Научная статья на тему 'ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ И РОСТА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ'

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ И РОСТА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / ПАНДЕМИЯ КОРОНАВИРУСА / VOCATIONAL EDUCATION / RESOURCE SUPPORT / QUALITY OF TRAINING / EMPLOYMENT / PANDEMIC CORONAVIRUS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ломтева Елена Владимировна, Бедарева Лариса Юрьевна

Введение. В статье представлены результаты исследования влияния на функционирование региональных систем среднего профессионального образования пандемии коронавируса и, как следствие, роста социально-экономической нестабильности в регионах в период вынужденного перехода профессиональных образовательных организаций на дистанционную форму обучения. 2Методология. Исследование основывается на изучении ресурсного обеспечения профессиональных образовательных организаций при переходе на дистанционную форму обучения и проведено методом математического анализа статистических данных, представленных на официальных сайтах Федеральной службы государственной статистики (Росстат), сводных форм федерального статистического наблюдения и анализа опыта организации образовательного процесса в период пандемии региональными системами СПО. Результаты. В условиях вынужденного перехода профессиональных образовательных организаций на дистанционную форму обучения по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена ухудшается качество подготовки специалистов системы СПО и затрудняется выход выпускников на рынок труда, также меняется картина образовательной миграции выпускников 9-х и 11-х классов. Заключение. Авторами отмечается, что результаты исследования, изложенные в статье, могут быть использованы при принятии управленческих решений как на уровне профессиональной образовательной организации, так и на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ломтева Елена Владимировна, Бедарева Лариса Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONING OF THE SYSTEM OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION IN THE PANDEMIC CIRCUMSTANCES AND INCREASED SOCIAL AND ECONOMIC INSTABILITY

Introduction. The article describes the outcomes of the research on how functioning of the regional secondary vocational education systems is influenced by the corona-virus pandemic and, as a consequence, by increased social and economic instability in the regions when they are forced to make a transition to distance learning. Methodology. The research is based on the studying of the resources of the vocational education organizations during their transition to distance learning. The research was conducted by mathematical analysis of statistical data collected from the websites of the Federal State Statistics Service, consolidated forms of federal statistical survey and the analysis of the experience in organizing education during the pandemic by regional systems of Secondary vocational education. The Results contain the conclusion that under the circumstances of forced transition to distance learning training programs for skilled workers and employees and mid-level professionals of the quality of vocational education deteriorates. The quality of training of the staff of the Secondary vocational education system becomes worse, integration of the graduates in the labor market becomes impeded, and education-related migration of the 9th and the 11th grades graduates changes. Conclusion. The authors suggest that the outcomes of the research can be taken into consideration whilst making management decisions both at vocational education organization and at the regional level.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ И РОСТА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ»

УДК/UDC 377 Е. В. Ломтева, Л. Ю. Бедарева

E. Lomteva, L. Bedareva

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ И РОСТА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ1

FUNCTIONING OF THE SYSTEM OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION IN THE PANDEMIC CIRCUMSTANCES AND INCREASED SOCIAL AND ECONOMIC INSTABILITY2

Введение. В статье представлены результаты исследования влияния на функционирование региональных систем среднего профессионального образования пандемии коронавируса и, как следствие, роста социально-экономической нестабильности в регионах в период вынужденного перехода профессиональных образовательных организаций на дистанционную форму обучения.

Методология. Исследование основывается на изучении ресурсного обеспечения профессиональных образовательных организаций при переходе на дистанционную форму обучения и проведено методом математического анализа статистических данных, представленных на официальных сайтах Федеральной службы государственной статистики (Росстат), сводных форм федерального статистического наблюдения и анализа опыта организации образовательного процесса в период пандемии региональными системами СПО.

Результаты. В условиях вынужденного перехода профессиональных образовательных организаций на дистанционную форму обучения по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена ухудшается качество подготовки специалистов системы СПО и затрудняется выход выпускников на рынок труда, также меняется картина образовательной миграции выпускников 9-х и 11-х классов.

Заключение. Авторами отмечается, что результаты исследования, изложенные в статье, могут быть использованы при принятии управленческих решений как на уровне профессиональной образовательной организации, так и на региональном уровне.

1 Статья выполнена в рамках Государственного задания РАНХиГС № 11.3 «Образовательные траектории и трудоустройство молодежи» на 2020 г.

2 The article is written under the RANEPA Government task #11.3 "Educational trajectory and employment of young people" in 2020

Introduction. The article describes the outcomes of the research on how functioning of the regional secondary vocational education systems is influenced by the corona-virus pandemic and, as a consequence, by increased social and economic instability in the regions when they are forced to make a transition to distance learning.

