Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ МОЛОДЕЖИ К ОБУЧЕНИЮ: ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ СПРОСА С ВЫСШЕГО НА СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ'

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ МОЛОДЕЖИ К ОБУЧЕНИЮ: ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ СПРОСА С ВЫСШЕГО НА СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
210
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / МОТИВАЦИЯ МОЛОДЕЖИ К ОБУЧЕНИЮ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ МОЛОДЕЖИ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МАТЕРИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СЕМЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ломтева Елена Владимировна, Бедарева Лариса Юрьевна

Основным фактором, влияющим на профессиональное самоопределение молодежи, является материальное положение семей молодых людей. Ухудшающееся материальное положение семей вынуждает значительную часть выпускников 9-х и 11-х классов школ продолжать обучение в системе среднего профессионального образования с целью быстрого выхода на рынок труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ломтева Елена Владимировна, Бедарева Лариса Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL ASPECTS OF MOTIVATING YOUNG PEOPLE TO LEARN: REDISTRIBUTION OF DEMAND FROM HIGHER TO SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

The main factor influencing the professional personal identity of young people is the financial situation of their Households. Worsening financial situation of households forces a large part of 9th and 11th class graduates to continue their studies in the system of secondary vocational education (SVE) in order to quickly enter the labor market.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ МОЛОДЕЖИ К ОБУЧЕНИЮ: ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ СПРОСА С ВЫСШЕГО НА СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

Образование

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ МОЛОДЕЖИ К ОБУЧЕНИЮ: ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ СПРОСА С ВЫСШЕГО НА СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Е. В. ЛОМТЕВА Л. Ю. БЕДАРЕВА

Основным фактором, влияющим на профессиональное самоопределение молодежи, является материальное положение семей молодых людей. Ухудшающееся материальное положение семей вынуждает значительную часть выпускников 9-х и 11-х классов школ продолжать обучение в системе среднего профессионального образования с целью быстрого выхода на рынок труда.

Ключевые слова: молодежь, мотивация молодежи к обучению, профессиональное самоопределение молодежи, среднее профессиональное образование, материальное положение семей. JEL Р31.

Анализ текущей ситуации

В последние годы в России растет интерес молодежи к среднему профессиональному образованию (СПО). Начиная с 2014 г. прием на программы подготовки специалистов среднего звена неуклонно повышался и в 2020 г. превысил прием в вузы. (См. рис. 1.)1.

Ежегодный прирост контингента поступающих на программы подготовки специалистов среднего звена в образовательных организациях СПО (далее - ОО СПО) составлял в среднем 5%, и поэтому, с учетом прогноза численности молодежи в ближайшие несколько лет (см. рис. 2), можно ожидать, что увеличение числа обучающихся по этим программам составит не менее 45 тыс. человек в год.

Перераспределение спроса с высшего на среднее профессиональное образование, с одной стороны, можно связать с ростом по-

пулярности СПО, с другой - со стагнацией реальных доходов населения, что подтверждается результатами социологического исследования, проведенного Центром экономики непрерывного образования (ЦЭНО) ИПЭИ РАН-ХиГС в трех субъектах Российской Федерации, относящихся (2020 г.) к трем различным группам рейтинга регионов по доходам населе-ния2,- Свердловской области (11-е место в рейтинге - 1-я группа), Самарской области (31-е место в рейтинге - 2-я группа) и Волгоградской области (60-е место в рейтинге - 3-я группа). Выборку составляла работающая молодежь, имеющая среднее профессиональное образование, в возрасте от 22 до 35 лет (всего 903 респондента).

Целью социологического опроса было выявление основных факторов, влияющих на выбор молодежью своего дальнейшего обра-

Ломтева Елена Владимировна, ведущий научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, канд. пед. наук, доцент (Москва), е-mail: [email protected]; БедареваЛариса Юрьевна, старший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации (Москва), е-mail: [email protected]

1 Ломтева Е.В., Бедарева Л.Ю. Функционирование системы среднего профессионального образования в условиях пандемии и роста социально-экономической нестабильности // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2020. № 4 (40). С. 89—97. / Lomteva E.V., Bedareva L.Y. Functioning of the system of secondary vocational education in the context of the pandemic and the growth of socio-economic instability // Vocational Education in Russia and Abroad. 2020. No. 4 (40). Pp. 89-97; Сводные формы СПО-1 «Сведения об образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования» / Министерство просвещения Российской Федерации. URL: https://edu.gov.ru/activity/statistics/

2 РИА рейтинг. Рейтинг регионов по доходам населения — 2020 / РИА Новости, 06.07.2020. URL: http://www.ria.ru

зовательного и/или трудового пути. Результаты исследования представлены в таблице.

