Научная статья на тему 'Implementation of the program-target approach in the innovation sphere on an example of the Tula area'

Implementation of the program-target approach in the innovation sphere on an example of the Tula area Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНАЯ И ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ГРАНТ / SCIENTIFIC AND INNOVATIVE ACTIVITY / STATE PROGRAM / STATE SUPPORT / GRANT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ломовцев Дмитрий Алексеевич, Циглер Максим Владимирович

В данной работе рассматриваются вопросы реализации программно-целевого подхода и системы мероприятий в сфере поддержки научной и инновационной деятельности в Тульской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Implementation of the program-target approach in the innovation sphere on an example of the Tula area»

УДК332.14

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО ПОДХОДА В ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЕ НА ПРИМЕРЕ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Д. А. Ломовцев, М.В. Циглер

Рассматриваются вопросы реализации программно-целевого подхода и системы мероприятий в сфере поддержки научной и инновационной деятельности в Тульской области.

Ключевые слова: научная и инновационная деятельность, государственная программа, государственная поддержка, грант.

Социально-экономическое благополучие общества и государства неразрывно связано с уровнем развития науки и технологий. Современные тенденции обуславливают эту взаимосвязь через союз науки, производства и бизнеса, обеспечивающий эффективное агрегирование передовых идей и разработок и их прямое внедрение в реальный сектор. Апробация и коммерциализация результатов исследований стали одними из главных факторов и индикаторов успешного развития инновационной экономики, являющейся фундаментом постиндустриального общества.

По мнению экспертов, в настоящее время инновационное производство составляет четверть валовогомирового продукта [14]. Однако доля России в общем экспорте высокотехнологичной продукции по-прежнему составляет менее 1% [1]. Изменению данного показателя в лучшую сторону препятствует целый ряд сложившихся за последние десятилетия отраслевых проблем, в том числе связанных с недостаточными финансовыми вливаниями в сферу научных разработок [11].

Вместе с тем накопленный в России интеллектуальный потенциал имеет полноценную основу для интенсификации регионального развития и совершенствования соответствующей инновационной инфраструктуры. В этой связи дополнительные государственные меры и эффективная управленческая деятельность в сфере высоких технологий являются залогом построения новой модели экономического роста. Акцент на программно-стратегическое планирование, отражающее основные задачи и ориентиры долгосрочного и тактического характера, в этом плане представляется наиболее перспективным апробированным за рубежом подходом в реализации обозначенной цели [11].

Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 года утверждена Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации [1]. Обозначенный документ на период до 2025 года отчерчивает ключевые отправные точки и задает ориентиры для построения новых принципов организации исследований и разработок, обеспечивающихих высокую результативность и востребованность в социально-экономической сфере.

В пункте 28 Указа в качестве цели научно-технологического развития Российской Федерации определяется обеспечение независимости и конкурен-

тоспособности страны за счет создания эффективной системы наращивания и наиболее полного использования интеллектуального потенциала нации. Данной системой должен быть сформирован целый комплекс механизмов и мероприятий, направленных на увеличение доли инновационного сектора экономики. В этой связи стимулирование исследовательской деятельности и инновационного развития, т.е. создание эффективной инфраструктуры для поддержки инноваций [18] - одна из ключевых задач в долгосрочной перспективе, отраженных в основных действующих федеральных программных документах [2].

В Программе социально-экономического развития Тульской области организации высшего образования характеризуются как центры притяжения для бизнеса и «точки роста», обеспечивающие развитие инновационного потенциала на базовых кафедрах и лабораториях [6]. При этом связка между наукой, производством и бизнесом, являющимися составными элементами национальной инновационной системы [10], определяется как одно из главных условий достижения ставящихся в настоящее время задач.

В Тульской области уделяется значительное внимание вопросам развития научной и инновационной деятельности. Реализуемые мероприятия носят системный и адресный характер и направлены на развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала, увеличение вклада науки и техники в развитие экономики государства и региона, создание условий для прогрессивных структурных преобразований в области материального производства, повышение его эффективности, обеспечение роста объемов производства высококонкурентоспособной и импортозамещающей продукции.

Постановлением правительства Тульской области № 343 от 23.07.2015 принята государственная программа «Развитие промышленности в Тульской области», включающая подпрограмму «Развитие научной и инновационной деятельности в Тульской области» [9].

В комплексе мероприятий в указанной подпрограмме следует выделить три группы.

