Научная статья на тему 'Модульные технологии обучения как составляющая современных педагогических технологий'

Модульные технологии обучения как составляющая современных педагогических технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1519
272
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
СПЕЦИАЛИСТ / СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИННОВАЦИОННЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ / МОДУЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / АКТИВНОСТЬ / САМОРАЗВИТИЕ И САМОАНАЛИЗ / SPECIALIST / MODERN PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / INNOVATIVE COMPONENTS / MODULAR TEACHING TECHNOLOGIES / TECHNOLOGICAL PROCESS OF THE EDUCATIONAL PROCESS / INDEPENDENCE / ACTIVITY / SELF-DEVELOPMENT AND INTROSPECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цуркан Н.В., Шведов Д.В.

Статья посвящается актуальной научной проблеме современной педагогической науки, связанной с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий, таких как технология модульного обучения. Данная проблема рассматривается на примере преподавания курса географии. В статье освещены проблемы, перспективы и практическое применение модульного обучения с учетом потребностей самих обучающихся, запросов общества и государства, а также значимые результаты и достижения инновационной деятельности. Происходит процесс перехода от отдельных формам и методов активного обучения, делающим процесс обучения разорванным на части, к целостным образовательным технологиям обучения. Технологичность учебного процесса состоит в том, чтобы сделать его полностью управляемым. Установка на личностно-ориентированное обучение приводит нас к необходимости освоения блочно-модульной технологии, поскольку педагог должен не только давать знания, но и учить детей добывать эти знания, объективно оценивать себя и свои возможности, работать самостоятельно и отвечать за результаты своего труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODULAR TRAINING TECHNOLOGIES AS A COMPONENT OF MODERN PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES

The article is devoted to the urgent scientific problem of modern pedagogical science related to the development and implementation of new pedagogical technologies, such as modular learning technology, in the educational process. This problem is considered by the example of teaching a geography course. The article highlights the problems, prospects and practical application of modular training, taking into account the needs of students themselves, the needs of society and the state, as well as significant results and achievements of innovative activities. There is a process of transition from individual forms and methods of active learning, making the learning process torn into pieces, to holistic educational technologies of learning. The manufacturability of the educational process is to make it fully manageable. The orientation toward student-centered learning leads us to the necessity of mastering block-modular technology, since the teacher must not only provide knowledge, but also teach children to acquire this knowledge, objectively evaluate themselves and their capabilities, work independently and be responsible for the results of their work.

Текст научной работы на тему «Модульные технологии обучения как составляющая современных педагогических технологий»

GEOGRAPHICAL SCIENCES

МОДУЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОВРЕМЕННЫХ

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Цуркан Н.В.,

Старший преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин

Крымского филиала Федерального Государственного Бюджетного Образовательного Учреждения Высшего Образования «Российский Государственный Университет Правосудия», г. Симферополь, Республика Крым, Российская Федерация Шведов Д.В.

Преподаватель Крымский филиал ФГБОУВО «РГУП» Симферополь, Республика Крым, Российская Федерация

MODULAR TRAINING TECHNOLOGIES AS A COMPONENT OF MODERN PEDAGOGICAL

TECHNOLOGIES

Tsurkan N.,

Senior Lecturer general education disciplines

Crimean branch of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Russian State

University of Justice", Simferopol, Republic of Crimea, Russian Federation

Shvedov D.

Lecturer, Department of General Education Crimean branch of FSBEIHEI "RPMU" Simferopol, Republic of Crimea, Russian Federation

Аннотация

Статья посвящается актуальной научной проблеме современной педагогической науки, связанной с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий, таких как технология модульного обучения. Данная проблема рассматривается на примере преподавания курса географии.

В статье освещены проблемы, перспективы и практическое применение модульного обучения с учетом потребностей самих обучающихся, запросов общества и государства, а также значимые результаты и достижения инновационной деятельности.

Происходит процесс перехода от отдельных формам и методов активного обучения, делающим процесс обучения разорванным на части, к целостным образовательным технологиям обучения. Технологичность учебного процесса состоит в том, чтобы сделать его полностью управляемым. Установка на лич-ностно-ориентированное обучение приводит нас к необходимости освоения блочно-модульной технологии, поскольку педагог должен не только давать знания, но и учить детей добывать эти знания, объективно оценивать себя и свои возможности, работать самостоятельно и отвечать за результаты своего труда.

