Научная статья на тему 'Гуам: взгляд из Грузии'

Гуам: взгляд из Грузии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
726
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУАМ / ГРУЗИЯ / ГУАМ + НАТО / ГУАМ США

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кентчадзе Теа

Одним из главных направлений грузинской внешней политики стали поиски эффективных механизмов развития регионального сотрудничества. Основные условия создания таких механизмов учет интересов государств-участников, а также возможность способствовать достижению стабильности и развитию региона. Желая реализовать свои европейские и евро-атлантические устремления, Грузия активно ищет партнеров среди стран, настроенных таким же образом. В первую очередь это те государства, у которых общая с Грузией история и перед которыми стоят характерные для всего постсоветского пространства проблемы. Грузия постепенно дистанцируется от Содружества Независимых Государств, давно дискредитировавшего себя, поскольку оно не состоялось как серьезная международная организация. В то же время важным элементом внешней политики Грузии является укрепление связей со странами СНГ, заявляющими о своей приверженности демократическим ценностям, а также имеющими общее с Грузией понимание геополитической ситуации и той роли, которую они должны играть в своем регионе. Создавая прочные альянсы со своими региональными соседями, Грузия во многом увеличивает свои шансы на успешную интеграцию в большую семью европейских и евро-атлантических наций. В настоящей статье будут рассмотрены возможности, возникающие перед Грузией при ее вступлении в "Организацию за демократию и экономическое развитие ГУАМ" (ОДЭР ГУАМ), в дальнейшем именуемую ГУАМ. Созданная 23 мая 2006 года как региональная организация, ГУАМ стала плодом совместных усилий четырех государств Грузии, Украины, Азербайджана и Молдовы вдохнуть жизнь в давно, но безуспешно существующее содружество этих стран, образованное для обеспечения общей безопасности, а также в целях политического и экономического сотрудничества 1. В статье сделана попытка оценить возможности, которые "оживившаяся" ГУАМ предоставляет своим членам, в частности Грузии. Кроме того, мы попытаемся ответить на вопрос: есть ли у ГУАМ шансы не превратиться в "своеобразную школу красноречия", а стать активным форумом для выработки совместных подходов к наиболее важным проблемам, возникающим перед участниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гуам: взгляд из Грузии»

ГУАМ: ВЗГЛЯД ИЗ ГРУЗИИ

Теа КЕНТЧАДЗЕ

научный сотрудник Грузинского фонда стратегических и международных исследований (Тбилиси, Грузия)

В в е д е н и е

Одним из главных направлений грузинской внешней политики стали поиски эффективных механизмов развития регионального сотрудничества. Основные условия создания таких механиз-

мов — учет интересов государств-участ-ников, а также возможность способствовать достижению стабильности и развитию региона. Желая реализовать свои европейские и евро-атлантические устрем-

ления, Грузия активно ищет партнеров среди стран, настроенных таким же образом. В первую очередь это те государства, у которых общая с Грузией история и перед которыми стоят характерные для всего постсоветского пространства проблемы. Г рузия постепенно дистанцируется от Содружества Независимых Государств, давно дискредитировавшего себя, поскольку оно не состоялось как серьезная международная организация. В то же время важным элементом внешней политики Грузии является укрепление связей со странами СНГ, заявляющими о своей приверженности демократическим ценностям, а также имеющими общее с Грузией понимание геополитической ситуации и той роли, которую они должны играть в своем регионе. Создавая прочные альянсы со своими региональными соседями, Грузия во многом увеличивает свои шансы на успешную интеграцию в большую семью европейских и евро-атлантических наций.

В настоящей статье будут рассмотрены возможности, возникающие перед Грузией при ее вступлении в «Организацию за демократию и экономическое развитие — ГУАМ» (ОДЭР — ГУАМ), в дальнейшем именуемую ГУАМ. Созданная 23 мая 2006 года как региональная организация, ГУАМ

стала плодом совместных усилий четырех государств — Грузии, Украины, Азербайджана и Молдовы — вдохнуть жизнь в давно, но безуспешно существующее содружество этих стран, образованное для обеспечения общей безопасности, а также в целях политического и экономического со-трудничества1. В статье сделана попытка оценить возможности, которые «оживившаяся» ГУАМ предоставляет своим членам, в частности Грузии. Кроме того, мы попытаемся ответить на вопрос: есть ли у ГУАМ шансы не превратиться в «своеобразную школу красноречия», а стать активным форумом для выработки совместных подходов к наиболее важным проблемам, возникающим перед участниками.

