известия вгпу. педагогические науки
Важно четко представлять уровень результатов формирования ЗОЖ. Первый уровень результатов предполагает систему представлений; второй - систему ценностных ори-ентаций и мотивацию, третий - практический опыт и осознанную деятельность. Все уровни результатов тесным образом связаны между собой и предполагают освоение содержания, соответствующего возрастному этапу. Далее представим пример структурирования содержания формирования у дошкольников норм и правил здорового образа жизни (см. табл. на с. 45).
данное содержание - пример того, как оно может быть скомпоновано по реализации каждого компонента по возрастам. Приоритетными в этом вопросе должны быть не знания и их объем, а сформированные установки, полезные привычки и опыт деятельности.
Таким образом, здоровый образ жизни должен целенаправленно и постоянно формироваться от рождения и на протяжении всей жизни человека, т. к. только в этом случае он будет являться рычагом первичной профилактики, формирования и укрепления здоровья, будет совершенствовать резервные возможности организма, обеспечивать успешное выполнение жизненно важных функций независимо от внешних условий.
Сложившаяся система образования сегодня, к сожалению, не способствует достижению всех желаемых результатов по воспитанию ребенка, ориентированного на здоровье и здоровый образ жизни. знания большинства современных взрослых людей о здоровом образе жизни не стали их убеждениями. Выстроить систему, закладывающую основы здорового образа жизни уже в дошкольном детстве, сейчас жизненно необходимо, т. к. это залог будущего здоровья нации в целом. Поэтому проблема поиска способов, средств и условий, при которых возможно овладение нормами и правилами здорового образа жизни, начиная с дошкольного детства, является дискуссионной и открытой для новых научных поисков.
список литературы
1. Виленский М.Я. Общее и особенное в педагогических категориях «здоровый образ жизни» и «здоровый стиль жизни» // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2006. Вып. 11. С. 8-18.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М.: Перспектива, 2014.
* * *
1. Vilenskij M.Ja. Obshhee i osobennoe v pedagogicheskih kategorijah «zdorovyj obraz zhizni» i «zdorovyj stir zhizni» // Vestnik Baltijskogo federal'nogo universiteta im. I. Kanta. 2006. Vyp. 11. S. 8-18.
2. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart doshkol'nogo obrazovanija. M.: Perspektiva, 2014.
Objectives and contents of the work on norms and rules of healthy lifestyle of preschool pupils
The article deals with the notion "healthy lifestyle", the author's approach to the issue of introduction of pupils to healthy lifestyle. The key objectives are represented and the essence of the work on familiarization of pupils with the norms and rules of healthy lifestyle at various age periods are described.
Key words: health, healthy lifestyle, rules of healthy lifestyle, components of healthy lifestyle.
(Статья поступила в редакцию 18.03.2016)
н.в. подина
(волгоград)
модульный Подход в организации детской хореографической студии
Обозначены основные тенденции в современном самодеятельном художественном творчестве, перспективы развития детского хореографического творчества в контексте модульного подхода в системе дополнительного образования. Обоснована его целесообразность при организации детской хореографической студии, а также актуальность нового профессионального стандарта в области дополнительного образования.
Ключевые слова: дополнительное образование, самодеятельное хореографическое творчество, детская хореографическая студия, модульный подход, компетенции.
В настоящее время в обществе востребованы различные формы самодеятельного, любительского творчества в системе дополнительного образования. Изменение интересов,
О Подина Н.В., 2016
ПЕДАГОГИКА ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
потребностей, эстетических запросов современных россиян закономерно сказывается и на способах использования свободного времени, содержании и формах досуга. Согласимся с Р.Р. Лыковой в том, что любительское художественное творчество как важный элемент досуга приобретает все большую значимость и даже престижность [3].
Кризисные явления настоящего периода повлекли за собой изменения в нормах существования объектов и субъектов социально-культурной сферы, вследствие чего наблюдаются два разнонаправленных процесса: первый связан с сокращением государственной поддержки многих самодеятельных художественных объединений и коллективов, приводящим к прекращению их существования; другой - с откликом на повышение общественного интереса к сохранению и возрождению культурных традиций, вызывающих расцвет разнообразных видов и форм реализации творческого потенциала граждан разного возраста и социального статуса.
Основными признаками самодеятельного художественного творчества, позволяющими удовлетворить широкие социальные запросы, являются: добровольность и свобода выбора творческого направления деятельности, содержательная и материальная доступность, нерегламентированность. Все эти черты присущи дополнительному образованию, выступающему в качестве одного из механизмов реализации образовательной концепции. Самодеятельное хореографическое творчество в системе дополнительного образования стало активно формироваться в 1960-1970-е гг. во время широких международных дискуссий по образовательным проблемам, проводимых на площадках ЮНЕСКО и посвященных реформированию образования как «пространства свободы, где каждый без насилия и диктата выбирает, чему и как учиться» [4, с. 11].
