и РГНФ стала одним из определяющих факторов в жизни российской науки, инструментом сопряжения интересов науки и государства, сохранения научно-технического потенциала и естественного реструктурирования науки, концентрации самых активных и продуктивных ученых на наиболее перспективных задачах. Фонды способствуют преодолению разрыва между результатами фундаментальных исследований и их востребованностью обществом, государством и экономикой, поскольку фундаментальные исследования являются важным источником инновационных идей.

Принципиально важно, что фонды не только выполняют задачу связи ученых и государства, но и являются крупнейшими центрами концентрации нового знания. Фонды обладают контекстно связанной высокоорганизованной информацией о российской науке, что в свою очередь открывает богатейшие возможности для непрерывного мониторинга российского научного комплекса, обоснованного выбора приоритетных направлений развития науки, оценки состояния критических технологий, повышения конкурентоспособности российской экономики, обороноспособности страны. Фонды — это центры информации и о науке как социальном организме, и об ученых как субъектах науки.

Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (ФСМП). Главная цель фонда — оказание прямой финансовой, информационной и иной помощи малым инновационным предприятиям, реализующим проекты

по разработке и освоению новых видов наукоемкой продукции и технологий на основе принадлежащей этим предприятиям интеллектуальной собственности. Для реализации этой цели ФСМП решает три основные задачи:

- формирование благоприятной среды для предпринимательской деятельности (стимулирование в приоритетном порядке создания и развития малых наукоемких предприятий, малых форм в научно-технической сфере);

- развитие науки и формирование национальной инновационной системы, в том числе на основе создания условий, обеспечивающих активное вовлечение в гражданский оборот объектов интеллектуальной деятельности, созданных за счет средств федерального бюджета, развития системы государственной поддержки инновационных компаний (в первую очередь малого бизнеса) на этапе старта;

- вовлечение молодежи в инновационную деятельность.

Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере работает по следующим основным базовым принципам, сформулированным в самом начале его деятельности (фонд основан в 1994 г.), которые остаются практически неизменными:

- поддержка юридических лиц в форме малых инновационных компаний2;

- экспертиза заявок осуществляется внешними экспертами, причем не только по научно-техническому содержанию, но и по вопросам финансового, экономического, производственного характера;

- решение о финансовой поддержке проектов принимается на основе рейтингового голосования конкурсной комиссии фонда, в составе которой по согласованию с наблюдательным советом представлены специалисты различного профиля;

- деятельность фонда максимально скоординирована с аналогичными (дополняющими) программами федеральных и региональных органов исполнительной власти;

- поддержка проектов за счет средств федерального бюджета может осуществляться как на безвозвратной (в форме грантов), так и на возврат-

2 Под малыми инновационными компаниями понимаются компании, соответствующие законодательному определению малого предприятия, основным видом деятельности которых является инновационная деятельность — выполнение работ и (или) оказание услуг, направленных на создание и организацию производства принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг).

ной основе. В последнем случае предприятия не должны предоставлять фонду гарантий и залогов в обеспечение возврата заемных средств. Проценты по займам не должны превышать половины учетной ставки Центрального банка Российской Федерации, а сроки возврата средств должны быть достаточными для коммерческой окупаемости проекта;

- при рассмотрении заявок предпочтение отдается проектам с паритетным участием в финансировании работы наряду со средствами федерального бюджета и других источников финансирования. Доля средств фонда в проекте НИОКР не должна превышать 50 %.

На 01.01.2011 в ФСМП по всем реализуемым программам поступило 24 тыс. заявок, свыше половины из них — из регионов России, поддержано более 8,2 тыс. проектов. Представительства фонда активно работают в 48 регионах РФ. Проекты проходят независимую экспертизу на научно-техническую новизну, финансово-экономическую обоснованность, перспективу производственной и рыночной реализации продукции. К работе в качестве экспертов и членов конкурсных комиссий привлечено 2 тыс. ученых, из которых — 31 академик, 35 членов-корреспондентов Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук и 1 385 докторов наук.

Основные средства фонда направляются на проекты НИОКР. Отраслевая тематика проектов отражает направленность малых инновационных компаний на решение социальных задач и создание наукоемких продуктов. Остальные средства фонда (около 15 %) направляются на создание сети инновационно-технологических центров (в России создано 29 таких центров площадью свыше 100 тыс. м2), развитие инфраструктуры трансфера технологий, вовлечение студенчества и молодых ученых РАН и университетов в инновационное предпринимательство, поддержку участия компаний в выставках, семинарах, подготовку менеджеров.