1 ГУАМ как консультативный форум создан

10 октября 1997 года четырьмя странами: Грузией, Украиной, Азербайджаном и Молдовой. Их президенты встретились на саммите Совета Европы в Страсбурге, где они приняли совместное коммюнике, в котором выразили желание взаимодействовать по следующим стратегическим направлениям: развитие транспорта и коммуникаций, интеграция в европейские и евро-атлантические структуры, мирное разрешение конфликтов, сотрудничество в региональных и международных организациях. А 7 июня 2001 года на саммите в Ялте ГУУАМ была наделена официальным статусом, а также определены ее структура, цели и принципы. В 1999 — 2005 годах эта группа имела название ГУУАМ в связи с вхождением в нее Узбекистана.

Место Грузии в региональном сотрудничестве

Прежде чем обсуждать членство Грузии в ГУАМ, целесообразно выяснить, что вообще может принести ей участие в рамках регионального сотрудничества. Какую выгоду может получить страна, которая намерена играть одну из главных ролей в политическом и экономическом взаимодействии и в вопросах безопасности на территории от Черного до Каспийского моря?

В последние годы мы были свидетелями все возрастающего интереса Грузии к различным формам сотрудничества с близкими ей по «взглядам» странами, как к средству обеспечения безопасности государства и решения задач его внешней политики. Развитие прочных региональных связей со странами, поддерживающими стремление Грузии войти в евро-атлантическое сообщество, рассматривается как важный элемент, способный облегчить вступление Грузии в НАТО и ЕС. Грузия упорно старается обрести свою регио-

нальную идентичность, при этом не забывая о главной цели — вхождении страны в указанные выше структуры.

Непосредственной территорией, стратегически важной для обретения этой региональной идентичности, является район вокруг Черного моря, куда входят страны- соседи и который теперь называют Большим черноморским регионом (БЧР). Чтобы избежать привязки исключительно к Южному Кавказу, где расположены две страны, конфликтующие между собой, что подрывает надежды на успешное региональное сотрудничество, Грузия пытается найти единомышленников на побережье Черного моря и вокруг него и сотрудничать с теми государствами региона, которые руководствуются близкими принципами и имеют одинаковые с Грузией цели.

Вступление Румынии и Болгарии в НАТО и ЕС повысило интерес к этому региону, в результате чего мы видим хотя и медленное, но значительное изменение отношения к нему названных выше структур. Об этом, в частности, свидетельствует заявление Европейской комиссии от 11 апреля 2007 года, названное «Черноморская синергия — новая региональная инициатива». В начале документа говорится, что государства, расположенные вокруг Черного моря, являются объектами первоочередного интереса ЕС. Акцент делается на развивающееся региональное сотрудничество, и тем самым создаются рамки для укрепления связей с этим регионом в целом как приоритетной для ЕС сферой. Кроме того, он создает условия для проявления собственной инициативы тех государств региона, которые извлекут выгоду из новой ситуации и сумеют внести свой вклад в укрепление регионального сотрудничества и связей ЕС со странами Черноморского региона.

Однако, несмотря на наличие ясных целей для региона, внутри него имеются различные мнения относительно практических механизмов решения этих задач. Один из наиболее ярких тому примеров — сотрудничество в сфере безопасности. Укрепление безопасности и стабильности в регионе является принципиальным вопросом для всех государств Большого черноморского региона, и это должно стать их основным вкладом в решение многих проблем, с которыми сталкивается международное сообщество в XXI веке.

