МОЛДОВА — ГУАМ
Светлана ПЫНЗАРЬ
магистр политических наук, старший преподаватель кафедры международных отношений Государственного института международных отношений Молдовы
(Кишинев, Молдова)
В современном мире, где региональное сотрудничество представляет собой неотъемлемую часть межстрановых отношений, все более популярным и приоритетным становится направление ассоциативной дипломатии государств.
Данное явление обозначилось в системе международных отношений в послевоенное время, но только дальнейшее многофункциональное развитие транснациональных региональных организаций предопределило введение в научный оборот в середине 1990-х годов понятия «ассоциативная или региональная дипломатии».
Эта дефиниция встречается в работах известного эксперта Р. Барстона, который полагает, что сегодня на данном направлении отдельное место занимают отношения как между государствами в рамках международных региональных организаций, между различными региональными группировками и объединениями, так и между государствами, с одной стороны, и транснациональными региональными организациями — с другой. При этом во втором случае государства не должны быть членами данной международной региональной организации1.
Р. Барстон выделяет четыре признака, позволяющие говорить об ассоциативной дипломатии как отдельной форме многосторонности:
1) наличие договоренностей в письменной форме (соглашения, договоры, программы сотрудничества);
2) периодические встречи между лидерами партнеров (консультации, саммиты, переговоры и т.д.);
3) координация политики и совместных действий;
4) наличие разработанных и апробированных схем и механизмов взаимодействия между сторонами (предоставление кредитов, торговые обмены, оказание технической помощи, реализация совместных проектов и пр.)2.
Все эти характеристики присутствуют в дипломатии в формате ГУАМ, что позволяет нам квалифицировать это сотрудничество как ассоциативную/региональную дипломатию.
В данной статье мы рассмотрим вопросы, связанные с участием Молдовы в становлении и развитии ГУАМ как регионального объединения; постараемся показать роль и место республики в этом процессе; проанализируем ее ассоциативную дипломатию с точки зрения методов, средств и конкретных действий. Отдельное внимание мы уделим целям и задачам, которые поставила страна, сотрудничая в рамках регионального объединения ГУАМ.
Сегодня ГУАМ представляет собой региональный союз, институционально оформленный в международную организацию в мае 2006 года. Это произошло на саммите в Киеве, где данная структура получила официальное название — «Организация за демократию и экономическое развитие — ГУАМ». Отметим также, что перед указанной встречей Молдова председательствовала в ГУАМ и в немалой степени способствовала завершению процесса трансформации объединения в полноценную международную транснациональную организацию.
Важно также отметить, что президент республики В. Воронин выступил с инициативой относительно названия данной структуры, предложив именовать ее «Содружеством европейского выбора за демократию и экономическое развитие», что, однако, не получило необходимой поддержки других участников саммита. Тем не менее, по нашему мнению, это не означает, что страны-члены отвергли саму идею европейской интеграции, которой в последние несколько лет руководство Молдовы уделяет большое внимание.
На встрече, состоявшейся в мае 2006 года в Киеве и закрепившей официальное название ГУАМ, был также принят Устав данного формирования, который является учредительным актом и говорит о целях организации, ее органах и принципах сотрудничества. Так, среди основных целей ГУАМ называются утверждение демократических ценностей, обеспечение устойчивого прогресса, углубление европейской интеграции для со-
1 См.: Barston R.P. Modern Diplomacy. N.Y., 1995. C. 108.
2 Ibidem.
здания общего пространства безопасности, развития социально-экономического, транспортного, энергетического, научно-технического, а также гуманитарного потенциала Сторон и др.3
Согласно Уставу, к основным органам ГУАМ относятся Совет, который собирается на уровне глав государств, министров иностранных дел, национальных координаторов и постоянных представителей, и Секретариат, расположенный в Киеве. Устав закрепляет порядок их работы, процедуру принятия решений в ГУАМ, а также устанавливает, каким образом будет осуществляться сотрудничество объединения с другими международными структурами и государствами, не входящими в ГУАМ. Вопросам членства в Организации посвящена статья 134. Кроме того, на встрече был принят ряд документов: Протокол о реализации Положения о зоне свободной торговли и Совместная декларация глав государств объединения по вопросам урегулирования конфликтов.
