Р. РАХИМОВА, профессор, проректор по воспитательной работе
Трансформация российского общества определила качественно новые задачи теоретического осмысления и конкретизации важнейших аспектов деятельности по социализации и адаптации молодежи. Решение данной проблемы невозможно без тесной связи с процессами и явлениями, происходящими в нашем обществе, вне учета всей совокупности факторов (социально-экономических, политических,духовнонравственных и др.), оказывающих воздействие на ценностные ориентации современной молодежи. Среда обитания молодежи с ее стихийными, неписаными требованиями и принципами формирует специфическое социальное поле, которое, с одной стороны, способствует адаптации к динамичным общественным условиям, независимости от родителей, но, с другой стороны, зачастую оказывает губительное влияние на подрастающее поколение, ломает, гипертрофирует взгляды и принципы формирующейся личности, сводя на нет усилия тех, кто пытается оказать на нее положительное воздействие (например, родителей, педагогов).
За годы становления рыночной экономики в России в динамике ценностных ориентаций и процессах адаптации молодежи проявился ряд противоречивых тенденций. Как показывают социологические исследования, часть молодежи считает, что появилось больше возможностей использовать свои способности и знания. В то же время многие недооценивают значение профессионализма, а ценность труда для них имеет в большей мере инструментальный характер. В новых экономических условиях происходит переоценка нравственных ценностей, что вызывает необратимые потери в духовном развитии молодежи. Анализ положе-
Молодежная политика и социальное развитие студентов
ния подрастающего поколения в России позволяет констатировать: наряду с тенденцией углубления деформаций в ценностных ориентациях, проявляющихся в общей социальной апатии, бездуховности, падении престижа честного труда, росте потребительских настроений в изменившейся социальной ситуации, у молодых развивается стремление выработать в себе и принять такие жизненные установки, которые позволили бы им найти свое место в жизни.
Особое место в ряду агентов социализации занимают вузы. Главной целью высшего образования в современной России является формирование специалиста нового типа с ориентацией на творческую деятельность, стремлением к реализации своих знаний, способного работать в изменившихся социально-экономических условиях, в специфических организационных формах связи науки и производства.
Альметьевский государственный нефтя-
ной институт - активный проводник социализации и адаптации молодежи в регионе. Деятельность регионального вуза обусловлена, с одной стороны, качеством и количеством ресурсов, имеющихся в распоряжении вуза, с другой стороны, характером, темпами и направленностью социальных изменений, происходящих в обществе. При этом необходимо учитывать замедленность этих темпов в регионах, где существует ограниченность ресурсов местного рынка труда, не отличающегося разнообразием предложений, относительная закрытость статусных позиций, их монополизация представителями старшего поколения, что приводит к ограниченности возможностей провинциальной молодежи для восходящей социальной мобильности. Кроме того, здесь нередко существует ограниченный доступ к качественной культурной продукции, значительное отставание в потреблении информационных услуг.
Молодежная политика в вузе - совокупная социально-воспитательная деятельность по социальному развитию студенчества (социализация и адаптация), по созданию условий для эффективной профессиональной подготовки будущих специалистов во внеаудиторное время, по развитию студенческого спорта и досуга и социальной защите студентов с целью формирования конкурентоспособного специалиста и жизнестойкой личности. Субъектами этой деятельности являются ректорат, профессорско-преподавательский состав, деканаты, кафедры, досугово-оздоровительный центр, студенческие общественные организации.
Такой подход к организации внеаудиторной деятельности в АГНИ предполагает не просто воспитательную работу в традиционном для советской высшей школы смысле, а профессионально-ориентированную, социально-адаптирующую работу как специально организованный и контролируемый процесс подготовки специалиста, включающий в себя научно-исследовательскую работу, рационально организованный досуг, условия для развития творческих
способностей молодого человека, систему оздоровления. Результатом такой деятельности должно стать оптимальное включение молодежи после окончания вуза в трудовую деятельность и систему социальноэкономических отношений, формирование конкурентоспособного специалиста в условиях рыночного производства.
