УДК 324+328(478)"2018":327.57(477.6)
https://doi.org/10.24158/pep.2018.3.6
Галинский Ярослав Олегович
Galinsky Yaroslav Olegovich
аспирант кафедры политологии и государственного управления факультета общественных наук Приднестровского государственного университета имени Т.Г. Шевченко
ВЛИЯНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПАРЛАМЕНТСКИХ ВЫБОРОВ 2018 Г. В МОЛДОВЕ НА ПРОЦЕСС МЕЖДУНАРОДНОГО ПРИЗНАНИЯ ПРИДНЕСТРОВЬЯ
PhD student, Political Science and State Management Department, School of Social Sciences, Shevchenko Transnistria State University
THE IMPACT OF THE 2018 PARLIAMENTARY ELECTION RESULTS IN MOLDOVA ON THE INTERNATIONAL RECOGNITION OF TRANSNISTRIA
Аннотация:
В статье рассматривается вопрос международного признания Приднестровья как де-факто государства. Анализируется правомерность признания Приднестровья со стороны международного сообщества. Автор исследует отношения, которые сложились между Молдовой и Приднестровьем в контексте переговорного процесса, и на их основании заключает, что при нынешней власти Молдова не признает Приднестровье. Приводятся убедительные факты дрейфа Молдовы в сторону Румынии, Европейского союза, НАТО. Подробно рассматривается политическая ситуация в Республике Молдова, в контексте предстоящих парламентских выборов предпринята попытка прогнозировать их резуль-тат. В заключение сделан вывод, что в случае, если на выборах победу одержат проевропейские политические партии и произойдет окончательное закрепление европейского выбора Молдовы, то у России появится убедительный аргумент для признания Приднестровской Молдавской Республики.
Ключевые слова:
международное признание, переговорный процесс, особый статус, блокада, интеграция, национальная идея, реинтеграция, парламентские выборы 2018 г., Приднестровье, Молдова, Россия.
Summary:
The study examines the issue of the international recognition of Transnistria as a de facto state and analyzes the legitimacy of its recognition by the international community. The author considers the relationships between Moldova and Transnistria in the context of the negotiation process and comes to the conclusion that Moldova current authorities will not recognize Transnistria. Further, the strong evidence of Moldova's drift towards Romania, the European Union, and NATO is presented. The author elaborates on the political situation in the Republic of Moldova and tries to predict the results of the forthcoming parliamentary elections. It is concluded that if the pro-European political parties win the elections and Moldova's European choice is finally preferred, Russia will have a compelling reason to recognize the Transnistrian Moldavian Republic.
Keywords:
international recognition, negotiation process, special status, blockade, integration, national idea, reintegration, the 2018 parliamentary elections, Transnistria, Moldova, Russia.
27 лет продолжается борьба приднестровского народа за международное признание, юридическую легализацию своей государственности. Согласно докладу B219, подготовленному Международным советом по демократическим институтам и государственному суверенитету (МСДИГС), Приднестровье сегодня реально обладает государственным суверенитетом, соответствует обязательным критериям и требованиям к государственности, в силу чего его следует рассматривать как государство, образованное в соответствии с принципами международного права [1, а 7].
Все эти годы в Приднестровской Молдавской Республике последовательно осуществлялся процесс государственного строительства, проводились регулярные свободные общенародные выборы и референдумы, корректировалась форма правления, возникали новые государственные институты и политические партии. Была создана своя собственная образовательная система во главе с признанным в России Приднестровским государственным университетом имени Т.Г. Шевченко. Развивались промышленность и сельское хозяйство. Выросло новое поколение приднестровцев, которое никогда не жило в Республике Молдова и воспринимает ее как соседнее государство, расположенное по правую сторону реки Днестр, поколение, которое руководствуется в своей повседневной жизни Конституцией, законами Приднестровской Молдавской Республики и готово с оружием в руках защищать ее от внешних угроз. Иначе говоря, мы являемся свидетелями естественного процесса развития, укрепления и упрочения Приднестровской Молдавской Республики как самопровозглашенного независимого государства.
Вопрос международного признания Приднестровья неоднократно поднимался политическими властями республики как на официальном международном уровне в таких организациях, как ООН, ОБСЕ, Совет Европы, так и на площадках экспертного сообщества. Однако в силу двойных стандартов, а иногда и отсутствия всяких стандартов он так и не получил положительного решения.
