Радченко А.Ф.
Кандидат политических наук, руководитель общественного научно-исследовательского проекта «Молодежная политика».
Молодежная политика и гражданское общество
В отечественной политической науке участие молодежной аудитории в построении гражданского общества принято изучать в рамках теорий политического участия молодежи в молодежном парламентаризме, молодежных парламентах, молодежный парламент изучают в рамках теорий политического участия и гражданского общества. Некоторые исследователи делают акцент на молодежном парламенте как форме политической социализации молодежи, в том числе как возможной институализации гражданского общества.
В работе А.Н Черткова и Н.В. Артамоновой «Региональный опыт молодежного парламентаризма как механизм развития правовой культуры российских избирателей», изданной в 2008 году авторы определяют молодежный парламентаризм как «комплексное явление в сфере взаимодействия государства и гражданского общества, основными направлениями реализации которого выступают система мер политико-правового воспитания молодежи и участие молодых граждан в управлении делами государства посредством молодежных парламентских структур»1.
В исследовании Л.С. Пастуховой «Молодежный парламент как форма политической социализации молодежи» автор характеризует молодёжный парламент как «школу подготовки к политическому участию и механизм развития электоральной активности молодежи, повышения гражданской культуры молодых людей, инструмент включения молодежи в работу гражданского общества»2.
В исследовании, написанном в 2012 году, «Факторы формирования электоральной политики в молодежной среде» A.B. Шумилов отмечает, что для повышения электоральной активности среди молодежи нужно, чтобы молодежь переста-
1 Чертков А. Н., Артамонова Н. В. Региональный опыт функционирования «Молодежного парламентаризма» как механизма развития правовой культуры российских избирателей // Журнал российского права. - 2008. - №1 (133). - С. 54.
2 Пастухова Л.С. Молодежный парламент как форма политической социализации молодежи // Власть. - 2010. - №2. - С.46.
D I
ла отдаляться от государственных органов власти, и приводит одним из механизмов преодоления отчуждения от органов власти молодежи является молодежный парламент.
«В большинстве российских регионов России уже эффективно действуют молодежные парламенты, которые имеют возможность выступать от лица всей молодежи, активно взаимодействовать с властью, способствовать решению проблем молодежи, выступать средством выражения позиции молодежи в решении проблем, способствовать активному привлечению молодежи на выборы»3.
В работах исследователей И.Н. Гуковой «Молодежное представительство как форма проявления общественно-политической активности молодежи», Е.В. Зозули «Деятельность молодежного парламента в России как форма политического участия», также рассматривается молодежный парламент как эффективная форма взаимодействия общества и государственных органов.
В нормативно-правовый актах регионов, в которых действуют такие организации, молодежный парламент определяют по-разному. Например, в Положении о создании Молодежного парламента при Законодательном Собрании Пермского края молодежный парламент определяется «как форма участия представителей молодежи в процессе выработки и принятия законодательных решений в сфере формирования и реализации государственной молодежной политики в Пермском крае»4. Однако в большинстве регионах молодежный парламент — это консультативный и совещательный орган, который создан при региональных парламентах.
Необходимо отметить несколько основных особенностей данного органа.
Во-первых, молодежный парламент не обладает законодательной функцией, а лишь законосовещательной, это прописано в положениях о молодежных парламентах разных субъектов Российской Федерации, то есть молодежный парламент не имеет вопросов, по которым может самостоятельно принимать или отменять законы.
Во-вторых, ни один молодежный парламент в России не избирается через процедуру прямого голосования.
3 Шумилов A.B. Факторы формирования электоральной политики в молодежной среде // PolitBook. - 2012. - №1. - С. 79.
4 Положение о Молодежном парламенте при Законодательном Собрании Пермского края (с изменениями на 22 сентября 2011 года). - URL: http://docs.cntd.ru/ document/911517400.
В-третьих, название данного органа варьируется в зависи- К мости от региона.
В некоторых регионах молодежные парламенты не созданы, но в них вместо парламентов действуют молодежные палаты, молодежные советы, общественные молодежные советы.
В данной работе под молодежным парламентом понимается консультативный и совещательный орган, который создан при органах законодательной власти в регионах и основной функцией которого является аккумуляция и агрегирование интересов молодежи как социально-политической группы.
Аккумуляция и агрегирование запросов и интересов важные понятия в функциональной модели Г. Алмонда и Дж. Па-уэлла. В своей работе «Сравнительная политология сегодня» американские политологи разработали структурно-функциональный подход.
