МЕДИА И ОБРАЗОВАНИЕ MEDIA AND EDUCATION
Знак: проблемное поле медиаобразования. 2022. № 2 (44). С. 7-14. ISSN2070-0695 (print).
Znak: problemnoepole mediaobrazovanija. 2022;2(44):7-14. ISSN2070-0695 (print).
Научная статья УДК 316.7
DOI 10.47475/2070-0695-2022-10201
МОЛОДЕЖНАЯ КУЛЬТУРА В ОНЛАЙНОВОМ МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ АСТРАХАНСКОГО РЕГИОНА
Наиля Мунировна Байбатырова
Астраханский государственный университет, Астрахань, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье исследуется специфика онлайнового медиапространства как динамичной среды культурного и социально-психологического взаимодействия современных молодых людей. На примере новых медиа Астраханского региона анализируется репрезентация культуры молодежи на различных электронных медиаплощадках. С развитием интернет-сервисов набирают популярность новые виды распространения мультимедийного контента. Автор подчеркивает, что при этом исчезают территориальные границы. Это органично воспринимается молодежью как наиболее продвинутой и активной аудиторной группой.
Ключевые слова: молодежная культура, региональное медиапространство, Астраханская область, новые медиа, социальные сети, интернет-сообщества.
Для цитирования: Байбатырова Н. М. Молодежная культура в онлайновом медиапространстве Астраханского региона // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2022. № 2 (44). С. 7-14. https://doi.org/10.47475/2070-0695-2022-10201.
Original article
YOUTH CULTURE IN ONLINE MEDIA SPACE OF ASTRAKHAN REGION
Nailya M. Baybatyrova
Astrakhan State University, Astrakhan, Russia, [email protected]
Abstract. The article examines the specifics of the online media space as a dynamic environment for the cultural and socio-psychological interaction of modern young people. On the example of new media in the Astrakhan region, the representation of the culture of young people on various electronic media platforms is analyzed. With the development of Internet services, new types of distribution of multimedia content are gaining popularity. The author emphasizes that territorial boundaries disappear. This is organically perceived by young people as the most advanced and active audience group. In many ways, it is the sphere of mass communications and new ones in particular that shapes their moral,
© Байбатырова Н. М., 2022
cultural values and socio-political convictions. Youth cultural initiatives in the Astrakhan région are supported by the official authorities. The regional online media space helps translate virtual connections into real ones. The conclusion is made about the increasing role of social networks and, in general, new media in the processes of youth communication, support and development of youth culture.
Key words: youth culture, regional mediaspace, Astrakhan region, new media, social networks, Internet-communities.
For citation: Baybatyrova N. M. Youth culture in online media space of Astrakhan region. Znak: problemnoepole mediaobrazovanija. 2022;2(44):7-14. (In Russ.). https://doi.org/10.47475/2070-0695-2022-10201.
Введение
Современная действительность характеризуется переизбытком информации, как фактологической, так и развлекательной. Вместе с тем повышается медиаграмотность аудитории, самый молодой сегмент которой оказывается погруженным в новую цифровую реальность. Интернет-пространство при этом выступает как особая социокультурная сфера, члены которой связаны опосредованными контактами и объединены общей практикой медиапотребления. «Молодежь быстро и успешно адаптируется к новым технологиям и выходит в пространство цифровой культуры, где формируется особая культурная среда и происходят процессы взаимодействия и развития молодежи», - пишут в своей статье Е. В. Зеленина и Т. Ю. Порецкая [5. С. 204-205]. Пространственная рассредоточенность в виртуальной сети теряет важность, однако ужесточение конкуренции среди онлайновых ресурсов приводит к борьбе за время и внимание юных потребителей.
В статье проанализированы некоторые молодежные культурные инициативы в онлайновом медиапространстве Астраханского региона. Материалом исследования стали отдельные образовательные программы и медиаресурсы, дающие возможность повысить уровень цифровой культуры и медиакомпетенции молодых астраханцев. Интернет рассматривается как платформа для формирования и взаимодействия особых социальных групп подростков, юношества и молодежи. Результативность применения тех или иных методик медиаобразования молодёжи в условиях современного медиапространства наполнилась новым содержанием. В процесс медиапотребления внедряются цифровые технологии. Это необходимо учитывать в рамках основного школьного и дополнительного образования, при реализации средних специальных и вузовских программ. Проблема медийной подготовки молодого поколения к жизни в информационном обществе заключается в развитии навыков практического и творческого использования медиа и интерпретации их содержания, умения критически анализировать контент, понимать характер работы индустрии медиа, создавать собственный медиаконтент [10. С. 18].
