Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ ВЫБОРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ВЫПУСКНИКОВ ДЕВЯТЫХ КЛАССОВ'

ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ ВЫБОРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ВЫПУСКНИКОВ ДЕВЯТЫХ КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫПУСКНИКИ 9-Х КЛАССОВ / ОСНОВНОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бедарева Лариса Юрьевна, Ломтева Елена Владимировна

Исследования Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС показали, что доля выпускников 9-х классов, покидающих школу после сдачи основного государственного экзамена (ОГЭ), составляет от 40 до 55% в зависимости от субъекта Российской Федерации. Бо ‘ льшая часть ушедших из школы после 9-го класса поступает в образовательные организации среднего профессионального образования (СПО), а определенная часть выпускников не продолжает обучение в образовательных организациях (ОО) своего региона. При этом некоторые уезжают в другие регионы для поступления в профессиональные образовательные организации. Вместе с тем остается категория молодежи, которая не продолжает обучение, а, как правило, начинает работать, в том числе в неформальном секторе экономики, но есть и те, кто перестает учиться, но и не начинает трудовую деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бедарева Лариса Юрьевна, Ломтева Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHANGES IN NINE-GRADE SCHOOL LEAVERS’ EDUCATIONAL TRAJECTORY PREFERENCES

Research carried out by the Center for Economics of Continuous Education of the Institute of Applied Economic Studies, RANEPA has revealed that the share of nine-graders who leave school after passing a basic state exam (BSE) varies from 40% to 55% depending on a subject of the Russian Federation. Most school leavers are enrolled in secondary vocational education institutions (SVEI), but a certain portion of nine-graders stop studying at educational institutions (EI) of their regions with some school leavers moving to other regions to enter vocational training institutions. At the same time, plenty of nine-graders do not continue their studies, but start working, particularly, in the informal economy and there are also some who neither study, nor work.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ ВЫБОРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ВЫПУСКНИКОВ ДЕВЯТЫХ КЛАССОВ»

Образование

ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ ВЫБОРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ВЫПУСКНИКОВ ДЕВЯТЫХ КЛАССОВ

Л. Ю. БЕДАРЕВА Е. В. ЛОМТЕВА

Исследования Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС показали, что доля выпускников 9-х классов, покидающих школу после сдачи основного государственного экзамена (ОГЭ), составляет от 40 до 55% в зависимости от субъекта Российской Федерации. Большая часть ушедших из школы после 9-го класса поступает в образовательные организации среднего профессионального образования (СПО), а определенная часть выпускников не продолжает обучение в образовательных организациях (ОО) своего региона. При этом некоторые уезжают в другие регионы для поступления в профессиональные образовательные организации. Вместе с тем остается категория молодежи, которая не продолжает обучение, а, как правило, начинает работать, в том числе в неформальном секторе экономики, но есть и те, кто перестает учиться, но и не начинает трудовую деятельность.

Ключевые слова: выпускники 9-х классов, основной государственный экзамен, среднее профессиональное образование, образовательные организации. JEL 121, 124.

Анализ выбора выпускниками 9-х классов школ своего дальнейшего пути с 2017/2018 по 2021/2022 уч. гг.1 показал, что доля выпускников 9-х классов, уходящих из школы, с каждым годом растет и за пять лет увеличилась на 2,9 п.п. в Уральском федеральном округе (минимальное значение) и на 4,8 п.п. в Приволжском и Южном федеральных округах (максимальное значение). (См. рис. 1.)

Максимальный рост ухода из школы выпускников 9-х классов относительно предыдущего учебного года был зафиксирован в 2020/2021 уч. г. (См. рис. 2.) Начало 2020 г. -это старт пандемии в России, первый опыт работы школ в дистанционном формате, отмена ОГЭ и неопределенность сроков сдачи ЕГЭ (в итоге срок сдачи был сдвинут с обычных мая-июня на июль). Кроме того, этот период включал двухмесячный локда-ун, что привело к нестабильности экономической и психологической ситуации в семь-

Бедарева Лариса Юрьевна, старший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации (Москва), е-таП: bedareva-ly@ranepa.ru; Ломтева Елена Владимировна, ведущий научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, канд. пед. наук, доцент (Москва), е-тшН: lomteva-ev@ranepa.ru 1 Для анализа использовались формы статистического наблюдения ОО-1 [4] и СПО-1 [5-7].