Methodology. The research is based on the studying of the resources of the vocational education organizations during their transition to distance learning. The research was conducted by mathematical analysis of statistical data collected from the websites of the Federal State Statistics Service, consolidated forms of federal statistical survey and the analysis of the experience in organizing education during the pandemic by regional systems of Secondary vocational education.

The Results contain the conclusion that under the circumstances of forced transition to distance learning training programs for skilled workers and employees and mid-level professionals of the quality of vocational education deteriorates. The quality of training of the staff of the Secondary vocational education system becomes worse, integration of the graduates in the labor market becomes impeded, and education-related migration of the 9th and the 11th grades graduates changes.

Conclusion. The authors suggest that the outcomes of the research can be taken into consideration whilst making management decisions both at vocational education organization and at the regional level.

Ключевые слова: профессиональное образование, ресурсное обеспечение, качество подготовки, трудоустройство, пандемия коронавируса.

Keywords: vocational education, resource support, quality of training, employment, pandemic coronavirus.

Введение

Согласно статистическим данным Министерства просвещения Российской Федерации, на начало 2019/20 уч. г. в образовательных организациях сред-

него профессионального образования обучалось около 2,5 млн человек, из них доля студентов, обучающихся заочно по всем программам, составляла всего 13 %, что связано с большим объемом практической подготовки. Долгосрочные каникулы, а также переход профессиональных образовательных организаций (ПОО) на дистанционное обучение в формате онлайн в связи с пандемией коронавируса поставил перед системой СПО задачу организации практики студентов, а также проведение государственной итоговой аттестации по стандартам WorldSkills в дистанционном формате. Минпросвещения России выпустило рекомендации по организации обучения в период пандемии для региональных профессиональных образовательных организаций [1], однако это возможно только при условии необходимого ресурсного обеспечения ПОО, однако, согласно статистике, доля образовательных программ, реализуемых с применением дистанционных образовательных технологий, составляет не более 9,3 % по программам подготовки специалистов среднего звена и не более 5,3 % по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих. Если дистанционный формат работы обеспечить невозможно, то Минпросвещения России допускает, что сроки проведения итоговой аттестации могут быть установлены по завершении сложной эпидемиологической ситуации, практика перенесена на следующий год, а учебный план скорректирован с акцентом на теоретическую часть [2]. Однако отрыв практической подготовки от теоретического обучения может негативно отразиться на качестве подготовки, особенно с учетом слабой готовности педагогов и мастеров производственного обучения к переходу на дистанционный формат, а также отсутствия в необходимом количестве соответствующего оборудования.

Внешние факторы, связанные с пандемией, не могут не отразиться и на сфере занятости, когда можно наблюдать трансформации, происходящие на рынке труда. Рост безработицы и сокращение рабочих мест, особенно в сфере услуг, привели к тому, что без работы остаются специалисты с большим опытом. Они также выйдут на рынок труда в поисках работы наравне с выпускниками профессиональных образовательных организаций. Большинство семей, оказавшись в непростом финансовом положении, не смогут оплатить в следующем году подготовку к ЕГЭ и обучение своих детей на договорной основе в организациях высшего образования, что привлечет в систему СПО дополнительный поток выпускников школ. По словам Любови Духаниной, число детей, которые не имели возможности участвовать в дистанционном образо-

вании по программам общего образования, составило около 700 тыс. человек [3], которые также потенциально являются абитуриентами системы СПО.

Последствия эпидемии в первую очередь отразятся и на образовательной миграции выпускников 9-х и 11-х классов. Поскольку коронавирус наиболее интенсивно распространяется в региональных центрах, то в связи с этим в 2020/21 уч. г. можно ожидать сокращения миграции молодежи с целью обучения как в организациях ВО, так и в ПОО. Особенно это коснется Москвы и Санкт-Петербурга.

Методология

Исследование возможности полноценно функционировать ПОО в условиях перехода на дистанционную форму обучения в период пандемии коронави-руса с точки зрения ресурсного обеспечения проводилось в два этапа. На первом этапе авторами были проанализированы федеральные формы статистической отчетности СПО-1 «Сведения об образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования» и СПО-2 «Сведения о материально-технической и информационной базе, финансово-экономической деятельности профессиональной образовательной организации». Была проведена оценка ресурсного обеспечения региональных систем СПО, в рамках которой рассмотрена обеспеченность профессиональных образовательных организаций кадровыми ресурсами, а также материально-техническая база региональных систем СПО: компьютеры и доступ в Интернет. Вторым шагом был анализ регионального опыта функционирования профессиональных образовательных организаций в условиях пандемии коронавируса посредством анализа интернет-ресурсов, включая сайты ПОО и т. д.

