щения той или иной страны может стать причиной конфликтной ситуации.
Таким образом, разработанное нами регионально-ориентированное наполнение дидактического содержания дисциплин языковой подготовки будущего специалиста таможенного дела отражает профессиональную специфику таможенного дела, особенности региона профессиональной деятельности, а также
Библиографический список
культурные и национальные особенности коммуникации участников внешнеэкономической деятельности данного региона. Регионально-ориентированное наполнение дидактического содержания дисциплин языковой подготовки является неотъемлемым условием формирования готовности будущих специалистов таможенного дела к профессионально-ориентированному иноязычному общению.
1. Беспарточный Б.Д., Медведев И.Н. Регионализация профессионального образования - веление времени. Фундаментальные исследования. 2008; 9: 69-70.
2. Ткаченко Е.В. Базовое профессиональное образование: проблемы регионализации и развития. Чебоксары, 2001.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 036401 «Таможенное дело» квалификация (степень) «специалист». ФГОС-О3. 2010; 1117, 8 ноября 2010.
References
1. Bespartochnyj B.D., Medvedev I.N. Regionalizaciya professional'nogo obrazovaniya - velenie vremeni. Fundamental'nye issledovaniya. 2008; 9: 69-70.
2. Tkachenko E.V. Bazovoe professional'noe obrazovanie: problemy regionalizacii i razvitiya. Cheboksary, 2001.
3. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 036401 «Tamozhennoe delo» kvalifikaciya (stepen') «specialist». FGOS-O3. 2010; 1117, 8 noyabrya 2010.
Статья поступила в редакцию 23.03.15
УДК 371.8:УДК 379.828
Didenko Ye.Yu., teacher, postgraduate, Artistic Director and Ballet Master of dance theater "Pearls of St. Petersburg", Director
of Center of Esthetic Education at Eepartment of Choreographic Art, Saint-Petersburg University of Humanities and Social
Sciences (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
THE USE OF CLASSICAL BALLET HERITAGE AS A BASIS OF DEVELOPMENT OF CHILDREN'S CHOREOGRAPHIC CREATIVITY IN CONDITIONS OF GLOBALIZATION OF MODERN SOCIETY. In the article the researcher studies problems of development of children's choreographic creativity in conditions of globalization of modern society as one of effective remedies of moral and spiritual and esthetic education of younger generation. It is emphasized that this type of children's creativity is a component of spiritual culture of society, the mechanism of transfer and broadcast of the art, esthetic and classical heritage of Russia, which is saved up by professional ballet art. Along with the new tendencies of development of children's choreographic creativity dictated by globalization, the major basis for its development there is use of the classical ballet heritage influencing the state of multi-genres condition, synthesis of dancing forms and the directions when forming repertoire in children's choreographic creativity.
Key words: children's choreographic creativity, ballet art, classical ballet heritage, spiritual culture of society, globalization of modern society.
Е.Ю. Диденко, аспирант, ст. преп., художественный руководитель и балетмейстер театра танца «Жемчужины
Петербурга», директор Центра эстетического воспитания при кафедре хореографического искусства
Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов, г. Санкт-петербург, E-mail: [email protected]
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЛАССИЧЕСКОГО БАЛЕТНОГО НАСЛЕДИЯ
КАК АКТУАЛЬНОЙ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО
ТВОРЧЕСТВА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО СОЦИУМА
В статье актуализируются проблемы развития детского хореографического творчества в условиях глобализации современного социума как одного из эффективных средств нравственно-духовного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Подчеркивается, что этот вид детского творчества является компонентом духовной культуры общества, механизмом передачи и трансляции художественного, эстетического и классического наследия России, накопленного профессиональным балетным искусством. Наряду с новыми тенденциями развития детского хореографического творчества, продиктованными глобализацией, важнейшей основой для его развития остается использование классического балетного наследия, влияющего на многожанровость, синтез танцевальных форм и направлений при формировании репертуара в детском хореографическом творчестве.
