Научная статья на тему 'Проблема уязвимости российской молодежи перед экстремистским контентом в Интернете'

Проблема уязвимости российской молодежи перед экстремистским контентом в Интернете Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
347
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / МОЛОДЕЖЬ / ИНТЕРНЕТИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА / ЭКСТРЕМИСТСКИЙ КОНТЕНТ / ЭКСТРЕМИСТСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ / INTERNET / YOUTH / INTERNETIZATION OF RUSSIAN SOCIETY / EXTREMIST CONTENT / EXTREMIST INFORMATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Руденкин Д.В.

Центральный вопрос работы природа уязвимости российской молодежи перед экстремистским контентом, который тиражируется в Интернете. Автор отмечает односторонность практики исследований Интернета в распространении экстремистских материалов среди молодежи: в фокусе анализа оказывается содержание таких материалов и механизмы их распространения, но не базовые причины, по которым становится возможным их тиражирование. Опираясь на материалы своего исследования, автор стремится преодолеть эту неясность и выявить причины, по которым российская молодежь становится потенциально чувствительной к экстремистскому контенту в Интернете. Ключевой вывод анализа в том, что чувствительность к такому контенту формируется у молодежи из-за сложившихся модальностей ее поведения в Интернете. Активность, которую молодые россияне проявляют при использовании Интернета и социальных сетей, делает их доступным адресатом распространения экстремистского контента в виртуальном пространстве. А их стремление к развлечениям и открытость повышают чувствительность к содержанию такого контента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF VULNERABILITY OF RUSSIAN YOUTH TO THE EXTREMISTIC MATERIALS ON THE INTERNET

The paper is devoted to clarification of the nature of vulnerability of Russian youth to extremist materials on the Internet. The author notes, that current research practice of using of Internet in the process of distribution of extremist materials among Russian youth is partly limited. Most of the researches focus on the analysis of content of such materials or on the tracking of mechanisms of their distribution, but not on the analysis of underlying reasons for which it becomes possible to replicate them. Basing on the materials of his own research, the author seeks to overcome this ambiguity and tries to identify the key reasons why Russian young people become potentially sensitive to extremist materials on the Internet. The key conclusion of the analysis is that the sensitivity of young people to such materials appears because of modalities of their behavior on the Internet. The remarkable activity in using the Internet and social networks makes them an accessible addressee of the distribution of extremist materials. And at the same time their desire for entertainment and openness increase the sensitivity to the materials of such content.

Текст научной работы на тему «Проблема уязвимости российской молодежи перед экстремистским контентом в Интернете»

УДК: 316.614.6 ГРНТИ: 04.51.54 DOI: 10.32415^с1епШ.2019.08.04

ПРОБЛЕМА УЯЗВИМОСТИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ ПЕРЕД ЭКСТРЕМИСТСКИМ КОНТЕНТОМ В ИНТЕРНЕТЕ

Д.В.Руденкин

Уральский федеральный университет Россия, 620002 г. Екатеринбург, улица Мира, 19

ЕЗ Руденкин Дмитрий Васильевич - d.v.rudenkin@urfu.ru

Центральный вопрос работы - природа уязвимости российской молодежи перед экстремистским контентом, который тиражируется в Интернете. Автор отмечает односторонность практики исследований Интернета в распространении экстремистских материалов среди молодежи: в фокусе анализа оказывается содержание таких материалов и механизмы их распространения, но не базовые причины, по которым становится возможным их тиражирование. Опираясь на материалы своего исследования, автор стремится преодолеть эту неясность и выявить причины, по которым российская молодежь становится потенциально чувствительной к экстремистскому контенту в Интернете. Ключевой вывод анализа - в том, что чувствительность к такому контенту формируется у молодежи из-за сложившихся модальностей ее поведения в Интернете. Активность, которую молодые россияне проявляют при использовании Интернета и социальных сетей, делает их доступным адресатом распространения экстремистского контента в виртуальном пространстве. А их стремление к развлечениям и открытость повышают чувствительность к содержанию такого контента.

Ключевые слова: Интернет, молодежь, интернетизация российского общества, экстремистский контент, экстремистская информация.

Финансирование: Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ). Проект № 16-29-09512.

