шедшую в течение пяти лет, в том числе и в стенах вуза. Таким образом, можно сказать, что процесс социального развития молодых людей, подразумевающий реализацию их коренных интересов, успешное социальное и ролевое научение, актуализацию положительных потребностей, самооценку индивидуальных ресурсов, - имеет в АГНИ положительную тенденцию.
Студенты достаточно высоко оценивают работу ректората, профессорско-преподавательского состава по реализации социально-воспитательной деятельности и молодежной политики. 95% студентов 1-го курса через два месяца обучения в АГНИ оценили ее на
«отлично» и «хорошо», а из числа студентов 5-го курса - 72% опрошенных оценили ее на «хорошо», «отлично».
Таким образом, предварительный анализ эффективности воспитательной работы в рамках молодежной политики нашего вуза показывает, что принятая программа внеаудиторной профессионально-ориентированной, социально-адаптирующей работы способствует формированию личности специалиста с высокой степенью жизнестойкости, способной адаптироваться в сложных социальных условиях, творчески развиваться и реализовываться в качестве активного члена общества.
Л. АДЛЕР*,
почетный профессор АГНИ
В истории любого высшего учебного заведения, которому от роду не один десяток лет, отражается жизнь страны с ее сменой политических режимов, правительств и социального строя. Невзирая на известную инерционность системы образования, происходящие общественные перемены, революции и реформы влекут за собой и перестройку средней и высшей школы.
Так, после Октябрьской революции 1917 года начинается безудержное социальное экспериментирование и в сфере образования. Золотой медалист старой гимназии и обладатель диплома первой степени Санкт-Петербургского университета, человек, чей отец выслужил на ниве просвещения не только генеральский чин, но и потомственное дворянство, В.И. Ульянов, став Лениным, объявляет весь прежний опыт развития школы в России только негативным и предает его анафеме. Это-де была школа зубрежки, школа муштры, школа сословная, готовящая верных слуг крепостниче-
От вечернего факультета - к институту
ства и самодержавия. Начинается безудержная «социальная инженерия» под девизом разрушения традиций «до основанья»: долой переводные и вступительные экзамены, откроем через рабфаки «зеленую улицу» в институты выходцам из среды рабочего класса и его союзников, опустим шлагбаум на пути в советскую школу всем «бывшим», «лишенцам» и «нэпманам».
* Адлер Лев Моисеевич, родился в 1922 году, участник Великой Отечественной войны, в АГНИ работает с 1956 года.
Все это приводит к резкому снижению качества подготовки на всех ступенях образовательной пирамиды. Красные профессора и красные директора на первых порах значительно уступают старым специалистам, и единственным достоянием этого периода является широко развернутая работа по ликвидации неграмотности (ликбез). Образование второй генерации советских вождей как раз и находится на уровне ликбеза. Калинин, Ворошилов, Каганович постигали школьную премудрость на церков-но-приходском уровне. А будущий «сталинский нарком» Ежов с гордостью писал в анкетах о своем образовании: «незаконченное низшее».
После революции прошло почти два десятилетия, когда в ходе сталинского термидорианского переворота и курса на индустриализацию и милитаризацию страны решили восстановить многие обязательные принципы образовательного процесса. Высокая требовательность, переводные и выпускные экзамены, жесткий отсев после семилетки и развитие системы фабрично-заводских и ремесленных училищ. Далеко не все знают или помнят, что в старших классах и в вузах с 1940 года было введено (вопреки Конституции) платное обучение, отмененное только в 50-е годы. Копирование старой дореволюционной школы продолжалось и после войны, когда были введены раздельное обучение мальчиков и девочек, школьная форма и реанимированы золотые и серебряные медали. Стоило только обществу попасть в полосу критики так называемого «культа личности» и «кукурузных» экспериментов Хрущева, как волна очередных реформ накрыла и систему образования. Был взят крен в сторону вечерних школ (куда многие устремились в погоне за производственным стажем, дающим преимущества при поступлении в вуз) и заочно-вечерних институтов и факультетов. Обеспокоенное не столько качеством подготовки, сколько лояльностью студентов и выпускников, правительство Хрущева и его преемники пытаются регулировать социальный состав студентов через подготовительные отделения и предоставление преимуществ при приеме стажникам и солдатам.