По итогам социологического опроса были выявлены основные мотивы, влияющие на выбор молодежью образовательной траектории: стремление к раннему выходу на рынок труда, к успешному трудоустройству, возможность получения высокого заработка. Важно отметить, что мотивы и цели поступления в организации СПО выпускников 9-х классов из регионов с низким и высоким уровнем соци-

ально-экономического развития существенно различаются.

Молодежь, проживающая в регионах с высоким уровнем социально-экономического развития, в основном целенаправленно выбирает обучение в образовательных организациях СПО, стремясь поступить на престижную, по ее мнению, специальность.

Наибольшая доля молодых людей, переехавших для обучения в другой город своего региона или в другой регион, отмечена в

Рис. 1. Динамика приема студентов по уровням профессионального образования, тыс. человек

104 104 ЮЗ Ю5 106 108

2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Годы

Прием в ОО ВО Прием в 00 СПО (ППССЗ +ППКРС) Прием в 00 СПО (ППССЗ)

♦ Прирост контингента обучающихся по отношению к предыдущему году (ППССЗ), в %

Примечание. ОО ВО — образовательные организации высшего образования; ОО СПО — образовательные организации системы среднего профессионального образования; ППССЗ — программы подготовки специалистов среднего звена; ППКРС — программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих. Источник: расчеты авторов на базе статистической информации.

Рис. 2. Прогноз численности молодежи в возрасте 15-18 лет, млн человек

5,0 -

2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027 2028 2029 2030 2031 2032 2033 2034 2035 2036

Источник: данные Росстата. Годы

Свердловской области (50%); в Самарской и Волгоградской областях она была намного меньше (24 и 30% соответственно), что можно объяснить отсутствием финансовых возможностей семей для оплаты проживания ребенка вне дома. Цели поступления в образовательные организации системы СПО по регионам также различались: если в Свердловской области основной целью поступления в ОО СПО было получение специальности с дальнейшим успешным трудоустройством (38%), то в Самарской области этот показатель снизился до 22,7%, а в Волгоградской области составил всего 16,2%.

В Самарской и Волгоградской областях молодежь ориентирована в большей степени на получение материальной выгоды в ближайшем будущем, а мотивом выбора ею обучения в СПО является более ранний выход на рынок труда. В этих же регионах зафиксирована и высокая доля молодежи, имеющей подработку во время обучения в профессиональ-

ных образовательных организациях (32,3% учащихся).

Среди тех, кто обучался на платной основе, значительно выше доля тех, кто считает, что выбирал специальность целенаправленно, предпочитая СПО высшему образованию, и получил престижную специальность. (См. рис. 3.)

Молодежь, проживающая в Свердловской и Самарской областях, отличается целенаправленным выбором продолжения обучения в системе СПО (48,7 и 49% соответственно), тогда как 14,9% молодых людей, проживающих в Волгоградской области, считают, что причиной их поступления на непрестижную специальность было безразличное отношение к выбору профессиональных образовательных организаций и программы подготовки. Доля обучающихся в системе СПО на договорной основе выше в Свердловской области (26,3%), так же как и больше в ней доля тех, кто обучается в другом городе своего региона (50%).

Факторы, влияющие на выбор молодежью образовательных организаций системы СПО в зависимости от социально-экономического положения региона проживания, в %

Факторы Свердловская область Самарская область Волгоградская область

Поступали целенаправленно 48,7 49,0 36,6

Выбирали престижную специальность 59,0 56,3 44,2

Учились платно 26,3 18,7 13,9

Обучались в своем городе 44,0 70,3 61,1

Обучались в другом городе своего региона 50,0 24,7 30,0

Обучались в другом регионе 6,0 5,0 5,3

Поступили в образовательные организации СПО, чтобы:

Раньше начать работать 7,7 32,3 32,3

Получить специальность для успешного трудоустройства 38,0 22,7 16,2

Получить специальность, с которой можно хорошо зарабатывать 2,3 14,7 12,2

Причина поступления на непрестижную специальность:

Недостаточно способностей 1,0 6,0 2,6

Недостаточно ресурсов 4,0 19,3 20,5

Было безразлично 2,0 6,7 14,9

Легкость поступления и обучения 7,5 12,8 29,1

Другие обстоятельства:

Планы поступления в ОО ВО 11,3 15,7 10,6

Имели подработку во время обучения в СПО 9,7 33,3 46,9

Источник: расчеты авторов по результатам социологического исследования ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС.