Как мы уже отмечали, у этих государств нет единого мнения в вопросах выбора существующих механизмов, способных обеспечить их безопасность. Сложность Черноморского региона, возникающая из-за различия интересов прибрежных стран, затрудняет создание эффективных форм их сотрудничества (особенно в сфере укрепления безопасности), которые распространялись бы на все эти государства. С другой стороны, продвижение НАТО в данный регион вряд ли может решить проблему. Сопротивление России и Турции любому расширению Североатлантического союза на район Черного моря является дополнительным препятствием для Альянса, которому придется разрабатывать подходы, чтобы обеспечить участие этих ведущих региональных держав в реализации той или иной разрабатываемой им стратегии. Как уже говорилось выше, усиление участия Тбилиси в региональной активности, особенно в вопросах безопасности, рассматривается как шаг к будущей интеграции Грузии в европейские и евро-атлантические структуры. Эти устремления не только оказывают влияние на внешнюю и оборонную политику страны, но и определяют всю стратегию ее дальнейшего развития. То, что последние шаги по расширению НАТО и ЕС вовлекли Черноморский регион в центр внимания евро-атлан-тического сообщества, Грузия рассматривает как еще одну возможность позиционировать себя как страну, вносящую немалый вклад в укрепление безопасности в регионе. И лучшим средством для достижения этой цели является участие в эффективном региональном сотрудничестве.

Однако, если проанализировать деятельность существующих региональных организаций, то можно увидеть, что прежние их усилия не принесли желаемых результатов, а

новые инициативы еще должны доказать свое право на существование. Как следствие, идея формирования региональной идентичности в районе Черного моря представляется в обозримом будущем нереалистичной. Предпринимаются попытки оживить некоторые ранее существовавшие в регионе формы сотрудничества (ОЧЭС, ГУАМ) — одновременно с новыми инициативами по гармонизации национальных интересов и приоритетов в политике разных государств (Черноморский форум партнерства и диалога, Сообщество демократического выбора). Это свидетельствует о том, что в регионе растет понимание необходимости создать действительно эффективные средства сотрудничества.

Единственная возможность для Грузии реализовать такое сотрудничество — использовать существующие механизмы для вовлечения стран-единомышленников в общие усилия по обеспечению безопасности и стабильности в регионе. Общность интересов и взглядов является главной движущей силой любых совместных действий, а их успех зависит от степени поддержки и приверженности общей цели, от политической воли и выбора каждого из государств-участников. Именно с этим связана перспектива любого регионального проекта.

ГУАМ как региональный актор

Трансформация неформальной консультативной группы ГУАМ в региональную организацию рассматривалась как попытка уйти от прошлых неудач и превратить ее в сообщество, способное ставить перед собой реальные задачи и добиваться своих целей. Это оказалось возможным в большой степени благодаря изменениям, произошедшим в результате так называемых «цветных революций» в Грузии и Украине, которые «встряхнули» застывшие политические системы в обоих государствах. Новое правительство Грузии искало возможности расширить круг своих союзников в регионе и установить с другими государствами отношения, которые основывались бы на единой шкале ценностей и общих стратегических задачах.

Первая возможность вырваться из тупика представилась на саммите в Кишиневе, состоявшемся 22 апреля 2005 года. На фоне смены режимов в двух странах-участницах и прозападных подвижек в политическом курсе Молдовы ГУАМ вступила в новую фазу своего развития. Некоторые комментаторы назвали эту встречу «саммитом возрождения», хотя и высказывалось мнение, что ощутимых результатов добиться не удалось, а саммит завершился принятием символической декларации об общем отношении к европейской интеграции, создании общих пространств в таких сферах, как экономика, транспорт и безопасность2. Действительно, Кишиневская декларация «Во имя демократии, стабильности и развития» подтвердила приверженность принципам Хартии, принятой ранее в Ялте. Но теперь появилось несколько важных элементов: установление тесного военно-политического сотрудничества и проведение миротворческих операций. Не менее важным стало и решение внести совместный вклад в незамедлительное образование зоны свободной торговли (в соответствии с соглашением ГУАМ от 2002 г. о создании зоны свободной торговли), а также интенсифицировать сотрудничество в сфере энергетики3. После саммита в Кишиневе изменился состав участников. Узбекистан официально объя-

2 См.: Socor V. Summit Takes Stock of GUAM’s Projects, Institutional Development // Eurasia Daily Monitor, The Jamestown Foundation, 20 June 2007, Vol. 4, Issue 120.