В своей статье «Сотрудничество на встречном курсе» Генеральный секретарь ГУАМ Валерий Чечелашвили отмечает: «ГУАМ создан для того, чтобы консолидировать потенциал «позитивного» влияния взаимозависимости государств в Черноморско-Каспийском регионе, укрепить свои позиции на международной арене и, наконец, получить дополнительный инструмент реализации собственной дипломатической повестки дня»5.
Несмотря на то что Устав ГУАМ был подписан лишь в 2006 году, начало этому региональному объединению было положено в октябре 1997-го, на встрече в рамках Совета Европы, когда руководители Украины, Азербайджана, Молдовы и Грузии подписали коммюнике о сотрудничестве. Они провозгласили готовность прилагать все усилия для развития экономического и политического взаимодействия между своими странами и высказались за сотрудничество в сфере интеграции в структуры Европейского союза6. В частности, был создан консультативный форум, целями которого стали взаимовыгодное экономическое и политическое партнерство и продвижение европейской интеграции го-сударств-участников. Таким образом, можно говорить о последовательности и преемственности идеи взаимодействия стран в политической и экономической сферах, а также в направлении к европейской интеграции.
Спустя полтора месяца после упомянутого заявления представители министерств иностранных дел четырех стран подписали в Баку (24—25 ноября 1997 г.) протокол, в котором официально объявляли о создании ГУАМ.
Обратимся к причинам, приведшим к возникновению данной структуры, что важно как для понимания позиции Молдовы в рамках этого объединения, так и для осознания целей, которые она преследует своим участием в ГУАМ. Здесь можно выделить политические и экономические факторы. К первым относятся прежде всего желание и необходимость координации и объединения позиций государств-участников для политического взаимодействия (как между ними самими, так и в рамках ОБСЕ) по отношению к НАТО, а позднее — и по отношению к ЕС. Среди политических факторов отмечается и стремление установить сотрудничество в борьбе с сепаратизмом, а также в урегулировании региональных конфликтов.
К экономическим факторам отнесем желание наладить экономическое и торговое взаимодействие, необходимость объединения усилий и координационной практики в реализации проектов евразийского и транскавказского транспортных коридоров и т.д.
3 См.: Устав Организации за демократию и экономическое развитие — ГУАМ. Ст. 1 [http://www.guam. org.ua/255.0.0.1.0.0.phtml].
4 Там же.
5 Чечелашвили В. Сотрудничество на встречном курсе // Киевский телеграф, 17—23 августа 2007, № 33.
6 См.: Joint Communiqué. Meeting of the Presidents of Azerbaijan, Georgia, Moldova and Ukraine [http:// www.guuam.org/doc/browse.html].
В период с 1999 по 2005 годы Организация носила название ГУУАМ. Это было связано с тем, что на вашингтонской встрече глав ее стран-участниц к этой структуре присоединился Узбекистан, до 2002 года принимавший непосредственное участие в деятельности Организации7.
Первым саммитом ГУУАМ считается встреча на высшем уровне, состоявшаяся в Ялте 7 июня 2001 года. Как заявил перед вылетом на указанное мероприятие президент Владимир Воронин, «Республика Молдова надеется на то, что ГУУАМ станет эффективным механизмом экономического сотрудничества между нашими странами»8. В ходе саммита были подписаны Ялтинская хартия ГУУАМ, Соглашение о зоне свободной торговли в ГУУАМ и Соглашение о взаимном оказании консульской помощи в чрезвычайных ситуациях. Сама встреча и Ялтинская хартия оцениваются молдавской стороной как очень важные в плане институционализации этой группы государств в региональную организацию9.
Второй саммит состоялся 20 июля 2002 года в Ялте, где позиция РМ претерпела некоторые изменения.
В тот период, что отмечали и СМИ Молдовы, у республики возникли основания для беспокойства как по поводу жизнеспособности ГУУАМ, так и своего места и роли в Организации. Выступая на пленарном заседании саммита, президент РМ подчеркнул: «Настало время извлечь уроки из первого этапа нашего сотрудничества и перевести работу нашей Организации в более предметное и взаимовыгодное русло»10.
Предложения молдавской стороны касались проблемы вовлечения Республики Молдова в энергетические проекты ГУУАМ. В. Воронин отмечал, что территория страны была практически исключена из последующих этапов энергопроектов, так как изменили направления магистрали энергетических коридоров. Молдавская сторона напомнила, что в самом начале данного взаимодействия республика в указанных планах присутствовала, но затем ее отстранили даже от диалога по этим вопросам. По словам президента, из-за подобного отношения Молдова оказалась «в положении, более соответствующем статусу наблюдателя в ГУУАМ, нежели уровню полноправного и заинтересованного участника»11.
