Научная статья на тему 'Региональный опыт функционирования «Молодежного парламентаризма» как механизма развития правовой культуры российских избирателей'

Региональный опыт функционирования «Молодежного парламентаризма» как механизма развития правовой культуры российских избирателей Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
637
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональный опыт функционирования «Молодежного парламентаризма» как механизма развития правовой культуры российских избирателей»



* РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО: СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ *

Региональный опыт функционирования «молодежного парламентаризма» как механизма развития правовой культуры российских избирателей

А. Н. Чертков, Н. В. Артамонова

Легитимность избирательного процесса напрямую зависит от правовой культуры избирателей. Обеспечение осознания ими собственной роли в управлении делами государства требует комплекса мер по воспитанию у граждан соответствующего понимания и отношения к выборам, поддержания положительной мотивации участия в формировании представительных органов власти, культивирования у граждан ответственного отношения к своему политическому праву избирать и быть избранными. По мнению И. А. Ильина, «есть минимальный уровень образования и осведомленности, вне которого всякое голосование становится своею собственною карикатурою... Здесь нужно понимание самого выборного процесса и предлагаемых программ, умная оценка кандидатов, разумение государственного и экономического строя страны.»1.

Одним из важнейших направлений в деятельности по правовому

Чертков Александр Николаевич —

старший научный сотрудник ИЗиСП, кандидат юридических наук;

Артамонова Наталья Вячеславовна — ассистент кафедры государственно-правовых дисциплин Брянского государственного университета имени академика И. Г. Петровского.

1 Ильин И. А. Предпосылки творческой демократии. М., 1951. С. 5.

воспитанию избирателей и повышению их правовой культуры является работа с молодежью. В Российской Федерации 25 млн молодых людей в возрасте от 18 до 29 лет обладают избирательным правом. Это — 23% от общего числа избирателей. К сожалению, значительная часть молодежи, несмотря на предоставленные им Конституцией РФ права, отличается недостаточной гражданской активностью и негативным отношением к формированию институтов государственной власти и местного самоуправления. В качестве иллюстрации можно привести данные Белгородской избирательной комиссии, где на выборах областной Думы в октябре 2002 г. из 23775 молодых избирателей в голосовании принял участие только каждый третий молодой человек при средней явке избирателей 45%.

Социологические исследования, проведенные МГУ им. М. В. Ломоносова, показывают, что на протяжении последних пятнадцати лет число молодых людей в возрасте 18—19 лет, постоянно интересующихся политикой, стало в три раза меньше, чем во времена молодости их родителей. По данным социологических опросов, большая часть молодежи полагает, что выборы как социальный институт малозначимы для достижения обществен-

ного блага. На сегодняшний день среди молодых людей весьма высок процент полностью политически индифферентных: 43% политикой не интересуются в принципе2.

Нельзя не отметить работу ЦИК России и системы избирательных комиссий, а также высших должностных лиц, законодательных органов ряда субъектов Российской Федерации в преодолении сложившейся негативной ситуации. Вместе с тем приведенные статистические показатели наглядно свидетельствуют о том, что мероприятий, осуществляемых только силами избирательных комиссий и некоторых заинтересованных органов, недостаточно.

Разрушенная советская система управления процессом воспитания подрастающего поколения включала подготовку и вовлечение молодежи в политическую жизнь страны. Сегодня требуется создание современной комплексной системы воспитания подрастающего поколения, которая не только обеспечила бы овладение молодыми избирателями необходимыми знаниями и навыками участия в политической жизни страны, но и сформировала бы уважительное отношение к российскому праву и государству, активную гражданскую позицию.

Важное место в формировании указанной системы занимает законодательное регулирование. Однако до сих пор федеральное законодательство недостаточно четко устанавливает цели, принципы, приоритеты, основные механизмы государственной поддержки молодежи на этапе ее социального становления и вступления в самостоятельную жизнь. Соответствующие законодательные установления (не-

2 О повышении правовой культуры молодежи, активизации ее участия в избирательном процессе и опыте работы избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в этом направлении // Вестник ЦИК. 2002. № 7. С. 59.

