Научная статья на тему 'Интернет-пространство в формировании социального капитала молодежи: социологический анализ'

Интернет-пространство в формировании социального капитала молодежи: социологический анализ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
310
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / ДОВЕРИЕ / ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВО / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / МОЛОДЕЖЬ / ИНТЕРНЕТ / SOCIAL CAPITAL / TRUST / INTERNET SPACE / SOCIAL NETWORKS / VIRTUAL SPACE / YOUTH / INTERNET

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Розенберг Наталья Владимировна, Карпова Маргарита Константиновна

Актуальность и цели. В статье раскрывается понятие социального капитала и влияние интернет-пространства на особенности его формирования в современной молодежной среде. Рассматривается специфика социального капитала, анализируются поведение молодежи в интернет-пространстве и оценка виртуальной конкурентоспособности и успешного позиционирования молодого поколения. Обосновывается значимость социального капитала для реализации молодежи в профессиональных, деловых и личностных аспектах. Цель работы проанализировать состояние доверия молодежи в интернет-пространстве, выявить, какие связи доминируют в молодежной среде при формировании социального капитала. Материалы и методы. Реализация задач осуществлена на основе анализа и обобщения статистических данных, научного анализа широкого спектра источников, включая научную и периодическую литературу. Результаты. В процессе анализа было выявлено, что интернет-пространство позволяет его участникам самоопределиться, адаптироваться в правовом поле современного общества, осознать перспективы своего профессионального роста и общественную значимость, что приведет к расширению социального капитала в своей зоне влияния. Выводы. Исследуя интернет-пространство и молодежь, изучая новые формы социальной жизни, можно выявить особые формы социальной мобильности и инструменты создания социального капитала, которые станут драйвером традиционного и инновационного развития страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Розенберг Наталья Владимировна, Карпова Маргарита Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNET SPACE IN THE FORMATION OF SOCIAL YOUTH’S CAPITAL: SOCIOLOGICAL ANALYSIS

The article reveals the concept of social capital and the influence of the Internet space on the peculiarities of its formation in the modern youth environment. The author considers the specifics of social capital, analyzes the behavior of young people in the Internet space and assesses the virtual competitiveness and successful positioning of the young generation. The importance of social capital for realization of youth in professional, business and personal aspects is proved. The purpose of the work is to provide an assessment of the state of youth trust in the Internet space, to identify what types of relationships dominate in the youth environment in the formation of social capital. Materials and methods. The implementation of tasks is carried out on the basis of the analysis and generalization of statistical data, scientific analysis of a wide range of sources, including scientific and periodical literature. Results. The analysis revealed that the Internet space allows its participants to self-identify, adapt to the legal field of modern society, to realize the prospects of their professional growth and social significance, which will lead to the expansion of social capital in their area of influence. Conclusions. Exploring the Internet space and young people, studying new forms of social life, it is possible to identify special forms of social mobility and tools for creating social capital, which will become a driver of traditional and innovative development of the country.

Текст научной работы на тему «Интернет-пространство в формировании социального капитала молодежи: социологический анализ»

УДК 316

DOI 10.21685/2072-3016-2019-4-10

Н. В. Розенберг, М. К. Карпова

ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВО В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНОГО КАПИТАЛА МОЛОДЕЖИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Аннотация.

Актуальность и цели. В статье раскрывается понятие социального капитала и влияние интернет-пространства на особенности его формирования в современной молодежной среде. Рассматривается специфика социального капитала, анализируются поведение молодежи в интернет-пространстве и оценка виртуальной конкурентоспособности и успешного позиционирования молодого поколения. Обосновывается значимость социального капитала для реализации молодежи в профессиональных, деловых и личностных аспектах. Цель работы -проанализировать состояние доверия молодежи в интернет-пространстве, выявить, какие связи доминируют в молодежной среде при формировании социального капитала.

Материалы и методы. Реализация задач осуществлена на основе анализа и обобщения статистических данных, научного анализа широкого спектра источников, включая научную и периодическую литературу.

Результаты. В процессе анализа было выявлено, что интернет-пространство позволяет его участникам самоопределиться, адаптироваться в правовом поле современного общества, осознать перспективы своего профессионального роста и общественную значимость, что приведет к расширению социального капитала в своей зоне влияния.

Выводы. Исследуя интернет-пространство и молодежь, изучая новые формы социальной жизни, можно выявить особые формы социальной мобильности и инструменты создания социального капитала, которые станут драйвером традиционного и инновационного развития страны.

Ключевые слова: социальный капитал, доверие, интернет-пространство, социальные сети, виртуальное пространство, молодежь, Интернет.