Данный вопрос был поднят на саммите 2002 года не случайно. Дело в том, что РМ всегда делала ставку не только на политическое и экономическое сотрудничество, но и на энергетическую составляющую такого партнерства.
Руководство страны неоднократно подчеркивало, что ГУАМ создана не против кого-либо (что часто пытаются утверждать оппозиционные силы), а как международная организация с историческими задачами.
Первые лица Молдовы ссылаются на идею Великого шелкового пути и полагают, что участники ГУАМ должны претворить этот замысел в жизнь, но учитывая современные реалии. Иными словами, следует восстановить энергетические коридоры, обеспечить подачу энергоносителей и создать определенные энергетические резервы. Кроме того, члены ГУАМ должны организовать свободное перемещение людей, товаров и финансовых средств через границы своих государств. Эти задачи, по мнению Кишинева, входят в число главных в ГУАМ.
7 Официально Узбекистан вышел из ГУУАМ в 2005 году, хотя прекратил активное участие в работе Организации в 2002-м.
8 Цель ГУУАМ — укрепить и развить СНГ // Независимая Молдова, 7 июня 2001.
9 См.: ГУУАМ — Общая информация. Официальная веб-страница Министерства иностранных дел и европейской интеграции Республики Молдова [http://mfa.gov.md/politica-externa/summit-guam-chisinau-2005/] (на молд. яз.).
10 Выступление Президента Республики Молдова на пленарном заседании Саммита ГУУАМ // Независимая Молдова, 23 июля 2002.
11 Там же.
На упомянутом саммите 2002 года президент Молдовы обратил внимание и на другие сферы сотрудничества, указал на проблемы и предложил некоторые, по нашему мнению, удачные и реальные способы их решения. Так, в экономическом взаимодействии стран-членов наблюдался некоторый спад, и для улучшения ситуации было предложено развивать контакты (прежде всего на двустороннем уровне) с использованием правовых и дипломатических принципов, минуя при этом особый характер связей государств, опосредованный членством в ГУУАМ12.
В целом в тот момент позиция Молдовы определялась стремлением наращивать полноценное сотрудничество в экономической, торговой, энергетической, политической и других сферах. Лидер республики призвал коллег по взаимодействию перейти от деклараций к новым формам конкретного, равного и долгосрочного сотрудничества13.
Основываясь на уставных документах — и тех, которые существовали во времена участия Узбекистана, и нынешних, — а также на официальных заявлениях руководства РМ (с 1997 года по настоящее время), попытаемся проанализировать позиции и достижения республики в сфере ассоциативной/региональной дипломатии в формате ГУАМ.
Уже упоминалось, что основные цели участия Молдовы в ГУАМ — политическое и экономическое партнерство (в том числе в энергетике), а также европейская интеграция.
Рассмотрим политические аспекты сотрудничества ГУАМ, являющиеся одним из основополагающих направлений деятельности объединения, и обозначим роль и место Молдовы в этом контексте.
Политическое взаимодействие в ГУАМ имеет несколько измерений. В их числе: обсуждение политических вопросов в рамках встреч высшего органа на различных уровнях, взаимная поддержка в сферах политического развития и демократии, координация позиций и действий в рамках других транснациональных структур (ООН, ОБСЕ, СЕ).
В своих выступлениях перед дипломатическим корпусом, аккредитованным в Молдове, президент В. Воронин неоднократно отмечал, что одно из приоритетных направлений внешней политики республики — повышение эффективности работы в международных организациях, среди которых и ГУАМ (наряду с ООН, ОБСЕ, СЕ, Пактом стабильности в Юго-Восточной Европе)14.
С декабря 2003 года ГУАМ — как региональное объединение — получила статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН, которую государства ГУАМ стали использовать, чтобы продемонстрировать свою скоординированную политическую позицию. Так, при содействии и активности15, проявленных странами-членами Организации в 2006 году, в повестку дня 61-го заседания Генеральной Ассамблеи ООН был включен пункт о затянувшихся конфликтах на пространстве ГУАМ и их последствиях для международного мира, безопасности и развития. В официальном письме стран объединения, адресованном Генеральной Ассамблее ООН, отмечается: «Затянувшиеся конфликты на пространстве ГУАМ, а именно в Республике Молдова, Грузии и Азербайджанской Республике, в течение более 15 лет продолжают сказываться на жизни более 16 милли-
12 Выступление Президента Республики Молдова на пленарном заседании Саммита ГУУАМ.