Кадровый состав профессиональных образовательных организаций Российской Федерации на сегодня составляет около 139 тыс. педагогов и 24 тыс. мастеров производственного обучения (далее - мастеров ПО) [4].

Доля педагогов старше 60 лет составляет 21,2 %, доля мастеров производственного обучения старше 60 лет - 18,3 % от общей численности мастеров ПО [5]. Педагогические работники старшего возраста (39,5 % от общей численности педагогов и мастеров ПО) потенциально не готовы к изменению формата работы, а также не владеют необходимыми знаниями и навыками для организации дистанционного обучения и разработки электронных образовательных ресурсов, включая создание видеоуроков.

Применение ИКТ в профессиональной деятельности педагога является обязательным условием перехода на дистанционное обучение. Однако, как показывает статистика, численность педагогов и мастеров ПО, прошедших программы повышения квалификации и/или профессиональной переподготовки в области ИКТ, мала (рис. 1) [2].

Как видно из рисунка, доля формально повысивших квалификацию в области ИКТ педагогов и мастеров ПО не превышает 10 % от их общей численности.

Таким образом, основные проблемы перехода на дистанционное обучение в организациях СПО в условиях пандемии можно сформулировать следующим образом:

- высокая доля педагогических кадров старше 60 лет (39,5 % от общей численности) может привести к дефициту педагогических работников в связи с нежеланием или невозможностью освоения новых технологий обучения с использованием ИКТ, а также

по состоянию здоровья и необходимости самоизоляции в период пандемии;

- для формирования ИКТ-компетенций педагогических кадров необходимо дополнительное финансирование, обеспечивающее повышение квалификации педагогических работников.

Переход на дистанционное обучение невозможен без использования сети Интернет и необходимых аппаратных средств. Для мобильности студентов и преподавателей ПОО необходимы портативные компьютеры и планшеты, поскольку это дает большую свободу в выборе места обучения или преподавания, но доля таких компьютеров незначительна, что также является проблемой при переходе на дистанционное обучение.

Если сравнить федеральные округа по наличию портативных компьютеров и планшетов, а также доступа к Интернету в ПОО (табл. 1 [6]), можно сказать, что во всех федеральных округах картина примерно одинаковая.

Таблица 1

Обеспечение профессиональных образовательных организаций различных федеральных округов портативными компьютерами, планшетами и доступом к Интернету (%)

Федеральные округа РФ Доля ноутбуков и других портативных ПК (кроме планшетных), % Доля планшетных компьютеров к общему числу ПК, % Доля компьютеров находящихся в составе ЛВС, % Доля компьютеров имеющих доступ к Интернету, %

Российская Федерация 21,0 1,6 74,8 81,5

Центральный 20,1 2,1 77,9 84,4

Северо-Западный 21,0 1,1 74,9 82,2

Южный 20,8 1,0 71,6 79,4

Северо-Кавказский 16,4 2,0 64,3 72,2

Приволжский 25,9 1,2 70,2 78,4

Уральский 18,5 1,4 82,1 85,3

Сибирский 19,2 2,0 78,3 85,1

Дальневосточный 18,3 2,1 68,9 73,0

В региональных ПОО по их оснащенности портативными компьютерами и компьютерами, имеющими доступ к Интернету, картина несколько иная. Так, существует ряд регионов, где данный показатель достаточно низкий (доля ПОО, имеющих достаточное оснащение для реализации дистанционных форм обучения, относительно общего числа):

- Магаданская область - 40,8 %;

- Еврейская автономная область 48,4 %;

- Чеченская Республика 54,8 %.

Это обстоятельство может привести к объективным трудностям при переходе на онлайн-обучение и при организации учебного процесса согласно методическим рекомендациям, утвержденным Министерством образования и науки Российской Федерации [7].

В ряде регионов обеспеченность профессиональных образовательных организаций средствами для использования сети Интернет выше, чем в среднем по Российской Федерации (доля ПОО, имеющих достаточное оснащение для реализации дистанционных форм обучения, относительно общего числа):

- Республика Алтай - 90 %;

- Тюменская область - 90,1 %;

- Чукотский автономный округ - 90,6 %;

- Чувашская Республика - 91,5 %;

- Республика Бурятия - 92 %;

- Белгородская область - 92,6 %;

- г. Москва - 93,1 %;

- Ненецкий автономный округ - 93,6 %.

В остальных регионах доля ПОО, имеющих доступ к сети Интернет для организации онлайн-обучения, находится в диапазоне от 60,3 % в Республике Адыгея до 89,7 % в Челябинской области.

Анализ использования дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в образовательном процессе показал, что в настоящее время по Российской Федерации доля ПОО, использующих ДОТ при подготовке квалифицированных рабочих и служащих, составляет всего 10,7 %, а доля ПОО, использующих ДОТ при подготовке специалистов среднего звена, - 21,1 %, что недостаточно для перехода на дистанционное обучение [5].