Сначала исследователи концептуализируют понятия, в рамках которых выстраивают структурно-функциональную модель. Под политической системой они понимают «совокупность институтов и органов, формулирующих и воплощающих в жизнь коллективные цели общества или составляющих его групп»5. Политическая система не существует в вакууме, она находится как во внутренней, так и во внешней среде, в которых формируются сигналы «входа», далее эти сигналы воздействуют на систему, и система вынуждена отвечать на них - сигналами «выхода». В самой системе существует 6 типов политических структур - «политические партии, группы интересов, органы законодательной власти, органы исполнительной власти, чиновничество и суды»6.
Таким образом, в данной модели американские политологи выделяют 3 уровня функций: функции политического процесса - это стадии, которые проходят от образования интересов до контроля за соблюдением политического курса; системные функции - социализация, рекрутирование и коммуникация. «В политической социализации задействованы семья, школа, средства массовой информации, церковь и все многообразие политических структур, которые вырабатывают, закрепляют и трансформируют политически значимые установки в обществе. Политическое рекрутирование подразумевает отбор людей для политической деятельности и государственных постов. Политическая коммуникация означает
5 Алмонд Г., Пауэлл Дж. Сравнительная политология сегодня: Мировой обзор. - М.: АспектПресс, 2002. - С.74.
6 Там же. - С.79.
движение информации в обществе и внутри различных структур, образующих политическую систему»7.
По мнению политологов данные функции играют решающую роль, так как именно в зависимости от них система может изменится, а может и нет, то есть от них будет зависеть какими будут функции процесса. Последний уровень функций - это функции политического курса, то есть результат политического курса, выработанного функциями процесса с учетом влияния системных функций.
Алмонд и Пауэлл выделяют пять функций политического процесса «на входе», если быть точнее, то пять стадий, так как они идут друг за другом. Политический процесс начинается всегда с артикуляции интересов. «Прежде чем такой курс может быть определен, какие-то индивиды и группы в правительстве или обществе должны решить, что они хотят и надеются получить от политики. Политический процесс начинается, когда указанные интересы получают выражение, или артикулируются»8. Согласно модели Алмонда и Пауэлла после того, как произошла артикуляция интересов, наступает процесс агрегации. В ходе процесса агрегации интересы трансформируются в конкретные политические требования.
«Затем происходит обсуждение альтернативных политических курсов. Те, кто контролирует правительство, высказываются в пользу одного из них, и осуществляется властное определение политического курса. Политический курс должен соблюдаться и претворяться в жизнь, если же он оспаривается или нарушается, должен существовать некий процесс вынесения судебных решений по этому поводу»9.
Далее законодательные и представительные органы власти формируют политический курс в зависимости от предложенных альтернатив. Тогда наступает следующая стадия - реализация принятого решения исполнительными органами власти. Последняя функция - арбитраж, то есть контроль за исполнением решения.
Под участием в политическом процессе в работе понимается деятельность, целью которой является аккумуляция и агре-
7 Алмонд Г., Пауэлл Дж. Сравнительная политология сегодня: Мировой обзор. - М.: АспектПресс, 2002. - С.83.
8 Там же. - С.81.
9 Алмонд Г., Пауэлл Дж. Сравнительная политология сегодня: Мировой обзор. - М.: АспектПресс, 2002. - С.82.
гация интересов и запросов определенной социально-полити- i ческой группы (молодёжи).
В данном исследовании предлагается рассмотреть артикуляцию и агрегацию интересов молодежи как социально-политической группы, имеющей общие проблемы и интересы через молодежный парламент в рамках модели Г. Алмонда и Дж. Пауэлла.
Молодежный парламент как орган, созданный с целью представительства и защиты интересов молодежи, должен данные запросы и требования агрегировать, а также предлагать альтернативы ответов на данные запросы и решать проблему удовлетворения данных требований. Несмотря на тот факт, что у данного органа нет законодательных функций, к его компетенциям относится возможность проведения мониторинга проблем молодежи, обсуждение на заседаниях молодежного парламента, а также в некоторых регионах молодежный парламент является субъектом внесения законодательной инициативы. Таким образом, молодежный парламент имеет механизмы, с помощью которых может выполнять функцию агрегирования интересов и запросов молодежи как социальной группы.
До 90-х годов основной формой участия молодежи в политическом процессе был ВЛКСМ. В работе «Молодежные организации и движения в России: история и современность» исследователи A.B. Давыдов и O.A. Коряковцева подчеркивают, что «комсомол являлся мощным общественным объединением, влиявшим на все стороны жизни молодого поколения, тесно взаимодействовавшим с органами государственной власти, политическим руководством и профсоюзами. Фактически эта организация являлась общественно-государственной, проводившей соответствующую политику государства по отношению к молодежи»10.
