педагогические науки
УДК 37.012
DOI: 10.26140/anip-2020-0901-0044
ВЛИЯНИЕ ИНТЕРНЕТА НА ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАЦИОННОЙ СРЕДЫ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
© 2020
AuthorID: 378770
SPIN: 5885-5485
ORCID: 0000-0001-6144-3559
Мартышенко Сергей Николаевич, кандидат технических наук, профессор кафедры «Математики и моделирования» Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, улица Гоголя, 41 e-mail: [email protected])
Аннотация. Для современной молодежи глобальная информационно-коммуникативная среда является элементом повседневной жизни. В этой среде молодежь поставлена в рамки самостоятельного оперативного принятия решений об уровне доверия к информации и к тем, кто ее создает, а также о возможности включения в различные неформальные группы по интересам. Интернет предоставляет для молодежи не только новые возможности, но и несет новые угрозы. Интернет в современном мире становится важным фактором влияния на систему ценностей молодежи. Работа посвящена развитию методологии исследования предпочтений и особенностей поведения молодежи в среде интернет. В ней представлены результаты обработки данных интернет-опроса молодежи Приморского края. Представлена оценка активности молодых людей в среде интернет. В работе исследовались конкретные формы коммуникативной активности российской молодежи в глобальном информационно-коммуникативном пространстве. Рассмотрена активность современной молодежи по использованию интернет как инструмента образования. Делается вывод о необходимости системного развития в сети специального контента, ориентированного на молодежь. Молодежь не всегда способна ориентироваться в потоках информации и избегать негативного влияния. Без активной работы со стороны государства противостоять распространению нежелательного контента в информационном интернет-пространстве невозможно.
Ключевые слова: информатизация общества, современная молодежь, интернет, влияние интернет, интернет-коммуникации, интернет-среда, социальные сети, межличностное взаимодействие, интернет-зависимость, анкетный опрос.
THE INFLUENCE OF THE INTERNET ON THE FORMATION OF THE COMMUNICATION
ENVIRONMENT OF MODERN YOUTH
© 2020
Martyshenko Sergey Nikolaevich, candidate of technical sciences, professor of chair «Mathematics and Modeling» Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, Gogol Street, 14, e-mail: [email protected])
Abstract. For today's youth, the global information and communication environment is an element of everyday life. In this environment, young people are placed in the framework of independent operational decision-making on the level of trust in information and those who create it, as well as on the possibility of inclusion in various informal interest groups. The Internet provides not only new opportunities for young people, but also carries new threats. The Internet in the modern world is becoming an important factor in influencing the value system of youth. The work is devoted to the development of a methodology for studying the preferences and characteristics of youth behavior in the Internet. It presents the results of processing data from an online survey of youth of the Primorsky Territory. An assessment of the activity of young people on the Internet is presented. The work explored specific forms of communicative activity of Russian youth in the global information and communication space. The activity of modern youth in using the Internet as an educational tool is considered. The conclusion is drawn about the need for systematic development in the network of special content focused on youth. Young people are not always able to navigate information flows and avoid negative influences. Without active work on the part of the state, it is impossible to resist the spread of inappropriate content in the Internet information space.
Keywords: society informatization, modern youth, the Internet, the influence of the Internet, Internet communications, the Internet environment, social networks, interpersonal interaction, Internet addiction, questionnaire.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Вступление человечества в информационную эпоху привело к существенному возрастанию роли информационной среды в жизнедеятельности людей. Информационно-коммуникативные среды стали выступать посредниками во всех сферах профессиональной и повседневной жизни человека.
В настоящее время в России насчитывается 109,5 млн интернет-пользователей. По количеству пользователей страна занимает восьмое место в мире. Проникновение интернета в молодежную среду (16-29 лет) достигает в настоящее время предельных значений (99%). Основной тенденцией последних лет является рост мобильного интернета. На начало 2019 года доля пользователей интернета на мобильных устройствах достигла 61%, или 73 млн человек.