3 См.: Кишиневская декларация глав государств ГУУАМ «Во имя демократии, стабильности и развития» [http://www.guam.org.ua/181.449.0.0.1.0.phtml]

вил о своем выходе из Организации, объяснив свое решение несовпадением ее новых целей и приоритетов с интересами Ташкента4. Однако некоторые аналитики считают выход Узбекистана из ГУАМ наиболее успешной операцией Москвы, которой удалось убедить Ташкент покинуть ГУАМ в обмен на поддержку Россией предложенного Узбекистаном объяснения андижанских событий5.

В течение ее 10-летней истории у ГУАМ были периоды больших надежд, разочарований и неопределенности. Зачастую это вызывалось несовпадением взглядов, различиями позиций государств-участников вкупе с отсутствием реальной стратегии, которая не только соответствовала бы интересам входящих в Организацию стран, но и определяла бы практические действия, направленные на достижение поставленных ими целей. Вследствие этого ГУАМ оставалась форумом, вряд ли способным воплотить свои декларации в жизнь. Возрождение ГУАМ и ее последующая трансформация в ОДЭР многих удивили, так как, по общему мнению, этот «полуспящий» союз не давал оснований для оптимизма.

Грузия была среди четырех основателей этой группы, созданной в противовес не-состоявшемуся СНГ с его твердой опорой на доминирование России6. Образование ГУАМ в качестве организации для успешной совместной деятельности произошло на фоне глубокого разочарования деятельностью Содружества Независимых Государств. Грузии представилась возможность предпринять совместные с партнерами-единомыш-ленниками усилия для создания альянса, основанного на взаимном уважении и понимании. И, что более важно, у Грузии появился шанс: вступив в ГУАМ, она могла укрепить свою собственную безопасность через усиление региональной безопасности, действуя рука об руку с другими членами группы, которые столкнулись с теми же проблемами (сепаратистские конфликты, присутствие иностранных вооруженных сил на их территории).

Основная цель участия Грузии в ГУАМ определялась в большей степени необходимостью найти новые механизмы, которые смогут помочь ей на пути в Европу. Для страны, находящейся в процессе становления своей государственности, наличие региональных партнеров (с близкими взглядами и стремлениями) было более чем желательным. В самой Грузии понимали, что ее стратегическим выбором является интеграция в семью европейских демократических наций. Поэтому Тбилиси рассматривал ГУАМ как новый механизм, позволяющий избавиться от постсоветской идентичности, защитить страну от новых имперских устремлений России и помочь большей европеизации Грузии. Необходимо отметить, что желание освободиться от влияния России было самым главным, что объединяло членов группы. Кроме того, территориальная целостность Грузии, Азербайджана и Молдовы была нарушена, а сомнительная роль Москвы в процессах разрешения конфликтов испортила отношения РФ с этими странами. Что же касается Украины, то ей нужны дополнительные источники энергии и возможности показать себя влиятельным геополитическим игроком7.

Еще один важный аспект создания этого альянса — согласие сотрудничать в рамках различных международных структур, что даст возможность странам-членам ГУАМ гармонизировать свои подходы и озвучивать мнения по общим проблемам. Для этого необходимы регулярные консультации и обсуждение общих позиций стран-участников

4 См.: GUAM Factsheet. Website of the Ministry of Foreign Affairs of Georgia [www.mfa.gov.ge].

5 См.: Маковецкий И. ГУАМ: объединяя континенты // Аналитическая группа «Наше мнение», 11 июля 2007 [http://www.nmnby.org/pub/0707/11m.html].

6 Существенная поддержка этой инициативы США (как политическая, так и финансовая) интерпретировалась многими в РФ как попытка создать антироссийскую коалицию на задворках бывшей империи.

7 См.: GUAM: Test for Ability to Act // Policy Paper #5. Ukrainian Monitor. Centre for Peace, Conversion and Foreign Policy of Ukraine. June 2005 [http://cpcfpu.org.ua/en/projects/foreignpolicy/papers/052005/].