Что касается заочно-вечерней формы обучения в институтах, то отношение к ней испытывало «сезонные» колебания и во второй половине XX века - в зависимости от состояния государственных финансов, демографической ситуации в стране и личных предпочтений первых лиц государства.
Если в 60-70-е годы был ликвидирован чрезмерный рост заочно-вечерней формы обучения, то в 80-е вновь заговорили об ее огромных возможностях и необходимости расширения. В авторитетном журнале «ЭКО» (№ 6, 1983 ) в рубрике «Специалист и эпоха» появляется подборка материалов «Без отрыва от производства». Редакция без обиняков сообщает, что сложившаяся демографическая ситуация требует как можно меньшего отвлечения рабочих рук от сферы создания материальных ценностей.
Эти колебания, исходящие из самого верха социальной пирамиды, имеют прямое отношение к истории нефтегазового образования в нашей республике. Они объясняют, почему так долго откладывалось открытие дневного института в Альметьевске.
Но вот началась «перестройка». В 1985 году Татарский вечерний факультет МИН-ХиГП им. И.М. Губкина был сложившимся учебным центром, заслужившим хорошую репутацию и высокий авторитет у нефтяной общественности страны. Работа была налажена, накоплен серьезный методический опыт преподавания в условиях сочетания учебы и трудовой деятельности, сложился коллектив энтузиастов и единомышленников, на факультете была развернута и научно-исследовательская работа.
Вместе с тем именно в это время вместо недавних разговоров о достоинствах ОЗО зазвучали совсем другие речи. По свидетельству первого ректора АлНИ В.Н.Матвеева (1992-1999), ректор МИНХ и ГП им. И.М. Губкина, профессор В.Н.Виноградов, сделавший в свое время очень много для развития высшего образования на периферии, под воздействием новой ситуации в стране и впечатлений от поездки в США, пришел к выводу: заочно-вечернее образование выполнило свою роль и изжило себя. Позади остался 30-летний рубеж истории ТВФ, а будущее было весьма неопределенным.
Хотелось бы сделать отступление, рассказав о выдающейся роли, которую сыграл в истории нашего вуза В.Н.Виноградов. Воспользуюсь воспоминаниями декана ТВФ (1979-1985) К.И.Архипова:
«Владимир Николаевич Виноградов был у истоков создания нашего учебного заведения, приехав в Альметьевск вместе с тогдашним ректором института имени Губкина Фомой Кузьмичем Жигачем как секретарь партийной организации института по поводу организации здесь учебно-консультационного пункта института. В 1962 году Владимир Николаевич стал ректором института, а следовательно, и коллектива Татарского вечернего факультета, и оставался им до момента преобразования в 1992 году факультета в самостоятельный Альметьевский нефтяной институт. Этот удивительный человек, здравствующий и поныне, участник Великой Отечественной войны, получивший на ней ранение, стал ректором солиднейшего института в 39 лет, будучи всего лишь кандидатом наук. Говорю так, потому что в институте Губкина работало полдюжины академиков, настоящих, несколько десятков докторов и сотен кандидатов наук, так что выбор был богатый. Но назначившие его на эту должность не просчитались. Владимир Николаевич, впоследствии ставший доктором наук и профессором, проявил просто блестящие организаторские способности и успешно возглавлял институт в течение 32-х лет! Это примечательно уже само по себе, но все равно надо добавить, что Владимир Николаевич стал Героем социалистического труда, что было достаточной редкостью в высшей школе, а также, что в течение ряда он лет возглавлял Совет ректоров города Москвы, где немало вузов с мировой известностью. Все положительные качества Виноградова В.Н. - организаторские способности, масштаб мышления, крупные связи с различными организациями, дипломатический талант, принципиальность, солидность принимаемых решений и др. - безусловно, отразились и на состоянии и развитии нашего учебного заведения. Можно образно сказать, что за его широкой спиной всегда можно было чувствовать себя защищенно и уверенно. Виноградов В.Н. неоднократно бывал
в Альметьевске, но чаще приходилось видеться с ним в Москве. Кроме того, мы встречались с ним и в других местах, как в официальной, так и в неофициальной обстановке, поэтому могу сказать, какой это интересный собеседник, много знающий, но в то же время умеющий внимательно выслушивать собеседника. Не случайно во время празднования 70-летия института имени Губкина (ныне это Российский государственный университет) при упоминании роли Виноградова В.Н. в его истории весь зал встал и бурно аплодировал на протяжении нескольких минут. Я горжусь, что мне довелось работать с таким человеком» (Очерки истории Альметьевского государственного нефтяного института. - Казань, 2003. - С. 54-55).
