ЭКОНОМИКА, ПОЛИТИКА, ПРАВО И СМИ
УДК 070; 332.14
DOI: 10.47475/2070-0695-2021-10318
Н. М. Байбатырова
Астраханский государственный университет,
Астрахань
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ПРОСТРАНСТВЕ НОВЫХ МЕДИА АСТРАХАНСКОГО РЕГИОНА
Статья посвящена исследованию новых ролей и функций интернет-ресурсов и социальных сетей в повышении уровня политической культуры населения. На примере опыта Астраханского региона анализируются технологии реализации концепции публичной власти. Новые медиа и соцсети становятся удобными платформами коммуникации в региональном политическом пространстве. Подчеркивается, что уровень политической культуры в СМИ является отражением развитости гражданского общества.
Ключевые слова: политическая культура, новые медиа, политические коммуникации, Астрахань, медиатехнологии, публичная политика.
Политическая культура в самом общем понимании представляет собой совокупность правил, согласно которым происходит коммуникация между различными ветвями власти, а также властью и электоратом. При этом концепция гражданского общества предполагает включенность граждан в процесс выдвижения политических инициатив, их обсуждения, контроля за выполнением решений и участия в общественно-политической сфере в целом. А. А. Борисенков подчеркивает, что «политическая культура выступает как неотъемлемый компонент политического бытия» [3. С. 156].
Исследователи выделяют в структуре политической культуры несколько составляющих. Наиболее логичной является точка зрения о сосуществовании политического сознания и «политического поведения». К политическому сознанию можно отнести такие категории, как политические убеждения, ценности, традиции, обычаи, нормы. Они меняются и трансформируются с течением времени и существенно отличаются в различных странах, зависят от менталитета. Политическое поведение предполагает политическое участие граждан в процессе выдвижения инициатив, принятия политических решений, а также вовлеченность в политическую деятельность (самый простой пример - участие в выборах). Политическая активность может выражаться как в мирных инициативах граждан, так и в политических пикетах, протестах, несанкционированных митингах.
Политическая культура непосредственно связана с функционированием политических институтов и деятельностью, в первую очередь публичной, конкретных политических акторов. Целью исследования стало изучение особенностей формирования политической культуры в региональном медиапространстве. Материалом исследования стали материалы астраханских электронных ресурсов и социальных сетей персон астраханской политики. С этой точки зрения интересным для анализа является портал органов исполнительной власти Астраханской области, где размещаются сообщения о ключевых направлениях работы правительства, региональных министерств и ведомств, новости Астрахани, официальные комментарии (Астраханская область. РФ. Портал исполнительных органов государственной власти Астраханской области, https:// www.astrobl.ru/, дата обращения: 12.04.2021). Исследователь Э. И. Авзалова подчеркивает, что глобальная сеть с каждым годом оказывает всё большее воздействие на политическую систему общества и способствует развитию электронной демократии [1. С. 208]. Электронный ресурс Астраханская область.РФ. дает возможность подписаться на важнейшие новости, содержит ссылки на блоги, справочники, нормативные документы и правовые акты, опросы, полезные приложения (например, калькулятор коммунальных платежей).
Репрезентация политической сферы астраханской территории, политическая активизация населения, безусловно, различается в традиционных СМИ и новых медиа. Следует учитывать актуальность и нарастающую популярность последних. Это связано с развитием популярных медийных платформ: специализированных сайтов и порталов, политических блогов, групп в социальных сетях. Возможности новых медиа направлены на привлечение массовой аудитории к политической тематике.