обязательно в виде специального федерального закона) способствовали бы развитию правовой культуры молодежи, в том числе, как избирателей.

Работа избирательных комиссий по правовому просвещению молодежи становится все актуальнее. В подавляющем большинстве субъектов Федерации используются такие формы работы с учащейся молодежью, как олимпиады, конкурсы сочинений среди старшеклассников, деловые игры по выборам школьного самоуправления. Но центральное место среди механизмов правового воспитания молодых избирателей, развития их правовой культуры занимает становление молодежного парламентаризма.

Термин «молодежный парламентаризм» в известной мере условный, а само явление многоаспектное. В Рекомендациях по развитию молодежного парламентаризма Министерства образования и науки РФ молодежный парламентаризм определен как система представительства прав и законных интересов молодежи как особой социальной группы3. Вместе с тем такое представительство — значимый, но не единственный аспект молодежного парламентаризма. Молодежный парламентаризм является важным механизмом социализации и развития правовой и политической культуры молодых граждан. Воспитательный аспект молодежного парламентаризма не менее, а может быть, и более важен, чем представительство прав и интересов молодежи. Молодежные парламенты далеко не всегда имеют статус консультативного органа при органе власти регионального или муниципального уровня, нередко они являются частью социальной программы по работе с молодежью, в которой воспитание, прежде всего, правовое, является центральной

3 Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. 2003. № 6. С. 38—51.

сущностной характеристикой молодежного парламентаризма.

Кроме того, молодежные парламентские и правительственные структуры являются формой влияния молодежи на осуществление молодежной политики государства: молодые граждане вносят предложения в органы государственной власти, при которых указанные структуры созданы, участвуют в реализации мероприятий молодежной политики. Таким образом, молодежный парламентаризм является формой участия молодых граждан в управлении делами государства, что включает в себя представительство их прав и законных интересов.

В связи с изложенным хотелось бы предложить собственное, более комплексное определение молодежного парламентаризма. Молодежный парламентаризм представляет собой комплексное явление в сфере взаимодействия государства и гражданского общества, основными направлениями реализации которого выступают система мер политико-правого воспитания молодежи и участие молодых граждан в управлении делами государства посредством молодежных парламентских структур.

В последние годы все большую популярность приобретают такие формы работы с молодежью, как создание молодежных парламентов, школьных республик, дум, правительств, школ парламентаризма, где их участники в игровой форме постигают азы избирательного права, избирательного процесса.

Наиболее популярной формой работы с молодежью старшего возраста стали молодежные парламенты, идея создания которых как формы самоуправления молодежи не так уж и нова. С 1995 г. стали создаваться молодежные парламенты на региональном и муниципальном уровнях. В настоящее время данный процесс развивается во многих субъектах Федерации, в

частности, молодежные парламенты функционируют в качестве общественных объединений в Республике Калмыкия и Кировской области. В Санкт-Петербурге молодежный парламент существует в форме органа общественной самодеятельности, созданного в целях участия молодежи в общественной и политической жизни.

В ряде субъектов Федерации молодежные парламенты созданы при органе законодательной либо исполнительной власти. Так, в Свердловской области с 2002 г. действует Общественная молодежная палата при Областной Думе Законодательного Собрания Свердловской области, которая является совещательным и консультативным органом. Основными целями ее являются: разработка предложений по реализации прав молодежи на участие в управлении делами Свердловской области, содействие в создании условий для проявления инициатив молодежи, приобщение молодых граждан к парламентской деятельности, формирование их правовой и политической культуры, развитие деловых, профессиональных, гражданских и патриотических качеств, поддержка созидательной, гражданской активности молодежи.

