Научная статья на тему 'КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ФОРМАТЕ ОНЛАЙН И ОФЛАЙН (НА ПРИМЕРЕ БГТУ ИМ. В.Г. ШУХОВА)'

КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ФОРМАТЕ ОНЛАЙН И ОФЛАЙН (НА ПРИМЕРЕ БГТУ ИМ. В.Г. ШУХОВА) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
135
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИИ / МОЛОДЕЖЬ / ОБЩЕНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ОФЛАЙН / ОНЛАЙН

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Авилова Жанна Николаевна, Ботнарюк Ирина Александровна

Динамические процессы переориентации моделей коммуникаций студенческой молодежи под влиянием развития Интернета обуславливают необходимость актуальной социальной диагностики. В связи с недостаточной изученностью этого вопроса целью исследования является выявление специфики коммуникативных практик студенческой молодежи в формате онлайн и офлайн. В основе анализа лежат данные опроса «Исследование социальных сетей связей студенческих групп (в сети Интернет)», предпринятого авторами в сентябре - ноябре 2022 года. Результаты исследования показали, что интернет-коммуникации, активно используемые всеми участниками опроса в качестве ресурса практически во всех сферах деятельности, имеют свою специфику, обусловленную рядом функций социальных сетей, а также закономерностями создания и использования медиаконтента различными интернет-сообществами. Повышенная активность в использовании Интернета благоприятствует смещению баланса коммуникации молодых людей в пользу виртуального общения, между тем реальные межличностные контакты сохраняют большую ценность и актуальность для студенческой молодежи. Полученные результаты открывают возможность для принятия управленческих решений по выработке ключевых ориентиров направления эффективной государственной молодежной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Авилова Жанна Николаевна, Ботнарюк Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIVE PRACTICES OF STUDENTS IN ONLINE AND OFFLINE FORMAT (ON THE EXAMPLE OF V.G. SHUKHOV BSTU)

Dynamic processes of reorientation of communication models of students under the influence of the development of the Internet cause the need for urgent social diagnostics. The purpose of the study is to identify the specifics of the communicative practices of students in the online and offline format. The analysis is based on the data of the survey "Research of social networks of student groups (on the Internet)", undertaken by the authors in September-November 2022. The results of the study showed that Internet communications, actively used by all survey participants as a resource in almost all spheres of activity, have their own specifics due to a number of functions of social networks, as well as patterns of creation and use of media content by various Internet communities. Increased activity in the use of the Internet favors a shift in the balance of communication of young people in favor of virtual communication, meanwhile, real interpersonal contacts retain great value and relevance for students. The obtained results open up the possibility for making managerial decisions on the development of key guidelines for the direction of effective state youth policy.

Текст научной работы на тему «КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ФОРМАТЕ ОНЛАЙН И ОФЛАЙН (НА ПРИМЕРЕ БГТУ ИМ. В.Г. ШУХОВА)»

СОЦИОЛОГИЯ, СОЦИАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ И ПРОЦЕССЫ, СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ SOCIOLOGY, SOCIAL STRUCTURES AND PROCESSES, SOCIAL TECHNOLOGIES

УДК 316.77

DOI 10.52575/2712-746X-2023-48-2-235-243

Коммуникативные практики студенческой молодежи в формате онлайн и офлайн (на примере БГТУ им. В.Г. Шухова)

Авилова Ж.Н., Ботнарюк И.А.

Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, Россия, 308012, г. Белгород, ул. Костюкова, д. 46 E-mail: janna-avilova@mail. ru

Аннотация. Динамические процессы переориентации моделей коммуникаций студенческой молодежи под влиянием развития Интернета обуславливают необходимость актуальной социальной диагностики. В связи с недостаточной изученностью этого вопроса целью исследования является выявление специфики коммуникативных практик студенческой молодежи в формате онлайн и офлайн. В основе анализа лежат данные опроса «Исследование социальных сетей связей студенческих групп (в сети Интернет)», предпринятого авторами в сентябре - ноябре 2022 года. Результаты исследования показали, что интернет -коммуникации, активно используемые всеми участниками опроса в качестве ресурса практически во всех сферах деятельности, имеют свою специфику, обусловленную рядом функций социальных сетей, а также закономерностями создания и использования медиаконтента различными интернет-сообществами. Повышенная активность в использовании Интернета благоприятствует смещению баланса коммуникации молодых людей в пользу виртуального общения, между тем реальные межличностные контакты сохраняют большую ценность и актуальность для студенческой молодежи. Полученные результаты открывают возможность для принятия управленческих решений по выработке ключевых ориентиров направления эффективной государственной молодежной политики.