Ключевые слова и словосочетания: детское хореографическое творчество, балетное искусство, классическое балетное наследие, духовная культура общества, глобализация современного социума.
Сегодня в условиях глобализации современного социума и, российского в том числе, особо остро выявляется такая проблема как поиск основы для преодоления трудностей духовного воспитания и нравственного становления подрастающего поколения. Эта проблема по мнению многих современных учёных -педагогов, социологов, культурологов и философов, связана с социальной аномией [1], с нарушением преемственности ценностных установок, с их трансформацией под влиянием глобализации [1 - 3], а также с отсутствием полноценного нравственного
и духовного воспитания, как в образовательных учреждениях, так и в учреждениях культурно-массового досуга, например, на основе творческой мощи всеобщей художественной культуры и ее наследия. Таким образом, в условиях глобализации современного общества особую значимость приобретают процессы интеграции различных культурных сфер, усиление культурной взаимозависимости человечества на основе взаимодействия, расширения международных контактов, проникновения в родную культуру иных культурных ценностей [2].
В контексте всей художественной культуры классическое балетное наследие на сегодняшний день является неотделимой и существенной частью духовной культуры общества. Балетное искусство является совокупностью множества творческих процессов, в результате которых в обобщенные пластические образы вкладывается серьезный философский контекст. В силу высокой степени эмоциональности, отсутствия языкового барьера балетное искусство выступает отличным созидателем и воспитателем, который способен за короткий временной период длительности спектакля не только рассказать на языке эмоций гораздо разностороннее и образнее, чем это сделали бы слова, но, и серьезно воздействовать на психическую и интеллектуальную природу человеческих чувств. Поэтому балетное искусство может выступать в роли превосходного воспитателя растущей человеческой души, оказывающего значительное положительное воздействие на внутренний мир и эстетическо-интеллекту-альное поле в процессе становления и развития личности.
Сегодняшнюю ситуацию в России, складывающуюся в области нравственно-духовного, а особенно художественно-эстетического воспитания, можно характеризовать как критическую. Это объясняется тем, что в силу различных обстоятельств ни семья, ни школа не реализуют свои функции, позволяющие осуществлять трансляцию общечеловеческих ценностей, как этических, так и эстетических, а без этого процесс жизнетворчества ребенка нельзя назвать полноценным. Детское хореографическое творчество - это сфера, где жизнетворчество юного человека может проявиться в полной мере, потому что здесь реализуются его нравственно-духовные и эстетические потенции. В этой сфере основой жизнетворчества является прекрасное - искусство. Актуализация же прекрасного происходит через деятельность различных художественных образовательных учреждений, в том числе детских коллективов, специализирующихся на конкретном виде искусства. Поэтому в настоящий момент хореографическое искусство пользуется популярностью, что подтверждается постоянным ростом детских танцевальных коллективов, увеличением числа их воспитанников.
Детское хореографическое творчество на сегодняшний день является существенным средством нравственно-духовного и эстетического воспитания подрастающего поколения, что очень актуально в современном российском обществе в период его социально-экономического переустройства. Кроме того, оно также является и важным компонентом современной культуры, как механизма передачи и трансляции обширнейшего художественного, эстетического и классического наследия России, накопленного профессиональным балетным искусством.
Современное детское танцевальное творчество развивается в контексте глобализации, поэтому в настоящий период его отличает ряд особенностей, которые заключаются в проявлении новых тенденций. Наряду с новыми тенденциями, связанными с обращением к многожанровости и синтезу танцевальных форм и направлений при формировании репертуара в детском хореографическом творчестве, место в нем классического наследия было и остается важнейшим. Поэтому особенно важно рассмотреть влияние классического балетного наследия на разные направления в детской хореографии, выявляя особенности этого влияния.
