Научная статья на тему 'ИНТЕРНЕТИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ'

ИНТЕРНЕТИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1844
330
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / СУБКУЛЬТУРА / ИНТЕРНЕТ / ИНТЕРНЕТИЗАЦИЯ / INSTAGRAM-СООБЩЕСТВО / ВЛИЯНИЕ / YOUTH / SUBCULTURE / INTERNET / INTERNETIZATION / INSTAGRAM-COMMUNITY / INFLUENCE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Глебова Екатерина Александровна, Бганцева Ирина Владимировна, Тисленкова Ирина Александровна, Tихаева Виктория Викторовна

Данная статья рассматривает современную молодежную субкультуру в эпоху стремительного развития интернет-технологий и предоставляемых ими возможностей для общения и времяпрепровождения в молодежной среде. Целью данного исследования является изучение характеристик современной молодежной субкультуры, подвергшихся трансформации под влиянием процессов интернетизации. Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи: 1) рассмотреть современную молодежную субкультуру, существующую на базе интернет-приложения Instagram; 2) проанализировать результаты анкетирования по выявлению популярности Instagram-сообщества в студенческой среде и по выявлению влияния данного приложения на участников; 3) выявить характеристики молодежной субкультуры на современном этапе развития общества. В качестве основных методов исследования применялись интерпретативный анализ отечественных и зарубежных научных текстов и материалов интернет-сайтов по проблемам современной молодежной субкультуры и ее влияния на молодежь; метод анкетирования и метод количественного анализа. Научная новизна исследования: определены характеристики современной молодежной субкультуры в эпоху интернетизации общества и показано ее возможное влияние на развитие личности и поведение молодежи. Практическая ценность результатов исследования заключается в возможности использования актуальной информации о современной молодежной субкультуре в эпоху цифрового общества психологами, педагогами и социальными педагогами в научно-исследовательской деятельности и учебно-воспитательной работе с молодежью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNETIZATION OF MODERN YOUTH SUBCULTURE

The article under analysis studies the modern youth subculture in the time of rapid development of Internet technologies and granted opportunities for communication and pastime among young people. The objective of the article is to study characteristics of the modern youth subculture undergone the transformation influenced by internetization processes. To achieve the purpose, the following points were determined:1) characterize the modern youth subculture existing on the basis of the Internet application “Instagram”; 2) analyze the results of the survey aimed at bringing to light a great popularity of the Instagram community among students and aimed at specifying the impact of the given application on participants; 3) find out the peculiarities of the modern subculture at the modern-day stage of the society development. The main methods of the study are the interpretation analysis of Russian and foreign scientific works and internet materials on the problems of modern youth subculture and its influence on the youth; the questionnaire method and the method of quantitative analysis. The scientific novelty lies in the fact that the characteristics of the modern youth subculture in the time of the society internetization are specified and its possible impact on a personality development and youth behaviour is demonstrated. The practical implication of the study results is in their possibilities to be used as topical information about the modern youth subculture in the time of the digital society by psychologists, any teaching staff and social care teachers in their scientific research and teaching-educational work with representatives of the young.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРНЕТИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ»

УДК 14.43.45

БОТ: 10.17673/у8§;1и-рр8.2020.3.2

ИНТЕРНЕТИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ

Е.А. Глебова1, И.В. Бганцева2, И.А. Тисленкова3, В.В. Тихаева4

1'2'3'4Волгоградский государственный техническийуниверситет Российская Федерация, 400005, г. Волгоград, просп. им. В.И. Ленина, 28 2Волгоградская академия физической культуры

Российская Федерация, 400005, г. Волгоград, пррсп. им. В.И. Ленина, 78

3Волгоградский государственный социально-педагогический университет

Российская Федерация, 400066, г. Волгоград, просп. им. В.И. Ленина, 27

1Е-таИ: [email protected]

2Е-таИ: [email protected]

3Е-таИ: [email protected]

4Е-тиИ: [email protected]

Аннотация

Данная статья рассматривает современную молодежную субкультуру в эпоху стремительного развития интернет-технологий и предоставляемых ими возможностей для общения и времяпрепровождения в молодежной среде. Целью данного исследования является изучение характеристик современной молодежной субкультуры, подвергшихся трансформации под влиянием процессов интернетизации. Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи: 1) рассмотреть современную молодежную субкультуру, существующую на базе интернет-приложения Instagram; 2) проанализировать результаты анкетирования по выявлению популярности Instagram-cooбщecmвa в студенческой среде и по выявлению влияния данного приложения на участников; 3) выявить характеристики молодежной субкультуры на современном этапе развития общества. В качестве основных методов исследования применялись интерпретативный анализ отечественных и зарубежных научных текстов и материалов интернет-сайтов по проблемам современной молодежной субкультуры и ее влияния на молодежь; метод анкетирования и метод количественного анализа. Научная новизна исследования: определены характеристики современной молодежной субкультуры в эпоху интернетизации общества и показано ее возможное влияние на развитие личности и поведение молодежи. Практическая ценность результатов исследования заключается

1 Глебова Екатерина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Иностранные языки» ВолгГТУ.