Поддержанные фондом предприятия освоили в производстве около 3 500 запатентованных изобретений, выпустили продукции на 6 млрд руб., причем отчисления предприятий государству в виде налогов превышают в 1,8 раза сумму полученных ими бюджетных средств, а выработка на одного работающего достигла 1,5 млн руб.

Среди наиболее известных проектов, реализуемых ФСМП, следует выделить проекты «Старт», «У.

М. Н. И. К. », «Темп» и др. Например, основная цель программы «У. М. Н. И. К. » («Участник молодежного научно-инновационного конкурса») — выявление молодых ученых, стремящихся самореализоваться через инновационную деятельность, а также стимулирование массового участия молодежи в научно-технической и инновационной деятельности путем организационной и финансовой поддержки инновационных проектов. В этой программе могут принимать участие физические лица (граждане РФ) от 18 до 28 лет включительно, предлагающие к рассмотрению научно-технические проекты, отвечающие условиям новизны и актуальности, технической значимости предлагаемой продукции или технологии, реальности коммерческой реализации проекта. Соискатели представляют необходимые материалы по следующим направлениям: биотехнология; информационные технологии; медицина и фармакология; химия, новые материалы, химические технологии; машиностроение, электроника, приборостроение. Отбор победителей среди участников программы осуществляют экспертные советы, созданные организационными комитетами на аккредитованных фондом мероприятиях, проводимых учебными заведениями. Фонд ежегодно выделяет на финансирование программы 200 млн руб. Каждый победитель программы ежегодно получает по 200 тыс. руб.

Основные задачи ФСМП на ближайшее будущее связаны с постепенным продвижением к проектам НИОКР компаний, находящихся на более ранних стадиях инновационного цикла и основанных на результатах фундаментальных исследований. Фонд будет развивать взаимодействие с венчурными и другими структурами, участвующими в финансировании проектов по всему инновационному циклу.

Российский фонд технологического развития (РФТР) и система отраслевых фондов финансирования научных исследований и экспериментальных разработок. Фонд оказывает финансовую поддержку прикладным НИОКР, соответствующим приоритетным направлениям развития науки и техники, перечню критических технологий и ориентированным на внедрение и реализацию конкретных конечных результатов. Цель деятельности фонда состоит в создании условий, обеспечивающих сохранение и развитие отечественного научно-технического потенциала через поддержку на конкурсной основе прикладных НИОКР, направленных на совершенствование технологической

базы страны и решение важнейших социальных задач. Фонд при активном участии представителей научной общественности осуществляет распределение внебюджетных средств между отечественными предприятиями, ориентированными на создание и внедрение высокотехнологичной продукции. Средства РФТР направляются на научные исследования и экспериментальные разработки различной отраслевой направленности в области создания новых видов наукоемкой продукции или новых видов сырья и материалов. В 2006 г. фондом были приняты к финансированию такие проекты, как «Разработка автоматизированной технологии производства лечебных перевязочных материалов», «Механическая активация промышленных отходов на основе нанотехнологии цемента», «Разработка новых технологий управления электромагнитными полями объектов морской техники» и др.

За время деятельности РФТР была создана и отработана на практике система возвратного финансирования проектов, сформулированы требования к научно-техническим проектам, разработаны методики научно-технической и экономической экспертизы, отлажена система проведения конкурсов и тендеров, организована практическая работа с заявителями по оформлению и сопровождению проектов и обеспечению выполнения всех договорных обязательств. Впервые в практике взаимоотношений государственной структуры с научно-техническими организациями для цивилизованного решения возникавших споров и претензий был успешно задействован механизм арбитражного судопроизводства.

Система внебюджетных фондов НИОКР в настоящее время включает десятки фондов, из которых больше половины образованы федеральными органами исполнительной власти, а остальные — коммерческими организациями. Наиболее крупные фонды созданы Минтрансом России, Росатомом и ОАО «РЖД». Так, план научно-исследовательских работ Минтранса России на 2010 г. предусматривал финансирование различных направлений научной деятельности на сумму около 100 млн руб. Финансировались такие темы, как «Разработка условий воздушной перевозки пассажиров-инвалидов, не способных передвигаться самостоятельно» (2,5 млн руб.), «Исследование проблемы правового и технического регулирования в области безопасности движения и эксплуатации пассажирского железнодорожного подвижного состава» (3 млн

руб.), «Разработка концепции комплексного развития международных транспортных коридоров на территории РФ» (22 млн руб.) и др.