В Республике Карелия молодежный парламент является экспертным, консультативным и совещательным органом по вопросам государственной молодежной политики при органе исполнительной власти, осуществляющем выработку молодежной политики. В принципе создание молодежных парламентов при высшем должностном лице, высшем исполнительном органе или исполнительном органе, осуществляющем выработку государственной молодежной политики, не отвечает принципу разделения властей. При высших должностных лицах и исполнительных органах более продуктивно создание молодежных правительств.

В ряде российских городов действуют молодежные парламенты, в частности, в городе Лангепасе Ханты-Мансийского автономного округа — Югры действует Молодежная дума. При органах местного самоуправления созданы парламенты в городах Архангельск, Волжский, Екатеринбург, Иваново, Котлас, Новодвинск, Северодвинск и других4. В некоторых субъектах Федерации, в частности, в Московской области создание молодежных парламентов предусмотрено региональными законами.

В Рекомендациях по развитию молодежного парламентаризма Мин-обрнауки России целью развития молодежного парламентаризма названо привлечение молодежи к активному участию в жизнедеятельности государства, разработке и реализации им эффективной молодежной политики путем представления законных интересов молодых граждан и общественно значимых идей в различных молодежных общественных консультативно-совещательных структурах, прежде всего — молодежных парламентах5.

Основные задачи молодежного парламентаризма — это, прежде всего, развитие правовой и политической культуры молодых граждан; формирование активной патриотической гражданской позиции молодежи, консолидация ее для участия в разработке и реализации государственных программ; представление и защита интересов молодежи в органах государственной власти и местного самоуправления; обеспечение эффективного сотрудничества представителей молодежи с органами государственной власти и местного самоуправления; создание системы формирования кадрового потенциала для органов законодательной, исполнительной вла-

4 О повышении правовой культуры молодежи... С. 61.

5 Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. 2003. № 6. С. 38—51.

сти субъектов и органов местного самоуправления.

В указанных Рекомендациях Мин-обрнауки России обозначен ряд принципов развития молодежного парламентаризма. В целом их сочетание позволит создать условия, при которых молодежные парламентские структуры будут представлять интересы не отдельных молодых людей, молодежных общественных объединений и иных заинтересованных организаций, а интересы молодежи целого региона. Однако вызывает возражения принцип приоритета защиты прав молодежи и ее объединений, который поставлен авторами Рекомендаций на первое место. Статья 2 Конституции РФ закрепляет приоритет защиты прав и свобод человека и гражданина, а не социальных групп и общественных объединений. Некоторая специфика интересов и способов реализации прав молодых граждан не может стать основанием для нарушения конституционных принципов в молодежном парламентаризме. Указанный принцип представляется необходимым сформулировать как «приоритет прав и свобод человека и гражданина в деятельности молодежных объединений».

Молодежный парламентаризм в части создания и функционирования молодежных парламентов начал успешно развиваться во многих субъектах Федерации. Тем не менее, хотя в настоящее время молодежные парламенты существуют более чем в 30 субъектах РФ, полноценное функционирование наблюдается не более чем в 10 из них. Такая статистика, видимо, свидетельствует не о бесперспективности идеи молодежного парламентаризма (как раз первоначальный отклик на нее свидетельствует об обратном), а о недостатках ее реализации.

Осознание ценности молодежного парламентаризма как механизма развития правовой культуры

молодых избирателей требует унификации статуса молодежных парламентов и совершенствования их деятельности. Для выявления оптимальной модели молодежного парламента обратимся к уже существующей практике.

Учитывая опыт развития молодежного парламентаризма в Российской Федерации, прежде всего, региональный, можно выделить следующие основные формы молодежных парламентов:

1. Молодежные парламенты, созданные при органах законодательной (представительной) власти. Молодежные парламенты создаются законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Федерации и действуют на основании положения, утвержденного постановлением данного органа. По своему статусу молодежный парламент является общественным совещательным (консультативным) органом. Он в определенной мере участвует в разработке нормативных правовых актов в сфере государственной молодежной политики, осуществляет взаимодействие с соответствующими комитетами, комиссиями, депутатами органа законодательной власти.

