ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ
А.Е. Березин,
аспирант Саратовского государственного технического университета
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
^^одержание социальной политики в высших учебных заведениях заключается в реализации социальной помощи студентам, преподавателям и сотрудникам. Это означает, что государство через администрацию высшего учебного заведения осуществляет деятельность по социально-экономической поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, правовых и других услуг [1, с. 43].
Основные аспекты социальной политики представлены в ч. 2 ст. 7 Конституции РФ, где приводится расшифровка обязанностей социального государства. В частности, провозглашается, что данная политика должна быть направлена в первую очередь на охрану труда здоровья людей; установление гарантированного минимального размера оплаты труда; обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты [2].
По мнению Ю.Н. Исайчевой, социальная политика призвана создавать условия для обеспечения граждан работой, охранять наемный труд, обеспечивать людям прожиточный минимум, содействовать увеличению мелких и средних собственников, перераспределять доходы через государственный бюджет, заботиться об образовании, семье и здравоохранении, постоянно улучшать социальное обеспечение и многое другое [3, с. 106].
Н.А. Волгин убежден в том, что основные функции социальной политики сводятся к обеспечению социальной устойчивости общества, его социальной безопасности, политической устойчивости власти; обеспечению такого распределения власти в хозяйстве, которое признавалось бы большинством граждан спра-
ведливым, не требующим борьбы за передел; налаживанию такой системы распределения экономических ресурсов и достижения экономического эффекта, которая устраивает подавляющее большинство населения; обеспечению обществом и государством необходимого и достаточного уровня экологической безопасности; достаточного уровня социальной защищенности как населения в целом, так и для каждой из его социальной групп [4, с. 33]. В то же время государственная социальная политика - это действия государства, проводимые в социальной сфере, которые преследуют определенные цели, соотнесенные с конкретно-историческими обстоятельствами, и при этом подкрепленные необходимыми организационными и пропагандистскими усилиями, а также финансовыми ресурсами и рассчитанными на определенные этапные социальные результаты [4, с. 25].
Социальная политика призвана решать противоречия между текущими и перспективными интересами общества, между интересами различных слоев, общественных институтов, учитывать и прогнозировать, снижать и корректировать неизбежную «плату» общества за социальный прогресс. Следовательно, социальная политика имеет прямое отношение к определению приоритетов в развитии благосостояния, масштабов поддержки различных слоев населения. Обычно социальная политика реализуется через различные формы социальной работы, крупные разовые государственные решения и мероприятия, а также через социальные программы (специализированные и комплексные). Именно в таких программах определяется стратегия социальной политики, которая представляет собой генеральное решение системы социальных проблем страны на конкретном историческом этапе ее развития.
В демократическом обществе множественность идеологий и субъектов порождает разнообразие целей и множественность стратегий социальной политики. Каждая из стратегий входит составной частью в ту или иную идеологию и программу общественного развития [4, с. 114].
На наш взгляд, государственная социальная политика в организации высшего образования исходит от государства. Разработчиками социальных услуг являются как государство, так и администрация высшего учебного заведения, которая отстаивает и защищает интересы студентов, преподавателей и сотрудников. Таким образом, специфика социальной политики в высших учебных заведениях заключается в оказании социальной поддержки и помощи студентам, преподавателям, сотрудникам вуза, которые в них нуждаются. Осуществление социальной помощи, поддержки инициируется профкомом студентов и профкомом преподавателей и сотрудников вуза.
Сами организации высшего образования представляют собой учреждения, в которых реализуются программы высшего и послевузовского образования. В соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются следующие виды высших учебных заведений: университет, академия, институт. В наименовании вуза указывается его вид и при необходимости специальное название (консерватория, высшее училище, высшая школа и др.). Наименование высшего учебного заведения устанавливается при его создании и может изменяться при его реорганизации по согласованию с федеральным органом управления образованием.