ГУАМ в международных организациях. Эксперты назвали такую согласованную позицию «смыслом существования» ГУАМ и одним из немногих ощутимых проявлений жизнеспособности этой организации»8. Достижение согласованной позиции было наиболее заметным на заседаниях ОБСЕ (при обсуждении проблем, связанных с Договором об обычных вооруженных силах в Европе) и в ООН9. В 2006 году, несмотря на упорное сопротивление России, членам Организации удалось включить в повестку дня 61-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН вопрос о «замороженных конфликтах на территории ГУАМ и их влиянии на международный мир, безопасность и развитие».

Саммит ГУАМ, состоявшийся в Баку в июне 2007 года10, выработал конкретные планы участия входящих в него стран в международных структурах: ООН, ОБСЕ и Совете Европы. В эти планы входит продвижение принципов деятельности Организации, использование совместных заявлений и инициатив для решения общих проблем. А общая стратегия предусматривает взаимодействие с ЕС и НАТО. Ключевыми направлениями возможного диалога между ГУАМ и Евросоюзом названы следующие: установление баланса в отношениях, а также взаимная выгода и результативность взаимодействия на основе общих ценностей и интересов; придание дополнительной значимости имеющимся двусторонним и многосторонним формам сотрудничества; поддержка европейской интеграции участников ГУАМ; изучение потенциальных возможностей сотрудничества ГУАМ с Евросоюзом в политических, экономических, стратегических и других сферах, включая указанные в Региональной инициативе ЕС « Черноморская синергия».

В формате ГУАМ + НАТО участники группы выразили желание вести диалог по таким вопросам, как энергетическая безопасность, миротворческие операции, приграничное сотрудничество и трансграничная деятельность, а также борьба с организованной преступностью, наркотрафиком, терроризмом и помощь в чрезвычайных ситуациях.

Как провозглашено в Бакинской декларации, «ГУАМ: Объединяя континенты», Организация старается сотрудничать с другими государствами и международными структурами. Это подтверждает намерения ГУАМ предпринимать активные действия на общеевропейском, трансатлантическом, черноморском, каспийском и азиатском направ-лениях11. Некоторые страны уже проявляют интерес к деятельности Организации. Так, президенты Румынии, Литвы и Польши присутствовали на нескольких последних саммитах в качестве наблюдателей, а Болгария, Эстония и Латвия были представлены там же официальными лицами высокого уровня. США, которые давно поддерживают ГУАМ и являются ее стратегическим партнером (путем участия в программе ГУАМ — США), традиционно присутствуют на таких встречах. На саммите в Баку речь шла об организации диалога в формате ГУАМ — Япония, что свидетельствовало о растущем интересе Токио к ГУАМ. Еще в 2006 году министр иностранных дел Японии Таро Асо озвучил политическую инициативу правительства своей страны создать «дугу свободы и процветания» (от Центральной Азии через Черное и Каспийское моря до Украины)12. В частности, он подчеркнул важность усиления сотрудничества Японии с государствами ГУАМ в

8 Socor V. Energy Insecurity, Frozen Conflicts Preoccupy GUAM Summit in Kyiv // Eurasia Daily Monitor, The Jamestown Foundation. 25 May 2006, Vol. 3, Issue 102.

9 В 2003 году на основании резолюции 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (резолюция 58/85) ГУАМ получила статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций.

10 Это был самый большой саммит ГУАМ по количеству участников. На нем присутствовали представители 30 государств, а также международных организаций.

11 См.: Бакинская декларация «ГУАМ: объединяя континенты» принята на встрече Совета глав государств в Баку, Азербайджан, 19 июня 2007 года.

12 См.: Грузия говорит о приоритетах организации на саммите ГУАМ // Civil Ge., 18 июня 2007 [http:// www.civil.ge/rus/article.php?id=13751].

качестве вклада в упрочнение корней демократии на пространстве Балтика — Черное море — Каспийский регион13.

