Научная статья на тему 'КОММУНИКАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ: ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ (НА ПРИМЕРЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ YOUTUBE)'

КОММУНИКАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ: ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ (НА ПРИМЕРЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ YOUTUBE) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
182
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНТЕРНЕТ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО / КИБЕРПРОСТРАНСТВО / МЕДИАКУЛЬТУРА / МОЛОДЕЖЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / YOUTUBE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гурьянчик Виталий Николаевич

Изучение специфики информационной социализации молодежи связано с возникновением многообразных опасностей и рисков, обусловленных влиянием интернета на все сферы жизни современного человека. Проникновение информации в сознание молодежи формирует комплекс сетевых рисков, возникающих в результате онлайн взаимодействия, предоставляя, с одной стороны, полную свободу действий, с другой стороны, ограничения и барьеры. Социальные сети представляют собой глобальное пространство виртуальной реальности, обладающей высоким потенциалом проникновения в жизненный мир индивида и социальный мир общества. В рамках представленного в статье исследования автором был проведен опрос среди обучающихся общеобразовательных учреждений и вузов г. Ярославля с целью определения степени влияния на современную молодежь информационной среды коммуникативного киберпространства, а также выявления предпочтений молодых людей в использовании интернет-контентов. В качестве примера рассматривается влияние медиаплатформы и канала интернет-коммуникации YouTube на молодежь разных социальных групп как наиболее доступного, массового и интерактивного информационного контента. Большинство опрошенных отмечают привлекательность YouTube за счет развлекательного содержания, также приветствуются образовательные и научно-популярные темы. При этом молодые люди отмечают негативное влияние отдельных YouTube-блогеров на формирование сознания молодежи. Полученные в ходе опроса данные позволяют говорить о том, что молодое поколение, независимо от места учебы и профессиональной социализации, в той или иной степени вовлечено в коммуникационное пространство посредством социальных сетей, осознает риски и преимущества использования ресурсов интернет-коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COMMUNICATIVE SPACE OF MODERN YOUTH: CHALLENGES AND THREATS (USING THE EXAMPLE OF YOUTUBE USERS)

The study of the specifics of information socialization of young people is associated with the emergence of diverse dangers and risks caused by the influence of the Internet on all spheres of modern life. The penetration of information into the consciousness of young people forms a complex of network risks arising from online interaction, providing, on the one hand, complete freedom of action, on the other hand, restrictions and barriers. Social networks represent a global virtual reality space with a high potential for penetration into the life world of an individual and the social world of society. As part of the research presented in the article, the author conducted a survey among students of general education institutions and universities in Yaroslavl in order to determine the degree of influence of the information environment of communicative cyberspace on modern youth, as well as to identify the preferences of young people in using Internet content. As an example, the influence of the YouTube media platform and Internet communication channel on young people of different social groups as the most accessible, mass and interactive information content is considered. The majority of respondents note the attractiveness of YouTube due to entertainment content, educational and popular science topics are also welcome. At the same time, young people note the negative influence of individual YouTube bloggers on the formation of youth consciousness. The data obtained during the survey suggest that the younger generation, regardless of the place of study and professional socialization, is more or less involved in the communication space through social networks, is aware of the risks and benefits of using Internet communication resources.

Текст научной работы на тему «КОММУНИКАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ: ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ (НА ПРИМЕРЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ YOUTUBE)»

Научная статья УДК 371.2

Б01: 10.20323/2658-428Х-2022-3-16-122-139 ББ№ MTTEAW

Коммуникативное пространство современной молодежи: вызовы и угрозы (на примере пользователей YouTube)

Виталий Николаевич Гурьянчик

Кандидат исторических наук, доцент кафедры социальной педагогики и организации работы с молодежью ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского», г. Ярославль [email protected], http://orcid.org/0000-0001 -9963-4510

Аннотация. Изучение специфики информационной социализации молодежи связано с возникновением многообразных опасностей и рисков, обусловленных влиянием интернета на все сферы жизни современного человека. Проникновение информации в сознание молодежи формирует комплекс сетевых рисков, возникающих в результате онлайн взаимодействия, предоставляя, с одной стороны, полную свободу действий, с другой стороны, ограничения и барьеры. Социальные сети представляют собой глобальное пространство виртуальной реальности, обладающей высоким потенциалом проникновения в жизненный мир индивида и социальный мир общества. В рамках представленного в статье исследования автором был проведен опрос среди обучающихся общеобразовательных учреждений и вузов г. Ярославля с целью определения степени влияния на современную молодежь информационной среды коммуникативного киберпро-странства, а также выявления предпочтений молодых людей в использовании интернет-контентов. В качестве примера рассматривается влияние медиаплатформы и канала интернет-коммуникации YouTube на молодежь разных социальных групп как наиболее доступного, массового и интерактивного информационного контента. Большинство опрошенных отмечают привлекательность YouTube за счет развлекательного содержания, также приветствуются образовательные и научно-популярные темы. При этом молодые люди отмечают негативное влияние отдельных YouTube-блогеров на формирование сознания молодежи. Полученные в ходе опроса данные позволяют говорить о том, что молодое поколение, независимо от места учебы и профессиональной социализации, в той или иной степени вовлечено в коммуникационное пространство посредством социальных

© Гурьянчик В. Н., 2022

122

В. Н. Гурьянчик

сетей, осознает риски и преимущества использования ресурсов интернет-коммуникации.