Стратегия социальной политики высших учебных заведений заключается в
разработке, дополнении социальных услуг для отдельных категорий населения. С учетом каждодневных изменений в экономике, часто под влиянием различных финансовых кризисов разрабатываются социальные услуги для защиты интересов студентов, преподавателей и сотрудников. При всех существующих в обществе различных подходах и представлениях о приоритетах все же могут быть выделены и содержательно описаны проблемы общероссийского значения, такие, как низкая заработная плата сотрудников и преподавателей, отсутствие собственного жилья у многих преподавателей, низкая стипендия студентов.
Насущные вопросы складываются в систему приоритетов социальной политики. Суть приоритетов сводится к проблемному видению основных, самых значительных противоречий сложившейся исторической ситуации, разрешение которых обеспечивает переход общества в качественно новую, более благоприятную ситуацию [4, с. 115].
Соотнося изложенную информацию с конкретными примерами, обратимся к опыту различных региональных вузов.
Так, в Ульяновском государственном университете создан попечительский совет как один из возможных выходов из сложных условий дефицита финансирования высшей школы. Попечительский совет играет большую роль в формировании традиций вуза и повышении его значимости в городе и области. Ежегодно, начиная с 1992 г., присуждается звание лауреата премии попечительства совета госуниверситета с вручением диплома и мантии лучшим представителям в области образования, науки и техники, культуры и искусства. Попечительский совет Ульяновского государственного университета устанавливает именные стипендии для наиболее одаренных студентов и молодых ученых. Им вручается свидетельство
о назначении стипендии и коллективная фотография, которая хранится в музее истории университета. Определены социальные стипендии студентам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Попечительский совет оказывает социальную поддержку преподавателям и студентам университета, финансирует программы, нацеленные на улучшение условий учебы и труда, насыщенность культурной жизни. Ежегодно финансовые средства и материальные ресурсы попечительского совета расходуются на строительство, обновление технической базы университета, проекты по повышению уровня профессиональной подготовки и повышению квалификации профессорско-преподавательского состава и студентов, социальные и культурные программы. В создании и организации деятельности попечительского совета Ульяновский государственный университет руководствуется рядом законодательных актов Российской Федерации [5, с. 23].
В Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена формируются условия, способствующие активизации научно-исследовательской деятельности студентов, включающие развитие исследовательских форм работы в рамках учебной деятельности, работу студенческих исследовательских центров (научные студенческие кружки, олимпиады, конкурсы, студенческие научные конференции), развитие совместных с преподавателями форм научно-исследовательской деятельности (участие студентов в плановых исследованиях кафедр, проведение совместных научных конференций, издание совместных работ) [6, с. 12]. Оформляется система общеуниверситетских дел и праздников (праздник Первого
звонка, выездная учеба студенческого актива, конкурс первокурсника, Герценов-ская спартакиада, университетская студенческая научная конференция, Герценов-ская олимпиада, конкурс «Весна студенческая», День рождения Университета и др.). Важно отметить те аспекты в деятельности университета, которые характеризуют его открытый характер, например возможность, общаться со своими сверстниками из-за рубежа, слушать лекции иностранных преподавателей, выезжать за границу на стажировку, встречаться с представителями науки и культуры города и т.д. В связи с этим студентами затрагиваются и вопросы необходимости изучения иностранных языков. За последние годы заключены договоры более чем с тридцатью зарубежными вузами и различными образовательными учреждениями. Отношения с партнерами предусматривают весь спектр возможных форм сотрудничества: студенческий обмен, обмен преподавателями и сотрудниками, научный обмен; обучение иностранных граждан на компенсационной основе; проведение совместных конференций, семинаров; создание различных пособий (научных монографий, словарей и т.д.); организацию специальных культурнообразовательных программ; совместные проекты, концерты и выставки.