Для современной молодежи глобальная информационно-коммуникативная среда является элементом повседневной жизни. Молодежь не только активно общается в интернете, но и осваивает многочисленные
сервисы, она активнее, чем остальные интернет-пользователи, быстрее осваивает различные средства сетевой коммуникации. Образ жизни современной российской молодежи в большой степени складывается под влиянием не реального, а виртуального мира. Через глобальные сети сегодня в молодежный социум транслируются образцы поведения, стиль жизни, стандарты жизненного успеха и средства его достижения. Наблюдается резкий рост значения глобальной социальной сети как инструмента воспитания. В тоже время традиционные воспитательные функции важнейших социальных институтов, таких как семья и образования ослабляют свое влияние на процессы социализации и формирования активной и общественно-полезной личности среди молодых людей.
В новой информационно-коммуникационной среде молодежь поставлена в рамки самостоятельного оперативного принятия решений об уровне доверия к информации и к тем, кто ее создает, о возможности включения в различные неформальные группы по интересам. Развитие глобальной сети привело к появлению нового феномена, заключающегося в том, что современное мо-
Martyshenko Sergey Nikolaevich pedagogical
THE INFLUENCE OF THE INTERNET ... sciences
лодое поколение начало самостоятельно формировать собственную информационную среду.
Влияние интернета как средства массовой коммуникации на молодежь России исследовано фрагментарно и еще системно не осмыслено. Президент России Владимир Путин поручил правительству регулярно проводить исследования в интернете по поводу потребительских предпочтений и особенностей поведения молодежной аудитории [1]. Это еще раз подтверждает то, что научные исследования этой проблемы на теоретическом, методологическом и прикладном уровнях весьма актуальны.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.
Проблема влияния интернета на формирование коммуникационной среды современной молодежи весьма многоплановая проблема. Поэтому в последние годы появилось множество публикаций, в которых рассматриваются различные аспекты этой проблемы.
Новые способы коммуникации, реализуемые молодежью в связи цифровизацией повседневной жизни, рассматриваются в работах [2-4]. Роль неформальной коммуникации в жизни студенческой молодежи обсуждается в работах [5-7]. Влияние интернета на выбор партнера и создание семьи исследуется в работе [8].
Будущее страны в большой степени зависит от системы формирования ценностных ориентиров современной молодежи [9]. В работах [10-13] исследуется проблема влияния сетей интернета на социализацию и воспитание молодежи.
В настоящее время невозможно переоценить роль интернета в образовании молодежи. Исследованию процессов коммуникации в современном образовании посредством интернет посвящены работы [14-16].
Интернет предоставляет для молодежи не только новые возможности, но и несет новые угрозы. Вместе с неоспоримым преимуществом интернета, таким, как быстрый доступ к информации, дистанционное обучение и многое другое, при активном использовании виртуальных средств массовой коммуникации в молодежной среде наблюдаются различные формы девиантного поведения, а также социально-психологическая деформация личности. Растет количество молодых пользователей интернета, у которых наблюдаются определенная потеря связи с реальным миром, информационные перегрузки, технострессы. Поэтому в последние годы появилось значительное количество публикаций, в которых обсуждается проблема сетевой интернет-зависимости молодых людей [17-19]. Эта проблема активно обсуждается авторами различных стран [20-22]. Негативные последствия посещения отдельных информационных контентов для социального самочувствия и психического здоровья обсуждаются в работе [23].
Негативные категории встречаются в сети чаще позитивных, этот процесс продолжает развиваться в опасном направлении. По мнению экспертов аналитического центра «Лаборатория Касперского», Россия лидирует по числу обращений молодых пользователей к нежелательному контенту [24]. Ситуацию усугубляет отсутствие должного государственного регулирования процессов, происходящих в информационной сфере. Для снижения рисков от бесконтрольного развития виртуальных сетей требуются неотлагательные меры со стороны государства. Роль государства в налаживании коммуникаций властных структур с молодежью рассматривается в работах [25-27].
Интернет как средство массовой информации представляет наибольший спектр возможностей и методов манипулирования информацией [28-34]. Этот инструмент активно используется для ведения информационных войн в интернете. Из-за неустойчивости мировоззренческих ценностей молодежь является основным 186
объектом воздействия в ходе информационных войн. Обзор инструментов, используемых в информационных войнах и методов их противодействия, представлен в работе [35].
Формирование целей статьи (постановка задания).
Целью настоящего исследования является изучение предпочтений и особенностей поведения молодежи в среде интернет на примере анкетного опроса молодых людей г. Владивостока.