Ключевые слова: виртуальное пространство; интернет; информационная безопасность; информационно-коммуникативное пространство; ки-берпространство; медиакультура; молодежь; социальные сети; YouTube

Для цитирования. Гурьянчик В. Н. Коммуникативное пространство современной молодежи: вызовы и угрозы (на примере пользователей YouTube) // Социально-политические исследования. 2022. № 3 (16). С. 122-139. http://dx.doi.org/10.20323/2658-428X-2022-3-16-122-139.

https: //elibrary.ru/mtteaw.

Original article

The communicative space of modern youth: challenges and threats (using the example of YouTube users)

Vitaly N. Guryanchik

Candidate of historical sciences, associate professor, department of social pedagogy and organization of work with youth, Yaroslavl state pedagogical university named after K. D. Ushinsky, Yaroslavl

[email protected], http://orcid.org/0000-0001 -9963-4510

Abstract. The study of the specifics of information socialization of young people is associated with the emergence of diverse dangers and risks caused by the influence of the Internet on all spheres of modern life. The penetration of information into the consciousness of young people forms a complex of network risks arising from online interaction, providing, on the one hand, complete freedom of action, on the other hand, restrictions and barriers. Social networks represent a global virtual reality space with a high potential for penetration into the life world of an individual and the social world of society. As part of the research presented in the article, the author conducted a survey among students of general education institutions and universities in Yaroslavl in order to determine the degree of influence of the information environment of communicative cyberspace on modern youth, as well as to identify the preferences of young people in using Internet content. As an example, the influence of the YouTube media platform and Internet communication channel on young people of different social groups as the most accessible, mass and interactive information content is considered. The majority of respondents note the attractiveness of YouTube due to entertainment content, educational and popular science topics are also welcome. At the same time, young people note the negative influence of individual YouTube bloggers on the formation of youth consciousness. The data obtained during the survey suggest that the younger generation, regardless of the place of study and professional

Коммуникативное пространство современной молодежи: вызовы и угрозы 123 (на примере пользователей УоиТиЬв)

socialization, is more or less involved in the communication space through social networks, is aware of the risks and benefits of using Internet communication resources.

Keywords, virtual space; Internet; information security; information and communication space; cyberspace; media culture; youth; social networks; YouTube

For citation: Guryanchik V. N. The communicative space of modern youth, challenges and threats (using the example of YouTube users). Social and political researches. 2022;3(16):122-139. (In Russ). http://dx.doi.org/10.20323/2658-428X-2022-3-16-122-139. https://elibrary.ru/mtteaw.

Введение

Жизнь современного общества во многом связана с киберпро-странством. Потребительское поведение граждан, особенно молодежи, теперь неразрывно связано с интернетом: реклама и совершение покупок, услуги и продажи, развитие и продвижение бизнеса, транспортные услуги и пр. Сегодня уже невозможно себе представить культурную сферу общества без интерактивных экскурсий, книжных интернет-магазинов, онлайн-касс по продажи билетов в учреждения культуры, онлайн-кинотеатров и т. д. Развитие доступности кибер-пространства превратило его в один из основных источников получения информации о событиях в регионе, стране и мире. Информационно -коммуникативная сфера киберпро-странства влияет на умы и сознание миллиардов людей на планете, определяя их личное и общественное мнение. Причем это мнение формируется как на основе фактов, так и фейков, которые неспециалистам трудно отличить от правды.

Киберпространство стало основой формирования и развития множества национальных и глобальных социальных сетей, объединяющих представителей различных стран, национальностей, культур и возрастов. Виртуальное общение посредством социальных сетей сегодня является таким же неотъемлемым элементом, как и непосредственная межличностная коммуникация. Причем для молодежи виртуальная коммуникация является более реальной, чем настоящая, определяя совершенно новый тип мышления и общения подрастающего поколения. Для молодежи киберпростран-ство открывает новые перспективы коммуникации и самовыражения. Как отмечает И. Ю. Тарханова, «свобода действий и почти безграничные возможности в виртуальном пространстве притягивают молодежь, затягивают личность в «воронку» событий, фактов из которой не выбраться без посторонней помощи, особенно несовершеннолетним пользователям, которые не всегда способны проанализировать

124

В. Н. Гурьянчик

среду и свое поведение, чтобы сделать правильные выводы и обезопасить себя» [Тарханова, 2017, с. 170].

Результаты исследования

Развитие компьютерных коммуникационных технологий привело к новой социальной реальности. Молодое инновационное поколение использует виртуальные возможности для расширения межгрупповых и межличностных коммуникаций, стирая не только географические границы, но и между реальностями. Причем виртуальность позволяет без особых личностных усилий создавать новый образ «Я», который зачастую совершенно не совпадает с реальным. Высокая степень анонимности в виртуальном общении способствует изменению своего образа. Причем виртуальная самореализация становится потребностью молодого поколения, своеобразным ответом на запросы подписчиков, своего рода самопрезентацией в сетях. То, что в начале тысячелетия рассматривалось политиками как возможность привлечения электората демонстрацией отдельных аспектов публичной и личной жизни «a self-referential political class» [Crouch, 2004], сегодня является самопрезентацией, способом зарабатывания денег.

Развитие интернет-технологий способствовало увеличению влияния медиа на сознание и поведение людей, особенно молодежи. Г. Ма-клюэн отмечал, что медиа «стремилось завладеть сознанием потреби-

теля, погружая его в иллюзорный мир грез, такое влияние может иметь серьезные последствия, и в финале медийного развития (будущее развитие электронных средств) возможна полная «ампутация» человеческого сознания. В процессе использования продуктов медиа-культуры способности человека выносятся за его пределы, приобретают собственную (далекую от человеческой) логику и навязывают эту логику человеку, хочет он того или нет...» [Кириллова, 2006, с. 25].