ях [1]. Еще одним фактором ухода из школы стала впервые появившаяся возможность завершения обучения в школе без сдачи ОГЭ

Рис. 1. Увеличение доли выпускников 9-х классов, ушедших из школы, за период с 2017/2018 по 2021/2022 уч. гг., п.п.

4,3

4,5

4,8

4,6 4,8

4,0

2,9

3,8

4,3

О О

е о

=Г 1=

О в 0

о

в >

о ©

и

о е Q

Источник: расчеты авторов на основе [5].

О ©

О ©

и

Рис. 2. Изменение доли выпускников 9-х классов, ушедших из школы, относительно предыдущего учебного года, п.п.

Россия ЦФО ПФО СЗФО УФО СФО ЮФО ДФО СКФО

-0,1 -0,1 с

-0,5

-0,1 -0,2

"7

А

2,5

I 2,6

3,2

_ÜJL

ЩР

0,4

2,1

2,2

1,9 I 1,9

TT

□ 2018/2019 уч. год ■ 2019/2020 уч. год ■ 2020/2021 уч. год □ 2021/2022 уч. год

Источник: расчеты авторов на основе [4].

и ЕГЭ при дальнейшем поступлении в ОО СПО2.

Рис. 3. Изменение доли девятиклассников, продолживших обучение в ОО СПО, за период с 2017/2018 по 2021/2022 уч. гг., п.п.

5,5

3,3

4,0

1,4

1,9

0,4

О

е

о ©

с

■3,2

О в

О ©

>

о ©

и

-0,8

О в Q

О в

О ©

и

Примечание. Расчет проводился относительно общего числа учащихся, ушедших из школы после окончания 9-го класса. Источник: расчеты авторов на основе [5].

Все названные обстоятельства в 2020/2021 уч. г. стали причинами резкого увеличения доли выпускников 9-х классов, ушедших из школы и продолживших обучение в ОО СПО. В 2021/2022 уч. г. уменьшение численности молодежи в возрасте 15 лет, а также адаптация населения к новым условиям жизни привели к снижению темпов роста числа поступающих в организации СПО. При этом и в 2021/2022 уч. г. по сравнению с 2019/2020 уч. г. переход выпускников 9-х классов в организации СПО был довольно значительным: в целом в России он вырос (в п.п.) на 2,4, в ЦФО - на 2,5, в ПФО -на 3,4, в СЗФО - на 2,7, в УФО - на 3,0, в СФО -на 5,6, в ЮФО - на 1,5, в ДВФО - на 2,5. Исключением стал СКФО, где снижение данного показателя в 2021/2022 уч. г. было сравнимо с его увеличением в 2020/2021 уч. г.

Ситуация с поступлением выпускников 9-х классов школ в ОО СПО оказалась не такой однозначной, как это было с уходом из школы тех, кто закончил девять классов. (См. рис. 33.)

2 Постановление Правительства Российской Федерации от 10.06.2020 г. № 842 «Об особенностях проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования и вступительных испытаний при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета в 2020 году». URL: http:// static.government.ru/media/files/O4r5vnxQ3pNt14OU8fO2sNXIVSyU1G8m.pdf

3 Отрицательные значения на рис. 3 показывают, что в федеральном округе за пятилетний период сократилось число тех выпускников 9-х классов школ, кто продолжил обучение в ОО своего региона, а положительные значения, наоборот, указывают на снижение данного показателя.