N. V. Rozenberg, M. K. Karpova

INTERNET SPACE IN THE FORMATION OF SOCIAL YOUTH'S CAPITAL: SOCIOLOGICAL ANALYSIS

Abstract.

Background. The article reveals the concept of social capital and the influence of the Internet space on the peculiarities of its formation in the modern youth environment. The author considers the specifics of social capital, analyzes the behavior of young people in the Internet space and assesses the virtual competitiveness and successful positioning of the young generation. The importance of social capital for realization of youth in professional, business and personal aspects is proved. The purpose of the work is to provide an assessment of the state of youth trust in the Internet

© Розенберг Н. В., Карпова М. К., 2019. Данная статья доступна по условиям всемирной лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/), которая дает разрешение на неограниченное использование, копирование на любые носители при условии указания авторства, источника и ссылки на лицензию Creative Commons, а также изменений, если таковые имеют место.

space, to identify what types of relationships dominate in the youth environment in the formation of social capital.

Materials and methods. The implementation of tasks is carried out on the basis of the analysis and generalization of statistical data, scientific analysis of a wide range of sources, including scientific and periodical literature.

Results. The analysis revealed that the Internet space allows its participants to self-identify, adapt to the legal field of modern society, to realize the prospects of their professional growth and social significance, which will lead to the expansion of social capital in their area of influence.

Conclusions. Exploring the Internet space and young people, studying new forms of social life, it is possible to identify special forms of social mobility and tools for creating social capital, which will become a driver of traditional and innovative development of the country.

Keywords: social capital, trust, Internet space, social networks, virtual space, youth, Internet.

Модели взаимосвязи социального капитала и коммуникаций через неформальные каналы в отечественной социологической науке на сегодняшний день разработаны недостаточно основательно. Очевидна необходимость анализа проблемы влияния интернет-пространства на формирование социального капитала молодежи, что и определило выбор цели исследования.

Ведущим способом накопления социального капитала в современных условиях российского общества являются коммуникации через неформальные каналы. Ключевое преимущество таких каналов состоит в либеральности информации: наличии непроверенных данных, трансляции неофициальных мнений, предложений, заявлений, предположений, отличных от тех, которые представлены формальными медиа.

В процессе массового вовлечения все большего количества людей в интернет-пространство появляется необходимость исследования того, каким образом оно влияет на формирование социального капитала человека, и в частности молодежи. Интернет-пространство рассматривается как альтернативный путь взаимоотношений с людьми, обладающими схожими интересами и имеющими одни цели, и, кроме того, может быть полезно для тех, кто испытывает сложности в общении и поиске новых друзей.

Различные аспекты социального капитала являются изучением многих наук: общей социологии, педагогики, конфликтологии, экономики, социальной психологии, теории коммуникации. В социологической литературе в качестве зафиксированного термина впервые понятие «социальный капитал» используется в работе «Сельская школа. Общественный центр» американским социологом Л. Дж. Ханифаном. «Я рассматриваю не недвижимость или личную собственность, или наличные деньги, а то в жизни, что делает эти ощутимые сущности важным в повседневной жизни людей, а именно: доброжелательность, дружбу, взаимную симпатию и социальное общение между группами людей и семьями, составляющими социальное объединение, сельскую общину, логическим центром которой является школа. В процессе создания общины, так же как при создании и расширении делового предприятия, строительству должно предшествовать накопление капитала» [1]. В своей работе автор исследует социальный капитал как основу группового и индивидуального блага, указывая на его коллективную природу.

В представлении Г. Лоури социальный капитал рассматривается как фактор социальной мобильности индивидов. С его точки зрения, социальный капитал - это социальные отношения между людьми, которые возникают естественным образом и развивают или помогают развитию определенного рода навыков или характеристик, ценных на рынке. Социальный капитал, так же как и финансовое благополучие, объясняет сохранение неравенства в современном обществе [2]. Однако наибольшую известность понятие «социальный капитал» получает в работах Дж. Коулмена, который рассматривает его как основу взаимного доверия и взаимопомощи, целерационально формируемую в межличностных отношениях: обязательства и ожидания, информационные каналы и социальные нормы [3].

Впервые проведя социологический анализ социального капитала, П. Бурдье определил его как совокупность актуальных или потенциальных ресурсов, связанных с обладанием прочными сетями связей более или менее институционализированных отношений взаимного знакомства и признания, или, другими словами, с членством в группе: «Социальный капитал состоит из социальных обязательств (связей), которые могут быть конвертированы при определенных условиях в экономический капитал и могут быть институционализированы в форме титула или знатности» [4].

