Научная статья на тему 'МОЛОДЕЖЬ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ВОПРОСЫ ВЫБОРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ'

МОЛОДЕЖЬ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ВОПРОСЫ ВЫБОРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫПУСКНИКИ ШКОЛ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ломтева Елена Владимировна, Бедарева Лариса Юрьевна

Социально-экономические изменения привели к трансформации ценностей у молодежи: установка на получение высшего образования, которое давало социальный статус и, соответственно, привилегии при трудоустройстве, стала уходить в прошлое. Вместе с тем происходящие в России изменения, внешние по отношению к системе профессионального образования, уже в ближайшем будущем могут серьезно повлиять на поведение молодежи, прежде всего юношей - их нацеленность на поступление на очную форму обучения в вузы возрастет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ломтева Елена Владимировна, Бедарева Лариса Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YOUTH IN HIGHER EDUCATION: ISSUES OF EDUCATIONAL STRATEGY CHOICES

Socio-economic changes have led to a transformation of values among young people: the attitude toward higher education, which gave social status and, consequently, employment privileges, has become a thing of the past. At the same time, the changes to the system of professional education that are taking place in Russia may in the near future seriously affect the behavior of young people, especially young men - their focus on enrolling in full-time higher education will increase.

Текст научной работы на тему «МОЛОДЕЖЬ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ВОПРОСЫ ВЫБОРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ»

Образование

МОЛОДЕЖЬ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ВОПРОСЫ ВЫБОРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ

Е. В. ЛОМТЕВА Л. Ю. БЕДАРЕВА

Социально-экономические изменения привели к трансформации ценностей у молодежи: установка на получение высшего образования, которое давало социальный статус и, соответственно, привилегии при трудоустройстве, стала уходить в прошлое. Вместе с тем происходящие в России изменения, внешние по отношению к системе профессионального образования, уже в ближайшем будущем могут серьезно повлиять на поведение молодежи, прежде всего юношей — их нацеленность на поступление на очную форму обучения в вузы возрастет.

Ключевые слова: выпускники школ, высшее образование; среднее профессиональное образование, образовательная стратегия. JEL: 120, 121, I23.

В последние годы в ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС изучались образовательные траектории выпускников 9-х и 11-х классов школ, а также выпускников образовательных организаций среднего профессионального образования (СПО). Выбор выпускников оценивался на основе анализа данных из форм статистического наблюдения ОО-1, СПО-1 и ВПО-1, а мотивация такого выбора - из информации, собранной в ходе различных социологических опросов [1-5].

Высшее образование всегда находилось в центре внимания молодежи и населения в целом. Установка на его получение долгое время считалась социальной нормой, имеющей важнейшее значение в формировании человеческого капитала и жизненного успеха. В настоящее время эта норма стала меняться.

Социально-экономические изменения привели к трансформации ценностей у молодежи: ориентация на получение высшего образования, которое давало социальный статус и, соответственно, привилегии при трудоустройстве, стала уходить в прошлое. Согласно

полученным данным, доля выпускников 11-х классов, поступивших в вузы сразу после завершения обучения в школе, за пять лет (с 2017 по 2021 уч. гг.) составила от 20 до 70% в зависимости от федерального округа, при этом само значение этой доли к 2021 г. уменьшилось относительно 2017 г.: самое низкое значение данного показателя было зафиксировано в 2020 г., когда состоялась отмена сдачи ЕГЭ для выпускников 11-х классов, не планирующих продолжение обучения в вузе. В результате в 2020 г. выросла доля выпускников 11-х классов, поступивших в организации СПО (от 1,6 до 3,6 п.п.).

Доля выпускников 11-х классов, поступивших в вузы сразу после окончания школы, во многом зависит от особенностей того или иного субъекта РФ. Высокие показатели доли выпускников школ, выбравших высшее образование в Приволжском (ПФО) и Центральном (ЦФО) федеральных округах, объясняются повышенным интересом молодежи к определенным регионам: так, в Москве (ЦФО) эти доли в разные годы рассматриваемого перио-

Ломтева Елена Владимировна, ведущий научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, канд. пед. наук, доцент (Москва), е-таИ: lomteva-ev@ranepa.ru; Бедарева Лариса Юрьевна, старший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации (Москва), е-таИ: bedareva-ly@ranepa.ru

да менялись от 155,5 до 169,7%, а в Республике Татарстан (ПФО) - от 97 до 106%1.

