Научная статья на тему 'Социальная политика современной организации высшего образования'

Социальная политика современной организации высшего образования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1107
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Березин Алексей Евгеньевич

Статья посвящена анализу проблемы эффективности социальной политики, реализуемой в высших учебных заведениях. В современном вузе появляются различные формы, практики социальной поддержки и помощи, востребованные участниками образовательного процесса. В зависимости от потребностей студентов, преподавателей, сотрудников необходимо расширять либо изменять существующие социальные услуги в области образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social Policy of Modern University Organization

The article deals with the analysis of social policies effectiveness, implemented in the higher educational institutions. Various forms, practice of social support and assistance in modern institutions are appearing. Depending on students, teaching and administrative staff requirements, there is a great necessity of social services in the sphere of education changing and expanding.

Текст научной работы на тему «Социальная политика современной организации высшего образования»

ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ

А.Е. Березин,

аспирант Саратовского государственного технического университета

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

^^одержание социальной политики в высших учебных заведениях заключается в реализации социальной помощи студентам, преподавателям и сотрудникам. Это означает, что государство через администрацию высшего учебного заведения осуществляет деятельность по социально-экономической поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, правовых и других услуг [1, с. 43].

Основные аспекты социальной политики представлены в ч. 2 ст. 7 Конституции РФ, где приводится расшифровка обязанностей социального государства. В частности, провозглашается, что данная политика должна быть направлена в первую очередь на охрану труда здоровья людей; установление гарантированного минимального размера оплаты труда; обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты [2].

По мнению Ю.Н. Исайчевой, социальная политика призвана создавать условия для обеспечения граждан работой, охранять наемный труд, обеспечивать людям прожиточный минимум, содействовать увеличению мелких и средних собственников, перераспределять доходы через государственный бюджет, заботиться об образовании, семье и здравоохранении, постоянно улучшать социальное обеспечение и многое другое [3, с. 106].

Н.А. Волгин убежден в том, что основные функции социальной политики сводятся к обеспечению социальной устойчивости общества, его социальной безопасности, политической устойчивости власти; обеспечению такого распределения власти в хозяйстве, которое признавалось бы большинством граждан спра-

ведливым, не требующим борьбы за передел; налаживанию такой системы распределения экономических ресурсов и достижения экономического эффекта, которая устраивает подавляющее большинство населения; обеспечению обществом и государством необходимого и достаточного уровня экологической безопасности; достаточного уровня социальной защищенности как населения в целом, так и для каждой из его социальной групп [4, с. 33]. В то же время государственная социальная политика - это действия государства, проводимые в социальной сфере, которые преследуют определенные цели, соотнесенные с конкретно-историческими обстоятельствами, и при этом подкрепленные необходимыми организационными и пропагандистскими усилиями, а также финансовыми ресурсами и рассчитанными на определенные этапные социальные результаты [4, с. 25].

Социальная политика призвана решать противоречия между текущими и перспективными интересами общества, между интересами различных слоев, общественных институтов, учитывать и прогнозировать, снижать и корректировать неизбежную «плату» общества за социальный прогресс. Следовательно, социальная политика имеет прямое отношение к определению приоритетов в развитии благосостояния, масштабов поддержки различных слоев населения. Обычно социальная политика реализуется через различные формы социальной работы, крупные разовые государственные решения и мероприятия, а также через социальные программы (специализированные и комплексные). Именно в таких программах определяется стратегия социальной политики, которая представляет собой генеральное решение системы социальных проблем страны на конкретном историческом этапе ее развития.

В демократическом обществе множественность идеологий и субъектов порождает разнообразие целей и множественность стратегий социальной политики. Каждая из стратегий входит составной частью в ту или иную идеологию и программу общественного развития [4, с. 114].

На наш взгляд, государственная социальная политика в организации высшего образования исходит от государства. Разработчиками социальных услуг являются как государство, так и администрация высшего учебного заведения, которая отстаивает и защищает интересы студентов, преподавателей и сотрудников. Таким образом, специфика социальной политики в высших учебных заведениях заключается в оказании социальной поддержки и помощи студентам, преподавателям, сотрудникам вуза, которые в них нуждаются. Осуществление социальной помощи, поддержки инициируется профкомом студентов и профкомом преподавателей и сотрудников вуза.