На фоне роста во всех федеральных округах доли выпускников 9-х классов, ушедших из школы за пятилетний период, в СЗФО и ЮФО отмечено снижение доли девятиклассников, продолживших обучение в ОО СПО (относительно ушедших из школы), а в УФО наблюдался крайне небольшой рост показателя по сравнению с другими федеральными округами. Такая картина сложилась одновременно с незначительным увеличением приема в организации СПО в СЗФО, ЮФО и УФО на программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) и заметным сокращением приема на программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих (ППКРС). (См. рис. 4.)

В то же время снижение в некоторых федеральных округах доли девятиклассников, поступивших в организации СПО, при росте доли тех, кто покинул школу, привело к увеличению доли девятиклассников, не продолживших обучение в образовательных организациях своего региона. Определить, сколько из них переезжает в другие регионы для продолжения обучения, по статистическим формам [5-7] не представляется возможным.

Вместе с тем, по данным социологического исследования, проведенного ЦЭНО РАНХиГС в 2021 г., из 96 тыс. опрошенных выпускников организаций СПО, закончивших обучение в 2019 г., около 4 тыс. человек (т.е. 4,2%) обучались не в своем регионе. Соответственно, можно утверждать, что сравнительно небольшая часть тех, кто не продолжил обучение в образовательных организациях своего региона, уезжает в другие регионы с целью продолжить обучение. Ушедшие из школы, но оставшиеся в своем регионе выпускники 9-х классов, либо не учатся, либо трудоустраиваются (скорее всего, нелегально или на временные работы), либо пополняют ряды безработных.

В регионах, в которых зафиксировано уменьшение доли девятиклассников, не продолживших обучение в образовательных организациях своего региона, снижение данного показателя никак нельзя связать с увеличением бюджетного приема в организации СПО. Так, при сравнении спроса и предложения (приема) на ППССЗ и ППКРС на бюджетной и договорной основах можно отметить, что при росте спроса с 2017 по 2021 гг. на указанные

Рис. 4. Изменение доли девятиклассников, продолживших обучение в ОО СПО на ППССЗ и ППКРС, за период с 2017/2018 по 2021/2022 уч. гг., п.п.

8,5

5,7

7,3

ППССЗ

1,8

7,0

1,5

О О в ©

о е

о ©

»

о ©

и

О в S

о в =г

о ©

о в 0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ППКРС

о ©

>

о в и

о ©

Q

5,6

3,4

-1,4

-1,1

-1,8

-2,4

-3,0

О ©

О в и

о ©

о ©

и

-4,2

-4,9

Примечание. Расчет проводился относительно общего числа учащихся, ушедших из школы после окончания 9-го класса. Источник: расчеты авторов на основе [5].

программы бюджетный прием на ППССЗ вырос незначительно, а на ППКРС - снизился. (См. рис. 5.) При этом прием на договорной основе как на ППССЗ, так и на ППКРС рос, хотя для программ подготовки рабочих кадров прием на договорной основе был по сравнению с бюджетным незначительным.

Таким образом, предложение (прием) в организации СПО не удовлетворяет спрос молодежи на профессиональное образование. В то же время возникает вопрос, соответствует ли предложение (прием) организаций СПО спросу рынка труда в плане востребованных и перспективных профессий и специальностей, а также численным параметрам спроса на кадры определенной квалификации? И если предложение организаций СПО не соответствует потребностям рынка труда, то необходимо определить причины, по которым это происходит.

Подтверждением подобного несоответствия является тот факт, что при сопоставлении региональных перечней профессий и специальностей ТОП-РЕГИОН4 с перечнями профес-

сий и специальностей, по которым обучают в региональных организациях СПО, в 84 из 85 субъектов Федерации (исключение составляет Архангельская область) есть профессии и специальности из перечня ТОП-РЕГИОН, по которым в местных организациях СПО не ведется обучение.