Приведенная организационная модель молодежного парламента предполагает, как правило, избрание членов молодежного парламента от максимально возможного количества территорий, образовательных учреждений, молодежных общественных объединений и т. д. Принятие регламента молодежного парламента, в котором определяется порядок его работы, осуществляется самостоятельно молодежным парламентом. В структуре молодежного парламента формируются комитеты, комиссии и другие рабочие органы, перечень и состав которых определяется регламентом и иными внутренними актами молодежного парламента.

2. Молодежные парламенты, созданные при органах исполнитель-

ной власти (в отдельных случаях наряду с молодежными правительствами). Практически молодежные парламентские структуры создаются при главе администрации субъекта РФ, мэре города, исполнительном органе по молодежной политике. Но само понятие «молодежный парламент» подразумевает представительную природу данной структуры. Это, в свою очередь, делает целесообразным организацию взаимодействия молодежных парламентов с органами законодательной власти. При органах исполнительной власти, прежде всего, высшем исполнительном органе субъекта Федерации или непосредственно при высшем должностном лице (руководителе высшего исполнительного органа) субъекта Федерации представляется целесообразным формирование молодежного правительства. Данная взаимосвязь обеспечивает хорошую практику будущих потенциальных управленцев и может быть полезна в деятельности государственных (муниципальных) органов, способна обеспечить большую взаимосвязь данных органов с гражданским обществом в части такого недостаточно представленного в органах власти его сегмента, как молодежь. Молодежное правительство целесообразно учреждать постановлением высшего должностного лица либо высшего исполнительного органа субъекта РФ, которое определит основные формы его участия в работе органов исполнительной власти. Существуют три основных способа комплектации молодежного правительства: открытый конкурс, выборы и назначение. Выборы более характерны для молодежных парламентов, открытый конкурс — как для молодежных парламентов, так и для молодежных правительств. Назначение же характерно именно для молодежных правительств. Так, Мэр Москвы Ю. М. Лужков на время отпуска министров Правительства Москвы поручил сформиро-

вать молодежный кабинет из числа лучших студентов высших учебных заведений Москвы, отобранных посредством открытого конкурса с последующим временным назначением.

3. Молодежный парламент — региональная (муниципальная) программа по работе с молодежью, реализуемая органами государственной власти субъекта Федерации с участием одного или нескольких молодежныьх общественные объединений. Данная модель не всегда предполагает формирование молодежного парламента как четко организованной структуры. Речь идет о функционировании молодежного парламентаризма в качестве одного из методов работы органов власти с общественными объединениями. Помимо заседаний молодежного парламента, работы его внутренних структур (комитетов и т. д.), используются такие формы, как общественные молодежные приемные, организация мониторингов в молодежной среде, создание теле-и радиопередач, ведение рубрик на страницах периодической печати, организация клубов, диспутов, рекламных кампаний и т. п. Целью соответствующих программ выступает формирование возможностей для молодежи участвовать в общественно-политической жизни, в процессе принятия и реализации управленческих решений, контроля за их исполнением.

Опыт субъектов РФ свидетельствует о жизнеспособности каждой из представленных моделей. Можно согласиться с выводами Минобр-науки России о том, что в качестве наиболее эффективной с точки зрения развития правовой культуры молодых избирателей является создание молодежных парламентов при законодательных (представительных) региональных и муниципальных органах власти. Преимущество данной модели состоит в том, что изначально молодежные парламенты получают официаль-

ный статус, предоставляемый им органами законодательной власти. В этом случае ни одна общественная организация не сможет претендовать на монопольное использование созданного органа молодежного самоуправления в своих интересах. Данный статус молодежного парламента упрощает процесс принятия и реализации его решений через орган власти, при котором он существует. При этом члены молодежных парламентов проходят хорошую кадровую школу в соответствующих государственных (муниципальных) органах.