Открытое акционерное общество «Российская венчурная компания» (ОАО «РВК») — государственный фонд фондов и институт развития РФ, один из ключевых инструментов государства в построении национальной инновационной системы. Его создание было направлено на динамичное развитие системы венчурного (рискового) финансирования, повышение инвестиционной привлекательности венчурной деятельности.

Венчурные фонды являются важным финансовым институтом в сфере коммерциализации науки. Долгое время в России венчурные фонды не получали достаточного развития. Причины состояли в том, что государство не брало на себя реальных рисков, в стране отсутствовали сильные стимулы для вложений в высокорисковые проекты в условиях, когда значительно надежнее инвестировать средства в сырьевые отрасли.

Основная цель деятельности ОАО «РВК» — это стимулирование создания в России собственной индустрии венчурного инвестирования и значительное увеличение финансовых ресурсов венчурных фондов. Миссия компании заключается в обеспечении ускоренного формирования эффективной и конкурентоспособной в глобальном масштабе национальной инновационной системы путем создания саморазвивающейся венчурной отрасли во взаимодействии с другими институтами развития, а также с помощью вовлечения частного венчурного капитала, развития инновационного предпринимательства и технологической бизнес-экспертизы.

Уставный капитал ОАО «РВК» составляет более 30 млрд руб., 100 % капитала принадлежит государству в лице Росимущества. Приоритетные направления инвестирования венчурных фондов, формируемых с участием ОАО «РВК», включают:

- безопасность и противодействие терроризму;

- живые системы (понимаемые как биотехнологии, медицинские технологии и медицинское оборудование);

- индустрия наносистем и материалов;

- информационно-телекоммуникационные системы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- рациональное природопользование;

- транспортные, авиационные и космические системы;

- энергетика и энергосбережение.

Российская венчурная компания вкладывает средства через венчурные фонды, создаваемые совместно с частными инвесторами. К наиболее крупным можно отнести такие фонды, как «ВТБ — Фонд венчурный», «Биопроцесс Кэпитал Венчурс», «Максвелл Биотех» и др. Число проинвестирован-ных этими фондами инновационных компаний к концу 2010 г. достигло 59, а совокупный объем инвестиций составил более 6 млрд руб. Российской венчурной компанией подписано 18 соглашений о сотрудничестве с регионами РФ.

Важные направления работы ОАО «РВК» связаны с созданием и поддержкой специализированной сервисной инфраструктуры для участников венчурного рынка, повышением прозрачности инвестируемых фондов и компаний, обеспечением комфортных условий в России для деятельности международных инвесторов и предпринимателей, оптимизацией законодательства, влияющего на развитие инновационного бизнеса. Российская венчурная компания развивает инвестиционные механизмы для укрепления различных отраслевых технологических кластеров в России. Фонд развивает свою международную деятельность для импорта современных технологий, приобретения знаний и ноу-хау технологического предпринимательства, а также для поддержки выхода российских высокотехнологических компаний на глобальные рынки.

Центры трансфера технологий (ЦТТ). Для ускоренного создания современной технологической базы, освоения конкурентоспособной высокотехнологичной продукции в действующую инфраструктуру создаваемой национальной инновационной системы встраиваются ЦТТ, ориентированные на коммерциализацию научных результатов, созданных за счет бюджета. Этой же цели служит создание отраслевых и региональных технологических кластеров. Главная цель создания всех этих объектов — развитие институциональной среды, обеспечивающей цивилизованную передачу интеллектуальной собственности в экономику.

Особенности подхода к созданию ЦТТ связаны с необходимостью развития малого инновационного предпринимательства в научно-технической сфере. Данный вид предпринимательства является наиболее динамичным сектором инновационной экономики, способным оперативно реагировать на потребности рынка наукоемкой высокотехнологичной продукции, мобильно перестраивать производство, эффективно осваивать наукоемкую продукцию

и услуги. Многие годы число малых наукоемких компаний не увеличивалось. Одной из причин этого является отсутствие звена инфраструктуры, обеспечивающего создание и развитие на начальном этапе малых компаний. Как показывает мировая практика, этап становления и начального развития малых высокотехнологичных компаний не может эффективно осуществляться без государственной поддержки, поскольку является затратным.

На базе действующих институтов РАН, университетов и научных организаций уже созданы несколько десятков ЦТТ. Центры ориентированы на следующие виды деятельности:

- создание малых высокотехнологичных предприятий;

- заключение лицензионных соглашений;

- отбор и оценка разработок, обладающих коммерческим потенциалом;

- патентные исследования и правовая помощь;

- охрана объектов интеллектуальной собственности.