Интернет-коммуникация подростков и молодежи может рассматриваться как фактор опасности для психологического здоровья данной аудиторной группы, но также и как платформа для развития и реализации индивидуальных творческих, научных, профессиональных способностей. То есть, с одной стороны, виртуальное медиапространство способно создавать эмоциональное напряжение, провоцировать психологический стресс. Однако в настоящее время эффективная стратегия общества по формированию и повышению уровня молодежной культуры без ее грамотной репрезентации в онлайновой среде практически невозможна. Актуальная и полезная информация о молодежных культурных центрах, организациях, объединениях подростков и юношества, событиях и конкурсах в регионе и за его пределами практически моментально может распространяться посредством пабликов на специализированных сайтах, порталах, в социальных сетях. Онлайновое медиапространство дает молодым людям возможность, не выходя из дома, взаимодействовать друг с другом и принимать участие в региональных и общероссийских мероприятиях в режиме реального времени. Новые медиа предоставляют равные условия для жителей областного центра и отдаленных сельских районов.
Медиапросвещение в Астраханском регионе
В 2017 году в Астрахани было официально зарегистрировано государственное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Региональный школьный технопарк» (РШТ). Бурное развитие цифровых медиапроектов, интернет-сервисов, социальных сетей, блог-платформ и сервисов для гражданской журналистики, подкастов, видеохостингов и видеоплатформ повысило спрос на специалистов, владеющих искусством создания различного контента (фото, видео, текста, аудио) и мастерством «упаковки» информации в смыслы. В РШТ дети разных возрастов занимаются робототехникой, моделированием, программированием, журналистикой. На базе Регионального школьного технопарка функционирует студия медиатехнологий и кинотележурналистики. Учащиеся астраханских региональных школ разрабатывают и защищают собственные проекты. В конце 2018 года на базе РШТ в Астрахани был открыт первый технопарк «Кванториум». Инновационное учреждение дополнительного образования работает по нескольким актуальным и востребованным направлениям, отдельные из которых выполняют задачи медиапросвещения детей, подростков и молодежи.
Особая стратегическая линия медиапросвещения в Астраханском регионе - инклюзивное медиаобразование. В 2019 году Региональный школьный технопарк принял участие во II Всероссийском инклюзивном фестивале «Я такой как все», организованном по инициативе ГКОУ АО «Школа-интернат № 1» при поддержке Министерства образования и науки. Свыше 90 детей - участников фестиваля, а также их наставники посетили интерактивные площадки и мастер-классы по направлениям «Виртуальная реальность», «Робототехника», «Тележурналистика». Ценность онлайн-коммуникации для молодежной аудитории заключается в том, что виртуальное общение часто служит промежуточным этапом для дальнейшего очного взаимодействия. Для подростков и молодых людей с ограниченными возможностями такая коммуникация становится реальным шансом заявить о своих способностях и талантах, найти единомышленников и реализоваться в выбранной сфере.
Повышение уровня медиакомпетентности подростков, юношества и молодёжи состоит из множества компонентов. Среди них - умение работать с различной информацией, создавать и интерпретировать медиатекст, владеть навыками обращения с современными медиакоммуникационными устройствами, осмысленно выбирать медиаконтент, критически его осмысливать, интерпретировать и использовать для дальнейшего синтеза новой медиапродукции в блогах, социальных сетях или традиционных массмедиа. Кроме того, медиакомпетентность в современном мире может стать важным инструментом в дальнейшем самоопределении молодых людей.
Молодежь является самой активной и восприимчивой к инновациям частью аудитории. Для современного молодого человека характерным стало «параллельное» медиапотребление, то есть одновременное использование нескольких медиаканалов. Нередко молодой человек параллельно просматривает новости в информационной ленте, читает блог своего кумира и общается в чате социальных сетей [4. С. 302]. Очевидно, что интернет-сообщества Астраханской области являются во многом характерными для провинциального субкультурного пространства. Такие медиаресурсы, как социальные сети и блоги, интернет-порталы и информационные ленты напрямую влияют на возникновение и развитие молодежных культурных сообществ в регионе. Многие онлайновые ресурсы становятся проводниками популярных субкультур. Особое значение приобретают интерактивность и виртуальная коммуникация, позволяющие преодолеть возрастные, культурные, психологические барьеры. В. И. Курбатов, Ю. Г. Волков, К. В. Воденко отмечают, что для молодежных субкультур характерно «стремление к самовыражению, реализации своих информационных потребностей, к мотивации обретения сподвижников, соратников, которые разделяют такие же ценности и предпочтения, к идентификации себя с ними» [7. С. 91].