Когда в 1991 г. распался Советский Союз, вместе с ним были ликвидированы и институты, которые являлись его основой, в том числе и Комсомол.
«Ведь в СССР существовала своеобразная «молодежная республика» со своим «главой государства» - первым секретарем ЦК ВЛКСМ, «однопалатным парламентом» - ЦК ВЛКСМ (избираемым на съезде ВЛКСМ), его «советом» или президиумом в лице Бюро ЦК ВЛКСМ» - пишет Синякова Лариса Сергеевна в Информационно-аналитических материалах о разви-
10 Давыдов А. В., Коряковцева О. А. Молодежные организации и движения в России: история и современность // PolitBook,2014. - №3. - С.42.
тии молодежного парламентаризма в Российской Федерации. Комсомол выполнял как функцию социализации молодежи, в том числе и политической, так и функцию социального лифта. Комсомол сыграл большую роль в культурной революции, например был инициатором создания двухгодичных вечерних школ для малограмотных и создании техникумов.
После распада СССР, в условиях становления новой политической системы было необходимо пересмотреть принципы участия молодежи в политическом процессе. Важно отметить, что молодежью в начале 90-х годов были люди, рожденные в 70-х и 80-х гг., это тот период когда Комсомол переживал не «лучшие времена», а именно пытался решить задачу сдерживания участия молодежи в политическом процессе в рамках коммунистической идеологии. Ликвидация Комсомола и формирование нового политического дизайна в России способствовали созданию новых молодежных организаций. Данные организации стремятся занять образовавшуюся после ликвидации Комсомола «нишу» и «восстановить нарушенные контакты между молодежью и государством в лице органов власти, занимающихся проведением молодежной политики»11. Однако данные молодежные организации были исключены из процесса принятия решения и не являлись полноценными акторами политического процесса.
Ситуация начала меняться в 1995 году, когда был принят Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений». В результате ряд молодежных организаций, таких как Национальная молодежная лига, Российский союз студентов, получили финансовую и административную помощь. Параллельно идет процесс включения молодежи в процесс создания молодежных отделений политических партий, которые поддерживались и финансировались самими партиями. По факту уже тогда молодежные организации были зависимы от государственного финансирования, независимо от того, созданы они были при партии или являлись по формальным признакам самостоятельными.
В 2000 году к власти приходит новый Президент и начинается новый этап развития форм участия молодежи в политическом процессе. Также этот период характеризуется новым поколением молодежи, которое в отличие от предыдущего не
11 Давыдов А. В., Коряковцева О. А. Молодежные организации и движения в России: история и современность // Ро1йВоок,2014. - №3. - С.45.
была воспитана в рамках коммунистических идеалов и ценно- р. стей. Несмотря на тот факт, что в России первые молодежные парламенты стали появляться в 90-х годах, процесс институци-онализации начал происходить только с начала 2000-х.
Наиболее распространенной моделью формирования молодежных парламентов является модель, которая заключается в том, что часть молодежного парламента это представители общественных и партийных организаций, а часть представители муниципальных и городских округов или представители молодежных палат.
По такой модели формируются молодежные парламенты в следующих регионах: Амурская область, Камчатский край, Приморский край, Якутия, Кировская область, Республика Мордовия, Республика Татарстан и Республика Марий-Эл, Чувашская Республика, Архангельская и Вологодская области, Мурманская область, Ненецкий автономный округ, Псковская область, Республика Ингушетия и Республика Дагестан, Чеченская Республика, Алтайский и Забайкальский края, Кемеровская область.
По другой модели, которая заключается в том, что молодежный парламент состоит из делегированных депутатами законодательного собрания представителей, формируется молодежный парламент только в Пензенской области.
В Оренбургской области молодежный парламент формируется из членов общественных и партийных организаций, представителей муниципальных и городских округов или представителей молодежных палат, и победителей конкурса. Важно подчеркнуть, что участвовать в конкурсе может любой гражданин, который относится к социально-демографической группе «молодежь». Однако конкурсная комиссия чаще всего формируется из депутатов законодательного собрания региона и возглавляет ее председатель законодательного собрания, что позволяет конкурсной комиссии выбирать людей, которые лояльны и отсекать молодых людей, имеющих альтернативную позицию.
