Н.М. Байбатырова
Астраханский государственный университет aulova83@mail.ru
КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНАХ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ АСТРАХАНСКОГО РЕГИОНА
Аннотация
Статья посвящена анализу инструментов и технологий коммуникации властных структур Астраханской области с населением. В условиях непрерывного и свободного распространения социально-политической информации в настоящее время значимыми становятся не просто констатация политических фактов, анализ событий и персон, но и непосредственное информационное взаимодействие органов исполнительной власти с гражданами. Специализированные ресурсы становятся удобным инструментом коммуникации в региональном политическом пространстве. Автор подчеркивает, что ответственность за цивилизованную и конструктивную коммуникацию политических сил региона, а также взаимодействие власти и общественности во многом лежит на современных медиа.
Ключевые слова: массмедиа, онлайновые СМИ, Астраханский регион, коммуникация, политическая сфера.
Использование органами исполнительной власти новых коммуникационных технологий позволяет политическим силам приобрести сетевую публичность. Многовекторное взаимодействие губернатора, министерств, департаментов, ведомств Астраханского региона с населением направлено на более мобильное и эффективное решение задач по развитию области. Для новой сетевой реальности характерно несколько основных форм коммуникации. Среди них — электронные приемные, обращения граждан на платформах специализированных порталов, в социальных сетях. При этом активизируется и упрощается политико-управленческий цикл, а гражданское общество в лице аст-
раханцев получает возможность отслеживать деятельность представителей исполнительной власти.
Политические коммуникации в сети Интернет были изучены исследователем Д.А. Войновым, который подчеркивает роль инструментов политического взаимодействия в мобилизации целевых электоральных сообществ [3]. Анализом медийных технологий, используемых для установления эффективного контакта в политическом пространстве, занимается завкафедрой Кубанского государственного университета, доктор политических наук И.В. Мирошниченко. При этом глобальная сеть рассматривается как открытая самоуправляемая коммуникационная система, а данная сфера получает статус сетевой публичной политики [6, 7]. И.В. Мирошниченко раскрывает связь коммуникативной власти гражданского общества с политико-управленческим циклом. Необходимо подчеркнуть и повышенный интерес исследователей медиасферы к политическим коммуникациям, что связано с актуализацией возможностей публичной политики в русскоязычном сегменте интернета.
Мы использовали методику сравнительного изучения официальных государственных интернет-платформ Астраханского региона и специализированных онлайн-ресурсов. Используемый сетевой анализ был направлен и на визуализацию интернет-данных, изучение аккаун-тов политических акторов в социальных сетях.
Наиболее полным и информативным ресурсом региона можно считать Портал исполнительных органов государственной власти «Астраханская область.РФ» [2]. На данной медиаплатформе ежедневно размещаются основные новости, связанные с деятельностью органов исполнительной власти Астраханского края. В повестке дня — самые актуальные темы, касающиеся всех без исключения жителей области. В материале «В области ежедневно прививают 1,5 тысячи астраханцев» сообщается о темпах массовой вакцинации от коронавирусной инфекции: «Уже вакцинировано 64 тысячи астраханцев, из них 45 % — лица старше 60 лет. Никаких побочных эффектов и негативных последствий после укола не выявлено. В районах области оборудовано 40 стационарных прививочных пунктов. Для маломобильных граждан, пенсионеров активно работают выездные бригады на дому» [4].
Портал «Астраханская область. РФ» содержит важную информацию о функционировании линии прямой связи с Правительством Астраханской области, направленной на оперативное решение проблем, с которыми обращаются жители региона. Основная задача данного вида коммуникационных технологий — «повышение прозрачности деятельности органов государственной власти. Поступившие вопросы автоматически направляются в компетентные министерства и ведомства для исполнения и направления ответа»1.
Здесь же размещен сервис «Электронное правительство», являющийся особой формой организации деятельности органов государственной власти. Новые информационно-коммуникационные технологии призваны обеспечить высокий уровень качества, оперативности, удобства получения информации и некоторых услуг. Размещенные на портале открытые данные по каждому району области могут помочь гражданам легко сориентироваться в структуре муниципальных образований, перечне общеобразовательных, медицинских и лечебных учреждений, учреждений культуры. Основная задача электронного правительства — упрощение повседневных действий граждан и повышение эффективности деятельности органов власти.
Распространение социальных сетей приводит к демократизации политической сферы региона, происходит сближение моделей непосредственного общения и интернет-взаимодействия с политическими акторами [3, с. 119]. Идея создания электронного государства связана с интеграцией интернета в социально-политический мир. Глава Астраханского региона Игорь Бабушкин -активный пользователь одной из самых популярных социальных сетей Instagram. Он ежедневно выкладывает фото и видео, делится событиями рабочих будней и обсуждает национальные проекты. Наиболее животрепещущими вопросами, комментируемыми И. Бабушкиным на просторах сети, являются обеспечение астраханцев достойным и комфортным жильём, формирование комфортной
1 Прямая связь с правительством Астраханской области // Портал МО «Началовский сельсовет». 30.05.2018. URL: http://nachalovo.org/?p=800 (дата обращения: 12.05.2021).