В ряде регионов ДОТ не применяются ни для подготовки квалифицированных рабочих и служащих, ни для подготовки специалистов среднего звена:

- Белгородская область;

- Ненецкий автономный округ;

- Кабардино-Балкарская Республика;

- Карачаево-Черкесская Республика;

- Республика Алтай;

- Республика Тыва;

- Еврейская автономная область;

- Чукотский автономный округ.

Таким образом быстрый переход на онлайн-обучение в этих регионах невозможен.

Доля студентов, нуждающихся в общежитии, сегодня составляют 13,3 % от всех обучающихся студентов. Общежития есть во всех профессиональных образовательных организациях РФ, кроме Республики Ингушетия (в этом регионе, по данным статистики, нет ни одного общежития) [5]. Общежития загружены не полностью, часть площадей сдается в аренду, часть находится на капитальном ремонте или требует капитального ремонта (в настоящий момент эксплуатируется, но находится в аварийном состоянии). Вероятнее всего, в условиях распространения пандемии корона-вируса увеличится численность выпускников школ, продолживших обучение в системе СПО, следовательно, потребуется дополнительное финансирование для ремонта общежитий этих ОУ.

Поскольку во время пандемии общежития ПОО закрывают и студентам предлагается вернуться домой, то возрастает вероятность того, что вернувшаяся молодежь не захочет (или не сможет) продолжить свое обучение.

В сложившейся ситуации полноценное функционирование профессиональных образовательных организаций возможно при следующих условиях:

- создание кадрового резерва педагогических кадров региональных систем СПО;

- создание единого портала для размещения электронных образовательных ресурсов по программам подготовки квалифицированных рабочих/служащих и специалистов среднего звена;

- разрешение свободного доступа студентов ПОО к цифровым образовательным ресурсам школ и вузов;

- выделение средств на приобретение портативных компьютеров или планшетов для малоимущих семей или возможности обеспечения ими на период пандемии;

- обеспечение постоянной помощи и поддержки студентов ПОО, в том числе вернувшихся в свои регионы, с целью сохранения у них мотивации к продолжению обучения.

Как показала практика функционирования ПОО, во многих регионах начинает активно развиваться сетевое сотрудничество. Например, Волгоградский государственный аграрный университет и Волгоградский социально-педагогический университет предоставили доступ к своим электронным ресурсам для старшеклассников и студентов колледжей, а ведущие организации среднего профессионального образова-

ния открыли доступ для других профессиональных образовательных организаций [8].

Большую роль в настоящее время играют центры опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП), которые имеют возможность размещать методические материалы для студентов, а для преподавателей проводить открытые вебинары, обучающие принципам работы в различных электронных средах и способам коммуникации. В ближайшее время ЦОПП могут стать площадкой профессиональной ориентации школьников с привлечением ведущих преподавателей и мастеров производственного обучения -сертифицированных экспертов WorldSkills, тренеров, победителей и призеров национального чемпионата «Молодые профессионалы». Вынужденное дистанционное обучение помогло сделать рывок в реализации нацпроекта «Цифровая образовательная среда» [9]. Многие педагоги повысили уровень владения компьютерными технологиями. В Ставропольском крае преподавателям, у которых дома не было необходимой техники для проведения занятий в дистанционном формате, предоставили компьютеры под расписку из кабинетов ПОО [10].

В 2019/20 уч. г. на первый курс в образовательные организации, реализующие программы среднего профессионального образования, были приняты на обучение лица с ограниченными возможностями здоровья: так, по программам подготовки специалистов среднего звена на базе основного общего их доля составила 1,1 %, на базе среднего общего - 0,6 % относительно всех первокурсников; по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих их доля составила 1,3 %. Для этой категории обучающихся требуются педагоги, владеющие информационно-коммуникационными образовательными технологиями, а также индивидуальные учебные программы, планы, методические материалы, литература.

Положительный опыт обучения лиц с ОВЗ в условиях коронавируса имеется в Ярославской области, где профессиональные образовательные организации смогли в условиях ограниченного времени подобрать образовательные ресурсы в формах, адаптированных к ограничениям здоровья каждого студента, а также обеспечить качественную подготовку преподавателей, ставших наставниками для этой категории обучающихся [11].

Одними из первых, полностью перешедших на обучение с применением электронных и дистанционных форм в условиях пандемии, были профессиональные образовательные организации Мурманской

области. В целях социальной защиты обучающихся в период распространения коронавирусной инфекции Министерством образования и науки Мурманской области был принят ряд важных решений [12]:

- отмена платы за проживание в общежитии;

- отсрочка по оплате за предоставление образовательных услуг для студентов контрактной формы обучения.