Культурные инициативы в медиасреде
Активные пользователи Интернета в регионах - это молодые люди, которые уже сегодня определяют политику и общественные настроения и которые во многом повлияют на вектор развития России завтра. В настоящее время именно сфера массовых коммуникаций и новых медиа в частности формирует их нравственные, культурные ценности и социально-политические убеждения. Сайты, форумы и социальные сети, дифференцируемые по принципам увлечений
и интересов, профессиональных сфер, дают практически безграничные возможности для социализации молодых людей в регионах.
Молодежные культурные инициативы поддерживаются официальными органами власти. Так, например, на портале Администрации Астраханской области размещен материал Агентства по делам молодежи [2]. В начале 2021 года было организовано сообщество молодых людей, обладающих навыками и компетенциями в различных сферах творчества, культуры и искусств. «Деятельность мастерской направлена на популяризацию молодёжного творчества, развитие творческого потенциала молодёжи, создание условий для повышения культурного уровня населения на территории Астраханской области и продвижения современных тенденций в культуре, массовом творчестве и уличной культуре», - подчеркивается в публикации [2]. По итогам проекта на территории региона планируется создать три культурных продукта, в том числе авторский квартирник, концертное шоу и музыкальный спектакль. Предварительно пройдут этапы кастинга творческой астраханской молодежи, обучение по отдельным направлениям. При этом у молодых людей будут наставники, которые проведут обучающие мероприятия и сформируют творческие команды для дальнейших совместных коллабораций. Отметим, что заявки на участие в кастинге принимались в электронном формате. Данный проект помогает молодым людям найти возможности развития своих способностей и встретить единомышленников.
Цифровизация культурного пространства Астраханской области происходит по инициативе федерального правительства и при непосредственном участии театров и музеев региона. Одним из последних проектов стала «Пушкинская карта» - именной документ номиналом 3 тысячи рублей, который может бесплатно получить любой россиянин в возрасте от 14 до 22 лет. «Билеты на различные спектакли и концерты Астраханского театра оперы и балета в рамках программы приобрели уже 300 астраханцев», - сообщает новостной портал «Астрахань. FM» [8]. Карта предоставляет доступ к бесплатному посещению спектаклей и выставок учреждений культуры не только в Астраханской области, но и по всей стране. Социальный проект уже поддержали Астраханский драматический театр, который включил в репертуар 14 спектаклей по «Пушкинской карте»; Астраханский театр оперы и балета, пригласивший молодых людей посетить спектакли, концерты и обзорную экскурсию. Как подчеркивают исследователи А. С. Губченкова, О. А. Чеснова, Л. А. Еникеева, «решение проблем, связанных с цифровизацией сферы культуры и повышением доступности информационных и коммуникационных технологий для населения России, будет способствовать достижению ключевых целевых ориентиров государственной культурной политики, таких как воспитание самостоятельно мыслящей, нравственной, творческой молодежи» [3. С. 60]. Акцентуация внимания правительства на необходимости «окультуривания» молодежи регионов говорит о приоритетном внимании к духовно-нравственному будущему страны. Инициатива по реализации культурных услуг по «Пушкинской карте» по сути является экспериментальной. В дальнейшем планируется расширить перечень объектов социально-культурной, творческой, возможно, научно-инновационной сферы, которые станут доступны для российских подростков и юношества на постоянной основе.
Отличительной особенностью молодежной аудитории является, во-первых, потребность в развлекательном контенте, а во-вторых - высокий уровень информационных потребностей. Социальной нормой среди молодежи является осведомленность в основных социально-политических, экономических, культурных, светских областях жизни. При этом с нарастанием популярности онлайн-медиа в период последних двух десятилетий в России происходит трансформация медиапотребления. О качественных и количественных процессах перераспределения внимания аудитории между телевидением и интернет-СМИ в 2009 году писала в своей статье исследователь О. Г. Ивашкина [6]. Новые медиа позволяют молодым людям быть информированными в основных сферах жизни социума. Кроме того, региональное онлайновое медиапространство помогает перевести виртуальные связи во вполне реальные. Связи с открытым миром, возможности самоорганизации и самореализации - вот те преимущества, которые может себе позволить любой человек в XXI веке, просто имея доступ в Интернет.