Незначительные показатели приема в вузы Дальневосточного федерального округа (ДФО) в 2017/18-2021/22 уч.гг. связаны с их сверхнизкими значениями в Чукотском автономном округе (0,0-3,7%), Сахалинской области (9,9-17,8%) и Еврейской автономной области (9,8-16,6%). Одной из причин такого низкого спроса на высшее образование является небольшое число вузов в этих регионах: в Чукотском АО - всего один вуз (филиал), в Сахалинской области - два вуза, в Еврейской АО - один.

За период 2017/2018-2021/2022 уч.гг. в России в целом и во всех федеральных округах доля выпускников 11-х классов, поступивших в вузы сразу после завершения обучения в школе, снизилась по всем формам обучения. (См. рис. 1.)

Снизилась и доля выпускников 11-х классов, принятых в вузы сразу после завершения обучения в школе, рассчитанная относительно общего приема в высшие учебные заведения (см. рис. 2): их доля в общем приеме за пять лет (2017-2021 уч. гг.) не превышала 50% как по России в целом, так и по всем федеральным округам, при этом уменьшился и сам указанный показатель, особенно в 2019-2021 уч. гг.

Снижение доли выпускников 11-х классов, выбирающих продолжение обучения в вузах сразу после завершения обучения в школе, обусловлено:

• растущей социальной и финансовой нестабильностью домохозяйств и, как следствие, отсутствием возможностей для подготовки детей к сдаче ЕГЭ на баллы, достаточные для поступления в вузы на бюджетной основе, а также недостаточностью у семей средств для обучения детей на платной основе;

• возросшим риском провала поступления в вуз из-за проведения приемной кампании в один этап;

Рис. 1. Снижение доли выпускников 11-х классов, поступивших в вузы сразу после завершения обучения в школе, п.п.

Все формы обучения

о

CL

I

-7,7

О О

О в

о

в >

о е

и

О

е я

о ©

d

-4,0

-5,7

-7,2

-6,5

-10,5

Очная форма обучения

о о_

I

-6,0

О О § Ё

о ©

о ©

>

о ©

и

-14,!

О

е Q

-2,1

-4,6

-5,1

-6,3

-9,3

-10,7

Заочная и очно-заочная формы обучения

О-

I

-1,6

О О © ©

=Г 1=

о ©

О

о ©

>

о ©

и

о ©

Q

-1,0

-0,8

-1,4

-1,3

-1,9

О ©

и

-4,1

Источник: расчеты авторов на основе [6].

1 Если данный показатель превышает 100%, это означает, что в соответствующий регион для обучения в вузах приезжают выпускники 11-х классов из других регионов (т.е. имеет место образовательная миграция).

• довольно слабой подготовкой в школе по предметам, необходимым для обучения в технических вузах, особенно по математике и физике;

• многие молодые люди к моменту окончания школы уже активно работают, в том числе без официального трудоустройства, особенно в сфере информационных технологий.

Лишь в 11 из 85 субъектов Российской Федерации за рассматриваемый пятилетний пе-

риод увеличилась доля выпускников 11-х классов, поступивших в вузы сразу после завершения обучения в школе. (См. рис. 3.)

Выбор выпускников системы СПО отличается от выбора выпускников 11-х классов. Так, на очную форму обучения сразу после окончания профессиональных образовательных организаций (ПОО) идет от 3 до 13% выпускников, а на заочную и вечернюю формы - от 5 до 17%. С каждым годом доля выпускников ПОО, продолживших обучение в вузах очно,

Рис. 2. Доля выпускников 11-х классов, принятых в вузы сразу после окончания школы в 2017/18-2021/22 уч. гг., в %

60

Россия ЦФО ПФО СЗФО УФО СФО ЮФО ДФО СКФО

■ 2017/2018 ■ 2018/2019 □ 2019/2020 □ 2020/2021 □ 2021/2022

Примечание. Расчет долей проводился относительно общего приема в образовательные организации высшего образования. Источник: расчеты авторов на основе [6].

Рис. 3. Регионы, в которых увеличилась доля выпускников 11-х классов, поступивших в вузы сразу после завершения обучения в школе, п.п.