Социальный капитал как объект социологического анализа исследовался в рамках теории социального действия и символического интеракциониз-ма. Представителями данных теорий являются: П. Бурдье[4], М. Вебер [5], Ф. Фукуяма [6], Дж. Коулман [3], Т. Парсонс [7], Р. Патнэм [8]. Согласно, например, концепции Ф. Фукуямы, социальный капитал является основой репрезентации общественных связей и доверия между людьми, человеком и социальными институтами, человеком и государством [7].

Наиболее интенсивное изучение и обсуждение социального капитала в России началось примерно в начале 90-х гг. XX в. В этом отношении необходимо отметить исследование известного российского социолога В. В. Радаева о взаимосвязи экономического и социального капитала [9]. В его трактовке социальным капиталом является способ связи между людьми. С точки зрения автора, это сопряжено: во-первых, с ожиданиями определенного поведения людей, которые в эти связи вовлечены; а во-вторых, с их взаимными обязательствами. Кроме того, социолог отмечает, что социальный капитал есть основа экономического роста: он способствует развитию экономических связей, малого бизнеса, предпринимательства, обеспечивает возможность создания новых предприятий, повышает эффективность рынка. Это все ведет к развитию коммуникаций, межчеловеческих отношений, которые могут самым радикальным образом влиять на развитие экономической деятельности.

Среди отечественных исследователей обращают на себя внимание исследования В. П. Веряскиной [10], И. Е. Дискина [11], Н. Е. Тихоновой [12], П. Н. Шихирева [13] и других, в которых рассматриваются концепция социального капитала и ее использование для анализа российского общества. Составляющими социального капитала являются: ценности (доверие, нормы взаимного уважения, моральный авторитет, правдивость, готовность помогать, толерантность), укрепление социальных связей на основе взаимного доверия, сотрудничество с другими людьми (например, членство в различных организациях, общественных объединениях), выполнение обязательств, бла-

готворительность, чувство безопасности, волонтерство, развитость некоммерческих организаций.

Формируя прочные социальные связи, межличностное доверие играет большую роль в консолидации общества. Межличностное доверие укрепляет не только групповую общность, но и общество в целом. Взаимопонимание, взаимоуважение и доверие помогают найти совместные пути преодоления имеющихся в обществе трудностей [14].

Социальный капитал в современной России - сложный неформализованный феномен, он не имеет достаточного институционального проявления. Определяя свое отношение к любым институтам, человек в первую очередь их персонифицирует. Чем выше уровень межличностного доверия в обществе, тем больше создается условий для позитивной коммуникации внутри него. Оно выступает в виде основы взаимоотношений людей в различных сферах деятельности [15].

Формирование человеческого капитала и доверия как его элемента способно привести к новому этапу развития общества. Тема индекса, измеряющего человеческий капитал стран, исследуется различными международными организациями. Анализ Индекса развития человеческого капитала 2017 г. (Human Capital Index) опубликовала аналитическая группа Всемирного экономического форума в сотрудничестве с Гарвардским университетом и международной консалтинговой компанией Mercer Human Resource Consulting [16].

В 2018 г. внимание к оценке человеческого капитала с использованием индекса привлек также Всемирный банк в рамках своего недавно представленного Проекта развития человеческого капитала. По значению Индекса человеческого капитала, рассчитанного Всемирным банком для 157 стран, Россия занимает 34-е место и входит в группу стран с высоким уровнем человеческого капитала [16]. Индекс человеческого капитала должен послужить индикатором для принятия приоритетных решений по ускоренному наращиванию человеческого капитала в отдельных странах в соответствии с национальными планами развития. Индекс человеческого капитала в отдельных странах в 2018 г. представлен на рис. 1.

В современном мире человеческий капитал является главной ценностью человеческих ресурсов страны. Власть должна понять, что в настоящее время наиболее долгосрочными и надежными инвестициями являются инвестиции в человека. Однако можно констатировать, что сегодня человеческий капитал используется зачастую непродуктивно. Социальные отношения каждый раз реализуются в уникальной форме. Общество стратифицировано неявной, но жесткой иерархией неформальных практик. Во многие сообщества возможно попасть только благодаря особым неформальным рекомендациям. В такие сообщества по интересам современные российские граждане стремятся попасть для решения своих собственных проблем. Сообщество людей одного церковного прихода, гаражного кооператива или неформального спортивного сообщества закрыто. Эта закрытость еще более стимулирует у других сторонних людей желание попасть туда.

Социальный капитал создается благодаря обмену информацией, а это требует существования общей организационной среды, в которой мог бы свободно и непрерывно осуществляться подобный обмен. Основными сред-

ствами, которые давно приобрели большое социальное значение как средства ускорения и расширения социального взаимодействия, как способ усиления социального влияния одних индивидов, групп, общностей на другие, являются новые информационные технологии, в том числе применение Интернета и возможности его распространения современными техническими и организационными средствами [17].

