Научная статья на тему 'Учебный процесс в вузе в условиях интеграции педагогических технологий'

Учебный процесс в вузе в условиях интеграции педагогических технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ / ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА И ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ / ИНТЕГРАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ МОДУЛЬНОГО / ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО И КОМПЬЮТЕРНОГО ОБУЧЕНИЯ / IMPROVING THE QUALITY OF EDUCATION IN THE UNIVERSITY / IMPROVING THE QUALITY AND EFFECTIVENESS OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE UNIVERSITY / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / INTEGRATION OF PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / THE INTEGRATION OF MODULAR / PROJECT-RESEARCH / PERSONALITY-ORIENTED AND COMPUTER-BASED LEARNING TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галиахметова Альбина Тагировна, Маминова Лариса Валентиновна

Статья посвящена вопросам повышения качества и эффективности учебного процесса в ВУЗе. Одним из важных и перспективных средств повышения качества образования в учебных заведениях является интеграция педагогических технологий. Интеграция педагогических технологий обеспечивает решение ключевых задач современного профессионального образования. В данном исследовании представлена гибкая интегральная технология проектно-модульного, личностно-ориентированного и компьютерного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Галиахметова Альбина Тагировна, Маминова Лариса Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL PROCESS AT THE UNIVERSITY IN THE CONDITIONS OF PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES’ INTEGRATION

The article is devoted to the issues of improving the quality and effectiveness of the educational process at the university. One of the important and promising means of improving the quality of education in educational institutions is the integration of pedagogical technologies. Integration of pedagogical technologies ensures solution of key tasks of modern vocational education. This study presents a flexible integrated technology of project-module, personal-oriented and computer-based learning. Keywords: improving the quality of education in the university, improving the quality and effectiveness of the educational process in the university, pedagogical technology, the integration of pedagogical technologies, the integration of modular, project-research, personality-oriented and computer-based learning technologies.

Текст научной работы на тему «Учебный процесс в вузе в условиях интеграции педагогических технологий»

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Галиахметова Альбина Тагировна

Казанский государственный энергетический университет (г. Казань); доцент Маминова Лариса Валентиновна

Казанский государственный энергетический университет (г. Казань)

УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС В ВУЗЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация. Статья посвящена вопросам повышения качества и эффективности учебного процесса в ВУЗе. Одним из важных и перспективных средств повышения качества образования в учебных заведениях является интеграция педагогических технологий. Интеграция педагогических технологий обеспечивает решение ключевых задач современного профессионального образования. В данном исследовании представлена гибкая интегральная технология проектно-модульного, личностно-ориентированного и компьютерного обучения.

Ключевые слова: повышение качества образования в вузе, повышение качества и эффективности учебного процесса в ВУЗе, педагогическая технология, интеграция педагогических технологий, интеграция технологий модульного, проектно-исследовательского, личностно-ориентированного и компьютерного обучения.

Annotation. The article is devoted to the issues of improving the quality and effectiveness of the educational process at the university. One of the important and promising means of improving the quality of education in educational institutions is the integration of pedagogical technologies. Integration of pedagogical technologies ensures solution of key tasks of modern vocational education. This study presents a flexible integrated technology of project-module, personal-oriented and computer-based learning.

Keywords: improving the quality of education in the university, improving the quality and effectiveness of the educational process in the university, pedagogical technology, the integration of pedagogical technologies, the integration of modular, project-research, personality-oriented and computer-based learning technologies.

Введение. Подготовка конкурентоспособных специалистов с высшим образованием, повышение качества образования в ВУЗах должны основываться не только на обновлении его содержания, его гуманизации и демократизации, но и на реализации современных информационных и эффективных педагогических технологий, в том числе интегральных, обеспечивающих системное повышение качества образования в учебных учреждениях. Неэффективные традиционные методики, которыми в настоящее время пользуются в организациях образования, должны быть заменены на целостные системы эффективных, педагогических технологий, объединяющих достижения педагогической науки и ориентированных на решение ключевых задач современного образования.

Анализ деятельности педагогических работников в ВУЗах в том числе, в г. Казани, указывает на острую потребность преподавателей в овладении новейшими образовательными технологиями. Несмотря на то, что в целом научно-педагогические работники мобильны, овладение новыми педагогическими технологиями осуществляется с большим трудом. Причина этого заключается в недостаточной психолого-педагогической подготовке преподавателей, в отсутствии в педагогике четкого классификатора педагогических технологий с указанием их эффективности в зависимости от типа учебной дисциплины, слабой осведомленности о современных теоретических разработках, отсутствии системного подхода к решению данной проблемы.