Конкурентоспособность - имманентная черта демократического общества. Конкурентоспособный тип личности молодого человека способен к динамичной горизонтальной и восходящей вертикальной мобильности, смене видов деятельности, освоению новых профессий, нахождению эффективных решений в условиях конкурентной борьбы.
Условия жизнедеятельности молодежи уже заданы социумом, социальными институтами и социальными группами, и нередко ценности и цели, которые вуз стремится актуализировать для молодого человека, идут вразрез с предлагаемыми обществом социальными нормами, с усвоенными прежде стереотипами поведения. Кроме того, нередко молодые люди приходят в вуз, испытывая серьезные эмоциональные проблемы, нередко имея устойчивые девиантные установки.
Поэтому при разработке стратегии молодежной политики в Альметьевском государственном нефтяном институте мы исходили из решения следующих задач:
♦ упорядочение стихийной социализации молодежи, предотвращение негативных тенденций в молодежной среде в форме девиантного поведения;
♦ приобщение студентов к тому объему знаний, который способствовал бы их подготовке к жизни и труду в современных условиях;
♦ развитие вуза как социально и профессионально адаптирующего центра, содействующего самоактуализации личности, освоению новых социальных ролей, в том числе - специалиста-профессионала и гражданина.
Молодежная политика в вузе направле-
на на актуализацию рациональных потребностей, коренных интересов молодежи, создание системы социальной защиты молодежи, компенсации недостаточного социального статуса студента.
Важной частью этой работы является создание гуманитарной социокультурной среды. Она позволит функционировать вузу как корпорации, открытой социокультурной системе, центру коммуникации и здорового образа жизни в регионе. В нестабильный переходный период, который переживает Россия, особое значение приобретает не столько опыт минувших поколений по выходу из кризисов, сколько трансляция традиций.
По нашему мнению, гуманитарная социокультурная среда в АГНИ предполагает реализацию следующих направлений:
♦ использование традиций и позитивного опыта, накопленного коллективом института и в родственных вузах;
♦ поиск новых форм и направлений развития творческих способностей студентов, их самореализации и самоактуализации;
♦ мониторинг интересов, динамики ценностных ориентаций не только студентов АГНИ, но и молодежи региона (потенциальные абитуриенты) как основы планирования социальной работы в вузе;
♦ совершенствование планирования системы управления внеаудиторной работой на всех уровнях и в системах взаимодействия: ректорат - факультет - кафедра - кураторы - студент; базовое предприятие - институт;
♦ модернизация и разработка новых нормативных и рекомендательных документов (в том числе методического характера);
♦ система морального и материального поощрения, стимулирования наиболее активных преподавателей и студентов в сфере развития гуманитаризации вузовской среды;
♦ формирование положительных моделей поведения в студенческой среде, формирование положительных лидеров;
♦ установка на прямой личностный
контакт студентов с наставниками-препо-давателями, деятелями культуры, учеными, опытными производственниками;
♦ своевременная корректировка планов.
Гуманизация образовательного процесса обязательно протекает через гуманитаризацию, то есть расширение количества и повышения качества предметов гуманитарного цикла. Обязательным условием успешности этого процесса становится непосредственное участие каждого субъекта образовательного процесса в социально-воспитательной работе. Важной составляющей частью этой работы является поддержка студентов в процессе их социальной адаптации с тем, чтобы они стали адекватны возникающим условиям, позитивно адаптировались к ним, формировались как специалисты, сохраняли свою индивидуальность.
С целью успешной реализации программы по подготовке специалиста ректорат Альметьевского государственного нефтяного института наладил тесные связи с нефтедобывающими и нефтеперерабатывающими предприятиями региона, в первую очередь с ОАО «Татнефть». Деятельность института и нефтяной компании в этом направлении проявляется в осуществлении планов совместных мероприятий кафедр института и подразделений акционерного общества, студенческой профсоюзной организации, студенческого научно-технического общества, Досугово-оздоровительного центра института и Молодежной организации, Совета молодых специалистов, профсоюзной организации ОАО «Татнефть» в аспекте молодежной политики. Программы взаимодействия института и ОАО «Татнефть» включают в себя проведение совместных научно-практических конференций, профориентирующих, краеведческих, историко-культурологических экскурсий, волонтерскую деятельность, организацию экологических субботников, а также досуговые мероприятия.