Новым уровнем взаимодействия государства и граждан в Интернете, а значит, новой ступенью политической культуры, стал проект-платформа на базе социальной сети Инстаграм под названием «Прямая связь с правительством Астраханской области» (ps_astra // Инстаграм, https://www.instagram.com/ps_astra/, дата обращения: 14.06.2021). Его внедрение в региональную практику направлено на активизацию и упрощение политико-управленческого цикла. При этом гражданское общество в лице жителей Астраханского края получает возможность отслеживать деятельность представителей исполнительной власти. Актуальные темы вопросов и предложений связаны с благоустройством областного центра и населенных пунктов региона, ремонтом дорог, работой общественного транспорта, жилищно-коммунальным сектором. И. В. Мирошниченко, Е. В. Морозова пишут о том, что сетевые ресурсы и технологии являются эффективными интрументами выработки способов решения проблем общественной значимости [6. С. 82].
Логичным было бы проанализировать характер самопрезентации политической деятельности региональных политиков в социальных сетях. Социальные сети часто называют новым пространством для политического поведения [13. С. 415]. Они отличаются тем, что меняют политические действия электората. В частности, пространственная дистанцированность, опосредованность и анонимность общения и вместе с тем иллюзия коммуникативной близости с политическими персонами, меньшая цензурированность создают психологические условия для более свободного выражения политических мнений. Кроме того, политическое поведение в соцсетях обладает признаками динамичности, психологической раскрепощенности, т.к. индивидуум ассоциирует Интернет со сниженным социальным риском.
Губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин является не просто активным пользователем социальных сетей, но и призывает взаимодействовать с гражданами на форумах и чатах региональных чиновников. В популярной социальной сети Инстаграм глава Астраханского региона ежедневно обновляет материалы о своей деятельности как представителя органов исполнительной власти (babushkin_iyu, аккаунт И. Бабушкина) // Инстаграм, https://www. instagram.com/babushkin_iyu/, дата обращения: 21.06.2021).
На аккаунт губернатора Игоря Бабушкина подписаны более 120 тысяч пользователей. Фото-и видеоконтент сопровождают текстовые материалы с инфографикой и мультимедийными гиперссылками. Каждая публикация продолжает обсуждение проблемы в комментариях. Губернатор активно общается с гражданами, быстрая обратная связь дает возможность обратить внимание команды главы региона на конкретные проблемы. «Ключевая цель: благополучие и хорошее социальное самочувствие жителей региона. Этого невозможно достичь увеличением посевных площадей или расширением нефтегазодобычи. Мы должны решать текущие вопросы развития региона: создать нормальную, удобную для людей систему общественного транспорта с понятными маршрутами и ценами, чистыми и удобными автобусами, отремонтировать 160 мостов, которые десятилетиями ветшали по разным причинам, привести в порядок дороги и социальные учреждения, укрепить лидирующую позицию Астраханской области в сфере культуры и образования во всём Прикаспии», - пишет Игорь Бабушкин на своей странице в Инстаграм 9 июня 2021 года (там же). Комментарии к данному посту различны по своей тональности: звучат и слова поддержки, и критические высказывания подписчиков. «Благие цели, верю и надеюсь что вы сдюжите с ними», - высказывается оптимистично настроенная астраханка. «Всё сломать, разорить, распродать было легко и быстро!!! Воссоздать! Сколько сил и средств потребуется?! А народ бежит из Астрахани! Ни работы, ни зарплат! Одни пенсионеры скоро останутся...», -пишет возмущенный подписчик (там же).
Другой известный политический актор Астраханского региона - депутат Государственный Думы, заместитель председателя комитета по охране здоровья Леонид Огуль. Работа астраханца на посту депутата связана с защитой медиков, пациентов, паллиативной помощью, реабилитацией инвалидов. Это представляется логичным, поскольку Л. Огуль - заслуженный врач РФ. В текущем
2021 году он оказался на 50-ом месте в рейтинге эффективности депутатов Госдумы из 444 коллег и на 11 месте в индексе экспертного мнения. Кроме того, политик стал обладателем одного из самых высоких баллов в разделе «коэффициент переизбираемости». Популярность Л. Огуля напрямую связана с активностью в интернет-пространстве. Он публикует отчеты о встречах, ежедневной работе, активно общается с избирателями, поддерживает молодежь, размещает на личной странице фото- и видеоконтент (la_ogul, аккаунт Л. Огуля // Инстаграм, https://www. instagram.com/la_ogul/?hl=ru).
