Научная статья на тему 'Формирование системы нефтяного образования на юго-востоке ТАССР в 1950-е годы'

Формирование системы нефтяного образования на юго-востоке ТАССР в 1950-е годы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
408
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФТЯНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / OIL INDUSTRY / TRAINING SYSTEM / INTELLECTUAL INFRASTRUCTURE / TECHNICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Минкин М. Р.

В статье рассматривается период формирования системы подготовки кадров для нефтяной промышленности Татарстана. Характеризуются этапы и специфика решения кадровой проблемы в отрасли. Рассматривается процесс развертывания технических образовательных учреждений всех уровней, начиная с производственных форм обучения непосредственно на рабочих местах и заканчивая созданием Татарского вечернего факультета Московского нефтяного института.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SYSTEM OF OIL EDUCATION IN SOUTHEAST OF TASSR IN 1950-TH

The article illustrates the formative period of training for the oil industry of Tatarstan. The stages and specificity of the decision of a personnel problem in the branch are characterized here. Besides, the article describes the process of development of technical educational institutions of all levels from the industrial forms of training on workplaces to the creation of the Tatar evening faculty of Moscow oil institute.

Текст научной работы на тему «Формирование системы нефтяного образования на юго-востоке ТАССР в 1950-е годы»

Понимание деятельности вуза как социально-экономического субъекта рынка позволяет утверждать, что результативность его деятельности должна оцениваться с позиций всех экономических агентов и интегральной эффективности, отражающей его целевую, ресурсную, экономическую и институциональную эффективность, возможно, многокритериальным и многоуровневым способом.

При оценке конкурентоспособности необходимо отметить, что на стороне спроса образовательной услуги выступает государство. Оно обладает определенными возможностями устанавливать свои требования и стандарты к результату и к процессу осуществления образовательных услуг, задавая тем самым вектор удовлетворения потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, представляет интересы общества. Одновременно государство контролирует ориентацию образовательных учреждений на потребности рынка. Оценка качества образовательных услуг во всем мире происходит с помощью обязательного государственного или общественно-государственного контроля и за процессом, и за результатом образовательных услуг.

Для реализации цели вуз должен быть ориентирован на создание условий для эффективного использования ресурсов и рыночного роста за счет поддержания равновесного состояния с внешней средой, то есть его адаптации к внешним изменениям, и, следовательно, должен иметь адаптивные механизмы.

Используя процессно-ориентированный подход для исследования конкурентоспособности вуза, возможно на количественной основе оценить объем финансовых ресурсов, необходимых для инвестиро-

вания в проекты по повышению конкурентоспособности вуза. Процессно-ориентированный подход позволяет расширить набор факторов, тем самым дать более объективную оценку конкурентоспособности, проводить исследования и определять направления совершенствования деятельности вуза, оценивая различные факторы. Появляется возможность на количественной основе оценить объем финансовых ресурсов, необходимых для инвестирования в проекты по повышению конкурентоспособности вуза.

Таким образом, оценка конкурентоспособности вуза должна быть процессно-ориентированной, основанной на исследовании каждого уровня образования. Предложенный метод достаточно прост в применении, поскольку основан на несложных методах сбора и обработки данных. Несмотря на различия вузов, метод с использованием процессно-ориентированного подхода является универсальным и позволяет оценить, исследовать и усилить конкурентные позиции вуза.

Список литературы:

1. Основные показатели образования и культуры в Республике Башкортостан: статистический сборник. - Уфа, 2011.

2. Амирханова Л.Р., Харисова А. 3. Об одном подходе к оценке и исследованию конкурентоспособности вуза в условиях уровневой подготовки // Вестник УГАЭС. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. -2013.-№ 1 (З).-С. 82.

3. Валиев Ш.З. России нужен эффективный и компетентный менеджмент / Ш.З. Валиев, В.И. Сухочев// Высш. образование сегодня. - 2010. - № 3.

Минкин М.Р.

кандидат исторических наук, начальник научно-исследовательского отдела Альметьевского государственного нефтяного института, Россия, г. Альметьевск

УДК 378

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ НЕФТЯНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ЮГО-ВОСТОКЕ ТАССР В 1950-е ГОДЫ

В статье рассматривается период формирования системы подготовки кадров для нефтяной промышленности Татарстана. Характеризуются этапы и специфика решения кадровой проблемы в отрасли. Рассматривается процесс развертывания технических образовательных учреждений всех уровней, начиная

с производственных форм обучения непосредственно на рабочих местах и заканчивая созданием Татарского вечернего факультета Московского нефтяного института.

Ключевые слова: нефтяная промышленность, система подготовки кадров, интеллектуальная инфраструктура, техническое образование.