В качестве примера успешно функционирующих ЦТТ можно привести ЦТТ Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. Целью его работы является содействие развитию инновационной деятельности в университете, создание условий эффективного взаимодействия университета с промышленностью, обеспечение трансфера результатов научно-исследовательской деятельности сотрудников посредством лицензирования технологий, создания технологических компаний на базе университетских технологий, а также привлечение в вуз исследовательских контрактов и грантов. Особое внимание в здесь уделяется повышению информированности, обучению и консультированию сотрудников и студентов в области коммерциализации научных результатов и предпринимательства в научно-технической сфере.

Центр трансфера технологий университета создан в 2004 г., и за первые четыре года было организовано более 60 новых малых инновационных предприятий в вузе, привлечено около 70 млн руб. финансирования, включая 15 млн руб. частных инвестиций, проведен первый этап технологического аудита по выявлению разработок и технологий, обладающих коммерческим потенциалом.

В перспективе центры должны стать одним из основных элементов инфраструктурной поддержки малых инновационных предприятий на начальном этапе их деятельности, обеспечивая помощь в разра-

ботке инновационных продуктов на «допосевной» стадии, создание базы идеи компании и превращения разработки в реальный продукт, интересный для инвесторов.

Особенности государственного управления научной деятельностью в России связаны не только с его организационной структурой, но и с конкретными механизмами управления наукой, которые реализуют все уровни управления. Речь идет о различных проектах, разрабатываемых органами власти самостоятельно или в кооперации с предпринимательским сектором в разных формах государственно-частного партнерства. В Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года такие проекты определены как важнейшие инновационные проекты государственного значения (мегапроекты).

Под мегапроектом понимается комплекс взаимоувязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления мероприятий, которые направлены на достижение необходимого уровня национальной безопасности, получение экономического эффекта, имеющего значение на уровне экономики в целом или крупных секторов экономики. Главной экономической целью мегапроектов является усиление конкурентных позиций отечественных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках. Проекты должны решать ключевые проблемы конкурентоспособности, в том числе снижения издержек производства за счет ресурсосбережения (в первую очередь энергосбережения), увеличения доли продукции высокой степени переработки, повышения эффективности использования сырьевой базы, обеспечения гибкости производства.

Мегапроекты являются особым механизмом стимулирования инновационной деятельности, который обеспечивает наиболее значимый с экономической точки зрения этап инновационного цикла — трансформацию результатов научно-технической деятельности в конкурентоспособную наукоемкую продукцию, имеющую высокий потенциал рыночной реализации.

В качестве таких мегапроектов можно рассматривать как минимум три федеральные целевые программы (ФЦП), финансирование которых к настоящему времени дало определенные результаты.

Федеральная целевая программа, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2006 № 613 «О федеральной целевой программе «Исследования и разработки

по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007—2012 годы» 3. Эта программа является одним из инструментов реализации Стратегии развития науки и инноваций в РФ на период до 2015 года. В качестве обоснования необходимости принятия этой программы ее разработчики выделили три ключевые проблемы, требующие решения на федеральном уровне с использованием программно-целевого подхода:

- отсутствие условий для воспроизводства и развития национального интеллектуального кадрового потенциала, что обусловливает высокий риск деградации отечественной фундаментальной науки и утраты престижа России как научной державы;

- наличие разрывов в инновационном цикле и в переходе от фундаментальных исследований через научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы к коммерческим технологиям. Низкий уровень развития сектора прикладных разработок и неразвитость инновационной инфраструктуры в части коммерциализации передовых технологий приводят к тому, что за рубеж поставляются знания при крайне недостаточном уровне экспорта технологий;

- ориентация ресурсов предпринимательского сектора на закупку импортного оборудования при одновременной востребованности предлагаемых сектором исследований и разработок знаний за рубежом. Таким образом, капитализация высокого интеллектуального ресурса происходит преимущественно за пределами России, а значительные средства предпринимательского сектора исключены из процессов воспроизводства отечественного сектора исследований и разработок.

Разработчиками рассмотрены два сценария реализации программы, которые похожи по составу задач и мер по их решению, но существенно различаются по интенсивности мероприятий по ряду направлений, необходимым ресурсам и ожидаемым результатам в решении отдельных задач.

Первый сценарий предполагает меньшие затраты и в основном направлен на решение задачи ускоренного формирования научно-технологического потенциала, на стимулирование компаний к инновациям и расширение внебюджетного финансирования исследований по приоритетным направлениям.