По нашему мнению, 27 лет функционирования приднестровского государства в условиях следования принципам международного права, уважения прав и свобод человека, эффективности и легитимности государственной власти обоснованно демонстрируют мировому сообществу правомерность и востребованность его местным населением. Об этом можно судить также по результатам общенародных референдумов, проведенных в Приднестровье по всем важнейшим вопросам жизни общества и государства.
Разумеется, самым безболезненным путем международного признания Приднестровья было бы признание его Республикой Молдова, которая официально считает себя материнским государством по отношению к нему (в то время как все приднестровцы считают именно Россию своим материнским государством, с которым они рано или поздно воссоединятся). Однако правящая в Молдове проевропейская коалиция политических партий категорически не приемлет вариант с юридическим признанием Приднестровья и настроена на использование любых мер, в том числе силовых, для включения Приднестровья в территориальные границы молдавского государства. По этому вопросу, кстати говоря, политической элитой Молдовы достигнут полный консенсус. Споры внутри нее идут лишь по вопросу будущего статуса Приднестровья в составе Молдовы. Часть ее, а именно нынешняя действующая власть, выступает за некую автономию Приднестровья. Партия социалистов президента Игоря Додона позиционирует себя как сторонница федеративного молдавского государства. Правые радикалы и гражданское общество Молдовы полагают, что Приднестровью не следует предоставлять никакого особого политического статуса. К примеру, известный молдавский политолог Оазу Нантой заявляет, что Приднестровье является оккупированной Россией территорией и поэтому не имеет никаких прав на особый статус [2].
За прошедшие годы было сделано много заявлений и принято большое число документов, которые создали базу для ведения переговоров по молдо-приднестровскому урегулированию, предпринято множество попыток урегулирования конфликта [3]. Молдо-приднестровский переговорный процесс в формате «5 + 2», являющийся главной переговорной площадкой, на которой должен быть выработан компромиссный документ урегулирования молдо-приднестровского конфликта, сегодня во многом работает в холостом режиме, хотя и решает некие конкретные тактические вопросы. Однако к главному, стратегическому вопросу определения и фиксации политического статуса приднестровского государства он так и не подошел, в силу того что приднестровская сторона обоснованно считает, что политический статус Приднестровья определен народом на всенародном референдуме и это статус независимой Приднестровской Молдавской Республики. Поэтому в рамках переговорного процесса следует решать вопросы, которые затрагивают конкретные жизненные проблемы населения по обоим берегам Днестра, но ни в коем случае не вопрос о «реинтеграции» Приднестровья. Президент Приднестровья Вадим Красносельский убежден, что в рамках молдо-приднестровского переговорного процесса следует обратить внимание на решение бытовых жизненных вопросов населения, а не увлекаться политическими заявлениями и лозунгами о федерализации Приднестровья или наделении его каким-то особым статусом [4].
По нашему глубокому убеждению, как политические власти Молдовы, так и ее западные партнеры недооценивают сложность процесса приднестровского урегулирования. Содокладчик ПАСЕ по Молдове Эгидиус Варейкис считает, что приднестровскую проблему можно решить не за год, а буквально за неделю [5]. Это глубокое заблуждение. На самом деле, это конфликт двух различных идентичностей, который затрагивает такие глубинные вещи, как язык, сознание, традиции, историческую память людей. Как нельзя соединить две стороны антагонистического противоречия, так и нельзя объединить Приднестровье и Молдову в одно целое. Можно попытаться примирить их, но не более того.
Разумеется, мы не можем оставить без внимания тот факт, что Приднестровье находится в сложном политическом и экономическом положении с учетом проведения Молдовой и Украиной блокадной политики в его отношении. Территориально оно оторвано от своего союзника России и находится в блокадном кольце границ Молдовы - Украины, что негативно сказывается практически на всех сферах жизни, прежде всего экономике. Фактически всю внешнеэкономическую деятельность Приднестровье вынуждено вести через Молдову, что приводит к существенному увеличению финансовых затрат и тормозит экономическое развитие республики.