Важное место в этой работе занимает процесс формирования корпоративного вузовского духа, придающего своеобразный
смысл и качество образовательному и досуговому процессу, пронизывающего все компоненты вузовской среды.
Творческая деятельность студентов в рамках внеаудиторной работы, которая носит постоянный характер, осуществляется через разнообразные клубы и кружки по интересам, спорт, секции, газету «Вертикаль», видео- и радиостудии.
С 2000 года по решению Ученого совета института в АГНИ работает Досугово-оздоровительный центр (ДОЦ), в который вошли спортивный клуб, включающий в себя спортивные секции, и Студенческий клуб с творческими коллективами, кружками, студиями. Утвержденное Положение о работе ДОЦ стало одним из первых официальных документов института, регламентирующих досуговую работу в АГНИ.
При ДОЦе работают танцевальная студия «Умырзая», студия спортивных танцев «Вдохновение», хоровая студия, театральная студия, команда КВН «10 негритят». Центр ведет свою работу в целях патриотического воспитания молодежи, всестороннего гармоничного их развития, борьбы с наркоманией, СПИДом и алкоголизмом, а также подъема социального, творческого, спортивного и интеллектуального уровня студентов.
По инициативе ректората в институте проводится республиканский фестиваль студенческого творчества им. С. Сулеймановой «Тормыш, исэнме!», в котором участвуют студенты, молодежь региона и молодые работники ОАО «Татнефть».
В спортивном клубе «Буревестник» ДОЦ работают спортивные секции по девяти видам спорта. Согласно календарному плану спортивного клуба, проводятся соревнования среди академических групп, кур-
сов и факультетов по волейболу, баскетболу, мини-футболу, дзюдо, ушу, самбо, легкой атлетике, шахматам, настольному теннису, общей физической подготовке.
В текущем году ДОЦ совместно с факультетами проводит «Марафон здоровья», в рамках которого проводятся спортивные, просветительские мероприятия, ведется мониторинг эмоционального состояния студентов.
Важным направлением молодежной политики является профессиональная адаптация студентов через сеть научных кружков.
Студенческое научно-техническое общество играет важную роль в решении задач по управлению научно-исследовательской деятельностью студентов. В общество входят наиболее активные, склонные к научной работе студенты. На базе СНТО работают следующие кружки: геологический, клуб «Покорители земных глубин» (буровики), историко-культурологический, школа переводчика, студенческий психологический клуб (СПК), студенческая социологическая лаборатория, кибер-клуб «ЕпШша».
Геологический кружок существует уже более 5 лет. Это самоорганизующийся коллектив студентов-единомышленников, до-
бывающих свои знания не только в аудиториях, но и в экспедициях.
За 5 лет геологической практики студенты побывали на Карагайском месторождении магнезитов (г. Сатка), Байкальской группе месторождений железных руд и кварцита (оз. Байкал), в национальных парках Зю-раткуль и Таганай, в Ильменском минералогическом заповеднике, месторождении золота Миасский пруд (г. Миасс), тальковом предприятии (г. Миасс), мраморном заводе (пос. Медведовка), Ахтинском карьере (пос. Юважелга). Самая восточная точка геологических экспедиций студентов АГНИ - южное Прибайкалье и Забайкалье. В экспедициях всегда ведется отбор образцов редких минералов и горных пород. Также были обследованы Кандалакшский и Терский берега Белого моря, усыпанные аметистовыми щетками. Это самое северное направление экспедиции, оно далеко за Полярным кругом. За последние 2 года кафедра геологии организовала и провела учебно-ознакомительные геологические практики для студентов факультета нефти и газа на Урале, в Самарской области, а также геологическую эстафету в поселке Тенишево Камско-Усть-инского района РТ. По итогам экспедиций проводятся региональные научные семинары и конференции.