Результаты

Согласно исследованию прошлых лет [13], именно Москва и Санкт-Петербург наиболее привлекательны для продолжения обучения молодежи из других регионов, окончившей школу как на базе 9, так и 11 классов (особенно из Московской и Ленинградской областей). По данным на 2017/18 и 2018/19 уч. гг., самый большой приток молодежи из других регионов для обучения в ПОО был зафиксирован (по убыванию) в Санкт-Петербурге, Москве, Томской, Новосибирской, Ростовской областях, Республике Татарстан, Севастополе, Омской, Тюменской, Свердловской областях [6]. Можно предположить, что абитуриенты и студенты просто побоятся приезжать в эти регионы в 2020/21 уч. г., даже если уже к началу учебного года положение стабилизируется. При более детальном рассмотрении этих регионов немаловажно отметить также, что большая часть поступающих в ПОО идут учиться на договорной основе. Так, в Москве на договорной основе в ПОО поступило 51,8 % из общего приема и 48,2 % - на бюджетной основе. Большинство из этих поступивших - это выпускники 9-х классов, которые сразу после завершения школы пришли в ПОО - 27,3 % (бюджет) и 27,9 % (договор), и лишь незначительная часть выпускников 11-х классов, которые также сразу после школы поступили в ПОО -8,6 % (бюджет) и 8,4 % (договор).

В Новосибирской области на бюджетной основе поступили 56,8 % будущих студентов, а на договорной основе - 43,2 %. Из них на базе 9 классов (сразу после школы) пришли в ПОО 29,6 % на бюджет и 18,4 % на договор, на базе 11 классов (также сразу после школы) пришли 9,3 % (бюджет) и 9,2 % (договор). Аналогичная картина складывается и в других регионах, где ранее был зафиксирован приток молодежи.

На основании полученных данных можно сделать вывод, что довольно большое число выпускников 9-х классов поступали сразу после завершения обучения в школе в ПОО на договорной основе, то есть платно. В основном это было связано либо с популярностью направления подготовки (возможность более быстрого трудоустройства, получения желае-

мой заработной платы), либо с отсутствием достаточных финансовых средств у семьи для соответствующей подготовки детей к ЕГЭ и дальнейшего поступления в вузы на бюджет, или же довольно высокой стоимостью обучения в тех же организациях ВО, но уже на договорной основе.

В перспективе распространение коронавируса может привести к ухудшению экономической ситуации в регионах и, соответственно, к уменьшению доходов семей, что в свою очередь приведет к снижению спроса на места в ПОО на договорной основе. Если потерю этих мест не компенсировать увеличением бюджетных мест, то это может отразиться на доходах самих образовательных организаций, на заработной плате педагогических работников и мастеров ПО, а также на сохранности кадров (особенно педагогов и мастеров ПО) молодого и среднего возраста в силу того, что они будут вынуждены искать более привлекательные с точки зрения заработной платы рабочие места, т. к. им необходимо содержать не только себя, но и свои семьи.

В региональных ПОО может также возникнуть проблема сохранения контингента уже обучающихся студентов, связанная с тем же вопросом, что и при приеме. Это обучение на договорной основе. В таблице 2 приведены регионы с наибольшей (более 40 %) и наименьшей (менее 20 %) долями принятых в ПОО на договорной основе [6]. В результате в 15 из 85 регионов Российской Федерации практически половина поступивших в 2019/20 уч. г. обучаются по договору, и лишь в 8 регионах этот показатель менее 20 %, в остальных 62 регионах данный показатель находится в диапазоне от 20 до 40 %.

Как уже говорилось, возможное ухудшение финансового положения семей может привести к тому, что студенты, ранее поступившие на договорной основе, не смогут продолжить свое обучение. Также причиной непродолжения обучения, не только платно, но и на бюджетной основе, может стать нежелание приезда в регион (или же из области того же региона). Поэтому необходима разработка управленческих решений данных проблем.

Таблица 2

Регионы, в которых в 2019/20 уч. г. на договорной основе прием в ПОО составил более 40 % и менее 20 % от общего приема

Регион ФО Доля принятых в ПОО на бюджет Доля принятых в ПОО на договор

(всего), % (всего), %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Прием в ПОО на договорной основе составил более 40 % от общего приема