Рис. 1. Индекс человеческого капитала в отдельных странах в 2018 г.

Источник: Проект развития человеческого капитала. - URL: https;//openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/10986/30498/33324RU.pdi:7sequen ce=13&isAllowed=y

Мы считаем, что следует обратить внимание на коммуникации, которые молодые люди осуществляют в интернет-пространстве, так как благодаря этим коммуникациям будут приобретаться связи, главным образом основанные на доверии, а значит и представляющие наиболее ценный ресурс социального капитала. Коммуникативная деятельность в интернет-пространстве благоприятствует зарождению межличностного общения, более качественного, которое включено в процесс трансляции и усвоения информации посредством данного канала. На наш взгляд, Интернет сегодня - это основное средство для достижения и развития социального капитала, так как основную ценность при прочих равных условиях имеет такой ресурс, как человеческий талант. Наиболее очевидные инструменты в формировании социального капитала - это общение на интернет-форумах, в интернет-чатах, находящихся на различных сайтах и посвященных наиболее актуальным для молодежи темам, а также на online-страницах электронных версий различных медиа и молодежных интернет-изданий. Не требует доказательств и тот факт, что интернет-ресурсы сегодня - это более эффективный канал коммуникации, нежели традиционные СМИ (минимальные затраты при максимальной обратной связи). Это позволяет упростить процесс вхождения молодежных организаций или сообществ самых разнообразных масштабов и направленности в интернет-пространство.

Как показывают исследования, уровень доверия к телевидению стремительно падает, а популярность Интернета, наоборот, растет. Доверие к телевидению как источнику новостей в последние годы колеблется вокруг 55 %

респондентов, хотя 10 лет назад около 80 % респондентов доверяли ТВ. Доверие к телевидению сохраняют в первую очередь россияне старше 35 лет [18].

Растет доверие россиян к интернет-ресурсам и соцсетям: за 10 лет измерений оно выросло в три-четыре раза и теперь колеблется вокруг 20 %. Молодые россияне доверяют социальным сетям больше, чем телевидению, прежде всего потому, что ТВ смотрят мало, замечают социологи. В свою очередь россияне старшего возраста не доверяют Интернету и соцсетям, потому что ими в основном не пользуются (рис. 2) [18]. Вот такие тенденции представлены в отчете Левада-центра «Российский медиаландшафт - 2019: телевидение, пресса, Интернет и социальные сети».

Телевидение Интернет-издания Социальные сети

Рис. 2. Распределение ответов на вопрос «Каким источникам Вы более всего доверяете в освещении новостей в стране и в мире?», %

Источник: Четверть россиян потеряли доверие к телевидению за десять лет. - URL: https://www.levada.ru/ 2019/08/01/chetvert-rossiyan-poteryali-doverie-k-televideniyu-za-desyat-let

Так, за последние 10 лет количество россиян, для которых Интернет и социальные сети стали основным источником информации, выросло с 9 до 35 %. Что касается социальных сетей, то ими регулярно пользуются 56 % россиян в возрасте от 25 до 34 лет. А в категории 65+ активных пользователей только 8 %. Такие цифры показывают, что молодые люди верят соцсетям и Интернету больше, чем телевидению, а люди старшего поколения - наоборот.

Наиболее популярными социальными сетями в России являются «ВКонтакте» (пользуются порядка 42 % россиян), «Одноклассники» (33 %), YouTube (30 %) и Instagram (23 %). Аудитория Facebook в России насчитывает порядка 9 %, Twitter - 4%. Аудитория «ВКонтакте», Instagram, Twitter моложе, нежели аудитория «Одноклассников» (рис. 3) [18].

«ВКонтакте» 17 27 33 32 35 36 38 38 42

«Одноклассники» 26 35 43 44 44 40 37 33 33

YouTube 22 30

Instagram 3 5 11 13 17 23

Facebook 3 6 10 9 9 12 12 8 9

Twitter 1 3 5 5 4 6 4 3 4

«Живой журнал» 2 3 3 2 2 2 1

«Мой мир» на Mail.ru 11 12 17 11 10 8 6 6 7

авг. окт. июль июль авг. авг. дек. авг. март

2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

Рис. 3. Посещаемость социальных сетей россиянами, %

Источник: Четверть россиян потеряли доверие к телевидению за десять лет. - URL: https://www.levada.ru/ 2019/08/01/chetvert-rossiyan-poteryali-doverie-k-televideniyu-za-desyat-let

По данным Левада-центра, растет и популярность интернет-источников новостей. Так, количество запросов «Яндекс.Новости» выросло за последний год с 29 до 39 %, а новости на Mail.Ru читают теперь 15 % россиян, в прошлом году - 11 %. За последний год также стали более востребованы видеоб-логи. Их как минимум один раз в неделю смотрят около 30 % россиян, а каждый день - 7 %. Друзья, родные, соседи - четвертый по распространению источник информации для респондентов (18 %) [18].