THE PROBLEM OF VULNERABILITY OF RUSSIAN YOUTH TO THE EXTREMISTIC MATERIALS ON THE INTERNET

D. V. Rudenkin

Ural Federal University

19 Mira St., 620002 Ekaterinburg, Russia

E3 Dmitry Rudenkin - d.v.rudenkin@urfu.ru

The paper is devoted to clarification of the nature of vulnerability of Russian youth to extremist materials on the Internet. The author notes, that current research practice of using of Internet in the process of distribution of extremist materials among Russian youth is partly limited. Most of the researches focus on the analysis of content of such materials or on the tracking of mechanisms of their distribution, but not on the analysis of underlying reasons for which it becomes possible to replicate them. Basing on the materials of his own research, the author seeks to overcome this ambiguity and tries to identify the key reasons why Russian young people become potentially sensitive to extremist materials on the Internet. The key conclusion of the analysis is that the sensitivity of young people to such materials appears because of modalities of their behavior on the Internet. The remarkable activity in using the Internet and social networks makes them an accessible addressee of the distribution of extremist materials. And at the same time their desire for entertainment and openness increase the sensitivity to the materials of such content.

Keywords: Internet, youth, internetization of Russian society, extremist content, extremist information.

Funding: The reported research was funded by Russian Foundation for Basic Research. Project No. 16-29-09512.

Введение. Специфическая роль, которую Интернет играет в распространении среди российской молодежи экстремистского контента, уже давно вызывает интерес отечественных исследователей. В рамках социально-гуманитарной науки под экстремистским контентом чаще всего понимается особая разновидность информации, которая может подталкивать людей к совершению каких-то радикальных, насильственных действий, направленных на достижение политических эффектов [7]. Очевидно, что при массовом распространении такого информационного контента в тех или иных сегментах общества возникает много политических и социальных рисков. Поэтому неудивительно, что наука проявляла интерес к механизмам распространения подобной информации задолго до появления Интернета (еще в начале 2000-х гг. этой теме посвящали свои исследования многие ученые: Э.А. Паин [11], А. Ум-

ланд [17], Л.Л. Хоперская [18] и др.). И в рамках профильных исследований молодежь уже давно рассматривалась как одна из тех социальных групп, которым может быть свойственна повышенная уязвимость перед тиражированием экстремистского контента (В.П. Бабинцев, Б.В. Зали-ванский и Е.В. Самохвалова [2], С.В. Львов [10], В.И. Чупров и Ю.А. Зубок [19] и др.). Однако массовое распространение Интернета в обществе привело к появлению новых возможностей распространения такого контента среди молодежи и стимулировало новую волну исследований в этой области: появились даже публикации, напрямую увязывающие распространение Интернета и рост уязвимости молодежи перед экстремистским контентом [6].

Интернет оказался в фокусе подобных исследований в силу понятных причин. Потенциально он действительно открывает много возможностей для тиражирования экс-

тремистского контента. Исследователи давно отмечали высокую скорость и хаотичность тех информационных потоков, которые циркулируют в виртуальном пространстве (здесь, в частности, можно сослаться на работы таких авторов, как С.В. Володенков [3], Т.В. Ефимова [8] и др.). Кейс неудавшейся блокировки сервиса «Telegram» в России показал, что такие информационные потоки являются еще и мало прозрачными для модерации со стороны государства. Неудачность этой блокировки продемонстрировала: потенциально Интернет может оставаться непрозрачным для контрольно-ревизионных органов даже в том случае, если государство обозначает четкий и жесткий запрос на его модерацию [1]. Быстрота, хаотичность и непрозрачность информационных потоков в Интернете делают его удобным инструментом для распространения экстремистского контента потому, что позволяют тиражировать такой контент очень точечно и преодолевать барьеры, которые устанавливает государство. Поэтому сам интерес исследователей к роли Интернета в распространении экстремистского контента в любом случае должен был появиться.

Но справедлив ли вывод, что Интернет удобен для тиражирования такого экстремистского контента именно среди российской молодежи? С одной стороны, логика в этом предположении действительно есть: поскольку многие молодые россияне привыкли использовать Интернет каждый день [12, с. 22] и проводить в нем значительное время [9], потенциально они и правда становятся удобным адресатом распространения экстремистского контента. С другой стороны, есть определенные сомнения в том, что молодых россиян можно рассматривать как уязвимых перед распространением в Интернете экстремистского контента просто потому, что они привыкли проводить в виртуальном пространстве много времени. Поэтому в точности сказать, существует ли такая уязвимость российской молодежи перед экстремистским контентом в Интернете и какова ее подоплека -достаточно сложно. В предлагаемой работе мы обратимся к материалам собственного социологического исследования для того, чтобы разобраться в этом запутанном вопросе.

