Научная статья на тему 'Молдова: выборы выбора'

Молдова: выборы выбора Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
215
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
МОЛДОВА / ПАРЛАМЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ / ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ ВЫБОР / MOLDOVA / PARLIAMENTARY ELECTIONS / GEOPOLITICAL CHOICE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кандель Павел Ефимович

Грядущие выборы в высший орган власти Молдовы (парламентской республики) не рутинная процедура. Решающая схватка за власть между прозападными и условно пророссийскими силами воспринимается как выбор внешнеполитического вектора дальнейшего развития страны. Но есть основания предполагать, что выбор окажется непосильным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARLIAMENTARY ELECTIONS IN MOLDOVA

The upcoming elections for parliament of Moldova is not a routine procedure. The decisive battle for power between pro-Western and conditionally pro-Russian forces are seen as a choice of foreign policy vector for further development of the country. However, there is reason to believe that the choice would be backbreaking one.

Текст научной работы на тему «Молдова: выборы выбора»

КАНДЕЛЬ Павел Ефимович — кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН(125009, Россия, г. Москва, Моховая ул., 11, стр. 3В; xpecan@yandex.ru)

МОЛДОВА: ВЫБОРЫ ВЫБОРА

Аннотация. Грядущие выборы в высший орган власти Молдовы (парламентской республики) - не рутинная процедура. Решающая схватка за власть между прозападными и условно пророссийскими силами воспринимается как выбор внешнеполитического вектора дальнейшего развития страны. Но есть основания предполагать, что выбор окажется непосильным. Ключевые слова: Молдова, парламентские выборы, геополитический выбор

Предстоящие в Молдове парламентские выборы имеют особое значение по многим причинам. Решающая схватка за власть между прозападными и условно пророссийскими силами — довольно радикальная попытка и правых, и левых обновить политический класс, освободившись от его проворовавшихся и обанкротившихся представителей, пока остающихся у власти, — воспринимается как выбор внешнеполитического вектора дальнейшего развития страны. Но есть основания предполагать, что многие завышенные ожидания окажутся обманутыми. Одновременно выборы станут тестом для президента И. Додона и поддерживающей его Партии социалистов — и на степень влиятельности, и на политическую дееспособность, и на реальную готовность реализовывать тот политический курс, который декларируется в предвыборной кампании. Хотя точная дата выборов пока неизвестна, и ныне правящая коалиция во главе с Демократической партией сделает все, чтобы их максимально оттянуть (до конца 2018 или даже до начала 2019 г.), избирательная кампания фактически уже идет. Ведет ее не только президент. Он, за отсутствием реальных властных полномочий, все свои заявления и поступки подчиняет решению электоральных задач, что вполне логично. В противоположном лагере наблюдаются аналогичные движения и готовятся коалиции.

Расстановка сил

Многочисленные опросы общественного мнения (достоверность и непредвзятость которых в каждом отдельном случае вызывают сомнения) все же сходятся в главном, и в этом на них можно полагаться. Фаворитом выборов считается ныне находящаяся в оппозиции Партия социалистов, поддерживающая президента И. Додона (от 30% до 50% голосов и более). 2-е место отводят новой и пока не представленной в парламенте партии правого фланга «Действие и солидарность» и сопернице И. Додона на президентских выборах М. Санду, которую рассматривают как креатуру США (20—22% голосов). Демократической партии во главе с олигархом В. Плахотнюком, по всеобщему убеждению, кукловодом молдавской политической сцены с рейтингом доверия 4% (у И. Додона — 26%, у М. Санду — 15%), сначала не сулили даже преодоления порога (6%), но ныне предрекают около 8% голосов1. Остальные партии как левой, так и правой части спектра, как старые, так и новые, имеют мало шансов на прохождение в парламент.

Между тем все прогнозы ставит под вопрос новая смешанная избирательная система: только 51 депутат будет избираться по партийным спискам, а 50 — по одномандатным округам. В условиях тотальной коррумпированности

1 На данный момент в парламент прошли бы три партии, опрос. Доступ: http://www.noi.md/ru/ пе№$_1д/254158 (проверено 21.12.2017).