Ключевые слова: коммуникации, молодежь, общение, социальные сети, виртуальное пространство, офлайн, онлайн

Для цитирования: Авилова Ж.Н., Ботнарюк И.А. 2023. Коммуникативные практики студенческой молодежи в формате онлайн и офлайн (на примере БГТУ им. В.Г. Шухова). NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право, 48(2): 235-243. DOI: 10.52575/2712-746X-2023-48-2-235-243

Communicative Practices of Students in Online and Offline Format (On the Example of V.G. Shukhov BSTU)

Zhanna N. Avilova, Irina A. Botnaryuk

V. G. Shukhov Belgorod State Technological University, 46 Kostyukova St, Belgorod 308012, Russian Federation E-mail: janna-avilova@mail. ru

Abs tract. Dynamic processes of reorientation of communication models of students under the influence of the development of the Internet cause the need for urgent social diagnostics. The purpose of the study is to identify the specifics of the communicative practices of students in the online and offline format. The analysis is based on the data of the survey "Research of social networks of student groups (on the Internet)",

undertaken by the authors in September-November 2022. The results of the study showed that Internet communications, actively used by all survey participants as a resource in almost all spheres of activity, have their own specifics due to a number of functions of social networks, as well as patterns of creation and use of media content by various Internet communities. Increased activity in the use of the Internet favors a shift in the balance of communication of young people in favor of virtual communication, meanwhile, real interpersonal contacts retain great value and relevance for students. The obtained results open up the possibility for making managerial decisions on the development of key guidelines for the direction of effective state youth policy.

Keywords: communications, youth, communication, social networks, virtual space, offline, online

For citation: Avilova Zh.N., Botnaryuk I.A. 2023. Communicative Practices of Students in Online and Offline Format (On the Example of V.G. Shukhov BSTU). NOMOTHETIKA: Philosophy. Sociology. Law, 48(2): 235-243 (in Russian). DOI: 10.52575/2712-746X-2023-48-2-235-243

Введение

Общение в сети Интернет, став за последнее десятилетие неотъемлемым атрибутом повседневной жизни как форма массовой коммуникации, в настоящее время представляет собой достаточно привычный и удобный способ взаимодействия современной молодежи. В России Интернетом пользуются люди всех возрастов, но молодежь, являясь первым цифровым поколением, как правило, делает это более активно и значительно раньше начинает применять информационные технологии. Значимость Интернета для молодежи подтверждается и результатами всероссийских опросов. Как сообщает РБК со ссылкой на исследование, проводимое Mediascope для измерения объема и структуры интернет-аудитории, доля пользователей Интернета в России среди молодежи приблизилась к 100 % 1. При этом не утихают споры о том, является ли столь масштабное распространение Интернета благом или злом, заменяется ли реальное общение виртуальным [Marres, 2017; Гришаева С.А., Клюваев К.В. 2019].

В своих нормах и привычках поведения, ценностных ориентирах и поведении онлайн и офлайн молодые люди принципиально отличаются от пользователей более старшего поколения, проводя значительно больше времени в интернет - пространстве, в частности в различных социальных сетях. Несмотря на то, что базовые проблемы, а также жизненные устремления и притязания современной молодежи за последнее десятилетие принципиально не изменились, невозможно отрицать влияние постоянного присутствия Интернета практически на все социальные процессы, сопровождающие жизнь молодого человека, характер его общения, специфику досуговых предпочтений и т.д. Интернет не просто становится частью повседневной реальности студенческой молодежи, а нередко заменяет ее, становясь базовым контекстом жизни и формируя ее в виртуальном пространстве через новые коммуникативные практики.

