Научная статья на тему 'Мал золотник, да дорог (интервью с ректором Агни)'

Мал золотник, да дорог (интервью с ректором Агни) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мал золотник, да дорог (интервью с ректором Агни)»

МАЛ ЗОЛОТНИК, ДА ДОРОГ

В годы Великой Отечественной войны, когда страна потеряла районы нефтедобычи и переработки нефти на Кавказе, начались изыскания и геологическая разведка месторождений нефти на территории ТАССР под руководством академика И.М. Губкина. В конце 1940-х годов в Татарстане произошло событие, которое в корне изменило облик юго-востока республики и оказало огромное влияние на жизнь всей страны: было открыто знаменитое Ромашкинское месторождение, начались его освоение и промышленная разработка. В новый нефтяной регион приехали специалисты с Украины, из Азербайджана, Белоруссии и других регионов Советского Союза. Однако кадры рабочих и ИТР, прибывшие на новое месторождение, не могли удовлетворить потребности расширяющегося производства, прежде всего, в специалистах с высшим образованием. В этих условиях оптимальной была признана подготовка специалистов из числа работников нефтяных предприятий региона. Решение этой задачи взял на себя Московский нефтяной институт имени И.М. Губкина, который в 1956 году открыл в г. Альметьевске свой Учебно-консультационный пункт (УКП), доросший постепенно до статуса института. В будущем году Альметьевский государственный нефтяной институт отмечает свой 50-летний юбилей.

С ректором АГНИ А.А. Емекеевым мы встретились на Всероссийском совещании по проблемам модернизации и развития дополнительного профессионального образования в регионах Российской Федерации (Казань, декабрь 2004 г.). Наша беседа на данную тему, значимую и для подготовки высококвалифицированных специалистов-нефтяников, охватила гораздо более широкий круг вопросов.

- Александр Александрович, расскажите, пожалуйста, об опыте организации работы в области дополнительного профессионального образования в вашем вузе.

- Человек учится на протяжении всей своей жизни. Многие ученые и практики вполне справедливо называют этот процесс непрерывным. Такое образование является результатом активной гражданской позиции и условием для всестороннего участия человека в жизни общества.

Сегодня в России особо остро ощущается потребность в профессионалах, специалистах высокого класса, которые досконально знают свое дело. Их роль особенно велика в такой сфере, как нефтедобыча.

Именно эту проблему решает АГНИ. Использование научного и преподавательского потенциала позволяет готовить специалистов-нефтяников высокого класса. В институте можно не только повысить квалификацию, но и пройти профессиональную переподготовку, что поможет человеку быть востребованным на рынке труда. А это одна из лучших мотиваций для успешной работы.

Комплекс учебных материалов, программ, деловых ситуаций и творческих заданий направлен на формирование специалиста, владеющего всем арсеналом средств нефтедобычи. По окончании выдаются документы государственного образца.

Можно с уверенностью сказать, что второе высшее образование, полученное в АГНИ, создает ее выпусникам прочный фундамент для успешной карьеры.

- Если я Вас правильно понял, существуют самые разные направления деятельности АГНИ в сфере дополнительного образования?

- В качестве основных мы выделяем следующие:

• повышение квалификации, переподготовка руководящих работников и специалистов по специальностям вуза;

• дополнительное профессиональное образование, включая второе высшее образование;

• подготовка программ, методических пособий и других материалов для обеспечения учебного процесса по различным направлениям дополнительного профессионального образования;

• образовательные услуги по всем формам профессиональной переподготовки и повышения квалификации населения, инженерно-технических кадров, руководителей и специалистов предприятий, учреждений и организаций различных форм собственности по отраслям экономики, государственных и муниципальных служащих по лицензированным образовательным программам, разработанным АГНИ.

Все эти направления ДПО для нас органичны и исторически, и логически.

- В каком смысле?? Давайте вспомним историю вашего института.

После открытия в 1948 году Ромашкинского месторождения, входящего в десятку крупнейших нефтяных месторождений мира, начался бурный промышленный рост юго-востока нашей республики. В 1949 году был создан трест «Татар-нефть», преобразованный вскоре в объединение «Татнефть». Центром нефтяного региона становится город Альметьевск. Здесь сосредоточиваются крупнейшие предприятия по добыче нефти и газа: НПУ «Альметьевнефть», трест «Альметьевбурнефть», строительные управления и тресты. Начинается строи-

46

Высшее образование в России • № 2, 2005

тельство ряда магистральных нефтепроводов, и в 1956 году вступает в эксплуатацию первая очередь Миннибаевского газоперерабатывающего завода. Таким образом, республика в 1950-60-е годы становится одним из перспективных нефтедобывающих центров страны.

И тогда сама жизнь выдвинула вопрос о подготовке специалистов непосредственно в Татарии. Объединение «Татнефть» просит соответствующие союзные министерства открыть на юго-востоке республики вечерний институт. Расположенная в Альметьевске школа буровых кадров получила указание начальника «Татнефть» Шмарева А.Т. организовать подготовительные курсы для желающих получить высшее нефтяное образование. А желающих было много!