2 Бганцева Ирина Владимировна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры «Иностранные языки» ВолгГТУ, доцент кафедры «Гуманитарные дисциплины и экономика» Волгоградской академии физической культуры.

3 Тисленкова Ирина Александровна, кандидат филологических наук, доцент кафедры «Иностранные языки» ВолгГТУ, доцент кафедры «Английская филология» Волгоградского государственного социально-педагогического университета.

4 Тихаева Виктория Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Иностранные языки» ВолгГТУ.

в возможности использования актуальной информации о современной молодежной субкультуре в эпоху цифрового общества психологами, педагогами и социальными педагогами в научно-исследовательской деятельности и учебно-воспитательнойработе с молодежью.

Ключевые слова: молодежь, субкультура, Интернет, интернетизация, Insta-gram-сообщество, влияние.

Благодарность: авторы признательны рецензентам и редакции журнала «Вестник СамГТУ. Психолого-педагогические науки» за помощь в подготовке статьи.

Введение

В контексте реалий современного общества сформировалось и развивается новое поколение молодых людей. Условия их вступления в жизнь и взросления неразрывно связаны с привычным для них атрибутом повседневной активности - Интернетом. Как замечает Е.Л. Омельченко, это поколение digital native, поколение цифровых людей, то есть людей, буквально «родившихся в Сети» [1]. У них другие способы освоения мира и познания себя. Интернет оказывает мощное влияние и на оформление особой культуры коммуникации молодых людей, предпочитающих общение исключительно в рамках виртуальной среды.

Так, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), доля пользователей Интернета в России, например, в 2018 году среди молодежи в возрасте 18-24 года составила 95 % [2]. Причем Интернет используется преимущественно в сфере досуга. Так, 44 % молодых людей в возрасте до 24 лет выбирают виртуальное пространство в качестве основного времяпрепровождения [3, с. 37].

Одной из разновидностей досуговой деятельности молодых людей является участие в виртуальных молодежных субкультурах, трансформирующихся под воздействием процессов интернетизации, т. е. «широкого использования предоставляемых Интернетом возможностей» [4]. В данной связи нам представляется актуальным рассмотреть такое популярное в молодежной среде интернет-объединение, как Instagram-сообщество.

1. Обзор литературы

Современная молодежная субкультура на примере Instagram-сообщество. Эксперты Высшей школы экономики в 2017 году опубликовали результаты исследования (75 % молодежи приняли участие), согласно которым классические субкультуры (готы, эмо, панки и др.) отошли на периферию, уступив место новым объединениям [5].

Приложение Instagram (с английского языка - Instagram образовано путем слияния слов instant и telegram, т.е. «мгновенное сообщение») запущено 6 октября 2010 года и было доступно изначально только владельцам смартфонов фирмы Apple. Спустя два года доступ к приложению получили и пользователи смартфонов Android. Летом 2018 года Instagram стал конкурентом таких социальных сетей, как Facebook и Youtube: его аудитория превысила 1 миллиард человек. Примечательно, что доля молодых пользователей (в возрасте 18-25 лет) составила 76 % [6].

Инсталюди (инстагерлз и инстабойз) - это пользователи приложения Instagram, ежедневно снимающие Stories, короткие видео о своей жизни, которыми они сразу же делятся с друзьями, знакомыми, подписчиками, следуя девизу приложения: «Запечатлейте и поделитесь моментами из жизни»! Сел-фи и фотоснимки можно редактировать в приложении в любом режиме (графическом, цветовом), что становится особенно привлекательным для молодых людей, поскольку такие фильтры являются инструментами самопрезентации и демонстрации своей социальной успешности. Как следствие, в ленте новостей в основном отображаются дорогие гаджеты, автомобили, брендовая одежда, фотографии с популярных мероприятий и роскошных курортов, сел-фи стройных подтянутых тел и ухоженных лиц без изъянов и т. д. Ежедневные «сторис» и посты необходимы для напоминания современному обществу о себе, чтобы не оказаться в изоляции, поскольку в молодежной среде распространено мнение о том, что если тебя нет в социальных сетях, то ты как бы и не существуешь. Твоя же сопричастность сообществу, в нашем случае Instagram, - это позиционирование себя как участника определенной статусной группы, следующего актуальным тенденциям в современном обществе.