Неопределенность и новизна этого процесса, а также направленность структурных изменений коммуникативных практик молодежи в формате онлайн и офлайн вызывают вполне предсказуемый интерес со стороны не только академических исследователей, но и тех, кто вовлечен в активную прикладную работу с молодежью [Руденкин, Руденкина, 2019]. Данная сфера представляет интерес философов, социологов, психологов, политологов, педагогов, лингвистов, разработчиков программ, создателей интернет-контента и др. Сама специфика интернет-общения нередко определяет новые направления междисциплинарных исследований [Кураева, 2017; Самсонова, 2018].

1 РБК: Доля пользователей интернета в России среди молодежи приблизилась к 100 %. URL: https://www.rbc.ru/technology_and_media/12/01/2021/5ffde01e9a79478eb5230426 (дата обращения: 05.11. 2022).

В результате развития интернет-технологий научным сообществом активно рассматриваются вопросы возникновения коммуникативно-социального пространства в сети Интернет [Юдина, Захарова, 2015; Шарков, 2019; Воробьев, Ретинская, 2022; Григорьева, 2022]. Исследованиям сетевого общества как масштабного, глобального «сетевого проекта» производства знания, задающего вектор развития человечества, посвящены научные работы отечественных ученых [Игнатов, 2018; Чебунина, 2019; Безбогова, 2017; Андрамонова, 2015 и др.]. Изменения коммуникативного поля молодежи, обусловленные влиянием интренет-пространства рассматриваются в трудах ряда ученых [Петрунева, 2019; Гришаева, Клюваев, 2019; Левин, 2020; Руденкин, Руденкина, 2019; Самсонова, 2018; Малых, 2020].

Целью исследования является выявление специфики коммуникативных практик студенческой молодежи в формате онлайн и офлайн. Достижение цели потребовало проведения анализа удовлетворенности студентов качеством общения в социальных сетях и в реальной жизни, эмоционального состояния во время использования социальных сетей, преимуществ онлайн-коммуникаций для студенческой молодежи.

Объекты и методы исследования

Объектом исследования выступает студенческая молодежь. Предметом исследования являются коммуникативные практики студенческой молодежи в формате онлайн и офлайн. Сбор информации осуществлялся методом анкетного опроса респондентов с помощью Google-форм на основе квотной выборки (квоты по профилю специальности и курсу обучения студентов, полу), N = 2000. Данная выборка является репрезентативной по отношению к генеральной совокупности, соответствующей основным пропорциям студенческой молодежи БГТУ им. В.Г. Шухова (общая численность студентов очной формы обучения БГТУ им. В.Г. Шухова в 2022 году составила 6 293 человека).

В исследовании приняли участие 62,6 % респондентов мужского пола и 37,4 % женского, в возрасте 17-25 лет.

Обработка результатов исследования производилась с помощью программного продукта Vortex 10, а также программы Excel для работы с электронными таблицами.

Информационной базой исследования стали статистические и социологические данные в сфере массовых коммуникаций, отечественная и зарубежная научная литература в сфере распространения интернет-коммуникаций, трансформация социальных связей молодежи в информационном обществе, отечественные и зарубежные информационные ресурсы Интернет и другое.

В исследовании использованы адекватные целям и задачам апробированные методы и методики: анкетирование, статистические методы обработки результатов: контент-анализ, анализ средних значений, корреляционный анализ и др.

Результаты и их обсуждение

В современном мире виртуальные социальные сети - привычные спутники жизни практически любого человека: они позволяют быть в курсе последних общемировых и национальных событий и новостей о жизни друзей и знакомых; позволяют узнавать больше о том, что интересует индивида: существует более миллиона разнообразных сообществ, посвященных любым видам хобби и иного времяпровождения. Через социальные сети люди знакомятся, назначают встречи и могут общаться со своими друзьями, знакомыми и коллегами, которые находятся за несколько сотен километров [Безбогова, 2017; Левин, 20201.