Основными задачами исследования в рамках поставленной цели являются следующие:
- проанализировать специфику использования молодежью глобальной информационно-коммуникативной среды интернет в России;
- развитие методологии исследования предпочтений и особенностей поведения молодежи в среде интернет;
- оценка активности молодых людей в среде интернет;
- исследовать конкретные формы коммуникативной активности российской молодежи в глобальном информационно-коммуникативном пространстве;
- исследовать информационно-коммуникационную среду интернет как инструмент образования современной молодежи.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
Для исследования процесса формирование коммуникационной среды современной молодежи были использованы данные интернет-опроса молодых людей г. Владивостока. В опросе приняли участие 400 респондентов. При обработке анкетных данных использовался ряд специализированных технологий обработки данных [36].
Для оценки влияния интернет был использован вопрос анкеты: «Как вы считаете, насколько сильно информационная среда интернет влияет на мнение людей в настоящий момент?». Подавляющее большинство сходится во мнении высокого уровня воздействия интернета на мнение людей. Более 80% респондентов выбрали ответы «сильно влияет» и «очень сильно влияет». Только 4% респондентов считает, что интернет «влияет незначительно».
Активность молодых людей в интернет оценивалась по среднему времени работы в интернет в день и времени общения в социальных сетях. Молодые люди в среднем достаточно много времени уделяют работе в интернет (табл. 1). Только 15% молодых людей тратят ежедневно на интернет 1 час и менее. Около четверти респондентов затрачивают на работу в интернете до 3-х часов. Более 3-х часов затрачивают более половины молодых людей. Почти четверть молодых людей тратят ежедневно на интернет свыше 5-ти часов. Большую часть времени работы в интернете молодые люди затрачивают на общение в социальных сетях. Необходимо отметить, что для общения в интернете молодые люди чаще всего используют смартфоны и другие мобильные устройства. Для поиска информации используются поисковые системы. Наиболее популярными поисковыми системами является Google (73%) и Yandex (25%). На остальные поисковые системы приходится менее 3%.
Таблица 1 - Оценка затрат времени работы в интернет в день и времени общения в социальных сетях
Вопросы анкеты Около 0,5 часа Около 1 часа Oi 1 часа до 3-х часов От 3 -х часов до 4-х От 4-х часов до 5-ти Свыше 5-ти часов
Сколько времени в день в среднем еы тр а таге на р аботу в интернете? 7% 11% 24% 19% 15% 23%
Сколько времени в день в среднем вы тратите на социальные сети? б% 16% 33% 19% 11% 15%
Смартфоны все-таки не вытеснили полностью работу в интернет посредством компьютера. В домашних условиях компьютер все-таки удобнее. Увлеченность компьютерным интернетом оценивалась с помощью вопроса: «Часто ли Вы, приходя домой, сразу включаете
педагогические науки
компьютер и выходите в Интернет без объективной причины?». Частоты выбора вариантов предложенных ответов распределились следующим образом:
- всегда - 15%;
- часто - 35%;
- редко - 38%;
- никогда -12%.
Ответы подтверждают гипотезу о высокой важности компьютера в жизни молодых людей. Половина респондентов приходя домой, сразу включает компьютер и выходит в Интернет без объективной причины. Эта привычка является составляющей образа жизни молодежи.
Многие молодые люди в тоже время осознают, что увлечение виртуальным общением затягивает их и не приносит пользы. В своих ответах на вопрос: «Считаете ли вы время, проведенное в сетях - потерянным временем?» молодые люди дали следующие ответы:
- да - 10%;
- скорее да, чем нет - 42%;
- скорее нет, чем да - 22%;
- нет - 26%.
То есть, половина опрошенных согласны с утверждением, что время, проведенное в сетях, можно часто считать потерянным временем.
Интернет предоставляет широкие возможности для пользователей. Для оценки использования его возможностей в анкету был включен следующий вопрос: «Выберите три функции социальных сетей, которые вам наиболее интересны». Около 90% больше всего используют интернет для общения (рис. 1). Достаточно много респондентов (41%) выделили функцию «Размещение фотографий и изображений». Эта функция также является формой общения. Для обмена фотографиями и видео чаще всего используется система WhatsApp. В качестве важнейших функций была выделена также функция «Обмен файлами различных типов, форматов» (указали 50% респондентов). Функцию «Поиск информации по заданным параметрам» указали 38% респондентов.