Интернет проектирует сообщество с практически любыми заданными характеристиками (образовательными, возрастными, профессиональными и т.д.) [19]. Обсуждение социальных проблем и происходящих событий приводит к изменению у молодежи взглядов и ориентиров, формированию социальной позиции и опыта. Пополнение новыми участниками социальных сетей и форумов ведет к увеличению «плотности» межличностных и межгрупповых коммуникаций, но что еще более важно - создает возможность изменения направлений потока этих коммуникаций, способного тем самым реально трансформировать социальный капитал общества [20].

Всемирная сеть Интернет является самым популярным средством массовой коммуникации XXI в., которая не только не прекратила своего стремительного роста, но и продолжает удерживать пальму первенства. Другим средствам коммуникации требовалось гораздо больше времени для достижения такой популярности. Известный американский специалист в области мас-смедиа Д. Рашкофф утверждает, что у системы нет никакого управляющего органа [21]. Это ведет к безусловному расширению и изменению характера коммуникаций, увеличиваются контакты каждого члена любого общества, тем самым повышая его «личный» капитал. Накопление опыта работы в Интернете и снижение затрат, связанных с его распространением, станет фактором наращивания социального капитала молодежи.

В Интернете легче найти людей со схожими взглядами, иногда знакомство и общение там происходят намного легче, так как пользователи здесь чувствуют себя более комфортно, чем в реальной жизни. Социальные сети являются частью личной жизни каждого человека, там он ищет и интересуется именно тем, что непосредственно требуется ему [22]. Общение на интернет-страницах объективируется, становится видимым, доступным для рефлексии. С точки зрения Э. Кассирера, рефлексия - это «способность вы-

делять из всего нерасчлененного потока чувственных феноменов некоторые устойчивые элементы, чтобы, изолировав их, сосредоточить на них внимание» [23]. Так, Интернет обеспечивает накопление социального капитала по сравнению с обычными средствами. Это позволяет действовать командой, имеющей корпоративный имидж для достижения согласованных целей и развивающей в таких условиях собственную инфраструктуру. Имидж любого сообщества создается пиаром, пропагандой или рекламой с целью формирования в массовом сознании определенного статуса и сочетает как реальные свойства, так и несуществующие, приписываемые [24].

Уникальные особенности Интернета могут успешно применяться для повышения мобильности современной деловой жизни, так как отличаются гораздо более высоким уровнем спонтанной социализированности участников. Например, социальная сеть не только предоставляет возможность лично пообщаться, но и создает доверительную атмосферу и помогает заинтересовать соискателей, которые находятся в пассивном поиске работы, позволяет получить рекомендации и контакты специалистов, которые отсутствуют и в социальных сетях, и на job-сайтах [25].

Интернет обеспечивает каждому пользователю социальное взаимодействие, поддержку, обмен необходимой информацией, чувство принадлежности и социальную идентичность. Сообщества и объединения в виртуальном пространстве способны разворачиваться и сжиматься, открываться и закрываться, образовывать самые необычные формы с любым охватом реальности, оперативно включать новых участников и освобождаться от лишних индивидов. Процесс развития сообщества также обусловлен и общением на корпоративных порталах - это эффективное средство для управления коллективной работой в современных условиях, обеспечивающее прозрачность работы и оптимизацию издержек.

Интернет-портал представляет собой внутренний сайт сообщества или организации для управления документооборотом, автоматизации бизнес-процессов и упрощения обмена информацией между участниками. Корпоративный портал играет роль своеобразной надстройки над объективными реалиями, выступает как качественно иная форма организации коммуникации, создавая иной пространственный порядок доверительных отношений. Феномен интернет-портала заключается в том, что такие контакты удовлетворяют потребности молодых людей в социальной защищенности, личных, неформальных отношениях, чувстве групповой идентичности. Так, корпоративные порталы, созданные в Интернете участниками различных сообществ, определяют непрерывный процесс накопления социального капитала.

Если дать общую характеристику интернет-пространству, то это неоднородная среда развития и обитания явлений различающейся природы. Причем Интернет не ограничивается виртуальным, теоретическим, уровнем коммуникации, а использует и внедряет весьма характерный для современной модернизационной политики государства его практический смысл, который выражается в увеличении желающих общаться в интернет-пространстве. Он позволяет участникам различных сообществ самоопределиться, адаптироваться в правовом поле современного общества, осознать перспективы своего профессионального роста и общественную значимость, что с необходимостью приведет к расширению социального капитала в своей зоне влияния.