Большинство студентов, находясь в Интернете, в первую очередь посещают социальные сети. Столь высокий уровень популярности социальных сетей неслучаен: в настоящее время в них «сконцентрированы не только возможности для общения, но и разнообразная аудио-, видео- и текстовая информация» [Олейникова, 2015]. Именно социальные сети зачастую являются основным каналом коммуникации и социального взаимодействия в студенческой среде.

По результатам исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), проведенного в апреле 2022 г. и посвященного наиболее популярным социальным сетям и мессенджерам, в пятерку наиболее востребованных мессенджеров и социальных сетей вошли WhatsApp (87 %), YouTube (75 %), «ВКонтакте» (62 %), а также Telegram (55 %) и «Одноклассники» (42 %) 1.

Сами социальные сети нередко классифицируются исследователями по различным основаниям, например: по степени открытости (открытые и закрытые), по объему пользователей, по характеру публикуемого контента (медиафайлы или тексты), по возможности синхронизации данных с другими сетями и т.д.

Как показал исследование, все опрошенные студенты, независимо от пола, курса обучения, программы подготовки и профиля специальности, активно используют ВКонтакте, Instagram 2, Telegram, TikTok, Одноклассники, Twitter, YouTube, Viber, WatsApp, Facebook 3 и другие социальные сети. При этом подавляющее большинство студентов (82,42 %) подписаны на аккаунты БГТУ им. В.Г. Шухова в социальных сетях.

Анализ распределения времени нахождения в социальных сетях показал, что в большей степени студенческая молодежь проявляет интерес к общению (45,17 %), а также просмотру видео (17,78 %), просмотру новостей (17,48 %), прослушиванию музыки (17,23 %), играм (2,34 %). Отмечая роль социальных сетей в своей жизни, большинство студентов выделили прежде всего их значение как средства общения. При этом чаще всего студенты формируют запросы по следующей тематике: образование, саморазвитие (64,09 %), отдых, развлечения (48,11 %), спорт, здоровый образ жизни (33,12 %), работа, трудоустройство (24,25 %), политика (22,11 %), культура (20,02 %), путешествия (17,78 %), мода, стиль (17,48 %), экономика (13,2 %), жизнь знаменитостей, медийных персон (10,51 %), знакомства (9,76 %) и др. Огромный информационный ресурс Интернета привлекает студентов с точки зрения легкости и доступности практически любого контента. Именно из сети Интернет студенты предпочитают получать новости, слушать музыку, находить друзей и общаться.

В целом большинство опрошенных студентов удовлетворены качеством общения в социальных сетях (табл. 1). Для респондентов в возрасте 19-20 лет этот показатель оказался наиболее высоким. В то же время часть студентов подчеркнула следующие причины неудовлетворенностью качеством общения в социальных сетях: «Токсичное общение», «Общаюсь с ботами», «Люблю живое общение», «Сбор персональных данных мессен-джерами», «Для меня там нет общения, лишь передача информации», «Люди в соцсетях ведут себя иначе, чем в обычной жизни», «Это неживое общение. Это всего лишь сообщения и места для разведения, лжи, рекламы, пропаганды, и никогда не заменит реальное общение», «Предпочитаю личное общение», «Многие не соблюдают правила орфографии и пунктуации при написании текстовых сообщений», «Множество неверных, оскорбительных, местами жестоких выражений и мнений. Попытки людей вывести на конфликт других пользователей», «Полная безнаказанность действий потенциального «вредителя» в соцсетях», «Отсутствие зрительного контакта с собеседником. Возможность неправильного восприятия мысли, выраженной в тексте», «Люблю общаться вживую. Вижу мимику, понимаю тон речи», «Проблемы со связью, долгое ожидание ответа от собеседника, отсутствие понимания в некоторых ситуациях из-за не установленного зрительного контакта и неправильно прочтенной интонации», «Много нецензурной лексики. Фейковые новости. Недостоверность информации», «Невозможность полноценно считывать эмоции собеседника».