Многие приемы, используемые в политическом менеджменте для воздействия на политическое поведение граждан, стали возможными именно благодаря электронным СМИ. Интернет дает возможность быстро, легко и дешево представить информацию публике. Для этого достаточно разместить ее на портале или сайте. В то же время особенностью Интернета является его информационная перенасыщенность [4. С. 42]. Для увеличения посещаемости политических рубрик создатели сайтов прибегают к таким приемам, как интерактивность (проведение дискуссий, голосований, общение политика с населением), использование ярких, зачастую сенсационных заголовков.
Сетевизация современного общества кардинально изменила основы взаимодействия ее членов. Политические коммуникации также активно трансформируются. В настоящее время первичная политическая социализация молодых людей происходит именно на просторах глобальной сети. Политическая активность сегодня все чаще сводится к проставлению лайков или дизлайков представителям тех или иных политических сил. Вместе с тем растет политическая апатия и индифферентность среди людей среднего возраста.
Молодые люди, особенно в регионах Российской Федерации, крайне пассивны на выборах, однако охотно вступают в политические группы в социальных сетях. Социальные сети превращаются в источники образцов для подражания, содержат необходимые ресурсы для формирования различных компонентов идентичности [10. С. 157]. Поэтому важно найти эффективные механизмы вовлечения молодежи в политическую жизнь страны, провести «настройку» гражданской идентичности. М. Н. Казакова и Е. В. Антонова отмечают, что «отождествление себя как приверженца определенной политической силы способствует развитию политической идентификации и высокого уровня политической культуры в целом» [5. С. 110]. Подобная практика формирует доверительное отношение со стороны молодежи и способствует укреплению политической идентичности.
Важным показателем уровня политической культуры является наличие свободной политической конкуренции в регионе, степень проявления в медиапространстве политической оппозиции [9. С. 32]. Кроме того, публикация материалов критического характера свидетельствует о развитости гражданского общества. Критические публикации дают возможность выстроить конструктивный диалог между представителями различных политических сил в Астраханской области.
Рассмотрим в качестве примера журналистский материал, размещенный на оппозиционном астраханском сетевом ресурсе. В публикации портала «Без Формата. Астрахань» от 21 июня 2021 года повествуется о непростой политической ситуации и весьма сомнительных выборах на пост главы в посёлке Володарский Астраханской области. Уже в первом абзаце описывается не слишком радужная картина: «В минувшее воскресенье в посёлке Володарский состоялись досрочные выборы главы, так как предыдущий превысил свои должностные полномочия и получил срок в колонии общего режима» (Попова Н. Новый глава посёлка Володарский занял должность благодаря связям «Справедливой России», https://astrahan.bezformata.com/listnews/ glava-posyolka-volodarskiy-zanyal/94914736/). Далее сообщается об эксцессе, произошедшем на избирательном участке № 602, где голосов оказалось вдвое больше, чем избирателей. «Не будем утверждать, что произошёл вброс бюллетеней, ведь за руку никого не поймали и официальных жалоб не оформлено, но смутные сомнения терзают», - резюмирует журналист Нина Попова (там же). Кроме того, автор, используя элементы расследовательской журналистики, сообщает о наблюдателях, которые подтвердили давление со стороны администрации Володарского района на участковые и территориальную избирательные комиссии. Необходимо отметить, что уровень политической культуры определяют не только проблемно-тематические характеристики текста, но и его лексико-стилистические особенности. В данном случае журналист использует
все средства языковой выразительности для критической оценки происходящего в посёлке: «К слову, главой Володарского района является член «Справедливой России», соратник Олега Шеина Хамза Исмуханов. Обычно члены этой партии громче всех жалуются на нечестные выборы и использование административного ресурса, но как только пчелы смогли и сами добраться до мёда, то решили наесться от пуза» (там же).