3 В 2011г. было принято правительственное решение о продлении данной ФЦП до 2013 г. Были скорректированы индикаторы и объемы финансирования (в статье приводятся данные по первоначальному варианту программы).

Общий объем финансирования программы по этому сценарию составляет около 195 млрд руб. (в ценах соответствующих лет), в том числе за счет средств федерального бюджета — 134,36 млрд руб.

Второй сценарий требует больше ресурсов, но при этом обеспечивает существенное продвижение в решении таких задач, как формирование конкурентоспособного сектора исследований и разработок, развитие производственно-технологической инновационной инфраструктуры, привлечение к научной деятельности молодых специалистов. По данному сценарию предполагается больший объем и бюджетного, и внебюджетного финансирования — за весь период он должен составить около 260 млрд руб. (в ценах соответствующих лет), в том числе за счет средств федерального бюджета — 193,1 млрд руб.

Информация по целевым индикаторам, объемам и направлениям финансирования для каждого сценария представлена в табл. 1.

Реализация ФЦП осуществляется в два этапа. На первом этапе (2007—2009 гг.) планировалось

ускоренное формирование задела для коммерциализации технологий, а также отработка механизмов привлечения дополнительных ресурсов на реализацию приоритетных направлений технологического развития путем софинансирования крупных исследований и разработок компаний. На этой основе должны быть обеспечены рост софинансирования мероприятий по блокам «разработка технологий» и «коммерциализация технологий», расширение числа участников реализации программных мероприятий для улучшения условий их конкурсного отбора и повышения эффективности использования управленческой инфраструктуры программы в интересах компаний, заинтересованных в размещении заказов на исследования и разработки.

На втором этапе (2010—2012 гг.) предусматривалось развитие институциональной основы для долгосрочного устойчивого развития эффективной инновационной системы путем формирования инфраструктуры этой системы на основе интенсификации инвестиций в развитие приборной базы конку-

Таблица 1

Параметры ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007—2012 годы»

Целевые индикаторы, Первый сценарий Второй сценарий

объемы и направления финансирования программы 2007—2009 2010—2012 2007—2009 2010—2012

Основные целевые индикаторы

Дополнительный объем производства высокотехнологичной 37—40 105—110 41—44 133—139

продукции, млрд руб.

Дополнительный объем экспорта высокотехнологичной 9—11 30—33 10—12 38—41

продукции, млрд руб.

Дополнительный объем внутренних затрат на исследования 55—56,5 114—115,5 57,5—59 122—123,5

и разработки, млрд руб.

Количество разработанных конкурентоспособных технологий, 40—44 87—92 40—44 87—92

пригодных для последующей коммерциализации

Количество внедренных передовых коммерческих технологий 4—5 4—5 6—8 6—8

Прирост количества организаций, обладающих приборной базой 3—6 3—6 28—33 45—54

мирового уровня

Количество молодых специалистов, привлеченных к выполнению 6—7,5 14—16 10—12 22—24

исследований и разработок, тыс. чел.

Объемы финансирования, млн руб.

Расходы на НИОКР 55 688 114 530 58 518 122 490

Капитальные вложения 2 160 3 280 19 910 34 686

Прочие нужды 7 162 12 390 9 042 15 310

Итого... 65 010 130 200 87 470 172 486

Направления финансирования, млн руб.

Генерация знаний 12 120 21 940 12 520 23 490

Разработка технологий 31 130 70 870 30 880 70 120

Коммерциализация технологий 12 990 22 880 16 690 28 780

Институциональная база исследований и разработок 2 160 3 280 19 910 34 686

Инфраструктура инновационной системы 6 130 10 660 6 990 14 840

Управление программой 480 570 480 570

Итого... 65 010 130 200 87 470 172 486

рентоспособных научных организаций и вузов. Это предполагает выход на качественно новый уровень технологических возможностей для реализации прорывных направлений научно-технического развития, а также использование сформированного на первом этапе задела для коммерциализации технологий и роста экономического эффекта.

Реализация данной ФЦП благодаря повышению уровня коммерциализации технологий и увеличению выпуска высокотехнологичной продукции должна обеспечить прирост ВВП на 0,12—0,15 процентного пункта к уровню 2006 г. Рост доли внутренних затрат на исследования и разработки в ВВП составит до 1,82 % по первому сценарию и до 1,83 % — по второму.