Республика Дагестан СКФО 45,7 54,3

г. Москва ЦФО 48,2 51,8

Ставропольский край СКФО 49,7 50,3

Калининградская область СЗФО 51,2 48,8

Забайкальский край ДФО 52,3 47,7

Республика Карелия СЗФО 52,8 47,2

Республика Ингушетия СКФО 54,8 45,2

Республика Адыгея ЮФО 55,0 45,0

Краснодарский край ЮФО 55,8 44,2

Астраханская область ЮФО 56,3 43,7

Волгоградская область ЮФО 56,3 43,7

Новосибирская область СФО 56,8 43,2

Карачаево-Черкесская Республика СКФО 56,9 43,1

Ямало-Ненецкий автономный округ УФО 58,7 41,3

Удмуртская Республика ПФО 58,9 41,1

Прием в ПОО на договорной основе составил менее 20 % от общего приема

Вологодская область СЗФО 82,0 18,0

Республика Марий Эл ПФО 82,7 17,3

Ленинградская область СЗФО 83,0 17,0

Еврейская автономная область ДФО 83,6 16,4

Архангельская область СЗФО 83,9 16,1

Костромская область ЦФО 84,0 16,0

Магаданская область ДФО 85,9 14,1

Чукотский автономный округ ДФО 95,1 4,9

За последние три года численность выпускников 9-х классов немного, но все-таки выросла [14]. По исследованиям ЦЭНО3, в большинстве регионов за последние три года сложилась тенденция увеличения оттока выпускников 9-х классов из школы и, соответственно, увеличения числа поступающих в ПОО, поэтому можно предположить, что в дальнейшем спрос на обучение в ПОО будет расти. Это еще один фактор в пользу увеличения бюджетных мест в ПОО регионов. В этом учебном году также возможен рост потребности в местах в ПОО и для выпускников 11-х классов по ряду причин: возможное сокращение учебной миграции выпускников 11-х классов школ, ухудшение материального положения семей в регионах, вынужденный переход школ на дистанционные и электронные формы обучения, появившаяся возможность вообще не сдавать ЕГЭ, что приведет к снижению качества подготовки к ЕГЭ и др.

С целью избежания рассмотренных рисков и их последствий можно предложить следующие решения:

- организовать в регионах более четкое отслеживание дальнейшего образовательного пути выпускников 9-х и 11-х классов, поскольку в последние годы в ряде регионов увеличивалось число выпускников школ, не продолживших обучение ни в одной образовательной организации своего региона (рис. 2);

- рассмотреть возможности увеличения бюджетных мест в региональных ПОО, финансируемых из регионального и федерального бюджетов;

- разработать варианты выдачи семьям беспроцентных учебных кредитов на весь период обучения;

- рассмотреть возможности перехода ряда студентов на дистанционные формы обучения (актуально для ранее проживающих в общежитии, но на данный момент оставшихся на месте проживания и для студентов заочной формы обучения);

- рассмотреть возможности привлечения региональных вузов для помощи в реализации дистанционных форм обучения в ПОО путем использования ресурсов организаций ВО на безвозмездной основе;

- рассмотреть возможности региональных вузов, в которых может возникнуть нехватка сту-

10,0

15,0

Республика Ингушетия

Липецкая область

Карачаево-Черкесская Республика

Республика Алтай Республика Карелия Республика Крым Республика Калмыкия

Орловская область

Чукотский автономный округ

Челябинская область

Архангельская область

Кабардино-Балкарская Республика

Вологодская область

Пензенская область

Ямало-Ненецкий автономный округ

Курганская область Республика Марий-Эл Астраханская область Чеченская Республика Кемеровская область Белгородская область Камчатский край Кировская область Красноярский край Ростовская область

Республика Башкортостан

Ханты-Мансийский автономный округ

Иркутская область Московская область Ленинградская область Ивановская область Амурская область Республика Коми Омская область Волгоградская область 10,2

20,0

18,1

3 Центр экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС).

4 Процентных пунктов.

Рис. 2. Регионы, в которых увеличилось число выпускников 9-х классов, не продолживших обучение ни в одной образовательной организации своего региона в 2018/19 уч. г., по сравнению с 2017/18 уч. г., п. п.4

дентов, для организации дополнительных программ (на бюджетной основе), но уже по программам СПО (прикладной бакалавриат).

Заключение

Возникшие сложности обеспечения качественного учебного процесса в образовании, вызванные распространением в России пандемии COVID-19, показывают неподготовленность системы образования (в частности СПО) к быстрому переходу на дистанционные формы обучения и, как следствие, некоторой уязвимости системы профессионального образования в форс-мажорных обстоятельствах.

В долгосрочной перспективе все меры, которые будут разработаны для обеспечения качества обучения в СПО в условиях распространяющейся пандемии коронавируса, могут быть довольно успешно применены при обучении инвалидов, лиц с ОВЗ, взрослого населения, особенно находящихся в удалении от ПОО и не имеющих возможности посещать их очно. Кроме того, педагогические работники и мастера ПО в дальнейшем смогут использовать данные меры как дополнение к основным образовательным программам, особенно при заочной и очно-заочной формах обучения.