Современное состояние исследований. Анализ актуальной научной литературы показывает, что практика изучения Интернета как инструмента распространения экстремистского контента среди молодежи, которая на данный момент устоялась в России, довольно неоднозначна. Исследований в этой области много: само количество публикаций, посвященных роли Интернета в тиражировании экстремистского контента среди молодежи, говорит о крайней популярности этой темы в российской науке. Однако, несмотря на очевидную популярность этой темы в актуальных научных исследованиях, сложившаяся аналитическая практика, по нашим наблюдениям, является несколько односторонней.

В таких исследованиях прослеживается два наиболее распространенных аналитических вектора, которые, на наш взгляд, раскрывают важные, но все же лишь частные стороны вопроса:

- Во-первых, подвергается анализу содержание конкретных образцов экстремистского контента, который тиражируется в Интернете среди представителей молодежи (П.Г. Ганский [5], Е.Г. Телегина и Д.С. Шадянов [16]). Большая ценность таких исследований в том, что они помогают разобраться в конкретных особенностях экстремистского контента и проследить частные особенности его влияния на сознание и поведение молодежи.

- Во-вторых, исследователи активно изучают частные механизмы, которые используются для тиражирования экстремистского контента среди молодежи в Интернете (Е.А. Ганин [4], Н.С. Седых [14]). В ходе таких исследований удается не только проследить, как именно такой контент достигает представителей молодежи в Интернете, но и выявить возможные источники его распространения.

Критиковать сложившуюся практику исследований с нашей стороны было бы не этично. Очевидно, что оба этих направления исследований обладают научной ценностью и помогают ответить на важные вопросы. Более того, в своих предшествующих работах мы сами фокусировались на близком предметном поле [15]. Тем не менее, преобладание в исследовательской практике именно этих аналитических направлений несколько смещает вектор анализа с причин проблемы на ее следствия. Фактически, опираясь на выводы современных исследований, мы можем довольно подробно описать и потенциальные способы использования Интернета для распространения экстремистского контента среди молодежи, и вероятные эффекты, которые этот контент вызывает в сознании и поведении молодых людей. Однако в рамках актуальных исследований относительно редко становится другой, не менее важный вопрос - почему вообще российская молодежь оказывается уязвима перед таким контентом? Появляется ли у молодежи чувствительность к такому контенту уже просто потому, что она активно пользуется Интернетом? Или в основе этой чувствительности лежат другие причины? Содержательные ответы на такие вопросы найти сложно. По сути, мы понимаем, как Интернет может использоваться для распространения среди молодежи экстремистского контента, но не можем ясно сказать, почему вообще его использование в этом направлении становится возможным.

Прояснение соответствующей проблематики требует специального анализа. С сугубо интуитивных позиций мы можем предположить, что Интернет становится удобным инструментом распространения экстремистского контента среди российской молодежи благодаря сложившимся практикам ее поведения в виртуальном пространстве. Проще говоря, мы предполагаем, что молодежь становится доступным адресатом тиражирования экстремистского контента не потому, что пользуется Интернетом, а потому, что многим ее представителям присущи определенные привычки в использовании Интернета. Но это именно интуитивная гипотеза и ее верификация требует эмпирического исследования, которое помогло бы проверить выдвинутое предположение. Понимая это, мы провели собственное социологическое исследование, целью которого и была проверка сформулированной гипотезы.

Методология исследования. Эмпирическую основу нашего исследования составил анкетный опрос, выполненный среди молодежи г. Екатеринбурга в первой половине 2018 г. Исследование было проведено среди молодежи города в возрасте 14-24 лет и выполнялось в форме раздаточного анкетирования. Всего в ходе исследования были опрошены 1766 представителей городской молодежи. Для их отбора применялась квотная модель выборки, построенная на критериях района проживания, пола и возраста респондентов (размер квот был определен с ориентацией на официальную информацию о половозрастной структуре населения Екатеринбурга на начало 2018 г.). Предельный размер ошибки для данной модели выборки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Данные, собранные в ходе

100% 90% 80%% 70% 60%% 50%% 40%% 30%% 20%% 10% 0%%

I

новостные сайты социальные сети

учебные и научные сайты

игровые сайты интернет-магазины видеохостинги

площадки для зара ботка

I Менее 1 часа

от 1 часа до 3 часов

От 3 до 6 часов

■ От 6 до 10 часов

Больше 10 часов

Рисунок 1. Структура времени, проводимого опрошенными в Интернете (серия альтернативных вопросов, % от числа ответивших)

анкетирования, были обработаны в статистической программе Vortex 8.0.