Республика Ингушетия Республика Марий Эл Белгородская область Республика Татарстан Кабардино-Балкарская Республика Саратовская область Калининградская область Нижегородская область Воронежская область Московская область Тамбовская область

2,5

1 1-5 1,2 1,2

] о-з

7,4 7,3

5,2

4,6 4,5

Примечание. Расчет долей проводился относительно численности выпускников 11-х классов. Источник расчеты авторов на основе [6].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12,5

увеличивалась, а заочно и очно-заочно -снижалась. Причиной этого является прежде всего ограниченный спектр востребованных молодежью образовательных программ, реализуемых в очно-заочной и заочной формах. За пять лет (2017-2021 гг.) доля выпускников, поступивших в вузы на очную форму обучения сразу после окончания учебы в организациях СПО, увеличилась на 0,1 п.п. в УФО (минимум) и на 2 п.п. в ПФО (максимум), а на заочную и очно-заочную -упала минимально на 0,9 п.п. в ДФО и максимально на 4,8 п.п. в УФО. (См. рис. 4.)

Обычно сразу после окончания ПОО молодежь продолжает обучение в системе высшего образования в очной форме, если эта организация создана при вузе и можно продолжить обучение по полученной в колледже специальности. На заочную и вечернюю формы поступают, если не удалось поступить на очное обучение, но процент таких выпускников невелик - в основном заочно и вечером учатся те, кто совмещает работу и учебу.

Довольно низкие показатели перехода выпускников ПОО в вузы сразу после завершения обучения на очную форму (3-13%) прежде всего связаны с высоким уровнем

трудоустройства молодежи (до 70% в целом по России), а также с достаточно высокой долей юношей, призываемых в ряды ВС России, что хорошо видно на примере Приволжского федерального округа (ПФО). Так, в Удмуртской Республике сразу после завершения обучения в колледже призываются на службу порядка 15,5% молодых людей, а в Республике Мордовия этот показатель достигает максимума и составляет 27,6% от всего выпуска 2022 учебного года. В 2022 г. в ПФО почти треть юношей были вынуждены прервать свою образовательную и трудовую деятельность сразу после выпуска из СПО. Для этих молодых людей в условиях быстрой сменяемости технологий и требований рынка труда год службы в армии приводит к снижению вероятности трудоустройства, особенно по полученной специальности. Это формирует неравенство стартовых возможностей для различных групп молодежи. В результате значительная часть выпускников СПО приходит в систему высшего образования не сразу, а через некоторое время, что может быть обусловлено как службой в армии, так и необходимостью повышения профессиональных компетенций. (См. рис. 5.)

Рис. 4. Изменение доли выпускников ПОО, поступивших в вузы

сразу после окончания обучения, в 2021/22 уч. г. относительно 2017/18 уч. г., п.п.

Очная форма обучения

I о о 2

и .р. о. "

£ ® ® 0

0,8

О ©

»

О ©

и

о ©

Q

0,1

0,6

1,3

1,6

О ©

1,8

О ©

и

1,5

Заочная и очно-заочная формы обучения

О ©

-2,8 -2,8

О

©

О ©

0

о ©

>

о ©

и

о ©

Q

-2,0

-1,8

-3,4

2,0 -4,8

Примечание. Расчет долей проводился относительно численности выпускников ПОО. Источник: расчеты авторов на основе [7].

О ©

ч:

-0,9

-3,8

О ©

v и

-3,0

Рис. 5. Доля выпускников различных уровней образования, в том числе СПО, поступивших в вузы не сразу после завершения обучения на предыдущем, в %

60

Россия ЦФО ПФО СЗФО УФО СФО ЮФО ДФО СКФО

■ 2017/2018 ■ 2018/2019 □ 2019/2020 □ 2020/2021 □ 2021/2022

Примечание. Расчет проводился относительно общего приема в вузы. Источник: расчеты авторов на основе [8].

В настоящее время можно говорить о смене приоритетов у молодежи. Если раньше была более популярна сквозная модель образовательного поведения «школа - вуз» или «школа - колледж - вуз», а потом уже выход на рынок труда, то сейчас молодежь либо совмещает работу и учебу, либо поочередно реализует свои образовательные и профессиональные потребности. Вместе с тем про-

исходящие в России изменения, внешние по отношению к системе профессионального образования, а именно утверждение на законодательном уровне повышения срока службы до двух лет, уже в ближайшем будущем могуг серьезно повлиять на поведение молодежи, прежде всего юношей - их нацеленность на поступление на очную форму обучения в вузы возрастет. ■

Литература

1. Бедарева Л.Ю., Ломтева Е.В. Образовательные траектории выпускников 9-х классов: региональные особенности // Профессиональное образование и рынок труда. 2022. № 2 (49). С. 103—118.

