Научная статья на тему 'Политический статус Приднестровской Молдавской Республики и ее политических институтов'

Политический статус Приднестровской Молдавской Республики и ее политических институтов Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1534
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТАТУС / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ / ПРИДНЕСТРОВЬЕ / МОЛДОВА / ЛЕГИТИМНОСТЬ / СУВЕРЕНИТЕТ / РЕФЕРЕНДУМ / РЕИНТЕГРАЦИЯ / POLITICAL STATUS / POLITICAL INSTITUTIONS / TRANSNISTRIA / MOLDOVA / LEGITIMACY / SOVEREIGNTY / REFERENDUM / REINTEGRATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Галинский Ярослав Олегович

В статье рассматривается проблема политического статуса Приднестровской Молдавской Республики и ее политических институтов через призму принципов международного права и легитимации Приднестровья своим народом. Автор обстоятельно и предметно характеризует Приднестровскую Молдавскую Республику через ее важнейшие политические институты, рассматривает эффективность и востребованность действующей власти приднестровским народом. Автор показывает, как в условиях непризнанности, пользуясь сложным экономическим положением Приднестровья, с помощью различных объединительных проектов ему различными путями и средствами пытаются навязать реинтеграцию с Молдовой. Позиция автора заключается в том, что политический статус Приднестровья независимое государство определен самим народом через референдум и фактически является национальной идеей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL STATUS OF THE PRIDNESTROVIAN MOLDAVIAN REPUBLIC AND ITS POLITICAL INSTITUTIONS

The article considers the peculiarities of the political status of the Pridnestrovian Moldavian Republic and its political institutions. It underlines that according to the Constitution, Transnistria has the status of an independent state. The author convincingly presents the grounds to justify the legitimacy of the Pridnestrovian state formation, characterizes the state through a system of important political institutions, confirms the effectiveness and relevance of the current authorities by the Pridnestrovian people, asserts that it meets all the formal requirements of statehood and possesses real sovereignty. Further, the author analyzes the way Transnistria defends its independence on all political platforms and in all the negotiation process formats, primarily in the «5 + 2» format. Besides, the author pays attention to the attempts of Moldova and western countries to reintegrate Transnistria into the Republic of Moldova through various unification projects. Moreover, the author emphasizes that recently the European Union has been very active in the Pridnestrovian field trying to bring Transnistria closer to itself through economic preferences and privileges on the one hand and move it away from Russia on the other hand. The author's position is the following: the political status of Transnistria is an independent state as it was determined by the citizens themselves through a nationwide referendum, and in fact is a national idea. Therefore, this effective status should not suffer any change.

Текст научной работы на тему «Политический статус Приднестровской Молдавской Республики и ее политических институтов»

led to interethnic contradictions in the sphere of symbolic politics, national mythology. The role of the national intellectuals in

shaping the attitudes of the conflicting political behavior of ethnic groups is underlined.

Keywords: Ossetian-Ingush conflict, factors of ethno-political conflict, regional specificity of political management

ГАЛИНСКИЙ Ярослав Олегович — аспирант кафедры политологии и государственного управления факультета общественных наук Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко (3300, Молдова (Приднестровье), г. Тирасполь, ул. Советская 114-59; [email protected])

ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТАТУС ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И ЕЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ

Аннотация. В статье рассматривается проблема политического статуса Приднестровской Молдавской Республики и ее политических институтов через призму принципов международного права и легитимации Приднестровья своим народом. Автор обстоятельно и предметно характеризует Приднестровскую Молдавскую Республику через ее важнейшие политические институты, рассматривает эффективность и востребованность действующей власти приднестровским народом. Автор показывает, как в условиях непризнанности, пользуясь сложным экономическим положением Приднестровья, с помощью различных объединительных проектов ему различными путями и средствами пытаются навязать реинтеграцию с Молдовой. Позиция автора заключается в том, что политический статус Приднестровья - независимое государство - определен самим народом через референдум и фактически является национальной идеей.

Ключевые слова: политический статус, политические институты, Приднестровье, Молдова, легитимность, суверенитет, референдум, реинтеграция

Проблема политического статуса самоопределившихся государств, к которым, безусловно, можно отнести Приднестровскую Молдавскую Республику, является чрезвычайно острой и весьма востребованной в системе международных отношений, особенно после признания целым рядом западных стран Косово, а также Абхазии и Южной Осетии Россией и четырьмя другими государствами. Сегодня самоопределившиеся государства с новой силой пытаются аргументировать свое право на самоопределение и образование независимого государства на основе принципов международного права и сложившихся мировых реалий, раз за разом обращаясь в различные международные политические институты с настоятельной просьбой о признании и международной легитимации.