В то же время, несмотря на очевидные преимущества данной модели молодежного парламентаризма, для ее реализации необходимо приложить максимум усилий: добиться принятия решения в виде постановления соответствующего представительного органа власти; организовать легитимную систему выборов представителей молодежи и общественных объединений в молодежный парламент; обеспечить необходимыми ресурсами его текущую деятельность. Тем не менее, хотя данная модель и сложна с организационной точки зрения и требует определенных финансовых затрат, ее применение и развитие может стать базисным компонентом системы воспитания подрастающего поколения, не уступающей, а в чем-то превосходящей комсомол советского периода. В необходимости структуры для решения задач по воспитанию и социализации молодежи 14—30 лет, которые решали комсомольские организации, сегодня нет сомнений. Попытки решать их преимущественно в рамках молодежных отделений современных политических партий или иных, близких к партиям молодежных объединений, не представляются удачными. Ведь каждая политическая партия придерживается какой-либо частной идеологии (либерализм, социализм, коммунизм, консерватизм и т. д.), что будет со-

ответствующим образом влиять на молодых граждан — членов такой партии или иного объединения. Успех какого-либо молодежного отделения политической партии по консолидации активной молодежи субъекта Федерации, а тем более всей России, существенно затруднит развитие многопартийности. Молодежный парламент по определению объединяет представителей различных партий, объединений и молодых граждан, в таковых не состоящих.

Унификацию статуса молодежных парламентов, равно как и совершенствование их деятельности, может обеспечить принятие закона субъекта Федерации о молодежных консультативных (совещательных) органах в соответствующем субъекте РФ. В таких законах целесообразно установить цели, задачи, принципы и компетенцию молодежных парламентов, равно как и молодежных правительств, при законодательных и соответственно исполнительных региональных и муниципальных органах. В настоящее время молодежные парламентские структуры могут создаваться: при федеральных органах государственной власти (Федеральном Собрании Российской Федерации); при органах государственной власти субъекта Российской Федерации (при законодательном органе (Думе, Совете, Собрании); высшем должностном лице субъекта Российской Федерации, правительстве (администрации); органе по молодежной политике); при законодательных или исполнительных органах местного самоуправления (выше уже было сказано о приоритетности создания молодежных парламентов при представительных, а не исполнительных органах). Говоря о проблеме оптимального уровня осуществления публичной власти, на котором целесообразно создание молодежных парламентов и иных молодежных консультативных органов, следует отметить, что фор-

мирование таких молодежных органов целесообразно осуществлять на уровне субъектов РФ и муниципальных образований. Тому есть несколько причин.

Во-первых, обеспечить всероссийские выборы в молодежный парламент федерального уровня по аналогии с выборами в Государственную Думу очень сложно с организационной точки зрения и потребует чрезмерных финансовых затрат. Кроме того, аналогичная процедура комплектования в определенной мере будет означать претензию на создание альтернативного представительного органа, который в молодежной среде может быть противопоставлен Государственной Думе, что в воспитательном аспекте приведет к негативному восприятию молодыми людьми «взрослых» органов представительной власти, снизит их активность по участию в выборах представительных органов публичной власти.

Во-вторых, упрощение процедуры комплектования корпуса молодых парламентариев может не отвечать принципам демократии. Если на муниципальном и даже региональном уровне можно привлечь практически все молодежные объединения и учебные заведения и тем самым обеспечить достаточно высокий уровень представительности молодежного парламента, то в масштабах всей России неизбежны «перекосы», ангажированность одних молодежных объединений и игнорирование других. При этом, где бы ни находился молодежный парламент, его работа потребует отрыва от учебы (работы) всех его членов, чего не требуется в масштабах города. В этом случае возникнет непропорциональность территориального представительства. Очевидно, что молодежный парламент, формирование которого сопряжено с указанными недостатками, не станет органом представительства молодежи, что, в свою очередь, подорвет доверие молодежи не толь-

ко к молодежному парламентаризму, но и выборным органам власти в целом, негативно скажется на правовой культуре молодых избирателей.