На официальной странице Агентства по делам молодежи Астраханской области в популярной социальной сети ВКонтакте размещаются информационные материалы и объявления [1]. Например, о начале приема документов на Губернаторскую стипендию, участии в отборочных этапах фестиваля «Российская студенческая весна», грантовых конкурсах для молодежи.
Серьезные темы и проблемы излагаются в пространстве интернет-ресурса интересно и занимательно. Информация значительного объема разделена на микротемы, при этом маркированы переходы от одной микротемы к другой. Язык материалов доступный и яркий, поскольку молодежная аудитория не принимает скучных и банальных текстов. Она весьма восприимчива к образным словам и выражениям.
Социально-политические молодежные инициативы
Особое место отводится инициативам астраханской молодежи в региональной политике. Формирование политической культуры важно для социализации молодых астраханцев. С 2005 года в регионе действует Общественный молодежный парламент при Думе Астраханской области. Это объединение молодых людей в возрасте от 18 до 30 лет, которые участвуют в формировании регионального законодательства, затрагивающего интересы молодежи. Вопросы, которые курирует деятельность Общественного молодежного парламента, связаны с занятостью молодежи и молодежным предпринимательством, обеспечением доступным жильем молодых семей, государственной поддержкой молодежных и детских общественных объединений, гражданско-нравственным и патриотическим воспитанием.
Самой массовой молодежной организацией «Российский Союз молодежи» на странице социальной сети Facebook1 размещены публикации о молодежном волонтёрстве, детском и юношеском спорте, творческих объединениях [9]. РСМ позиционируется как неполитическая организация, которая занимается проектами, связанными с образованием, досугом и гражданским воспитанием молодежи. Другие проблемы, к которым привлекаются молодые астраханцы -межкультурные и межконфессиональные отношения в молодежной среде, профилактика наркомании в рамках Общероссийской антинаркотической акции «Сообщи, где торгуют смертью», привлечение активистов в астраханское региональное отделение Всероссийского общественного движения «Волонтеры Победы», участие в спортивно-оздоровительных мероприятиях.
Профессиональные вопросы молодых астраханцев также находят отражение в региональном медиапространстве. На интернет-ресурсе подведомственного учреждения Агентства по делам молодежи Астраханской области «Центр профессиональной компетенции молодежи» размещены полезные статьи, ссылки на веб-сервисы предпринимателей, блоги известных российских бизнес-тренеров и специалистов по лидерству [11]. Как найти себе место на рынке труда? Какие специальности сегодня востребованы? С какими трудностями сталкиваются выпускники при поиске первой работы? Эти и другие актуальные темы освещаются на портале центра. Прямо на сайте молодые предприниматели могут обратиться за юридической и бухгалтерской консультацией. Кроме того, в рамках Центра действует Совет молодых ученых и специалистов Астраханской области, чья деятельность направлена на развитие и укрепление межрегиональных и международных связей профессиональных объединений молодежи. В него входят молодые ученые, специалисты, докторанты и аспиранты научных организаций и учреждений в возрасте до 35 лет. Особенно ценным является проводимая онлайн профориентационная работа со школьниками и их родителями. На сайте размещаются результаты периодического мониторинга востребованных в Астраханской области специальностей и учебных заведений.
Временной трудовой занятостью молодых людей занимается и крупнейшая молодежная организация «Российские Студенческие Отряды». В Астраханской области в ее состав входят студенты и учащиеся высших и средних специальных учебных заведений. Целями РСО является гражданское и патриотическое воспитание, развитие творческого и спортивного потенциала астраханской молодежи. Приобретать навыки профессиональной трудовой и управленческой деятельности молодые люди могут разными путями и способами. Они присутствуют на социальных лекциях и специальных мероприятиях, агитбригады астраханского отделения РСО посещают средние специальные и высшие учебные заведения, пополняют ряды организации и формируют педагогические, строительные отряды. Характерным хэштегом отрядов стал знак #трудкрут.