В свою очередь, ГУАМ позиционирует себя как организация, стремящаяся укрепить стабильность и обеспечить развитие в регионе от Балтии до Черного и Каспийского морей. Трансформация Организации во вполне «ставшую на ноги» региональную структуру, которую при ее образовании зачастую называли «мертворожденной» — важная стадия развития сотрудничества. Взгляд на ГУАМ как на траекторию, по которой ее участники могут попасть в Европу, просматривается во многих заявлениях политических лидеров государств-членов. На Кишиневском саммите президент Молдовы В. Воронин говорил о «необратимости курса на интеграцию в Европу для входящих в ГУАМ стран»14, а президент Грузии М. Саакашвили охарактеризовал Организацию как общий механизм роста европейских устремлений и призвал, «объединившись, двигаться по направлению к Европе». Это было повторением его более раннего заявления относительно миссии ГУАМ, состоящей в объединении стран, целью которых является евро-атлантическая интеграция и «восстановление стабильности в полосе от Балтии до Черного моря»15. Более того, Киевская декларация о создании ОДЭР — ГУАМ подчеркивает растущую роль регионального сотрудничества в общеевропейских процессах и подтверждает стремление государств-участников Организации углублять европейскую интеграцию и расширять отношения с ЕС и НАТО16.

Усиление роли ГУАМ во всем спектре региональных проблем — от общих проектов в сферах транспорта и коммуникаций до европейской и евро-атлантической интеграции — неминуемо приведет к преобразованию Организации в основной механизм обретения региональной идентичности.

Развитие принципов деятельности ГУАМ

ГУАМ проходит сейчас период испытаний. Если Организация покажет себя реальным союзом, занимающимся серьезными проблемами, то у нее будет шанс стать основным механизмом, защищающим общие интересы участников: стабильное развитие и безопасность в регионе Черного и Каспийского морей, а также возможность интегрироваться в европейские и евро-атлантические структуры.

Государства ГУАМ рассматривают демократию, экономическое развитие и региональную безопасность как главные принципы данной Организации. Президент Украины В. Ющенко даже назвал их «тремя китами» ГУАМ. Эти принципы составляют основу идентичности ГУАМ, и приверженность им неоднократно подчеркивали все участники.

Совершенно ясно, что укрепление демократии, обеспечение экономического развития и безопасности — ключевые задачи для каждой страны. Но, следуя этим принципам в региональном контексте, ГУАМ дает возможность объединить потенциал каждого из

13 См.: «Arc of Freedom and Prosperity: Japan’s Expanding Diplomatic Horizons». Speech by Mr Taro Aso, Minister for Foreign Affairs of Japan, on the occasion of the Japan Institute of International Affairs Seminar, 30 November 2006. Website of the Ministry of Foreign Affairs of Japan [http://www.mofa.go.jp/announce/fm/aso/ speech0611.html].

14 Socor V. GUAM Revival Summit Inconclusive // Eurasia Daily Monitor, The Jamestown Foundation. 25 April 2005, Vol. 2, Issue 80.

15 М. Саакашвили: ГУУАМ — механизм евроинтеграци и стабильности в Прибалтике и Черноморском бассейне // Civil Ge., 25 марта 2005 [http://www.civil.ge/rus/article.php?id=7570].

16 См.: Киевская декларация о создании «Организации за демократию и экономическое развитие — ГУАМ» [http://www.guam.org.ua/181.611.0.0.1.0.phtml].

участников и использовать их опыт для достижения максимального эффекта. К сожалению, пока нет ничего, что позволило бы обеспечить практические результаты на любом из указанных выше направлений. Пока ГУАМ еще предстоит превратить риторику о «благих намерениях» в реальные дела, хотя именно провозглашенные принципы привели страны ГУАМ к желанию обрести общую региональную идентичность.