Л.Н. Буйлова обозначила нормативно-правовую базу, способствующую внедрению дополнительного образования в России как одной из составляющих непрерывного образования, и сформулировала подходы к пониманию его особенностей [2]. Наиболее существенным, на наш взгляд, является его понимание как преднамеренной, добровольной и планируемой инициативы личного и социального образования, направленного на изучение ценностей и развитие широкого круга навыков и качеств личности, необходимых для жизни в демократическом обществе. Дополнительное образование является свободным образовани-
ем на протяжении всей жизни человека, общедоступным независимо от возраста, пола, социальной принадлежности и т. д. [6].
Целесообразно выделить в качестве основного признака дополнительного образования отсутствие единых, стандартизированных требований к результатам учебной деятельности. данный признак нельзя однозначно расценивать как отрицательный или положительный, однако его следствием являются такие позитивные тенденции, как новаторский характер методов обучения; доминирование практических целей, ориентированных на индивидуальные учебные и творческие потребности обучающихся; большая свобода содержания и форм обучения. Это означает наибольшую гибкость, разнообразие и многоаспект-ность дополнительного образования, способного удовлетворить образовательные потребности разных групп населения вследствие тесной связи с современными социокультурными процессами, потребностями людей в самообразовании и саморазвитии.
Отсюда понятна востребованность разнообразных видов дополнительного образования в сфере самодеятельного художественного творчества. важнейшим и одним из самых популярных направлений в настоящее время является хореографическое творчество. Высокая социально-культурная значимость хореографического творчества обусловлена его многофункциональностью, позволяющей обеспечить гармоничное развитие человека. Комплекс функций включает в себя реализацию творческого потенциала личности (гуманистическая функция); сохранение и трансляцию социально-культурного опыта (социально-культурная функция); приобщение личности к знаниям и культурному наследию человечества (образовательно-воспитательная функция); ценностно-нормативную регуляцию поведения (регуляторная функция); социальное и творческое общение (коммуникативная); поддержание стабильности человеческого сообщества (интегрирующая функция). Но, безусловно, ключевой является эстетическая функция, обусловленная своеобразием хореографического искусства. С этим связан рост числа разнообразных танцевальных коллективов, кружков, студий, работающих с детьми разного возраста и в различных жанровых и стилевых направлениях хореографического творчества.
Организация детской хореографической студии изначально ориентирована на свободный выбор обучающимися той или иной об-
- известия вгпу. пе,
ласти танцевального искусства, на развитие их познавательной мотивации, индивидуальных потребностей и способностей. Такая индивидуально-личностная направленность деятельности позволяет хореографической студии активно использовать потенциал свободного времени детей и подростков, более эффективно решать проблемы их духовно-нравственного, интеллектуального и физического воспитания.
Существующая в России система дополнительного образования предлагает разным возрастным и социальным группам различные типы образовательных программ - ознакомительные, просветительные, культурно-досуговые, предметные, интегрированные, метапредметные; иначе говоря, от общераз-вивающих до предпрофессиональных. В связи с этим актуальной стала разработка критериев и способов фиксации результатов образования детей, а также разнонаправленных требований к качеству дополнительного образования [2], которые нашли отражение в федеральных государственных требованиях (ФГТ, 2011-2015 гг.).
Выполнение задач, на которые ориентированы ФГТ, позволяет систематизировать образовательную деятельность структур самодеятельного хореографического творчества и значительно повысить качество ее результатов. Здесь, наряду с задачами, решаемыми большинством существующих хореографических студий и других творческих объединений, представлены задачи, решение которых до последнего времени оставалось за рамками внимания художественных руководителей, педагогов, постановщиков. В качестве таких задач выделены:
- формирование у ребенка не только необходимых навыков, но и потребности в общении с искусством;
- осуществление процесса обучения в доброжелательной обстановке, что способствует развитию отзывчивости;
- приобретение детьми опыта творческой деятельности;
- ознакомление с культурным наследием своего народа и народов мира;
- выявление склонностей и талантов детей в раннем возрасте и их дальнейшее развитие;
- обучение детей планированию своего времени, осуществлению самостоятельного контроля результатов своей работы;
- формирование у детей с раннего возраста толерантного, уважительного отношения к другим точкам зрения;
гогические науки -
- обучение взаимодействию с коллективом и преподавательским составом.
На наш взгляд, решение подобных задач позволяет говорить о формировании у детей актуальных личностных, коммуникативных, предметных, общекультурных, социальных компетенций в процессе занятий в хореографической студии. Это подтверждается совокупностью принципов, которые лежат в основе ее организации.
Кроме принципа добровольности, при организации детской хореографической студии следует выделить также принципы психологической и физической комфортности, гармоничного сочетания познания и творчества, индивидуального подхода и коллективизма, доступности и последовательности обучения, ориентации на культурно-ценностные отношения и самореализацию.