Как независимое от Молдовы полноценно существующее государство Приднестровье появилось на политической карте мира 2 сентября 1990 г. в соответствии с решением Второго чрезвычайного съезда народных депутатов городских, районных, сельских и поселковых Советов Приднестровского региона по итогам всенародного референдума, показавшего решимость приднестровского народа бороться за свои права против национал-экстремистских юнионистских сил, стремящихся реинтегрировать Молдавское государство вместе с Приднестровьем в состав Румынии путем так называемого исторического воссоединения [Государственный суверенитет... 2006; Волкова 2010: 6, 447]. Сегодня оно де-факто является независимым государством, которое

соответствует всем формальным требованиям к государственности и обладает реальным государственным суверенитетом, в силу чего в соответствии с международным правом его следует рассматривать как государство [Государственный суверенитет... 2006: 7]. Приднестровская Молдавская Республика выполнила все необходимые условия суверенной государственности, а именно: имеет территорию, постоянное население, эффективную политическую власть, вступает в отношения с другими государствами, а также, что крайне важно, доказала свою жизнеспособность, что позволяет утверждать, что Приднестровье имеет право на дипломатическое признание не меньше чем Косово, Абхазия, Южная Осетия и другие государства [Журавлев 2010: 29].

В 1995 г. на всенародном референдуме была принята Конституция суверенного Приднестровья. По Конституции Приднестровье имеет свои государственные символы — герб, флаг, гимн, всенародно избираемый парламент (Верховный совет), президента и правительство, правовую и судебную систему, банковскую систему, политические, социальные и экономические институты, располагает своей армией и пограничными войсками.

Приднестровье вот уже 27 лет демонстрирует эффективность управления, демократичность электоральных процедур, организацию политической власти самими гражданами, исполнение властями своих конституционных обязанностей без вмешательства извне и результативный контроль своей государственной границы. Эти годы являются наглядным и убедительным доказательством отнюдь не случайности, а, наоборот, закономерности, обоснованности возникновения и из года в год политического укрепления Приднестровской Молдавской Республики, свидетельством ее признания народом, законности и легитимности функционирующей государственной власти [Галинский и др. 2016: 12]. Иначе говоря, она имеет все права суверенного государства вне зависимости от того, признано ли оно или нет как таковое мировым сообществом.

Порядок и особенности функционирования Приднестровского государства определяются системой работающих в нем верховных политических институтов. Именно они реализуют политическую власть, делают государство демократическим, приближенным к его гражданам, востребованным приднестровским народом. Среди них ведущую, особую роль играют политические институты высшей государственной власти, такие как институт президента, институт парламентаризма, институт исполнительной власти, институт судебной власти, а также институт выборов в органы государственной власти и институт политических партий.

Данные политические институты получили свое закрепление и развитие в Конституции Приднестровской Молдавской Республики, принятой 24 декабря 1995 г. на всенародном референдуме. Следует сказать, что с тех пор в Конституцию дважды вносились существенные поправки. В поправках 2000 г. республика была преобразована из парламентско-президентской в президентскую, и двухпалатный парламент был заменен однопалатным, а в поправках 2011 г. в политическую систему Приднестровья был внедрен самостоятельный институт правительства, что де-факто превратило его в президентско-парла-ментскую республику при текстуальном сохранении в Конституции формы правления как президентской республики1.

По Конституции Приднестровской Молдавской Республики институт президента представлен главой государства — президентом. Его статус говорит о том, что президент занимает исключительное положение в системе органов

1 Конституция Приднестровской Молдавской Республики. Доступ: http://www.vspmr.org/legislation/ constitution/ (проверено 18.01.2018).

политической власти, а именно, что он непосредственно не входит ни в одну из ее основных ветвей, а как бы находится над ними. Он является гарантом Конституции Приднестровской Молдавской Республики, определяет основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по защите суверенитета республики и ее независимости.

Институт парламентаризма в Приднестровье представлен Верховным советом (парламентом), который является общегосударственным представительным органом политической власти, основная функция которого в системе разделения властей заключается в осуществлении законодательной власти. После внесения в 2016 г. поправок в Конституцию Приднестровской Молдавской Республики Верховный совет во многом стал конкурентным институту президента, т.к. в систему власти была внесена определенная система сдержек и противовесов, в результате чего Верховный совет стал обладателем важных политических полномочий.

Исполнительную власть в Приднестровье осуществляет самостоятельный институт правительства, который представляет собой коллегиальный исполнительный и распорядительный орган власти, организующий выполнение парламентских законов и указов главы государства. В его ведении находятся вооруженные силы, органы государственной безопасности, финансы, вопросы внешних сношений. В своей деятельности правительство опирается на министерства, службы, комитеты, государственные администрации, которые обеспечивают оперативное управление.