В 2000 году была открыта первая экспозиция учебного Музея истории народов Татарстана. Экспонаты музея собирают студенты и преподаватели АГНИ. Ведется Книга Дарителей. Постоянная экспозиция музея - «Народные промыслы народов Татарстана». Сменные экспозиции: «История нефтегазового образования в Татарстане»; «История в лицах» (фотографии конца XIX в. - первой половины ХХ в., по данной экспозиции издан каталог); «История России в денежных знаках»; «Кукла как символ культуры», «Великая Победа. Семейные хроники». Учебный музей создан участниками историко-культурологического кружка, который посещают студенты 1-5 курсов. Важное место в работе культурологического кружка занимают поездки по
городам России и Татарстана (Елабуга, Булгары, Казань, Москва, Санкт-Петербург, города Золотого кольца России, Урала). По итогам поездок проводятся научно-практические конференции. За последние 2 года были проведены следующие конференции: «Санкт-Петербург в истории и культуре России», «Знаки и символы в мировой культуре», «Прикладное искусство Урала».
Студенческое научное общество «Покорители земных глубин» было организовано в ноябре 2001 г. За время работы клуба в гостях у членов общества побывали: знаменитые буровики, ветераны труда, ученые и руководители отрасли, изобретатели и рационализаторы нефтяной промышленности Республики Татарстан. Студенты-буровики частые гости на уникальной сверхглубокой скважине, расположенной на территории Альметьевского района, головной нефтеперекачивающей станции крупнейшего в мире трансевропейского магистрального нефтепровода «Дружба», предприятиях ОАО «Татнефть». Студенты получают глубокие знания в области новых высоких технологий, разрабатываемых для нефтяной отрасли, знакомятся с жизненным опытом специалистов, благодаря чему выпускники АГНИ приступают к работе более подготовленными инженерами, с глубокими техническими и гуманитарными знаниями.
Школа переводчика существует около шести лет и работает по программе, которая дает студентам дополнительные знания иностранных языков, а также практику разговорной речи. Школа организовывает встречи со специалистами крупнейших нефтегазодобывающих предприятий: совместного татарстано-американского ЗАО «Тatex» и внешнеэкономической фирмы ОАО «Татнефть», во время которых происходит живое общение на иностранном языке.
В январе 2003 г. кафедрой гуманитарного образования и социологии организована работа студенческого психологического клуба (СПК). В соответствии с интересами студентов определена цель СПК: развитие
психологической культуры студентов, эффективное осуществление основных видов психологического функционирования (самопознание и самоопределение, общение, саморегуляция эмоций и действий, творчество, саморазвитие). Основными видами деятельности СПК являются проведение тренинговых занятий, специализированных лекций, психодиагностика, просмотр видеофильмов и др. Клуб активно сотрудничает с городским центром социально-психологической помощи «Ак каен».
Целью деятельности студенческой социологической лаборатории является проведение исследований в институте, городе, регионе, обеспечение учебно-методическими и научными разработками кафедр института. Опросы отражают отношение студентов к употреблению алкоголя, наркотиков, табакокурению, проблемы досуга и т. п. Анализ и обработка результатов исследований проводятся с помощью современных компьютерных программ «ДА-система» и «БРББ».
Работа всех этих кружков является прямым продолжением учебного процесса, так как студенты здесь углубляют свои познания. Лучшие доклады и сообщения, сделанные на ежегодных научно-практических конференциях института, рекомендуются для выступлений на конференциях в вузах республики и России.
Таким образом, внеучебное время в институте используется как для общего развития личности, так и для углубления профессиональной подготовки будущих специалистов.
Одна из актуальных проблем, обсуждаемая и решаемая в системе высшего образования, - эффективность воспитательной работы в вузе.
Анализ социологической литературы, а также опыта работы родственных вузов позволили сделать вывод о том, что в качестве критериев социально-воспитательной работы могут рассматриваться следующие показатели: степень развития жизнеспособности молодого человека с момента поступления его в вуз и до окончания его; адап-
тированность молодого человека к новым социально-экономическим условиям.