Дело шло к лету 1956 года. Курсы работали успешно, но перспективы относительно учебы в институте были далеко не ясны. Организация приемных экзаменов и открытие хотя бы учебно-консультационного пункта (УКП) Московского нефтяного института явно затягивались.

Тогда среди слушателей курсов, людей неробкого десятка, родилась идея обратиться за помощью в ЦК КПСС. Идея вполне соответствовала духу «оттепели»:

Центральный Комитет КПСС Никите Сергеевичу Хрущеву

Дорогой Никита Сергеевич!

Мы, нефтяники г. Альметьевска, который к концу пятилетки даст нефти столько, сколько сегодня дает Баку, обращаемся к Вам с просьбой вмешаться и помочь нам в организации в нашем городе вечернего нефтяного института. В марте текущего года в нашем городе были организованы подготовительные курсы для поступающих в вечерний нефтяной институт. На курсы поступило свыше трехсот человек. Одиннадцатого июня из Москвы нас поставили в известность, что из института Губкина выезжает комиссия для приема вступительных экзаменов. Мы перешли на ежедневные занятия. Однако письмом Министерства высшего образования № Г 3/135 нам вскоре сообщили, что в нашем городе вечернего института не будет. Мы возмущены бездушным отношением к нам Министерства нефтяной промышленности, Министерства высшего образования. Этим письмом обмануты надежды нефтяников Альметьевска, желающих учиться.

По поручению слушателей подготовительных курсов -

Акимов, Ледяев, Тимощук, г. Альметьевск Татарской АССР, школа буровых кадров. 20.06.56 г.

Известно, что Н.С. Хрущев, ратовавший за тесную связь образования с жизнью, был горячим поборником «безотрывных» форм учебы и требовал от московских вузов создания своих филиалов там, где работали нефтяники, строители, металлурги. Сама жизнь, ее пульс и ритм требовали этого.

Итак, телеграмма нашла свой адресат. Желания людей и нужды общества, точка зрения авторов обращения в ЦК и главы государства совпали. Центральный Комитет КПСС обязал Министерство высшего и среднего специального образования СССР, а оно, в свою очередь, Московский нефтяной институт организовать высшее нефтяное образование в республике.

Таким образом, история Альметьевского государственного нефтяного инсти-

тута (АГНИ) начинается с Учебно-консультационного пункта, открытого на базе МНИ в октябре 1956 года.

В 1958 г. УКП приобрел статус заочного факультета, а в 1959 г. был преобразован в Татарский вечерний факультет МИНХ и ГП им. И.М. Губкина.

В начале 90-х годов Татарский вечерний факультет, как и вся высшая школа, переживал тяжелые времена. Казалось бы, все шло к закрытию вечернего факультета. Переломным для вуза стал 1992 год, когда, в соответствии с постановлением Кабинета министров Республики Татарстан от 28.07.1992 г. № 415 он был преобразован в Альметьевский нефтяной институт. А затем приказом МО РФ № 3399 от 27.08.2003 г. переименован в Альметьевский государственный нефтяной институт. Полномочия учредителя осуществляет Министерство образования и науки РТ.

- Александр Александрович, Вы руководите вузом с 1999 года. Как получилось, что ректором института с такими богатыми традициями стал молодой человек, к тому же «со стороны»??

- По-видимому, именно эти факторы и сыграли решающую роль. Дальнейшее развитие вуза востребовало руководителя со знанием современных технологий управления, теоретически подкованного в области менеджмента, управления персоналом, социологии труда. Этой проблематикой я вплотную занимался в КГТУ. В нашем вузе я руковожу кафедрой менеджмента. На мой взгляд, фигура ректора-специалиста в области организационного развития вполне адекватна современным реалиям.

- Вероятно, это связано и с некими особенностями отраслевого вуза?

- Да. Прежде всего нужно сказать об исторически сложившейся традиции сочетания учебы и трудовой деятельности. Ведь совсем недавно вуз был вечерним учебным заведением. То есть до сих пор существует жесткая организационная связь с производственной базой (Татнефть) и учредителем (Совет министров РТ). Для нас важна опора на специфический региональный рынок труда, со всеми его плюсами и минусами. К примеру, у нас нет проблем с распределением выпускников, но есть трудности с качеством набора на первый курс. Именно поэтому встают особые социотехнические задачи установления плодотворных связей - горизонтальных и вертикальных - с заказчиками и потребителями нашей «продукции». Всем этим определяются и номенклатура специальностей, и модели образовательного процесса, и требования к преподавательскому составу и т.д. Здесь знание социологии, психологии, экономики организаций обязательно.

Более подробно о нашей современной жизни и работе я попытаюсь рассказать в своей статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.