По мнению Т.Е. Новиковой, популярность Instagram-сообщества в молодежной среде объяснима возможностями создания участниками собственной реальности, заменяющей им окружающий мир [7, с. 70]. Причем если в таких субкультурах, как анимэ или геймеры, ранее прослеживалась тенденция к ано-нимизации (сокрытости) личности, то сейчас молодежь тяготеет к представлению своей собственной идентичности. Поэтому крайне важным становится общественное одобрение, отражающееся в лайках, подписчиках, репостах.

Границы Instagram-сообщества открыты для любого пользователя сети Интернет. Здесь отсутствуют как таковые социальные фильтры и незначительно регулируется поведение участников со стороны модераторов прило-жения. Как замечают исследователи H.A. Панич и H.A. Мороз, данные факторы снижают критичность молодых людей к аморальным поступкам; границы дозволенного и недозволенного нивелируются, а морально-нравственные ориентиры ослабевают [8, с. 56]. Отношения между участниками становятся

поверхностными и характеризуются отсутствием какой-либо эмоциональной привязанности, они могут быть прерваны в любое время без разъяснения причин. Такое деструктивное воздействие открытых онлайн-групп ведет к дискредитации традиционных мировоззренческих, нравственных и культурных ценностей [9, с. 6]. Все это, безусловно, порождает изменения в духовной сфере жизненного мира молодых людей, переносящих эти практики виртуального общения в реальную жизнь.

Влияние современной субкультуры на молодежь. Можно выделить несколько точек зрения в вопросе определения влияния современной субкультуры 1ш1а;гат на молодежь.

Так, ряд ученых усматривают в вовлеченности молодых людей в социальные сети, в нашем случае в приложение 1ш1а;гат, одну из форм психологической зависимости. Открывая страницу молодого человека, можно по селфи проследить все составляющие его повседневной жизни: места пребывания, круг общения, вкусовые пристрастия, магазинные приобретения и т. д. Жизнь выставляется напоказ, и очень важно, чтобы она была сопровождена «лайками», поскольку мнение окружающих является главной одобряющей оценкой. В последние десятилетия нейронауки указывают и на то, что создание селфи может вызывать состояния, которые напоминают нехимический наркотизм, т. е. навязчивое желание фотографировать себя. При хронической форме (более 10 фотографий в день для размещения на социальных ресурсах) это приводит к тяжелым социальным последствиям: снижается качество жизни, меняются ценностные ориентиры, развивается депрессия, сопровождаемая психологической агрессией и чувством неудовлетворенности собой. У некоторых молодых людей, например, прослеживается утрата инстинктов самосохранения, когда селфи делаются в опасных для жизни местах. Такая селфи-мания в погоне за адреналином провоцирует несчастные случаи и летальные исходы [10].

Об отрицательном влиянии приложения 1ш1а;гат на психологическое состояние молодых людей пишут и зарубежные исследователи. Так, согласно исследованию академии наук Великобритании в области здравоохранения (изучению подверглись 1500 молодых людей в возрасте 14-24 лет), 1п81а;гат оказался такой социальной медиаплатформой, которая оказывает влияние на появление у молодых людей депрессии и чувства беспокойства, особенно у девушек. Объяснение этому дано следующее: изобилующие фотографии красивых тел и лиц после использования фильтров и фотошопа заставляют молодых людей сравнивать эти «идеальные фейковые образы» с их реальными фигурами и лицами, что способствует появлению чувства неудовлетворенности собой и самоуничижения [11].

Однако существуют исследователи, которые выделяют и положительное влияние данного сообщества на развитие социальной культуры молодежи. Развитие блогов и блогерства как явления приводит к росту творческой, социально-информационной, образовательно-воспитательной функций социальной сети 1й81а§гаш. Посты отличаются довольно большим объемом текста, информативно наполнены, позволяют подписчикам вести активные обсуждения в комментариях, делиться личными сообщениями. Для завоевания внимания подписчиков основой работы блогеров становится созидательное творчество, которое и есть «показатель современной социальной культуры» [12, с. 86].

Робин Трейвод в своем исследовании отмечает еще одну немаловажную позитивную функцию социальных приложений. Это функция поддержки молодых людей, особенно когда они испытывают трудности в общении. Виртуальные сообщества позволяют им чувствовать «взаимосвязанность» с друзьями по коммуникации в режиме реального времени, открыто говорить о том, что их по-настоящему беспокоит в реальной жизни [13].