Реальное наличие демократии в стране является одним из ключевых предварительных условий ее интеграции в европейские и евро-атлантические институты. Следовательно, развитие демократических механизмов должно быть приоритетным в политике государств, входящих в ГУАМ. Тот факт, что в новое название ГУАМ входит слово «демократия», означает стратегический выбор, стремление присоединиться к европейскому сообществу наций, разделяя с ним общие демократические ценности. Конечно, уровень демократии в странах ГУАМ различен, и предстоит еще долгая дорога к тому, чтобы сделать демократические перемены в этих странах необратимыми. Внимание на этом пути должно быть сосредоточено на укреплении демократических институтов и достижении необходимого баланса между различными ветвями власти в каждой стране. Верховенство права и защита прав и свобод человека являются принципиальными элементами любой демократической системы. Несмотря на особенности каждого государства-участника, их приверженность демократизации будет оцениваться по их делам.

В Киевской декларации была вновь подчеркнута важность более глубокого экономического сотрудничества в энергетике, транспортной и торговой сферах в целях регионального развития. Результаты реализации соглашения о создании зоны свободной торговли еще предстоит увидеть. Основная предпосылка для успешного его выполнения — согласование пограничных таможенных правил и тарифной политики между членами сообщества. И хотя входящие в ГУАМ страны постоянно подчеркивают выгоды их экономического сотрудничества в формате Организации, на практике двустороннее взаимодействие всегда преобладает над многосторонними связями. Примером тому может служить Грузия, успешно развивающая торговлю с Украиной в рамках Соглашения о свободной торговле с этой страной, в то время как реализация Соглашения о зонах свободной торговли откладывается. Следовательно, возможности экономического сотрудничества в рамках ГУАМ сегодня вряд ли используются в полной мере. Некоторые аналитики преуменьшают потенциал экономического развития ГУАМ, отмечая, что ее рыночные перспективы не способны соперничать с российскими. Например, объем украинско-российской торговли превышает 20 млрд долл., а товарооборот Украины со странами ГУАМ эквивалентен примерно 1 млрд17.

Государствам-участникам ГУАМ еще трудно избегать влияния России и выполнять взятые ими при образовании этой структуры обязательства. Безусловно, это объясняется объективными причинами, так как во многом эти страны остаются зависимыми от Москвы больше всего в экономическом плане. У них, как уже отмечалось, нет потенциальных возможностей соперничать с российскими рынками18, в то время как сильная зависимость от энергетических ресурсов РФ делает это влияние едва ли не вечным.

Некоторые усматривают перспективу развития более активного сотрудничества в сфере энергетической безопасности стран ГУАМ через реализацию проекта построения транзитного пути в обход России. Это относится главным образом к расширению транзитных возможностей Украины для доставки нефти каспийского региона в Европу. Однако и здесь есть «подводные камни», усложняющие ситуацию. В частности, полное

17 См.: GUAM Gets New Life, New Identity // EurasiaNet.Org., 24 May 2006.

18 Один из наиболее ярких примеров, подтверждающих этот аргумент, — ситуация с российским эмбарго на грузинские вина, минеральную воду и сельскохозяйственные продукты, которое лишило страну огромной части доходов от экспорта. Грузия продолжает поиск возможностей диверсифицировать свои рынки сбыта.

использование транспортного потенциала Украины зависит от позиции Казахстана относительно экспорта его нефти по трубопроводу Одесса — Броды19, тогда как большую часть своей нефти Азербайджан должен направлять по трубопроводу Баку — Тбилиси — Джейхан20.

Мирное разрешение конфликтов, борьба с международным терроризмом и транснациональной преступностью — основные направления сотрудничества в сфере безопасности. Обусловленная наличием сепаратистских конфликтов на территориях Азербайджана, Грузии и Молдовы общность проблем в сфере безопасности для данных трех стран-членов ГУАМ определяет их общий подход к урегулированию этих конфликтов. Важным шагом на данном направлении является Соглашение о создании общих для ГУАМ миротворческих сил и полицейских подразделений, которые на основании мандатов ООН или ОБСЕ смогут участвовать в продолжающихся миротворческих операциях в зонах конфликтов. Грузии это позволило бы сделать международным формат ныне действующих миротворческих сил в Абхазии и Южной Осетии и тем самым провести долгожданную замену российских миротворцев. Консультации по этому поводу все еще продолжаются21.