городской среды, темпы вакцинации, функционирование лечебных учреждений в период пандемии.
Так, в популярной социальной сети размещаются сведения о национальных проектах, подробно истолковываются региональные законодательные документы и нормативные акты. 10 апреля 2021 года в аккаунте губернатора И. Бабушкина был размещен материал о новых правилах получения ежемесячных выплат на детей 3-7 лет из малообеспеченных семей, учащихся студентов до 23 лет, семей с ребенком-инвалидом и т.д. Глава региона пишет: «Обращаю внимание, что исчерпывающие сведения о выплате размещены на сайте Министерства социального развития и труда Астраханской области, подробную информацию можно получить по телефону горячей линии министерства» [8]. Таким образом, социальные сети отсылают к медиаресурсам официальных органов исполнительной власти и помогают развитию правовой и медиаграмотности населения.
Губернатор призывает глав муниципалитетов активнее работать в социальных сетях. Большинство руководителей районов уже завели личные аккаунты и оперативно реагируют на вопросы граждан. Представителям районов Астраханской области в ведении страниц социальных сетей помогают специалисты Центра управления регионом. Растет количество обращений астраханцев в социальных сетях. Как отмечается в аккаунте регионального главы, наибольшее количество запросов приходит из г. Астрахани, Ахтубинского района и ЗАТО Знаменск, а основные темы связаны с «качеством дорог, отловом безнадзорных собак, благоустройством дворов и площадок для утилизации мусора, ЖКХ региона» [8].
Политические блоги как элементы политического медиаланд-шафта региона получили особое распространение в последние годы. Они дают возможность их авторам не просто заявлять о себе на широкую аудиторию, но и получать обратную связь, публично обсуждать насущные вопросы, дискутировать [6, с. 138]. В настоящее время в социальных сетях идет активная рекламная кампания с призывом стать участником голосования «Комфортная городская среда» в рамках нацпроекта. С 26 апреля по 30 мая текущего года любой астраха-нец старше 14 лет имеет возможность проголосовать за благоустройство конкретных объектов городской инфраструктуры на платформе 30.gorodsreda.ru. Чтобы принять участие в выборах смогли люди
старшего возраста, в работу включаются добровольцы. Они отвечают на вопросы и рассказывают о программе формирования городской среды, а также помогают с регистрацией на сайте и голосованием. «Вы лучше всех знаете об этих локальных проблемах в своём районе. Поэтому подключайтесь!», — призывает губернатор в личном аккаун-те [8].
Таким образом, в настоящее время растет значимость сетевых ресурсов и интернет-технологий в оптимизации инструментов решения проблем общественной значимости и их интеграции в управленческую практику регионов. Положительной во всех смыслах становится тенденция индивидуализации политики, когда каждый может участвовать в процессе выдвижения инициатив, принятия социально-политических решений, контроле и отслеживании деятельности региональных властных структур.
Литература
1. Авзалова Э.И. Современная дискуссия о роли интернета в политике // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. Т. 156. № 1. С. 208-213.
2. Астраханская область.РФ. Портал исполнительных органов государственной власти Астраханской области [Электронный ресурс]. URL: https://www.astrobl.ru/ (дата обращения: 12.04.2021).
3. Войнов Д.А. Креативность интернет-коммуникаций как способ индивидуального политического участия граждан // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2012. № 1. С. 117-126.
4. В Астраханской области ежедневно прививают 1,5 тысячи аст-раханцев // Астраханская область РФ. Портал исполнительных органов государственной власти Астраханской области [Электронный ресурс]. URL: https://www.astrobl.ru/news/125521 (дата обращения: 21.04.2021).
5. Исакова И.А., Коротышев А.П. Политический постинг в современном Рунете: возможности и риски // Вестник Московского государственного областного университета. 2018. № 4. С. 41-55.
6. Мирошниченко И.В. Организация сетевого online-пространства публичной политики // Сетевой анализ публичной политики / Под ред. Л.В. Сморгунова. М.: РГ-Пресс, 2013. С. 125-157.
7. Рябченко Н.А., Мирошниченко И.В. Институционализация публичной политики в online-пространстве современной России. Краснодар: Просвещение-Юг. 2012. 173 с.
8. babushkin_iyu (аккаунт И. Бабушкина) [Электронный ресурс] // Instagram. URL: https://www.instagram.com/babushkin_iyu/ (дата обращения: 16.04.2021).
N.M. Baybatyrova
Astrakhan State University
COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE EXECUTIVE BODIES OF THE ASTRAKHAN REGION
The article is devoted to the analysis of tools and technologies of communication between the authorities of the Astrakhan region and the population. Under the conditions of continuous and free distribution of socio-political information, not just statements of political facts, analysis of events and persons, but also direct information interaction of the executive authorities with the citizens become significant nowadays. Specialized resources become a convenient tool for communication in the regional political space. The author emphasizes that the responsibility for a civilized and constructive communication of the political forces in the region, as well as the interaction between government and the public, in many ways, lies with the modern media.
Key words: mass media, online media, Astrakhan region, communication, political sphere.