Формулировка цели статьи - разработка, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка модели интегральной педагогической технологии в вузе.

Изложение основного материала статьи. Эффективность реализуемых педагогических технологий определяется многими факторами. Понятие «педагогическая технология» в педагогической литературе определяется по-разному: «педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих определенный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств...»; «педагогическая технология - описание процесса достижения планируемых результатов обучения» [5] и т. д.

Под педагогической технологией мы понимаем целостную педагогическую систему, ориентированную на эффективное достижение учебных и воспитательных задач и представленную в виде целей, задач, концептуальных основ, принципов, особенностей построения содержания, методов и алгоритма организации педагогического процесса.

Классификация педагогических технологий в упрощенном виде может выглядеть следующим образом:

I. По обеспечению дифференциации и личностной ориентации обучения:

1.1. традиционные технологии - технологии фронтального обучения (не обеспечивающие дифференциации и личностной ориентации обучения);

1.2. технологии дифференцированного обучения;

1.3. технологии личностно-ориентированного обучения.

II. По обеспечению развития, активности, самостоятельности обучаемых:

2.1. традиционные технологии - технологии объяснительно-иллюстративного, репродуктивного обучения;

2.2. технология проблемного изложения;

2.3. частично поисковая (эвристическая);

2.4. исследовательская технология;

2.5. проектно-исследовательская технология;

2.6. технологии развивающего обучения;

III. По обеспечению укрупнения дидактических единиц:

3.1. традиционные технологии - традиционные технологии урока, лекций, семинаров, практикумов (технологии, не обеспечивающие укрупнения дидактических единиц);

3.2. технологии блочно-модульного обучения;

3.3. технологии цельноблочного обучения;

IV. По использованию компьютерных средств:

4.1. традиционные технологии (без использования компьютерных средств);

4.2. технологии с активным использованием компьютерных средств.

На основе комплексного подхода к выбору педагогических технологий в соответствии с данной классификацией очевидно, что на одном и том же учебном занятии или системе занятий можно использовать различные технологии [3]. Например, на занятии можно использовать одновременно технологии личностно-ориентированного обучения, блочно-модульного обучения, компьютерного обучения, а также традиционную технологию. Это возможно в связи с использованием новой технологии - «интегральной», которая основана на целостном единстве основных идей и достоинств составляющих ее технологий» [1].

Рассмотрим следующие достоинства и возможности педагогических технологий: а) обеспечение или необеспечение активности, самостоятельности студентов; б) обеспечение или необеспечение дифференциации, индивидуализации, личностной ориентации обучаемых; в) обеспечение или необеспечение укрупнения дидактических единиц; г) всемерное использование или неиспользование компьютерных средств.

В связи с этим, в интегральной педагогической технологии максимально должны одновременно реализовываться:

- активность и самостоятельность обучаемых;

- дифференциация, индивидуализация и личностная ориентация обучения;

- укрупнение дидактических единиц;

- активное использование компьютерных средств.

Эффективная интегральная технология - это технология, основанная на максимальной реализации указанных возможностей. Интегральная технология должна включать в себя все лучшее составляющих ее технологий.

Теория и практика реализации технологий интегрального обучения описаны в работах В.В. Гузеева («Интегральная технология обучения») и М.А. Чошанова («Теория и технология проблемно-модульного обучения в профессиональной школе»).

Проанализировав проектно-исследовательскую технологию и технологии блочно-модульного, личностно-ориентированного и компьютерного обучения, мы сочли возможным интегрировать их в новую технологию - технологию проектно-модульного, личностно-ориентированного и компьютерного обучения.

Теория модульного обучения возникла в США, особое распространение получила в 70-80-х годах нашего столетия.

С.Я. Батышев в своей книге «Блочно-модульное обучение» дает ему следующее толкование: «Модуль -это часть блока, такой объем учебного материала, благодаря которому обеспечивается первичное приобретение некоторых теоретических знаний и практических навыков для выполнения какой-либо конкретной работы» [2, с. 46]. Чошанов М.А. в работе «Гибкая технология проблемно-модульного обучения» дает более развернутую характеристику этого понятия: «Модуль может быть представлен как учебный элемент в форме стандартизированного буклета, состоящего из следующих компонентов: точно сформулированная учебная цель; список необходимого оборудования, материалов и инструментов; список смежных учебных элементов; собственно учебный материал в виде краткого конкретного текста, сопровождаемого подробными иллюстрациями; практические задания для отработки необходимых навыков, относящихся к данному учебному элементу; контрольная (проверочная) работа, которая строго соответствует целям, поставленным в данном учебном элементе» [10, с. 15].