Нам представляется целесообразным структурировать образовательный процесс хореографической студии как совокупность нескольких блоков - модулей, соответствующих современному модульному подходу. В его структуру входят модули:
- когнитивный - как системная совокупность знаний, на основе которой строится целостная картина действительности и осуществляется процесс собственно деятельности;
- поведенческий - как система универсальных способов познания, алгоритмов поведения и способов коммуникации, необходимых для самореализации в образовательной деятельности;
- ценностный - как понимание смысла и значения реализуемой деятельности, субъективное нравственно-эстетическое, рефлексивное отношение к осваиваемым ценностям, смелость в отстаивании своих мнения и взглядов, независимость в суждениях, чувство ответственности [1].
В связи с этим эффективной будет организация процесса обучения в детской хореографической студии в совокупности когнитивного, поведенческого, ценностного модулей, которые могут комбинироваться в зависимости от этапа и уровня обучения с коммуникативным, адаптационным, рефлексивным, творческим модулями. Коммуникативный модуль - обучение детей взаимодействию с другими субъектами деятельности; адаптационный - обеспечивает способность приспособления к социальным условиям, этическим установкам и ценностям, правилам поведения в обществе и творческом сообществе; рефлексивный - формирует навыки самооценки и само-
педагогика общего и профессионального образования
контроля; творческий модуль связан с созидательной деятельностью по созданию танцевальных номеров, выполнением импровизационных упражнений, т. е. с относительно самостоятельным творчеством детей. Данные модули могут включать все формы образовательной деятельности: уроки, репетиции, концертные выступления; поиск и получение информации об искусстве, просмотр видеозаписей, прослушивание музыки, посещение хореографических концертов и спектаклей, анализ и обсуждение результатов собственной творческой деятельности.
Модульный подход к организации детской хореографической студии позволяет выстраивать и реализовывать индивидуальный маршрут развития каждого ребенка. В современной образовательной системе, составной частью которой является дополнительное образование, есть множество нерешенных проблем, среди которых важное место занимает профессиональная подготовка руководителей детских творческих объединений. Так, у организаторов и руководителей многочисленных хореографических студий в настоящее время наблюдается дефицит профессионализма, не позволяющий в полной мере реализовать образовательно-воспитательный потенциал самодеятельного хореографического творчества. здесь следует, например, назвать отсутствие у педагогов-хореографов четких представлений о целях и результатах деятельности; неспособность сформулировать профессиональные задачи в соответствии с изменившимися требованиями к качеству дополнительного образования детей; бессистемность в организации собственной деятельности; недостаточная информированность о сущности современных образовательных технологий и др.
Новый профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», который готовится к введению в образовательную практику, призван восполнить этот дефицит и оптимизировать процесс организации различных форм дополнительного образования, способствовать реализации модульного подхода в организации детской хореографической студии, является перспективным для инновационной образовательной практики дополнительного образования.
Список литературы
1. Зимняя И.А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
2. Буйлова Л.Н. Сущность и специфика дополнительного образования детей в современной системе образования Российской Федерации // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 6-2. С. 130134.
3. Лыкова Р.Р. Педагогическое обеспечение социализации младших школьников в детской хореографической студии: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2013.
4. Мацкевич В. Без формы не удержать содержания (сила и слабость неформального образования) // Адукатар. 2009. № 1 (15). С. 11-13.
5. Фадеева М.А. Любительский хореографический коллектив. Саратов, 2015.
6. Хамадаш А. Неформальное образование: концепции, состояние, перспективы // Перспективы. Вопросы образования. ЮНЕСКО. 1992. №1/2. С. 138-155.
***
1. Zimnjaja I.A. Kljuchevye kompetencii kak rezul'tativno-celevaja osnova kompetentnostnogo podhoda v obrazovanii. M.: Issred. centr probrem kachestva podgotovki speciaristov, 2004.
2. Bujlova L.N. Sushhnost' i specifika dopol-niter'nogo obrazovanija detej v sovremennoj sisteme obrazovanija Rossijskoj Federacii // Mir nauki, kul'tury, obrazovanija. 2011. № 6-2. S. 130-134.
3. Lykova R.R. Pedagogicheskoe obespechenie socializacii mladshih shkol'nikov v detskoj horeo-graficheskoj studii: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Cheljabinsk, 2013.
4. Mackevich V. Bez formy ne uderzhat' soder-zhanija (sila i slabost' neformal'nogo obrazovanija) // Adukatar. 2009. № 1 (15). S. 11-13.
5. Fadeeva M.A. Ljubitel'skij horeograficheskij kollektiv. Saratov, 2015.
6. Hamadash A. Neformal'noe obrazovanie: kon-cepcii, sostojanie, perspektivy // Perspektivy. Voprosy obrazovanija. JuNESKO. 1992. №1/2. S. 138-155.
Module approach to organization of children's choral studio
The article deals with the tendencies in the modern amateur artistic work, the prospects of development of children's choreographic work in the context of the module approach in the system of additional education. The author proves its appropriateness in organization of children's choreographic studio, as well as the urgency of the new professional standard in the sphere of additional education.
Key words: additional education, amateur choreographic work, children's choreographic studio, module approach, competences.
(Статья поступила в редакцию 11.04.2016)