Современные подростки являются яркими представителями «сетевого поколения», для которых потребность постоянного интернет-контакта является такой же насущной, как и потребность в еде. Удовлетворение интернет-коммуникации удовлетворяется за счет постоянной готовности вступить в коммуникацию с большим количеством акторов по разнообразным вопросам. «Коммуникационные пустоты» заполняются с помощью постоянного просмотра различного видео-контента в социальных сетях. Само понятие «социальная сеть» было введено в оборот еще в 1954 г. Д. Барнсом, который подразумевал под ним «разветвленные взаимосвязи отдельного человека с другими людьми» [Barnes, 1954, p. 45]. В современных условиях социальная сеть представляет собой виртуальное пространство, связывающее посредством различных платформ миллиарды пользователей, заинтересованных в той

Коммуникативное пространство современной молодежи: вызовы и угрозы 125 (на примере пользователей YouTube)

или иной информации, основанной на интересах, ценностях, взглядах.

Современные технологии наводнили мир «умными» гаджетами, которые позволяют людям постоянно быть в информационном пространстве. Если население планеты составляет более 7,5 млрд человек, то активных пользователей интернета насчитывается около 4 млрд, а пользователей социальных сетей - более 3 млрд [Глобальная статистика пользователей соцсетей].

В рамках зарубежных исследований подчеркивается как позитивная роль интернета в социальной жизни современной молодежи, так и его негативное влияние на психологическую безопасность детей и подростков. Молодежь активно использует интернет как важную форму социального взаимодействия. Кибер-коммуникация сегодня помогает детям преодолеть трудности в общении и взаимодействии со сверстниками, поскольку коммуникация в интернете является одной из форм ролевой игры, следовательно, элементом развития личности [BrignaП & Уа1еу, 2005]. В связи с более широким использованием кибер-коммуникаций также возникает ощущение автономности. Однако прямых контактов с людьми меньше, поэтому социальная изоляция подростков и ее влияние на семейные отношения вызывают озабоченность ^ШейеЫ, 2004]. Исследования также показывают, что существуют различия между отношениями, сформированными с

помощью компьютерной коммуникации и в рамках реального межличностного общения [Bryant, Sanders-Jackson, Smallwood, 2006].

Интернет-коммуникация или кибер-коммуникация, как указывают американские ученые, открывает возможности для самообучения молодежи, формирования ответственности и независимости. Студенты могут научиться эффективно управлять временем и ресурсами, овладеть искусством доступа и обработки навыков, полученных в значимом контексте, и четко донести эту информацию до целевой аудитории. Интеграция интернета с коммуникацией позволяет студентам делиться личными взглядами, знаниями и опытом, а также структурировать дискуссии для обсуждения. Негативной стороной кибер-коммуникации является доступ к личной информации. Одним нажатием кнопки вы можете узнать, где кто-то живет, номер телефона, даже как добраться до чьего-то дома. Становится все труднее защищать детей от небезопасного доступа к их личной информации [Wakefield, 2008]. По данным опросов, каждый пятый подросток в возрасте от 10 до 17 лет получал нежелательные сексуальные домогательства в интернете [Olsen, 2006]. В последнее время возрастает популярность кибер-издевательств, кибер-

преследований, словесной агрессии в социальных сетях, нарушения групповых норм таких как расизм,

126

В. Н. Гурьянчик

сексизм и гомофобия [Brignall & Valey, 2005].

К интернету все чаще обращаются как к ключевому ресурсу для решения вопросов, связанных с чем угодно, от жестокого обращения до самопомощи, он также используется в качестве средства самовыражения молодежи. Многие студенты получают доступ к таким ресурсам как горячие линии по вопросам самоубийств, группы поддержки, информация о состоянии здоровья и контакты с соответствующими организациями. Это взаимодействие помогает предоставить им систему поддержки за пределами их непосредственного окружения, чтобы помочь справиться с эмоциональными проблемами. С отрицательной стороны, эта способность находить ресурсы, касающиеся эмоциональной сферы, может быть вредной. В интернете доступна информация о том, как создавать бомбы, калечить себя, быть сексуально активным, участвовать в употреблении наркотиков и многих других законных и незаконных действиях [Payne, 2006]. У 30 % всех подростков возникают мысли о самоубийстве, и более половины из них пользуются интернетом [Becker, Mayer, Nagenborg, El-faddagh, Schmidt, 2004]. Дети подвергаются воздействию нездоровых эмоциональных идей и выходов, о которых в противном случае они обычно не знали бы до более зрелого возраста. В наш век кибер-коммуникация может изменить многие аспекты

нашей жизни - личную, социальную, культурную, экономическую и интеллектуальную. Однако при надлежащем обучении, руководстве и надзоре существует потенциал для положительного личностного роста.

В России развитие интернет-коммуникаций идет семимильными шагами. Еще в 2016 г. Ю. В. Ирхин отмечал, что наша страна «занимает первое место в Европе по количеству интернет-пользователей (65 млн человек), более 80 % выходят в сеть каждый день, а 25 % - с двух-трех интернет-устройств, в том числе мобильных» [Ирхин, 2016, с. 77].

Сегодня социализация проходит не только в реальном социальном окружении, но и в виртуальном пространстве. Причем для подрастающего поколения виртуальная социализация является, пожалуй, основополагающей, определяющей его успешность в среде сверстников. Сетевое общение формирует у молодежи и своеобразную сетевую культуру, которая характеризуется практическим отсутствием четко установленных этических, языковых, коммуникативных норм.

