Научная статья на тему 'Между Востоком и Западом: Молдова на геополитическом перепутье'

Между Востоком и Западом: Молдова на геополитическом перепутье Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
181
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ЕАЭС / МОЛДОВА / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Тютюнников А.Л.

Автор статьи исследует ключевые направления внешней полити-ки Республики Молдова в период с января по август 2017 года. Анализируются инициативы президента Игоря Додона по сбли-жению со странами ЕАЭС и их последствия для Молдовы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Между Востоком и Западом: Молдова на геополитическом перепутье»

Л. Л. Тютюнников. Между Востоком и Западом: Молдова на геополитическом перепутье

СЛОВО МОЛОДЫМ ПОЛИТОЛОГАМ

УДК 327(478)

МЕЖДУ ВОСТОКОМ И ЗАПАДОМ: МОЛДОВА НА ГЕОПОЛИТИЧЕСКОМ ПЕРЕПУТЬЕ

А. Л. Тютюнников

Тютюнников Артем Леонидович, аспирант кафедры политических наук, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, mcboy88@ mail.ru

Автор статьи исследует ключевые направления внешней политики Республики Молдова в период с января по август 2017 года. Анализируются инициативы президента Игоря Додона по сближению со странами ЕАЭС и их последствия для Молдовы. Ключевые слова: европейская интеграция, Европейский союз, евразийская интеграция, ЕАЭС, Молдова, Российская Федерация.

Between East and West: Moldova on the Geopolitical Crossroads

A. L. Tiutiunnikov

Artem L. Tiutiunnikov, ORCID 0000-0001-5301-2484, Saratov State University, 83, Astrakhanskaya Str., Saratov, 410012, Russia, mcboy88@mail.ru

The author investigates the major directions of Moldova's foreign policy during the period from January to August, 2017. He analyzes the initiatives of the President Igor Dodon of rapprochement with the countries of EEU and their consequences for Moldova are analyzed. Key words: European integration, European Union, Eurasian integration, Eurasian Economic Union, Moldova, Russian Federation.

DOI: 10.18500/1818-9601 -2018-18-1 -99-101

Нынешняя внутриполитическая обстановка в Республике Молдова характеризуется достаточно жестким противостоянием между главой государства и парламентом, вызванным отсутствием консенсуса по вопросу внешнеполитической ориентации РМ. Попытки новоизбранного президента Молдовы Игоря Додона форсировать сотрудничество с Россией и странами ЕАЭС встречают серьезное сопротивление проевро-пейского парламентского большинства. Тем не менее, впервые за последние 8 лет предпринимаются шаги на пути к нормализации молдавско-российских отношений. В публикации анализируются ключевые аспекты внешней политики Молдовы в первом полугодии 2017 г.

Победа на президентских выборах осенью 2016 г. кандидата от левой оппозиции, выступающей за восточный вектор развития Молдовы, свидетельствует о серьезном кризисе действующей системы власти. При этом говорить о крахе

идеи европейского выбора пока рано. Курс на сближение с ЕС по-прежнему поддерживает значительная часть населения. Не менее популярен и евразийский вектор развития1. Однако полномочия действующего президента в нынешних условиях сильно ограничены, а главные выразители евразийской идеи в Молдове - социалисты - не обладают большинством в парламенте и, как следствие, лишены возможности серьезным образом влиять на процесс принятия политических решений. Тем не менее, сторонники восточной ориентации предпринимают энергичные шаги в направлении налаживания отношений с Российской Федерацией. Остановимся на них подробнее.

В период с января по май 2017 г. Игорь До-дон и Владимир Путин встречались трижды. Примечательно, что свой первый рабочий визит новоизбранный молдавский президент совершил именно в Россию, пообещав денонсировать Соглашение об ассоциации и свободной торговле с ЕС2. Результатом переговоров стало подписание на апрельском Международном экономическом форуме, проходившем в Кишиневе, Меморандума о сотрудничестве Молдовы и ЕАЭС3. Спустя время Высший Евразийский экономический совет поддержал предоставление РМ статуса наблюдателя в ЕАЭС, о чем в свое время просил Додон. Еще одним шагом на пути к евразийской интеграции Молдовы стало создание совместной рабочей группы по взаимодействию между ЕЭК и РМ4, первое заседание которой прошло в июне в Кишиневе. Принимая во внимание изложенное выше, можно говорить о решительной готовности Президента РМ к переориентации страны на Восток. Вместе с тем любой международный договор, заключаемый Молдовой, в обязательном порядке должен быть ратифицирован парламентом. По этой причине реализованные президентом инициативы носят скорее символический характер.