Первую группу составляют конкурсы грантов правительства Тульской области в сфере науки и техники [7] и конкурсы, реализуемые совместно с Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ) на основании действующего соглашения. В настоящее время объем выделяемых средств из регионального бюджета на обозначенные мероприятия составляет 2 и 5,5 млн. руб. соответственно. В рамках конкурсов экспертными комиссиями, в которые включаются представители ведущих образовательных организаций и предприятий Тульской области, ежегодно определяется перечень победителей и сумма финансовой поддержки заявленных проектов, имеющих приоритетное значение для развития региона.

Популярность обозначенных конкурсов растет, о чем свидетельствует увеличение числа поступающих заявок. В 2015-2017 гг. их стало в среднем на 45 % больше, чем в 2014 году, и это число продолжает расти. Следует отметить, что конкурс грантов правительства Тульской области в сфере науки и техники ориентирован на широкий спектр участников. Несмотря на то, что традиционно

большее число заявок по-прежнему представлены образовательными организациями высшего образования (до 80 %), осуществляющими преимущественно академические фундаментальные научные исследования, в последние годы наметилось увеличение доли участников из малого и среднего бизнеса. В сравнении с 2014 годом в 2017 году этот показатель вырос на 60 %. В настоящее время количество заявок, подаваемых представителями всех уровней бизнес -сообщества составляет в среднем не менее 10 % процентов от общего числа конкурсных заявок (см. рисунок).

С учетом очевидного роста активности обозначенных участников следует отметить, что дальнейшее увеличение их доли является ближайшей перспективой. Преимущества участия в вышеуказанных конкурсах заключаются не только в определенной финансовой поддержке перспективных разработок, но и в очевидной популяризации представляемого проекта.

Малые предприятия отличаются высокой инициативностью, гибкостью и способностью приспосабливаться к новым требованиям и составляют значительную долю ВВП в развитых странах. В этой связи постепенное увеличение доли заявок из малого и среднего бизнеса определяется в числе ключевых приоритетов, так как именно эта сфера играет наибольшую роль в интенсификации инновационных процессов экономики [12].

100% - 4%

90% - 80% - 7%

10%

70% -

60% -

50% -

40% - 79%

30% -

20% -

10%

0%

Физические лица

Социальные и общественные организации

Сфера бизнеса

Образовательные организации высшего образования

Доля участников

Категории участников конкурса грантов правительства Тульской области в сфере науки и техники 2017 года

В конкурсных мероприятиях РФФИ, изначально нацеленных на поддержку научных разработок фундаментального характера, в настоящее время развиваются приоритеты в сторону ориентированных исследований, в ходе работы над которыми обнаруживается возможность их использования при создании ключевых решений для прорывных технологий, новых материалов и услуг, выполнении целевых, ведомственных программ [17]. В этой связи в данном

направлении также предполагается расширение географии участников конкурсов грантов, в том числе в лице авторских коллективов, объединяющих под собой академическую науку и инновационное предпринимательство. Увеличение в 2015 году объема финансирования из бюджета Тульской области поддержки научных проектов в рамках совместных конкурсов с РФФИ с 1,5 до 5,5 млн. руб. уже сформировало положительную динамику по указанному показателю, а также повлияло на общий размер выделяемых каждому заявителю средств, что находится в прямой зависимости с масштабом и качеством выполняемых исследований.

Вторую группу мероприятий подпрограммы составляют конкурсы на присуждение премий Тульской области в сфере науки и техники. Среди них: премия имени Б.С. Стечкина за значительный вклад в развитие естественных и технических наук, за разработку и внедрение технологий, техники и материалов, премия имени К.Д. Ушинского за значительный вклад в развитие гуманитарных наук, а также медаль за выдающиеся достижения в создании оборонной техники [4]. Совместно с комитетом по присуждению премии им. С.И. Мосина осуществляется также поддержка разработок в области военной техники, технологий и оборудования, имеющих двойное применение [16].

Присуждение премий осуществляется за уже имеющиеся достижения в сфере научной работы и конкретные проекты, прошедшие апробацию. В этой связи данные мероприятия, обеспечивая популяризацию научной деятельности, обладают высоким стимулирующим эффектом для молодого поколения новаторского сообщества. Ежегодно присуждается три премии имени Б.С. Стечкина и одна премия имени К.Д. Ушинского. Размер каждой премии составляет 200 тыс. рублей, выделяемых из регионального бюджета. За выдающиеся достижения в создании оборонной техники ежегодно вручается 5 персональных медалей. Единовременная денежная выплата составляет 250 тыс. руб. на каждого из лауреатов.

