Научная статья на тему 'Молодежный парламентаризм'

Молодежный парламентаризм Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1757
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Данилкина Татьяна Геннадьевна

Актуальность темы исследования заключается в том, что в современном российском обществе наиболее восприимчивой к нововведениям социальной группой является молодежь, которая формирует свое мировоззрение и способна скорее других усвоить новые взгляды, однако российская политическая культура обращена в будущее при недостаточном внимании к прошлому, при отсутствии осознанного следования. Цели и задачи молодежного парламента важны и ответственны. Они направлены на обеспечение реального участия молодых граждан, молодежных и детских объединений в реализации государственной молодежной политики представления и защиты интересов молодежи, формирования правовой и политической культуры в молодежной среде, содействия развитию общественной активности молодежи, воспитания гражданственности и патриотизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Молодежный парламентаризм»

- деятельность в области права;

- деятельность в области бухгалтерского учета;

- деятельности по исследованию конъюнктуры рынка;

- консультирование по вопросам коммерческой деятельности;

- деятельность по управлению холдинг-компаниями.

На рынке действуют средние предприятия с небольшой численностью работников, а также отдельные консультанты, которые оказывают узкоспециализированные услуги. Данные Камчат-стата по консалтингу в Камчатском крае представлены в таблице.

Общее число организаций (крупных и средних), шт. Общая численность работников данных организаций, человек Объем выполненных работ и услуг собственными силами, тыс. руб.

8 317 201 102,7

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что рынок консалтинга в крае четко не сформирован и достаточно ограничен в возможностях. Данный сегмент нуждается в тщательном анализе, выявлении конкретных проблем и создании программы по развитию и дальнейшему функционированию.

Литература

1. Посадский А.П. Консалтинг в России: введение в профессиональные методы работы. -М., 1998. - 236 с.

2. www.ecopsy.ru

3. Гуленков Д.Г., Филимонова Н.Н. Сетевая кооперация в консалтинге. - М.: МАКС Пресс, 2006. - 126 с.

4. www.raexpert.ru

УДК 342.5

МОЛОДЕЖНЫЙ ПАРЛАМЕНТАРИЗМ

Т.Г. Данилкина (КамчатГТУ)

Актуальность темы исследования заключается в том, что в современном российском обществе наиболее восприимчивой к нововведениям социальной группой является молодежь, которая формирует свое мировоззрение и способна скорее других усвоить новые взгляды, однако российская политическая культура обращена в будущее при недостаточном внимании к прошлому, при отсутствии осознанного следования. Цели и задачи молодежного парламента важны и ответственны. Они направлены на обеспечение реального участия молодых граждан, молодежных и детских объединений в реализации государственной молодежной политики представления и защиты интересов молодежи, формирования правовой и политической культуры в молодежной среде, содействия развитию общественной активности молодежи, воспитания гражданственности и патриотизма.

Youth is the most receptive to innovations social group forming the own outlook and is capable to adopt new views. But Russian political culture is directed to the future with insufficient attention to the past. The goals and the tasks of youth parliament are important. They are aimed at the real participation of young citizens, youth and children's unions in realization of the state youth policy in presentation and youth interests' defend, forming legal and political culture in youth environment, assisting of the development of social activity, civics and patriotism of youth.

Молодежный парламентаризм имеет свои социально-исторические корни. Он появился в России в связи с тем, что возникла необходимость заполнить нишу в социальном управлении, которую раньше занимали комсомольские структуры. Ведь в СССР существовала своеобразная «молодежная республика» со своим «главой государства» - первым секретарем ЦК ВЛКСМ, «однопалатным парламентом» - ЦК ВЛКСМ (избираемым на съезде ВЛКСМ), его «советом» или «президиумом» в лице Бюро ЦК ВЛКСМ. Первый секретарь ЦК ВЛКСМ был, по сути дела,

помощником главы советского государства по вопросам молодежной политики. «Малые молодежные республики» существовали тогда и в краях, областях, городах и т. д.