Данные обстоятельства требуют более глубокого обращения к теоретическим основам детского хореографического творчества, более внимательного изучения традиций и художественных ценностей классического балетного наследия, выработанных в процессе исторического развития балетного искусства. Анализ и осмысление этого позволит нам выявить и оценить собственные достижения и просчеты, найти верное соотношение традиций и новаций, выработать новые методы и подходы для дальнейшего использования классического балетного наследия в современном детском хореографическом творчестве. При этом, сохраняя непрерывность и преемственность творческой деятельности в её самобытности, неповторимом своеобразии русской классической танцевальной культуры как составляющей всеобщей мировой хореографической культуры.
Таким образом, актуальность выделенной и рассматриваемой нами в данной статье проблемы можно охарактеризовать повышенным интересом в условиях глобализации современного социума к детскому хореографическому творчеству, а также необходимостью выявления перспективных направлений его развития в современных условиях для разных уровней детской аудитории с целью формирования у них танцевальной культуры и ценностной составляющей культуры художественного творчества в целом. И в этом основу должен составлять не только накопленный научно-педагогический опыт развития детского тан-
цевального творчества как отечественный, так и зарубежный, но и особая роль, на наш взгляд, должна отводиться классическому балетному наследию. В данном контексте также отметим, что выделенная нами проблема, является достаточно многогранной и её решение невозможно без её осмысления в контексте изучения существующих по данной тематике работ философско-куль-турологического и педагогического плана.
Остановимся на их характеристике с целью выявления методологической базы.
Так, например, основу теории и практики российской системы хореографического образования по праву должны составить работы таких современных теоретиков и практиков танцевального искусства, как Л.Д. Блок, В.М. Богданов-Березовский, И.Я. Вершина, РВ. Захаров, Н.М. Садовская, Ю.Е. Соколовский и др. Существенный вклад в решение эстетических и философских проблем хореографии внесли работы Р. Арнхейм, В.В. Ванслов,
A.Л. Волынский, П.М. Карп и др.
Отдельного внимания, на наш взгляд, заслуживают работы в области методики преподавания хореографии Л.С. Андрусенко, Г.Ф. Богданова, А.К. Кульбековой, Е.В. Коноровой, И.Н. Мордови-ной, П.А. Пестова, М.В. Судаковой, Т.В. Тарасенко и др. Проблемы организации и творческой деятельности хореографических коллективов нашли свое разностороннее исследование в научных публикациях и методических работах таких исследователей как М.С. Боголюбская, В.Е. Боровик, В.С. Гончарова, Н.В. Кипру-шева, И.Н. Мордовина, Л.Я. Николаева, А.Ф. Родин, С.Н. Тем-лянцева и др.
Проблематика реализации педагогического потенциала социально-культурной практики детского хореографического творчества раскрыта в работах культурологов: М.А. Ариарского, Г.М. Бирженюка, В.В. Гладких, М.И. Долженковой, А.Д. Жаркова,
B.И. Курбатова, А.В. Соколова, Ю.А. Стрельцова, В.Е. Триодина H.H. Ярошенко и др.
В условиях глобализации и взаимопроникновения национальных культур работы в области искусства танца Л. Блок, Ф. Лопухова, В. Красовской, Ю. Бахрушина, В. Ванслова, М. Фокина, К. Голейзовского, А. Мессерера, В. Гаевского, И. Моисеева, Ю. Чурко, А. Кириллова, И. Герасимовой и др. сегодня представляют собой базис для развития танцевального искусства, в том числе и детской хореографии.