Напомним, что Приднестровье сегодня подвергается жесточайшей территориальной блокаде. Единственным каналом сообщения с Россией через территорию Украины является только поезд Кишинев - Москва, а через территорию Молдовы - железнодорожный вокзал и аэропорт. При этом в отношении приднестровцев существуют жесткий пограничный режим и множество ограничений. Для приднестровца с российским паспортом в трудоспособном возрасте въезд на территорию Украины представляет определенную опасность. В свою очередь, российская группировка войск в Приднестровье, охраняющая военные склады в селе Колбасна, и российский миротворческий контингент, обеспечивающий мир и безопасность в этом регионе, сегодня лишены возможностей полноценного снабжения со стороны России и ротации воинского контингента. Симптоматично, что Конституционный суд Молдовы недавно заявил, что Приднестровье -это оккупированная Россией территория.
Видя, что избранная тактика удушения Приднестровья эффективна и усложняет жизнь приднестровскому обществу, власти Молдовы и Украины избирают все новые варианты для ее усиления и реализации, пытаясь создать невыносимые условия жизни для приднестровского населения. Так, например, директор молдавского института эффективной политики Виталий Андриевский, считающийся главным аналитиком председателя Демократической партии Молдовы Влада Плахот-нюка, предлагает жесткий вариант принуждения Приднестровья к сдаче. Он считает, что Приднестровье нужно полностью изолировать от внешнего мира, отрезав телефонную и интернет-связь, прекратить поставки топлива, а всю производимую продукцию отправлять в зарубежные страны только через Молдову [6]. По его мнению, для реализации этого плана необходимо создать специальную структуру в молдавском парламенте. Очевидно, что для поддержки этих шагов политические власти Молдовы начинают все активнее сотрудничать с НАТО, инициируя процесс перевооружения молдавской армии по стандартам НАТО, забывая о нейтральном статусе страны. В частности, министр обороны Республики Молдова Еуджен Стурза заявил, что в 2018 г. один из батальонов молдавской армии будет оснащен западным оружием, а в перспективе все воинские подразделения будут перевооружены с учетом требований и стандартов НАТО [7].
Важно отметить, что возможности России по противодействию этой политике шантажа, угроз и блокад Приднестровью со стороны Молдовы и Украины весьма ограниченны с учетом отсутствия общей границы между Приднестровьем и Россией. Сложно даже предположить, какие реальные меры реагирования сможет принять Россия в случае закрытия границ вокруг Приднестровья его соседями и принуждения его к сдаче. Пока этого не произошло, но, судя по воинствующей риторике ряда молдавских и украинских политиков, в перспективе можно ожидать самых решительных действий от этих государств.
Официальная позиция России по Приднестровью состоит в том, что Приднестровье должно получить в составе Молдовы особый политический статус, который бы гарантировал его жителям все права и свободы, достойную жизнь и благополучие, мир и безопасность. Именно поэтому начиная с 1992 г. там находятся российские миротворцы, которые обеспечивают безопасность приднестровскому населению. По заявлению российских официальных лиц, как только эти максимы будут обеспечены, российские миротворцы будут оттуда выведены. Российские эксперты объясняют данную стратегию тем, что Россия крайне заинтересована в сохранении всей Молдовы, вместе с Приднестровьем, в сфере своего влияния, в силу чего поддерживает там пророссийские силы во главе с президентом Игорем Додоном. В России очень надеются на то, что ему удастся овладеть политической ситуацией в Молдове и переориентировать ее с Запада на Восток, на Россию.
В ноябре 2018 г. в Молдове должны состояться очередные парламентские выборы, результаты которых, как ожидается, решат вопрос конкурентной борьбы и определят конфигурацию политической власти [8, с. 143]. Социологические исследования, проведенные в Молдове в ноябре 2017 г., показывают, что на этих выборах победу, с большой долей вероятности, могут одержать левопатриотические силы в лице партии социалистов, ориентирующиеся на сближение с Россией и вступление в Евразийский союз [9]. Однако их победа, на наш взгляд, вовсе не гарантирована. Находящаяся у власти в Молдове коалиция проевропейских политических партий делает все, чтобы не допустить данного исхода выборов. В этих целях задействован сценарий по изменению избирательной системы Республики Молдова, переводу ее с пропорциональной на смешанную. Это позволит коалиции взять верх практически во всех одномандатных округах. Активно осуществляется процесс партийного перехода под крыло Демократической партии Молдовы -партии Влада Плахотнюка - местных муниципалитетов. В Конституцию, с согласия Конституционного суда, внесена новая статья, которая фиксирует европейский стратегический выбор Молдовы как единственный путь ее развития [10]. Как считают представители коалиции, Молдова как функциональное государство может состояться, только интегрируясь в Европейский союз [11]. Другими словами, к ноябрю ситуация с политическими предпочтениями и симпатиями молдавских избирателей может кардинально поменяться.