Исходя из роста/снижения доли выпускников 9-х классов школ, не продолживших в рассматриваемый период обучение в своем регионе, можно выделить несколько групп регионов. Так, рост данного показателя, превышающий 10 п.п., был зафиксирован в 9 регионах Российской Федерации: Ямало-Ненецком автономном округе (32,6 п.п.), Республике Северная Осетия-Алания (19,1 п.п.), Орловской области (17,4 п.п.), Камчатском крае (14,9 п.п.), Республике Хакасия (14,4 п.п.), Республике Калмыкия (13,4 п.п.), Архангельской области (12,7 п.п.), Владимирской области (11,2 п.п.), Республике Марий Эл (10,8 п.п.).

В 10 регионах увеличение доли девятиклассников, не продолживших в рассматриваемый период обучение в образовательных органи-

Рис. 5. Спрос и прием в ОО СПО на ППССЗ и ППКРС в зависимости от формы обучения (данные по Российской Федерации в целом), тыс. человек

Спрос и прием в СПО на ППССЗ

Спрос и прием в СПО на ППКРС

1800 1500 1200 900 600 300 0

2017

2018

2019 Годы

-Подано заявлений на бюджет

.....Принято на бюджет

-Подано заявлений по договору

Принято по договору

Источник расчеты авторов на основе [5].

2020

2021

400

300

200

100

2017

2018

2019 Годы

Подано заявлений на бюджет Принято на бюджет Подано заявлений по договору Принято по договору

2020

2021

4 ТОП-РЕГИОН — перечень наиболее востребованных и перспективных профессий/специальностей на региональном рынке труда.

Рис. 6. ТОП-10 регионов Российской Федерации, в которых за период с 2017/2018 по 2021/2022 уч. гг. было зафиксировано увеличение притока в ОО СПО выпускников 9-х классов школ из других регионов

г. Москва Республика Тыва Сахалинская область Удмурская Республика Кировская область Чукотский автономный округ Костромская область Магаданская область Ярославская область Саратовская область

50,3

13,1 13,0

47,0

J 25,6 ] 24,5 23,2

J 18,7 ] 17,3 16,1

Источник: расчеты авторов на основе [6].

зациях своего региона, составило от 4 до 10 п.п. К ним относятся: Республика Крым (8 п.п.), г. Санкт-Петербург (7,8 п.п.), Ненецкий автономный округ (7 п.п.), Омская область (6,7 п.п.), Калужская область (6 п.п.), Республика Бурятия (5,8 п.п.), Кабардино-Балкарская Республика (5,6 п.п.), Брянская область (4,6 п.п.), Мурманская область (4,2 п.п.) и Республика Башкортостан (4,1 п.п.). В оставшихся 24-х регионах данный показатель составлял менее 4 п.п.

В 42 регионах Российской Федерации в указанный пятилетний период отмечено увеличение притока в организации СПО выпускников 9-х классов из других регионов, особенно в Москву (рост на 50,3 п.п.) и Республику Тыва (47 п.п.). (См. рис. 6.)

Таким образом, Москва остается центром притяжения для многих выпускников региональных школ, в то время как Санкт-Петербург теряет свои позиции по притоку молодежи, поступающей в ОО СПО. Это связано прежде всего с быстрым развитием системы СПО в Ленинградской области: если раньше выпускники 9-х классов школ, расположенных в данном регионе, поступали в организации СПО Санкт-Петербурга, то в настоящее время у них есть возможность выбирать желаемое направление подготовки в своем регионе. Значительный рост притока обучающихся из других регионов в организации СПО Республики Тыва, возможно, связан с низкими затратами на проживание и обучение в этом субъекте Российской Федерации. ■

Литература

1. Клячко Т.Л., Логинов Д.М., Ломтева Е.В., Бедарева Л.Ю. Ресурсы семей и выбор молодежью образовательной траектории // Экономическое развитие России. 2021. Т. 28. № 2. С. 61—64.