1 ВЦИОМ: Российская аудитория социальных сетей и мессенджерах изменения на фоне спецоперации. URL:https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/rossiiskaja-auditorija-socialnykh-setei-i-messendzherov- izmenenija-na-fone-specoperacii (дата обращения: 04 ноября 2022).

2 Instagram принадлежит компании Meta, признанной экстремистской организацией и запрещенной в РФ.

3 Facebook принадлежит компании Meta, признанной экстремистской организацией и запрещенной в РФ.

Таблица 1 Tabl 1

Распределение ответов на вопрос: «Удовлетворены ли Вы качеством общения в социальных сетях?» Distribution of answers to the question: «Are you satisfied with the quality of communication in social networks?»

Варианты ответов Количество выборов ответа Количество опрошенных, %

1. Да 1065 53,04

2. Скорее да, чем нет 738 36,75

3. Скорее нет, чем да 70 3,49

4. Нет 36 1,79

5. Затрудняюсь ответить 99 4,93

Всего 2008 100,00

Как видим, основная причина неудовлетворенности общения онлайн, по мнению студентов, заключается в том, что, искажая коммуникационные процессы, контакты в сетях не способны заменить общение в реальности. Несмотря на это, анализ эмоциональных состояний, проявляемых во время использования социальных сетей и отмечаемых респондентами, показал, что в целом преобладает благоприятный эмоциональный фон, для которого характерны: интерес (51,64 %), положительные эмоции (47,66 %), спокойное эмоциональное состояние (37,95 %). Возможный эмоциональный негатив, по мнению опрошенных, может быть обусловлен следующим: эмоциональный дискомфорт (4,48 %), агрессивность, враждебность (2,39 %), отрицательные эмоции (2,89 %), сожаление из-за большого количества времени, проведенного в социальной сети (7,92 %).

Распределение ответов на открытый вопрос анкеты: «Сколько времени в сутки Вы проводите в социальных сетях?» показало достаточно большой диапазон (от 30 минут до 12 часов), среднее время составляет 3-4 часа. Большинство опрошенных студентов эта ситуация устраивает, в то же время значительная часть молодых людей все -таки пытались сократить время нахождения в социальной сети, отмечая, что такое количество времени они считают избыточным и планируют сократить его в пользу общения офлайн с друзьями и близкими, спорта, отдыха на свежем воздухе, чтения и т.п. (рис. 1).

Полученные данные подтверждают, что белгородские студенты достаточно критично оценивают качество общения в социальных сетях в целом, а также количество времени, отводимое нахождению в интернет-пространстве. Отмечая преимущества формата общения в социальных сетях, студенты БГТУ им. В.Г. Шухова выделили такие, как доступность (67,68 %), простота и легкость (52,89 %), возможность самопрезентации и самовыражения (27,39 %), подача данных в визуальной форме (24,65 %), возможность наблюдения за жизнью других людей (20,37 %), возможность просмотра большого количества материалов других пользователей (19,82 %), анонимность (17,18 %), лаконичность (12,85 %), возможность контакта с образцами для подражания (7,67 %).

Особое значение молодежь придает возможности доступного общения на расстоянии с помощью социальных сетей и мессенджеров.

Как видим, Интернет предоставляет возможность общения людям со схожими интересами, независимо от того, как далеко друг от друга они живут, и позволяет поддерживать связь с близкими тем студентам, которые учатся вдали от дома.

0,00% 5,00% 10,00% 15,00% 20,00% 25,00% 30,00% 35,00%

Рис. 1. Пытались ли Вы сократить время нахождения в социальной сети? Fig. 1. Have you tried to reduce the time spent on the social network?

Преимущества и позитивные возможности использования Интернета студенты отмечали намного чаще, чем недостатки («залипание в сети», «отсутствие визуального контакта», «фейковые новости» и т.д.).