Результаты и обсуждение. Анализ собранных данных помогает сделать несколько примечательных выводов.

Первый вывод. Интернет имеет среди молодежи массовое распространение. Наш анализ показывает результат, который сопоставим с выводами других исследований: ежедневно пользуются Интернетом сразу 97,1% опрошенных. Причем 64,4% из них не просто пользуются Интернетом каждый день, но и тратят на это не менее 3 часов. Структура того времени, которое они проводят в Интернете, довольно неоднородна (рис. 1).

Видно, что в социальных сетях и на новостных сайтах молодые люди проводят больше времени, чем на игровых ресурсах. Но сама по себе их активность примечательна: заметно, что большинству из них привычно проводить в Интернете именно много времени, причем, судя по всему, на разных по профилю сайтах. Уже само по себе это говорит о том, что Интернет может использоваться для того, чтобы распространять среди молодых людей экстремистский контент: при грамотном тиражировании информации в виртуальном пространстве она может достичь по-настоящему массовой молодежной аудитории.

Второй вывод. Социальные сети используются практически всеми. Как мы уже сказали, молодежи характерна многогранная активность использования Интернета: сайты, которые они склонны посещать, весьма разнообразны. Но есть как минимум один тип Интернет-ресурсов, которым в той или иной степени пользуются если не все из них, то явное большинство. Этим ресурсом являются социальные сети. Отчасти это видно как раз по структуре того времени, которое они проводят в Интернете: видно, что значительная доля этого времени приходится именно на социальные сети. Но здесь показательно и то, что только 0,5% опрошенных не имеют регистрации в таких сервисах. И в то же время, 77,5% опрошенных не просто пользуются такими сервисами, но и тратят на их посещение не менее 3 часов каждый день. Да и цели, с которыми многие из них пользуются социальными сетями, говорят о том, что такие сервисы в их жизни грают очень важную и многогранную роль: 88,0% посещают такие сайт для того, чтобы общаться; 70,3% - для развлечения; 63,3% - для чтения новостей. Такая высокая активность использования социальных сетей говорит о том, что разносторонность Интернет-активности молодежи относительна. Молодые люди могут иметь разные интересы и посещать разные сайты, но социальными сетями в любом случае пользуется абсолютное большинство из них. В этом

тоже есть определенный фактор уязвимости перед экстремистским контентом: массовая популярность таких сервисов среди молодежи превращает их в удобную площадку для распространения в молодежной среде любого, в том числе и экстремистского информационного контента.

Третий вывод. Интернет становится удобной площадкой не только для общения молодежи, но и для формирования у нее новых социальных связей. Абсолютное большинство опрошенных не только заходят в Интернет ради общения, но и готовы к коммуникации с совершенно незнакомыми людьми. Показательны ответы, которые они дают на проективный вопрос анкеты: «Если Вы получите в социальной сети сообщение от человека, которого никогда прежде не видели, Вы будете с ним общаться?». Распределение ответов, которые они дают на этот вопрос, говорит о том, что три четверти опрошенных вполне допускают такое общение. Условия, при которых они будут готовы начать общение, очень разнообразны, но полностью такую ситуацию исключает только четверть из них (табл. 1).

Таблица 1

Ситуации, в которых опрошенные допускают общение в Интернете с заведомо незнакомым человеком (поливариантный вопрос)

Варианты ответа % от числа ответивших

Если этот человек предложит поговорить на интересную мне тему 38,4

Если человек присылает мне полезную информацию 30,6

Если страница этого человека вызовет мое любопытство 35,0

Если мне будет очень скучно 27,5

Если я знаю, что этот человек реален 28,1

Если этот человек предлагает что-то понятное и конкретное - например, участие в конференции/конкурсе 22,7

