Научная статья на тему 'Молодежь в пространстве социальных сетей Интернета: итоги социологического опроса'

Молодежь в пространстве социальных сетей Интернета: итоги социологического опроса Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
47
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
молодежь / социальные сети / социальные медиа / социологическое исследование / эмоциональная зависимость / доверие / интернет-сообщества / youth / social networks / social media / sociological research / emotional dependence / trust / online communities

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Елена Николаевна Юдина, Ирина Вячеславовна Алексеенко

Многие ученые в России связывают надежды на позитивные общественные преобра-зования в стране с молодежью, под которой чаще всего понимают наиболее активную социальную группу, включающую граждан от 18 до 35 лет. С научной точки зрения интерес представляет и исследование пози-ции представителей этой возрастной категории в пространстве социальных сетей Интернета. Были выяв-лены два самых распространенных стереотипа поведения пользователей: 1) непрерывное, постоянное пользование сетями; 2) просмотр новостей время от времени каждый день. Исследование подтвердило предположение о том, что в современном обществе молодежь использует социальные сети для удовлетво-рения широкого спектра потребностей: не только для общения с друзьями, но и для получения новостной и профессиональной информации. Было установлено также, что представители нового поколения в совре-менном российском обществе относятся к новостным постам, сообщениям, публикуемых в каналах и блогах социальных сетей преимущественно критически, перепроверяя получаемую из Интернета информацию или доверяя только избранным для себя каналам и блогам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Елена Николаевна Юдина, Ирина Вячеславовна Алексеенко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Youth in the Internet Social Networks: Main Findings of the Sociological Research

Many scientists in Russia pin their hopes on positive social transformations in the country on the youth, which is most often understood as the most active social group, including citizens from 18 to 35 years old. From a scientific point of view, the study of the position of representatives of this age category in the space of social networks of the Internet is also of interest. The two most common stereotypes of using social networks of Internet were identified as: 1) continuous, constant usage of Internet networks; 2) regular news scrolling. The research confirmed the author’s assumption that in modern society, young people use online social networks to satisfy a wide range of needs: not only to communicate with friends, but also to obtain news and professional information. It was also found that representatives of the new generation in modern Russian society treat news posts, messages published in social network channels and blogs predominantly critically, double-checking the information received from the Internet or trusting only the channels and blogs chosen for themselves

Текст научной работы на тему «Молодежь в пространстве социальных сетей Интернета: итоги социологического опроса»

Научная статья

УДК 316.454.3-053.81

https://doi.org/10.24158/tipor.2023.11.13

Молодежь в пространстве социальных сетей Интернета: итоги социологического опроса

Елена Николаевна Юдина1, Ирина Вячеславовна Алексеенко2

''Московский государственный гуманитарно-экономический университет, Москва, Россия, elena_nikolaevna@inbox.ru 2Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия, iv.alekseenko@mpgu.su

Аннотация. Многие ученые в России связывают надежды на позитивные общественные преобразования в стране с молодежью, под которой чаще всего понимают наиболее активную социальную группу, включающую граждан от 18 до 35 лет. С научной точки зрения интерес представляет и исследование позиции представителей этой возрастной категории в пространстве социальных сетей Интернета. Были выявлены два самых распространенных стереотипа поведения пользователей: 1) непрерывное, постоянное пользование сетями; 2) просмотр новостей время от времени каждый день. Исследование подтвердило предположение о том, что в современном обществе молодежь использует социальные сети для удовлетворения широкого спектра потребностей: не только для общения с друзьями, но и для получения новостной и профессиональной информации. Было установлено также, что представители нового поколения в современном российском обществе относятся к новостным постам, сообщениям, публикуемых в каналах и блогах социальных сетей преимущественно критически, перепроверяя получаемую из Интернета информацию или доверяя только избранным для себя каналам и блогам.

Ключевые слова: молодежь, социальные сети, социальные медиа, социологическое исследование, эмоциональная зависимость, доверие, интернет-сообщества

Финансирование: инициативная работа.

