Научная статья на тему 'Влияние внешних факторов на жизнедеятельность и легитимацию приднестровской молдавской республики'

Влияние внешних факторов на жизнедеятельность и легитимацию приднестровской молдавской республики Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
284
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ПРИДНЕСТРОВЬЕ / РОССИЯ / МОЛДОВА / ЛЕГИТИМАЦИЯ / ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ / ПОМОЩЬ / УГРОЗЫ / TRANSNISTRIA / MOLDOVA / LIFE ACTIVITY / EXTERNAL FACTORS / LEGITIMATION / WESTERN COUNTRIES / ASSISTANCE / THREATS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Галинский Ярослав Олегович

В статье анализируются внешние факторы, влияющие на жизнеспособность Приднестровского государства, конкретизируются акторы этого влияния. Основное внимание уделяется многосторонней помощи и поддержке Приднестровья со стороны России, приводятся формы и способы оказания этой поддержки. Делается вывод, что без этой всесторонней помощи Приднестровье не выжило бы. С другой стороны, демонстрируется политика шантажа и угроз, блокад и вызовов, проводимая Молдовой и Украиной против Приднестровья при поддержке коллективного Запада, что крайне негативно сказывается на приднестровском социуме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF EXTERNAL FACTORS ON THE LIFE ACTIVITY AND LEGITIMATION OF THE PRIDNESTROVIAN MOLDAVIAN REPUBLIC

The article analyzes a number of external factors influencing the life activity and legitimization of Transnistria and names the actors of the external influence. The author focuses mainly on the many-sided assistance that Transnistria gets from Russia, on the forms and methods of providing targeted support as well as on the content of political, economic and cultural assistance of the Russian Federation to the Pridnestrovian Moldavian Republic. The investigation results in the conclusion that Transnistria would be unlikely to survive under the current conditions of blockades and challenges on the part of Moldova without the all-round support of Russia. The article also reveals the policy of blackmail and threats conducted by both Moldova and Ukraine supported by the Western countries represented by the European Union and the United States towards Transnistria. This policy has a very negative impact on the Transnistrian society and its living standards. Finally, it is underlined that despite this external pressure the people of Transnistria fully support their state power, legitimize it and are sure that their independent state is the supreme value of the society.

Текст научной работы на тему «Влияние внешних факторов на жизнедеятельность и легитимацию приднестровской молдавской республики»

2 018 ' 0 3

ВЛАСТЬ

129

SNEZHKOVA Irina Anatol'evna, Cand.Sci. (Hist.), Senior Researcher, Institute of Ethnology and Anthropology named after N.N. Miklukho-Maklay, RAS (32a Leninsky Ave, Moscow, Russia, 119334; snezhkova@mail.ru)

FEATURES OF THE INFORMATION WAR BETWEEN RUSSIA AND UKRAINE: WAYS, METHODS AND TECHNIQUES

Abstract. The article examines techniques and methods of the information war of Ukraine against Russia in 2013-2018. These include misinformation, biased management of information, false information stuffing, assembling of texts and pictures taken from various sources, derogatory characteristics of the enemy, creation of enemy image, etc. It is important for the researcher to see these techniques, try to separate the fiction from the truth and strive for objectivity in the studying the information in the media.

Keywords: information war, disinformation, creating enemy image, indoctrination, information and psychological operations

ГАЛИНСКИЙ Ярослав Олегович — аспирант кафедры политологии и государственного управления факультета общественных наук Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко (3300, Молдова (Приднестровье), г. Тирасполь, ул. 25 Октября, 128; 55;йа1кег77@ mail.ru)

ВЛИЯНИЕ ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ НА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЛЕГИТИМАЦИЮ ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Аннотация. В статье анализируются внешние факторы, влияющие на жизнеспособность Приднестровского государства, конкретизируются акторы этого влияния. Основное внимание уделяется многосторонней помощи и поддержке Приднестровья со стороны России, приводятся формы и способы оказания этой поддержки. Делается вывод, что без этой всесторонней помощи Приднестровье не выжило бы. С другой стороны, демонстрируется политика шантажа и угроз, блокад и вызовов, проводимая Молдовой и Украиной против Приднестровья при поддержке коллективного Запада, что крайне негативно сказывается на приднестровском социуме.

Ключевые слова: Приднестровье, Россия, Молдова, легитимация, жизнедеятельность, внешние факторы, помощь, угрозы

Смомента своего образования в 1990 г. в составе Союза ССР Приднестровская Молдавская Республика подвергается воздействию различных факторов, как внутренних, так и внешних, влияющих на ее становление и развитие как государства и жизнеспособность. И если во внутренней политике мы наблюдали прежде всего «разборки» в борьбе за перераспределение власти, то в сфере внешнего воздействия ясно видно массированное давление, направленное в основном на принуждение Приднестровья к реинтеграции, к объединению с Молдовой, отрыв его от России, подрыв легитимности действующей в Приднестровье политической власти, и в меньшей степени — на поддержку жизнеспособности и упрочения легитимности Приднестровского государства.