Мы считаем, что в данном случае необходимо говорить о критериях эффективности социального научения личности, его социализации и адаптации. Поэтому справедливо будет использовать понятия «социальная» и «социализационная нормы».
Показателем социализованности можно считать развитие способности к построению и реализации собственного жизненного проекта. Таким образом, одним из критериев эффективности социально-воспитательной работы в сфере молодежной политики в вузе можно определить оптимальность соотношений социальных и со-циализационных норм в установках и жизненных проектах студентов.
В рамках работы по определению критериев эффективности этой работы у нас разработана программа «Жизненный проект студентов», цель которой - исследование базовых ценностных ориентаций личности, жизненных целей студентов института. Социологические опросы производятся участниками психологического кружка под руководством доцента Закировой И. А. по нескольким методикам, в том числе по методике «Жизненные цели»,
Анализ опроса, проведенного в ноябре 2004 г., показал, что студенты 1-го курса четко ориентированы на окончание вуза (80%), получение работы (56%), создание семьи (32%) и некое «исполнение своих желаний (12%). В глаза бросается однополяр-ность целевых установок: первокурсники главной ценностью определяют упрочение, повышение своего статуса.
Анализ ответов студентов 5-го курса показал более широкий спектр жизненных целей: успешно закончить вуз (35%), получить второе высшее образование (35%), создать семью (24%), найти любимую работу (18%), найти свое место в жизни (12%). Налицо актуализация широкого круга потребностей молодых людей, которая демонстрирует наличие жизненного проекта и позитивную адаптацию молодых людей, про-
шедшую в течение пяти лет, в том числе и в стенах вуза. Таким образом, можно сказать, что процесс социального развития молодых людей, подразумевающий реализацию их коренных интересов, успешное социальное и ролевое научение, актуализацию положительных потребностей, самооценку индивидуальных ресурсов, - имеет в АГНИ положительную тенденцию.
Студенты достаточно высоко оценивают работу ректората, профессорско-преподавательского состава по реализации социальновоспитательной деятельности и молодежной политики. 95% студентов 1-го курса через два месяца обучения в АГНИ оценили ее на
«отлично» и «хорошо», а из числа студентов 5-го курса - 72% опрошенных оценили ее на «хорошо», «отлично».
Таким образом, предварительный анализ эффективности воспитательной работы в рамках молодежной политики нашего вуза показывает, что принятая программа внеаудиторной профессионально-ориентированной, социально-адаптирующей работы способствует формированию личности специалиста с высокой степенью жизнестойкости, способной адаптироваться в сложных социальных условиях, творчески развиваться и реализовываться в качестве активного члена общества.
Л. АДЛЕР', почетный профессор АГНИ
В истории любого высшего учебного заведения, которому от роду не один десяток лет, отражается жизнь страны с ее сменой политических режимов, правительств и социального строя. Невзирая на известную инерционность системы образования, происходящие общественные перемены, революции и реформы влекут за собой и перестройку средней и высшей школы.
Так, после Октябрьской революции 1917 года начинается безудержное социальное экспериментирование и в сфере образования. Золотой медалист старой гимназии и обладатель диплома первой степени Санкт-Петербургского университета, человек, чей отец выслужил на ниве просвещения не только генеральский чин, но и потомственное дворянство, В.И. Ульянов, став Лениным, объявляет весь прежний опыт развития школы в России только негативным и предает его анафеме. Это-де была школа зубрежки, школа муштры, школа сословная, готовящая верных слуг крепостниче-
От вечернего факультета - к институту
ства и самодержавия. Начинается безудержная «социальная инженерия» под девизом разрушения традиций «до основанья»: долой переводные и вступительные экзамены, откроем через рабфаки «зеленую улицу» в институты выходцам из среды рабочего класса и его союзников, опустим шлагбаум на пути в советскую школу всем «бывшим», «лишенцам» и «нэпманам».
* Адлер Лев Моисеевич, родился в 1922 году, участник Великой Отечественной войны, в АГНИ работает с 1956 года.