Для цитирования: Юдина Е.Н., Алексеенко И.В. Молодежь в пространстве социальных сетей Интернета: итоги социологического опроса // Теория и практика общественного развития. 2023. № 11. С. 120— 126. https://doi.org/10.24158/tipor.2023.11.13.

Original article

Youth in the Internet Social Networks: Main Findings of the Sociological Research

Elena N. Yudina1, Irina V. Alekseenko2

1Moscow State Humanitarian and Economic University, Moscow, Russia, elena_nikolaevna@inbox.ru 2Moscow Pedagogical State University, Moscow, Russia, iv.alekseenko@gmail.com

Abstract. Many scientists in Russia pin their hopes on positive social transformations in the country on the youth, which is most often understood as the most active social group, including citizens from 18 to 35 years old. From a scientific point of view, the study of the position of representatives of this age category in the space of social networks of the Internet is also of interest. The two most common stereotypes of using social networks of Internet were identified as: 1) continuous, constant usage of Internet networks; 2) regular news scrolling. The research confirmed the author's assumption that in modern society, young people use online social networks to satisfy a wide range of needs: not only to communicate with friends, but also to obtain news and professional information. It was also found that representatives of the new generation in modern Russian society treat news posts, messages published in social network channels and blogs predominantly critically, double-checking the information received from the Internet or trusting only the channels and blogs chosen for themselves.

Keywords: youth, social networks, social media, sociological research, emotional dependence, trust, online communities

Funding: Independent work.

For citation: Yudina, E.N. & Alekseenko, I.V. (2023) Youth in the Internet Social Networks: Main Findings of the Sociological Research. Theory and Practice of Social Development. (11), 120-126. Available from: doi: 10.24158/ti-por.2023.11.13 (In Russian).

В последние годы все больше внимания в нашей стране уделяется молодежи как особой социальной группе. Она рассматривается как общественная сила, стратегический ресурс современного и будущего развития страны.

© Юдина Е.Н., Алексеенко И.В., 2023

В социологическом дискурсе молодежью принято считать группу граждан, которая выделяется на основании характеристик возраста и социального статуса. Точнее «молодежь определяется как социально-демографическая группа, выделяемая на основе особенностей социального положения, обусловленных возрастом, а также системой ценностей и интересов, функций и места в структуре общества»1.

В социологическом дискурсе развернутую трактовку понятия «молодежь» дал В.Н. Боряз (1973), который утверждал, что:

1) возрастные рамки молодежи как социальной группы обусловлены длительностью стадий развития этого периода;

2) под молодежью понимается общественный феномен, который всегда выступает большой специфической общественной группой;

3) молодежь переходит в другую стадию развития, как только всецело достигает полноценного и всестороннего утверждения себя как субъекта и объекта общественного движения, переходя к стадии отрицания себя как молодежи;

4) социальная и биологическая природа молодежи соответствует конкретному определенному историческому контексту общества в мировой истории.

В современной России многие ученые связывают с молодежью надежды на различные общественные преобразования, которые вызваны требованиями времени. В стране существуют исследовательские центры и отдельные ученые, которые занимаются анализом трансформаций молодежи как особой общественной группы в XXI в. в контексте развития современных коммуникаций. Среди исследователей данной проблемы выделяют Ю.А. Зубок и В.И. Чупрова (2017), М.К. Горшкова и Ф.Э. Шереги (2014), В.В. Радаева (2019), Е.Г. Черникову, Т.Г. Пташко, Н.А. Соколову (2018), Е.Н. Юдину, С.А. Захарову (2016), Н.А. Мороз (Мороз, Юдина, 2022).

Возрастные границы молодежи в России определены возрастом от 14 до 35 лет включительно и закреплены принятыми поправками в ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»2.