Институт судебной власти в Республике устанавливается Конституцией Приднестровской Молдавской Республики. За органами судебной власти в Приднестровье признаются самостоятельность и право действовать независимо от других ветвей власти. Присущими приднестровской судебной власти чертами являются исключительность, самостоятельность, подзаконность и полнота. В систему судебной власти республики входят Конституционный суд, Верховный суд, Высший арбитражный суд, городские суды.

В Приднестровье институту выборов как механизму формирования органов власти и управления с помощью выраженной политической воли граждан придается особое значение, поскольку выборы оформляют отношения непосредственной политической ответственности власти перед обществом и демонстрируют так называемую демократическую легитимность, решают проблему легитимности политической власти, ее поддержки, правомерности и законности [Феномен. 2003: 270]. На протяжении всего периода в республике функционирует мажоритарная система выборов, применяемая при выборах как президента, так и парламента. Все попытки общества предложить и внедрить в Приднестровье пропорциональную либо смешанную избирательную систему заканчивались неудачей ввиду отрицательного отношения к этой идее Верховного совета и президента, хотя это и востребовано жизнью [Галинский, Кушаков 2014: 86].

Безусловно, статус непризнанного международным сообществом государства мешает Приднестровью стать полноценным участником мировых политических процессов, и это существенно тормозит процесс встраивания его в мировое сообщество, негативно воздействует на внутриэкономические факторы развития. В данной связи уточним, что институт признания государства сегодня совсем не кодифицирован, и в мировой практике фактически отсутствуют единые критерии признания государств. Правда, некоторый прогресс в выработке универсальных критериев был отмечен при признании государств, которые образовались на территории бывших Югославии и Советского Союза. Так, 16 декабря 1991 г. Европейское сообщество приняло «Критерии для признания

новых государств в Восточной Европе и Советском Союзе»1. Тем не менее, хотя Приднестровье и соответствует содержащимся там критериям, по сей день вопрос о его признании остается открытым.

Утверждая и закрепляя свой политический статус, Приднестровье в 2006 г. провело всенародный референдум, на котором 97,2% жителей республики, принявших в нем участие, выступили в поддержку статуса независимого госу-дарства2. Это говорит о том, что приднестровский народ в своем абсолютном большинстве видит свое государство суверенной независимой страной, стремящейся стать полноправным членом мирового сообщества.

Свой независимый политический статус Приднестровская Молдавская Республика отстаивает на всех политических переговорных площадках, на различных уровнях, в различных формах, в частности в рамках переговорного формата молдавско-приднестровского урегулирования «5+2».

В последнее время все чаще и активнее большинство участников формата поднимают вопрос о нахождении для Приднестровья такого политико-юридического статуса, который могли бы признать все стороны переговорного процесса, тем самым предлагая Приднестровью отказаться от независимости и дать согласие на какой-либо другой статус. Данная постановка вопроса вызывает у приднестровской стороны недоумение и решительное неприятие, поскольку Приднестровская Молдавская Республика уже обладает статусом, провозглашенным и одобренным его народом, что фактически является реализацией национальной идеи Приднестровья и поэтому не подлежит изменению.

Тем не менее в последнее время мы наблюдаем попытки ряда акторов, в первую очередь Молдовы, Евросоюза и, как ни печально это признавать, России, настоятельно навязать Приднестровью обсуждение федеративного, автономного или так называемого особого статуса в качестве приемлемого варианта его легитимации в составе Молдовы. Так, например, пару месяцев назад правительство Молдовы запустило проект реинтеграции Приднестровья в состав Молдовы под названием «Видение процесса урегулирования приднестровского конфликта и реинтеграции Республики Молдова», в основе которого лежит предоставление Приднестровью автономии с широкими полномочиями на региональном уровне, иначе говоря, что-то наподобие Гагаузии3. Чуть ранее президент Молдовы Игорь Додон, говоря о реинтеграции Приднестровья, размышлял о возможности решения приднестровского вопроса через федерализацию или с помощью некоторых федеративных элементов. Вслед за этими проектами Партия ШОР, руководителем которой является миллионер Илан Шор, предложила рассмотреть в качестве альтернативного статуса для Приднестровья модель Южного Тироля в составе Италии4. Подобного подхода придерживается и Россия, чья долговременная стратегия в отношении Приднестровья заключается в том, чтобы Приднестровью был предоставлен в составе Молдовы такой политико-юридический статус, который бы в полной мере гарантировал права и свободы его граждан.

Следует сказать, что за всю историю независимого Приднестровья было предложено и рассмотрено множество различных проектов его реинтеграции в

1 Заявление «двенадцати» о будущем статусе России и других бывших республик. Доступ: Шрз:// studf¡les.net/preview/5428337/page:89/ (проверено 19.01.2018).

2 Игорь Викторов. 2006-й: три референдума — два подхода. Доступ: https://novostipmr.com/ru/ news/16-09-17/2006-y-tri-referenduma-dva-podhoda (проверено 18.01.2018).