Рисунок 1 - Частотный ряд распределения ответов
по использованию функций интернет (составлено автором)
Для определения наиболее популярных в молодежной среде блогеров в анкету был включен вопрос: «Есть ли у вас блогеры, сайты, которых вы посещаете регулярно? Если есть, укажите автора или сайт». Это вопрос в открытой форме. На этот вопрос дали ответ 47% респондентов. Дали отрицательный ответ 45%. Уклонились от ответа 7% респондентов. Анализ ответов дал неожиданный результат. В списке блогеров оказалось только 30% повторяющихся. Причем частота повторений как правило не превышала 3-4 повторения. При таком большом списке оказалось весьма затруднительно выделить какие-то группы или типы сайтов блогеров. Поэтому в дальнейшем предполагается исследовать эту тему с помощью ряда структурированных вопросов.
Молодые люди поддерживают контакты с определенными единомышленниками в сети. Поэтому в ан-
кетном опросе исследовался круг контактов (друзей). Количество контактов оценивалось с помощью вопроса: «Как вы оцениваете количество человек в списке Ваших друзей?». До 50 контактов в сети указывали 55% респондентов (рис. 2). Очень высокую активность в сети проявляют около четверти молодых людей (100 и более человек в списке друзей).
Рисунок 2 - Частотный ряд распределения поддерживаемых контактов в социальной сети
(составлено автором)
Достаточно часто молодые люди находят в сети новых друзей. Многие после знакомства в сети переходят к личному общению. Расширение круга знакомых для личного общения оценивалось на основании вопроса: «Знакомились ли Вы когда-нибудь через Интернет с последующим личным общением?». В результате была получена следующая структура ответов на данный вопрос:
- Да, и не раз - 51%;
- Да, было один раз - 26%;
- Нет, но хотел(а) бы - 6%;
- Нет, и не собираюсь - 17%.
То есть опрос показал, что знакомство в сети с последующим общением лично для современной молодежи является нормой.
Иногда знакомство в сети перерастает в более близкие отношения и, в конечном итоге, приводит к созданию семьи. Отношение к возможности поиска пары в интернете оценивалось на основании вопроса: «Рассматриваете ли вы для себя возможность создать семью с помощью интернета?». Статистика ответов на данный вопрос такова:
- Да - 4%;
- Скорее да, чем нет - 16%;
- Скорее нет, чем да - 31%;
- Нет - 49%/
Анализ ответов на данный вопрос свидетельствует о том, что большинство людей не имеют определенных планов найти в интернете себе пару для создания семьи.
Особый интерес представляет исследование посещения молодыми людьми интернет с образовательной целью. Вузы и другие образовательные учреждения все больше размещают методических материалов в сети. С переходом к цифровой экономике этот процесс будет только развиваться. Для оценки активности молодых людей в сети интернет с образовательной целью в анкету был включен блок из четырех вопросов.
Первый вопрос: «Как часто вы осуществляете поиск информации с учебными целями?». Частотный ряд ответов на данный вопрос:
- несколько раз в неделю - 38%;
- практически ежедневно - 53%;
- достаточно редко - 8%;
- никогда - 1%.
Подавляющее большинство активно использует интернет для поиска информации с учебными целями.
Второй вопрос: «Как часто вам удается найти информацию, необходимую для изучения учебных дисциплин в вузе?». Частотный ряд ответов на данный вопрос:
- Практически всегда нахожу то, что мне нужно -63%;
- Редко не могу найти нужную мне информацию в необходимом объеме - 15%;
Martyshenko Sergey Nikolaevich
THE INFLUENCE OF THE INTERNET .
- Часто не могу найти нужную мне информацию в необходимом объеме - 22%.
В большинстве случаев учащаяся молодежь может найти в интернет необходимую информацию для изучения учебных дисциплин.
Третий вопрос: «Используете ли вы в учебной деятельности информацию на интернет-форумах?». Частотный ряд ответов на данный вопрос:
- Редко - 47%;
- Не использую - 23%;
- Часто - 30%.
Многие вопросы, касающиеся обучения, обсуждаются на специальных интернет-форумах, на которых можно получить консультации специалистов в различных областях. Многие студенты недооценивают возможность консультаций на интернет-форумах.