Поскольку 1ш1а§гаш является продуктом западной массовой культуры, мы решили обратиться к зарубежному сервису обмена мнениями QUORA.COM [14] и посмотреть, как оценивают влияние приложения 1ш1а-§гаш на современную молодежь обычные посетители сайта (не ученые и не исследователи). Мы подвергли анализу около 100 представленных на сервисе ответов на вопрос: «Каким образом приложение 1й81а§гаш влияет на молодых людей в настоящее время?» Примечательно, что неэксперты выражают точку зрения о том, что 1й81а§гаш-платформа является в большей степени деструктивной медиасредой (свыше 50 % ответов), в которой разрушается индивидуальность молодого человека, появляется созависимость от общественного мнения и стандартов, понижается самооценка и уровень уверенности в себе, развивается чувство тревоги и депрессии. Ниже в качестве доказательной базы мы приводим ряд наиболее интересных суждений с сайта по исследуемой проблематике (перевод ответов дается с английского языка):

- «У каждого человека есть 1ш1а§гаш. Те, у кого его нет, считаются аномалией, фриками или слишком «замкнутыми» людьми... Первое впечатление моментально формируется по популярности человека в приложении. Люди часами шлифуют свою внешность в 1ш1а§гат, чтобы стать привлекательными для других, но часто сами становятся зависимыми от их нового образа себя»;

- «1ш1а§гат-приложение - поверхностное, в нем большое количество контента подвергается редактированию, фотокоррекции, использованию фильтров. Оно ненастоящее. Его каждодневное использование приводит к тому, что у пользователя развивается чувство сравнения, что влияет на са-

мооценку и уровень уверенности... Молодой человек живет в мире, в котором 1ш1а;гат измеряет его/ее популярность в реальной жизни, определяет друзей и формирует образ для других...»;

- «.После использования 1ш1а;гат вы становитесь раздосадованным и пристыженным; вам не нравится то, как вы выглядите; вы не замечаете своих положительных качеств... Явление 1пБ1а;гат привело множество людей к тому, что они полностью сфабриковали свои жизни с целью получения масштабного одобрения»;

- «Я не рекомендую 1ш1а;гат-приложение, поскольку оно разрушает индивидуальность»;

- «Зависимость от 1пБ1а;гат изменила уклад нашей жизни; все, что мы делаем, от потребления еды до работы в саду, должно немедленно отразиться в ленте новостей. 1пБ1а;гат - это абсолютный вымысел, а не реальность. В нем все сфабриковано, чтобы сделать совершенным жизненный стиль, времяпрепровождение, питание, отдых и т. д.»;

- «1пБ1а;гат - это манипуляция над современной молодежью»;

- «1ш1а;гат - это целый мир. Нереалистичный виртуальный мир, побег от реальности. Мир, в котором люди потеряны, в котором они живут виртуальной жизнью и постепенно забывают о существовании реального окружающего их мира»;

- «Это худшая из всех медиаплощадок, к тому же такая затягивающая. Зависть и нарциссизм - это основные качества, которые социальные медиа взращивают, а 1ш1а;гат доводит их до абсолюта».

Для того чтобы определиться с собственными умозаключениями о влиянии 1ш1а;гат-сообщества на современную молодежь, мы провели анкетирование среди студентов ВолгГТУ. Объектом анкетирования стали студенты, поскольку в период обучения в высшем образовательном учреждении у молодых людей происходит активное усвоение и переосмысление культурных ценностей и социальных норм при немаловажной роли в их жизни досуговой сферы.

2. Материалы и методы

Исследование проводилось в мае - июне 2020 года. В качестве основного метода на первом этапе исследования применялся интерпретативный анализ отечественных и зарубежных научных текстов и материалов интернет-сайтов по проблемам современной молодежной субкультуры и ее влияния на молодежь, который позволил нам выявить базовые положения исследования по изучению характеристик современной молодежной субкультуры (на примере 1пв1а;гат-сообщества) под влиянием процессов интернетизации.

На втором этапе исследования можно выделить метод анкетирования, который стал необходим для того, чтобы определить влияние 1пБ1а;гат-сообщества на молодых людей (в нашем случае студентов) и выявить степень

их вовлеченности и включенности в его виртуальное наполнение. Метод количественного анализа послужил для выборки исследуемых данных и статистического отображения результатов анкетирования в виде процентных соотношений ответов респондентов.

3. Результаты исследования

В опросе приняли участие 100 человек (58 девушек и 42 юноши) в возрасте 18-24 лет.

Анкета состояла из 11 вопросов, которые условно можно разделить на несколько групп. Первая группа вопросов имела целью определить популярность и доступность приложения 1ш1а§гат в молодежной среде. Так, активными пользователями и участниками данного сообщества являются 76 % респондентов. Примечательно, что 60 % опрошенных молодых людей (из них 42 % - это девушки) пользуются приложением каждый день и в ближайшее время не намерены сократить частотность его использования. По 12 % приходится на тех, кто пользуется приложением очень редко, и тех, кто не пользуется им совсем. Согласно полученным данным, популярность приложения 1й81а§гат объясняется и такими факторами, как его доступность и открытость для любого пользователя (что подтверждается ответами 88 % студентов).