Сами организации высшего образования представляют собой учреждения, в которых реализуются программы высшего и послевузовского образования. В соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются следующие виды высших учебных заведений: университет, академия, институт. В наименовании вуза указывается его вид и при необходимости специальное название (консерватория, высшее училище, высшая школа и др.). Наименование высшего учебного заведения устанавливается при его создании и может изменяться при его реорганизации по согласованию с федеральным органом управления образованием.

Стратегия социальной политики высших учебных заведений заключается в

разработке, дополнении социальных услуг для отдельных категорий населения. С учетом каждодневных изменений в экономике, часто под влиянием различных финансовых кризисов разрабатываются социальные услуги для защиты интересов студентов, преподавателей и сотрудников. При всех существующих в обществе различных подходах и представлениях о приоритетах все же могут быть выделены и содержательно описаны проблемы общероссийского значения, такие, как низкая заработная плата сотрудников и преподавателей, отсутствие собственного жилья у многих преподавателей, низкая стипендия студентов.

Насущные вопросы складываются в систему приоритетов социальной политики. Суть приоритетов сводится к проблемному видению основных, самых значительных противоречий сложившейся исторической ситуации, разрешение которых обеспечивает переход общества в качественно новую, более благоприятную ситуацию [4, с. 115].

Соотнося изложенную информацию с конкретными примерами, обратимся к опыту различных региональных вузов.

Так, в Ульяновском государственном университете создан попечительский совет как один из возможных выходов из сложных условий дефицита финансирования высшей школы. Попечительский совет играет большую роль в формировании традиций вуза и повышении его значимости в городе и области. Ежегодно, начиная с 1992 г., присуждается звание лауреата премии попечительства совета госуниверситета с вручением диплома и мантии лучшим представителям в области образования, науки и техники, культуры и искусства. Попечительский совет Ульяновского государственного университета устанавливает именные стипендии для наиболее одаренных студентов и молодых ученых. Им вручается свидетельство

о назначении стипендии и коллективная фотография, которая хранится в музее истории университета. Определены социальные стипендии студентам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Попечительский совет оказывает социальную поддержку преподавателям и студентам университета, финансирует программы, нацеленные на улучшение условий учебы и труда, насыщенность культурной жизни. Ежегодно финансовые средства и материальные ресурсы попечительского совета расходуются на строительство, обновление технической базы университета, проекты по повышению уровня профессиональной подготовки и повышению квалификации профессорско-преподавательского состава и студентов, социальные и культурные программы. В создании и организации деятельности попечительского совета Ульяновский государственный университет руководствуется рядом законодательных актов Российской Федерации [5, с. 23].

В Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена формируются условия, способствующие активизации научно-исследовательской деятельности студентов, включающие развитие исследовательских форм работы в рамках учебной деятельности, работу студенческих исследовательских центров (научные студенческие кружки, олимпиады, конкурсы, студенческие научные конференции), развитие совместных с преподавателями форм научно-исследовательской деятельности (участие студентов в плановых исследованиях кафедр, проведение совместных научных конференций, издание совместных работ) [6, с. 12]. Оформляется система общеуниверситетских дел и праздников (праздник Первого

звонка, выездная учеба студенческого актива, конкурс первокурсника, Герценов-ская спартакиада, университетская студенческая научная конференция, Герценов-ская олимпиада, конкурс «Весна студенческая», День рождения Университета и др.). Важно отметить те аспекты в деятельности университета, которые характеризуют его открытый характер, например возможность, общаться со своими сверстниками из-за рубежа, слушать лекции иностранных преподавателей, выезжать за границу на стажировку, встречаться с представителями науки и культуры города и т.д. В связи с этим студентами затрагиваются и вопросы необходимости изучения иностранных языков. За последние годы заключены договоры более чем с тридцатью зарубежными вузами и различными образовательными учреждениями. Отношения с партнерами предусматривают весь спектр возможных форм сотрудничества: студенческий обмен, обмен преподавателями и сотрудниками, научный обмен; обучение иностранных граждан на компенсационной основе; проведение совместных конференций, семинаров; создание различных пособий (научных монографий, словарей и т.д.); организацию специальных культурнообразовательных программ; совместные проекты, концерты и выставки.