Одним из значимых эффектов реализации ФЦП должно стать создание объектов инновационной инфраструктуры, призванной обеспечить развитие и укрепление связей и взаимовыгодного сотрудничества между наукой, образованием и производством. В социальной сфере и в образовании прогнозируется повышение спроса на квалифицированные научно-технические кадры, улучшение их возрастной структуры, повышение уровня доходов работников научно-технической сферы, предотвращение оттока талантливой части научно-технических кадров в другие страны, сохранение и развитие системы подготовки квалифицированных научно-технических кадров, расширение возможностей профессиональной самореализации молодежи. По оценкам, в случае реализации первого сценария будет создано около 37—40 тыс. новых рабочих мест для высококвалифицированных работников, а в случае реализации второго сценария этот показатель составит 41—45 тыс.

Федеральная целевая программа, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2008№ 568 «О федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009—2013 годы». Принятие этой программы связано с необходимостью кадрового укрепления государственного сектора науки и высшего образования. Реформирование системы управления государственным сектором науки и высшего образования, реструктуризация государственных научных учреждений и вузов, трансформация организационно-правовой структуры государственного сектора науки и высшего образования, совершенствование системы государственных научных центров требуют активного

участия современных научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации.

Одной из острейших проблем современной российской науки является необходимость сохранения научных традиций и широкого спектра направлений научных исследований. Из-за хронического недофинансирования в 1990-е гг. оказалась подорванной система воспроизводства научных кадров. Неизбежным результатом этого стал кризис, который выражается в сокращении числа исследователей во всех государственных секторах науки и высшего образования, быстром старении и изменении их качественного состава, нарушении преемственности научных и педагогических школ.

В настоящее время существуют различные меры поддержки научных кадров, реализуемые на федеральном и региональном уровнях. Ежегодно на конкурсной основе выделяются по 400 грантов Президента РФ молодым кандидатам наук (до 35 лет), а также 60 грантов Президента РФ — молодым докторам наук. В среднегодовом исчислении размер гранта для кандидата наук составляет 600 тыс. руб. при ограничении фонда оплаты труда грантополу-чателя и его соисполнителей до 360 тыс. руб. Для доктора наук размер гранта и максимально возможный фонд оплаты труда составляют соответственно 1 млн. и 600 тыс. руб.

В рамках приоритетного национального проекта «Образование» осуществляется государственная поддержка талантливой молодежи. Предусмотрено ежегодное определение 5 350 юных талантов во всех регионах России: 1 250 детей — победители российских и призеры международных олимпиад — получают премии по 60 тыс. руб., и 4 100 молодых дарований — победители региональных и призеры российских олимпиад — получают премии по 30 тыс. руб.

Первая часть лауреатов премии отбирается федеральным центром из числа призеров международных и победителей всероссийских олимпиад среди школьников, учащихся профобразования, студентов, а также из числа победителей и призеров общероссийских мероприятий с молодежью. Вторая часть определяется субъектами Федерации. Количество премий для каждого региона определяется пропорционально численности молодежи в возрасте 14—25 лет. По результатам региональных олимпиад и иных конкурсных мероприятий определяются 1 600 чел. на присуждение премии. В соответствии с правилами присуждения премий отбор кандидатов

производится по пяти номинациям, среди которых к исследовательской деятельности имеет отношение номинация «научно-техническое творчество и учебно-исследовательская деятельность».

На региональном уровне реализуются программы по привлечению к научной деятельности талантливой молодежи, по поддержке научно-технического творчества школьников, а также гран-товые программы бизнеса по поддержке молодых талантливых ученых и специалистов. Эти программы действуют в Москве, Санкт-Петербурге, в Самарской, Белгородской и Челябинской областях, в Красноярском крае и других регионах РФ.

В рамках ряда ФЦП выполнялись мероприятия, направленные на решение вопросов подготовки кадров. Например, в ФЦП «Национальная технологическая база» на 2002—2006 годы выделялись средства на мероприятия по подготовке кадров для национальной технологической базы. В ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на 2002—2006 годы были профинансированы мероприятия по проведению молодыми учеными научных исследований по приоритетным направлениям науки, развитию системы научно-исследовательской и учебно-исследовательской работы аспирантов и студентов в ведущих научных и образовательных центрах, совершенствованию системы стажировок.

Однако сложившаяся в РФ ситуация в области воспроизводства и изменения возрастной структуры научных и научно-педагогических кадров показывает, что реализуемый комплекс государственных мер по привлечению и закреплению кадров является недостаточным и не оказывает решающего влияния на позитивное изменение ситуации.