3 Владимир Соловьев. Молдавия предложила Приднестровью свое «Видение». Доступ: https://www. kommersant.ru/doc/3481286 (проверено 18.01.2018).

4 Игорь Круду. Партия Шор предложила Фраттини свое видение по Приднестровью. Доступ: https://www.kp.md/daily/2678L5/3814700/ (проверено 18.01.2018).

состав Молдовы, с различным политическим статусом, начиная от общего государства Евгения Примакова, меморандума Козака, плана Ющенко и заканчивая федеративными «новеллами» Игоря Додона и его политических оппонентов. В самое последнее время к этим «статусным проектам» активно подключился и Евросоюз в попытке максимально мягко, безболезненно реинтегрировать Приднестровье в состав Молдовы, соблазняя его всевозможными выгодами и преференциями в попытке оторвать его от геополитической ориентации на Россию, экономически привязав его к Молдове и Европе. Это стало очевидным на фоне допуска Приднестровья в зону свободной торговли Молдовы с Евросоюзом, причем на более льготных, чем у Молдовы, условиях, и политических заигрываний Запада через институт ПАСЕ1.

Из этого следует, что в нынешнем, 2018 г. многостороннее давление на Приднестровье в данном вопросе будет только нарастать. Тем важнее для Приднестровья не только декларативные заявления властей о том, что политический статус республики давно определен и не подлежит изменению, но и реальная политика, исходящая из защиты непреходящей самоценности Приднестровского независимого государства.

Список литературы

Волкова А.З. 2010. Создание Приднестровской Молдавской Республики: монографическое исследование. Бендеры: Полиграфист. 576 с.

Галинский И., Кушаков М. 2014. Реформирование избирательной системы Приднестровской Молдавской Республики: концептуальный аспект. — Общественная мысль Приднестровья. № 1(11). С. 84-87.

Галинский И.Н., Мясникова Н.В., Осипова С.А., Мензарарь С.А., Пынтья-Каро Е.О. 2016. Основы политической власти Приднестровской Молдавской Республики: учебное пособие. 2-е изд. перераб. и доп. Тирасполь: Литера. 160 с.

Государственный суверенитет Приднестровской Молдавской Республики: научное издание. 2006. Тирасполь: Изд-во ЦСПИ «Перспектива». 500 с.

Журавлев В. 2010. Легитимность Приднестровской Молдавской Республики как международно-правой факт. — Cборник статей по итогам международной конференции, посвященной 20-й годовщине образования Приднестровской Молдавской Республики: научное издание (под общ. ред. А.З. Волковой). Тирасполь: Изд-во РИО ПГУ. С. 28-31.

Феномен Приднестровья. 2-е изд. перераб. и доп. 2003. Тирасполь: Изд-во РИО ПГУ. 336 с.

1 Непризнанное Приднестровье просится в ПАСЕ. Доступ: http://news.eizvestia.com/news_politics/ full/1701-nepriznannoe-pridnestrove-prositsya-v-pase (проверено 18.01.2018).

GAL/NSKY Yaroslav Olegovich, postgraduate student at the Chair of Political Science and State Management, Faculty of Social Sciences, Taras Shevchenko Transnistria State University (ap. 59, 114 Sovetskaya St, Tiraspol, Moldova (Transnistria) 3300; [email protected])

POLITICAL STATUS OF THE PRIDNESTROVIAN MOLDAVIAN REPUBLIC AND ITS POLITICAL INSTITUTIONS

Abstract. The article considers the peculiarities of the political status of the Pridnestrovian Moldavian Republic and its political institutions. It underlines that according to the Constitution, Transnistria has the status of an independent state. The author convincingly presents the grounds to justify the legitimacy of the Pridnestrovian state formation, characterizes the state through a system of important political institutions, confirms the effectiveness and relevance of the current authorities by the Pridnestrovian people, asserts that it meets all the formal requirements of statehood and possesses real sovereignty. Further, the author analyzes the way Transnistria defends its independence on all political platforms and in all the negotiation process formats, primarily in the «5 + 2» format. Besides, the author pays attention to the attempts of Moldova and western countries to reintegrate Transnistria into the Republic of Moldova through various unification projects. Moreover, the author emphasizes that recently the European Union has been very active in the Pridnestrovian field trying to bring Transnistria closer to itself through economic preferences and privileges on the one hand and move it away from Russia on the other hand. The author's position is the following: the political status of Transnistria is an independent state as it was determined by the citizens themselves through a nationwide referendum, and in fact it is a national idea. Therefore, this effective status should not suffer any change.

Keywords: political status, political institutions, Transnistria, Moldova, legitimacy, sovereignty, referendum, reintegration

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.