То, что у молодежного парламентаризма есть и могут быть общие черты с позитивными сторонами деятельности комсомола, нет ничего плохого, отметил Президент РФ В.В. Путин, отвечая 19 декабря 2002 г. на вопрос о том, как в России планируется развивать молодежную политику. Он обратил внимание на то, что сложность данного вопроса заключается в том, что «...в прежние времена у нас все было регламентировано. У нас функционировал и масштабно действовали Коммунистический союз молодежи - комсомол, пионерская организация. В школе всех принимали в октябрята и так далее, и, конечно, это было чрезмерно политизировано и забюрократизировано. Но какой-то смысл в этом был, потому что, в общем, до людей доносили наряду с этими идеями чисто политического характера много общечеловеческих и полезных вещей, воспитывали подрастающее поколение в духе преданности, любви к Родине, Отечеству, много чего было хорошего в этой системе.». Такая оценка комсомола из уст главы государства впервые прозвучала на всю страну. Кроме того, следует учитывать, что современные исследования показывают, что 74% выступают за заимствование советских форм работы с молодежью, 82% считают, что нужна государственная программа по работе с молодежью [5].

Молодежный парламент - это организационная форма, которая основана на историческом опыте работы государства с молодежью, лучших традициях формирования и развития социальных механизмов представительства законных интересов и прав молодых граждан в обществе, учета их мнения в вопросах его развития. Первые молодежные парламенты возникали по инициативе небольших групп молодых людей. Чаще всего эта инициатива не находила поддержки власти и оставалась на уровне идеи. Одним из первых появляется Молодежный парламент Республики Калмыкия. Данный орган имел статус общественной организации и являлся юридическим лицом. Он не имел открытой привязанности к государственным структурам. Обособление членов молодежного парламента в рамках юридического лица объективно обеспечило некоторые отрицательные моменты: во-первых, к появлению внутренних корпоративных интересов, не имеющих отношения к основному содержательному предмету деятельности, во-вторых, создало преграду для участия в работе молодежного парламента представителей других общественных объединений. Позднее молодежные парламенты появляются в Удмуртии, Республике Саха (Якутия).

Однако возможность лоббирования своих интересов через молодежные парламенты уперлась, в первую очередь, в собственную компетенцию молодых лидеров. Учитывая этот факт, появляется идея создания некоторого подобия кадровой школы на базе молодежных парламентских структур. Например, Молодежное правительство Ярославской области, Молодежный парламент Новосибирской области, Общественный молодежный парламент Рязанской области. Такие органы начинают рассматриваться как кузницы политиков нового поколения, грамотных управленцев.

Государственная молодежная политика в 90-е гг. ХХ в. осуществлялась на базе единой концепции. Основные подходы к государственной молодежной политике в Российской Федерации были определены в 1992 г. Указом Президента Российской Федерации «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики». В стране удалось сформировать элементы законодательной базы для осуществления государственной молодежной политики, что нашло отражение в утверждении в 1993 г. Верховным Советом РФ «Основных направлений государственной молодежной политики в Российской Федерации», в принятии в 1995 г. Федерального закона «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Российской Федерации», а также в более чем 40 субъектах Российской Федерации законов по вопросам молодежной политики, по осуществлению целевых программ реализации государственной молодежной политики.

В процессе трансформации российского общества в 1990-х гг. понятие воспитания почти исчезло из сферы отечественного образования и молодежной политики, из деятельности СМИ. Стала предаваться забвению проверенная практикой идея о том, что составляющими гражданского становления человека являются трудовое, патриотическое и нравственное воспитание. Но очень скоро выяснилось, что эти направления в работе с молодежью не могут игнорироваться. Реакцией по преодолению упущений в воспитании стало постановление Правительства РФ (2001 г.) о государственной программе, а затем (2005 г.) и Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.», ставшая неотъемлемой составной частью государственной молодежной политики [4].

Молодежный парламентаризм в России - это одно из перспективных направлений молодежной политики, выступающее как механизм вовлечения молодежи в развитие российских территорий, механизм формирования молодых активных лидеров нового поколения.

Основные теоретико-методологические и организационно-правовые вопросы молодежного парламентаризма были разработаны в ходе I Всероссийского семинара-совещания «Развитие молодежного парламентаризма в Российской Федерации», который состоялся в январе - феврале 2003 г. в г. Рязани и в ходе I и II Форумов молодых парламентариев (март 2004 г. - г. Новосибирск, февраль 2005 г. - г. Рязань). Они были обобщены и закреплены в Инструктивном письме Минобразования РФ от 24 апреля 2003 г. № 2, содержащем Рекомендации по развитию молодежного парламентаризма в Российской Федерации.

Проведение форумов молодых парламентариев призвано способствовать развитию общественной составляющей государственной молодежной политики, эффективному вовлечению молодежи в ее реализацию, формированию активной гражданской позиции молодого человека, его социальной зрелости, а также созданию условий для эффективной реализации потенциала молодежи в процессе социально-экономических преобразований в стране.