2. Ломтева Е.В., Бедарева Л.Ю. Переход выпускников 9-х классов школ в систему профессионального образования: проблемы и перспективы // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1. № 3 (60). С. 56-72. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38519077/

3. Состояние преступности в России за январь-декабрь 2021 г. / Министерство внутренних дел Российской Федерации. URL: https://xrrb1aew.xrrp1ai/reports/item/28021552/

4. Форма ОО-1 за период с 2017/2018 по 2021/2022 уч. гг. Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования. Разделы 2.1.1.1-2.1.1.3 для форм по 2020/2021 уч. г. и раздел 2.1.1 для формы 2021/2022 уч. г. URL: https://edu.gov.ru/activity/statistics/general_edu

5. Форма СПО-1 за период с 2017/2018 по 2021/2022 уч. гг. Сведения об образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования. Раздел Р 2_1_1. URL: https://edu.gov.ru/activity/statistics/

secondary_prof_edu

6. Форма СПО-1 за период с 2017/2018 по 2021/2022 уч. гг. Сведения об образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования. Раздел Р2_8. URL: https://edu.gov.ru/activity/statistics/ secondary_prof_edu

7. Форма СПО-1 за период с 2017/2018 по 2021/2022 уч. гг. Сведения об образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования. Раздел Р2_1_3(1). URL: https://edu.gov.ru/activity/statistics/

secondary_prof_edu

References

1. Klyachko T.L., Loginov D.M., Lomteva E.V., Bedareva L.Yu. Family Resources and Youth Educational Trajectory Choices // Russian Economic Development. 2021. Vol. 28. No. 2. Pp. 61—64.

2. Lomteva E.V., Bedareva L.Yu. The transition of graduates of 9th grade schools into the system of vocational education: problems and prospects // Domestic and Foreign Pedagogy. 2019. Vol. 1. No. 3 (60). Pp. 56-72. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38519077/

3. The state of crime in Russia for January-December 2021 / Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. URL: https://xn~b1aew.xn~p1ai/reports/item/28021552/

4. Form OO-1 for the period from 2017/2018 to 2021/2022 academic years. Information about the organization that carries out educational activities for educational programs of primary general, basic general, secondary general education. Sections 2.1.1.1-2.1.1.3 for forms for the 2020/2021 academic year and Section 2.1.1 for the 2021/2022 academic year form. URL: https://edu.gov.ru/activity/statistics/ general_edu

5. SPO-1 form for the period from 2017/2018 to 2021/2022 academic years. Information about an educational organization that carries out educational activities on educational programs of secondary vocational education. Section P2_1_1. URL: https://edu.gov.ru/activity/statistics/secondary_prof_edu

6. SPO-1 form for the period from 2017/2018 to 2021/2022 academic years. Information about an educational organization that carries out educational activities on educational programs of secondary vocational education. Section P2_8. URL: https://edu.gov.ru/activity/statistics/secondary_prof_edu

7. SPO-1 form for the period from 2017/2018 to 2021/2022 academic years. Information about an educational organization that carries out educational activities on educational programs of secondary vocational education. Section P2_1_3(1). URL: https://edu.gov.ru/activity/statistics/secondary_prof_edu

Changes in Nine-grade School Leavers' Educational Trajectory Preferences

Larisa Yu. Bedareva — Senior Researcher of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Moscow, Russia). E-mail: bedareva-ly@ranepa.ru

Elena V. Lomteva - Leading Researcher of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor (Moscow, Russia). E-mail: lomteva-ev@ranepa.ru

Research carried out by the Center for Economics of Continuous Education of the Institute of Applied Economic Studies, RANEPA has revealed that the share of nine-graders who leave school after passing a basic state exam (BSE) varies from 40% to 55% depending on a subject of the Russian Federation. Most school leavers are enrolled in secondary vocational education institutions (SVEI), but a certain portion of nine-graders stop studying at educational institutions (EI) of their regions with some school leavers moving to other regions to enter vocational training institutions. At the same time, plenty of nine-graders do not continue their studies, but start working, particularly, in the informal economy and there are also some who neither study, nor work.

Key words: nine-grade graduates, main state exam, secondary vocational education, educational establishments.

JEL-codes: I21, I24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.