На фоне пророссийской политики Игоря Додона правящая власть, продолжающая декларировать курс на евроинтеграцию, всячески стремится усилить конфронтацию с Москвой. Перечислим ряд мер, принятых с этой целью:

1) официальный отказ Молдовы участвовать в Парламентской ассамблее СНГ, проходившей в Санкт-Петербурге в марте 2017 г., в связи с задержанием молдавских чиновников при въезде на территорию России5. Заседание ассамблеи тогда посетила лишь делегация от фракции ПСРМ;

© Тютюнников Л. Л., 2018

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2018. Т. 18, вып. 1

2) объявление пяти дипломатов Посольства РФ в Молдове персонами нон грата (29 мая)6;

3) внесение в парламент законопроекта о защите информационного пространства, предусматривающего ограничение трансляции российских информационно-аналитических телепрограмм (13 июня)7;

4) принятие парламентом Декларации о выводе российских войск с территории Приднестровья (21 июля)8;

5) объявление Правительством РМ российского вице-премьера Дмитрия Рогозина персоной нон грата (2 августа)9.

Таким образом, решения парламента и кабинета министров Республики Молдова становятся серьезным препятствием на пути углубления российско-молдавского партнерства.

Раскол в верхних эшелонах власти приводит к разделению общества на два лагеря: сторонников евроинтеграции и объединения с Румынией, с одной стороны, и приверженцев сотрудничества с Россией и странами ЕАЭС - с другой. В пользу этого свидетельствуют результаты проводимых в республике социологических опросов10. Автор публикации инициировал собственное исследование этого вопроса. С 22 июля по 1 августа 2017 г. проводилось онлайн-анкетирование жителей Молдовы (за исключением Приднестровья). В опросе приняли участие 1064 человека в возрасте от 14 до 70 лет. Респондентам было предложено ответить на следующие вопросы:

1. Одобряете ли Вы курс на интеграцию в

ЕС?

2. Необходимо ли Молдове присоединяться к Евразийскому экономическому союзу?

Опрос дал следующие результаты. Курс на евроинтеграцию одобряют 56,86% опрошенных. Из них 17,58% одновременно выступают за сотрудничество с государствами ЕАЭС. За вступление РМ в Евразийский экономический союз выступает 15,98%. Еще 35,81% респондентов считают, что с ЕАЭС стоит сотрудничать, но интегрироваться в него необязательно.

Интересно, что 42,01% опрошенных верят в то, что рано или поздно Молдова все-таки станет членом Евросоюза. При этом 31,11% сомневаются в этом. Еще 26,88% затрудняются ответить.

В контексте исследуемой проблемы важно также проанализировать политические предпочтения участников опроса (табл. 1, 2).

Наибольшей популярностью у респондентов пользуется проевропейская непарламентская партия «Действие и солидарность» (26,22%). Следом за ней идет Партия социалистов (23,03%), выступающая за восточный вектор развития Молдовы. Замыкает тройку лидеров проевропейская партия «Достоинство и правда» (14%). Примечательно, что в верхней части рейтинга располагаются оппозиционные политфор-мирования, что в очередной раз свидетельствует о глубоком кризисе действующей власти.

Таблица 1

Рейтинг политических партий Молдовы

Партия Респонденты Доля, %

«Действие и солидарность» 279 26,22

Партия социалистов 245 23,03

«Достоинство и правда» 149 14,0

Наша партия 69 6,48

Демократическая партия 36 3,38

Либеральная партия 35 3,29

Европейская народная партия 35 3,29

Партия коммунистов 32 3,01

Либерал-демократическая партия 28 2,63

Партия национального единства 21 1,97

Таблица 2 Рейтинг молдавских политиков

Политик Респонденты Доля, %

Майя Санду (партия «Действие и солидарность») 370 34,77

Игорь Додон (Партия социалистов) 281 26,41

Ренато Усатый (Наша партия) 97 9,12

Андрей Нэстасе (партия «Достоинство и правда») 71 6,67

Дорин Киртоакэ (Либеральная партия) 31 2,91

Владимир Воронин (Партия коммунистов) 24 2,26

Анна Гуцу (Партия национального единства) 17 1,6

Юрие Лянкэ (Европейская народная партия) 15 1,41

Мариан Лупу (Демократическая партия) 11 1,03

Анатолий Шалару (Партия национального единства) 8 0,75

В рейтинге молдавских политиков лидирует Майя Сайду, председатель партии «Действие и солидарность». Ей симпатизируют около 35% опрошенных. На втором месте - действующий президент Игорь Додон, за него выступают более 26% респондентов. Третье место занимает Ренато Усатый (9,12%), руководитель Нашей партии и мэр второго по значимости города Бельцы, снискавший славу борца с коррупционным режимом. Таким образом, наибольшим доверием среди участников исследования пользуются оппозиционные лидеры.