Политические персоны, представляющие региональную оппозицию, также ведут активную деятельность в социальных сетях. Интересной для рассмотрения является личная страница лидера партии «Справедливая Россия» в Астрахани Олега Шеина в соцсети ВКонтакте (Шеин Олег, личная страница // ВКонтакте, https://vk.com/id13075311). Этот политик особенно популярен среди пенсионеров, многодетных семей, он критикует действующих региональных чиновников, однако высказывается очень аккуратно и сдержанно в адрес федеральной власти. На личной странице депутата публикуются текстовые, фотоматериалы, размещены видеозаписи с говорящими названиями «Хочешь хорошие дороги? Смени власть», «Как справедливо пересчитать пенсию?», «Пенсионерам и дачникам - бесплатный проезд». В комментариях подписчики поддерживают инициативы О. Шеина, связанные с выплатами на детей, льготами Ветеранам труда, жилищно-коммунальными реформами, созданием жилищных самоуправлений: «Вы один из самых узнаваемых и авторитетных ЛИДЕРОВ СР... Гордимся», «Желаю, чтобы всё получилось легко и просто!» (там же). Лексикон политического лидера «Справедливой России» наполнен такими словосочетаниями, как «произвол корпораций и чиновников», «криминальный беспредел», «лживые акты». Внимания заслуживает и публикация на личной странице О. Шеина, в которой он не стесняется в подборе выражений в адрес своих политических противников: «Был в Ахтубинске, объявления о встречах старательно были уничтожены едросней, так что плановые мероприятия сорвались, зато вышли внеплановые» (там же). Враждебная и агрессивная риторика регионального политика напрямую связана с идеологическим содержанием его сообщений и зачастую поддерживается подписчиками в комментариях.
Таким образом, масштабы и формы целенаправленной работы по формированию и повышению уровня политической культуры населения не всегда координируются и часто противоречат цели выравнивания имиджеформирующих политических характеристик Астраханского региона. Мнения, оценки, политическая информация, исходящие из региональных каналов коммуникации, отличаются субъективностью и разрозненностью. Необходимо упорядочить тактические шаги по формированию политической культуры астраханцев.
Список литературы
1. Авзалова, Э. И. Современная дискуссия о роли Интернета в политике / Э. И. Авзалова. - Текст : непосредственный // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки, 2014. - Т. 156. - № 1. - С. 208-213.
2. Астраханская область. РФ. Портал исполнительных органов государственной власти Астраханской области. - Текст : электронный: [сайт]. - URL: https://www.astrobl.ru/ (дата обращения: 12.04.2021).
3. Борисенков, А. А. Политическая культура: сущность, виды и закон / А. А. Борисенков. -Текст : непосредственный // PolitBook. - 2015. - № 1. - С. 146-164.
4. Исакова, И. А. Политический постинг в современном Рунете: возможности и риски / И. А. Исакова, А. П. Коротышев. - Текст : непосредственный // Вестник Московского государственного областного университета. - 2018. - № 4. - С. 41-55.
5. Казакова, М. Н. Влияние социальных сетей на формирование политической и гражданской идентичности молодежи / М. Н. Казакова, Е. В. Антонова. - Текст : непосредственный // Политика в сетевом обществе: материалы Всероссийской научной конференции с международным участием (Адлер, 16-19 мая 2019 г.) / редкол. Е. В. Морозова [и др.]. - Краснодар : Вика-Принт. - 2019. -С. 107-111.
6. Мирошниченко, И. В. Сетевая публичная политика: контуры предметного поля / И. В. Мирошниченко, Е. В. Морозова. - Текст : непосредственный // Полис. Политические исследования. - 2017. - № 2. - С. 82-102.