В рамках четвертой модели формируются молодежные парламенты в Еврейской автономной области, Сахалинской, Нижегородской, Саратовской, Ульяновской, Иркутской, Томской, Курганской, Тюменской, Владимирской, Калужской, Орловской, Тамбовской и Ярославской областях, а также в Ставропольском и Красноярском краях. В отличие от других
моделей она должна наиболее отражать представительство молодежи, так как избирается молодежью, а не конкурсными комиссиями или депутатами. Однако большинство муниципальных молодежных палат формируются через конкурсную комиссию, членами которой являются представители администрации муниципального образования и депутаты местных собраний, что позволяет отсекать «нелояльную» молодежь на муниципальном уровне. Таким образом, муниципальные молодежные парламенты состоят из лояльных людей, которые потом избирают своего представителя в региональный парламент. Снова получается модель парламента, при которой в его работе могут участвовать только «лояльные» молодые люди.
По пятой модели, которая заключается в том, что часть молодежных парламентариев это представители от общественных и партийных организаций, а часть выдвигаются самими депутатами формируются молодежные парламенты в следующих регионах: Республика Башкортостан и Ленинградская область.
В Хабаровском и Пермском краях, Калининградской, Новгородской, Курской, Смоленской, Ростовской областях, а также в республиках Карелия, Адыгея, Хакасия, Кабардино-Балкария региональные молодежные парламенты формируются на основании решения только конкурсной комиссии.
Выборными молодежными парламентами являются региональные парламенты только в Новосибирской области и Удмуртской Республике.
Таким образом, изначально молодежный парламент как форма участия молодежи в политическом процессе занимал подконтрольное государству положение.
Всего в России сформировано более 1134 молодежных парламентов на федеральном, региональном и муниципальных уровнях. Молодежные парламенты, образованные при региональных законодательных органах власти созданы во всех субъектах Российской Федерации, за исключением Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
На федеральном уровне действует две структуры молодежного парламента. Молодежный парламент при Государственной Думе был образован в 2001 году и формируется из представителей региональных молодежных парламентов, которые избраны на заседаниях региональных молодежных парламентов большинством голосов. Почетным Председате-
лем Молодежного парламента является Председатель Госу- р дарственной Думы, а куратором — председатель комитета по молодежной политики. Палата молодых законодателей при Совете Федерации формируется из молодых депутатов региональных законодательных органов власти, возраст которых не достигает 35 лет, и представителей региональных исполнительных органов власти, возраст которых также не достигает 35 лет. Всего в Палату молодых законодателей при Совете Федерации входят 2 кандидата от каждого региона, которые утверждаются региональными законодательными и исполнительными органами власти.
Не в каждом регионе есть муниципальные парламенты. В Чукотском автономном округе, Архангельской, Калини-градской, Мурманской, Псковской, Рязанской, Смоленской, Тульской, Ярославской, Астраханской областях, в Ханты-Мансийском и Ненецком автономных округах, в республиках Ингушетия, Северная Осетия-Алания, Тыва, Адыгея, а также в Чеченской, Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской республиках не созданы муниципальные молодежные парламенты. Во всех остальных регионах создана сеть муниципальных молодежных парламентов. В данном случае под сетью парламентов понимается, что в данном регионе больше, чем в одном муниципальном образовании создан муниципальный молодежный парламент. В таких регионах как Костромская, Орловская, Курская, Владимирская, Тюменская, Сахалинская области, процесс выстраивания сети только начался, так же как в Ямало-Ненецком автономном округе и Республике Татарстан.
Членами парламентов являются более 6000 молодых людей.
Нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность и механизм формирования молодежных парламентов являются, во-первых, постановления региональных законодательных органов власти об учреждении молодежных парламентов, во-вторых, положение о парламентах, в-третьих, регламенты работы парламентов.
Основными задачами или функциями, которые в разных региональных положениях формулируется по-разному, молодежного парламента являются:
- участие в формировании и реализации государственной молодежной политики в отдельно взятом регионе. Важно отметить, что закон о государственной молодежной политике на
федеральном уровне так и не принят, в отличие от регионального уровня;
- участие в разработке региональных нормативных правовых актов, в том числе по вопросам, затрагивающим права и законные интересы молодежи;
- приобщение молодых граждан к участию в парламентской и иной общественной деятельности;
- формирование правовой и политической культуры молодого поколения, поддержка созидательной и гражданской активности молодежи;
- обеспечение взаимодействия молодежи, молодежных общественных объединений с государственными органами власти региона и органами местного самоуправления.
Для данного исследования текущие задачи или функции обозначают следующее: каждая задача предполагает наличие определенных механизмов и действий, с помощью которых она должна быть решена. В свою очередь механизмы и действия являются формой участия молодежи в политическом процессе, то есть деятельностью, целью которой является аккумуляция и агрегация интересов и запросов молодежи как социально-политической группы.