С каждым днем в региональном онлайновом медиапространстве увеличивается число пользователей, которые принимают непосредственное участие в процессе формирования новостей. В Астраханской области наблюдается тенденция к росту количества молодежных
1 Признана экстремистской и запрещена на территории РФ.
блогов, при этом меняется их роль в современном информационном обществе. У каждого члена интернет-коммуникации есть возможность вести блог на различных площадках сети Интернет. Блоги и сетевые СМИ занимают разные ниши в электронном пространстве. Некоторые молодые астраханцы ведут личные дневники на площадках, которые изначально создавались не как блоги («ВКонтакте», «Facebook», «Инстаграм»2). Блоги несут в себе некоторые признаки СМИ, однако причислить их к традиционным медиа было бы ошибочным. Блоги всегда ведутся на усмотрение автора, зачастую не имеют четкой периодичности, несут явный отпечаток любительского характера личных дневников. Они являются прежде всего источником мнений и эмоций, хотя присутствуют здесь и факты, и аналитика. Такие онлайн-ресурсы являются доступными площадками для проявления творческой активности для начинающих поэтов, художников, журналистов, фотографов.
Заключение
Молодежь, особенно ее социально активная часть, желает быть вовлеченной в процесс онлайн-коммуникации. Культура общения в социальных сетях подразумевает приглашение пользователей-подписчиков к обсуждению актуальных вопросов. Установление диалогических отношений - вот основная тенденция современной медиасферы, и это особенно актуально для работы с молодыми людьми. Целевой аудиторией в данном случае являются молодые астраханцы, которые выступают как наиболее активные в социальном отношении субъекты. Социальная сеть Инстаграм дает возможность планомерного формирования новой культуры молодого поколения, поскольку популярная платформа напрямую влияет на взгляды и ожидания в сфере социальных процессов. Современная обратная связь в социальных сетях - это привлечение более молодой и интеллектуальной аудитории, которая сориентирована на дискуссионность.
Таким образом, можно прийти к выводу о возрастающей роли социальных сетей и, в целом, новых медиа в процессах молодежной коммуникации, поддержки и развития молодежных культурных инициатив. Новая информационная среда позволяет самореализоваться практически во всех областях: политике, культуре, искусстве, бизнесе и предпринимательстве, неформальном общении. Взаимодействие в сети Интернет становится важным условием социализации молодых людей в регионах.
Список источников
1. Агентство по делам молодежи (аккаунт в социальной сети ВКонтакте) // ВКонтакте. URL: https://vk.com/astmol (дата обращения: 16.08.2021).
2. В Астрахани запускают творческую мастерскую по развитию культуры и молодёжного творчества «Зерно 2.0» // Астраханская область РФ. Портал исполнительных органов государственной власти Астраханской области. 2021. URL: https://www.astrobl.ru/news/123956 (дата обращения: 14.08.2021).
3. Губченкова А. С., Чеснова О. А., Еникеева Л. А. Проблемы цифровизации сферы культуры Российской Федерации // Петербургский экономический журнал. 2019. № 4. С. 52-60.
4. Жилавская И. В. Медиаобразование молодежной аудитории. Томск: TIIT, 2000. 322 с.
5. Зеленина Е. В., Порецкая Т. Ю. Медиакультура молодежных интернет-сообществ // Вестник Волжского университета имени В. Н. Татищева. 2018. № 2. Т. 2. С. 204-211.
6. Ивашкина О. Г. Медиапотребление: может ли интернет стать конкурентом телевидению? // Реклама. Теория и практика. 2009. № 5 (35). С. 298-312.
7. Курбатов В. И., Волков Ю. Г., Воденко К. В. Молодежная субкультура в сетевых сообществах: приоритеты молодежи в социальных сетях и трансформация социально-информационного поведения // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019. № 10. С. 87-97.
8. Пушкинская карта набирает обороты // Астрахань^М. 2021. URL: https://astrakhanfm. ru/kultura/72040-pushkinskaja-karta-nabiraet-populjarnost-u-astrahanskoj-molodezhi.html (дата обращения: 10.09.2021).
2 Признана экстремистской и запрещена на территории РФ.
9. Российский Союз молодежи. Астраханская область (аккаунт в социальной сети Facebook) // Фейсбук. URL: https://www.facebook.com/rsmastr/ (дата обращения: 06.09.2021).
10. Федоров А. В. Медиаобразование и медиаграмотность. Таганрог: Издательство Кучма, 2004. 340 с.