Широкий масштаб приобрел конкурс на присуждение премии им. С.И. Мосина, учрежденной в Российской империи в 1902 году. Награждение лауреатов проводилось в столице (Санкт-Петербурге) и прекратилось после Февральской революции 1917 года. Возрожденная премия в 1960 году имела статус отраслевой для поощрения отечественных конструкторов, инженерно-технических работников, авторских и трудовых коллективов за большие достижения в разработке и производстве вооружения и военной техники, создание и внедрение новых технологий. В Российской Федерации с 1999 года премия им. С.И. Мосина вручается ежегодно в Туле, по праву считающейся одним из крупнейших центров оружейной промышленности страны.

География участия в указанном конкурсе в настоящее время составляет более 15 городов Российской Федерации, свыше 30 организаций и 100 участников. Несмотря на отраслевой характер деятельности, за результаты в которой присуждается обозначенная премия, ее роль в популяризации научной деятельности также высока. Традиционно вручение премий им. С.И. Мосина и Б.С. Стечкина осуществляется в сентябре на День оружейника в рамках торже-

ственного мероприятия, на которое приглашаются представители всех поколений научного сообщества.

В третью группу мероприятий подпрограммы входит размещение заказов на выполнение НИР и ОКР для государственных нужд Тульской области. В рамках НИОКР реализуются мероприятия по продвижению прорывных идей, имеющих своей целью создание принципиально новых разработок, методов, а также улучшение существующих технологий. В настоящее время средства, предусмотренные в региональном бюджете на выполнение обозначенных работ (до 5 млн. руб. в год), расходуются на разработку схемы и программы развития электроэнергетики Тульской области. Основная цель данной программы - создание и развитие интеллектуальной энергетической системы и обеспечение устойчивого инновационного развития магистральных и распределительных электрических сетей на территории региона.

В целом в рамках подпрограммы «Развитие научной и инновационной деятельности в Тульской области», предусматривающей поэтапное увеличение общего объема финансирования научной отрасли в регионе, уровень бюджетных ассигнований в настоящее время составляет ежегодно 18,8 млн. руб. Дополнительно к этой сумме на паритетной основе выделяется 5,5 млн. руб. из федерального бюджетного в рамках совместных конкурсов грантов с РФФИ.

Одним из направлений работы региона в сфере научной и инновационной деятельности стала активизация деятельности Совета молодых ученых и специалистов Тульской области (СМУС Тульской области), сосредотачивающего в себе лучших представителей молодого поколения отечественной науки [8]. Деятельность данного общественного объединения, действующего в качестве совещательного органа при региональном правительстве, направлена на содействие профессиональному росту научной молодежи, развитие научных инициатив, закрепление молодых научных кадров, содействие распространению и внедрению результатов исследований нового поколения ученых и специалистов и др. В 2016 году общая численность СМУС Тульской области была увеличена в 2 раза за счет включения в его состав представителей сообществ молодых ученых и специалистов предприятий.

Обозначенное общественное объединение связывает целую группу молодых научных союзов из различных образовательных и производственных организаций, аккумулируя в себе лучшие идеи и практики в Тульской области. В рамках ежеквартальных заседаний Совета обсуждаются актуальные вопросы и перспективы инновационного развития региона. В настоящее время СМУС Тульской области определяется в качестве одной из перспективных площадок для обмена мнениями и активного участия общества в формировании курса научно-технической политики.

Не менее активно Тульская область развивает взаимодействие с федеральными учреждениями, осуществляющими содействие научным разработкам и внедрению инновационных технологий. За последние два года подписаны соглашения о сотрудничестве с РФФИ, Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Фондом «Сколково» и МГУ им. М.В. Ломоносова.

Высокий инновационный потенциал Тульской области позволил достичь весомых позиций в одном из значимых макроэкономических показателей в данной отрасли. По официальным данным Росстата регион в 2014-2015 гг. занял первое место в Российской Федерации по показателю «Доля высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в валовом региональном продукте» [15].

Критерием отнесения к высокотехнологичным отраслям является высокий уровень технологического развития, определяемый по отношению затрат на НИОКР к валовой добавленной стоимости. Критерием отнесения отрасли к числу наукоемких служит доля лиц с высоким уровнем профессионального образования в численности работников [13]. Безусловно, наибольшее число организаций, соответствующих данным критериям, в Тульской области составляют производственные предприятия, среди которых в первую очередь следует отметить АО «Конструкторское бюро приборостроения им. академика А.Г. Шипу-нова», АО «НПО «СПЛАВ» и ПАО «НПО «Стрела». При этом кадровую и научную основу, в том числе для обозначенных промышленных компаний, создает ФГБОУ ВО «Тульский государственный университет», получивший статус опорного университета по результатам конкурсного отбора Министерства образования и науки Российской Федерации 2017 года. Привлечение дополнительных федеральных бюджетных средств на развитие одного из двух крупнейших вузов региона существенно увеличит инновационный потенциал Тульской области.