По мнению В.И.Андреева, учебный модуль - «это относительно самостоятельный блок учебной информации, включающий в себя цели и учебную задачу, методические рекомендации, ориентировочную основу действий и средства контроля (самоконтроля) успешности выполнения учебной деятельности» [1, с. 46].

На основе обобщения предлагаемых вариантов, выскажем предположение, что термин «модуль» применительно к педагогическим целям может рассматриваться как четко структурированный компонент обучения, содержащий в себе завершенную модель организации учебного процесса.

В последние годы в печати появилось несколько публикаций, затрагивающих систему проектирования модульного обучения. Так, практико-ориентированная монография П.И.Третьякова, И.Б. Сенновского «Технология модульного обучения в школе» [7, с. 29], статьи Г.М. Чернобельской, С.Н.Лимоновой [8, с. 7] подтверждают тот факт, что наряду с другими педагогическими технологиями, модульное обучение играет важную роль в перестройке образовательного процесса в современной школе. Авторы в своих работах дают характеристику теоретических обоснований модульной системы обучения, рассматривают механизм реализации данной системы на практике, отмечают особую роль самостоятельной работы в учебно-познавательной деятельности, представляют варианты диагностики и коррекции учебного процесса.

Проектно-исследовательская технология - это интеграция проектной и исследовательской технологий, это технология в основе которой - самостоятельная учебно-познавательная деятельность студентов под руководством преподавателя, интегрированная с поисковой, исследовательской деятельностью и направленная на достижение значимых образовательных целей и конкретного «осязаемого» продукта, начиная от проблемы (проблемной ситуации, идеи) до ее решения (реализации) [2].

Основные идеи проектной технологии:

1. Направленность учебно-познавательной деятельности на конечный «осязаемый» практический результат-продукт (например, в форме конференции, книги, реферата, музея, кинофильма, отремонтированного здания образовательного учреждения, фотовыставки, выставки творческих работ обучающихся и т.д.) [6].

2. Самостоятельное выполнение обучаемыми под руководством преподавателя всех этапов проекта (в том числе, самостоятельная учебно-познавательная, исследовательская работа студентов ) [5].

Технология личностно-ориентированного обучения - это технология, основанная на принципах индивидуализации обучения и реализации субъектного опыта познавательной деятельности обучаемых.

Технология компьютерного обучения - технология, где важным средством обучения является компьютер, снабженный обучающими программами.

Каждая из данных составляющих педагогических технологий обеспечивает повышение эффективности педагогического процесса на основе реализации определенных достижений педагогики и техники. Интегральная технология включает в себя все лучшее составляющих ее технологий, в том числе,

обеспечивает мотивацию обучаемых, самостоятельную поисковую, исследовательскую деятельность студентов, реализует дифференциацию и индивидуализацию обучения, предоставляет возможность определять индивидуальные траектории обучения и развития студентов, обеспечивать рефлексию и комплексный мониторинг качества учебного процесса, его результатов и ресурсов, осуществлять дистанционное обучение.

Связь между педагогическими технологиями обусловлена общими целями, принципами, концептуальными положениями.

Ключевые цели интегральной технологии модульного, проектно-исследовательского, личностно-ориентированного и компьютерного обучения:

а) эффективное обучение на основе разработанной программы; б) развитие мышления, индивидуальных познавательных способностей обучаемого; в) формирование умений работать с информацией, развитие метапредметных универсальных учебных действий(УУД) (коммуникативных, регулятивных, познавательных); д) формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения; е) формирование у студентов максимума учебной информации (столько, сколько он может усвоить) [4].

Концепты интегральной технологии:

1) Осознание обучаемыми учебной проблемы и ориентация на достижение значимых образовательных целей и конечного «осязаемого» практического результата - продукта. 2) Самостоятельная поисковая, исследовательская деятельность обучаемых при содействии преподавателя. 3) Высокий темп и управление в обучении (обеспечивает ведение целенаправленного информационного процесса и предоставление каждому обучаемому возможности продвигаться в учении с максимальной скоростью, которая для его познавательных сил оптимальна). [9] 4) Использование компьютеров при изучении дисциплин, связанных с поисковой, исследовательской, диагностико-аналитической деятельностью, развитием определенных черт личности студентов. 5) Экономия учебного времени требует обеспечения резерва времени для индивидуальной и самостоятельной групповой работы студентов. 6) Обеспечение дистанционного обучения.