Если фото этого человека мне симпатично 17,1

Если этот человек подначивает, провоцирует меня 9,5

Если этот человек говорит в мой адрес оскорбления 7,4

Если этот человек говорит мне комплименты 2,3

Вообще не буду общаться ни при каких обстоятельствах. 25,5

Характерно, что прежде мы выявляли такую коммуникативную открытость и у более старших подгрупп молодежи -тех, кто находится в возрасте до 30 лет. Об этом упоминалось в наших предшествующих работах [13, с. 45]. Поэтому,

поиск информации поддержание контактов с друзьями видео/музыка чтение новостей учеба

переписка по электронной почте игры покупки ра бота

участие в конкурсах другие цели

90.40% I 86.90°% 86.00°%

I 27.90°% 26.80°%

■ 12.80% 10.70% 8.00%

Рисунок 2. Цели, с которыми опрошенные пользуются Интернетом (поливариантный вопрос, % от числа ответивших)

видимо, можно говорить о некоторой универсальности этого свойства. В любом случае заметно, что как Интернет в целом, так и социальные сети в частности являются в жизни молодежи тем пространством, в котором она поддерживает уже имеющиеся социальные связи и создает новые. Такая открытость молодежи - тоже своего рода фактор уязвимости: она говорит о том, что многие из них в целом готовы проявить интерес к информации в Интернете даже в том случае, если не знают человека, который ее отправил.

Четвертый вывод. Модальность Интернет-активности молодежи тяготеет к гедонизму. И структура того времени, которое молодые люди проводят в Интернете, и цели, с которыми они пользуются Интернетом (рис. 2), говорят о том, что ключевая причина посещения виртуального пространства для многих из них - поиск развлечения.

Здесь, конечно, следует делать осторожные выводы и избегать обобщений. Нельзя сказать, что среди них вообще отсутствуют те, кто заходит в Интернет с какими-то функциональными целями. Но такие люди, похоже, составляют среди молодежи только меньшинство. Ради работы или учебы в Интернет заходят меньше половины из них, а время, которое большинство из них проводят на учебных и научных сайтах, магазинах или площадках для заработка, крайне незначительно. Основной вектор их активности в Интернете - именно поиск развлечения: общение, чтения новостей, прослушивание музыки и просмотр видео. Опять же, такая модальность Интернет-активность провоцирует риски и уязвимость перед тем экстремистским контентом, который распространяется в Интернете. В том случае, если форма такого контента соответствует развлекательным запросам молодежи - вероятность его успешного восприятия молодыми людьми повышается.

Сколь бы разрозненными и эклектичными ни выглядели эти факты в отдельности друг от друга, вместе они выстраиваются в единую модель привычек поведения молодежи в Интернет-пространстве. По ним видно, что Интернет для большинства молодых людей - это привычная и удобная среда общения, которой они пользуются каждый день и в которой проводят значительное количество времени. Интернет становится для них не только информационным ресурсом, но и пространством общения или даже в каком-то смысле - средой обитания. При этом многие из них относятся к коммуникации в таком пространстве очень легко: они ищут в нем новых развлечений и открыты для общения. Во многом поэтому, как нам кажется, и появляется определенная уязвимость молодежи перед экстремистским контентом, которая и делает возможным его эффективное тиражирование через Интернет.

Интенсивность времени, которое многие представители молодежи проводят в Интернете, делает их удобным адресатом распространения такого контента. Да, поведение молодежи в Интернете, разнонаправленно и может быть связано с посещением очень разных по профилю сайтов. Но существует как минимум один тип ресурсов в Интернете, который регулярно посещают если не все представители молодежи, то их явное большинство, - это социальные сети. Массовая популярность социальных сетей среди молодежи превращает такие ресурсы в удобный инструмент работы с массовой молодежной аудиторией. Понимание закономерностей распространения информации в таких сервисах и коммуникативных привычек молодежи создает благоприятную почву для того, чтобы такой контент становился легко распространим среди молодежи в кратчайшие сроки. Иначе говоря, техническая возможность распространения экстремистского контента среди более или менее массовой аудитории молодежи в Интернете действительно существует.