В-третьих, возникает вопрос, необходимо ли формирование общероссийского молодежного парламента с точки зрения правового воспитания молодежи и привлечения ее к участию в управлении делами государства. Молодые люди с 18-летнего возраста участвуют в голосовании на выборах всех уровней и могут формировать представительные органы публичной власти, прежде всего, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, избирать выборных должностных лиц. Граждане России, достигшие 21 года, могут сами стать кандидатами в депутаты представительных органов, в том числе, Государственной Думы. Это более традиционный и весьма эффективный механизм участия в управлении делами государства.

В-четвертых, функционирование федерального молодежного парламента, построенного по аналогии с региональными и муниципальными молодежными парламентами, не будет эффективным. Основные региональные или муниципальные молодежные общественные объединения, консолидируя значительную часть молодежи своего региона, как правило, имеют четко выраженные основные направления реализации интересов молодежи региона, прежде всего, через социально значимые проекты. На общероссийском уровне российская молодежь не консолидирована, да и основные проекты существенно различаются. Учитывая, что молодежный парламент является консультативным органом, реализация или даже эффективное участие в общероссийских социально значимых проектах представляется непосильной задачей для молодежного парламента. Вызывает сомнения и эффективность его уча-

стия в нормотворческой деятельности, даже если оно ограничится лишь сферой государственной молодежной политики, равно как и просветительская деятельность в масштабах всей страны. Кроме того, в нашей стране действует Общественная Палата РФ, которая эффективно осуществляет функции представительства интересов общества в федеральном парламенте, участия в подготовке законопроектов, а также осуществления просветительской деятельности. Палата состоит из «имеющих особые заслуги перед государством и обществом» известных граждан, многие из которых — высокопрофессиональные специалисты в юриспруденции, экономике, иных сферах общественной жизни. Молодежный парламент просто «потеряется» на фоне столь представительной и мощной общественной структуры.

Учитывая данные обстоятельства, с января 2002 г. реализуется проект «Молодежная Дума России». Дума является молодежной парламентской структурой Москвы и ряда иных субъектов РФ, представляющей собой механизм обсуждения общественно-политических вопросов молодежью. Но реализовать заявленную цель — создание коммуникативной площадки для молодежи разных регионов и политической ориентации и выработки согласованных решений — ей практически не удается. Поскольку принятие и реализация согласованных решений — прерогатива государственных органов, данной структуре целесообразно было бы ограничиться организацией широких обсуждений молодежью общественно-политических вопросов, в том числе по развитию молодежного парламентаризма в различных регионах и муниципалитетах.

В качестве механизма развития молодежного парламентаризма следует отметить необходимость разработки программ его развития во всех субъектах Федерации. Такие

программы целесообразно принимать и на уровне муниципалитетов (городов и районов). В программах должны быть представлены основные направления обеспечения развития молодежного парламентаризма. В части организационного обеспечения требуется закрепление необходимости поддержки инициатив создания молодежных парламентских структур органами по молодежной политике, законодательной властью, избирательными комиссиями субъектов Федерации. Целесообразно заключение договоров между заинтересованными сторонами на региональном уровне — между органами по молодежной политике субъекта РФ, органами законодательной власти, избирательной комиссией субъекта РФ, региональными общественными объединениями; на муниципальном уровне — между представительными органами, органами по делам молодежи, избирательными комиссиями, общественными объединениями.

Можно согласиться с мнением Минобрнауки России о целесообразности создания консультативных групп на базе аппаратов молодежных парламентов субъектов Федерации, состоящих из двух частей — мобильной и стационарной. Первая часть может быть ответственна за проведение обучающих семинаров, консультаций, сбора информации, тренинговой работы в конкретном субъекте Российской Федерации, где создается или действует молодежный парламент. Стационарная же часть должна нести ответственность за анализ информации, подготовку тренингов, информационных и статистических материалов, осуществляет связь с каждым молодежным парламентом субъекта Российской Федерации, организует информационный обмен6.