Целью ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 годы является создание условий для эффективного воспроизводства научных и научно-педагогических кадров и закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий, сохранения преемственности поколений в науке и образовании. Для достижения этой цели разработчики ФЦП поставили следующие взаимосвязанные задачи:

- создание условий для улучшения качественного состава научных и научно-педагогических кадров, эффективной системы мотивации научного труда;

- разработка системы стимулирования притока молодежи в сферу науки, образования и высоких

технологий (оборонно-промышленный комплекс, энергетическая, авиационно-космическая, атомная отрасли и иные приоритетные для РФ высокотехнологичные отрасли промышленности) и закрепления ее в этой сфере;

- выработка системы механизмов обновления научных и научно-педагогических кадров;

- развитие сети национальных исследовательских университетов.

Вся совокупность мероприятий программы осуществляется в рамках четырех направлений:

- стимулирование закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий;

- привлечение молодежи в сферу науки, образования и высоких технологий, закрепление ее в этой сфере за счет развитой инфраструктуры;

- инвестиции, обеспечивающие государственную систему подготовки научных и научно-педагогических кадров;

- управление реализацией ФЦП.

Краткая характеристика мероприятий по первому и наиболее крупному направлению с указанием объемов финансирования за весь срок действия программы представлена в табл. 2.

К концу 2013 г. реализация мероприятий этой ФЦП по всем направлениям должна обеспечить достижение следующих положительных результатов, определяющих ее социально-экономическую эффективность:

- преодоление негативной тенденции повышения среднего возраста исследователей, включая снижение среднего возраста научных исследователей на 3—4 года, увеличение доли исследователей высшей квалификации на 2—4 %, увеличение доли профессорско-преподавательского состава высшей квалификации на 4—6 %;

- создание многоуровневой системы стимулирования притока молодежи в сферу науки, образования и высоких технологий;

- повышение качества научных публикаций, увеличение доли публикаций российских авторов в числе статей в ведущих научных журналах мира на 1—1,5 % от общего уровня;

- увеличение числа научных и образовательных организаций, использующих передовой опыт ведущих мировых университетов;

- рост международного признания российской высшей школы.

Реализация программы обеспечит необходимое воспроизводство научных и научно-педагогичес-

Таблица 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мероприятия ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 годы по направлению «Стимулирование закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий»

Номер мероприятия Краткая характеристика Объем бюджетного финансирования*, млн руб.

1.1 Ежегодный отбор около 450 проектов продолжительностью три года каждый и стоимостью до 5 млн руб. в год. Необходимо одновременное участие в течение всего проекта не менее двух докторов наук, трех молодых кандидатов наук, трех аспирантов и четырех студентов 19 559,74 (3 912)

1.2.1 Ежегодный отбор около 500 проектов научных групп, руководимых докторами (кандидатами) наук, продолжительностью три года каждый и стоимостью до 2 млн руб. в год. Необходимо одновременное участие в течение всего проекта не менее одного молодого кандидата наук, двух аспирантов и двух студентов 8 600 (6 325)

1.2.2 Ежегодный отбор около 500 проектов научных групп, руководимых докторами (кандидатами) наук, продолжительностью три года каждый и стоимостью до 1,5 млн руб. в год. Необходимо одновременное участие в течение всего проекта не одного аспиранта и двух студентов

1.3.1 Ежегодный отбор около 300 проектов, выполняемых молодыми учеными — кандидатами наук, и стоимостью до 1 млн руб. в год. Срок начала выполнения проекта не должен превышать двух лет с даты защиты диссертации 2 510

1.3.2 Ежегодный отбор около 500 проектов, выполняемых целевыми аспирантами, стоимостью до 0,5 млн руб. в год 1 790

1.4 Ежегодный отбор около 500 проектов (стоимостью до 0,3 млн руб. каждый) по выполнению научных исследований на условиях командирования молодых ученых в научно-образовательные центры на срок до 6 мес. 600

1.5 Ежегодный отбор около 100 проектов научных исследований коллективами под руководством российских ученых, проживающих за рубежом, продолжительностью два года каждый и стоимостью до 2 млн руб. в год. Обязательно очное участие таких ученых в исследованиях на территории РФ в течение не менее чем 2 мес. в году 1 509,76

1.6 Ежегодный отбор одно- и двухлетних проектов по повышению эффективности воспроизводства и закрепления научных кадров стоимостью до 3 млн руб. в год каждый 275

Итого по направлению 41 169,5

* В скобках — размер внебюджетного финансирования.

ких кадров при относительной стабилизации их численности.