Проблемы детского самодеятельного хореографического творчества, различные его аспекты, например, влияющие на духовно-нравственное развитие и эстетическое воспитание подрастающего поколения, а также основы танцевальной культуры, имеющие до сих пор определенную методическую ценность и актуальность, описаны М.С. Боголюбской [4] и Л.В. Богомоловой [5]. В данном контексте отметим также, что обобщение большого практического опыта педагогов-хореографов по обучению детей танцу (от начала 50-х годов) было предложено Е.В. Коноровой [6] в работе «Эстетическое воспитание средствами хореографического искусства». В этой работе автором было подробно изложено содержание занятий по танцу со школьниками самых разных возрастов, включая вопросы по учебно-тренировочной работе и репертуару, методические приемы, обусловленные спецификой этого вида творчества, организационные формы работы по танцу. Характеристика исторических этапов развития детского хореографического творчества, представляющие интерес сегодня, несмотря на свою давность издания, были даны В.В. Окуневой [7] в книге «Русские народные хороводы и танцы». В этой работе были описаны результаты впервые проведенной в середине 40-х годов научно-исследовательской работы по изучению русского народного танца в детском хореографическом коллективе, в ходе которой была найдена система обучения и воспитания средствами русского народного танца.
Особый интерес, на наш взгляд, представляют и работы практика и теоретика в области детской хореографии Ю.И. Громова [8], относящиеся к 60-м годам прошлого столетия, в которых с точки зрения формирования детского репертуара, обновления его тем и содержания, усложнения танцевального языка, поиска новых выразительных средств в создании сценических образов детьми. При этом автор впервые акцентировал внимание на личности руководителя детского коллектива, указывал его роль и формулировал педагогические и воспитательные цели и задачи в работе с детьми.
В работах крупнейших исследователей XX века, таких, как Ф.В. Лопухов, К.Я. Голейзовский, Ю.А. Бахрушин, В.М. Красов-ская, Т.А. Устинова и др., освещается история возникновения и развития танцевальных движений, их выразительной природы. Также Ф.В. Лопуховым, П.М. Карпом, В.В. Вансловым
были предприняты попытки анализа языка танца, его смысловой наполненности. Здесь же заметим, что в 1988 г впервые было выполнено диссертационное исследование А.П. Кирилловым, посвященное идеям о содержательности танцевальных движений. А позже в 2004 г. этим же автором была издана монография «Язык танца», которая посвящена разработке основ теоретического учения о языковой природе танцевального творчества [9].
Таким образом, все сказанное здесь нами в кратком обзоре существующей научно-методической литературы, позволяет сделать вывод об актуальности сформулированной нами проблемы. Кроме этого, перечень и содержание некоторых указанных выше работ, на наш взгляд, целесообразно использовать в качестве методологической базы для исследования проблемы использования классического балетного искусства и его насле-
Библиографический список
дия как актуальной основы для развития современного детского хореографического творчества в России в условиях глобализации. При этом важно уделять внимание и изучению традиций и художественных ценностей хореографического наследия, и рассматривать их воздействие на развитие духовно-нравственной и эстетической составляющих культуры личности подрастающего поколения.
В заключение отметим, что основные идеи данной статьи сформулированы и используются в рамках проводимого Е.Ю. Диденко диссертационного исследования на кафедре хореографического искусства в Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов. Кроме того апробируются автором на уровне образовательной и воспитательной практики Центра эстетического воспитания в рамках деятельности театра танца «Жемчужины Петербурга».
1. Баева Л.В. Ценности молодежи в глобализирующем обществе. Философия образования. 2005; 1: 55 - 59.
2. Рыжова Н.И., Ставцева О.И. Ценности и смыслы в эпоху глобализации. Вопросы культурологии. 2013; 12: 6 - 12.
3. Рыжова Н.И., Ефимова Е.П., Зинкевич Н.А. Творческое наследие академика Д.С. Лихачева как основа духовно-нравственного развития современных школьников. Современные проблемы науки и образования. 2013; 5; Available at: http://www.science-education. ru/111-10379.
4. Боголюбская М.С. Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического и нравственного воспитания. Москва: ВНМЦ НТ и КПР, 1986.
5. Богомолова Л.В. Основы танцевальной культуры. Москва, 1993.
6. Конорова Е.В. Эстетическое воспитание средствами хореографического искусства. Москва: АПН РСФСР, 1953.
7. Окунева В.В. Русские народные хороводы и танцы. Москва: АПН РСФСР, 1948.