В свою очередь, коммуникативные привычки и гедонистические ориентации Интернет-активности молодых людей благоприятствуют тому, чтобы экстремистский контент имел шансы на распространение среди молодежной аудитории, но и был ей воспринят, усвоен. Привычка ориентироваться на развлечение и новые впечатления делает молодых людей открытыми, любопытными к тому контенту, который распространяется в Интернете. В том случае, если экстремистский материал будет транслироваться в форме, которая соответствует запросам молодых людей на развлечение, такой контент как минимум может вызвать у многих из них любопытство. Более того, их потенциальная готовность вступать в коммуникацию даже с заведомо незнакомыми пользователями говорит о том, что такой контент может вызывать любопытство и интерес молодых людей даже в том случае, если им неизвестен источник его появления. Эффективное распространение экстремистского контента среди молодежи в Интернете, таким образом, является вопросом техники. Для того чтобы быть эффективным, оно должно учитывать разные нюансы и строиться на необычных, креативных идеях. Но потенциальная возможность такого распространения есть и, как показал наш анализ, некоторую почву для этого создают привычки Интернет-поведения самих молодых людей.

Заключение. Начиная данную работу, мы задавались вопросом о том, существует ли уязвимость российской молодежи перед экстремистским контентом в Интернете и какова подоплека этой уязвимости. В целом проведенный анализ показывает, что определенная уязвимость молодых россиян перед таким контентом в виртуальном пространстве действительно существует, а ключевым фактором ее

64.90%

36.80%

32.20%

появления становится сложившаяся модальность поведения в Интернете, которая свойственна российской молодежи.

Высокая активность использования Интернета и значительное время, которое многие из них проводят в социальных сетях, делают их доступным адресатом тиражирования экстремистского контента. В то же время, их установка на поиск развлечения в Интернете и коммуникативная открытость становятся основой для любопытства, которое способно повышать их восприимчивость к такому контенту.

ЛИТЕРАТУРА

Таким образом, использование Интернета для тиражирования среди российской молодежи является решаемой инструментальной задачей. Для такого тиражирования, вероятно, нужно гибко подстраиваться под частные запросы молодежи и ее конкретные представления об интересном контенте и развлечениях. Но само по себе такое тиражирование действительно возможно. Актуальные практики Интернет-поведения российской молодежи делают ее потенциально чувствительной к экстремистскому контенту, который тиражируется в Интернете.

1. Акишина В.Д. Проблема управляемости на примере блокировки Telegram // Аллея науки. 2018. Т. 4. № 8(24). С. 570-575. [Akishina VD. Problem of controllability on the example of Telegram blocking. Alleya nauki. 2018;4(8):570-575. (In Russ).].

2. Бабинцев В.П., Заливанский Б.В., Самохвалова Е.В. Этнический экстремизм в молодежной среде: диагностика и перспективы преодоления // Мир России. 2011. Т. 20. № 1. С. 74-87. [Babintsev VP, Zalivansky BV, Samokhvalova EV. Ethnic Extremism in the Youth Environment: Diagnostics and Overcoming Prospects. Universe of Russia. 2011;20(1):74-87. (In Russ).].

3. Володенков С.В. Особенности интернета как современного пространства политических коммуникаций // PolitBook. 2018. № 3. С. 6-21. [Volodenkov SV. Features of the internet as a contemporary space of political communication. PolitBook. 2018;(3):6-21. (In Russ).].

4. Ганин Е.А. Детабуирование образов экстремизма на аренах Интернет-пространства // Казанская наука. 2013. № 8. С. 144-148. [Ganin EA. Deconstruction of the taboo on the image of extremism in the arenas of internet space. Kazan science. 2013;(8):144-148. (In Russ).].

5. Ганский П.Н. Контент-анализ как метод выявления экстремистского контента в Интернете // Конфликтология. 2014. № 5. С. 346-348. [Ganskiy PN. Content-analysis as a method of identifying extremist content on the Internet. Conflictology. 2014;(5):346-448. (In Russ).].

6. Дёшина Е.И., Меркулова А.Н. Молодежь как наиболее подверженная влиянию экстремизма и терроризма в сети интернет социально-демографическая группа // Обзор НЦПТИ. 2019. № 1(16). С. 54-61. [Dyoshina EI, Merkulova AN. Molodezh' kak naiboleye podverzhennaya vliyaniyu ekstremizma i terrorizma v seti internet sotsial'no-demograficheskaya gruppa. Obzor NCPTI. 2019;(1):54-61. (In Russ).].