Вторая группа вопросов была направлена на выявление способов участия в 1ш1а§гат-сообществе и возможностей использования его виртуального наполнения (контента). Вопросы предполагали несколько вариантов ответов. Выяснилось, что большинство опрошенных (это 64 %) используют приложение 1й81а§гат с целью развлечения и свое участие проявляют в создании сел-фи, просмотре тематических страниц (кулинарных блогов, бьюти-страниц, музыкальных /спортивных блогов), просмотре фотографий/видео/страниц звезд кино или музыки, комментировании просмотренного или увиденного. Для общения (обмена сообщениями) с друзьями и знакомыми приложением пользуется ровно половина респондентов. Информативная функция приложения (новости в мире/городе) реализуется для 34 % участников. Обучающие видео и образовательные ресурсы интересны для 24 % молодых людей. Доля студентов, развивающих собственное творчество на просторах виртуального сообщества (написание музыки, создание видеороликов, ведение собственных блогов), составляет 12 %. Полученные данные позволяют нам увидеть, что в 1й81а§гат-сообществе преобладает развлекательная направленность и отсутствует как таковая идейная основа, что, в свою очередь, являлось ключевым звеном для сплочения участников классических субкультур.

В третью группу вошли вопросы, нацеленные на выявление влияния 1п-81а§гат-сообщества на его участников. Большая часть респондентов (это

52 %) затрудняется в определении влияния приложения на молодежь в целом. Однако при ответе на вопрос относительно влияния на личность самого респондента (с множественным выбором вариантов) появляются следующие отклики: приложение развлекает (50 %), информирует (38 %), это способ времяпрепровождения (34 %), не оказывает влияния (30 %), отнимает много свободного времени (28 %), позволяет чувствовать сопричастность массовой культуре (14 %); позволяет не чувствовать себя одиноко (12 %), повышает самооценку (8 %), усиливает чувство тревоги или депрессии (4 %), нервирует (2 %). Примечательно, что 48 % студентов считают, что в приложении 1пБ1а-;гат требуется контроль со стороны модераторов, поскольку допускается возможность оскорблений, использования непристойных слов и выражений, оказания давления на участников. Несмотря на активность в 1пБ1а;гат-сообществе молодые люди не заменяют реальное общение виртуальным, а предпочитают совмещать оба вида общения (84 % опрошенных); ввиду данного факта они не чувствуют свою зависимость от данной социальной платформы (78 % ответов). Однако мы полагаем, что умозаключения молодых людей об их зависимости/независимости от 1пв1а;гат-платформы весьма субъективны, поскольку процент ежедневных пользователей довольно высок и к тому же около 16 % респондентов понимают необходимость сокращения времени, проводимого в виртуальном пространстве.

Четвертая группа была представлена открытым вопросом (без вариантов ответов) относительного того, что особенно нравится или не нравится в приложении 1пБ1а;гат. Здесь прослеживаются противоречивые ответы. Так, по мнению опрошенных студентов, привлекательными для них характеристиками приложения являются следующие: разнообразие контента (множество тематических блогов по интересам); формирование новостной ленты на основе увлечений; возможности знакомства с интересными людьми; высокая скорость распространения актуальной информации; «включенность» в жизнь друзей или известных личностей. В то же время в качестве недостатков приложения отмечены большое количество рекламы, наличие фейковых (ненастоящих) страниц, возможность мошенничества, бесполезность предоставляемой информации, трудности в поиске интересного контента. Размышления молодых людей об изъянах интернет-сообщества являются, на наш взгляд, обнадеживающими. Молодые люди, несмотря на «зомбированность» цифровыми ресурсами, обладают критическим мышлением и способны фильтровать их положительное и отрицательное наполнение. Доля такой молодежи невелика (согласно нашему опросу - это 20 %), но в этих результатах мы и усматриваем необходимость и целесообразность своевременной педагогической работы (со стороны родителей и социально-педагогических служб образовательных учреждений) по формированию зрелой, психологически устойчивой личности, способной ориентироваться в вызовах интернет-реальности

и справляться с ними. Как справедливо замечает психолог А. Монтгомери, социальные приложения «не являются однозначно хорошими или плохими». В данной связи становится крайне важным то, «кто и как их использует» [15], поскольку приложением пользуются миллионы молодых людей по всему миру, но все они делают это с разными целями.