Рассматривая социальную траекторию данной возрастной группы, можно констатировать, что в период 14-35 лет происходят весьма важные события в жизненном цикле молодых людей -завершение общего образования, выбор и приобретение профессии, начало трудовой деятельности, служба в армии, вступление в брак, рождение детей. За относительно короткий промежуток времени несколько раз происходит смена социально-демографического статуса. Нижняя возрастная граница молодежного ценза определяется тем, что в среднем с 14 лет наступает физическая зрелость, и человек может заниматься трудовой деятельностью (период выбора - учиться или работать). Верхняя граница обусловлена достижением экономической самостоятельности, профессиональной и личной стабильности. В настоящее время не существует единых принятых на международном уровне принципов типологии молодежи. В каждой стране обычно учитываются демографические, социально-экономические и этнические факторы.

Важно отметить, что мы выбрали в качестве объекта исследования молодежь в возрасте от 18 до 35 лет как наиболее активную социальную группу. Она признается ключевым агентом перемен в современной России. Приведем данные мониторинговых исследований Института социологии ФНИСЦ РАН, проведенных в 2014-2019 гг. на общероссийской выборке (п = 4 000). Согласно им, 55 % россиян считают молодых людей наиболее склонными к переменам. Сами же представители данной социальной группы также относят себя к приверженцам изменений: в возрасте 18-24 лет - 69 % респондентов, 25-34 лет - 56 %3.

В современных условиях актуализируется вопрос развития новых сфер занятости, где молодежь будет востребована, сможет найти себя и частично компенсировать имеющиеся проблемы сложного материального и статусного положения. Такими сферами в современном обществе являются в первую очередь ниши, связанные с Интернетом, технологиями, развлечениями, сферой услуг.

1 Социологическая энциклопедия : 2-х т. М., 2003. Т. 1. С. 674-676.

2 О внесении изменений в статьи 4 и 13 Федерального закона «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» : Федеральный закон от 30.12.2020 № 507-ФЗ [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3 Основано на данных мониторинговых исследований Института социологии ФНИСЦ РАН, проведенных в 2014-2018 гг. по общероссийской выборке (п = 4 000), репрезентировавшей население страны по региону проживания, а внутри него - по полу, возрасту, уровню образования и типу поселения, а также на данных исследования, проведенного в июне 2019 г. ФНИСц РАН в сотрудничестве с Ассоциацией российских банков (п = 2 000). Также использованы результаты ряда исследований ВЦИОМ и данные всероссийского опроса, проведенного «Левада-Центром» при содействии Фонда им. Ф. Эберта в рамках исследования «Российское поколение Z: Установки и ценности». Опрос проводился методом личного интервью в мае -июне 2019 г. Выборка состояла из 1 500 респондентов в возрасте 14-29 лет и репрезентирует молодое население России в возрасте 14-29 лет.

Современные представители молодого поколения стремятся к инновациям, адаптируются и находят свое место в быстро меняющемся обществе, в том числе благодаря моментальному освоению цифровых технологий. В последние годы мы можем наблюдать рост их влияния на жизнь молодежи. Так, социальные сети выполняют не только коммуникативную функцию, но и становятся для представителей возрастной категории 18-35 лет источником информации, новостей, инструментом работы и учебы, площадкой для проведения досуга и отдыха.

Молодые люди от 18 до 35 лет в современной России активно используют социальные сети, чтобы найти работу или подработку, временный заработок, пока они находятся в поиске более «серьезной» статусной позиции. Молодежь старается позиционировать и реализовать себя в социальных сетях, поскольку представители этой группы более динамичны, готовы постоянно развивать свои компетенции и коммуникативные навыки. Сложный процесс трудоустройства способствует тому, чтобы кандидаты сами были заинтересованы в построении и развитии себя как профессионала.

В последние несколько лет появилось множество групп и страниц в социальных сетях, которые сотрудничают с крупными компаниями и размещают информацию о вакансиях и стажировках. Существует даже специальная - Linkedin.com, назначение которой - поиск работы и установление деловых контактов.