Возникновение виртуального пространства в Интернете приведет к пересмотру традиционных взглядов, понятий и категорий в дефиниции социального капитала, поможет иначе взглянуть на коммуникационную деятельность. При накоплении социального капитала и осуществлении работы социального лифта необходимо фокусироваться не столько на технических ресурсах, сколько обращать внимание, как было сказано ранее, на способности самоорганизации участников сообществ, их содержании и функциях.

Контакты и постоянные встречи в сообществе становятся наиболее однородной формой общения молодежи. А так как интернет-коммуникации обладают не косвенными, а прямыми неограниченными возможностями для воссоединения, то различные сообщества в таком случае являются посредниками качественных дружественных и деловых связей. Технические преимущества Интернета дают возможность передавать большие объемы информации на достаточно большие расстояния. Этими преимуществами объясняется все более широкое использование глобальной сети участниками различных сообществ.

Тенденция Интернета к разрастанию стремительными темпами приводит к привлечению в его пространство все новых, разнородных, инновационных средств и способов коммуникации. Различные сообщества в таком случае получают доступ к неограниченному пространству связей, которые актуализируют более обширный в информационном плане социальный капитал.

Накопление социального капитала позволяет молодежи сформировать представление и сфокусироваться на тех социальных функциях, которые до этого не были так видимы и именно сейчас за счет Интернета проявились столь очевидно. К таким видимым функциям относятся: коммуникативная, информационная, ценностно-регулирующая, социально-организаторская, функция развлечения и социально-креативная.

Считается, что через глобальную сеть можно пользоваться множеством интернет-ресурсов, а это очень важно для свободы выбора места потребления информации, где появляется возможность различного взаимодействия. Поэтому неформальные связи в интернет-пространстве могут быть одновременно и досуговыми, и деловыми, и решать сложные многоплановые задачи. Самодеятельность и независимость сайта сообщества - специфическая и очень важная черта накопления социального капитала. Презентационный сайт сообщества может описывать все достоинства своих участников, наделяя их теми качествами, которые необходимы в современных условиях общественных требований.

Интернет-канал обладает всей совокупностью признаков, необходимых для отнесения его к разряду основных источников накопления и развития социального капитала в современных условиях. Установление новых личных контактов и полезная информация - вот что в основном наиболее распространено у молодежи. Глобальная сеть выступает для молодого поколения уникальной особенностью информационного обмена, а поэтому определяет свою значимую социальную позицию в структуре современного общества. Она выражается в том, чтобы избавиться от старых форм самоорганизации взаимоотношений и прийти к неформальным обновленным коммуникациям, которые становятся более качественным и полезным капиталом. Поэтомув Интернете расширяются содержательные возможности для выполнения информационных и развлекательных функций.

Библиографический список

1. Hanifan, L. J. The Rural School Community Center / L. J. Hanifan // The ANNALS of the American Academy of Political and Social Science. - 1916. - V. 67, № 1. - Р. 130-138. - URL: https://doi.org/10.1177/000271621606700118

2. Loury, G. A. Dynamic theory of racial income differences / G. A. Loury // Women, Minorities and Employment Discrimination. - Lexington (MA)., 1977. - P. 153-186.

3. Коулман, Дж. Капитал социальный и человеческий / Дж. Коулман // Общественные науки и современность. - 2001. - № 3. - С. 121-139.

4. Бурдье, П. Формы капитала / П. Бурдье ; пер. М. С. Добряковой ; науч. ред. В. В. Радаев // Экономическая социология. - 2002. - Т. 3, № 5. - С. 60-74.

5. Вебер, М. Избранные произведения : пер. с нем. / М. Вебер ; сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова ; предисл. П. П. Гайденко ; комм. А. Ф. Филиппова. -Москва : Прогресс, 1990. - 804 с.

6. Фукуяма, Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию : пер. с англ. / Ф. Фукуяма. - Москва : ACT: Хранитель, 2006. - 730 с.

7. Парсонс, Т. О структуре социального действия / Т. Парсонс. - Москва : Академический Проект, 2000. - 880 с.

8. Putnam, R. D. Bowling Alone: the Collapse and Revival of American community / Robert D. Putnam. - New York : Simon & Schuster, cop. 2000. - 541 с.

9. Радаев, В. В. Понятие капитала, формы капиталов и их конвергенция /

B. В. Радаев // Экономическая социология. - 2002. - Т. 3, № 4. - С. 20-31.

10. Веряскина, В. П. Управление развитием человеческого капитала: модели менеджмента и практика / В. П. Веряскина // Философские науки. - 2012. - № 6. -

C. 7-21.

11. Дискин, И. Е. Модернизация российского общества и социальный капитал / И. Е. Дискин // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2003. - № 5-6 (67-68). - С. 14.