8. Громов Ю.И. Работа педагога-балетмейстера в детском хореографическом коллективе. Основы подготовки специалистов-хореографов. Хореографическая педагогика. Санкт-Петербург: Издательство СПбГУП, 2006.
9. Кириллов А.П. Язык танца: монография. Москва: Изд-во МГУКИ, 2004.
References
1. Baeva L.V. Cennosti molodezhi v globaliziruyuschem obschestve. Filosofiya obrazovaniya. 2005; 1: 55 - 59.
2. Ryzhova N.I., Stavceva O.I. Cennosti i smysly v 'epohu globalizacii. Voprosy kulturologii. 2013; 12: 6 - 12.
3. Ryzhova N.I., Efimova E.P., Zinkevich N.A. Tvorcheskoe nasledie akademika D.S. Lihacheva kak osnova duhovno-nravstvennogo razvitiya sovremennyh shkol'nikov. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2013; 5; Available at: http://www.science-education.ru/111-10379.
4. Bogolyubskaya M.S. Muzykal'no-horeograficheskoe iskusstvo v sisteme 'esteticheskogo i nravstvennogo vospitaniya. Moskva: VNMC NT i KPR, 1986.
5. Bogomolova L.B. Osnovy tanceval'noj kul'tury. Moskva, 1993.
6. Konorova E.V. 'Esteticheskoe vospitanie sredstvami horeograficheskogo iskusstva. Moskva: APN RSFSR, 1953.
7. Okuneva V.V. Russkie narodnye horovody i tancy. Moskva: APN RSFSR, 1948.
8. Gromov Yu.I. Rabota pedagoga-baletmejstera v detskom horeograficheskom kollektive. Osnovy podgotovki specialistov-horeografov. Horeograficheskaya pedagogika. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo SPbGUP, 2006.
9. Kirillov A.P. Yazyk tanca: monografiya. Moskva: Izd-vo MGUKI, 2004.
Статья поступила в редакцию 31.03.15
УДК 37.01
Egorova Yu.A, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Branch of Kazan (Volga Region) Federal University (Chistopol, Russia), E-mail: [email protected]
METACOMPETENCE GOAL-SETTING THE STUDENT OF HIGH SCHOOL AS THE SUBJECT OF ACTIVITIES IN THE SYSTEM OF "PERSONALITY-SOCIETY": BASICS, STRUCTURE, CONTENTS. The article presents the analysis of the basics, structure and contents of the student's high school metacompetence goal-setting as a subject of activity in the system "personality-society". Metacompetence goal-setting is understood as an ability and willingness of university students to goal-setting in the spheres of external (interpersonal) and internal (intrapersonal) activity. It is represented in the unity of instructional, personal, sociocommu-nicative, professional and self-creation goal-setting competencies. Each competency of goal-setting includes in its composition the competence consisting of cognitive, personality and activity components. "Amplifiers" of metacompetence in goal-setting is a positive sense of purpose, culture, experience of goal-setting, the ability to harmonize their goals and objectives with the goals and objectives of others.
Key words: student of high school, activities, personality-society system, external-internal, goal-setting, goal-setting metacompetence, instructional goal-setting competence, personal goal-setting competence, sociocommunicative goalsetting competence, professional goal-setting competence, self-creation goal-setting competence.
Ю.А. Егорова, канд. пед. наук, доц. филиала Казанского (Приволжского) федерального университета, г Чистополь, E-mail: [email protected]
МЕТАКОМПЕТЕНТНОСТЬ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ СТУДЕНТА ВУЗА КАК СУБЪЕКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ «ЛИЧНОСТЬ-СОЦИУМ»: СУТЬ, СТРУКТУРА, СОДЕРЖАНИЕ
В статье осуществлен анализ сути, структуры и содержания метакомпетентности целеполагания студента вуза как субъекта деятельности в системе «личность-социум». Метакомпетентность целеполагания - это способность и готовность студента вуза к целеполаганию в сферах внешней (межличностной) и внутренней (внутриличностной) деятельности. Она