Резюмируя влияние киберпро-странства на социализацию молодежи, можно сказать, что постепенно происходит смена акцентов в трансляции социокультурного опыта в сторону виртуального пространства, предлагающего более упрощенные схемы восприятия окружающего мира, что в свою очередь влияет на «формирование

Коммуникативное пространство современной молодежи: вызовы и угрозы 127 (на примере пользователей YouTube)

ценностей, мировоззрения и практического опыта, а значит, происходит смена параметров и форм процесса социализации молодежи» [Фатьянов, 2017, с. 137].

Интерес, который питает современную молодежь к коммуникативному киберпространству, предопределил исследовательскую проблему: в какой степени виртуальная коммуникация влияет на современную молодежь и каковы их контентные предпочтения в интернет-пространстве? Следует отметить, что в современных условиях некоторые социальные сети либо запрещены, либо доступ к ним ограничен. В этой связи основной аспект был сделан в сторону YouTube-блогинга и его влияния на виртуальные коммуникации молодых людей [Гурь-янчик, 2018].

Базой исследования стали образовательные организации г. Ярославля: МОУ «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов «Провинциальный колледж» - 51 человек; ФГБОУ ВО «Ярославский государственный университет им П. Г. Демидова» (далее ЯрГУ) - 48 человек; ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет

им. К. Д. Ушинского» (далее ЯГПУ) - 15 человек; ФГКВОУ ВО «Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны» (далее ЯВВУ ПВО) - 54 человека. Таким образом выборка составила 168 человек в возрасте от 16 до 20 лет. Привлечение в исследование моло-

дежи различных образовательных организаций позволило сформировать несколько групп для изучения: старшеклассники общеобразовательной школы, студенты гуманитарных направлений подготовки и курсанты военно-технического вуза.

Основным методом в исследовании было анкетирование. Социологическая анкета включала в себя 18 вопросов закрытой и полуоткрытой формы, в которых отражалось влияние виртуального контента на когнитивный, мотивационный и поведенческий компонент молодых людей.

Несомненно, что использование конкретных социальных сетей является личным выбором каждого человека, продиктованным его потребностями и предпочтениями. Нас же интересовал вопрос об использовании только YouTube как социальной сети. На вопрос «Являетесь ли Вы зрителем YouTube?» большинство обучающихся вузов ответили положительно (70 %): обучающиеся ЯрГУ - 85 %, ЯГПУ - 73 %, ЯВВУ ПВО - 64 %. Кроме того, более половины старшеклассников (57 %) так же утвердительно ответили на данный вопрос. Однако, среди студентов и курсантов были и те, кто никогда не посещал YouTube: 2 % студенты ЯрГУ и 7 % курсанты ЯВВУ ПВО.

Нахождение в социальных сетях требует определенного времени, и чем больше интерес к данной сети, тем больше времени в ней находится пользователь. Частота просмот-

128

В. Н. Гурьянчик

ров различных роликов на YouTube

представлена в таблице 1.

Таблица 1.

Частота просмотра роликов YouTube, %

Вариант ответа Обучающиеся Всего

ЯГПУ ЯрГУ Колледж ЯВВУ ПВО

Ежедневно 53 54,2 27,5 25 40

Несколько раз в неделю 33 31,3 45,1 43 38

Раз в неделю 14 11,1 25,5 25 19

Не смотрю вообще 0 3,4 1,9 7 3

Данные таблицы говорят о том, что ежедневно просматривают материалы на YouTube менее половины респондентов, а в совокупности 57 % посещают YouTube раз или несколько раз в неделю. Кроме того, следует обратить внимание на существенное отличие ответов студентов и старшеклассников относительно ежедневного просмотра данного канала. Обучающиеся колледжа ежедневному просмотру УоиТиЬе уделяют внимание практически в два раза реже, чем студенты. Возможно, что это является следствием переключения внимания школьников в сторону развлекательного Т1кТок. Что же касается курсантов, то их посещение социальной сети во многом определяется спецификой их военно-профессиональной подготовки, связанной с режимностью и запретом на использование интернет-коммуникации в служебное время.

Следует также обратить внимание на тот факт, что более 80 % опрошенных обучающихся просматривают каналы YouTube от 1 до 5 часов в сутки, и это несмотря на, казалось бы, значительную учебную нагрузку. При этом подписаны молодые люди на большое количество каналов - около 100, просмотр которых конечно же требует большого количества времени.

С целью выявления контента, который предпочитают молодые люди, им было предложено ответить на вопрос: «Контент какого рода Вы предпочитаете смотреть на YouTube?», при этом респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа. Изначально предполагалось, что наибольшей популярностью у молодежи пользуется развлекательный контент. Ответы респондентов представлены в таблице 2.

Коммуникативное пространство современной молодежи: вызовы и угрозы 129 (на примере пользователей УоиТиЬе)

Таблица 2.

Информационные предпочтения молодежи при просмотре YouTube, %

Вариант ответа Обучающиеся Всего

ЯГПУ ЯрГУ Колледж ЯВВУ ПВО

Развлекательный 80 89,6 74,5 72 79

Научно -по пулярный 73 68,8 52,9 54 62

Политический 26,6 27,1 11,1 26 23

Образовательный 53,3 72,9 70,6 61 64

Свой вариант ответа 6,6 6,3 4,0 7 6

Несмотря на некоторые различия в ответах представителей образовательных организаций, общая тенденция вполне отвечает интересам молодых людей. Как и предполагалось изначально наибольшей популярностью у респондентов пользуется развлекательный контент - 79 %. Так как исследование проводилось среди обучающейся молодежи, то популярность образовательного контента (64 %) вполне объяснима. На третьем месте по популярности находится научно-популярный контент. А вот материалы политического содержания в меньшей степени популярны у молодежи, а для старшеклассников вообще малоинтересен. По всей видимости возрастная исключен-ность из политического процесса играет здесь решающую роль в данной возрастной группе.