12. Тихонова, Н. Е. Социальный капитал как фактор неравенства / Н. Е. Тихонова // Общественные науки и современность. - 2004. - № 4. - С. 24-35.

13. Шихирев, П. Н. Природа социального капитала: социально-психологический подход / П. Н. Шихирев // Общественные науки и современность. - 2003. - № 2. -С. 17-31.

14. Кошарная, Г. Б. Институциональное и межличностное доверие в консолидации российского общества / Г. Б. Кошарная // Власть. - 2015. - № 9. - С. 125-129.

15. Гегедивш, И. П. Межличностное и институциональное доверие / И. П. Геге-дивш // Молодой ученый. - 2018. - № 51 (237). - С. 185-187.

16. Российское образование в контексте индекса человеческого капитала // Бюллетень о сфере образования. - 2018. - Вып. 18. - Дек. - URL: http://ac.gov.ru/files/ publication/a/20277.pdf (дата обращения: 20.05.2019).

17. Сеидов, Ш. Г. Новые информационные технологии - средство воздействия на социальные процессы в современном российском обществе / Ш. Г. Сеидов, Л. И. Найденова, М. Ш. Аббусаламова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2018. - № 3 (47). - С. 128-138.

18. Четверть россиян потеряли доверие к телевидению за десять лет (01.08.2019). - URL: https://www.levada.ru/2019/08/01/chetvert-rossiyan-poteryali-doverie-k-televideniyu-za-desyat-let (дата обращения: 10.08.2019).

19. Гусев, В. С. Поиск в Internet / В. С. Гусев. - Москва : Диалектика: Вильямс, 2004. - 322 с.

20. Назарчук, A. B. Сетевое общество и его философское осмысление / A. B. Назарчук // Вопросы философии. - 2008. - № 7. - С. 61-75.

21. Рашкофф, Д. Медиа-вирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание / Д. Рашкофф ; пер. с англ. Д. Борисов. - Москва : Ультра. Культура, 2003. - 368 с.

22. Карпова, М. К. Продвижение малого бизнеса в сети Интернет / М. К. Карпова, К. И. Дятлова // Наука. Общество. Государство. - 2019. - Т. 7, № 1. - URL: https://esj.pnzgu.ru/files/esj.pnzgu.ru/karpova_mk_dyatlova_ki_2019_1_24.pdf (дата обращения: 11.07.2019).

23. Кассирер, Э. Философия Просвещения / Э. Кассирер ; пер. с нем.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

B. Л. Махлина. - Москва : РОССПЭН, 2004. - 400 с.

24. Панасюк, А. Ю. Формирование имиджа. Стратегия, психотехнологии, психотехники / А. Ю. Панасюк. - Москва : ОМЕГА-Л, 2008. - 266 с.

25. Кошарная, Г. Б. Интернет-ресурсы как инновационный метод подбора персонала / Г. Б. Кошарная, Н. В. Корж, Л.Ф. Каримова // Социальные инновации в жизни россиян: тенденции и парадоксы : сб. тр. V Междунар. научн.-практ. конф. (г. Саратов, 12 февраля 2018 г.). - Саратов : Саратовский источник, 2018. -

C. 216-220.

References

1. Hanifan L. J. The ANNALS of the American Academy of Political and Social Science. 1916, vol. 67, no. 1, pp. 130-138. Available at: https://doi.org/10.1177/ 000271621606700118

2. Loury G. A. Women, Minorities and Employment Discrimination. Lexington (MA)., 1977, pp. 153-186.

3. Koulman Dzh. Obshchestvennye nauki i sovremennost' [Social sciences and modernity]. 2001, no. 3, pp. 121-139. [In Russian]

4. Burd'e P. Ekonomicheskaya sotsiologiya [Economical sociology]. 2002, vol. 3, no. 5, pp. 60-74. [In Russian]

5. Veber M. Izbrannye proizvedeniya: per. s nem. [Featured works: translated from German]. Moscow: Progress, 1990, 804 p. [In Russian]

6. Fukuyama F. Doverie: sotsial'nye dobrodeteli i put' kprotsvetaniyu: per. s angl. [Trust: social virtues and the path to prosperity:: translated from English]. Moscow: ACT: Khranitel', 2006, 730 p. [In Russian]

7. Parsons T. O strukture sotsial'nogo deystviya [On the structure of social action]. Moscow: Akademicheskiy Proekt, 2000, 880 p. [In Russian]

8. Putnam R. D. Bowling Alone: the Collapse and Revival of American community. New York: Simon & Schuster, cop. 2000, 541 p.