13 См.: Роль Молдовы в ГУУАМ должна быть прояснена // Независимая Молдова, 23 июля 2002.
14 См., например: Владимир Воронин: «Молдова находится на этапе конкретных результатов». Выступление Президента Республики Молдова Владимира Воронина на встрече с дипломатическим корпусом, аккредитованным в Республике Молдова // Независимая Молдова, 21 января 2005.
15 В 2005 году страны ГУАМ предложили включить этот же вопрос в повестку 60-й сессии, но их предложение не было широко поддержано членами Генерального комитета, который представляет Генеральной Ассамблее рекомендации, касающиеся утверждения повестки дня. Из 28 членов Генерального комитета за это предложение проголосовали только Азербайджан, Великобритания и США, против — пять членов комитета (Россия, Армения, Ангола, Мьянма и Венесуэла), а остальные члены воздержались от голосования.
онов человек и в течение более 15 лет — подвергать опасности международный мир и безопасность, угрожая суверенитету и территориальной целостности трех государств-членов ООН»16. Кроме того, в этом документе указывается, что сложившаяся ситуация ведет к утрате контроля над значительными частями территорий упомянутых независимых стран и к продолжению оккупации, вызывая многомиллионные потоки беженцев и вынужденных переселенцев, препятствуя экономическому и социальному развитию народов региона17.
Представители государств ГУАМ в Организации Объединенных Наций смягчили проект предложенной резолюции. Вот как говорит об этом постоянный представитель Молдовы в ООН Алексей Тулбуре: «Мы ушли от вопросов, которые могли бы выдвинуть некоторые страны на индивидуальном уровне, как, например, безоговорочный вывод войск с их территории. Мы не требуем миротворцев ООН. Мы ограничились декларациями, подтверждающими нашу территориальную целостность»18.
К важным целям, которые Молдова ставит в рамках ГУАМ, относится также координация общей политической позиции и развитие институционального сотрудничества с другими странами, либо являющимися партнерами ГУАМ, либо выказывающими желание стать таковыми. Последние саммиты данной структуры демонстрируют, что она открыта для взаимодействия с иными формированиями и государствами.
Еще в 2002 году (на саммите в Ялте) среди основных задач на перспективу было названо «привлечение других стран и организаций к различным сферам сотрудничества ГУУАМ»19. Так, в отмеченной встрече приняли участие представители еще девяти государств и четырех международных организаций20. А в работе саммита, состоявшегося в апреле 2005 года в Кишиневе, в качестве специальных приглашенных приняли участие представители США, руководители Литвы и Румынии, глава делегации Комиссии ЕС в РМ и Генеральный секретарь ОБСЕ21.
На саммите 2006 года в Киеве, например, помимо официальных членов ГУАМ присутствовали делегаты от Литвы, Румынии и Польши, а на Бакинском саммите 2007 года — около 30 официальных делегаций, в том числе из США, Японии, Румынии, Болгарии, Польши, Казахстана.
Еще одно направление политического взаимодействия — парламентское сотрудничество государств-членов ГУАМ. В сентябре 2004 года руководители представительной ветви власти Азербайджана, Грузии, Молдовы и Украины подписали декларацию о создании Парламентской ассамблеи ГУУАМ. На этом же заседании были приняты Правила процедуры данного образования.
На втором заседании Парламентской ассамблеи ГУАМ (май 2005 г.) было завершено создание ее структур. Ассамблея утвердила состав комитетов по политическим и правовым делам, торгово-экономическим, образовательным, культурным и научным вопросам на 2005—2006 годы. Парламентарии стран-участниц обязались поддерживать решения глав государств, направленные на укрепление демократии, стабильности и безопасности в регионе; заявили о необходимости разработки мероприятий по борьбе с международным терроризмом, агрессивным сепаратизмом, организованной преступностью и
16 Документ ГА ООН № А/61/195 от 14 августа 2006 года [http://daccessdds.un.org/doc/UNDOC/GEN/ N06/466/37/PDF/N0646637.pdfЮpenElement].
17 Там же.
18 См.: Инициатива ГУАМ в мягком варианте // Независимая Молдова, 2 марта 2007.