Всю совокупность внешних факторов (а это обстоятельства, которые складываются для Приднестровья «на основе его внешних индивидуальных свя-

зей и отношений с другими государствами» [Бачила 1993: 26]) воздействия на Приднестровье можно условно разделить на две группы. Первая группа — это, прежде всего, фактор России и других дружественных Приднестровью стран, таких как Абхазия, Южная Осетия и Нагорный Карабах. Данный фактор для Приднестровья, безусловно, можно оценить как позитивный. Другой фактор, скажем так, западный, который включает в себя политику Молдовы, Украины, Румынии, ОБСЕ, Евросоюза, США и других западных стран в отношении Приднестровья, однозначно воспринимается и населением, и властями Приднестровья как антиприднестровский, одобряющий выстроенную вокруг Приднестровья блокаду и тормозящий его свободное независимое развитие.

Отметим, что российский фактор является решающим условием сохранения и упрочения государственности Приднестровья, защиты прав и свобод его граждан. Не побоимся сказать, что без решающей поддержки и помощи России Приднестровье скорее всего не смогло бы выдержать целенаправленное давление западных стран с их блокадами, барьерами, препонами, угрозами и прекратило бы свое существование.

Россия, начиная с 1992, с момента ввода в Приднестровье миротворческого контингента, оказывает приднестровскому народу постоянную действенную помощь, обеспечивает его мир и безопасность. Сегодня особенно важна экономическая поддержка Приднестровья, которая способствует преодолению экономического кризиса, укреплению экономического потенциала республики, развитию сотрудничества с Российской Федерацией.

Сравнительно недавно российская сторона инициировала решение о российском пенсионном обеспечении приднестровцев, являющихся гражданами России. Причем пенсии эти существенно выше, чем приднестровские. Помимо этого, Россия оказывает всем без исключения приднестровским пенсионерам ежемесячную гуманитарную помощь в размере 10 долларов. Всего же, по оценкам западных экспертов, совокупная помощь России Приднестровью составляет 100 млн долл. ежегодно1. Насколько точны эти оценки, сказать сложно, но факт остается фактом — помощь эта весьма и весьма ощутима.

Еще одним каналом востребованной адресной помощи является реализация социально-экономических проектов на территории Приднестровья. В этих целях для разработки и реализации значимых социальных объектов в Приднестровье была образована российская Автономная некоммерческая организация «Евразийская интеграция» [Актуальные... 2014: 29], которая построила в республике 14 востребованных объектов.

Существенную поддержку Приднестровью оказал Днестровско-Прутский центр Российского института стратегических исследований (ДПЦ РИСИ), который активизировал молодежную среду Приднестровья, создав общественное молодежное движение «Звезда» и воссоздал Добровольное общество содействия армии и флоту2. Нельзя не сказать и об ответственной аналитической работе ДПЦ РИСИ, который совместно с Приднестровским государственным университетом им. Т.Г. Шевченко (ПГУ) реализовал большой научный проект, в ходе которого были подготовлены аналитические материалы по различным сферам жизни Приднестровского государства.

Значимым завоеванием Приднестровья является вхождение его образовательной сферы в образовательное пространство России, признание Россией при-

1 Тищенко М. По сусекам. Как Россия финансирует Приднестровье в кризис. Доступ: Шрз:// republic.ru/posts/66931 (проверено 26.01.2018).

2 Год назад в Приднестровье открылся Днестровско-Прутский центр РИСИ. Доступ: https:// novostipmr.com/ru/news/15-03-11/god-nazad-v-pridnestrove-otkrylsya-dnestrovsko-prutskiy-centr-risi (проверено 26.01.2018).

2018'03

ВЛАСТЬ

131

днестровских аттестатов зрелости и дипломов о высшем образовании, выданных ПГУ. Ежегодно ПГУ предоставляются десятки мест в аспирантурах РАН и российских университетов, что позволяет повышать качественный состав приднестровского преподавательского корпуса. ПГУ является полноценным членом Ассоциации российских вузов, а также Евразийской ассоциации университетов, им подписаны десятки и десятки договоров о сотрудничестве с российскими вузами, которые помогают ему соответствовать российским стандартам и качественному уровню учебного процесса [Берил 2010: 116-117].

Мы обозначили только наиболее существенные формы масштабной помощи России Приднестровью, на самом деле их гораздо больше, и они затрагивают буквально все стороны жизни приднестровского социума и в значительной степени гарантируют Приднестровью мир и безопасность, уверенность в завтрашнем дне.