2. Клячко Т.Л., Логинов Д.М., Ломтева Е.В., Бедарева Л.Ю. Ресурсы семей и выбор молодежью образовательной траектории // Экономическое развитие России. 2021. Т. 28. № 2. С. 61—64.

3. Клячко Т.Л., Ломтева Е.В., Бедарева Л.Ю., Григорьев В.Ю. Среднее профессиональное образование: востребованность молодежью и специфика выбора в регионах России. М.: Изд. дом «Дело» РАНХиГС, 2021.

4. Ломтева Е.В., Бедарева Л.Ю. Особенности мотивации молодежи к обучению: перераспределение спроса с высшего на среднее профессиональное образование // Экономическое развитие России. 2021. Т. 28. С. 20-24.

5. Ломтева Е.В., Бедарева Л.Ю. Переход выпускников 9-х классов школ в систему профессионального образования: проблемы и перспективы // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1. № 3 (60). С. 56-72. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38519077/

6. Форма ОО-1 за период с 2017/2018 по 2021/2022 уч. гг. Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования. Разделы 2.1.1.1-2.1.1.3 для форм по 2020/2021 уч. г. и раздел 2.1.1 для формы 2021/2022 уч. г. URL: https://edu.gov.ru/activity/statistics/general_edu

7. Форма СПО-1 за период с 2017/2018 по 2021/2022 уч. гг. Сведения об образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования. Раздел Р2_1_1. URL: https://edu.gov.ru/activity/statistics/

secondary_prof_edu

8. Форма ВПО-1 за период с 2017/2018 по 2021/2022 уч. гг. Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры. Раздел Р2_8. URL: https://minobrnauki.gov.ru/action/stat/highed/

References

1. Bedareva L.Yu., Lomteva E.V. Educational trajectories of 9th grade graduates: regional features // Vocational Education and the Labor Market. 2022. No. 2 (49). Pp. 103-118.

2. Klyachko T.L., Loginov D.M., Lomteva E.V., Bedareva L.Yu. Family Resources and Youth Educational Trajectory Choices // Russian Economic Development. 2021. Vol. 28. No. 2. Pp. 61-64.

3. Klyachko T.L., Lomteva E.V., Bedareva L.Yu., Grigorev V.Yu. Secondary vocational education: demand for young people and specifics of choice in the regions of Russia. Moscow: Publishing house Delo of RANEPA, 2021.

4. Lomteva E.V., Bedareva L.Yu. Special Aspects of Motivating Young People to Learn: Redistribution of Demand from Higher to Secondary Vocational Education // Russian Economic Development. 2021. Vol. 28. No. 8. Pp. 58-62.

5. Lomteva E.V., Bedareva L.Yu. The transition of graduates of 9th grade schools into the system of vocational education: problems and prospects // Domestic and Foreign Pedagogy. 2019. Vol. 1. No. 3 (60). Pp. 56-72. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38519077/

6. Form OO-1 for the period from 2017/2018 to 2021/2022 academic years. Information about the organization that carries out educational activities for educational programs of primary general, basic general, secondary general education. Sections 2.1.1.1-2.1.1.3 for forms for the 2020/2021 academic year and Section 2.1.1 for the 2021/2022 academic year. URL: https://edu.gov.ru/activity/statistics/general_edu

7. SPO-1 form for the period from 2017/2018 to 2021/2022 academic years. Information about an educational organization that carries out educational activities on educational programs of secondary vocational education. Section P2_1_1. URL: https://edu.gov.ru/activity/statistics/secondary_prof_edu

8. VPO-1 form for the period from 2017/2018 to 2021/2022 academic years. Information about the organization carrying out educational activities on educational programs of higher education - bachelor's programs, specialty programs, master's programs. Section P2_8. URL: https://minobrnauki.gov.ru/action/ stat/highed/

Youth in Higher Education: Issues of Educational Strategy Choices

Elena V. Lomteva - Leading Researcher of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor (Moscow, Russia). E-mail: lomteva-ev@ranepa.ru

Larisa Yu. Bedareva - Senior Researcher of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Moscow, Russia). E-mail: bedareva-ly@ranepa.ru

Socio-economic changes have led to a transformation of values among young people: the attitude toward higher education, which gave social status and, consequently, employment privileges, has become a thing of the past. At the same time, the changes to the system of professional education that are taking place in Russia may in the near future seriously affect the behavior of young people, especially young men - their focus on enrolling in full-time higher education will increase.

Key words: school leavers, higher education; secondary vocational education, educational strategy. JEL-codes: I20, I21, I23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.