В рамках ГУАМ создана специальная Рабочая группа для борьбы с терроризмом, трансграничной организованной преступностью и контрабандой наркотиков. Один из ее проектов предусматривает создание в Организации «виртуального» Центра и Межгосударственной информационной системы управления, которые смогли бы обеспечить условия для сотрудничества в этих сферах. В 2005 году в Грузии открыли Виртуальный центр по борьбе с преступностью, в 2006-м был проведен первый эксперимент по передаче информации с помощью системы ее кодирования. Кроме того, предусмотрено дальнейшее развитие обмена информацией между правоохранительными органами и национальными центрами стран ГУАМ. Эта деятельность направлена на повышение эффективности межгосударственного сотрудничества в борьбе с терроризмом и транснациональной преступностью, что имеет особое значение в связи с географическим положением региона, находящегося на пересечении различных транспортных путей, а также участием государств-членов ГУАМ в руководимой США антитеррористи-ческой коалиции.

Хотя все указанные сферы сотрудничества имеют существенное стратегическое значение для стран-членов Организации, в действительности многостороннее взаимодействие в ГУАМ полностью не реализуется. И это заставляет некоторых экспертов сомневаться в общности интересов государств-участников. Существуют ли серьезные свидетельства того, что эта структура действительно основана на общих интересах? Является ли взаимодействие четырех государств, которое предполагает ГУАМ, более продуктивным, нежели двусторонние связи между странами? Высказывалось мнение, что интересы участников не всегда совпадали, особенно на ранней стадии образования ГУАМ, которая иногда производила впечатление лишь ситуативного союза бывших советских республик22. Другие ссылаются на отсутствие общей точки зрения на развитие и внутреннюю слабость входящих в Организацию государств. Все эти аргументы

19 Речь идет о присоединении к трубопроводу Баку — Тбилиси — Джейхан и возможном продолжении его на восток, к Казахстану, и на запад, в Польшу, к порту Гданьск.

20 На саммите, посвященном вопросам энергетики (Вильнюс, 10 октября 2007 г.), Грузия, Украина, Азербайджан, Польша, Литва и Казахстан подписали соглашение о создании специальной группы для изучения технических возможностей реализации проекта.

21 Согласно сведениям Министерства обороны Грузии, основная организационная и юридическая работа по созданию миротворческого контингента ГУАМ приближается к концу. Обсуждение вопросов состава и содержания этого контингента должно завершиться в ближайшее время (источник: АПА).

22 См.: GUAM: Test for Ability to Act.

справедливы. В этом главные причины того, что ГУАМ в течение многих лет была лишь «пустой оболочкой».

В ы в о д ы

Трансформация структуры неформального типа в уверенно ставшую на ноги региональную межгосударственную организацию является важным шагом на пути институционализации ГУАМ. Сегодня Организация за демократию и экономическое развитие — ГУАМ позиционирует себя как союз стран-единомышленников, нацеленный на укрепление стабильности и безопасности в регионе Каспийского и Черного морей. Главной движущей силой этого союза является желание его стран-членов войти в европейское сообщество, осуществив демократические преобразования. Государства-участники Организации декларируют свою приверженность демократическим ценностям и желание успешно интегрироваться в европейское и евро-атлантическое сообщества путем создания союза, основанного на общих интересах и разделяемых всеми его участниками ценностях.

Это политическое измерение (одновременно с соображениями безопасности) является главным объединяющим ГУАМ фактором. Как мы уже говорили, несмотря на существенный потенциал «транзита» у государств Организации, многостороннее взаимодействие внутри группы в сферах экономики, транспорта и энергетической безопасности носит в лучшем случае маргинальный характер. Только в будущем выяснится, станет ли ГУАМ механизмом, благодаря которому страны-члены обретут свою региональную идентичность.

То, что ГУАМ трансформировалась в действующий институт с определенной структурой, свидетельствует о ее преимуществах перед многими новыми региональными инициативами, частью которых является и Грузия. Теперь государствам-участникам, в том числе Грузии, предстоит показать не только на словах, но и на деле, что ГУАМ движется по пути, ведущему к созданию подлинного регионального альянса, члены которого достаточно активны, чтобы заставить его работать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.