Любая коммуникация в той или иной степени затрагивает и отражается на знаниях, представлениях и установках коммуникантов. Что же касается интернет-пространства, то здесь возможностей для общения и

обмена мнениями еще больше. Социальные сети открывают для своих пользователей возможности быстрого нахождения круга единомышленников, вовлекая в виртуальное взаимодействие все новых пользователей, расширяя интернет-аудиторию. Как отмечал Уильямс: «Именно в них и через них передаются идеи, претворяются традиции, распространяются идеологии, укрепляются гегемонии, создаются, оспариваются и манипулируются символы, обычаи, нормы и ценности, которые и нацелены на создание «культурного»» [Williams, 1958, p. 6].

Более половины обучающихся (57 %) утвердительно ответили на вопрос о влиянии контента YouTube на развитие личностных качеств, при 41 % отрицающих такое влияние. При этом следует отметить существенную разницу в ответах обучающихся разных образовательных организаций о влиянии контентов, что представлено на рисунке 1.

130

В. Н. Гурьянчик

Рис. 1. Влияние пребывания на УоиТиЬе на личность респондента

Особенности военно-

профессиональной подготовки

(ограничения в использовании интернет-ресурсов, дозированная и специализированная информация, целенаправленная военно-

политическая работа), по-видимому, сыграли основную роль в степени влияния контентов на личность курсантов (лишь 40,8 % ответили положительно).

Пребывание в любой социальной сети затягивает пользователей и постепенно формирует не просто круг общения, но и само коммуникативное пространство. И это подтверждают ответы большинства

обучающихся гражданских образовательных организаций: ЯГПУ -87 %, ЯрГУ - 87 %, колледж -76 %. То есть YouTube, как и любая социальная сеть формирует социальное и коммуникативное пространство современной молодежи. Однако, ответы курсантов ЯВВУ ПВО отличаются от студентов и старшеклассников, так как лишь 64 % утвердительно ответили на вопрос о влиянии YouTube на коммуникативное пространство.

Степень влияния материалов YouTube на сознание молодежи исходя из ответов представлена в таблице 3.

Коммуникативное пространство современной молодежи: вызовы и угрозы 131 (на примере пользователей УоиТиЬе)

Таблица 3.

Способность роликов на YouTube оказать негативное влияние на человека, в %

Вариант ответа Обучающиеся Всего

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЯГПУ ЯрГУ Колледж ЯВВУ ПВО

Да, наблюдая за современным топом YouTube, складывается ощущение, что люди, которые в нем находятся, могут вложить в головы детей и молодежи бредовые и вредные мысли 66 79 80 65 72,5

Нет, я не вижу никакой угрозы со стороны YouTube, а именно, бло-геров, которые могут негативно повлиять на человека 14 11 16 27 17

Нет, я не думаю, что на YouTube много таких людей, которые могут навязать вредные мысли своим зрителям, так как больше блогеров, высказывающих вполне себе полезные и интересные мысли 20 10 4 8 10,5

Представленные в таблице 3 данные демонстрируют негативную оценку влияния контента YouTube на личность молодого человека. В данном случае проблема заключается в наличии противоречия между негативной оценкой влияния видеоматериалов социальной сети, с одной стороны, и ее популярностью среди молодежи, с другой стороны. Осознавая негативность влияния материалов на свою личность, молодежь продолжает при этом проводить время в YouTube по несколько часов в сутки.

Вредоносные, а порой и опасные контенты, и их влияние на личность подрастающего поколения являются постоянным объектом монито-

ринга со стороны Роскомнадзора. Государство, используя свои властные полномочия, по-разному воздействует на создателей и распространителей вредоносного интернет-контента: от предупреждения и наложения штрафов до полного блокирования материалов. Принявшие участие в опросе молодые люди в своих ответах полярно разделились во мнении о необходимости вмешательства государства в регулирование виртуального информационно-коммуникативного пространства. 49,6 % молодых людей высказались против государственного ограничения виртуального пространства, акцентируя внимание на самостоятельности моло-

132

В. Н. Гурьянчик

дых людей в определении контента. Тогда как за государственное вмешательство в блогосферу высказалось 42,9 % респондентов.

Результаты опроса свидетельствуют о распространении среди молодого поколения виртуального коммуникативного контента. Причем место обучения и принадлежность к уровням образования не имеет значения. Выявленная разница в ответах в большей степени продиктована специфической стороной образовательной среды и социально-психологической напряженностью образовательного процесса в высших и средних образовательных организациях.

Неизменно то, что молодежь понимает свою вовлеченность в виртуальную коммуникацию, в частности YouTube, осознает ее формирующее воздействие на когнитивные, ценностно-смысловые и конатив-ные элементы личности. А это в свою очередь помогает акцентировать внимание на информационно-коммуникативных вызовах и угрозах в молодежной среде.

Под «вызовом» мы понимаем воспринимаемые и понимаемые коммуникантом трансформации в окружающей информационно-коммуникационной среде, которые выражаются в негативном воздействие на него и требующие определенной реакции в целях сохранения жизнеспособности.

Под «угрозой» мы понимаем желание и стремление информационно воздействующего субъекта

нанести определенный вред воз-действуемому субъекту.