Отдельного внимания заслуживает позиция респондентов относительно внешнеполитической деятельности молдавского президента: 36,18% опрошенных поддерживают политику Игоря Додона, 62,22% не одобряют ее. Чем можно объяснить такой результат? Дело в том, что часть респондентов, поддерживающих сотруд-

100

Научный отдел

А. Л. Тютюнников. Между Востоком и Западом: Молдова на геополитическом перепутье

ничество с Евразийским экономическим союзом, выступают и за евроинтеграцию. Поэтому неоднократные обещания президента денонсировать Соглашение об ассоциации с ЕС играют явно не в его пользу. Согласно результатам опроса, вследствие этого Игорь Додон теряет 12,88%. Если глава государства не изменит риторику, ПСРМ может частично лишиться поддержки данного сегмента электората на предстоящих парламентских выборах в 2018 г.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать ряд выводов. Впервые за восемь лет в Кишиневе на высшем уровне предпринимаются решительные шаги на восточном направлении внешней политики Молдовы. Действующий президент стремится сблизиться с Россией и странами ЕАЭС. Но обладая представительскими функциями, не имеет возможности изменить вектор развития РМ. Помимо прочего, этому противятся правительство и парламентское большинство. Важно принять во внимание и то, что в молдавском обществе по-прежнему сильны про-европейские настроения. Следовательно, резкие выпады президента в адрес ЕС неуместны и в некотором роде опасны. Вместе с тем нельзя не отметить, что в Молдове ощутимой поддержкой пользуется и евразийский вектор. Благодаря этому электорату Игорь Додон занял президентское кресло и потому не может не выполнять данных избирателям предвыборных обещаний. В 2018 г. пройдут парламентские выборы, которые могут изменить ситуацию в Молдове в случае, если в главном законодательном органе страны социалисты сумеют сформировать большинство.

Примечания

1 См.: Опрос : поддержка населением Молдовы идеи вступления в ЕАЭС растет. URL: https://ru.sputnik. md/society/20170524/12810891/opros-podderzhka-naseleniem-moldovy-idei-vstupleniya-eaes-rastet.html (дата обращения: 11.08.2017).

2 См.: Игорь Додон хочет отмены Соглашения об ассоциации с ЕС. URL: http://ru.publika.md/igor-dodon-khochet-otmeny-soglasheniya-ob-associacii-s-evrosoyuzom_2013341.html (дата обращения: 11.08.2017).

3 См.: Тигран Саркисян : «Мы должны идти навстречу друг другу, и каждый наш шаг должен быть выверенным и приносить пользу гражданам наших стран». URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/ Pages/3-04-2017-3.aspx (дата обращения: 11.08.2017).

4 См.: ЕАЭС и Молдова делают очередной шаг навстречу друг другу. URL: http://www.eurasiancommission.org/ ru/nae/news/Pages/8-6-2017-1.aspx (дата обращения: 11.08.2017).

5 См.: Делегация Молдовы отказалась ехать на заседание МПА СНГ в Петербург. URL: https://mir24. tv/news/15873376/delegaciya-moldovy-otkazalas-ehat-na-zasedanie-mpa-sng-v-peterburg (дата обращения: 11.08.2017).

6 См.: Об ответных мерах российской стороны в отношении Республики Молдова. URL: http://www.mid.ru/ru/ foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/ content/id/2772287 (дата обращения: 11.08.2017).

7 См.: Демократическая партия зарегистрировала законопроект о защите информационного пространства. URL: http://www.parlament.md/Actualitate/Comunicatedepresa/ tabid/90/ContentId/3147/Page/14/language/ro-R0/Default. aspx (дата обращения: 11.08.2017).

8 См.: Декларация Парламента Республики Молдова о выводе российских вооруженных сил с территории страны. URL: http://www.parlament.md/ Actualitate/Comunicatedepresa/tabid/90/ContentId/3269/ Page/2/language/ro-R0/Default.aspx (дата обращения: 11.08.2017).

9 См.: Дмитрий Рогозин объявлен в Молдове персоной нон грата. URL: https://www.europalibera.org/a/non-grata-dmitry-rogozin-russia-moldova-romania-europe-diplomacy-sanctions/28654952.html (дата обращения: 11.08.2017).

10 См.: Опрос : поддержка населением Молдовы идеи вступления в ЕАЭС растет.

Образец для цитирования:

Тютюнников А. Л. Между Востоком и Западом: Молдова на геополитическом перепутье // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2018. Т. 18, вып. 1. С. 99-101. DOI: 10.18500/1818-9601-2018-18-1-99-101.

Cite this article as:

Tiutiunnikov A. L. Between East and West: Moldova on the Geopolitical Crossroads. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Sociology. Politology, 2018, vol. 18, iss. 1, рр. 99-101 (in Russian). DOI: 10.18500/1818-9601-2018-18-1-99-101.

Политология

101

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.