С 25 по 29 октября 2006 г. на территории Тверской области прошел III Форум молодых парламентариев. Цель III Форума молодых парламентариев - разработка предложений по вопросам участия молодежи в жизнедеятельности муниципальных и региональных образований, привлечения молодых граждан к выработке нормативных правовых актов разного уровня. В форуме приняли участие представители молодежных парламентских структур регионов России, молодые депутаты региональных органов законодательной власти и представительных органов местного самоуправления, государственные и муниципальные служащие. Общее количество участников - 200 человек.

В рамках форума проведена выставка - презентация регионального опыта развития молодежного парламентаризма в России, прошли пленарные заседания, мастерские, семинары и круглые столы: «Международное сотрудничество молодежных парламентских структур: Россия - СНГ, Россия - Евразия, Россия - мир»; «Участие молодежи в социально-экономическом развитии российских территорий»; «Подготовка молодых государственных и муниципальных служащих, депутатского корпуса для представительных органов регионального и местного уровня: опыт субъектов Российской Федерации»; «Участие молодежи в реализации ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Важным шагом в развитии молодежного парламентского движения стало создание Общественной молодежной палаты при Государственной Думе Федерального Собрания РФ (2001 г.). Палата создана для изучения проблем молодежи в России, своевременного реагирования на них органов государственной власти, содействия деятельности Государственной Думы ФС РФ в области законодательного регулирования прав и законных интересов молодежи, подготовки рекомендаций по решению проблем российской молодежи.

Общественная молодежная палата при Государственной Думе Российской Федерации - совещательный, консультативный орган, который осуществляет свою деятельность на общественных началах. Ее основная цель - содействие деятельности Российского парламента в области законодательного регулирования прав и законных интересов молодежи [3].

Молодежная палата создана на добровольной основе из представителей общественных молодежных палат (молодежных парламентов) при законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с положением в ее состав входит только по одному представителю от общественных молодежных палат (молодежных парламентов), официально созданных при законодательных органах государственной власти Российской Федерации. Кроме того, регламентированы возрастной ценз для членства в Общественной молодежной палате - до 30 лет и срок действия полномочий - он составляет один год [3].

Деятельность Общественной молодежной палаты ведется в комиссиях, которые организовывают работу по направлениям своей деятельности с соответствующими комитетами и комиссиями Государственной Думы.

Заседания палаты проводятся три раза в год. При необходимости могут быть организованы внеочередные заседания. Молодежная палата разрабатывает и принимает рекомендации для рассмотрения в соответствующих комитетах Госдумы. Организационное обеспечение работы совета молодежной палаты и проведение заседаний осуществляет аппарат от комитета Госдумы по физической культуре, спорту и делам молодежи.

Молодежная парламентская ассамблея при Совете Федерации Федерального собрания Российской Федерации представляет собой верхнюю молодежную парламентскую палату. Действует на основании положения «О совете по взаимодействию Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации с молодежными парламентами субъектов Российской Федерации (Молодежной парламентской ассамблее)», утвержденного Постановлением СФ ФС РФ от 8 августа 2004 г. № 286-СФ [2].

Молодежная ассамблея - постоянно действующий совещательный орган при Совете Федерации Федерального собрания Российской Федерации. Участники ассамблеи - представители региональных молодежных парламентов. Создан также Совет по взаимодействию Совета Федерации с молодежными парламентами субъектов Российской Федерации и молодежными общественными объединениями.

Заседания Молодежной парламентской ассамблеи при Совете Федерации Федерального собрания Российской Федерации проходят регулярно. Так, в апреле 2006 г. состоялось четвертое подобное заседание, на котором были заслушаны отчеты председателя Молодежной парламентской ассамблеи и руководителей рабочих комиссий ассамблеи. По итогам заседания выработаны рекомендации, которые предусматривают внесение изменений в регламент ассамблеи.

Молодежная парламентская ассамблея собирается дважды в год для обсуждения важных проблем молодежного движения. На нее вносятся предложения, которые можно реализовать в масштабе государства. «Очень важный момент - воспитание молодых лидеров, вовлечение молодежи в процесс управления государством. России нужны молодые политики, способные стратегически мыслить, стройно излагать свои мысли и, самое главное, эффективно действовать. Молодежное парламентское движение - одна из наиболее перспективных форм участия молодого поколения в политике и общественной жизни страны», - сказал на IV заседании Молодежной парламентской ассамблеи первый заместитель председателя Комиссии Совета Федерации по делам молодежи и спорта Лев Бойцов [6].