В Альметьевском государственном нефтяном институте практикуется социальная политика в виде молодежной политики, направленной на интересы студенчества. Молодежная политика в вузе - совокупная социально-воспитательная деятельность по социальному развитию студенчества (социализация и адаптация), по созданию условий для эффективной профессиональной подготовки будущих специалистов во внеаудиторное время, по развитию студенческого спорта и досуга и социальной защите студентов с целью формирования конкурентоспособного специалиста и жизнестойкой личности. Субъектами этой деятельности являются ректорат, профессорско-преподавательский состав, деканаты, кафедры, досугово-оздоровительный центр, студенческие общественные организации [7, с. 60]. Важное направление молодежной политики - профессиональная адаптация студентов через сеть научных кружков. На базе студенческого научно-технического общества работают кружки: геологический, клуб «Покорители земных глубин», историко-культурологический, школа переводчика, студенческий психологический клуб (СПК), студенческая социологическая лаборатория, кибер-клуб «ЕПота». В январе 2003 г. кафедрой гуманитарного образования и социологии организована работа студенческого психологического клуба (СПК). В соответствии с интересами студентов определена цель СПК: развитие психологической культуры студентов, эффективное осуществление основных видов психологического функционирования (самопознание и самоопределение, общение, саморегуляция эмоций и действий, творчество, саморазвитие). Основные виды деятельности СПК: проведение тренинговых занятий, специализированных лекций, психодиагностика, просмотр видеофильмов. Клуб активно сотрудничает с городским центром социально-психологической помощи.
Целью деятельности студенческой социологической лаборатории является проведение исследований в институте, городе, регионе, обеспечение учебно-методическими и научными разработками кафедр института. Опросы отражают отношение студентов к употреблению алкоголя, наркотиков, табакокурению, проблемы досуга и т.п. Анализ и обработка результатов исследований проводятся с
помощью современных компьютерных программ «ДА-система» и «БРвв». Работа кружков является прямым продолжением учебного процесса, так как студенты здесь углубляют свои познания. Лучшие доклады и сообщения, сделанные на ежегодных научно-практических конференциях института, рекомендуются для выступлений на конференциях в вузах Республики Татарстан и России.
Представленный небольшой обзор опыта реализуемой в вузах социальной политики показывает, что в ее формировании и осуществлении участвуют многие субъекты. Данная деятельность определяется конкретными социальными интересами и проводится на основе локальной нормативно-правовой базы. В различных организациях высшего образования социальная политика приобретает свой уникальный вид, который зависит от субъекта, инициирующего изменения, и выбранных способов их реализации, при этом важное значение имеют обмен информацией между всеми звеньями, участвующими в реализации программ, и своевременная реакция на существующие проблемы.
Библиографический список
1. Павленок, П. Д. Основы социальной работы [Текст] / П. Д. Павленок. - М., 2004.
2. Конституция РФ [Текст]. - М., 2003.
3. Исайчева, Ю. Н. Социальная политика социального государства [Текст] / Ю. Н. Исайчева ; под общ. ред. 3. X. Саралиевой. - Н. Новгород, 2002.
4. Волгин, Н. А. Социальная политика [Текст] / Н. А. Волгин. - М., 2002.
5. Полянсков, Ю. В. Возрождение традиций попечительства в России: опыт Ульян. гос. ун-та [Текст] / Ю. В. Полянсков, Т. 3. Бикгимиров, Т. Е. Никитина, Ю. Г. Самсонов, В. В. Скуратов // Инновации в российском образовании. - М., 2000. - Ч. 2.
6. Бордовский, Г А. Инновации в педагогическом университете как фактор его развития [Текст] / Г. А. Бордовский, Н. Ф. Радионова, А. П. Тряпицына // Инновации в российском образовании. - М., 2000. - Ч. 1.
7. Рахимова, Р Молодежная политика и социальное развитие студентов [Текст] / Р. Рахимова // Высшее образование в России. - 2005. - № 2.
Г.А. Балыкина,
ст. преподаватель Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина
ЕДИНСТВО ЦЕННОСТНОГО И КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДОВ В КОММУНИКАТИВНЫХ ПРАКТИКАХ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
I I а рубеже ХХ-ХХ1 вв. в европейской образовательной системе произошли большие изменения, вызванные усилением ряда социально значимых процессов. На конференции ЮНЕСКО, посвященной рассмотрению про-