Научная статья на тему 'Пути и методы студенческого воспитания'

Пути и методы студенческого воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
506
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пути и методы студенческого воспитания»

Л. БУРНЯШЕВА, проректор по социальной и воспитательной работе

В современном обществе формируется потребность в новом типе личности, качествами которой являются практичность, инициативность, способность ориентироваться в рыночных условиях, динамичность, постоянное стремление к развитию, интеллектуальная развитость, умение общаться и налаживать контакты с людьми.

Студенчество является наиболее интеллектуальной, творчески развитой и прогрессивной частью молодежи, важнейшим фактором политического, духовного и экономического преображения российского общества.

Для молодежи остро встает вопрос о занятии определенного положения в обществе, о путях самореализации, однако из-за отсутствия устойчивых жизненных ценностей молодому человеку трудно самому сформировать свои долговременные жизненные планы. В учреждении профессионального образования важное место поэтому занимает комплекс вопросов, связанных с подготовкой учащейся молодежи к вступлению в социальные отношения, то есть с ее воспитанием.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» современная нормативная парадигма, основанием которой служит функция воспитания, такова: «Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье».

Федеральная программа развития образования возвращает проблему воспитания в круг государственных приоритетов как особо актуальную задачу, провозглашая восстановление и развитие в новых политических и социально-экономических условиях воспитательных функций образовательных учреждений и системы образования в целом, создание условий для повышения ка-

Пути и методы студенческого воспитания

чества образования и воспитания в образовательных учреждениях всех форм, типов и видов.

В настоящее время создаются предпосылки к обновлению содержания воспитания, которое необходимо сосредоточить на формировании гуманистических, социально значимых ценностей и образцов гражданского поведения. Особое значение придается ответственности образования за духовное и физическое развитие современного поколения в целом и каждой личности в отдельности. В области научно-педагогических исследований необходимо активизировать разработку проблем воспитания и развития личности, формирования гражданской позиции и нравственной ответственности учащихся и студентов.

Воспитательная работа со студентами -приоритетное направление в деятельности нашего института, важнейшая составная часть образовательного процесса, осуществляемая в учебное и внеучебное время и обеспечивающая формирование нравственных, общекультурных, гражданских и профессиональных качеств личности будущего специалиста.

Она регламентируется уставом института, правилами внутреннего распорядка, множеством положений: о стипендиальном обеспечении, об организации внеучебной работы со студентами, о смотре художественной самодеятельности, о смотре-конкурсе по спортивно-массовой работе среди факультетов, о социальной защите студентов, о студенческом общежитии, о студенческом педагогическом отряде «Надежда», о центре психолого-педагогической поддержки, о студенческом совете института, о молодежном оперативном отряде по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи, о работе ку-

ратора, о проведении фестиваля команд КВН института, о военно-патриотическом клубе «Основа», а также планами воспитательной, спортивно-оздоровительной, культурно-досуговой, гражданско-патриотической работы, программами работы по реабилитации учащейся молодежи, социального воспитания учащейся молодежи.

В настоящее время признание необходимости разработки целостной теоретически обоснованной системы социального воспитания и развития личности в общем процессе образования является особенно актуальным. В стране накапливается большой опыт организации учебно-воспитательного процесса в дошкольных учреждениях, в школах, средних и высших учебных заведениях. Во многих регионах России работают психологические службы в начальных, средних и высших учебных заведениях. Организованы кабинеты психологической разгрузки, службы доверия, проводятся тренинги личностного роста для студентов.

Одним из важнейших факторов успешного обучения в вузе будущих профессионалов является личностная и социально-пси-

хологическая адаптация. Это не просто приспособление личности к социальной среде, а действенное стремление к установлению с ней оптимальных взаимоотношений. В процессе адаптации происходят изменения во внутреннем мире личности. Изменяются привычные представления о содержании предстоящей деятельности, об особенностях новой социальной микросреды.

Главным противоречием студенческого возраста является естественное стремление к самопознанию и самореализации и в то же время отсутствие опыта и внутренней готовности для осуществления этого. В результате личность студента попадает в критическую ситуацию смены и выбора жизненных смыслов, требующих новых ценностных ориентаций, социальных установок, мотивов поведения.

Значение системной воспитательной работы в студенческой среде определяется самим возрастом обучающегося контингента, который в последние годы заметно омолаживается. Теперь в вузы поступают уже шестнадцатилетние. Именно на студенчество приходится период активного жизнен-

ного и духовно-нравственного становления молодых людей, когда они, оказавшись вне привычного домашнего круга, впервые лицом к лицу сталкиваются с неизведанным миром сложных отношений и более всего нуждаются в направляющей руке и верных ориентирах.