Рис. 3. Зависимость ведущих мотивов выбора обучения в ОО СПО на бюджетной и договорной основе от уровня доходов населения в регионе, в %

Мотивы выбора обучения

Регионы с разным рейтингом по уровню доходов населения

Свердловская область (11-е место в рейтинге)

Самарская область (31-е место в рейтинге)

Волгоградская область (60-е место в рейтинге)

Планы поступления вОО ВО

Выбрали

престижную

специальность

Поступали целенаправленно

Договор Бюджет

10,7 21,5

Договор Бюджет

14,1

22,7

63,3

63,3

53,8

43,9

Договор Бюджет

4,8

11,5

80,9

57,1

54,8

36,7

Источник: расчеты авторов по результатам социологического исследования ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС.

В Волгоградской области выявлена большая доля молодежи, проживающей в домо-хозяйствах с низким уровнем доходов (20,5% против 4% в Свердловской области), что повлияло на необходимость подработки во время обучения (46,9%). Таким образом, можно заключить, что профессиональное самоопределение молодежи и выбор обучения в системе СПО во многом обусловлены уровнем доходов населения. Это выражается в том, что на фоне относительного финансового благополучия растет численность молодежи, целенаправленно выбирающей именно этот уровень образования. В семьях с невысоким уровнем дохода наблюдается высокий процент учащихся в образовательных организациях СПО, не рассчитывающих на помощь семей, а также выбирающих специальность чаще всего из-за легкости поступления и обучения.

Факторы выбора образовательной траектории

По итогам социологического опроса определены факторы, оказывающие наибольшее влияние на выбор дальнейшего обучения в профессиональных образовательных организациях: стремление к раннему выходу на рынок труда; стремление к успешному трудоустройству, возможность получения высокой зара-

ботной платы; стремление к получению престижной профессии или специальности.

Основным фактором, влияющим на профессиональное самоопределение молодых людей, является материальное положение их семей. В ситуации ограничений при выборе дальнейшей образовательной траектории оказываются молодые люди, которые не имеют достаточных финансовых средств на подготовку к ЕГЭ и, соответственно, основы для получения более высоких баллов с целью продолжения обучения на бюджетной основе в вузе. Материальное положение семьи вынуждает значительную часть выпускников 9-х и 11-х классов школ продолжать обучение в системе СПО для быстрого выхода на рынок труда. Многим приходится выбирать обучение в организациях СПО в своем регионе, поскольку они не имеют возможности переезда в другие субъекты РФ для обучения по интересующей их специальности, на которую нет набора в регионе проживания.

Велика вероятность того, что до 2031 г. прирост числа студентов в организациях СПО на программах подготовки специалистов среднего звена составит не менее 45 тыс. человек в год. В связи с этим, на наш взгляд, необходимо увеличить число мест для обучения на до-

говорной основе по наиболее востребованным профессиям и специальностям, требующим среднего профессионального образования, в регионах с высоким уровнем доходов населения.

Целесообразно увеличить финансирование программ профессионального обучения учащихся образовательных организаций СПО, с тем чтобы дать им возможность овладеть

смежной специальностью, что повысит их шансы на трудоустройство, особенно в регионах с низким уровнем доходов населения.

Региональным органам управления образованием следует провести оценку ресурсных возможностей организаций СПО (материально-технического оснащения, педагогических кадров) с учетом перспективы увеличения контингента обучающихся. ■

Special Aspects of Motivating Young People to Learn: Redistribution of Demand from Higher to Secondary Vocational Education

Elena V. Lomteva — Leading Researcher of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor (Moscow, Russia). E-mail: [email protected]

Larisa Yu. Bedareva — Senior Researcher of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Moscow, Russia). E-mail: [email protected]

The main factor influencing the professional personal identity of young people is the financial situation of their Households. Worsening financial situation of households forces a large part of 9th and 11th class graduates to continue their studies in the system of secondary vocational education (SVE) in order to quickly enter the labor market.

Key words: youth, motivating young people to learn, professional self-determination of young people, secondary vocational education, financial situation of families. JEL-codes: D31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.