Конечно, важно отметить, что молодые люди используют социальные сети не только и не столько для решения деловых проблем, сколько для неформальной коммуникации. В виртуальном пространстве молодежь получает ряд преимуществ:

1. Возможность общаться с друзьями и дальними родственниками, которые находятся на расстоянии в силу определенных жизненных обстоятельств.

2. Шанс найти утерянные контакты членов семьи и давних друзей, а также завести новые знакомства по интересам.

3. Социальные сети - неисчерпаемый источник информации, которую можно использовать для саморазвития. Например, именно в них можно найти узкопрофессиональные сообщества из разных стран мира, чтобы обменяться опытом с коллегами. Также с людьми из разных городов и стран можно разделить общие интересы - любовь к кинематографу, искусству, игре на музыкальных инструментах и подобные.

4. Представителям молодежи, которые находятся в процессе получения образования, социальные сети помогают обмениваться знаниями и полезной практической информацией. В тематических студенческих группах часто собирают актуальную информацию, необходимую литературу, записи лекций и мастер-классов.

5. Как ни странно, студентам социальные сети помогают трудоустроиться, так как работодатели используют эти электронные площадки для отбора потенциальных сотрудников. А также, будучи студентами, многие начинают там свой частный бизнес, поскольку в этом возрасте имеют большой круг знакомых, которым можно предложить свою продукцию или услугу, проще рассказать о себе.

Наряду с этим существует и ряд неоспоримых проблем. Некоторые представители молодого поколения проводят огромное количество времени на просторах виртуальных сетей независимо от того, где находятся: на занятиях, на работе, с друзьями или дома с семьей. У отдельных пользователей происходит привыкание, возникает болезненное желание регулярно проверять свою страницу и обновления на ней.

Общение в социальных сетях стало оказывать влияние не только на способ времяпрепровождения молодежи, но и на процесс включения ее представителей в общество, на их психику. Можно утверждать, что социальные сети становятся одним из институтов социализации так же, как семья, школа и близкий круг друзей. Кроме этого, можно предположить, что дети, личность которых только формируется, не развивают в нужной степени необходимых навыков реальной коммуникации. У них могут появиться фобии общения с окружающими людьми, которые в будущем способны перерасти в один из видов патологической зависимости.

Сейчас уже даже существует название для этого явления - киберзависимость. Молодые люди начинают терять связь с реальным миром, с головой окунаясь в мир виртуальный, не понимая, что, уходя от социальных проблем в киберпространство, они их тем самым не решают их, а лишь ненадолго отвлекаются от тяжелой действительности. И в дальнейшем возвращение в реальность будет все тяжелее и тяжелее.

Несмотря на то, что на сегодняшний день влияние социальных сетей на молодежь неоспоримо, в условиях современного российского общества оно изучается не так активно и глубоко, как того требует проблемная ситуация.

Для реализации настоящего исследования была разработана электронная анкета, содержащая вопросы о стереотипах, касающихся использования социальных сетей. Под нашим руководством опрос провела студентка МПГУ Е.В. Меркулова (июнь 2023 г.). В рамках исследования методом онлайн-опроса было опрошено 300 чел. возрасте от 18 до 35 лет. Женщины составили 55 % от общего количества респондентов, мужчины - 45 %, что примерно отражает гендерную характеристику интернет-пользователей.

Под социальными сетями в исследовании понимаются онлайн-платформы, которые дают возможность создания собственного аккаунта и прямой коммуникации между субъектами.

В первую очередь мы выяснили, какими социальными сетями респонденты пользуются прежде всего (рис. 1).

Какими социальными сетями Вы пользовались больше всего за последние два -

три месяца?