Выбирая предпочтительные варианты проведения досуга в реальной жизни (офлайн), опрошенные респонденты выделили: прогулки на природе, спорт, встречи с друзьями, чтение книг, просмотр фильмов (сериалов), занятие творчеством (хобби) и др. Подавляющее количество студентов (92,73 %) удовлетворено качеством общения в реальной жизни, независимо от того, проживает ли студент совместно с родителями или отдельно. В то же время характерно, что среди респондентов женского пола доля удовлетворенных этим аспектом составляет только 34,27 %, в то время как для респондентов мужского пола она равна 58,46 %.

Анализ ответов на вопрос «Если Вы не удовлетворены качеством общения в реальной жизни, поясните, пожалуйста, что Вас не устраивает?», позволил выявить следующие наиболее часто упоминавшиеся причины: нехватка времени на общение, отсутствие стабильного круга общения, неуверенность в себе, отсутствие друзей.

Проведенный анализ показал, что настоящее время интернет-пространство стало открытым и доступным коммуникативным полем для представителей российской студенческой молодежи. Несмотря на увеличение виртуального общения молодых людей в силу повышения активности в использовании ресурсов Интернета, мы можем наблюдать сохранение интереса к коммуникативным практикам в формате офлайн. Как видим, непосредственное общение и межличностные контакты сохраняют высокую ценность для респондентов, несмотря на важность виртуального пространства и интернет-коммуникации.

Заключение

Разнообразие видов интернет-коммуникаций определяет предпосылки освоения новых моделей социального поведения не только в виртуальном пространстве (онлайн), но и в сфере реального взаимодействия молодых людей (офлайн). Неуклонный интерес, интенсивность и характер использования социальных сетей молодежью подтверждают высокую степень интеграции онлайн - коммуникаций в коммуникативные практики во всех аспектах жизни молодого человека. При этом социальные сети, «создавая возможность для всестороннего общения людей в интернете, содействуют распространению больших объемов информации среди численно и территориально рассредоточенной аудитории» [Хусаинова, Мингазетдинова, 2018].

Результаты проведенного исследования подтверждают, что интернет-пространство воспринимается молодежью не только как важнейший информационный ресурс для решения образовательных и практических задач, общения, отдыха и проведения досуга, но и как среда обитания, дополняющая повседневную реальность.

В рамках данного исследования выявлено, что молодые люди в равной степени удовлетворены качеством общения в обоих форматах: офлайн и онлайн. Вероятнее всего, в будущем при большей степени удовлетворенности молодежь будет предпочитать интернет- коммуникации, при малой степени - интерес сместится к живому общению в реальной жизни. Многочисленные исследования динамических процессов переориентации моделей коммуникативных практик студенческой молодежи под влиянием всеобщей информатизации общества говорят о том, что воздействие социальных сетей будет определенно усиливаться за счет своих «информационных выгод». В то же время, как показал проведенный опрос, непосредственное взаимодействие и живое общение сохраняет свою ценность и актуальность в молодежной среде.

Вполне закономерно особый интерес представляет поиск перспектив и выявление новых коммуникативных возможностей Интернета с точки зрения разработки новых образовательных, информационных, политических и других технологий. Неизменно важным является исследование формата общения онлайн и офлайн в единстве и совокупности, без противопоставления одного другому. Все это требует дальнейшего рассмотрения и открывает перспективы исследований.

Список литературы

Андрамонова В.В. 2015. Социальные сети: теоретико-методологический аспект исследования.

Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты, 21: 148-152. Безбогова М.С. 2017. Социальные сети как фактор формирования социальных установок

современной молодежи. Дис. ... канд. психол. наук: (19.00.05). М., 212 с. Воробьев В.П., Ретинская В.Н. 2022. Образно-символические аспекты формирования государственной идентичности молодежи в эпоху Интернета. Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки, 1: 59-71. Григорьева Е.А. 2022. Цифровые неравенства: причины, формы, последствия. Социологические

исследования, 2: 161-163. Гришаева С.А., Клюваев К.В. 2019. Коммуникативные практики молодежи в социальных сетях.

Цифровая социология, 2(3): 4-9. DOI 10.26425/2658-347X-2019-3-4-9. Игнатов М.А. 2018. Понятие «сеть» в современной науке и философии. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право, 43(3): 408-413.

Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н. 2022. Социология Интернета. М., Изд-во Юрайт, 424 с. Кураева С.А. 2017. К методологии исследования социальных сетей. Научные труды московского

гуманитарного университета, 5: 5. DOI: 10.17805/trudy. 2017.5.5. Левин Л.М. 2020. Особенности поведения в социальных сетях у молодежи: поисковое исследование (на примере социальной сети «ВКонтакте»). Человеческий капитал, 1(133): 85-91. DOI: 10.25629/hc. 2020.01.09.

Малых С.В. 2020. Формирование виртуальной идентичности университетской молодежи. Социология, 1: 312-316.

Олейникова Е.Ю. 2015. Интернет-практики современного студенчества (на примере вузов г.

Хабаровска). Современные проблемы науки и образования, 1(1): 14-17. Руденкин Д.В., Руденкина А.И. 2019. Интернет в социальной реальности современной российской

молодежи: тренды и риски. Juvenis scientia, 1: 43-48. Самсонова Н.Н. 2018. Особенности социального поведения молодежи, активно использующей различные виды интернет-коммуникаций Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. Серия «Познание», 7(8): 60-62. Тулохонова И.С., Отбоева С.Д. 2018. Интернет -технологии как фактор воздействия на

студенческую молодежь. Вестник современных исследований, 93(24): 179-184. Хусаинова А.Р., Мингазетдинова Р.Ф. 2018. Межличностная коммуникация в социальных сетях Филологический аспект, 11(43): 253-259.

Чебунина О.А. 2019. Социальные интернет-сети в процессе социализации современной российской молодежи: специфика влияния и социализационные риски. Дис. ...канд. социол. наук: (22.00.04). Майкоп, 174 с.

Шарков Ф.И. 2019. Социальные сети как основа формирования пространства публичных коммуникаций. Коммуникология, 4: 32-40.

Юдина Е.Н., Захарова С.А. 2015. Социальные сети в свете научных парадигм. Труд и социальные отношения, 3: 22-34.

Marres N. 2017. Digital sociology: The Reinvention of Social Research, Polity Press. Cambridge, UK, 59 p.

References

Andramonova V.V. 2015. Sotsial'nyye seti: teoretiko-metodologicheskiy aspekt issledovaniya. [Social networks: theoretical and methodological aspect of the study]. Fundamental'nyye i prikladnyye issledovaniya: problemy i rezul'taty, 21: 148-152.

Bezbogova M.S. 2017. Sotsial'nyye seti kak faktor formirovaniya sotsial'nykh ustanovok sovremennoy molodezhi [Social networks as a factor in the formation of social attitudes of modern youth]: Diss. ... cand. psychol. sciences. Moscow, 212 p.

Chebunina O.A. 2019. Sotsial'nyye Internet-seti v protsesse sotsializatsii sovremennoy rossiyskoy molodezhi: spetsifika vliyaniya i sotsializatsionnyye riski [Social Internet networks in the process of socialization of modern Russian youth: the specifics of influence and socialization risks]: Dis. ... cand. of social sciences. Maykop, 174.

Grigor'yeva Ye.A. 2022. Tsifrovyye neravenstva: prichiny, formy, posledstviya. [Digital inequalities: causes, forms, consequences]. Sotsiologicheskiye issledovaniya, 2: 161-163.

Grishaeva S.A., Klyuvaev K.V. 2019. Kommunikativnyye praktiki molodezhi v sotsial'nykh setyakh [Communicative practices of youth in social networks]. Tsifrovaya sotsiologiya, 2(3): 4-9. DOI 10.26425/2658-347X-2019-3-4-9.

Ignatov M.A. 2018. Ponyatiye «set'» v sovremennoy nauke i filosofii. Nauchnyye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filosofiya. Sotsiologiya. Pravo, 43(3): 408-413.

Kasyanov V.V., Nechipurenko V.N. 2022. Sotsiologiya Interneta [Sociology of the Internet]. Moscow, Publ. Yurayt, 424 р.