Можно рекомендовать проведение съездов представителей моло-

6 Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. 2003. № 6. С. 38—51.

дежного парламентского движения во всероссийском масштабе в целях эффективного обмена опытом, которым обладают ведущие молодежные парламенты субъектов Федерации и муниципалитетов. Это будет иметь существенное позитивное значение для политико-правового воспитания молодых людей. Опыт функционирования молодежных парламентов в учебных заведениях, организации парламентских дебатов на юридических факультетах высших учебных заведений показывает огромное образовательное и воспитательное значение этих мероприятий. Распространение данной практики на уровень целого региона способно дать позитивный воспитательный эффект.

Деятельность молодежного парламента должна включать информационное обеспечение, формирование системы информирования общественности о деятельности молодежных парламентских структур; создание сети информационного обмена между молодежными парламентами субъектов Федерации. Воспитательный эффект данной системы информирования также представляется значительным.

Большое значение имеет проведение региональных и межрегиональных конференций, парламентских дебатов, спартакиад молодежных общественных объединений под эгидой молодежного парламентского движения, а также летних школ молодого парламентария. Опыт последней такой школы, прошедшей с 4 по 18 сентября 2007 г., следует признать успешным и перспективным, так же, как и Интернет-конференцию (25 марта 2007 г.) «Твой выбор — твоя страна». Помогает развитию правовой культуры молодых избирателей, стимулирует их политическую активность проектный семинар «Молодежь и выборы — весна 2007. Эффективные избирательные технологии». В преддверии важнейших для страны выборов

2007—2008 гг. особенно важно уделять внимание законопослушному электоральному поведению и эффективным избирательным технологиям, которые согласуются с нормами законодательства, моралью и традициями нашего общества, что имело место быть на указанном семинаре.

Развитие правовой культуры молодых избирателей путем функционирования системы молодежного парламентаризма должно привести к реализации научного и творческого потенциала молодежи в деятельности публичной власти; привлечению молодежи и ее объединений к участию в деятельности органов представительной и исполнительной власти регионального и муниципального уровня, выполнению планов и программ социально-экономического развития субъектов Федерации; повышению интереса молодежи к государственной жизни страны, стимулированию политической активности, в том числе участию в выборах; формированию кадрового резерва государственного и муниципального управления; выявлению социально активных молодых людей в различных сферах общественной жизни; повышению действенного участия молодых граждан в процессе выработки, принятия и реализации решений в области государственной молодежной политики.

Таким образом, значимым компонентом системы правового воспитания молодежи может стать молодежный парламентаризм. В необходимости структуры, которая решала бы задачи по воспитанию и социализации молодежи 14—30 лет в

русле развития ее правовой культуры, сегодня нет сомнений. Попытки решать их молодежными отделениями современных политических партий или иными, близкими к партиям молодежными объединениями, целесообразно дополнить универсальной системой молодежного парламентаризма. Молодежный парламент по определению объединяет представителей различных партий, объединений и молодых граждан, в таковых не состоящих, поскольку молодежный парламентаризм представляет собой комплексное явление в сфере взаимодействия государства и гражданского общества. Основными направлениями его выражения являются политико-правое воспитание молодежи и участие молодых граждан в управлении делами государства. Молодежный парламентаризм также будет способствовать развитию парламентской культуры и толерантного отношения к политическим оппонентам. Несмотря на возникающие трудности, требуется дальнейшее развитие молодежного парламентаризма как эффективного механизма развития правовой культуры молодых граждан. Подчеркнем, что от уровня знаний об избирательном праве, доверия к избирательной системе и общего развития правовой культуры молодежи сегодня будет зависеть легитимность и эффективность осуществления государственной власти в России в обозримом будущем, поскольку многие сегодняшние молодые «парламентарии» завтра могут стать депутатами и должностными лицами органов публичной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.