120 100 80 60 40 20 0

98

82

I

о со

75 73

■ ■ 45

2 _6 1 2

0 0

Е тз Е Cp о ь с

го о о 00 b го с 2 ь т

сл сл (Л я

ф ф го -ь-' (Л го .с н ч ит е

н с § ^ р т а со в т о

ф .Q

О

О

о о

.Q Ф О ГО

I

О

о го

0

1

о

_0

о 2 СО

_о с; о

с

ф

X

Рисунок 1 - Наиболее популярные социальные сети (по результатам онлайн-опроса), % Figure 1 - The Most Popular Social Networks (Based on the Results of the Online Survey), %

(Л Ф

0

0

Данные, представленные на рис. 1, показывают, что наибольшей популярностью пользуется социальная сеть Telegram (98 % респондентов выбрали именно ее), вторая по значимости социальная платформа среди молодежи - ВКонтакте (82 %), далее с минимальным отрывом следуют Instagram1 (75 %), YouTube (73 %), TikTok (45 %), Twitter (6 %) WhatsApp и Одноклассники (по 2 %). Наименее популярной социальной сетью оказался Facebook (1 %). Заметим, что Facebook и Instagram признаны в России экстремистскими источниками информации, но мы оставили их в исследовании, чтобы понять, остаются ли они популярными у молодежи. Исследование показало, что Facebook полностью утратил свои позиции, а Instagram продолжает пользоваться спросом, несмотря на запреты и блокировки.

Таким образом, топ самых популярных социальных сетей состоит из платформ Telegram, Вконтакте и YouTube.

Опрос показал, какие практики пользования социальными сетями наиболее распространены. Чуть больше половины респондентов (53 %) проводят в социальных сетях большую часть своего времени, в то время как несколько раз в день на свои интернет-страницы заходят 45 % опрошенных, самое редкое посещение социальных сетей - раз в день (менее 2 % респондентов). Таким образом, можно говорить о двух наиболее распространенных стереотипах пользования социальными сетями: 1) непрерывном, постоянном; 2) периодическом, состоящем преимущественно в просмотре новостей время от времени.

На вопрос о том, что они делали в социальных сетях чаще всего в последние 2-3 месяца (табл. 1), опрошенные чаще всего давали ответы, связанные с общением (на это указали 84 %) и потреблением контента (71 %). Узнают о событиях в стране и мире в целом из социальных сетей 68 % респондентов. Почти половина участников исследования (49 %) получают с помощью личных интернет-страниц информацию, связанную с профессиональной деятельностью.

Таким образом, предположение о том, что в современном обществе молодежь использует социальные сети для удовлетворения широкого спектра потребностей - не только для общения с друзьями, но и для получения новостной и профессиональной информации - подтвердилось. Заметим, что активно размещают свой собственный контент в социальных сетях менее трети опрошенных (28 %). Это дает им возможность манипулятивного воздействия на остальных пользователей и позволяет формировать нужную повестку дня.

1 Социальная сеть, признанная в России экстремистской.

Таблица 1 - Виды активности пользователей в социальных сетях (п = 300, Россия, июнь 2023 г.)

Table 1 - Types of user activity in social networks (n = 300, Russia, June 2023)

Рейтинг Деятельность %

1 Общаюсь с друзьями, знакомыми 84

2 Потребляю контент: читаю посты блогеров, смотрю видеоролики, слушаю подкасты 71

3 Узнаю новости, события из жизни страны, мира 68

4 Работаю, получаю информацию, связанную с профессиональной деятельностью 49

5 Создаю контент как пользователь: публикую посты, видео, аудиофайлы на своей странице 28

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты опроса позволяют предположить, что большинство молодых пользователей интернет-ресурсов сталкивались с недостоверной информацией в социальных сетях. Среди опрошенных не нашлось ни одного человека, кто абсолютно бы доверял данным, размещенным в социальных сетях. Наиболее распространенный ответ: «Отношусь с сомнением, всегда перепроверяю информацию, размещаемую в социальных сетях». Его дали 44 % опрошенных. Еще 40 % участников исследования ответили, что доверяют только определенным каналам и блогам, которые считают наиболее компетентными. Но при этом совсем не верят сообщениям социальных сетей только 6 % опрошенных. Таким образом, любую информацию, размещенную в социальных сетях, молодые пользователи принимают в большинстве случаев с осторожностью и стараются осмыслить (табл. 2).