Четвертый вопрос: «Как вы оцениваете свои возможности по поиску научной информации по публикациям на сайте научной электронной библиотеки eLIBRARY. RU?». Частотный ряд ответов на данный вопрос:
- Не пользуюсь и не вижу необходимости - 42%;
- Не пользуюсь, но очень хотел бы научиться - 24%;
- Имею небольшие навыки - 30%;
- Владею в совершенстве - 5%.
Наука развивается очень высокими темпами и последние достижения не успевают попадать в учебную литературу. При изучении учебных дисциплин целесообразно ознакомиться с последними научными публикациями в данной научной области. Наиболее полно российские публикации представлены в научной электронной библиотеке eLIBRARY.RU. Значительное количество студентов не умеют эффективно работать с научными публикациями электронных библиотек.
В эпоху цифровизации постоянно расширяется спектр государственных услуг, оказываемых в сети интернет. Активность молодых людей по использованию электронных государственных услуг исследовалась с помощью вопроса анкеты: «Как часто Вы обращаетесь за государственными услугами в Интернет?». Структура ответов на данный вопрос:
- Не пользуюсь - 25%;
- Обращался всего один раз - 17%;
- Один раз в год - 11%;
- 2-3 раза в год - 27%;
- Один раз в месяц - 16%;
- Практически каждую неделю - 3%;
- Чаще чем один раз в неделю - 1%.
Можно сделать вывод, что молодые люди не очень активно пользуются государственными услугами в интернете. По всей видимости, необходимо расширять спектр государственных услуг, ориентированных на молодежь.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Необходимо отметить, что молодые люди кроме интернета могут часто использовать компьютер и для других целей (выполнение учебных заданий, компьютерные игры и многое другое). То есть, с большой степенью уверенности, можно сказать, что не менее 30% молодых людей превышают предельные ежедневные нормы работы на компьютере.
Результаты исследований подтверждают высокую степень воздействия интернет-среды на российскую молодежную аудиторию. В условиях цифровизации молодым людям необходимо научиться эффективно распределять время на работу в интернете.
Для снижения отрицательного воздействия интернет на молодежь необходимо расширять системные исследования поведения молодых людей в интернете. С учетом полученных знаний необходимо развивать в сети контент, ориентированный на молодежь, иначе эту нишу будут заполнять враждебные нашей стране силы.
Проведенные исследования дают основу для дальнейшего изучения проблем социальной активности молодежной аудитории в глобальной информационно-
коммуникативной среде. В дальнейших исследованиях предполагается исследовать динамику развития процесса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Президент поручил правительству изучить поведение молодежи в интернете [Электронный ресурс] https://www.pravda.ru/news/ politics/1439439-putin/ (дата обращения: 23.10.2019)
2. Каминская Т.Л. Молодежь в цифровой медиасреде: виды и способы коммуникации // Мир лингвистики и коммуникации: электронный научный журнал. 2018. № 52. С. 41-50.
3. Бродовская Е.В., Домбровская А.Ю., Пырма Р.В., Азаров А.А., Карзубов Д.Н. Молодежь России в цифровом пространстве: основания дифференциации стратегий интернет-поведения // Среднерусский вестник общественных наук. 2019. Т. 14. № 1. С. 37-58.
4. Новикова Н.Л. Массовая коммуникация и современная молодежь //Регионология. 2012. № 4 (81). С. 217-218.
5. Красова Е.Ю., Мартынова А.Э. Неформальная коммуникация и студенческая молодежь // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: История. Политология. Социология.
2015. № 4. С. 19-26.
6. Дяксул О.Ю., Фещенко Н.В. Влияние интернета на современную молодежь // Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXl веке. 2017. Т. 1. С. 263-266.
7. Джулай Д.В., Паклина В.В., Бондарев С.И. Анализ влияния интернета на современную молодежь // Известия Института систем управления СГЭУ. 2015. № 2 (12). С. 51-54.
8. Климушко Е.И. Исследование отношения студенческой молодежи к интернет-коммуникации // Научные труды Республиканского института высшей школы. 2019. № 19-3. С. 158-165.
9. Фролова Е.В. Образовательная среда вуза как фактор формирования профессиональных ценностных ориентаций студентов // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 327-330.
10. Краснокутский Д.Н. Молодежь и социальные сети интернет: теоретико-прикладной анализ // Общество и право. 2017. № 1 (59). С. 196-199.