Abstract

The article is devoted to the urgent scientific problem of modern pedagogical science related to the development and implementation of new pedagogical technologies, such as modular learning technology, in the educational process. This problem is considered by the example of teaching a geography course.

The article highlights the problems, prospects and practical application of modular training, taking into account the needs of students themselves, the needs of society and the state, as well as significant results and achievements of innovative activities.

There is a process of transition from individual forms and methods of active learning, making the learning process torn into pieces, to holistic educational technologies of learning. The manufacturability of the educational process is to make it fully manageable. The orientation toward student-centered learning leads us to the necessity of mastering block-modular technology, since the teacher must not only provide knowledge, but also teach children to acquire this knowledge, objectively evaluate themselves and their capabilities, work independently and be responsible for the results of their work.

Ключевые слова: специалист, современные педагогические технологии, инновационные составляющие, модульные технологии обучения, технологичность учебного процесса, самостоятельность, активность, саморазвитие и самоанализ.

Keywords: specialist, modern pedagogical technologies, innovative components, modular teaching technologies, technological process of the educational process, independence, activity, self-development and introspection.

Современные темпы экономического и социального развития общества требуют от современной молодежи умения быстро ориентироваться и решать современные задачи. Поэтому развитие познавательных и интеллектуальных способностей молодого поколения выходит сегодня на первый план. Развитие этих способностей в основном осуществляется через образование. Однако обновление технологий, форм и методов образовательного процесса, в ряде случаев, отстает от потребностей общества. Без обновления образования не может состояться обновление общественной жизни, поэтому исключительно значимой и актуальной общественной проблемой является разработка стратегия улучшения системы образования с учетом социального заказа, накопленного опытом.

Традиционный учебно-воспитательный процесс был направлен на стандартизацию личностей учащегося и преподавателя. До сих пор во многих учебных заведениях фактически сохраняются «традиционные методы» образования. Современность диктует необходимость разнообразия форм и методов образования и воспитания студентов. Широкое внедрение прогрессивных форм организации труда оказывает влияние на формы организации учебной деятельности студентов. Наблюдается противоречие между требованиями к подготовке студентов и реально сложившиеся практикой образования, особенно в процессе теоретического обучения.

Инновационная деятельность в образовании должна быть направлена на обеспечение всестороннего развития личности и профессионального развития студентов Поиск эффективных способов достижения профессиональной компетенции привел Международную организацию труда еще в начале 70-х годов к концепции модульного обучения. Была сконструирована модульная система профессионального обучения, которая позволяет эффективно и быстро реагировать на спрос общества, который постоянно меняется

Основная идея модульной технологии состоит в том, что обучающийся должен учиться сам, а учитель осуществляет управление его учебной деятельностью. В отличии от существующей методической системы, которая направлена на решение задач: чему учить и как учить, технология модульного обучения решает задачу: как учить результативно.

Модуль - это целевой функциональный узел в котором объединено учебное содержание и технология овладения им. Содержание самостоятельно (или с помощью преподавателя) достигает конкретных целей при помощи выполняющие работы с модулем. Модульная технология базируется на лич-ностно-ориентированном подходе, опирается на теорию развивающего обучения. Она позволяет заменять репродуктивные формы обучения не отвечающие задачам сегодняшнего дня, на более эффективные интерактивные, творческие.

При модульной технологии организации учебного процесса в основу заложена блочно-модуль-ная форма представления информации. Преподава-

тель разбивает учебный материал на темы, полугодия, сессии. Таким образом образуются блоки изучения предмета, имеющие свою внутреннюю логику и последовательность. При изучении блока осуществляется поэтапный контроль и коррекция знаний.

В основу модульного обучения заложена новая форма взаимоотношений студента и преподавателя. Расширяются возможности организации самостоятельной работы студентов . Именно модули позволяют перевести обучение на субъект-субъектную основу.

Модуль позволяет развивать у студента интеллект и склонности, самостоятельность, умение управлять учебно-воспитательной деятельностью Внутри изучения темы модуля студент может самостоятельно корректировать скорость изучения учебного материала и выполнение практических заданий в зависимости от личностных форм мышления и познавательного интереса максимум времени студент работает самостоятельно.