Нельзя исключить, что в случае прогнозируемой неизбежности победы социалистов на парламентских выборах правящая коалиция может пойти на ряд неординарных шагов - например, преследуя свои интересы, объединиться с Румынией. В этих целях даже начата кампания по публичному «переходу» под юрисдикцию Румынии молдавских населенных пунктов. В настоящее время уже более 10о населенных пунктов Молдовы заявило о своей готовности к объединению с Румынией. Кроме того, возможен вариант организации провокации на границе с Приднестровьем, с тем чтобы в Молдове можно было ввести военное положение и отменить выборы. Не следует также забывать, что между Молдовой и Румынией заключен договор о взаимной военной помощи в случае возникновения разного рода коллизий.
Вместе с тем, по прогнозам экспертов, в ближайшее время до парламентских выборов вряд ли следует ожидать каких-либо неожиданных действий правящей коалиции в отношении Приднестровья. Решением приднестровского вопроса всерьез займутся после парламентских выборов, когда станет понятно, какая коалиция придет к власти в Молдове - проевропейская или пророссийская [12].
Россия де-факто стремится поддержать в Молдове пророссийские политические силы в лице партии социалистов [13], надеясь на благоприятный для нее результат на выборах и последующее переформатирование власти, а также на изменение геополитического вектора развития республики. Как прогнозируют российские политики и эксперты, победа социалистов на парламентских выборах даст возможность на основе компромисса сблизить Молдову и Приднестровье, обеспечить последнему особый гарантированный статус и перспективы экономического и политического развития. Помимо этого, будет оговорен вопрос самоопределения Приднестровья в случае возможного объединения Молдовы и Румынии.
В свою очередь, победа на парламентских выборах проевропейской коалиции приведет к тому, что Молдова де-юре и де-факто надолго, а может быть, навсегда закрепится в качестве актора объединенной Европы. Более того, в перспективе, видимо, будут инициированы ее вступление в НАТО и объединение с Румынией как гарантия членства в Евросоюзе. Как заявляют румынские и молдавские политики, воссоединение двух стран в 2018 г., в год столетия объединения Румынии и Молдовы, уже сегодня является важнейшей задачей. В этих целях румынский депутат Константин Кодряну настаивает на создании специального министерства воссоединения. По его мнению, в этом случае Румыния продемонстрирует свою геополитическую и геокультурную ответственность перед своим народом и объединительную роль в контексте евроинтеграции [14].
В случае если ситуация будет развиваться в этом направлении, перед Россией встанет вопрос кардинального изменения стратегии в отношении Молдовы и Приднестровья. Единственным союзником России в этом важном геополитическом регионе останется Приднестровье как часть «русского мира», «большой» России, как российский геополитический плацдарм. Россия не может потерять или сдать его - как с духовной, так и с геополитической точки зрения. На фоне усиливающейся конфронтации России с западным миром, попыток окружить ее по периметру юго-западных границ российским политическим руководством вполне может быть принято осознанное политическое решение о юридическом признании Приднестровской Молдавской Республики по аналогии с признанием Абхазии и Южной Осетии. Таким образом, Приднестровье сможет вступить в новое качество своей государственности, совместно с Россией укрепить его базисные составляющие и приступить к реализации выстраданной национальной идеи, подтвержденной результатами референдума 2006 г., - воссоединению с Россией.
Ссылки:
1. Государственный суверенитет Приднестровской Молдавской Республики. Тирасполь, 2006. 228 с.
2. Переговорный процесс между Приднестровской Молдавской Республикой и Республикой Молдова в документах. Изд. 2-е, перераб. и доп. / под ред. Н.В. Штански. Бендеры, 2014. 482 с.
3. Гамова С. В Молдове призывают поставить Приднестровье на место [Электронный ресурс]. URL: http://www.ng.ru/cis/2018-02-14/1_7172_moldova.html (дата обращения: 15.02.2018).
4. 5 попыток решения приднестровской проблемы [Электронный ресурс]. URL: http://01 dotdl5.news.ge/ru/news/story/220224-5-popytok-reshenija-pridnestrovskoj-problemy (дата обращения: 14.02.2018).