молдавского политического класса у Демократической партии и ее хозяина В. Плахотнюка открываются широкие возможности «докупить» недостающее число мандатов среди одномандатников. Ремесло это они уже освоили в совершенстве: на выборах 2014 г. ДП получила 19 мандатов, а ныне ее фракция имеет 41 за счет перебежчиков. Когда ДП предложила перейти на мажоритарную систему выборов, это было встречено в штыки всеми остальными партиями, осуждено Венецианской комиссией Совета Европы и даже ЕС. Но весьма примечательно, что социалисты не присоединились к общему протесту, а в качестве компромисса предложили смешанную систему и своими голосами обеспечили принятие соответствующего закона в парламенте. Возможно И. Додон, партии которого может и не хватить нескольких мандатов для завоевания надежного большинства, решил таким образом подстраховаться. Но сама сделка с В. Плахотнюком породила подозрения, что противостояние президента существующему продажному режиму не столь безусловно, как это выглядит. Это обернулось некоторым понижением рейтинга президента и его партии.

Главная интрига выборов заключается в том, удастся ли социалистам получить большинство в парламенте. Понятно, что ЕС и США сделают все, чтобы этого не допустить. Они располагают достаточными финансовыми, медийными и иными ресурсами, контролируют большую часть НКО. Брюссель и Вашингтон способны консолидировать правую часть политического спектра и внести раздор на левом фланге. Сильно поредевшая Партия коммунистов В. Воронина и «Наша партия» Р. Усатого (оба имеют личные счеты с И. Додоном) в парламент вряд ли пройдут, но могут оттянуть на себя часть избирателей, голосов которых недостанет социалистам. Так и случилось в 1-м туре президентских выборов. Нельзя исключать и попытки «приручить» социалистов посредством коалиционного кабинета при отсутствии явно доминирующей политической силы. На крайний случай Вашингтон и Брюссель могут запустить сценарий очередной «оранжевой революции», который в Кишиневе был уже успешно опробован в 2009 г. Нет уверенности, что И. Додону достанет решимости, да и просто сил и ресурсов, чтобы противостоять новому «майдану».

Риторика и реальность

Было бы противоестественно, если бы в России не болели за социалистов, хотя слишком пылкие страсти отечественных «болельщиков» могут оказать им медвежью услугу. Вместе с тем не следует чрезмерно обольщаться по поводу пророссийской предвыборной риторики И. Додона и его партии. Правомерно видеть в нем искреннего поборника самостоятельной молдавской государственности и противника присоединения к НАТО — и потому, что это вполне отвечает его личным и партийным интересам, и потому, что именно такой курс может рассчитывать на поддержку значительного большинства граждан (за вступление в НАТО и присоединение к Румынии — чуть более 20%, против — более 60%)!. Но чтобы предугадать реальный курс И. Додона по отношению к ЕС и ЕАЭС, к Приднестровью, полезно вновь обратиться к опросам и экономической статистике.

В 2016 г. на ЕС приходилось 54% товарооборота Молдовы, 66,2% ее экспорта и 49% ее импорта, на РФ — 12,7% товарооборота Молдовы, 11,6% ее экспорта

1 Европейский или Таможенный союз: Куда хотят молдаване? Доступ: http:// http://www.noi.md/ru/ news_id/253596 (проверено 21.12.2017).