Финансирование проектов осуществляется на основе конкурсного отбора, по результатам которого победители заключают государственные контракты на выполнение работ для государственных нужд по каждому мероприятию. Выработаны два критерия оценки заявок на участие в конкурсе: цена контракта и качество работ и квалификация участника конкурса. По первому критерию оценивается снижение цены контракта, предложенной участником конкурса в его заявке, по сравнению с установленной начальной (максимальной) ценой контракта. Другими словами, чем ниже заявочная цена, тем выше шансы у заявителя выиграть конкурс. По второму критерию оценивается уровень предполагаемых

работ и квалификации участников с помощью балльной методики: формируется ряд качественных показателей, по которым эксперты устанавливают определенный балл из принятого диапазона. Чем выше балл, тем выше шансы у заявителя выиграть конкурс. Значимость этих двух критериев неодинакова: во всех конкурсах для критерия «цена контракта» устанавливается наибольший вес. Например, по мероприятию 1.1 он установлен в размере 55 %, а по мероприятию 2.1 — 80 %.

Федеральная целевая программа, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2007 № 498 «О федеральной целевой программе «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008—2011 годы». Необходимость принятия дан-

ной ФЦП определялась существующим разрывом между научно-технологическим заделом в нано-индустрии и критически низким уровнем развития инфраструктуры этой сферы, что не позволяет РФ стать достойным конкурентом на формирующемся мировом рынке наноиндустрии.

Инфраструктура наноиндустрии, по мнению разработчиков программы, должна создаваться не для отдельных организаций, а в виде инфраструктуры национальной нанотехнологической сети. Эта сеть представляет собой совокупность организаций различных организационно-правовых форм, выполняющих фундаментальные и прикладные исследования, осуществляющих разработки и коммерциализацию технологий, деятельность которых координируется федеральными органами исполнительной власти на межотраслевом уровне.

Важнейшими элементами формируемой инфраструктуры наноиндустрии являются:

- приборно-инструментальная и производственно-технологическая составляющие, которые характеризуют материально-техническую и метрологическую базы различных направлений развития наноиндустрии;

- информационно-аналитическая составляющая, которая обеспечивает координацию работ, полноту и актуализацию сведений о перспективных разработках, технологиях и кадровом потенциале в сфере наноиндустрии в РФ и за рубежом;

- методическая составляющая, которая регламентирует безопасность создания и применения нанотехнологий и наноматериалов, механизмы регулирования развития наноиндустрии, обеспечивает гармонизацию российских и иностранных нормативных и методических документов по обеспечению единства измерений и подтверждения соответствия продукции наноиндустрии.

Финансирование программы, включая расходы по ее управлению, за весь период составило более 20 млрд руб. Деньги направлялись на создание нового поколения наноматериалов и нанотехно-логий для использования их в ключевых областях

науки и техники, ресурсо- и энергосбережении, промышленном производстве, здравоохранении и производстве продуктов питания.

В настоящее время действуют (или недавно закончили действовать) и другие ФЦП, которые можно рассматривать как государственные проекты по управлению и стимулированию российской науки. В качестве примера можно привести такие программы, как «Развитие государственной статистики России в 2007—2011 годах», «Национальная технологическая база на 2007—2011 годы», «Развитие российских космодромов на 2006—2015 годы». Все они призваны решать узкие, но чрезвычайно важные для российской науки и практики задачи.

Список литературы

1. Наука и инновации // Министерство образования и науки Российской Федерации. URL: Ы1р://минобрнауки. рф/ %D0 %BC %D0 %B8 -D0 %BD %D0 %B8 %D1 %81 %D1 %82 %D0 %B5 % D1 %80 %D1 %81 %D1 %82 %D0 %B2 %D0 %BE/ %D0 %BD %D0 %B0 %D1 %83 %D0 %BA %D0 %B0.

2. Об институте // Институт экономики РАН. URL: http://inecon. org/institut/ob-institute. html.

3. Отделение общественных наук // Российская академия наук. URL: http://www. ras. ru/win/db/ show_org. asp?P=. oi-852.ln-ru.

4. План работы на 2012 год // Комитет Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям. URL: http://www. komitet2-8.km. duma. gov. ru/site. xp/051053124052051055.html.

5. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года: протокол Межведомственной комиссии по научно-инновационной политике от 15.02.2006 № 1. URL: http://base. consultant. ru/cons/cgi/online. cgi?req=do c;base=LAW;n=101907.

6. Федеральные целевые программы России // Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: http://fcp. economy. gov. ru/cgi-bin/cis/fcp. cgi/Fcp/Title.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.