Что же касается отношений Приднестровья с другими непризнанными и частично признанными государствами: Абхазией, Южной Осетией и Нагорным Карабахом, то в большей степени они остаются дружественно-декларативными, т.к. множественные границы и расстояния практически сводят на нет какие-либо конкретные формы экономического и социального сотрудничества. Политические контакты между ними, безусловно, поддерживаются. В свое время даже была создана Межпарламентская ассамблея содружества «За демократию и права народов», которая объединила законодательные органы Приднестровья, Абхазии и Нагорного Карабаха в борьбе за признание [Бабилунга, Бомешко, Шорников 2007: 311-314].

В Приднестровье функционируют посольства Абхазии и Южной Осетии, подписаны договоры о дружбе, сотрудничестве и партнерстве, проходят официальные встречи и мероприятия, подписываются совместные декларации и меморандумы, осуществляются мероприятия по культурной линии. Однако серьезное политическое воздействие на легитимацию Приднестровья и его жизнедеятельность данные республики оказать не в состоянии ввиду объективных причин.

Западный фактор большинством населения Приднестровья воспринимается как демонстрация коллективного западного давления на республику, направленного на ее включение в Молдову, выдавливание из Приднестровья российского воинского контингента и миротворцев, геополитический отрыв от России, от русского мира, втягивание его вместе с Молдовой в западный мир.

Это давление, сопровождающееся применением военной силы и угрозами в адрес Приднестровья, Запад начал оказывать в 1990 г., и оно продолжается по сей день. Впоследствии, убедившись, что военной силой проблему не решить, Молдова прибегла к таможенной и экономической блокаде, чем нанесла существенный урон экономике и подорвала внешнеэкономические связи Приднестровья.

После прихода к власти в Молдове проевропейской коалиции политических партий курс на ужесточение экономической, пограничной, таможенной блокады заметно усилился. В узком кругу молдавского политического класса было принято решение с помощью экономической блокады и политического шантажа обрушить экономику Приднестровья, поставить его на колени, заставить согласиться на объединение с Молдовой. В этих целях было принято совместное молдо-украинское решение об открытии на границе с Приднестровьем, на сопредельной территории Украины, совместных молдо-приднестровских пограничных постов для полного контроля над потоком товаров и людей с территории Приднестровья. Разумеется, все эти действия и меры получили полную поддержку Запада. Иначе говоря, сегодня главной задачей молдавского поли-

тического руководства при поддержке со стороны Украины и коллективного Запада является постепенное все нарастающее удушение Приднестровья в прокрустовом ложе молдо-украинских границ.

Следует признать, что данная политика и деструктивные действия молдавских властей оказали негативное воздействие на экономическую ситуацию в Приднестровье, отрицательно сказались на жизнеспособности и самодостаточности, на жизненном уровне приднестровцев, привели к определенному оттоку населения в другие страны, в первую очередь в Россию.

В данном контексте целесообразно подчеркнуть, что Молдова все активнее позиционирует себя в качестве антироссийского и антиприднестровского форпоста, страны, избравшей европейский путь развития и отвергающей ценности русского мира и Евразийского союза. В этих целях в Молдове введен запрет на трансляцию российских новостных и аналитических программ, идет наступление на русский язык, на границе задерживают российских журналистов, писателей, ученых, музыкантов, политических деятелей, объявляют их персонами нон грата и возвращают обратно в Россию. Одновременно идут провокации и запугивание приднестровцев с российскими паспортами; их угрожают не пустить назад в Приднестровье после поездки в Россию, подолгу держат на пограничных пунктах. Поэтому мы можем утверждать, что эта антироссийская политика Молдовы, по сути, является ярко выраженной атиприднестровской, поскольку бьет по стране, которая является гарантом приднестровского урегулирования.

На этом фоне активизируются процессы объединения Молдовы и Румынии. В этих целях бывший президент Румынии Траян Бэсеску собирается внести в парламент Румынии декларацию о денонсации пакта Молотова—Риббентропа1. Становятся очевидными и военные угрозы, и вызовы национальной безопасности Приднестровья, которые исходят от Молдовы. Хотя она по Конституции является нейтральной страной, но фактически вышла из этого статуса и активно сотрудничает с НАТО. В частности, идет процесс перевооружения молдавской армии по стандартам НАТО; на регулярной основе на территории Молдовы вблизи границы с Приднестровьем проходят учения стран НАТО, которые угрожают миру в этом регионе. В декабре 2017 г. в Кишиневе открылся Офис связи НАТО2. С каждым годом все большее число молдавских политических деятелей заявляют о необходимости вступления в НАТО, что якобы должно защитить Молдову от России и помочь решить вопрос с Приднестровьем. А совсем недавно министры обороны Молдовы и Румынии достигли договоренности о создании совместного батальона, который будет базироваться в Молдове. А возможность военной угрозы Приднестровью со стороны Молдовы приводит к дополнительной нагрузке на приднестровский бюджет, к необходимости укрепления боеспособности приднестровской армии.