Между тем в конце 80-х профессор В.Н. Виноградов начал на практике осуществлять тезис о неважности заочного обучения. Вначале был закрыт заочный факультет Губ-кинского института, затем Небитдагский вечерний факультет и наш младший брат Ле-ниногорский общетехнический факультет.
Нависла серьезная угроза и над Татарским вечерним. Но здесь были бы задеты интересы не только «Татнефти», для которой факультет многие годы был кузницей кадров, но и всего Татарстана, ибо в республике не было другого нефтяного вуза. Пошли на компромисс. При поддержке Объединения на базе ТВФ был создан на правах филиала МИНГ им. И.М. Губкина Альметьевский завод-втуз. Он функционировал при производственном объединении «Татнефть». Первый набор осуществили в сентябре 1990 года.
Таким образом, статус высшего нефтегазового образования в нашем городе повысился еще на одну ступеньку. Начали с учебно-консультационного пункта и филиала заочного факультета, потом три десятилетия были вечерним факультетом.
Что же касается завода-втуза, то это очень интересная форма обучения, хорошо зарекомендовавшая себя, в частности, в работе втуза при Московском автозаводе им. Лихачева. Два с половиной года обучение идет по дневной форме, а на вторую половину учебы студенты переходят на положение вечерников. Непосредственно на рабочих местах они знакомятся с процессом про-
изводства и приобретают необходимый профессиональный и социальный опыт.
Но радость в связи с началом учебы в стационаре на 1 курсе была, как оказалось, преждевременной и недолгой. Неожиданно, но и не без решающего влияния исторических событий 1991-1992 годов пришло известие из головного вуза, ставящего коллектив преподавателей и студентов-нефтяников Альметьевска на грань катастрофы. Решением Ученого совета ГАНГ им. И.М. Губкина в июне 1992 года без согласования с объединением и Правительством РТ был снят прием студентов на 1 курс в городе Альметьевске. Это означало смертный приговор для ТВФ с отсрочкой исполнения на несколько лет (пока будут доучиваться уже принятые). Нечего и говорить, что это известие было принято очень болезненно не только коллективом завода-втуза, но и всей общественностью республики. При обсуждении сложившейся ситуации с Генеральным директором «Татнефти» Р.Г. Галеевым и городскими властями было принято решение: просить Президента Республики Татарстан М.Ш. Шаймиева и Правительство РТ об открытии в городе Альметьевске самостоятельного вуза с дневной и вечерней формой обучения под юрисдикцией Республики Татарстан.
Постановлением Правительства РТ от 28 июня 1992 г. ТВФ (завод-втуз) был преобразован в Альметьевский нефтяной институт (АлНИ), ректором АлНИ назначен де-
кан ТВФ доцент В.Н.Матвеев. 1 сентября 1992 г. сбылась многолетняя мечта и надежда альметьевцев. В городе начал функционировать стационарный вуз. Трудно переоценить значение для жителей города и региона этого знаменательного события. Но впереди предстояла огромная работа по становлению и развитию нового учебного заведения. Мало родиться, нужно еще встать на ноги, преодолеть болезни детского и юношеского возраста, создать внутривузовскую структуру и необходимую материальную базу, развернуть кафедры и факультеты, укомплектовать корпус преподавателей. И последнее по счету, но не по важности - юридически оформить новорожденного, получив для этого не только лицензию на образовательную деятельность, но и пройти аттестацию и аккредитацию Министерства образования России. Работа эта растянулась на годы, и с юридической точки зрения разрешилась только в 2000 году, когда АлНИ получил Свидетельство об аккредитации...
Сегодня вузом руководит Александр Александрович Емекеев - яркий представитель менеджмента современного типа, крупный организатор науки. Он сумел обеспечить достойные контакты нашего института с представителями власти и нефтяной промышленности на самом высоком уровне.
Накануне своего 50-летнего юбилея коллектив института с уверенностью смотрит в будущее.