11. Центр профессиональной компетенции молодежи (аккаунт в социальной сети ВКонтакте) // ВКонтакте. URL: https://vk.com/cpkm_astra (дата обращения: 06.09.2021).
References
1. Agentstvo po delam molodezhi (akkaunt v social'noj seti VKontakte) [Agency for Youth Affairs (account in the social network VKontakte)]. VKontakte [VKontakte], available at: https://vk.com/astmol (accessed: 16.08.2021) (in Russ.).
2. V Astrahani zapuskayut tvorcheskuyu masterskuyu po razvitiyu kul'tury i molodyozhnogo tvorchestva «Zerno 2.0» (2021). [A creative workshop for the development of culture and youth creativity "Grain 2.0" is being launched in Astrakhan]. Astrahanskaya oblast'RF. Portal ispolnitel'nyh organov gosudarstvennoj vlasti Astrahanskoj oblasti [Astrakhan region of the Russian Federation. Portal of the executive bodies of state power of the Astrakhan region], available at: https://www.astrobl. ru/news/123956 (accessed: 14.08.2021) (in Russ.).
3. Gubchenkova, A. S., CHesnova, O. A. & Enikeeva, L. A. (2019). Problemy cifrovizacii sfery kul'tury Rossijskoj Federacii [Problems of digitalization of the cultural sphere of the Russian Federation]. Peterburgskij ekonomicheskij zhurnal [Petersburg economic journal], (4), pp. 52-60 (in Russ.).
4. ZHilavskaya, I. V. (2000). Mediaobrazovanie molodezhnoj auditorii [Media education of the youth audience]. Tomsk: TIIT, 322 p. (in Russ.).
5. Zelenina, E. V. & Poreckaya, T. U. (2018). Mediakul'tura molodezhnyh internet-soobshchestv [Media culture of youth Internet communities]. Vestnik Volzhskogo universiteta imeni V. N. Tatishcheva [Bulletin of the Volga University named after V. N. Tatishchev], 2, Part 2, pp. 204-211 (in Russ.).
6. Ivashkina, O. G. (2009). Mediapotreblenie: mozhet li internet stat' konkurentom televideniyu? [Media consumption: can the Internet become a competitor to television?]. Reklama. Teoriya ipraktika [Advertising. Theory and practice], 5 (35), pp. 298-312 (in Russ.).
7. Kurbatov, V. I., Volkov, U. G. & Vodenko, K. V. (2019). Molodezhnaya subkul'tura v setevyh soobshchestvah: prioritety molodezhi v social'nyh setyah i transformaciya social'no-informacionnogo povedeniya [Youth subculture in network communities: youth priorities in social networks and transformation of social information behavior]. Gumanitarnye, social'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki [Humanities, socio-economic and social sciences], 10, pp. 87-97 (in Russ.).
8. Pushkinskaya karta nabiraet oboroty [Pushkin's map is gaining momentum]. (2021). Astrahan'.FM [Astrakhan.FM], available at: https://astrakhanfm.ru/kultura/72040-pushkinskaja-karta-nabiraet-populjarnost-u-astrahanskoj-molodezhi.html (accessed: 10.09.2021) (in Russ.).
9. Rossijskij Soyuz molodezhi. Astrahanskaya oblast' (akkaunt v social'noj seti Facebook) [Russian Youth Union. Astrakhan region (account in the social network Facebook)]. Facebook, available at: https://www.facebook.com/rsmastr/ (accessed: 06.09.2021) (in Russ.).
10. Fedorov, A. V. (2002). Mediaobrazovanie i mediagramotnost' [Media education and media literacy]. Taganrog: Izdatel'stvo Kuchma, 340 p. (in Russ.).
11. Centr professional'noj kompetencii molodezhi (akkaunt v social'noj seti VKontakte) [Center for professional competence of youth (account in the social network VKontakte)]. VKontakte, available at: https://vk.com/cpkm_astra (accessed: 06.09.2021). (in Russ.).
Информация об авторе
Н. М. Байбатырова - кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории журналистики.
Information about the author
Nailya M. Baybatyrova - Candidate of Philogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Theory and History of Journalism.
Статья поступила в редакцию 17.09.2021; одобрена после рецензирования 17.04.2022;
принята к публикации 17.04.2022. The article was submitted 17.09.2021; approved after reviewing 17.04.2022; accepted for publication 17.04.2022.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares no conflicts of interests.