Таким образом, в Тульской области направляются значительные усилия на развитие научной отрасли путем организации системных мероприятий и создания условий для развития многостороннего сотрудничества ведущих федеральных и региональных научных и образовательных организаций, производственных предприятий и бизнес-сообщества. Аккумулируя существенные людские, бюджетные и административные ресурсы регион в долгосрочной перспективе имеет все шансы войти в число передовых центров инновационной системы России с высоким научно-техническим потенциалом. Одним из ключевых направлений в данной работе является активизация научно -технологической деятельности малых и средних предприятий, являющихся неотъемлемой частью новой модели экономики.

Список литературы

1. Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации».

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 301 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы».

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года».

4. Закон Тульской области от 02.03.2012 № 1727-ЗТО «О награде Тульской области - медаль «За выдающиеся достижения в создании оборонной техники».

5. Указ Губернатора Тульской области от 13.03.2013 № 34 «Об утверждении положений о комиссиях при Губернаторе Тульской области по премиям Тульской области в сфере науки и техники и порядка представления и рассмотрения работ на соискание премий Тульской области в сфере науки и техники».

6. Указ Губернатора Тульской области от 11.07.2016 № 102 «Об утверждении Основных направлений деятельности правительства Тульской области на период до 2021 года».

7. Постановление правительства Тульской области от 19.06.2012 № 265 «О грантах правительства тульской области в сфере науки и техники».

8. Постановление правительства Тульской области от 13.03.2012 № 100 «О Совете молодых ученых и специалистов Тульской области».

9. Постановление правительства Тульской области от 23.07.2015 № 343 «Об утверждении государственной программы Тульской области «Развитие промышленности в Тульской области».

10. Акопова Е.С., Панасенкова Т.В. Инновационная парадигма развития мировой экономики // Экономические науки. 2012. № 93. С. 186-191.

11. Евтушенков В.П., Кириенко С.В., Чубайс А.Б. Инновационное развитие — основа модернизации экономики России. М.: ИМЭМО РАН, ГУ-ВШЭ. 2008. С. 11-16.

12. Леонова Ж.К. Инновационное малое предпринимательство как стратегический ресурс экономической безопасности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 6. С. 61-66.

13. Методика расчета показателей «Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом внутреннем продукте» и «Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте субъекта Российской Федерации». Утверждена Приказом Росстата от 14.01.2014 № 21.

14. Нюхов А.В. Влияние инноваций на экономическую безопасность и конкурентоспособность государства // Вестник образования и развития науки Российской академии естественных наук. 2010. № 1. С. 10.

15. Официальной сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru.

16. Официальный сайт премии имени С.И. Мосина. URL: http://mosin.tsu.tula.ru.

17. Цыганов С.А., Хрусталев Е.Ю., Рудцкая Е.Р. О развитии конкурсов Российского фонда фундаментальных исследований ориентированных фундаментальных исследований как элемента стратегического управления научными исследованиями // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 2. С. 10-18.

18. Щепакин К.М., Шербакова Е.С., Тарасова И.В. Стратегия инновационного развития Тульской области как фактор развития региональной инновационной системы // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2012. № 2-1. С. 40-47.

Ломовцев Дмитрий Алексеевич, д-р экон. наук, Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого,

Циглер Максим Владимирович, канд.ист. наук, Россия, Тула, Тульский филиал Фину-ниверситета

IMPLEMENTATION OF THE PROGRAM-TARGET APPROACH IN THE INNOVATION SPHERE ON AN EXAMPLE OF THE TULA AREA

In this work, issues of implementation of the program-target approach and the system of measures in the sphere of support of scientific and innovative activities in the Tula region are considered.

Key words: scientific and innovative activity, state program, state support, grant.

LomovtsevDmitry Alekseevich, doctor economicsciences, Russia, Tula, Tula State Pedagogical University L.N. Tolstoy,

TsiglerMaxim Vladimirovich, candidate of historical Sciences, Russia, Tula,The Tula branch of the «Financial University under the Government of the Russian Federation» (Tula branch of the financial University)

УДК 332.14

ИННОВАЦИИ, ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ

ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Д.Э. Басалаев

Приведена классификация инноваций в производственной системе. Рассмотрены особенности инновационной деятельности предприятий промышленности ее основные этапы, в разрезе соответствующих видов деятельности.

Ключевые слова: инновации, нововведение, процесс, инновационная деятельность, инновационная активность, предприятие, новый вид продукции, разработка, внедрение, стратегия, производство.

Понятие «инновация» («нововведение») детально разработано западными учеными. Впервые термин «инновация» был введен в 1930 г. Но общепринятого определения этого понятия в настоящее время нет. Категория «нововве-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.