19 Заключительное коммюнике Саммита ГУУАМ // Независимая Молдова, 23 июля 2002.
20 См.: Роль Молдовы в ГУУАМ должна быть прояснена.
21 См.: Оценка участия Республики Молдова в рамках ГУАМ, 2004—2005 гг. Информация представлена на официальной веб-странице Министерства иностранных дел и европейской интеграции Республики Молдова [http://www.mfa.gov.md/politica-externa/evaluarea-RM-in-guam-2004-2005/] (на молд. яз.).
неурегулированными конфликтами в странах ГУАМ22. Спикеры парламентов госу-дарств-участников высказались за укрепление сотрудничества членов ГУАМ в парламентских ассамблеях других международных и региональных организаций (СЕ, НАТО, ОБСЕ и др.). Председатель парламента РМ Мариан Лупу отметил на этом заседании: «...молдавские парламентарии выступают за дальнейшее организационное и структурное укрепление Парламентской ассамблеи ГУАМ, за превращение ее в действенный механизм для ведения постоянного межпарламентского диалога, для укрепления связей между исполнительными органами наших стран, сближения и взаимопонимания между госу-дарствами-участниками ГУАМ»23.
Европейская интеграция — еще один внешнеполитический приоритет РМ, совпадающий, кстати, с приоритетами и устремлениями других членов организации. В ходе саммитов президент Молдовы В. Воронин неоднократно заявлял, что страны ГУАМ избрали приоритетом своей деятельности европейскую интеграцию или, как минимум, сближение с Евросоюзом. По его мнению, сообщества этих государств должны стать своеобразным питомником европейских стандартов24. В ходе встречи в Киеве (2006 г.) В. Воронин отмечал, что очень важной частью деятельности Секретариата ГУАМ должна стать работа со странами ЕС по созданию взаимовыгодных проектов, в частности в сферах энергетики, транспорта и инфраструктуры.
Связи ГУАМ — ЕС достаточно прочны, что свидетельствует об интенсивной ассоциативной дипломатии, проводимой членами обеих региональных организаций. В 2007—2010 годах Молдова, например, получит от Европейского союза 209 млн евро на реализацию различных проектов, а в совокупности государства ГУАМ могут рассчитывать на 915 млн евро со стороны ЕС (около 1,2 млрд долл.)25. Эти средства необходимо освоить, развивая европейскую интеграцию в сфере энергетики, инфраструктуры и транспорта. Кроме того, Евросоюз намерен финансировать подготовку технико-экономических обоснований нефте- и газопроводов, а также проекты производства биодизельного топлива.
Политические вопросы неразрывно связаны с экономикой, которой в рамках ГУАМ придается огромное значение и уделяется не меньшее внимание. Члены организации стремятся развивать контакты и продвигать проекты в торгово-экономической и энергетической областях, однако такие отношения носят преимущественно двусторонний характер.
Следует отметить, что 2002 год был знаменательным для стран ГУАМ в плане определения и конкретизации экономического сотрудничества. Так, на саммите в Ялте было подписано соглашение о формировании зоны свободной торговли, для ратификации которого главы государств обязались сделать все возможное и невозможное26. Более того, была достигнута договоренность о создании отраслевых рабочих групп, в том числе в сферах транспорта и энергетики27. Тогда же при поддержке США был инициирован Проект по торговле и транспортировке в рамках ГУАМ, нацеленный прежде всего на модернизацию таможенных ведомств стран Организации. Его основные задачи: гармонизация пограничного и таможенного законодательств, внедрение информационных систем и
22 См.: Молдавские парламентарии — за дальнейшее укрепление ПА ГУАМ // Независимая Молдова, 31 мая 2005.
23 Выступление председателя Парламента Республики Молдова Мариана Лупу на Втором заседании стран-участниц ПА ГУАМ (Ялта, 28 мая 2005 г.) // Независимая Молдова, 31 мая 2005.
24 См.: За демократию и экономическое развитие. (По материалам пресс-службы главы государства и информагентств.) // Независимая Молдова, 24 мая 2006.
25 См.: Страны ГУАМ в 2007—2010 гг. получат от Евросоюза 915 млн евро // Интернет-издание стран Южного Кавказа «Регион. Южный Кавказ» [http://newregюn.org/news.php?i=13932].