7. Диль В.А. Тенденции развития современного экстремизма: молодежный и информационный экстремизм // Известия Томского политехнического университета. 2009. Т. 314. № 6. С. 167-170. [Dil VA. Tendentsii razvitiya sovremennogo ekstremizma: molodezhnyy i informatsionnyy ekstremizm. Bulletin of the Tomsk Polytechnic University. 2009;314(6):167-170. (In Russ).].

8. Ефимова Т.В. Интернет как среда социализации современной личности // В мире научных открытий. 2011. № 5(41). С. 195-209. [Efimova TV. The internet as a field for social growth of a modern personality. In the World of Scientific Discoveries. 2011;(5):195-209 (In Russ).].

9. Исследование Mail.ru Group к 25-летию Рунета / Официальный сайт компании «Mail.ru». URL: https://corp.mail.ru/ru/press/infograph/10391.

10. Львов С.В. Студенты, этнический экстремизм и ксенофобия: от диагностики проблемы к мерам преодоления // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2009. № 6(94). С. 178-188. [Lvov SV. Students, Ethnic Extremism and Xenophobia: From Diagnostics of the Problem to Ways of Overcoming. The monitoring of public opinion: economic & social changes. 2009;(6):178-188 (In Russ).].

11. Паин Э.А. Социальная природа экстремизма и терроризма // Общественные науки и современность. 2002. № 4. С. 113-124. [Pain EA. Sotsial'naya priroda ekstremizma i terrorizma. Social Sciences and Contemporary World. 2002;(4):113-124. (In Russ).].

12. Радаев В.В. Миллениалы на фоне предшествующих поколений: эмпирический анализ // Социологические исследования. 2018. № 3. С. 15-33. [Radaev VV. Millenials compared to previous generations: an empirical analysis. Sociological Studies. 2018;(3):15-33. (In Russ).]. DOI: 10.7868/ S0132162518030029.

13. Руденкин Д.В., Руденкина А.И. Интернет в социальной реальности современной российской молодежи: тренды и риски // Juvenis scientia. 2019. № 1. С. 43-48. [Rudenkin DV, Rudenkina AI. Internet in social reality of contemporary Russian youth: trends and risks. Juvenis scientia. 2019;(1): 43-48. (In Russ).]. DOI: 10.32415/jscientia.2019.01.10.

14. Седых Н.С. Социально-психологические особенности пропаганды экстремизма и терроризма посредством Интернета // Социальная психология и общество. 2013. № 2. С. 137-147. [Sedih NS. Social Psychological Features of Extremist and Terrorist Propaganda on the Internet. Social psychology and society. 2013;(2):137-147 (In Russ).].

15. Тагильцева Ю.Р., Воробьева И.В., Кружкова О.В. и др. Интернет-механизмы вовлечения в экстремистские сообщества // Российский психологический журнал. 2019. Т. 16. № 1. С. 189-218. [Tagiltseva YR, Vorobyeva IV, Kruzhkova OV, et al. Internet Mechanisms of Involvement in Extremist Communities as a Threat to Socialization of Contemporary Youth. Russian Psychological Journal. 2019;(1):189-218 (In Russ).]. DOI: 10.21702/rpj.2019.1.9.

16. Телегина Е.Г., Шадянов Д.С. Экстремизм в сети Интернет как глобальная проблема современной молодежи // Вестник Нижегородской правовой академии. 2016. № 9(9). С. 60-61. [Telegina EG, Shadyanov DS. Ekstremizm v seti Internet kak global'naya problema sovremennoy molodezhi. Journal of Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2016;(9):60-61.(In Russ).].

17. Умланд А. Правый экстремизм в постсоветской России // Общественные науки и современность. 2001. № 4. С. 71-84. [Umland A. Right extremism in postsoviet Russia. Social Sciences and Contemporary World. 2001;(4):71-84. (In Russ).].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Хоперская Л.Л. Проблема радикализма и экстремизма в Южном федеральном округе // Гуманитарная мысль Юга России. 2005. № 1. С. 27-36. [Khoperskaya LL. Problema radikalizma i ekstremizma v Yuzhnom federal'nom okruge. Humanitarian thought of the South of Russia. 2005;(1):27-36. (In Russ).].

19. Чупров В.И, Зубок Ю.А. Экстремизм среди молодежи // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2009. № 1(89). С. 145-165. [Chuprov VI, Zubok YA. Extremism Among Youth. The monitoring of public opinion: economic & social changes. 2009;(1):145-165. (In Russ).].

Поступила в редакцию 29.07.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.