Обсуждение и заключение

На основе проведенного исследования и результатов анкетирования мы пришли кумозаключениям о том, что основными чертами молодежной субкультуры современности являются следующие: 1) гедонизация ценностей; 2) глобализация молодежной субкультуры; 3) интернет-локализация молодежной субкультуры.

Под гедонизацией ценностей мы понимаем желание участников виртуальных объединений все время получать удовольствие и новые приятные впечатления. Объединение участников происходит по линии интересов и увлечений. В современных молодежных субкультурах/сообществах не про -слеживается идеология, а система ценностей уже не является их отличительным атрибутом.

Глобализация молодежной субкультуры - это утрата субкультурой автономности (закрытости границ) и эзотеричности (возможности входа в субкультуру только узкого круга «посвященных» людей). Виртуальные молодежные объединения в настоящее время открыты для любого участника, имеющего интернет-подключение; также можно состоять сразу в нескольких объединениях и осуществлять в них желаемую коммуникативную активность. Так, например, данные анкетирования продемонстрировали, что наряду с Instagram молодые люди параллельно пользуются такими социальными сетями/приложениями, как ВКонтакте, Youtube, Facebook, Twitter, Telegram и др.

Под интернет-локализацией мы понимаем смещение места встречи и общения представителей субкультурных течений из реального пространства (парки, клубы, улица) в виртуальную среду. Интернет, мессенджеры и социальные сети стали основной площадкой взаимодействия молодых людей.

Процессы интернетизации молодежных объединений оказывают мощное воздействие на культурную жизнь их участников, как отрицательное, так и положительное. Нашей задачей становится учить молодежь тому, как справляться с этими вызовами современного общества, готовя их тем самым к жизни в мире интернет-технологий.

Проведенное нами исследование позволяет сформулировать некоторые рекомендации по минимизации отрицательного влияния современных молодежных объединений на их участников.

1. Для предотвращения селфи-зависимости считаем целесообразным осуществлять раннюю профилактику на предмет знания проявления признаков селфимании, формировать представление о положительных и креативных способах создания и использования фотографий.

2. В рамках воспитательной работы находим целесообразным просвещать молодежь на предмет образовательных ресурсов приложения Instagram. Так, например, аккаунты the artsmuseum, hermitage, metmuseum, museelouvre, brit-ishmuseum, arzamas.academy просвещают на тему истории искусств; аккаунты nasa, roscosmosofficial, marscuriosity предоставляют информацию по развитию космоса и Вселенной; для изучения архитектуры полезными могут стать аккаунты romodindenis или socialistmodernism; аккаунты nypl, lirarycongress -это ресурсы крупнейших библиотек, и так далее. Главное - это фокусировать внимание молодых людей на том, что приложение Instagram - это не только развлекательная медиаплощадка, но также платформа с образовательным содержанием; найти его и воспользоваться крайне просто и интересно в условиях современности.

3. Особое внимание следует уделять ценностям жизнедеятельности молодых людей, привлекая к участию семью, педагогов с целью их переориентации из русла социальных сетей в русло общения с интересными людьми или поиска занимательного хобби.

4. Своевременная работа с психологами поможет развитию самоанализа у молодых людей, критического осмысления фактов и событий, что приведет впоследствии к повышению самооценки, сформирует уверенность в себе, поспособствует развитию самоконтроля и уровней саморегуляции.

Данные рекомендации не являются исчерпывающими, но они наверняка послужат стимулом для поиска и выработки инновационных социальных технологий духовно-нравственного воспитания молодежи.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. «Это молодежь с высоким ощущением опасности»: социолог Елена Омельчен-ко - о том, почему 18-летние доверяют президенту и как изменились современные субкультуры. - 2018 [Электронный ресурс]. - URL: https://paperpaper.ru/campus/ omelchenko/ (дата обращения: 01.07.2020).

2. Жизнь в интернете и без него: официальный сайт ВЦИОМ. - 2018 [Электронный ресурс]. - URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116780 (дата обращения: 01.07.2020).

3. Руденкин Д. В. Интернет в повседневной реальности современной российской молодежи // Проблемы модернизации современного российского государства: сборник трудов конференции. Стерлитамак, 24-25 мая 2018. - С. 35-39.

4. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. - М.: Русский язык, 2001. - 862 с.

5. Новые молодежные субкультуры: кто такие АУЕ, винишки, воркаутеры. - 2019 [Электронный ресурс]. - URL: https://activityedu.ru/Blogs/psy/subkulturnye-novye-neformaly/ (дата обращения: 03.07.2020).