26 См.: Заключительное коммюнике саммита ГУУАМ // Независимая Молдова, 23 июля 2002.
27 Там же.
технологий, развитие инфраструктуры пропускных пунктов, упрощение пограничного и таможенного оформления, меры по борьбе с терроризмом, контрабандой и нарушениями таможенного законодательства, защита прав интеллектуальной собственности, обсуждение вопросов развития транзитной системы ГУАМ.
Результатами, ожидавшимися в ходе реализации данного проекта, должны были стать увеличение пропускной способности экспортно-импортных грузов, ускорение их обработки, совершенствование транспортных услуг и упрощение таможенных процедур между государствами ГУАМ.
В ходе осуществления этого проекта страны-участницы действовали односторонне (меняя свое законодательство и организуя те или иные мероприятия по модернизации собственной таможенной службы), двусторонне (заключая друг с другом различные соглашения и организуя обоюдные консультации), а также многосторонне (проводя четырехсторонние совместные встречи и консультации, привлекая специалистов из третьих государств и т.д.). Так, 15 февраля 2005 года правительство Молдовы утвердило Национальный план реализации Проекта по содействию торговле и транспортировке в рамках ГУУАМ28. По словам заместителя Генерального директора Таможенной службы республики Н. Бетрынчи, усилия по осуществлению этого плана были сконцентрированы на гармонизации законодательства и двустороннем взаимодействии с партнерами по ГУАМ. Так, в этот период с Украиной был подписан межведомственный протокол, с Азербайджаном — межправительственное соглашение о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенной сфере, а с Грузией начались переговоры по этим вопросам.
Отдельное место в этом сотрудничестве занимают Молдова и Украина (при содействии ЕС — Миссия ЕиВАМ29). Например, в 2006 году были проведены три совместные операции с участием правоохранительных и контрольных органов этих двух стран. Как заявил глава ЕиВАМ Ференц Банфи, в 2007 году основные усилия были направлены на улучшение стандартов функционирования таможенной и пограничной служб, а также на поддержку стратегии по борьбе с коррупцией, совершенствование структуры анализа рисков и усиление интегрированного пограничного контроля. По словам господина Бан-фи, за последний год наибольший прогресс на молдавско-украинской границе был достигнут в борьбе с незаконным пересечением рубежей, в развитии системы анализа рисков, улучшении сотрудничества между службами двух государств30.
В феврале 2006 года состоялась встреча в Тбилиси, посвященная вопросам энергетики. Молдавская делегация выступила за продолжение участия стран-членов ГУАМ в уже реализующихся проектах и программах (например, в проекте по прокладке газопроводов и партнерстве в сфере транспортировки нефтепродуктов).
В контексте развития торгово-экономических связей отметим неоднократные инициативы РМ по созданию торговых домов. Так, в ходе Бакинского саммита 2007 года В. Тарлев заявил, что Молдова готова открыть свои торговые дома в Тбилиси, Баку и Киеве31.
28 См.: Постановление Правительства РМ № 178 от 15 февраля 2005 «Об утверждении Национального плана мероприятий по реализации Проекта по содействию торговле и транспортировке в рамках ГУУАМ» // Мониторул Офичиал, 25 февраля 2005.
29 Деятельность Миссии ЕИВАМ началась в ноябре 2005 года и была запланирована примерно на два года. Бюджет миссии, предусмотренный до ноября 2007 года, составил 20,2 млн евро (по сведениям Информационного агентства МОЛДПРЕС). Более подробно о миссии смотри ее официальный сайт [http://www. eubam.org/].
30 См.: Консультативный совет Пограничной миссии ЕС утвердил План деятельности на 2007 год // Интернет-газета «Пресс-обозрение», 20 марта 2007 [http://press.try.md/view.php?id=82656&iddb=Polit].
31 См.: ГУАМ: объединяя континенты // Независимая Молдова, 20 июня 2007.
Еще одно направление сотрудничества — создание миротворческого контингента Организации, идея которого обсуждалась на встрече глав государств ГУАМ в Баку. Цели, объявленные на саммите, — «участвовать в миротворческих операциях не только в военной, но и в правоохранительной сфере, а также увеличить свой вклад в укрепление глобальной энергетической безопасности».