Молодежная Дума России (далее МДР) создана в январе 2002 г. как молодежная парламентская структура, объединяющая представителей различных молодежных общественных и политических структур Москвы и регионов РФ. МДР представляет собой дискуссионный механизм для обсуждения актуальных общественно-политических вопросов и выработки согласованных решений [7].

МДР сотрудничает с ключевыми структурами, занимающимися молодежной политикой и молодежным парламентаризмом в стране: Общественной молодежной палатой и Советом по делам студентов при ГД РФ, Российским союзом молодежи, департаментом по молодежной политике Минобразования РФ и др. Депутаты МДР организуют слушания по молодежным проблемам, а также участвуют в качестве соорганизаторов в мероприятиях других молодежных структур федерального и регионального уровня. Начато международное сотрудничество с организациями ближнего и дальнего зарубежья [8].

Основная цель МДР - создание единой коммуникативной площадки для представителей молодежи различной политической ориентации, для выработки и последующего лоббирования согласованных решений по наиболее важным социально-политическим проблематикам [9].

Наряду с молодежным парламентаризмом возникают идеи иных форм привлечения молодого поколения к политике. К примеру, мэр Москвы Ю.М. Лужков предложил на месяц во время отпуска министров, руководителей департаментов и комитетов, в августе текущего года сформировать управленческий корпус исключительно из лучших студентов вузов. По сути, будет создано альтернативное студенческое правительство на базе городского просветительского проекта «Гражданская смена».

Молодежный парламентаризм - это система представительства прав и законных интересов молодежи как особой социальной группы, основанная на создании и функционировании при органах государственной власти или в установленном ими порядке специальной общественной консультативно-совещательной структуры молодежи - молодежного парламента, а также иных общественных институтов участия молодых граждан в жизни государства.

В 2005 г. был создан Центр развития молодежного парламентаризма для объединения в рамках одной организации опыта работы команды молодых лидеров из разных регионов России по развитию молодежного парламентского движения на территории России.

Основные цели Центра: привлечение молодежи к активному участию в жизнедеятельности государства и общества, к развитию территорий, на которых она проживает, разработке и реализации эффективной молодежной политики путем представления законных интересов молодых

граждан и общественно значимых идей в различных молодежных общественных консультативно-совещательных структурах, прежде всего - молодежных парламентах.

Правительство РФ распоряжением от 18.12.06 № 1760-р утвердило Стратегию государственной молодежной политики в РФ [1]. Важную роль в реализации государственной молодежной политики имеют федеральные программы «Молодежь России», комплексные целевые программы по реализации государственной молодежной политики, принятые во многих субъектах Российской Федерации.

Опыт реализации государственной молодежной политики в регионах показывает, что система среднесрочного программирования в целом оправдала себя. Для обеспечения необходимой коррекции и преодоления излишней инерции программ необходим формализованный механизм ежегодного мониторинга положения молодежи, процессов в молодежной среде, состояния реализации государственной молодежной политики и институтов, обеспечивающих ее. Требуется более эффективная и комплексная кадровая политика, подключение подготовленных работников к выполнению вновь разрабатываемых проектов, формирование соответствующих банков данных, учебно-методическое сопровождение профильных программ.

Требуется разграничение функций в области организационно-правового подхода к реализации государственной молодежной политики как межотраслевой сферы, с одной стороны, и как самостоятельной отрасли, имеющей свои институты, организационно-финансовые механизмы, систему соподчиненности, собственные кадровое, информационное, научно-методическое обеспечение, стандарты деятельности.

Основное содержание муниципальной молодежной политики выражается в следующем: социальная поддержка молодежи, молодой семьи; поддержка общественных инициатив и талантливой молодежи; организация занятости молодежи; профилактика и противодействие распространению преступности и наркомании в молодежной среде; гражданское и патриотическое воспитание молодежи; организация работы по месту жительства; развитие молодежного и детского самоуправления; информационное сопровождение реализации муниципальной молодежной политики; поддержка молодежного предпринимательства.

Также важным элементом разработки и реализации государственной молодежной политики являются ежегодные доклады о положении молодежи. Практика подготовки докладов о положении молодежи широко распространена. Вместе с тем положения и выводы, содержащиеся в них, лишь однажды стали предметом обсуждения на заседании правительства.

Достаточно интенсивно идут процессы, связанные с институциональным обеспечением государственной молодежной политики. Они вбирают в себя две группы явлений: формирование органов по государственной молодежной политике на государственном и муниципальном уровне и формирование учреждений по работе с молодежью. Эти учреждения формируются по различным каналам: при государственных и муниципальных органах, как общественные учреждения, как структуры, действующие на коммерческой основе. Потребность в их деятельности значительна, их работу нужно приблизить к молодому человеку, к месту его проживания, учебы и работы. Эта проблема успешнее будет решена при стабилизации работы государственных и муниципальных органов по делам молодежи.