FORMATION OF SYSTEM OF OIL EDUCATION IN SOUTHEAST

OF TASSR IN 1950-TH

The article illustrates the formative period of training for the oil industry of Tatarstan. The stages and specificity of the decision of a personnel problem in the branch are characterized here. Besides, the article describes the process of development of technical educational institutions of all levels from the industrial forms of training on workplaces to the creation of the Tatar evening faculty of Moscow oil institute.

Key words: oil industry, training system, intellectual infrastructure, technical education.

На рубеже 1940-1950 годов на юго-востоке Татарской АССР были обнаружены высокопродуктивные месторождения нефти. Началось строительство крупного промышленного узла, главным элементом которого стало организованное в апреле 1950 года производственное объединение «Татнефть» [1, с. 391]. Одной из актуальных проблем его деятельности стало кадровое обеспечение производства. Согласно утвержденному Советом Министров СССР плану, численность промышленного персонала на нефтедобывающих предприятиях республики в течение 5-8 лет должна была достичь 90-100 тыс. человек [2, с. 320].

Юго-восточные районы ТАССР в целом располагали положительным балансом трудоспособного населения, но в подавляющем большинстве оно было занято в аграрной отрасли [3]. Низкий уровень грамотности и практически отсутствие интеллектуальной инфраструктуры еще более усугубляли ситуацию, делая сомнительной возможность организации подготовки кадров нефтяных специализаций в краткосрочной перспективе [4, с. 244]. Ввиду этого, Министерство нефтяной промышленности СССР, ответственное за организацию производства, сосредоточилось на поиске источников квалифицированной рабочей силы за пределами республики. Так было принято решение о перебазировании нефтяников из других регионов страны [5, с. 81].

С осени 1950 года в распоряжение ПО «Татнефть» стали поступать целые предприятия, командированные из Баку, Грозного, Краснодара, Куйбышева, Перми, Башкирской АССР [6]. Всего к декабрю 1951 года в республику прибыли 5 919 рабочих [7] и 442 специалиста с высшим и среднетехническим образованием [8, с. 94]. С их помощью удалось приступить к промышленной эксплуатации месторождений, однако, как показала практика, принятые меры оказались недостаточными и носили временный характер. Многие рабочие вскоре покинули Татарстан, не выдержав тяжелых производственных, клима-

тических, но особенно бытовых условий [5, с. 89]. Их массовый отъезд привел к недопустимому уровню текучести кадров на предприятиях объединения «Татнефть» [9].

Возникла угроза срыва производственных планов, что было непозволительно в условиях острой нужды в углеводородном сырье восстанавливающейся послевоенной экономики страны. Ввиду этого потребовалась безотлагательная смена стратегии решения кадровой проблемы. Этот вопрос обсуждался на XXIII Областной партийной конференции, состоявшейся в 1952 году. На ней было принято решение сделать главную ставку в формировании трудового коллектива объединения на местное население из прилегающих к нефтяным месторождениям районов [10, с. 49]. По просьбе Татарского областного комитета ВКП(б) Совет Министров СССР постановил прекратить с 1953 года организованный набор рабочих в ТАССР с вывозом их за пределы республики, предоставив возможность их сосредоточения на предприятиях нефтепрома [11].

Жители юго-востока республики и ранее поступали на работу в структурные подразделения «Татнефти» как через организованные наборы, так и в добровольном порядке. Однако ими комплектовались исключительно вспомогательные предприятия, где специальная профессиональная подготовка не требовалась. Отныне вчерашние крестьяне должны были занять места бурильщиков, операторов по добыче нефти, вышкомонтажников, трактористов, дизелистов, электриков, водителей, строителей. Они же должны были стать источником для формирования инженерно-технического корпуса нефтяной промышленности республики. Приток людских ресурсов обеспечивался как за счет применения командно-административных методов, так и путем поощрения добровольного выхода крестьян из колхозов [12].

Именно на этом этапе в республике острую актуальность приобрели вопросы организации много-

уровневой системы подготовки кадров для нефтяной промышленности. Ввиду невозможности предварительного обучения людей, принимаемых на работу, из-за отсутствия на это времени, подготовка должна была осуществляться без отрыва от производства. Поэтому основными направлениями и особенностями формирования образовательного комплекса стали организация внутрипроизводственного обучения и открытие вечерних и заочных технических учебных заведений непосредственно в районе деятельности предприятий нефтяной промышленности.