Политические пертурбации, происшедшие в Украине за последние 4 года, привели к смене политического курса, в т.ч. и в отношении Приднестровья. Украина в новых политических условиях превратилась в агрессивного антироссийского и антиприднестровского соседа, который угрожает безопасности республики, ужесточает условия пересечения границы с Приднестровьем, укрепляет ее военными подразделениями, переброшенными с Донецкого фронта, что, безусловно, негативно влияет на политическую и экономическую жизнь Приднестровского государства, приводит к психологической напряженности в обществе.

Эта политика вызовов и угроз, блокад и давления на Приднестровье со сто-

1 «Нам ничего не досталось»: в Румынии хотят аннулировать пакт Молотова—Риббентропа. Доступ: http://www.rusday.com/articles_new/2018-02-05/pakt/7711/ (проверено 06.02.2018).

2 В Кишиневе открылся офис связи НАТО. Доступ: https://ru.publika.md/v-kishineve-otkrylsya-ofis-svyazi-nato_2142645.html (проверено 26.01.2018).

2 018' 0 3

ВЛАСТЬ

133

роны Молдовы и Украины [Ватаман 2016: 195-196] не вызывает критику коллективного Запада. Более того, Евросоюз и США как лидеры западной коалиции солидарны с попытками Молдовы и поддерживающей ее Украины политически и экономически затруднить развитие Приднестровья, создать условия для включения его в состав Молдовы на подневольных принципах. Все же разговоры о необходимости защиты прав приднестровцев, об учете их интересов, равновеликом компромиссе скорее всего используются лишь как фон для общественного употребления и прессы.

Напомним, что общественное мнение приднестровцев, как и власти в целом, давно определило статус Приднестровского государства, несмотря на множественные попытки путем силового внешнего давления добиться включения Приднестровья в состав Молдовы. Приднестровская Молдавская Республика является независимым государством, признанным своим народом, который видит в нем главную гарантию защищенного и обеспеченного будущего, базовую ценность общества [Галинский и др. 2016: 28].

Список литературы

Актуальные вопросы внешней политики Приднестровья (2012—2013 гг.). Вып. 1 (под общ. ред. Н.В. Штански). 2014. Тирасполь: Полиграфист. 142 с.

Бабилунга Н.В., Бомешко Б.Г., Шорников П.М. 2007. Государственность Приднестровья: история и современность. Тирасполь: Полиграфист. 344 с.

Бачила И.Л. 1993. Факторы, влияющие на государственность. — Государство и право. № 7. С. 26-31.

Берил С.И. 2010. Туннельный переход: размышления ректора. Тирасполь: Изд-во ПГУ. 308 с.

Ватаман А.В. 2016. Формирование и реализация национального интереса Приднестровской Молдавской Республики. — Власть. № 2. С. 192-197.

Галинский И.Н., Мясникова Н.В., Осипова С.А., Мензарарь С.А., Пынтья-Каро Е.О. 2016. Основы политической власти Приднестровской Молдавской Республики: учебное пособие. 2-е изд. перераб. и доп. Тирасполь: Литера. 160 с.

GAL/NSKY Yaroslav Olegovich, postgraduate student at the Chair of Political Science and State Management, Faculty of Social Sciences, Taras Shevchenko Transnistria State University (128, 25 Oktyabrya St, Tiraspol, Moldova (Transnistria), 3300; 55stalker77@mail.ru)

INFLUENCE OF EXTERNAL FACTORS

ON THE LIFE ACTIVITY AND LEGITIMATION

OF THE PRIDNESTROVIAN MOLDAVIAN REPUBLIC

Abstract. The article analyzes a number of external factors influencing the life activity and legitimization of Transnistria and names the actors of the external influence. The author focuses mainly on the many-sided assistance that Transnistria gets from Russia, on the forms and methods of providing targeted support as well as on the content of political, economic and cultural assistance of the Russian Federation to the Pridnestrovian Moldavian Republic. The investigation results in the conclusion that Transnistria would be unlikely to survive under the current conditions of blockades and challenges on the part of Moldova without the all-round support of Russia. The article also reveals the policy of blackmail and threats conducted by both Moldova and Ukraine supported by the western countries represented by the European Union and the United States towards Transnistria. This policy has a very negative impact on the Transnistrian society and its living standards. Finally, it is underlined that despite this external pressure the people of Transnistria fully support their state power, legitimize it and are sure that their independent state is the supreme value of the society.

Keywords: Transnistria, Moldova, life activity, external factors, legitimation, western countries, assistance, threats

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.