Отдельно остановимся на таком факте, как председательство Молдовы в ГУАМ с апреля 2005 года по май 2006-го. За указанный период республика сумела придать развитию объединения качественно новый уровень. Так, она впервые организовала Заседание секретарей высших советов безопасности и руководителей служб информации и безопасности, инициировала проведение в Кишиневе совещания заместителей министров иностранных дел и подписания совместного договора стран ГУАМ о программе защиты свидетелей32. Особое внимание было уделено новым сферам сотрудничества. Например, в Кишиневе состоялся Второй саммит молодежи ГУАМ, на котором была создана Международная организация «Форум молодежи государств ГУАМ» с центром в Кишиневе33.
В этом контексте хотелось бы порекомендовать не только Молдове, но и другим участникам объединения развивать конкретные проекты и не опасаться взаимодействия в подобных программах с другими странами и международными структурами.
Как отмечал на саммите в Баку Генеральный секретарь ГУАМ, в 2008 году деятельность Организации будет строиться на принципах полноценного функционирования зон свободной торговли в ее рамках, ужесточения борьбы с организованной преступностью (в том числе транснациональной), развития культурно-гуманитарного сотрудничества, реализации региональных энергетических и транспортных проектов и активизации в этой связи рабочих контактов с партнерами (в первую очередь с США, Польшей, Японией и Евросоюзом), а также урегулирования «замороженных» конфликтов в регионе34.
В последнее время звучат обвинения в адрес Молдовы по поводу того, что руководство страны не придает серьезного значения работе ГУАМ, потому-де президент РМ не участвовал в саммите ГУАМ в июне 2007 года (тогда республику представлял премьер-министр В. Тарлев). Можно привести еще одно заявление, которое касается неучастия Молдовы во встрече в Вильнюсе в октябре 2007 года, что расценивается как проявление неуважения к другим членам объединения. Однако руководство РМ неоднократно опровергало подобные инсинуации: «Молдова является активным участником ГУАМ и не думает о выходе из этой организации. Молдова стояла у истоков создания ГУАМ и заинтересована в укреплении и развитии этой организации»35.
Конечно, РМ — малое государство, которому сложно играть важную роль в международных отношениях. Чтобы отстаивать свои национальные интересы и реально участвовать в межгосударственных обменах и контактах, необходимо создавать коалиции, выступать совместно с союзниками, выдвигая инициативы и предложения. Региональные объединения — в том числе ГУАМ — представляют собой исключительную арену для координации позиций стран-участниц. Руководство Молдовы прекрасно понимает это,
32 См.: Саммит ГУАМ (Кишинев, 22 апреля 2005 г.). Информация представлена на официальной вебстранице Министерства иностранных дел и европейской интеграции Республики Молдова [http:// www.mfa.gov.md/politica-externa/summit-guam-chisinau-2005/] (на молд. яз.).
33 См.: За демократию и экономическое развитие. (По материалам пресс-службы главы государства и информагентств.) // Независимая Молдова, 24 мая 2006.
34 См.: ГУАМ: объединяя континенты.
35 См.: Валерьев Д. Саммит без Президента. Почему вместо Владимира Воронина в Баку отправился Василе Тарлев // Еженедельная газета «Пульс. Политика. Экономика. Общество», 22 июня 2007, № 23 (197) [http://www.puls.md/article.php?id=162]
знает о такой возможности и старается использовать региональные организации, чтобы донести позицию своего государства до мирового общественного мнения.
С другой стороны, отличительная черта молдавской внешней политики последних лет — попытка просчитать выгоды и дивиденды от двустороннего и многостороннего партнерства, в том числе регионального, а также в рамках «Организации за демократию и экономическое развитие — ГУАМ». И когда после подведения итогов внешнеполитической деятельности оказывается, что результаты незначительные, возникает внутренний конфликт, обусловленный несоответствием реалий ожиданиям. Отсюда и так называемые «шатания» Молдовы во внешнеполитической практике, и громкие заявления о том, что нам выгодно. В данном случае мы развиваем сотрудничество с тем или иным партнером, а затем вдруг оказывается, что это нас не устраивает, и мы отказываемся от взаимодействия, не участвуем в проектах и выходим из объединения либо организации. Однако все это — на уровне деклараций.
Согласно последним заявлениям Молдовы, республика серьезно относится к участию в ГУАМ, предлагая и дальше развивать конкретные проекты в таких сферах, как экономика, торговля, разрешение «замороженных» конфликтов, европейская интеграция, энергетика (ТРАСЕКА) и других36.
36 См.: ГУАМ: объединяя континенты.