9. Radaev V. V. Ekonomicheskaya sotsiologiya [Economical sociology]. 2002, vol. 3, no. 4, pp. 20-31. [In Russian]

10. Veryaskina V. P. Filosofskie nauki [Philosophical sciences]. 2012, no. 6, pp. 7-21. [In Russian]

11. Diskin I. E. Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny [Public opinion monitoring: economic and social Change]. 2003, no. 5-6 (67-68), p. 14. [In Russian]

12. Tikhonova N. E. Obshchestvennye nauki i sovremennost' [Social sciences and modernity]. 2004, no. 4, pp. 24-35. [In Russian]

13. Shikhirev P. N. Obshchestvennye nauki i sovremennost' [Social sciences and modernity]. 2003, no. 2, pp. 17-31. [In Russian]

14. Kosharnaya G. B. Vlast' [Power]. 2015, no. 9, pp. 125-129. [In Russian]

15. Gegedivsh I. P. Molodoy uchenyy [Young scientist]. 2018, no. 51 (237), pp. 185-187. [In Russian]

16. Byulleten' o sfere obrazovaniya [Bulletin of education]. 2018, iss. 18, Dec. Available at: http://ac.gov.ru/files/ publication/a/20277.pdf (accessed May 20, 2019). [In Russian]

17. Seidov Sh. G., Naydenova L. I., Abbusalamova M. Sh. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Obshchestvennye nauki [University proceedings. Volga region. Social sciences]. 2018, no. 3 (47), pp. 128-138. [In Russian]

18. Chetvert' rossiyan poteryali doverie k televideniyu za desyat' let (01.08.2019) [A quarter of Russians have lost confidence in television in ten years (01.08.2019)]. Available at: https://www.levada.ru/2019/08/01/chetvert-rossiyan-poteryah-doverie-k-televideniyu-za-desyat-let (accessed Aug. 10, 2019). [In Russian]

19. Gusev V. S. Poisk v Internet [Internet search]. Moscow: Dialektika: Vil'yams, 2004, 322 p. [In Russian]

20. Nazarchuk A. B. Voprosy filosofii [Philosophy issues]. 2008, no. 7, pp. 61-75. [In Russian]

21. Rashkoff D. Media-virus. Kak pop-kul'tura tayno vozdeystvuet na vashe soznanie [Media virus. How pop culture secretly affects on your mind]. Moscow: Ul'tra. Kul'tura, 2003, 368 p. [In Russian]

22. Karpova M. K., Dyatlova K. I. Nauka. Obshchestvo. Gosudarstvo [Science. Society. State]. 2019, vol. 7, no. 1. Available at: https://esj.pnzgu.ru/files/esj.pnzgu.ru/ karpova_mk_dyatlova_ki_2019_1_24.pdf (accessed Jul. 11, 2019). [In Russian]

23. Kassirer E. Filosofiya Prosveshcheniya [Enlightenment philosophy]. Moscow: ROSSPEN, 2004, 400 p. [In Russian]

24. Panasyuk A. Yu. Formirovanie imidzha. Strategiya, psikhotekhnologii, psikhotekhniki [Image building. Strategy, psychotechnology, psychotechnics]. Moscow: OMEGA-L, 2008, 266 p. [In Russian]

25. Kosharnaya G. B., Korzh N. V., Karimova L.F. Sotsial'nye innovatsii v zhizni rossiyan: tendentsii i paradoksy: sb. tr. VMezhdunar. nauchn.-prakt. konf. (g. Saratov, 12 fevral-ya 2018 g.) [Social innovations in the life of Russians: trends and paradoxes: proceedings of the V International scientific and practical conference (Saratov, 12th of February, 2018)]. Saratov: Saratovskiy istochnik, 2018, pp. 216-220. [In Russian]

Розенберг Наталья Владимировна

доктор философских наук, доцент, заведующий кафедрой философии и социальных коммуникаций, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная 40)

E-mail: elya@sura.ru

Карпова Маргарита Константиновна

кандидат социологических наук, доцент, кафедра философии и социальных коммуникаций, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная 40)

E-mail: karpovamk@mail.ru

Rozenberg Natal'ya Vladimirovna Doctor of philosophical sciences, associate professor, head of the sub-department of philosophy and social communications, Penza State University (40, Krasnaya street, Penza, Russia)

Karpova Margarita Konstantinovna Candidate of sociological sciences, associate professor, sub-department of philosophy and social communications, Penza State University (40, Krasnaya street, Penza, Russia)

Образец цитирования:

Розенберг, Н. В. Интернет-пространство в формировании социального капитала молодежи: социологический анализ / Н. В. Розенберг, М. К. Карпова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2019. - № 4 (52). - С. 95-106. - DOI 10.21685/2072-30162019-4-10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.