7. Попова, Н. Новый глава посёлка Володарский занял должность благодаря связям «Справедливой России» / Н. Попова. - Текст : электронный // Без формата. Астрахань: [сайт]. - URL: https://astrahan.bezformata.com/listnews/glava-posyolka-volodarskiy-zanyal/94914736/ (дата обращения: 28.06.2021).
8. Прямая связь с правительством Астраханской области. ps_astra. - Текст : электронный // Инстаграм : [сайт]. - URL: https://www.instagram.com/ps_astra/ (дата обращения: 14.06.2021).
9. Чирков, П. С. Проблема имиджа региона в политическом пространстве России / П. С. Чирков. - Текст: непосредственный // Вопросы политической науки: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). - Москва : Буки-Веди. - 2015. - С. 29-35.
10. Шабров, А. Ф. Духовные основы российской политики / А. Ф. Шабров. - Текст : непосредственный // Открытое образование. - 2011. - № 2 (86). - Ч. 2. - С. 155-158.
11. Шеин Олег (личная страница). - Текст : электронный // ВКонтакте : [сайт]. - URL: https:// vk.com/id13075311 (дата обращения: 26.06.2021).
12. babushkin_iyu (аккаунт И. Бабушкина). - Текст : электронный // Инстаграм : [сайт]. -URL: https://www.instagram.com/babushkin_iyu/ (дата обращения: 21.06.2021).
13. Bode, L. A New Space for Political Behavior: Political Social Networking and its Democratic Consequences / L. Bode, E. K. Vraga, P. Borah, D. V. Shah. - Текст : непосредственный // Journal of Computer-Mediated Communication. - 2014. - № 19 (3). - Pp. 414-429.
14. la_ogul (аккаунт Л. Огуля). - Текст : электронный // Инстаграм : [сайт]. - URL: https:// www.instagram.com/la_ogul/?hl=ru (дата обращения: 28.06.2021).
POLITICAL CULTURE IN SPACE NEW MEDIA OF ASTRAKHAN REGION
BaybatyrovaN. M., Astrakhan State University, Astrakhan, [email protected]
The article is devoted to the study of new roles andfunctions of Internet resources and social networks in raising the level of political culture of the population. On the example of the experience of the Astrakhan region, technologies for the implementation of the concept ofpublic power are analyzed. New media and social networks are becoming convenient communication platforms in the regional political space. Their capabilities are aimed at attracting a mass audience to political topics. The personal pages ofpolitical actors of the region in popular social networks are considered. It is emphasized that the level of media culture is a reflection of the development of civil society. The author concludes that it is necessary to streamline tactical steps to form the political culture of the Astrakhan people. The development of civil society is also evidenced by the publication of materials of a critical nature. They provide an opportunity to build a constructive dialogue between representatives of various political forces in the Astrakhan region.
Key words: political culture, new media, political communications, Astrakhan, media technologies, public policy.
References
1. Avzalova, E. I. (2014). Sovremennaya diskussiya o roli Interneta v politike [Modern discussion of the role of the Internet in politics]. Uchenye zapiski Kazanskogo universiteta. Seriya : Gumanitarnye nauki [Scientific notes of Kazan University. Series: Humanities]. Part 156, 1, pp. 208-213. (in Russ).
2. Astrahanskaya oblast'. RF. Portal ispolnitel'nyh organov gosudarstvennoj vlasti Astrahanskoj oblasti [Astrakhan region. RF. Portal of the executive bodies of state power of the Astrakhan region], available at: https://www.astrobl.ru/ (accessed: 12.04.2021). (in Russ).
3. Borisenkov, A. A. (2015). Politicheskaya kul'tura: sushchnost', vidy i zakon [Political culture: essence, types and law]. PolitBook [PolitBook], 1, pp. 146-164. (in Russ).
4. Isakova, I. A, Korotyshev, A. P. (2018). Politicheskij posting v sovremennom Runete: vozmozhnosti i riski [Political posting in modern Runet: opportunities and risks Bulletin of the Moscow
State Regional University]. VestnikMoskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta [Bulletin of the Moscow State Regional University], 4, pp. 41-55. (in Russ).