Еще в 1950 году в структуре ПО «Татнефть» был организован учебно-курсовой комбинат (УКК) для подготовки и повышения квалификации рабочего персонала. Однако в условиях отсутствия четкого планирования, слабого контроля со стороны руководства и скромной материальной базы его деятельность была крайне неэффективной. Так, за весь 1951 год УКК подготовил всего 113 рабочих для основного производства [13]. Проблема организации обучения рабочих рассматривалась на XXIV пленуме Татарского областного комитета ВКП(б), где было принято директивное решение о создании централизованной системы внутрипроизводственной подготовки кадров в нефтяной промышленности республики [14]. С 1953 года практически все предприятия основного производства в объединении «Татнефть» открыли собственные УКК. Параллельно получили распространение методы подготовки кадров непосредственно на рабочих местах. Практиковались индивидуальное и бригадное обучение с привлечением опытных инструкторов из числа передовиков производства и инженерно-технических работников. Лучшие буровые, вышкомонтажные и промысловые бригады проводили инструкторские вахты, наглядно демонстрируя новаторские технологии в производстве. В подразделениях организовывались школы передовых методов труда, курсы целевого назначения, технические кружки, проводились технические конференции и семинары. Планирование и контроль деятельности УКК и прочих курсов осуществлял созданный в том же 1953 году центральный учебно-методический совет (УМС) ПО «Татнефть», председателем которого был назначен главный инженер объединения В.А. Еронин [10, с. 51]. В период с 1953 по 1959 год внутрипроизводственную подготовку и повышение квалификации различными методами прошли 38 914 человек, что даже превышало план УМС на 5 854 человека [15].

Базовое обучение рабочих массовых профессий осуществлялось в переведенной в 1951 году из Саратовской области в рабочий поселок Альметьево Школе буровых кадров (ШБК) [16]. Изначально школа вела подготовку рабочих-нефтяников по специальностям «бурильщик» и «дизелист», однако к кон-

цу 1950-х годов их перечень достиг 15 профессий. Близость школы к промыслам создавала благоприятные условия для сочетания теоретической учебы с практикой бурения и добычи нефти. В качестве преподавателей часто привлекались специалисты-производственники, обучавшие в свободное от основной работы время, что положительно сказывалось на уровне подготовки курсантов. ШБК стала основным центром подготовки квалифицированных рабочих массовых профессий из местных жителей: в течение только первых десяти лет своей деятельности в этом учебном заведении получили специальность и повысили квалификацию 9688 человек [17, с. 376].

Не меньшую актуальность имели вопросы комплектования предприятий нефтяной промышленности ТАССР инженерно-техническими работниками. Практика направления в республику выпускников профильных среднетехнических и высших учебных заведений страны по системе распределения не смогла удовлетворить растущий спрос ПО «Татнефть» в этой категории персонала, в том числе и потому, что учреждений нефтяного образования в СССР на тот момент было крайне мало [18, с. 44]. Должности ИТР часто замещались практиками из числа наиболее опытных рабочих. В первые 3-4 года освоения месторождений Татарии их доля среди инженеров и техников в объединении составляла более 50% [5, с. 62].

Весной 1954 года на юго-востоке республики, непосредственно в районе деятельности объединения «Татнефть», началась организация филиалов Октябрьского нефтяного техникума Башкирской АССР. Отделения этого учебного заведения открылись в городе Альметьевске и рабочем поселке Новая Письмянка (с 1955 г. - город Лениногорск). В том же году был осуществлен первый набор учащихся из числа лиц, работающих на нефтедобывающих предприятиях района. Обучение велось по вечерней форме без отрыва от производства по наиболее востребованным специальностям «Эксплуатация нефтяных и газовых месторождений», «Бурение нефтяных и газовых скважин» и «Промышленное и гражданское строительство». В 1958 году, согласно постановлению ТСНХ, Лениногорский нефтяной техникум (ЛНТ) приобрел статус самостоятельного учебного заведения с правом прямого финансирования из союзного бюджета, что значительно расширяло его возможности. Альметьевский вечерний техникум стал филиалом ЛНТ [8, с. 121]. К 1960 году оба техникума произвели по два выпуска, подготовив 132 техника [19]. Но такое количество специалистов удовлетворить потребности быстро растущего производства не могло. Однако в течение последующих 10 лет Лениногорский техникум стал основным центром подготовки кадров со среднетехническим образованием для ПО «Татнефть».