В НГГТИ сохранен институт кураторов студенческих академических групп, действует совет заместителей деканов по социальной и воспитательной работе.

Ежегодно проводится конкурс «Лучшая студенческая (академическая) группа», итоги которого подводятся на традиционных вузовских мероприятиях, призеры конкурса награждаются премией.

Большое внимание уделяется студенческому самоуправлению. Функционируют студенческие советы института, факультетов, общежития, осуществляющие организацию и контроль проведения студенческих мероприятий (научных,учебных,культур-но-досуговых, спортивно-оздоровительных). Студенческим профсоюзным комитетом института решаются социальные вопросы студентов, осуществляется социальная защита на основе устава профсоюзной организации.

Традиционными являются встречи студенческого актива с ректором и проректорами, а также с деканами факультетов, на которых поднимаются актуальные вопросы, касающиеся проблем молодежи.

В институте созданы студенческие отряды, среди которых строительный, ремонтный, педагогический.

По инициативе студентов института и при поддержке ректората в мае 2003 года на базе центра психолого-педагогической поддержки института был создан молодежный оперативный отряд «Студент», который призван проводить профилактическую работу с подростками и молодежью, пропагандировать и распространять правовые знания, поддерживать оказавшихся в особо трудных обстоятельствах.

Сейчас в отряде 28 человек, на его счету немало добрых и полезных дел. Это в пер-

вую очередь охрана общественного порядка при проведении вузовских мероприятий, благоустройство территории детского дома в поселке Рождественском, проведение акции по сбору средств для детского дома -«Поможем детям», индивидуальная работа студентов с подростками, совершившими правонарушения и преступления. В ходе проведения акции были собраны книги, канцелярские товары, детские вещи, игрушки, новогодние украшения. В летний период в оздоровительном лагере «Аксаут» в течение двух потоков члены молодежного оперативного отряда и члены туристического клуба «Вершина» работали инструкторами и помощниками инструкторов с детьми, в том числе с подростками, состоящими на учете в УВД города. 11 студентов факультета физической культуры работали в городских комнатах школьника, среди обитателей которых несколько человек состоят на учете в ОППН УВД города. Необычность и новизна деятельности молодежного оперативного отряда привлекает в его ряды новых членов.

С целью оказания психологической и педагогической помощи студентам сотрудниками центра психолого-педагогической поддержки (создан в 1994 году) проводятся беседы по самым разнообразным вопросам: возможность трудоустройства, взаимоотношения в группе и с соседями по комнате в общежитии, пропуски занятий, конфликт с девушкой (парнем), родителями, отчисление из института, употребление спиртных напитков, задержание милицией и т.д.

Психологами центра по результатам диагностики ведутся индивидуальные консультации для студентов и их родителей, а также тренинговые и релаксационные занятия. Важное значение в работе с проблемой стрес-соустойчивости и тревожности имеет наличие при центре кабинета релаксации, где ведется основная работа психолога. Прослушивание соответствующей музыки, фиточай, коррекционные упражнения, доброжелательное отношение - все это непосред-

ственно оказывает положительное влияние на психическое состояние человека.

Служба психолого-педагогической поддержки института, осуществляющая консультации,психологические тренинги, способствует формированию благоприятных взаимоотношений в студенческой и преподавательской среде. Основной целью службы является сохранение и укрепление физического и психологического здоровья студентов, формирование внутриву-зовской среды, обеспечивающей стойкое неприятие к употреблению наркотических и психоактивных веществ. В институте проводится большая работа по профилактике наркомании, предупреждению правонарушений и преступлений, студенты института ежегодно принимают участие в городском конкурсе плакатов «Нет - наркотикам», их работы отмечены дипломами администрации города.

Создание благоприятных условий для самовыражения студентов позволило заметно сократить количество правонарушений среди учащейся молодежи.

О гражданской позиции студентов сви-

детельствует их активность в проведении первой Всероссийской переписи населения, ежегодное участие в работах по уборке урожая, в благотворительных акциях в поддержку детей-сирот и детей-инвалидов, во всероссийской благотворительной акции по оказанию помощи учебным заведениям Чеченской Республики в обеспечении их учебной литературой. Деятельность студентов отмечена благодарственными письмами и грамотами администрации города и района.

Большое внимание в институте уделяется гражданско-патриотическому воспитанию. Мероприятия, посвященные этому, давно уже стали традиционными. Студенты занимаются организацией месячника, посвященного Дню защитника отечества, традиционной «Вахты Памяти», проводимой в поселке Архыз.