11. Бойко Н.Л. Молодежь эпохи интернет на пороге взрослой жизни: социологический анализ // Социологический альманах. 2014. № 5. С. 358-366.
12. Федорова Р.М. Влияние социальных сетей на молодежь // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. № Т6. С. 300-301.
13. Мартышенко С.Н. Исследование процессов формирования духовно-нравственных ценностей студентов вузов // Современное образование. 2018. № 4. С. 119-130.
14. Кислова М.А., Семериков С.А., Екатерина И. Развитие мобильной учебной среды как проблема теории и методики использования информационно-коммуникационных технологий в образовании // Информационные технологии и средства обучения. 2014. Т. 42. № 4. С. 1-19.
15. Симонова М.М. Проблемы и перспективы коммуникации в современном образовании // Проблемы современного образования. 2019. № 1. С. 9-16.
16. Макарова Т.А. Использование ресурсов сети интернет в решении проблемы содержания образования в высшей школе: анализ эмпирических данных // Отечественная и зарубежная педагогика.
2016. № 2 (29). С. 48-59.
17. Абрадова Е.С., Кисловская Е.В. Молодежь в социальных сетях //Власть. 2018. Т. 26. № 3. С. 150-153.
18. Шаповалова И.С. Влияние интернет-коммуникаций на поведение и интеллектуальное развитие молодежи // Социологические исследования. 2015. № 4 (372). С. 148-151.
19. Карпова Д.Н. Интернет-коммуникации: новые вызовы для молодежи //Вестник МГИМО Университета. 2013. № 5 (32). С. 208-212.
20. Fu, J. (2018). Chinese youth performing identities and navigating belonging online. Journal of Youth Studies. Т. 21. №. 2. 129-143.
21. Kulikova, T. I. et al. (2018). Internet Communication as a Factor of Psychological Challenges among Student Youth. European Journal of Contemporary Education. Т. 7. №. 3. 521-530.
22. Griffiths, M. D. et al. (2016). The evolution of Internet addiction: A global perspective. Addictive Behaviors. Т. 53. 193-195.
23. ЧвановаМ.С., Анурьева М.С., Киселева И.А. Влияние интернета на социализацию молодежи // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017. Т. 22. № 5 (169). С. 23-36.
24. Хвыля-олинтер Н.А. Интернет-фактор в ценностном развитии молодежи в России // Alma mater (Вестник высшей школы). 2016. № 5. С. 104-109.
25. Мартышенко Н.С. Повышение уровня политической активности как важнейший элемент молодежной политики региона // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2016. Т. 12. № 2 (335). С. 139-150.
26. Ушамирский А.Э. Власть и молодежь: проблема реновации коммуникаций //Вестник ВИЭПП. 2018. № 1. С. 136-140.
27. Бучкова А.И. Специфика влияния интернета на политическую социализацию молодежи в современной России // Национальная безопасность / nota bene. 2012. № 4 (21). С. 132-141.
28. Байков Д.М. Педагогические условия формирования готовности сотрудников органов внутренних дел к противодействию информационным угрозам в сети интернет // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 129-131.
29. Яковлева Е.Л., Григорьева Н.С., Григорьева О.В. Манипулирование информацией как одно из проявлений оппорту-
псДаиоиччскичс науич
нистического поведения // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 56-60.
30. Слесарев Ю.В., Лосяков А.В. Проблемы защиты конфиденциальной информации в сети интернет: правовой аспект //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 383-385.
31. Жарина О.А., Инюточкина А.Д. Реализация стратегии манипулирования в политическом дискурсе английских сми: лексический уровень //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 55-58.
32. Старицына О.А. Клиповое мышление как условие успешности информационных войн // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 335-339.
33. Фомин М.С. Концептуализация педагогических знаний как средство противоборства в информационной войне // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 297-303.
34. Евплова Е.В., Тюнин А.И., Демцура С.С., Якупов В.Р., Апухтин А.С. Новая философия войны: экономические войны //Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 369-371.
35. Агамиров К.В., Григорьева М.А. Информационные войны: причины, механизм и предупреждение // Человеческий капитал. 2017. № 1 (97). С. 61-65.
36. Мартышенко С.Н., Мартышенко Н.С. Современные методы обработки маркетинговой информации: Монография: Издательство ВГУЭС, 2014. - 148 с.
Статья поступила в редакцию 23.10.2019 Статья принята к публикации 27.02.2020