Постепенно на юго-востоке республики налаживалась подготовка кадров высшей квалификации. В 1955 году по инициативе начальника ПО «Татнефть» А.Т. Шмарева в Альметьевской ШБК были организованы подготовительные курсы к поступлению в высшее учебное заведение [20]. В июне следующего года группа слушателей этих курсов направили телеграмму с письмом на имя Секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева с просьбой содействовать открытию в Альметьевске вечернего нефтяного института [21, с. 14]. Просьба была рассмотрена и одобрена. В 1956 году в Альметьевске был создан учебно-консультационный пункт заочного факультета Московского нефтяного института им. И.М. Губкина, который с января 1958 года был преобразован в филиал заочного факультета, а с 1959 года в Татарский вечерний факультет (ТВФ) Московского нефтяного института с филиалами в Jle-ниногорске и Бугульме. На начало 1959 года в ТВФ обучались 175 студентов по специальностям «Разработка нефтяных и газовых месторождений», «Машины и оборудование нефтяных и газовых промыслов», «Экономика и организация нефтяной и газовой промышленности» [22]. Все студенты были опытными производственниками. Многие из них уже занимали инженерные или руководящие должности. Вечерний факультет также обеспечивал подготовку студентов заочного отделения головного вуза и других нефтяных и политехнических институтов страны, направленных для прохождения практики на нефтяные промыслы Татарской АССР.

Таким образом, на начальном этапе развития нефтяной отрасли удалось создать достаточно действенную интеллектуальную инфраструктуру для внутрипроизводственной и базовой подготовки кадров непосредственно в районе деятельности предприятий нефтяной промышленности республики. Это позволило избежать срыва государственных планов по разработке поволжских месторождений углеводородного сырья в условиях, когда пришлось менять стратегию кадрового обеспечения ПО «Татнефть» уже в процессе его активной деятельности. В то же время технические образовательные учреждения всех уровней, начавшие свою деятельность в это сложное время, стали основой формировавшейся стройной системы образования для нефтегазовой

отрасли Республики Татарстан, доказав свою эффективность и состоятельность в последующие годы.

Список литературы:

1. Гиниатуллин М.К Развитие «Татнефти». Статистика и комментарии. - М.: Радио-Софт, 2000. - 400 с.

2. Вторая высота / Редколлегия: А.К. Мухаметзянов [и др.]. - Казань: Тат. кн. изд-во, 1981. - 343 с.

3. НА РТ Ф.Р-4580. Оп. 3. Д. 1496. Л. 1.

4. Фасхутдиное К.Ф. Формирование и развитие Альметьевско-Бугульминского промышленного узла в Татарстане // Из истории Альметьевского региона. - Казань: Татполиграф, 1999. - С. 244-261.

5. Князев С.Л. Нефть Татарии: рубежи, взгляд сквозь годы. - Казань: Тат. кн. изд-во, 1990. - 328 с.

6. ЦГА ИПД РТ Ф. 15. Оп. 6. Д. 2090. Л. 38-46.

7. НА РТ Ф.Р-7246. Оп. 3. Д. 25. Л. 44.

8. Князев С.Л., Гатиятуллин Н.С., Абражеев Г.П. Нефть и газ Республики Татарстан. Сборник документов, цифр и материалов. - М.: Недра, 1993. - 357 с.

9. НА РТ Ф.Р-7246. Оп. 3. Д. 43. Л. 41.

10. Цитрина Л.Н. Разрешение проблемы обеспечения кадрами нефтяной промышленности Татарии // Труды КХТИ: Вып. 28. - Казань, 1960. - С. 38-55.

11. НА РТ Ф.Р-4580. Оп. 3. Д. 1496. Л. 78.

12. ЦГА ИПД РТ Ф. 15. Оп. 6. Д. 3123. Л. 191, 192.

13. НА РТ Ф.Р-7246. Оп. 3. Д. 25. Л. 6-12.

14. ЦГА ИПД РТ Ф. 15. Оп. 6. Д. 2090. Л. 123-125.

15. НА РТ Ф.Р-7246. Оп. 3. Д. 66. Л. 13-14; ЦГА ИПД РТ Ф. 15. Оп. 6. Д. 4029. Л. 125-130; ЦГА ИПД РТ Ф. 15. Оп. 6. Д. 4412. Л. 161-167; НА РТ Ф.Р-7246. Оп. 3. Д. 188. Л. 73-95; НА РТ Ф.Р-7246. Оп. 3. Д. 400. Л. 191-211.

16. НА РТ Ф.Р-3437. Оп. 1. Д. 9. Л. 37.

17. Уразманова Р.К Формирование кадров нефтяников в 1950-1960-х гг. // Элмет - Альметьевск. - Казань: Идел-Пресс, 2003. - С. 375-378.

18. Чуткерашвили Е.В. Развитие высшего образования в СССР. - М.: Высшая школа, 1961. - 239 с.

19. НА РТ Ф.Р-7246. Оп. 3. Д. 650. Л. 19, 20.

20. Архив музея истории АГНИ. Инв. № 1. Л. 1.

21. Габделыиина Г.Г. Пятьдесят шагов в будущее. История ТВФ МИНХ и ГП - АГНИ. - Казань: Рухи-ят, 2006. - 279 с.

22. НА РТ Ф.Р-3421. Оп. 1. Д. 1. Л. 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.