Основные вызовы безопасности, оказывающие деструктивное влияние на информационно-коммуникационное пространство молодежи, можно представить следующим образом:

- глобальная цифровизация и информатизация общества. Наличие большого количества разнообразных современных коммуникационных устройств позволяет не только общаться молодым людям, но и быть под воздействием постоянного информационного поля, которое содержит в себе не только новости, но и откровенные фейки, воздействующие и формирующие сознание подрастающего поколения;

- постоянная доступность любой информации в режиме реального времени. Несомненно, что возможность получения информации мгновенно посредством подключения к интеллектуальным ресурсам мира, не является само по себе неким негативом, а скорее наоборот. Но если такая возможность рассматривается как единственная, то это может привести к нежеланию самостоятельно овладевать знаниями, к деградации мыслительных процессов и собственно самой логике мышления;

- информационно-коммуникативная инклюзия. Возрастание степени зависимости подрастающего поколения от виртуального пространства (социальные сети, компьютерные игры и пр.) влечет за собой

Коммуникативное пространство современной молодежи: вызовы и угрозы 133 (на примере пользователей УоиТиЬе)

размывание граней между реальностью и виртуальностью, «Я» реальным, и «Я» виртуальным. Размытость мировосприятия не способствует становлению социально ответственной и зрелой личности, а порой приводит к неосознанным и трагическим действиям;

- легкость манипулирования индивидуальным и общественным сознанием. Виртуальное пространство изобилует различного рода контентами, которые направлены на формирование или изменение системы знаний, исторической памяти, перевернутых ценностей, деструктивного поведения. Современные технологии нейрозомбиро-вания - это не только манипулирование сознанием, но и фактор тотального контроля поведения личности со стороны заинтересованных киберсообществ;

- возрастающая зависимость молодежи от киберпространства. Использование гаджетов в любое время суток и в любом месте перестало быть просто необходимостью, а превратилось в жизненно важную потребность, удовлетворение которой становится первостепенной, а порой и маниакальной. Невозможность присутствия в онлайн коммуникации порождает у некоторой части молодежи нервные расстройства.

Несомненно, что перечисленные вызовы безопасности информационно-коммуникативному пространству можно дополнить и другими негативными факторами, воздей-

ствующими на молодое поколение. Несомненно, виртуальная коммуникативная аддикция у молодежи будет только возрастать, а технические, санкционные и прочие ограничения будут вызывать лишь недовольство и протестные отношения.

Конечно, вызовы безопасности в информационно-коммуникационном пространстве молодежи можно купировать, но лишь в том случае, если общество будет своевременно и адекватно реагировать на их возникновение.

Что же касается угроз, то здесь мы имеем дело с целенаправленным намерением нанести вред коммуниканту, а следовательно, изменить его жизненно важные параметры деятельности. К коммуникативно-информационным угрозам мы относим:

- применение информационно-коммуникационных технологий для формирования и развития про-тестных настроений в молодежной среде, используя дискредитацию отечественной истории и насаждение новых «героев»;

- увеличение межпоколенче-ской пропасти в российском обществе, в основе которого лежат разные социокультурные ценности, размывающие этнокультурное единство;

- увеличение в киберпростран-стве потока информации экстремистского содержания, которая направлена на культивирование ре-

134

В. Н. Гурьянчик

лигиозной, этнической и культурной ненависти;

- формирование негативного отношения среди молодежи к традиционным национальным и общечеловеческим ценностям посредством трансляции так называемых европейских или американских ЛГБТ ценностей, что нацелено на депопуляцию населения.

Заключение

Наличие большого количества вызовов и угроз в коммуникативно-информационном пространстве молодежи порождает необходимость противостоять им с использованием законодательных актов, определяющих не только основные направления противодействия, но и механизмы защиты от опасного контента. Например, в «Доктрине информационной безопасности Российской Федерации» определено, что основным направлением в сфере государственной и общественной безопасности является «противодействие использованию информационных технологий для пропаганды экстремистской идеологии, распространения ксенофобии, идей национальной исключительности в целях подрыва суверенитета, политической и социальной стабильности, насильственного изменения конституционного строя, нарушения территориальной целостности Российской Федерации» [Указ Президента ... , 2016].

Молодое поколение как социально-демографическая группа, характеризуемая нестабильностью

социально-психологических процессов, конфликтностью, размытостью ценностно-смысловых ориентиров, наиболее подвержена разрушительному влиянию вредоносных информационных потоков. Осознавая возможные угрозы информационного воздействия на сознание молодежи в России предусмотрено «создание условий для повышения культуры информационной безопасности в молодежной среде как эффективного инструмента профилактики экстремизма, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным и другим признакам» [Распоряжение Правительства ... , 2014].

Противостояние деструктивному воздействию на молодежь в информационно-коммуникативном пространстве должно основываться на всестороннем учете различных вызовов и угроз. Несомненно, что именно образовательная среда должна способствовать формированию научного мировоззрения, основанного на фактах, используя различные информационно-

профилактические методики изучения качеств личности и развития социально направленного поведения. Некоторые педагоги предлагают использовать «беседы со студентами для выявления экстремистских наклонностей, агрессивности; формирования толерантного сознания и поведения; занятия по изучению Федерального закона РФ от 25 июля 2002 г. № 144-ФЗ «О противодействии экстремистской

Коммуникативное пространство современной молодежи: вызовы и угрозы 135 (на примере пользователей УоиТиЬе)

деятельности» и других законов, касающихся проблем молодежи; разъяснительную работу среди студентов о наличии многих религий и их непримиримости к насилию; ознакомление с деятельностью молодежных и общественных организаций; формирование гражданско-патриотического сознания; пропаганду здорового образа жизни; проведение профориентационной работы; оказание помощи в трудоустройстве; вовлечение молодежи в научную и инновационную деятельность» [Петрова, 2017, с. 139].