В Альметьевском государственном нефтяном институте практикуется социальная политика в виде молодежной политики, направленной на интересы студенчества. Молодежная политика в вузе - совокупная социально-воспитательная деятельность по социальному развитию студенчества (социализация и адаптация), по созданию условий для эффективной профессиональной подготовки будущих специалистов во внеаудиторное время, по развитию студенческого спорта и досуга и социальной защите студентов с целью формирования конкурентоспособного специалиста и жизнестойкой личности. Субъектами этой деятельности являются ректорат, профессорско-преподавательский состав, деканаты, кафедры, досугово-оздоровительный центр, студенческие общественные организации [7, с. 60]. Важное направление молодежной политики - профессиональная адаптация студентов через сеть научных кружков. На базе студенческого научно-технического общества работают кружки: геологический, клуб «Покорители земных глубин», историко-культурологический, школа переводчика, студенческий психологический клуб (СПК), студенческая социологическая лаборатория, кибер-клуб «ЕПота». В январе 2003 г. кафедрой гуманитарного образования и социологии организована работа студенческого психологического клуба (СПК). В соответствии с интересами студентов определена цель СПК: развитие психологической культуры студентов, эффективное осуществление основных видов психологического функционирования (самопознание и самоопределение, общение, саморегуляция эмоций и действий, творчество, саморазвитие). Основные виды деятельности СПК: проведение тренинговых занятий, специализированных лекций, психодиагностика, просмотр видеофильмов. Клуб активно сотрудничает с городским центром социально-психологической помощи.

Целью деятельности студенческой социологической лаборатории является проведение исследований в институте, городе, регионе, обеспечение учебно-методическими и научными разработками кафедр института. Опросы отражают отношение студентов к употреблению алкоголя, наркотиков, табакокурению, проблемы досуга и т.п. Анализ и обработка результатов исследований проводятся с

помощью современных компьютерных программ «ДА-система» и «БРвв». Работа кружков является прямым продолжением учебного процесса, так как студенты здесь углубляют свои познания. Лучшие доклады и сообщения, сделанные на ежегодных научно-практических конференциях института, рекомендуются для выступлений на конференциях в вузах Республики Татарстан и России.

Представленный небольшой обзор опыта реализуемой в вузах социальной политики показывает, что в ее формировании и осуществлении участвуют многие субъекты. Данная деятельность определяется конкретными социальными интересами и проводится на основе локальной нормативно-правовой базы. В различных организациях высшего образования социальная политика приобретает свой уникальный вид, который зависит от субъекта, инициирующего изменения, и выбранных способов их реализации, при этом важное значение имеют обмен информацией между всеми звеньями, участвующими в реализации программ, и своевременная реакция на существующие проблемы.

Библиографический список

1. Павленок, П. Д. Основы социальной работы [Текст] / П. Д. Павленок. - М., 2004.

2. Конституция РФ [Текст]. - М., 2003.

3. Исайчева, Ю. Н. Социальная политика социального государства [Текст] / Ю. Н. Исайчева ; под общ. ред. 3. X. Саралиевой. - Н. Новгород, 2002.

4. Волгин, Н. А. Социальная политика [Текст] / Н. А. Волгин. - М., 2002.

5. Полянсков, Ю. В. Возрождение традиций попечительства в России: опыт Ульян. гос. ун-та [Текст] / Ю. В. Полянсков, Т. 3. Бикгимиров, Т. Е. Никитина, Ю. Г. Самсонов, В. В. Скуратов // Инновации в российском образовании. - М., 2000. - Ч. 2.

6. Бордовский, Г А. Инновации в педагогическом университете как фактор его развития [Текст] / Г. А. Бордовский, Н. Ф. Радионова, А. П. Тряпицына // Инновации в российском образовании. - М., 2000. - Ч. 1.

7. Рахимова, Р Молодежная политика и социальное развитие студентов [Текст] / Р. Рахимова // Высшее образование в России. - 2005. - № 2.

Г.А. Балыкина,

ст. преподаватель Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина

ЕДИНСТВО ЦЕННОСТНОГО И КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДОВ В КОММУНИКАТИВНЫХ ПРАКТИКАХ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

I I а рубеже ХХ-ХХ1 вв. в европейской образовательной системе произошли большие изменения, вызванные усилением ряда социально значимых процессов. На конференции ЮНЕСКО, посвященной рассмотрению про-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.