В целях дифференцированного подхода оценка знаний переводится в систему баллов и осуществляется рейтинговый контроль. Студент, получивший наивысший рейтинг, может быть освобожден от зачета или экзамена. Таким образом преимуществом модульной технологии является возможность преподавателя конструировать изучение материала в наиболее интересных и доступных формах для данного состава учебной группы и достигать при этом наилучших результатов обучения.

Модульная технология обучения позволяет реализовывать на учебном занятии и в организации самостоятельной работы студентов активизацию познавательной деятельности, развить интеллектуальную самостоятельность., осуществлять дифференциация и индивидуализацию обучения. Наличие модулей на печатной основе позволяет учителю индивидуализировать работу с отдельными студентами путём консультирования каждого из них, дозирование персональной помощи. Любой модуль сопровождается методическим обеспечением, которое включает систему репродуктивных и интерактивных методов и форм работы.

Методическое обеспечение включает в себя:

1. перечень методов, оптимально обеспечивающих изучение конкретного содержания учебного материала.

2. взаимосвязь продуктивных и репродуктивных методов обучения;

3. формы организации учебной и познавательной деятельности;

4. систему заданий разной степени сложности, задания для самоконтроля и взаимоконтроля;

5. перечень источников информации.

Модульная система обучения имеет принципиальные отличия от других форм обучения, так как предполагает другие формы общения преподавателя и обучающегося на основе максимально возможного использования самостоятельных форм работы. Это особенно актуально для дисциплин, в которых значительный объем информации выносится

на самостоятельные формы работы. Преподаватель выступает как координатор деятельности учащегося. Учащиеся самостоятельно учатся целеполага-нию, планированию, самоорганизации и самоконтролю.

Построение модуля включает несколько основных принципов:

о сочетание дидактических целей;

о обратная связь со студентами в различных формах контроля;

о самостоятельный анализ, самостоятельная коррекция знаний и выполнение самостоятельных заданий.

Учебный модуль состоит из нескольких частей.

1. Устное изложение основных вопросов темы, раскрытие основных понятий. Чаше всего, эта часть модуля излагается учителем. При этом формы изложения нового материала могут варьироваться.

2. Самостоятельная и практическая деятельность студентов. Эта часть модуля может предусматривать работу с различными источниками информации, выполнение практических и самостоятельных заданий)

3. Повторение и обобщение материала темы ( практические, самостоятельные работы, творческие и проблемные задания, работу с контурными картами и атласом).

4. Контроль знаний учащихся по всей теме.

Наиболее сложной частью в осуществлении

модульной технологии является работа преподавателя. Преподаватель должен свободно владеть всем учебным материалом, а зачастую и знанием смежных дисциплин для осуществления межпредметного согласования. Задача преподавателя суметь выделить наиболее важные вопросы, разделы, для совместной работы и четко выделить разделы, которые студент может и должен изучить самостоятельно. Преподавателю необходимо четко и заранее сформировать для студента порядок и формы отчета. Построение алгоритмов обучения требует от преподавателя значительной затраты времени. Технология модульного обучения предполагает разнообразие форм и методов работы с учащимися. Это позволяет преподавателю использовать свою методическую копилку. Чем активнее были поиски учителя в области методики, тем богаче его методическая копилка.

Использование интерактивной технологии в модульном обучении возможно при наличии нескольких условий:

о личная мотивация учителя;

о отбор и эффективное сочетание методов и приемов работы;

о соблюдение регламента времени; о умение преподавателя работать с компьютером;

о владение методикой создания учебных презентаций.

Организация учебного модуля предполагает: определение имеющихся знаний у студентов(вход-ное тестирование); выделение основных научных идей курса; структурирование содержания учебного материала вокруг основных идей темы; использование разнообразных элементов изучения;

использование различных форм обучения, активизирующих мыслительную деятельность студентов; использование аудио и видео материалов, структурно-логических схем, ограничение использования учебного текста, как главного носителя информации.

При создании модуля преподавателю надо провести структурирование деятельности ученика в логике этапов усвоения знаний:

восприятие ^ понимание ^ осмысление ^ запоминание ^ применение ^ обобщение ^ систематизация.

Тогда, используя модульную технологию обучения, можно успешно осуществлять внутрипред-метные и межпредметные связи. Модульная технология позволяет использовать любые интерактивные формы работы.