6. Youth Culture Update: Angsty Instagram // YouthWorker Journal. - 2020 [Электронный ресурс]. - URL: https://www.youthworker.com/articles/youth-culture-update-angsty-instagram/ (дата обращения: 03.07.2020)

7. Новикова Т.Е. Симулятивная сущность социальных сетей (на примере Instagram) // Знак: Проблемное поле медиаобразования, 2016. - № 5 (22). - С. 69-71.

8. Панич Н.А., Мороз Н.А. Репрезентация жизненного мира молодежи в социальных сетях // Общество: социология, психология, педагогика. - 2020. - № 4 (72). - С. 54-58.

9. Бакшутова Е.В. Сетевые войны, полилог и скриптоконвенция в общественно деструктивных онлайн-группах // Вестник Самарского гос. техн. ун-та. Серия «Психолого-педагогические науки». - 2019. - № 3 (43). - C. 6-18.

10. Теория и практика работы с представителями молодежных субкультур: методический и практический сборник. - 2017 [Электронный ресурс]. - URL: https://pravoslavmolodezh.ru/metodika/3780-teoriya-i-praktika-raboty-s-predstavitelyami molodezhnyh-subkultur-metodicheskiy-i#_Toc499551371 (дата обращения: 03.07.2020).

11. Fox K. Instagram worst social media app for young people's mental health. - 2017 [Электронный ресурс]. - URL: https://edition.cnn.com/2017/05/19/health/instagram-worst-social-network-app-young-people-mental-health/index.html (дата обращения: 03.07.2020).

12. Кащеев O.B., Головко В.Я. Социальная сеть Instagram как часть культуры общества // Вестник славянских культур. - 2019. - Т. 52. - С. 83-91.

13. TreyvaudR. The Positive Effects Of Social Media On Teenagers. - 2017 [Электронный ресурс]. - URL: https://knowledge-centre.familyinsights.net/knowledge-base/the-positive-effects-of-social-media-on-teenagers/ (дата обращения: 20.05.2020).

14. How does Instagram affect young people today? [Электронный ресурс] - URL: https://www.quora.com/How-does-Instagram-affect-young-people-today (дата обращения: 12.06.2020).

15. Abramian A. Harnessing the Positive Effects of Social Media For Your Teen. - 2018 [Электронный ресурс]. - URL: https://www.quora.com/What-are-the-positive-and-negative-effects-of-Instagram-on-youth (дата обращения: 20.05.2020).

Поступила в редакцию 10.08.2020 В окончательном варианте 23.09.2020

UDC 14.43.45

INTERNETIZATION OF MODERN YOUTH SUBCULTURE

E.A. Glebova1, I.V. Bgantseva2, I.A. Tislenkova3, V. V. Tikhaeva4

1'2'3'4Volgograd State Technical University 28, Lenina avenue, Volgograd, 400005, Russian Federation 2Volgograd Academy of Physical Culture 78, Lenina avenue, Volgograd, 400005, Russian Federation 3Volgograd State Social-pedagogical University 27, Lenina avenue, Volgograd, 400066, Russian Federation 1E-mail: [email protected] 2E-mail: [email protected] 3E-mail: [email protected] 4E-mail: [email protected]

Abstract

The article under analysis studies the modern youth subculture in the time of rapid development of Internet technologies and granted opportunities for communication and pastime among young people. The objective of the article is to study characteristics of the modern youth subculture undergone the transformation influenced by inter-netization processes. To achieve the purpose, the following points were determined: 1) characterize the modern youth subculture existing on the basis of the Internet application "Instagram"; 2) analyze the results of the survey aimed at bringing to light a great popularity of the Instagram community among students and aimed at specifying the impact of the given application on participants; 3) find out the peculiarities of the modern subculture at the modern-day stage of the society development. The main methods of the study are the interpretation analysis of Russian and foreign scientific works and internet materials on the problems of modern youth subculture and its influence on the youth; the questionnaire method and the method of quantitative analysis. The scientific novelty lies in the fact that the characteristics of the modern youth subculture in the time of the society internetization are specified and its possible impact on a personality development and youth behaviour is demonstrated. The practical implication of the study results is in their possibilities to be used as topical information about the modern youth subculture in the time of the digital society by psy-

1 Ekaterina A. Glebova, Cand. Ped. Sci., Associate Professor of Foreign Languages Department of Volgograd State Technical University.

2 Irina V. Bgantseva, Dr. Ped. Sci., Associate Professor, Professor of Foreign Languages Department of Volgograd State Technical University, Associate Professor of Humanities and Economics Department of Volgograd Academy of Physical Culture.

3 Irina A. Tislenkova, Cand. Phil. Sci., Associate Professor of Foreign Languages Department of Volgograd State Technical University, Associate Professor of English Philology Department of Volgograd State Social-pedagogical University.