и 13,3% ее импорта1. Большинство опросов показывает некоторое превышение числа сторонников ориентации на РФ и ЕАЭС над приверженцами курса на ЕС. Но и в них речь идет о соотношении примерно 45% на 40%. Подобное распределение внешнеполитических симпатий подтверждают и результаты президентских выборов: 52,1% голосов получил И. Додон, 47,8% — М. Санду. О том же говорит география миграционных потоков молдавских гастар-байтеров и их денежных переводов на родину. Даже по официальным, явно заниженным данным, больше всего молдавских граждан находится в России — 477 949 чел. Но немалые молдавские диаспоры есть в Италии — 142 266, США - 47 754, Канаде - 17 565, Испании - 16 202, Германии - 14 815 чел.2 Если же учесть, что румынскими паспортами - наиболее удобным средством пересечения европейских границ - обзавелись уже более 400 тыс. жителей Молдовы3, число ее граждан, добывающих средства к существованию в ЕС, значительно больше. Так, в III квартале 2017 г. 36,5% общего объема переводов поступили из СНГ (в основном из России), 34,5% - из ЕС, 29,9% -из других стран4. Все это означает, что население Молдовы в выборе между Востоком и Западом расколото и ярко выраженного преобладания нет у сторонников ни того, ни другого варианта. Неразумно поэтому предполагать, что правительство социалистов захочет или сможет радикально развернуть экономику Молдовы в другую сторону. Вероятнее, что громкие обличения действующего соглашения об ассоциации с ЕС, в конечном счете, обернутся смиреной просьбой к Брюсселю увеличить квоты на экспорт некоторых наиболее ходовых молдавских агропродуктов. Впрочем, с подобной же просьбой уже выступил и нынешний прозападный кабинет П. Филипа, и его заявка в Брюсселе рассматривается.

И российский рынок для продуктов молдавского сельского хозяйства, и рынок труда РФ для молдавских граждан весьма значим. Логично ожидать со стороны молдавских социалистов попыток их вернуть. В идеале они заинтересованы в одновременном и параллельном развитии отношений и с ЕС, и ЕАЭС. Подобная линия вряд ли встретит понимание в Брюсселе, и потому Кишинев и при правительстве социалистов будет лавировать между двумя полюсами, но его, по крайней мере, можно будет удерживать от явно антироссийских акций.

В вопросе о судьбе Приднестровья позиция И. Додона эволюционировала от согласия с вариантом федеративной Молдовы до готовности признать за ним неопределенный «особый статус», что, собственно, не сильно отличается от подхода нынешних властей. Удивляться этому не приходится. Ведь около 70% граждан, по опросам, полагают, что регион должен быть частью Молдовы без какой-либо автономии5. Но можно предполагать, что И. Додон и его правительство будут воздерживаться от шагов, способных радикально обострить ситуацию в регионе, что уже неплохо. В целом, победа социалистов расширила бы возможности российского влияния на Кишинев и поле маневра отечественной дипломатии, но было бы ошибкой считать ее гаранти-

1 European Union, Trade in goods with Moldova. URL: http://trade.ec.europa.eu/doclib/docs/2006/ september/tradoc_113419.pdf (accessed 21.12.2017).

2 МИДЕИ обнародовало официальные данные о количестве граждан Молдовы, находящихся за границей. Доступ: http://www.noi.md/ru/news_id/89997 (проверено 21.12.2017).

3 Румыния планирует открыть в Молдавии 21 участок на выборах своего президента. Доступ: https:// regnum.ru/news/polit/1857225.html (проверено 21.12.2017).

4 Рейтинг стран по денежным переводам в Молдову от наших сограждан. Доступ: http://www.noi. md/ru/news_id/253576 (проверено 21.12.2017).

5 Какое будущее у Приднестровья, опрос. Доступ: http://www.noi.md/ru/news_id/254241(проверено 21.12.2017).

рованной или переоценивать ее. Выбор между Востоком и Западом Молдове вряд ли по силам.

KANDEL' Pavel Efimovich, Cand.Sci. (Hist.), Leading Researcher at the Institute of Europe, Russian Academy of Sciences (bld. 3B, 11 Mokhovaya St, Moscow, Russia, 125009; xpekan@yandex.ru)

PARLIAMENTARY ELECTIONS IN MOLDOVA

Abstract. The upcoming elections for parliament of Moldova is not a routine procedure. The decisive battle for power between pro-Western and conditionally pro-Russian forces are seen as a choice of foreign policy vector for further development of the country. However, there is reason to believe that the choice would be backbreaking one. Keywords: Moldova, parliamentary elections, geopolitical choice

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.