5. Egidijus Vareikis: regiunea transistreanä pläteste scump nerecunoasterea sa internationale [Электронный ресурс]. URL: https://www.europalibera.org/a/iolanda-badilitza-indialig-cu-egidijus-vareikis/29000609.html (дата обращения: 19.02.2018).
6. 25 лет без решения, но и без войны [Электронный ресурс]. URL: https://www.real-donbass.info/blogi/25-let-bez-resh-eniya-no-i-bez-vojny.html (дата обращения: 16.02.2018).
7. Стурза: «Один из батальонов национальной армии будет перевооружен по стандартам НАТО» [Электронный ресурс]. URL: http://a-tv.md/index.php?newsid=41535 (дата обращения: 12.02.2018).
8. Россия и мир: 2018. Экономика и внешняя политика. Ежегодный прогноз / рук. проекта А.А. Дынкин, В.Г. Барановский. М., 2017. 176 с.
9. Опрос показал, кто одержал бы победу на выборах в парламент Молдовы [Электронный ресурс]. URL: https://ru.sput-nik.md/politics/20171106/15454194/opros-pokazal-kto-oderzhal-pobedu-vybory-parlament-Moldova.html (дата обращения: 09.02.2018).
10. КС одобрил включение в Конституцию пункта о стратегической ориентации на европейскую интеграцию [Электронный ресурс]. URL: http://locals.md/2017/ks-odobril-vklyuchenie-v-konstitutsiyu-punkt-o-strategicheskoy-orientatsii-moldovyi-na-evropeyskuyu-integratsiyu/ (дата обращения: 17.02.2018).
11. Лянкэ: Молдова может стать функциональным государством только через интеграцию в ЕС [Электронный ресурс]. URL: https://point.md/ru/novosti/politika/lianke-moldova-mozhet-stat-funktsionalnym-gosudarstvom-tolko-cherez-inte-gratsiiu-v-es (дата обращения: 17.02.2018).
12. Левченко М. Молдова в 2018 г.: ставки парламентских выборов высоки как никогда [Электронный ресурс]. URL: http://ru.rfi.fr/evropa/20171215-moldova-v-2018-godu-stavki-parlamentskikh-vyborov-vysoki-kak-nikogda (дата обращения: 12.02.2018).
13. Химшиашвили П. Путин рассказал о мерах по поддержке президента Молдавии [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/politics/10/10/2017/59dcdf759a7947e218c486d6 (дата обращения: 18.02.2018).
14. Гамова С. Молдавские села уходят в Румынию [Электронный ресурс]. URL: http://www.ng.ru/cis/2018-01-30/1_7161_moldova.html (дата обращения: 17.02.2018).
References:
Dynkin, AA & Baranovsky, VG 2017, Russia and the World: 2018. Annual Forecast: Economy and Foreign Policy, Moscow, 176 p. https://doi.org/10.20542/978-5-9535-0517-8.
Egidijus Vareikis: regiunea transistreana plateste scump nerecunoasterea sa internationala 2018, viewed 19 February 2018, <https://www.europalibera.org/a/iolanda-badilitza-indialig-cu-egidijus-vareikis/29000609.html>, (in Romanian).
Gamova, S 2018a, Moldovan villages are becoming a part of Romania, viewed 17 February 2018, <http://www.ng.ru/cis/2018-01-30/1_7161_moldova.html>, (in Russian).
Gamova, S 2018b, Moldova is urged to put Transnistria in its place, viewed 15 February 2018, <http://www.ng.ru/cis/2018-02-14/1_7172_moldova.html>, (in Russian).
Khimshiashvili, P 2018, Putin talked about measures to support the Moldovan president, viewed 18 February 2018, <https://www.rbc.ru/politics/10/10/2017/59dcdf759a7947e218c486d6>, (in Russian).
Levchenko, M 2018, Moldova in 2018: the rates of parliamentary elections are higher than ever, viewed 12 February 2018, <http://ru.rfi.fr/evropa/20171215-moldova-v-2018-godu-stavki-parlamentskikh-vyborov-vysoki-kak-nikogda>, (in Russian).
Shtanski, NV (ed.) 2014, Negotiation between Transnistria and the Republic of Moldova in documents, 2nd ed., Bendery, 482 p., (in Russian).
State sovereignty of Transnistria 2006, Tiraspol, 228 p., (in Russian).