Возможно, разработанные меры также позволят продвинуться в создании системы общественно-профессиональной сертификации выпускников ПОО.

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

1. Необходимо принять соответствующие меры для недопущения увеличения (в лучшем случае с целью сокращения) численности выпускников 9-х и 11-х классов, которые в дальнейшем не желают продолжить свое обучение ни в одной образовательной организации региона и которые, с большой долей вероятности, не смогут трудоустроиться по окончании школы, особенно с учетом роста числа безработных в условиях распространения пандемии.

2. В сложившихся условиях пандемии коронавируса необходимо проработать механизмы стимуляции работодателей к приему на работу в свои организации выпускников профессиональных образовательных организаций.

3. Региональным органам управления обеспечить получение профессий/специальностей лицами не только с ограниченными возможностями здоровья, но и тем, кто не сможет продолжить обучение на очной и/или договорной основе.

4. Организовать на базе школ и профессиональных образовательных организаций профориентаци-

онные мероприятия с акцентом на изменения, происходящие на региональных рынках труда.

5. Организовать тиражирование положительного опыта работы в условиях пандемии.

Литература

1. Союз «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» [Электронный ресурс]. URL: https://worldskills.ru/media-czentr/novosti/demonstraczionnyij-ekzamen-perevoditsya-v-distanczionnyij-format.html (дата обращения: 09.04.2020).

2. Официальная информация о коронавирусе в России [Электронный ресурс]. URL: https://стопкоронавирус.рф/ news/20200405-1449.html (дата обращения: 12.04.2020).

3. Ассоциация руководителей образовательных организаций [Электронный ресурс]. URL: https://www.educationmanagers. ru/novosti_/lyubov-duhanina-/ (дата обращения: 12.04.2020).

4. Информационный бюллетень о результатах мониторинга качества подготовки кадров 2019, ГИВЦ МИРЭА [Электронный ресурс]. URL: http://indicators.miccedu.ru/ monitoring/?m=spo (дата обращения: 06.04.2020).

5. Сводная форма СПО-2 «Сведения о материально-технической и информационной базе, финансово-экономической деятельности профессиональной образовательной организации» Министерство просвещения Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://edu.gov.ru/activity/ statistics/ (дата обращения: 06.04.2020).

6. Сводная форма СПО-1 «Сведения об образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования» Министерство просвещения Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://edu.gov.ru/ activity/statistics/ (дата обращения: 14.04.2020).

7. Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ от 20 июля 2015 г. № 06-846 «Методические рекомендации по организации учебного процесса по очно-заочной и заочной формам обучения в образовательных организациях, реализующих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования» [Электронный ресурс]. URL: https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/71076382/ (дата обращения: 27.04.2020).

8. Сайт Волгоградского государственного аграрного университета [Электронный ресурс]. URL: http://www.volgau.com/ (дата обращения: 06.04.2020).

9. Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс]. URL: https://projectobrazovanie.ru/#project20 (дата обращения: 14.04.2020).

10. Сайт Ставропольского телевидения СВОЕтв [Электронный ресурс]. URL: https://stv24.tv/novosti/prepodavateli-stavropolskogo-kolledzha-razobrali-kompyutery-pod-raspisku/ (дата обращения: 14.04.2020).

11. Профессиональное образование в РФ [Электронный ресурс]. URL: http://проф-обр.рф/board/20-1-0-4708 (дата обращения: 12.04.2020).

12. Министерство образования и науки Мурманской области [Электронный ресурс]. URL: https://minobr.gov-murman.ru/ (дата обращения: 12.04.2020).

13. Ломтева Е. В., Бедарева Л. Ю. Переход выпускников 9-х классов школ в систему профессионального образования: проблемы и перспективы // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 3 (60). С. 56-72. DOI: 10.24411/2224-0772-2019-10017.

14. Трудоустройство молодежи. Опыт работы или Хорошее образование / под ред. Т. Л. Клячко. М., 2019. C. 16.

References

1. Soyuz «Molodye professionaly (Vorldskills Rossiya)» [Union "Young Professionals (Worldskills Russia)"]. Available at: https://worldskills.ru/media-czentr/novosti/demonstraczionnyij-ekzamen-perevoditsya-v-distanczionnyij-format.html (accessed 09.04.2020). (In Russian).

2. Oficial'naya informaciya o koronaviruse v Rossii [Official information on the coronavirus in Russia]. Available at: https:// stopkoronavirus.rf/news/20200405-1449.html (accessed 12.04.2020). (In Russian).

3. Associaciya rukovoditelej obrazovatel'nyh organizacij [Association of leaders of educational organizations]. Available at: https://www.educationmanagers.ru/novosti_/lyubov-duhanina/ (accessed 12.04.2020). (In Russian).

