Научная статья на тему 'Профессионально-ориентированная внеаудиторная работа в Альметьевском нефтяном институте'

Профессионально-ориентированная внеаудиторная работа в Альметьевском нефтяном институте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессионально-ориентированная внеаудиторная работа в Альметьевском нефтяном институте»

ЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙШИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ

ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА В АЛЬМЕТЬЕВСКОМ НЕФТЯНОМ ИНСТИТУТЕ

P.M. Рахимова, проректор по воспитательной работе, доцент кафедр гуманитарного образования А.чьметьевского нефтяного института

Важной составной частью образования молодого человека, систем) оздоровления.

является воспитательная деятельность. Значимость ее определяется во многом самим возрастом обучающихся, на который приходится период активного жизненного и духовно-нравственного становления человека. Особую остроту приобретает эта задача в условиях социальной нестабильности, экономических и общественных катаклизмов. Жизненная неопределенность в период становления рынка, отсутствие четких мировоззренческих у становок и ценностных ориентаций - все это вызывает ощущение напряженности, дискомфорта \ молодежи, создает угрозу ее позитивной адаптации, усиливает опасность девиант-

Результатом такой деятельности может стать относительно безболезненное включение молодежи после окончания вуза в трудовую деятельность и социально-экономические отношения, формирование конкурентоспособного специалиста в условиях рыночного производства.

Конкурентоспособность - специфическая особенность демократического общества с экономической свободой. Соответствующий тип личности молодого человека способен к динамичной горизонтальной и вертикальной мобильности, смене видов

ных практик в молодежной среде.

Прежние традиции вузовского воспита-

нахождению эффективных f виях конкурентной борьбы.

рофесси

Вуз является важным агентом социа-

ния во многом утрачены, а новые возника- лизации молодежи. Стратегия региональ-

ют медленно, так как в условиях постсо- ного вуза обусловлена, с одной стороны, ка-

ветской России претерпели изменения аген- чеством и количеством ресурсов, имею-

ты. факторы социализации, изменился со- щихся в распоряжении вуза, а с другой -

циальный облик российского ст\дента.

Сегодня в вузах ведется работа по выработке задач, методов воспитательной работы исходя из того, что главной целью высшего образования является формирование специалиста нового типа с ориентацией на постоянную познавательную дея- жений, относительной закрытостью статус-тельность, со стремлением к самосовершенствованию и реализации своих знаний, способного работать в изменившихся социально-экономических условиях. в новых

характером, темпами и направленностью социальных изменений, происходящих в обществе, с учетом замедленности этих темпов в регионе. Здесь существует ограниченность ресурсов местного рынка труда, не отличающегося разнообразием предло-

ных позиции, их монополизацией представителями старшего поколения. Поэтому провинциальная молодежь осознает, что у нее меньше возможностей для восходящей

организационных формах связи науки и про- социальной мобильности. Кроме того, для

изводства. Это предполагает разработку регионов нередко характерны ограничен-

концепции не просто воспитательной работы в традиционном смысле, а внеаудиторной профессионально-ориентированной работы в вузе как специально организованного и контролируемого процесса подготовки специалиста, включающего в себя научно-исследовательскую работу, рационально организованный досуг, создание ус- сионально-ориентированная, создающая

ловий развития творческих способностей предпосылки для оптимальной самореали-

© P.M. Рахимова, 2002

ный доступ к качественной культурной продукции, значительное отставание в потреблении информационных услуг.

Исходя из этого программа внеаудиторной работы в Альметьевском нефтяном институте разрабатывалась прежде всего как социально-адаптационная и профес-

№ 1, 2002

зации в той сфере деятельности, к которй готовится специалист. Для этого ректорат Альметьевского нефтяного института наладил тесные связи с нефтедобывающими

В качестве методологической основы внеаудиторной работы в институте используется теория социального развития моло-

11 студенчеству

и нефтеперерабатывающими предприяти- охватывает процессы изменения соци-

ями региона, в первую очередь с ОАО «Татнефть». Деятельность института и нефтя-

альных качеств поколения при переходе от статуса обучаемого к статусу профессио-ной компании в указанном направлении про- нала - специалиста с новыми чертами об-

является в реализации планов совместных мероприятий кафедр института и подразделений акционерного общества, студенческой профсоюзной организации, студенческого научно-технического общества, досугово-оздоровительного центра, студенческого и спортивного клубов института и молодежной организации ОАО «Татнефть». В число таких мероприятий входят проведение совместных научно-практических конференций,

профориентационных, краеведческих, исто- внеучебной работы.

раза жизни, социального и духовного облика. Проблему внеучебной деятельности необходимо также рассматривать в контексте социокультурной деятельности молодежи с учетом особенностей ее субкультуры. Реакция молодежи на кризисные явления в обществе, культуре в процессе социализации не может не выражаться в контркультурных проявлениях, которые необходимо учитывать в организации учебной и

Внеаудиторная работа в АлНИ строится так. чтобы перейти от разрозненных воспитательных мероприятий к созданию в вузе гуманитарной социокультурной среды. Под гуманитарной вузовский дух - система ценностей, опре- средой понимается относительно ус-

деленный кодекс поведения, придающие тойчивая совокупность вещественных

своеобразный и неповторимый смысл каж- и личностных элементов, окружающих

дому элементу воспитательной деятельно- человека, непосредственно влияющих

рико-культурологических экскурсии, волонтерская деятельность, организация экологических субботников и многое другое.

Важную роль в профессионально-ориентированной работе играет корпоративный

сти, ее результатам, пронизывающие все компоненты вузовской среды. Такой корпоративный интерес, проявляющийся на всех уровнях, обеспечит непротиворечивость и соответствие элементов воспитательной

ч

деятельности.

на процесс его социализации и индивидуализации. Наличие в вузе такой среды позволяет ему функционировать как корпорации, открытой социокультурной системы, центру коммуникации и здорового образа жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.