Таблица 2 - Уровень доверия к новостному контенту в социальных сетях (n = 300, Россия, июнь 2023 г.) Table 2 - Level of Trust in News Content in Social Networks (n = 300, Russia, June 2023)_

Рейтинг Отношение к контенту в социальных сетях %

1 Отношусь с сомнением, всегда перепроверяю информацию, размещаемую в социальных сетях 44

2 Доверяю только определенным каналам и блогам, которые считаю наиболее достоверными 40

3 Доверяю только страницам официальных государственных источников в социальных сетях 9

4 Не доверяю информации в социальных сетях 6

Доверяю всей публикуемой информации 0

Исходя из полученных данных, можно сказать, что было частично опровергнуто предположение, что российская молодежь абсолютно доверяет контенту, публикуемому в социальных сетях. Пользователи этой возрастной категории относятся к новостным постам, сообщениям, публикуемых в каналах и блогах социальных сетей, критически, перепроверяя размещенную на них информацию или доверяя только избранным каналам.

Наше исследование показало, что эмоциональная привязанность к социальным сетям существует: 24 % опрошенных ответили, что чувствуют радость и удовлетворение после пользования сетями. Однако большинство опрошенных (56 %) сообщили, что не испытывают особых эмоций. Выявлены даже те немногие (9 %), кто ощущает подавленность от избыточной информации (рис. 2).

60 50 40 30 20 10 0

Что Вы чувствуете после посещения социальных сетей? 56

OA

Радость, удовлетворение

10

Не испытываю особых Подавленность, Затрудняюсь ответить чувств угнетение от количества

информации

Рисунок 2 - Субъективные ощущения от пользования социальными сетями (на основе ответов респондентов), %

Figure 2 - Subjective Sensations from Use Social Networks (Based on Respondents' Responses), %

9

Итак, оценивая своё эмоциональное состояние после посещения социальных сетей, большинство респондентов отмечают, что не испытывают особых чувств; остальные опрошенные поделились на тех, кто ощущает радость и удовлетворение, и тех, кто переживает подавленность и угнетение от избытка информации.

Полученные данные говорят также о том, что большинство респондентов полностью (43 %) или частично (49 %) согласны с мнением, что социальные сети вызывают зависимость у пользователей. Остальные опрошенные либо не согласны с данным утверждением (5 %), либо затрудняются ответить (2 %) (рис. 3).

Существует мнение, что социальные сети вызывают зависимость.

Вы согласны с этим мнением?

60 -

49

50 -43

40 -

30

20 -

10 -

0

2

Да, полностью Согласен(-на) частично Не согласен(-на) Затрудняюсь ответить согласен(-на)

Рисунок 3 - Зависимость от социальных сетей (по оценкам самих пользователей), % Figure 3 - Social Media Dependency (According to the Estimates of the Users Themselves), %

Подводя итог всему исследованию, считаем важным отметить, что социальные сети при всем их многообразии стали неотъемлемой частью повседневной жизни и деятельности представителей молодого поколения в России. Современные молодые люди проводят значительную часть времени в виртуальном пространстве, под влиянием которого формируются их представления о социальной реальности. Вместе с традиционными институтами общение в Интернете становится одним из факторов включения в общество. Социальные сети прочно вписаны в жизненный мир молодого поколения. Они оказывают не прямое, но опосредованное влияние на ценностные ориентации россиян. Превращаясь в жизненную необходимость, они становятся естественной средой обитания молодых людей, которая способна удовлетворить различные потребности и предоставить возможности для решения разного рода задач. Для современного молодого поколения социальные сети перестают быть просто инструментом получения информации и коммуникации, а становятся полноценным общественным пространством. Под влиянием цифрови-зации возникает новая система ценностей, которая впоследствии может стать причиной существенных изменений в социальных процессах российского общества. Поэтому в работе с молодежью для донесения необходимой социальной информации необходимо полнее использовать потенциал интернет-площадок, используя каналы и блоги, которые молодежь считает наиболее достоверными. В этом заключается практическое значение нашего исследования.