На федеральном уровне не принят закон о молодежном парламенте, поэтому в разных регионах молодежные парламенты функционируют в рамках разных моделей, то есть имеют разный набор механизмов для решения задач. Механизмы отличаются друг от друга по следующим критериям:
1 - молодежный парламент обладает правом законодательной инициативы;
2 - молодежный парламент обладает только базовым набором функций;
Базовый набор функций подразумевает следующие полномочия молодежного парламента:
- мониторинг основных проблем молодежи в регионе, о наиболее актуальных проблемах молодежи молодежный парламент сообщает региональному законодательному собранию;
- рассмотрение проектов нормативных правовых актов в сфере молодёжной политики;
- внесение предложений о разработке и принятии проектов нормативных правовых актов, направленных на развитие государственной молодёжной политики области;
- взаимодействие с Общественной молодежной палатой при р. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и Молодежной парламентской ассамблеей при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, молодежными парламентами субъектов Российской Федерации.
3 - молодежный парламент обладает правом на обязательное рассмотрение решений парламента на заседаниях регионального законодательного парламента;
4 - молодежный парламент обладает правом законодательной инициативы и на обязательное рассмотрение решений парламента на заседаниях регионального законодательного парламента;
5 - нет положения о молодежном парламенте, поэтому нельзя понять, какие функции есть у молодежного парламента.
В республиках Марий-Эл, Мордовия, Коми, Карачеево-Чер-кессия, Северная Осетия-Алания, Алтай, а также Магаданской и Рязанской областях и Чукотском автономном округе не принято положений о работе региональных молодежных парламентов, поэтому проанализировать их функции невозможно. Однако тот факт, что положения не приняты говорит о том, что деятельность данного органа ничем не регламентирована и по факту можно сказать, что это просто, так называемый «кружок по интересам».
Правом законодательной инициативы обладают только молодежные парламенты в следующих регионах: Нижегородская, Саратовская, Калининградская, Кемеровская Тверская и Астраханская области, в Республике Татарстан и Красноярском крае. Право законодательной инициативы делает молодежный парламент субъектом политического процесса. Молодежный парламент в таком случае может не только обсуждать проблемы, но и предлагать конкретные решения в форме законодательной инициативы. Так молодежный парламент может агрегировать интересы молодежи как социальной группы. Однако ни в одном из данных регионов молодежный парламент данным правом ни разу не воспользовался. Таким образом, можно сделать вывод, что молодежный парламент не заинтересован в участие в политическом процессе.
Молодежный парламент обладает правом на обязательное рассмотрение решений парламента на заседаниях регионального законодательного парламента в республиках Кабардино-Балкария, Дагестан, Ингушетия, Бурятия, Тыва, Адыгея
и Калмыкия, а также в Амурской, Кировской, Ульяновской, Псковской, Иркутской, Томской, Челябинской, Воронежской, Липецкой, Смоленской, Тамбовской и Тульской областях, а также в Пермской, Камчатском, Приморском, Хабаровском краях и Ямало-Ненецком автономном округе. Данное право позволяет молодежному парламенту участвовать в выработке политического курса, так как предоставляет право выступать парламентариям на заседаниях региональных законодательных собраний и убеждать в необходимости принятого решения. Но есть и другая сторона, не все решения, принятые молодежным парламентом могут быть поддержаны законодательным органом субъекта. Более того, некоторые решения молодежного парламента могут быть отменены законодательным собранием региона.
Молодежный парламент обладает правом законодательной инициативы и на обязательное рассмотрение решений парламента на заседаниях регионального законодательного парламента в Самарской, Ивановской, Московской и Владимирской областях, а также в Чеченской республике. Молодежный парламент в таком случае может не только обсуждать проблемы и предлагать конкретные решения в форме законодательной инициативы, но также участвовать в выработке политического курса. Однако ни в одном из данных регионов молодежный парламент данным правом ни разу не воспользовался. Таким образом, можно сделать вывод, что молодежный парламент не заинтересован в участие в политическом процессе.
Большинство региональных молодежных парламентов имеет только базовый набор полномочий, свойственных всем региональным молодежным парламентам, деятельность которых регламентирована положениями. К региональным молодежным парламентам, имеющим только базовые полномочия относятся Еврейская автономная область, Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа, Сахалинская, Оренбургская, Пензенская, Архангельская, Вологодская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Ростовская, Волгоградская, Ярославская, Орловская, Курская, Костромская, Калужская, Брянская, Тюменская, Свердловская, Курганская, Новосибирская области, а также республики Башкортостан, Удмуртия, Чувашия, Якутия, Хакасия, Карелия и Забайкальский, Ставропольский, Алтайский края.