Khusainova A.R., Mingazetdinova R.F. 2018. Mezhlichnostnaya kommunikatsiya v sotsial'nykh setyakh [Interpersonal communication in social networks]. Filologicheskiyaspekt, 11(43): 253-259.

Kuraeva S.A. 2017. K metodologii issledovaniya sotsial'nykh setey [Toward a methodology for the study of social networks]. Nauchnyye trudy moskovskogo gumanitarnogo universiteta, 5: 5. DOI: 10.17805/trudy. 2017.5.5.

Levin L.M. 2020. Osobennosti povedeniya v sotsial'nykh setyakh u molodezhi: poiskovoye issledovaniye (na primere sotsial'noy seti «VKontakte») [Features of behavior in social networks among young people: exploratory research (on the example of the social network «VKontakte»)]. Chelovecheskiy kapital, 1(133): 85-91. DOI: 10.25629/hc.2020.01.09.

Malykh S.V. 2020. For mirovaniye virtual'noy identichnosti universitetskoy molodezhi. [Formation of virtual identity of university youth]. Sotsiologiya, 1: 312-316.

Marres N. 2017. Digital sociology: The Reinvention of Social Research, Polity Press. Cambridge, UK, 59 p.

Oleynikova Ye.YU. 2015. Internet-praktiki sovremennogo studenchestva (na primere vuzov g. Khabarovska) [Internet practices of modern students (on the example of universities in Khabarovsk)]. Sovremennyyeproblemy nauki i obrazovaniya, 1(1): 14-17.

Rudenkin D.V., Rudenkina A.I. 2019. Internet v sotsial'noy real'nosti sovremennoy rossiyskoy molodezhi: trendy i riski [The Internet in the Social Reality of Modern Russian Youth: Trends and Risks]. Juvenis scientia, 1: 43-48.

Samsonova N.N. 2018. Osobennosti sotsial'nogo povedeniya molodezhi, aktivno ispol'zuyushchey razlichnyye vidy internet-kommunikatsiy [Features of the social behavior of young people actively using various types of Internet communications]. Sovremennaya nauka, 7(8): 60-62.

Sharkov F.I. 2019. Sotsial'nyye seti kak osnova formirovani ya prostranstva publichnykh kommunikatsiy. [Social networks as the basis for the formation of the space of public communications]. Kommunikologiya, 4: 32-40.

Tulokhonova I.S., Otboyeva S.D. 2018. Internet-tekhnologii kak faktor vozdeystviya na studencheskuyu molodezh' [Internet technologies as a factor influencing student youth]. Vestnik sovremennykh issledovaniy, 9.3(24): 179-184.

Vorob'yev V.P., Retinskaya V.N. 2022. Obraznosimvolicheskiye aspekty formirovaniya gosudarstvennoy identichnosti molodezhi v epokhu Interneta. [Figurative and symbolic aspects of the formation of the state identity of youth in the Internet era]. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Obshchestvennyye nauki, 1: 59-71.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Yudina Ye.N., Zakharova S.A. 2015. Sotsial'nyye seti v svete nauchnykh paradigm [Social networks in the light of scientific paradigms]. Trudi sotsial'nyye otnosheniya, 3: 22-34.

Конфликт интересов: о потенциальном конфликте интересов не сообщалось.

Conflict of interest: no potential conflict of interest has been reported.

Поступила в редакцию 02.04.2023 Received April 2, 2023

Поступила после рецензирования 02.05.2023 Revised May 2, 2023

Принята к публикации 25.05.2023 Accepted May 25, 2023

ИНФ ОРМАЦИЯ ОБ АВ ТОРАХ

Авилова Жанна Николаевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и управления, Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, г. Белгород, Россия

Ботнарюк Ирина Александровна, аспирант направления подготовки «Социология управления», Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, Белгород, Россия

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Zhanna N. Avilova, Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor of the Department of Sociology and Management, V.G. Shukhov Belgorod State Technological University, Belgorod, Russia

Irina A. B otnaryuk, Graduate Student of Sociology and Management, V.G. Shukhov Belgorod State Technological University, Belgorod, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.