Список источников:

Боряз В.Н. Молодежь: методологические проблемы исследования. Л., 1973. 155 с.

Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Исторические и теоретико-методологические предпосылки исследования молодежи в России // Россия и Китай: молодежь XXI века. М., 2014. С. 7-32.

Зубок Ю.А., Чупров В.И. Современная социология молодежи: Изменяющаяся реальность и новые теоретические подходы // Россия реформирующаяся. М., 2017. С. 12-48.

Мороз Н.А., Юдина Е.Н. Молодежные практики в социальных сетях в контексте жизненного мира современного молодого поколения // Теория и практика общественного развития. 2022. № 1 (167). С. 36-41. https://doi.Org/10.24158/tipor.2022.1.5.

Радаев В. Миллениалы: как меняется российское общество. М., 2019. 296 с.

Черникова Е.Г., Пташко Т.Г., Соколова Н.А. Социально-психологические особенности современного подростка // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2018. № 5. С. 267-284. https://doi.org/10.25588/CSPU.2018.83..5..021.

Юдина Е.Н., Захарова С.А. Коммуникативные практики студенческой молодежи в сети Интернет // Коммуникология. 2016. Т. 4, № 1. С. 142-150.

References:

Boryaz, V. N. (1973) Molodezh': metodologicheskie problemy issledovaniya [Youth: methodological problems of research]. Leningrad. 155 р. (In Russian)

Chernikova, E. G., Ptashko, T. G. & Sokolova, N. A. (2018) Social and Psychological Features of Modern Adolescence. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. (5), 267-284. Available from: doi:10.25588/CSPU.2018.83..5..021. (In Russian)

Gorshkov, M. K. & Sheregi, F. E. (2014) Istoricheskie i teoretiko-metodologicheskie predposylki issledovaniya molodezhi v Rossii [Historical and theoretical and methodological prerequisites for the study of youth in Russia]. In: Rossiya i Kitai: molodezh' XXI veka. Moscow, рр. 7-32. (In Russian)

Moroz, N. A. & Yudina, E. N. (2022) Youth Practices on Social Media in the Context of the Concept of the Modern Youth Generation's Lifeworld. Theory and Practice of Social Development. (1 (167)), 36-41. Available from: doi:10.24158/tipor.2022.1.5. (In Russian)

Radaev, V. (2019) Millenialy: kak menyaetsya rossiiskoe obshchestvo [Millennials: how Russian society is changing]. Moscow. 296 р. (In Russian)

Yudina, E. N. & Zakharova, S. A. (2016) Communicative Practices of Students in the Internet. Communicology. 4 (1), 142-150. (In Russian)

Zubok, Yu. A. & Chuprov, V. I. (2017) Modern Sociology of Youth: Changing Reality and Theoretical Approaches. In: Rossiya reformiruyushchayasya. Moscow, рр. 12-48. (In Russian)

Информация об авторах Е.Н. Юдина - доктор социологических наук, профессор Московского государственного гуманитарно-экономического университета, Москва, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=643997

И.В. Алексеенко - ассистент кафедры теоретической и специальной социологии имени М.А. Будановой Института социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного университета, Москва, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1091301

Вклад авторов:

все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Конфликт интересов:

авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors E.N. Yudina - D.Phil. in Sociology, Professor, Moscow State Humanitarian and Economic University, Moscow, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=643997

I.V. Alekseenko - Assistant Professor, Department of Theoretical and Special Sociology named after M.A. Budanova, Institute of Social and Humanitarian Education of Moscow Pedagogical State University, Moscow, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1091301

Contribution of the authors:

The authors contributed equally to this article.

Conflicts of interests:

The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 25.09.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 23.10.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 28.11.2023.

Авторами окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.