Литература

1. Стратегия государственной молодежной политики [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 18 декабря 2006 г. № 1760-р // Режим доступа: http//www.myurist.ru/справочник?n=81537. - Загл. с экрана.

2. О Совете по взаимодействию Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации с молодежными парламентами субъектов Российской Федерации, молодежными общественными объединениями Российской Федерации (Молодежной парламентской ассамблеей): Постановление СФ ФС РФ от 08.08.2004 № 286-СФ // СЗ РФ. - 2004. - № 33. - Ст. 3406.

3. О внесении изменений в положение об Общественной молодежной палате при Государственной Думе Федерального собрания Российской Федерации: Постановление ГД ФС РФ от 21.10.2005 № 2319-1У ГД // СЗ РФ. - 2005. - № 44. - Ст. 4532.

4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.». - М., 2005.

5. Семенов В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи // Социс. - 2007. -№ 4. - С. 37.

6. http://www.council.gov.ru/divrint/inf_ps/divarlisurvey/2005/11/25/item513.html

7. http://www.dumai.ru/

8. http://www.dumai.ru/about/history/history1.html

9. http://www.dumai.ru/about/missionsandaim.html

УДК 65.01:339.137

РЕИНЖИНИРИНГ КАК МЕТОД ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР

В КРИЗИСНЫЕ ПЕРИОДЫ

И.В. Иванова (КамчатГТУ)

В статье описан метод реинжиниринга, его цели, задачи, направления и преимущества.

Reengineering method, its tasks, purposes, directions and advantages are described in the article.

Введение

Реинжиниринг требует от предпринимательских структур все отбросить и начать с нуля, вернуться к исходным позициям и начать поиск более удачного способа ведения дел компании.

Реинжиниринг представляет собой фундаментальное переосмысление и перепроектирование бизнес-процессов для достижения конкурентных преимуществ, существенных улучшений показателей результативности. Реинжиниринг, избегая традиционных подходов, начинается с чистого листа, не допускает никаких предположений и ничего заранее заданного, ничего не принимает на веру, игнорирует то, что есть, нацеленность идет на то, что должно быть. Радикальное перепроектирование при реинжиниринге предполагает не косметические изменения, а решительный отказ от всего отжившего, существующих структур управления и методов работы предполагает изобретение совершенно новых способов управления, создание бизнеса заново, а не усовершенствование уже существующего дела [1].

Реинжиниринг призван обеспечить общий мощный рост результативности предпринимательских структур, что не имеет ничего общего с небольшими частичными изменениями. Практика показывает, что предпринимательские структуры, занимающиеся реинжинирингом, можно разделить на три группы.

К первой группе относятся предпринимательские структуры, которые оказались в кризисных ситуациях на грани банкротства. Если затраты предпринимательских структур выше, чем у конкурентов, или качество ниже, а клиенты открыто выражают недовольство, то деятельность компании нуждается в кардинальных улучшениях и компания должна провести полный реинжиниринг бизнеса.

Ко второй группе относятся предпринимательские структуры, которые не так сильно затянуты в кризисную ситуацию, но предчувствуют грозящую катастрофу и ожидают бедственное положение. Если в настоящее время финансовые показатели и выглядят нормально, то в перспективе менеджеры чувствуют, что новые конкуренты больше удовлетворяют потребности клиентов, при этом произошли изменения во внешней среде, которые могут начать уничтожение компании. Таким предпринимательским структурам следует провести реинжиниринг, не дожидаясь беды.

К третьей группе относятся предпринимательские структуры, которые занимаются реинжинирингом на вершине своего успеха. Когда нет никаких заметных трудностей ни на данный момент времени, ни в перспективе, но руководство предпринимательских структур начинает осуществлять коренные перемены, наращивая производительность, стремится поднять планку конкуренции на недосягаемую высоту и поставить соперников в еще более жесткие условия.

Многие менеджеры предпринимательских структур не ориентированы на процессы, а сосредоточены на задачах, на определенных операциях, на структуре. Они рассматривают бизнес как процесс, в рамках которого на входе ресурсы, а на выходе продукт, представляющий ценность для потребителя. Мышление, ориентированное на задачи и распределение их между специалистами, лежало в основе организационных структур управления в системе предпринимательства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.