Опыт показывает, что введение модулей в учебный процесс повышает заинтересованность студентов в самом процессе обучения. Повышает мотивацию и заинтересованность в полученных результатах. Постепенно повышается качество усвоения учебного материала. Для студентов главное то, что каждый может работать в своем темпе, может получить консультации преподавателя, использовать помощь товарищей.

Следует, однако, отметить, что переход к использованию модульной технологии необходимо осуществлять постепенно. На начальном этапе можно использовать только элементы технологии и сочетать их с другими формами организации учебно-воспитательного процесса.

Важно также, что модули можно использовать в любой системе обучения. Рассмотрим один из вариантов использования модульной технологии на примере изучения темы «Политическая карта мира. Население мира». На изучение данной темы в учебно-методическом комплексе «География» отводится 15 часов:

Этап изучения Часы Формы работы

1 этап 6 Лекции с элементами проблемного диалога Получение новых знаний Постановка учебных целей. Использование аудио и видео материалов, структурно-логических схем, географических карт, таблиц.

2 этап 4 Самостоятельная (внеаудиторная) работа студентов Выполнение творческих и обязательных заданий с учетом индивидуальных особенностей и способностей студентов. Введение нового материала за счет работы в библиотеке, работа в сети Интернет

3 этап Консультации преподавателя (внеурочное время) Оказание помощи в освоении учебного материала. Промежуточный индивидуальный контроль знаний.

4 этап 4 Семинарские занятия (2) Воспроизведение знаний. Применение знаний. Представление и защита сообщений, докладов, рефератов, презентаций.

5 этап 1 Итоговая оценка знаний. Итоговое тестирование, творческие задания, круглый стол, дискуссия и т д ( по выбору преподавателя)

Рассмотренная нами технология модульного обучения доказала, что педагогические технологии, являясь составной частью процесса обучения, не обеспечивают всем учащимся одинаково высокий результат обученности. И хотя она позволяет индивидуализировать педагогический процесс, но несмотря на мобильность, гибкость и простоту применения, имеет свои проблемы и недостатки.

К ним относятся: необходимость коренной перестройки учебного процесса; необходимость разработки модульных программ по всем курсам географии; несоответствие современных учебников географии организации модульного обучения; проблема разработки новых учебных и методических пособий; гигантская подготовительная работа учителя по разработке инструкций; не всегда достоверные результаты самоконтроля и взаимоконтроля. Модульная технология обучения приемлема там, где уровень общеучебных знаний, умений и навыков выше среднего, а в группах с низкой подготовкой можно порекомендовать введение лишь некоторых элементов блочно-модульного обучения. Работа по модульной программе будет более эффективна, при введении элементов модуля постепенно.

Список литературы

1. Баринова И.И. «Современный урок географии». Ч. 2. Методические разработки уроков с использованием новых педагогических технологий обучения. М., Школа-Пресс, 2014 г.

2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1999 г.

3. Болотникова Н.В. Уроки с использованием блочно-модульной технологии. География. 6-8 классы. - Волгоград: Учитель, 2005г. - 85с.

4. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня/Под общ. ред. Н.Л. Селивановой.

— М.: Пед. об-во России, 1998 г.—336 с.

5. Дронов В.П., Ром В.Я. Рекомендации к планированию уроков. География России. 9 класс.

— М.: Дрофа, 2005г. - 126 с.

6. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание!

— М.: Новая школа, 2006 г. — 160с.

7. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. — М., 1998 г.

8. Орехова Н.В., Романченко В.А. Реализация основных направлений Концепции модернизации образования: проблемы и перспективы. - Чита: ЧИПКРО, 2005г. - 64с.

9. Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания. — М.: Изд-во «Рос. пед. агентство», 2016 г. — 184 с.

10. Столяренко Л.Д. Педагогические технологии. — В 2 кн.: Педагогика и психология высшей школы. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1998 г. — с. 131—151.

11. Третьяков П.И., Сенковский Н.Б. «Технология модульного обучения в школе» М., 1997 г.

12. Шепель В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера. — М.: Финансы и статистика, 2011 г. — 240 с.

13. Юцявичене П.А. «Теория и практика модульного обучения». Каунас, 2015г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.