4 Victoria V. Tikhaeva, Cand. Ped. Sci., Associate Professor of Foreign Languages Department of Volgograd State Technical University.

chologists, any teaching staff and social care teachers in their scientific research and teaching-educational work with representatives of the young.

Keywords: youth, subculture, internet, internetization, Instagram-community, influence.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Acknowledgments: The authors are grateful to the reviewers and the editorial staff of the journal "Vestnik of SamSTU. Psychological and pedagogical sciences" for the assistance in the preparation of the article.

REFERENCES

1. "Eto molodezh s vysokim oshchushcheniem opasnosti: sotsiolog Elena Omelchenko o tom, pochemu 18-letnie doveryayut prezidentu i kak sovremennye subkultury izmeni-lis'" ["This is youth with a high sense of danger": sociologist Elena Omelchenko about why 18-year-olds trust the President and how modern subcultures have changed]. 2018. https://paperpaper.ru/campus/omelchenko/ (accessed 01.07.2020).

2. Zhizn v internete i bez nego: offitsialnyj sajt VTSIOM [Life on the Internet and without it: official website of VTSIOM]. 2018. https://wciom.ru/index.php?id= 236&uid=116780 (accessed 01.07.2020).

3. Rudenkin D.V. Internet v povsednevnoj realnosti sovremennoj rossijskoj molodezhi [Internet in the everyday reality of modern Russian youth]. Problemy modernizatsii sovremennogo rossijskogo gosudarstva: sbornik trudov konferentsii. Sterlitamak, May 24-25. 2018. Pp. 35-39.

4. Efremova T.F. Novyj slovar russkogo yazyka: tolkovo-slovoobrazovatelnyj [New dictionary of the Russian language. Interpretative and word-forming]. Moscow: Russian language, 2001. 862 p.

5. Novye molodezhnye subkultuty: kto takie AUE, vinishki, vorkautery [New youth subcultures: who are AUE, vinishki, vorkautery]. 2019. https://activityedu.ru/Blogs/psy/subkulturnye-novye-neformaly/ (accessed 03.07.2020).

6. Youth Culture Update: Angsty Instagram. YouthWorker Journal. 2020. https://www.youthworker.com/articles/youth-culture-update-angsty-instagram/ (accessed 03.07.2020).

7. Novikova T.E. Simulyativnaya sushchnost sotsialnykh setej (na primere Instagram) [Deceptive essence of social networks (on the example of Instagram)]. Znak: Prob-lemnoe pole mediaobrazovaniya. 2016. No. 5 (22). Pp. 69-71.

8. Panich N.A., Moroz N.A. Reprezentatsiya zhiznennogo mira molodezhi v sotsialnykh setyakh [Representation of the life world of youth in social networks]. Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika. 2020. No. 4 (72). Pp. 54-58.

9. Bakshutova E.V. Setevyye voyny, polilog i skriptokonventsiya v obshchestvenno destruktivnykh onlayn-gruppakh [Network wars, polylog and scripts convention in socially destructive online-groups]. Vestnik Samarskogo gos. tekhn. un-ta. Seriya «Psikhologo-pedagogicheskiye nauki». 2019. № 3 (43). Pp. 6-18.

10. Teoriya i praktika raboty s predstavitelyami molodezhnykh sublultur: metodicheskij i prakticheskij sbornik [Theory and practice of working with representatives of youth

subcultures: methodological and practical collection]. 2017. https ://pravoslavmolodezh .ru/metodika/3 78 0-teoriya-i-praktika-raboty-s-predstavitelyami-molodezhnyh-subkultur-metodicheskiy-i#_Toc499551371 (accessed 03.07.2020).

11. Fox K. Instagram worst social media app for young people's mental health. 2017. https://edition.cnn.com/2017/05/19/health/instagram-worst-social-network-app-young-people-mental-health/index.html (accessed 03.07.2020).

12. Kashcheev O.V., Golovko V.Ya. Sotsialnaya set' Instagram kak chast' kultury ob-shchestva [Social network Instagram as part of the culture of society]. Vestnik slavyanskikh kultur. 2019. Vol. 52. Pp. 83-91.

13. Treyvaud R. The Positive Effects Of Social Media On Teenagers. 2017. https://knowledge-centre.familyinsights.net/knowledge-base/the-positive-effects-of-social-media-on-teenagers/ (accessed 20.05.2020)

14. How does Instagram affect young people today? https://www.quora.com/How-does-Instagram-affect-young-people-today (accessed 12.06.2020)

15. Abramian A. Harnessing the Positive Effects of Social Media For Your Teen. 2018. https://www.quora.com/What-are-the-positive-and-negative-effects-of-Instagram-on-youth (accessed 20.05.2020).

Original article submitted 10.08.2020 Revision submitted 23.09.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.