С апреля 1998 года в институте издается молодежная газета «Темп», коллектив редакции в 2002 году был награжден Почетной грамотой Союза молодежи Ставропольского края за полиграфический уровень и дизайн в выставке-конкурсе вузовских газет Северо-Кавказского региона.

Студенты активно участвуют в городской и краевой школах актива, студенческих форумах на городском, краевом и российском уровнях.

С целью развития творческого потенциала студентов и формирования их ценностных ориентаций в институте созданы определенные условия для культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной деятельности: кружки технического творчества, различные клубы, студии, спортивные секции.

В 28 объединениях задействованы 747 студентов. Вокальные и танцевальные коллективы, студенческий театр моды «Престиж» много лет являются лауреатами городских и краевых конкурсов «Студенческая весна». Коллектив художественной самодеятельности института в течение пяти лет является лауреатом премии «Гран-при». Актеры студенческого театра моды «Престиж», которому в этом году исполняется 10 лет, успешно участвуют в российских и зарубежных показах моделей одежды (Южная Корея,

Италия, Израиль) - «Дизайн -Смирнофф »,

«Супермодель»,

«Русские звезды». Солисты «Театра песни» Н. Бровина, С. Артемов, Э. Мелкумова являются дипломантами городских, краевых и региональных конкурсов-смотров художественной самодеятельности. Элина Мелкумова - дипломант 1 степени конкурсов молодых исполнителей «Утренняя звезда Ставрополья», «Звезды Кавказа», участница телепрограммы «Звездный Олимп»; она выиграла приглашение на международный конкурс «Хрустальная магнолия».

В течение года в институте и на факультетах проводится более 80 мероприятий различного уровня и содержания, в которых задействовано около 87% студентов. В плане нравственно-эстетического воспитания стали традиционными посещения выставочных залов Ставропольского края, картинных галерей, городских, краевых музеев.

В подготовке и проведении мероприятий по плану воспитательной работы института участвовали 900 человек, в коллективах художественной самодеятельности постоянно задействованы 345 студентов и преподавателей института.

В вузе осуществляется значительная работа по созданию благоприятных условий для проведения спортивно-массовых и оздоровительных мероприятий со студента-

ми, преподавателями, сотрудниками. Ежегодно организуются соревнования в рамках студенческой спартакиады среди факультетов по 10 видам спорта (футбол, волейбол, баскетбол, бокс, кик-боксинг, ар-мреслинг, кросс, легкая атлетика, гиревы-жимание, шахматы, дзюдо), проводятся Дни здоровья, в которых принимает участие до 1500 человек. Сборные команды института являются активными участниками спартакиады «Юность», которая про-

водится среди высших учебных заведений, и занимают призовые места по различным видам спорта (волейбол, дартс, кросс, футбол, эстафета и др.).

Руководитель секции самбо (выпускница педагогического факультета) Оксана Сте-панюк является чемпионкой России, Европы и мира по самбо.

Студенты института И. Кулиев, И. Та-мазаев, И. Мамедов, Е. Гольмакова, М. Му-саев, А. Зайпулаев, М. Идрисов - призеры чемпионатов края, Юга России, Российской Федерации по боксу, кик-боксингу, самбо, дзюдо. Команды института по футболу и спортивным танцам (брейк-данс) - чемпионы края. Многие студенты, занимающиеся в спортивных секциях, выполняют нормативы 1 разряда и кандидатов в мастера спорта.

Для занятий в кружках и секциях, проведения различных мероприятий в институте имеются 2 актовых, танцевальный и спортивный залы, стадион, спортивные площадки и другие специализированные помещения.

Успешно работают два туристических

клуба - «Поиск» и «Вершина», их целью является воспитание и поддержка у студентов чувства гражданского долга, патриотизма, толерантности как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, а также военно-патриотический клуб «Основа», деятельность которого направлена на подготовку студентов к службе в Вооруженных Силах РФ, на поднятие престижа армии и гармоничное развитие личности.

В институте стало традицией организовывать встречи с молодыми людьми, отличившимися мужеством и героизмом во время боевых действий в Чечне, Афганистане. Такие встречи прошли на всех факультетах института.

Таким образом, важнейшими задачами современного периода организации воспитательной деятельности вуза являются создание условий для всестороннего творческого развития личности, формирование локальной гуманитарной среды, создание условий, необходимых для обучения и воспитания специалиста в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта РФ. Ш

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.