Подводя итоги, можно сказать, что решение проблемы воздействия негативного контента в информационно-коммуникативном пространстве на молодежь невозможно

только запретом или блокировкой опасных интернет-ресурсов. Современные технологии и глобальная паутина позволяют обходить запреты, маскировать вредоносный контент. Следовательно, решать вопрос безопасности коммуникативного пространства молодежи необходимо комплексно, системно и целенаправленно с привлечением всех субъектов коммуникации и ресурсов (общественных, информационных, педагогических и пр.). Особое место в информационно-профилактической работе должно принадлежать самой молодежи, которая лучше других субъектов может воздействовать на сверстников по принципу «равный равному».

Библиографический список

1. Глобальная статистика пользователей соцсетей. Инфографика. иЯК: https://rusability.ru/infographics/globalnaya-statistika-polzovatelej-sotssetej-infografika. (Дата обращения: 24.01.2022).

2. Гурьянчик В. Н. Коммуникативное пространство российской молодежи (на примере пользователей YouTube-блоггинга) / В. Н. Гурьянчик, Т. В. Макеева // Актуальные тенденции социальных коммуникаций: история и современность. Сборник научных статей. (Материалы Международной научно-практической конференции «Актуальные тенденции социальных коммуникаций: история и современность», 29 октября 2018 г., Ижевск). Ижевск : Издательский центр «Удмуртский университет», 2018. С. 177-181.

3. Ирхин И. В. Повышение роли блогосферы в публичной политике // Социально-гуманитарные знания. 2016. № 1. С. 75-89.

4. Кириллова Н. Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. 2-е изд., пере-раб. и доп. Москва : Академический Проект, 2006. 448 с.

5. Петрова Т. В. Работа куратора по профилактике межнациональных конфликтов в студенческой группе / Т. В. Петрова, Т. В. Романова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2017. № 3-1 (95). С. 135-141.

6. Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства РФ. 15.12.2014. № 50. Ст. 7185.

136

В. Н. Гурьянчик

7. Тарханова И. Ю. Социализация молодежи средствами интернет-коммуникаций // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. Т. 23, № 4. С. 169-171.

8. Указ Президента Российской Федерации от 05.12.2016 № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 12.12.2016. № 50. Ст. 7074.

9. Фатьянов В. М. Роль Интернета в современном коммуникативном пространстве российской молодежи: социокультурный аспект // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение, философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2017. № 2 (199).

C. 135-138.

10. Becker K, Mayer M., Nagenborg M., El-faddagh, M., & Schmidt M. H. Parasui-cide online: Can suicide websites trigger suicidal behaviour in predisposed adolescents? Nord J Psychiatry, 2004. 58(2). P. 111-114.

11. Barnes J. Class and committees in a Norwegian Island Parish // Human Relations, 7 (1), 1954. P. 45-46.

12. Brignall T.W., III, & Valey T. V. The impact of Internet communication on social interaction. Sociological Spectrum. 2005. 25. P. 335-348.

13. Bryant J. A., Sanders-Jackson A., & Smallwood A. M. K. I Ming, text messaging, adolescent social networks. Journal of Computer-Mediated Communication, 2006. 11(2), article 10.

14. Crouch С. Post-democracy. Polity Press, 2004. 144 р.

15. Fleming M., & Rickwood D. Teens in cyberspace. Youth Studies Australia. 23(3). 2004.

16. Freeman-Longo R. E. Children, teens, and sex on the Internet. Sexual Addiction and Compulsivity. 2000, 7. P. 75-90.

17. Lenhart A., Rainie L., & Lewis O. Teenage life online: The rise of the instant-message generation and the internet's impact on friendships and family relationships. Washington, DC: Pew Internet and American Life Project. 2001, June 20

18. Littlefield L. Psychosocial aspects of mobile phone use among adolescents. Melbourne: The Australian Psychological Society. 2004, November 3

19. Miles K. S. Reconceptualizing analysis and invention in a post-techne classroom: A comparative study of technical communication students. Technical Communication Quarterly. Volume 19, 2009 - Issue 1: Posthuman Rhetoric's and Technical Communication. P. 47-68.

20. Olsen S. Keeping kids safe on social sites. Retrieved July 17, 2006, from CNET News.com.

21. Pankoke-Babatz U., & Jeffrey P. Documented norms and conventions on the internet. International Journal of Human-Computer Interaction, 2002. 14(2). P. 219-235.

22. Payne J. W. (2006, July 4). Invitation to harm. The Washington Post, F-1. Weiss,

D. L. (2005, August 11). Youth & the Internet. Focus on the Family.

23. Wakefield M. A., & Rice C. J. The impact of cyber-communication on today's youth (ACAPCD-14). Alexandria, VA: American Counseling Association, 2008.

24. Williams R. Culture and Society, N. Y., 1958. P. 6.

Коммуникативное пространство современной молодежи: вызовы и угрозы 137 (на примере пользователей УоиТиЬе)

Reference list

1. Global'naja statistika pol'zovatelej socsetej = Global statistics of social media users. Infografika. URK: https://rusability.ru/infographics/globalnaya-statistika-polzovatelej-sotssetej-infografika. (Data obrashhenija: 24.01.2022).