4. Informacionnyj byulleten' o rezul'tatah monitoringa kachestva podgotovki kadrov 2019, GIVC MIREA [Newsletter on the results of monitoring the quality of personnel training 2019, GIECC MIREA]. Available at: http://indicators.miccedu.ru/ monitoring/?m=spo (accessed 04.04.2020). (In Russian).

5. Svodnaya forma SPO-2 «Svedeniya o material'no-tekhnicheskoj i informacionnoj baze, finansovo-ekonomicheskoj deyatel'nosti professional'noj obrazovatel'noj organizacii» Ministerstvo prosveshcheniya Rossijskoj Federacii [Consolidated form SPO-2 "Information on the material and technical and information base, financial and economic activities of a professional educational organization", Ministry of Education of the Russian Federation]. Available at: https://edu.gov.ru/activity/statistics/ (accessed 06.04.2020). (In Russian).

6. Svodnaya forma SPO-1 «Svedeniya ob obrazovatel'noj organizacii, osushchestvlyayushchej obrazovatel'nuyu deyatel'nost' po obrazo-vatel'nym programmam srednego professional'nogo obrazovaniya» Ministerstvo prosveshcheniya Rossijskoj Federacii [Consolidated form SPO-1 "Information about the educational organization that carries out educational activities on educational programs of secondary vocational education" Ministry of Education of the Russian Federation]. Available at: https://edu.gov.ru/activity/ statistics/ (accessed 14.04.2020). (In Russian).

7. Metodicheskie rekomendacii Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 20 iyulya 2015 g. № 06-846 «Metodicheskie

rekomendacii po organizacii uchebnogo processa po ochno-zaochnoji zaochnojformam obucheniya v obrazovatel'nyh organizaciyah, realizuyushchih osnovnye professional'nye obrazovatel'nye programmy srednego professional'nogo obrazovaniya» [Methodical recommendations of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of July 20, 2015 No. 06-846 «Methodical recommendations on the organization of the educational process in part-time and parttime forms of training in educational organizations implementing the main professional educational programs of secondary vocational education"]. Available at: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/71076382/ (accessed 27.04.2020). (In Russian).

8. Sajt Volgogradskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta [Website of the Volgograd State Agrarian University]. Available at: http://www.volgau.com/ (accessed 06.04.2020). (In Russian).

9. Nacional'nyjproekt «Obrazovanie» [The national project «Education»]. Available at: https://projectobrazovanie. ru/#project20 (accessed 14.04.2020). (In Russian).

10. Sajt Stavropol'skogo televideniya SVOEtv [Website of the Stavropol Television CBOET]. Available at: https://stv24.tv/ novosti/prepodavateli-stavropolskogo-kolledzha-razobrali-kompyutery-pod-raspisku/ (accessed 14.04.2020). (In Russian).

11. Professional'noe obrazovanie v RF [Vocational education in the Russian Federation]. Available at: http://prof-obr.rf/board/20-1-0-4708 (accessed 12.04.2020). (In Russian).

12. Ministerstvo obrazovaniya i nauki Murmanskojoblasti [The Ministry of Education and Science of the Murmansk Region]. Available at: https://minobr.gov-murman.ru/ (accessed 12.04.2020). (In Russian).

13. Lomteva E. V., Bedareva L. Yu. Perekhod vypusknikov 9-h klassov shkol v sistemu professional'nogo obrazovaniya: problemy i perspektivy [Transition of graduates of 9th classes schools to the vocational educational sistems: problems and prospects]. Domestic and Foreign Pedagogy, 2019, vol. 1, no. 3 (60), pp. 56-72. DOI: 10.24411/2224-0772-2019-10017. (In Russian).

14. Trudoustrojstvo molodezhi. Opyt raboty ili Horoshee obrazovanie [Youth employment. Work experience or Good education]. Ed. T. L. Klyachko. Moscow, 2019, pp. 16. (In Russian).

УДК/UDC 378/069 Д. Д. Родионова, А. Ш. Меркулова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

D. Rodionova, A. Merkulova

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ МУЗЕОЛОГИИ И БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ КУЛЬТУРЫ

MODERN TRENDS IN THE TRAINING OF SPECIALISTS IN MUSEOLOGY AND LIBRARY-INFORMATION ACTIVITIES IN THE CONTEXT OF CULTURE DIGITALIZATION

Введение. В современных условиях развития общества происходят глобальные изменения требований к будущему специалисту-выпускнику высшего учебного заведения. На это направлены федераль-

ные государственные образовательные стандарты, на основе которых осуществляется подготовка бакалавров и магистров в сфере культуры. В данном исследовании сделана попытка соотнести компетентност-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.