5. Kazakova, M. N., Antonova, E. V. (2019). Vliyanie social'nyh setej na formirovanie politicheskoj i grazhdanskoj identichnosti molodezhi [The influence of social networks on the formation of political and civic identity of youth]. Politika v setevom obshchestve: materialy Vserossijskoj nauchnoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem (Adler, 16-19 maya 2019 g.) / redkol. E. V. Morozova. [Politics in a networked society: materials of the All-Russian scientific conference with an international participation (Adler, May 16-19, 2019) / editorial board. E. V. Morozova] (pp. 107-111). Krasnodar, Vika-Print. (in Russ).
6. Miroshnichenko, I. V. & Morozova E. V. (2017). Setevaya publichnaya politika : kontury predmetnogo polya [Network public policy: the contours of the subject field] // Polis. Politicheskie issledovaniya [Policy. Political studies], 2, pp. 82-102. (in Russ).
7. Popova, N. Novyj glava posyolka Volodarskij zanyal dolzhnost' blagodarya svyazyam «Spravedlivoj Rossii» [The new head of the village Volodarsky took office thanks to the connections of the "Fair Russia"] // Bezformata. Astrahan': [No format. Astrakhan], available at: https://astrahan. bezformata.com/listnews/glava-posyolka-volodarskiy-zanyal/94914736/ (accessed: 28.06.2021). (in Russ).
8. Pryamaya svyaz' s pravitel'stvom Astrahanskoj oblasti. ps_astra [Direct communication with the government of the Astrakhan region. ps_astra]. [Instagram], available at: https://www.instagram. com/ps_astra/ (accessed: 14.06.2021). (in Russ).
9. Chirkov, P. S. (2015). Problema imidzha regiona v politicheskom prostranstve Rossii [The problem of the image of the region in the political space of Russia]. Voprosy politicheskoj nauki: materialy Mezhdunar. nauch. konf. (g. Moskva, iyun' 2015 g.j [Questions of political science: materials of the Intern. scientific. conf. (Moscow, June 2015)] (pp. 29-35). Moscow, Buki-Vedi. (in Russ).
10. Shabrov, A. F. (2011). Duhovnye osnovy rossijskoj politiki [Spiritual foundations of Russian politics]. Otkrytoe obrazovanie [Open education], 2 (86), Part 2, pp. 155-158. (in Russ).
11. SHein Oleg (lichnaya stranica) [Oleg Shein's personal page]. VKontakte [VKontakte], available at: https://vk.com/id13075311 (accessed: 26.06.2021).
12. babushkin_iyu (akkaunt I. Babushkina) [babushkin_iyu (I. Babushkin's account)]. Instagram [Instagram], available at: https://www.instagram.com/babushkin_iyu/ (accessed: 21.06.2021) (in Russ.).
13. Bode, L., Vraga, E. K., Borah, P. & Shah, D.V. (2014). A new space for political behavior: Political social networking and its democratic. Journal of Computer-Mediated Communication, № 19 (3), pp. 414-429. (in Russ).
14. la_ogul (akkaunt L. Ogulya) [la_ogul (L. Ogul's account)]. Instagram [Instagram], available at: https://www.instagram.com/la_ogul/?hl=ru (accessed: 28.06.2021). (in Russ).
Байбатырова Наиля Мунировна - кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории журналистики факультета филологии и журналистики, Астраханский государственный университет, Астрахань.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Байбатырова Н. М. Политическая культура в пространстве новых медиа Астраханского региона // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2021. № 3 (41). С. 152-157. DOI: 10.47475/2070-0695-2021-10318.
Baybatyrova N. M. Political culture in space new media of Astrakhan region // Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija. 2021. No 3 (41), pp. 152-157. DOI: 10.47475/2070-0695-2021-10318.