2. Gur'janchik V. N. Kommunikativnoe prostranstvo rossijskoj molodezhi (na pri-mere pol'zovatelej YouTube-blogginga) = Communication space of Russian youth (using the example of YouTube blogging users)/ V. N. Gur'janchik, T. V. Makeeva // Ak-tual'nye tendencii social'nyh kommunikacij: istorija i sovremennost'. Sbornik nauchnyh statej. (Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Aktual'nye tendencii social'nyh kommunikacij: istorija i sovremennost'», 29 oktjabrja 2018 g., Izhevsk). Izhevsk : Izdatel'skij centr «Udmurtskij universitet», 2018. S. 177-181.

3. Irhin I. V. Povyshenie roli blogosfery v publichnoj politike = Increasing the role of the blogosphere in public policy // Social'no-gumanitarnye znanija. 2016. № 1. S. 75-89.

4. Kirillova N. B. Mediakul'tura: ot moderna k postmodernu = Media culture: from modernist to postmodern. 2-e izd., pererab. i dop. Moskva : Akademicheskij Proekt, 2006. 448 s.

5. Petrova T. V. Rabota kuratora po profilaktike mezhnacional'nyh konfliktov v studencheskoj gruppe = The work of the curator on the prevention of interethnic conflicts in the student group / T. V. Petrova, T. V. Romanova // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I.Ja. Jakovleva. 2017. № 3-1 (95). S. 135-141.

6. Raspoijazhenie Pravitel'stva RF ot 29.11.2014 № 2403-r "Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoj molodezhnoj politiki Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda" = Decree of the Government of the Russian Federation dated 29.11.2014 No. 2403-r "On Approval of the Fundamentals of the State Youth Policy of the Russian Federation for the Period until 2025" // Sobranie zakonodatel'stva RF. 15.12.2014. № 50. St. 71-85.

7. Tarhanova I. Ju. Socializacija molodezhi sredstvami internet-kommunikacij = Socialization of young people by means of Internet communications // Vestnik Ko-stromskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Pedagogika. Psihologija. Sociokinet-ika. 2017. T. 23, № 4. S. 169-171.

8. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 05.12.2016 № 646 "Ob utverzhdenii Doktriny informacionnoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii" = Decree of the President of the Russian Federation of 05.12.2016 No. 646 "On the Approval of the Doctrine of Information Security of the Russian Federation" // Sobranie zakonodatel'stva RF. 12.12.2016. № 50. St. 7074.

9. Fat'janov V. M. Rol' Interneta v sovremennom kommunikativnom prostranstve rossijskoj molodezhi: sociokul'turnyj aspekt = The role of the Internet in the modern communication space of Russian youth: sociocultural aspect // Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija 1: Regionovedenie, filosofija, istorija, sociologija, jurisprudencija, politologija, kul'turologija. 2017. № 2 (199). S. 135-138.

10. Becker K, Mayer M., Nagenborg M., El-faddagh, M., & Schmidt M. H. Parasui-cide online: Can suicide websites trigger suicidal behaviour in predisposed adolescents? Nord J Psychiatry, 2004. 58(2). P. 111-114.

11. Barnes J. Class and committees in a Norwegian Island Parish // Human Relations, 7 (1), 1954. P. 45-46.

138

B. H. rypbHHHUK

12. Brignall T.W., III, & Valey T. V. The impact of Internet communication on social interaction. Sociological Spectrum. 2005. 25. P. 335-348.

13. Bryant J. A., Sanders-Jackson A., & Smallwood A. M. K. I Ming, text messaging, adolescent social networks. Journal of Computer-Mediated Communication, 2006. 11(2), article 10.

14. Crouch С. Post-democracy. Polity Press, 2004. 144 р.

15. Fleming M., & Rickwood D. Teens in cyberspace. Youth Studies Aus-tralia. 23(3), 2004

16. Freeman-Longo R. E. Children, teens, and sex on the Internet. Sexual Addiction and Compulsivity, 2000. 7. P. 75-90.

17. Lenhart A., Rainie L., & Lewis O. (2001, June 20). Teenage life online: The rise of the instant-message generation and the internet's impact on friendships and family relationships. Washington, DC: Pew Internet and American Life Project.

18. Littlefield L. (2004, November 3). Psychosocial aspects of mobile phone use among adolescents. Melbourne: The Australian Psychological Society.

19. Miles K.S. Reconceptualizing analysis and invention in a post-technê classroom: A comparative study of technical communication students. Technical Communication Quarterly. Volume 19, 2009 - Issue 1: Posthuman Rhetoric's and Technical Communication. P. 47-68.

15. Olsen S. Keeping kids safe on social sites. Retrieved July 17, 2006, from CNET News.com.

16. Pankoke-Babatz U., & Jeffrey P. Documented norms and conventions on the internet. International Journal of Human-Computer Interaction, 2002. 14(2). P. 219-235.

17. Payne J. W. (2006, July 4). Invitation to harm. The Washington Post, F-1. Weiss, D. L. (2005, August 11). Youth & the Internet. Focus on the Family.

18. Wakefield M. A., & Rice C. J. The impact of cyber-communication on today's youth (ACAPCD-14). Alexandria, VA: American Counseling Association, 2008.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Williams R. Culture and Society, N. Y., 1958. P. 6.

Статья поступила в редакцию 16.06.2022; одобрена после рецензирования 03.08.2022; принята к публикации 05.09.2022.

The article was submitted on 16.06.2022; approved after reviewing 03.08.2022; accepted for publication on 05.09.2022

Коммуникативное пространство современной молодежи: вызовы и угрозы 139 (на примере пользователей УоиТиЬе)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.