Принципы интегральной технологии: 1) мотивация (стимулирование) учебно-познавательной деятельности; 2) управляемость учебного процесса (в любое время возможна коррекция преподавателем учебного процесса); 3) оптимальное сочетание форм учебной работы (индивидуальной, групповой и фронтальной); 4) адаптивность учебного процесса (в том числе, режима работы компьютера) к индивидуальным особенностям студентов; 5) диалоговой характер обучения.

Гибкость интегральной технологии можно определить как способность оперативно реагировать и адаптироваться к изменяющимся научно-техническим и социально-экономическим условиям.

Нами была разработана модель учебного процесса в ВУЗе в условиях интеграции педагогических технологий, построенного на блочно-модульной основе. Рассмотрим пример учебного модуля на основе интеграции технологий личностно-ориентированного, проектного и компьютерного обучения (схема). Весь учебный материал разделен на п-ое количество модулей. Каждый модуль состоит из 8-ми блоков, пять из которых представляют собой основные этапы (алгоритм) проектно-исследовательской технологии, а три являются основными блоками управления качеством образовательного процесса:

1) Входная диагностика и дифференциация обучаемых;

2) Дифференцированная актуализация опорных знаний и субъектного опыта студентов;

3) Итоговый контроль, рефлексия и коррекция учебного процесса.

Каждый блок (т.е. этап проектно-исследовательской деятельности) реализуется на основе технологий личностно-ориентированного и компьютерного обучения. Иначе говоря, технологии проектно-исследовательского, личностно-ориентированного и компьютерного обучения системно интегрированы в модуле.

Схема

Структура личностно-ориентированного проектного модуля

Блок 1 Вход (входная диагностика и дифференциация студентов)

Блок 2 Дифференцированная актуализация опорных знаний и субъектного опыта познавательной деятельности обучаемых.

Блок 3 Проблемно-аналитический (постановка и самостоятельный анализ проблемы студентами).

Блок 4 Самостоятельное и личностно-ориентированное планирование учебно-исследовательской деятельности (проектирование индивидуальных образовательных программ).

Блок 5 Самостоятельная и дифференцированная поисково-исследовательская деятельность студентов: - Самостоятельный поиск и изучение учебной информации по учебнику и другим источникам (в том числе, в интернете); - Проблемная лекция

Блок 6 Обобщение и систематизация теоретических знаний: - Семинарское занятие; - Обобщающая лекция;

Блок 7 Практические занятия (семинары, практикумы, тренинги и т.д.)

Блок 8 Подготовка конечного продукта (видеоролика, буклета, конференции и т.д.)

Блок 9 Презентация (защита) проекта (демонстрация видеоролика, буклета, проведение конференции и т.д.).

Блок 10 Выход(Итоговый контроль, рефлексия и коррекция знаний и компетентности студентов)

На всех этапах проекта-практикума всемерно реализуется технология компьютерного обучения.

Результаты исследования. Модель интегральной педагогической технологии, разработанная нами, были экспериментально проверена и широко апробирована в образовательной деятельности Казанского государственного энергетического университета. Результаты исследования позволили сделать вывод о положительном влиянии данной модели на учебный процесс в учреждении высшего профессионального образования, его ресурсы и результаты. В ходе эксперимента отмечены следующие изменения: а) повышение

качества конечных результатов работы преподавателя ВУЗа (количество студентов экспериментальных групп, выдержавших экзамены на «4» и «5», с 36, 1% увеличилось до 49,4 %); б) повышение качества и эффективности образовательного процесса (количество лекций и практических занятий в экспериментальных группах, на которых осуществляется активная познавательная деятельность и индивидуализация обучения, с 21% увеличилась до 81%); в) повышение профессиональной компетентности и уровня творческого саморазвития научно-педагогических работников (НПР) (количество НПР с высоким уровнем творческой самореализации с 25,6% увеличилось до 65,2%).

Выводы. Исследование подтвердило, что одним из важных направлений повышения эффективности педагогического процесса в системе высшего профессионального образования является интеграция педагогических технологий, реализация управленческих (гибких) интегральных педагогических технологий, способных адаптироваться к разного уровня сложности педагогических условий и эффективно решающих современные задачи профессионального образования. В данной системе инноваций ( в данном примере) ведущим компонентом является модульное обучение.

Литература:

1. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития. / В.И. Андреев. - Казань: Изд-во Каз. Гос. Унта, 1997. 240 с.

2. Батышев, С.Я. Блочно-модульное обучение./ С.Я. Батышев. - М.; Педагогика, 2000. 200 с.

3. Безрукова, В.С. Педагогическая интеграция. / В.С. Безрукова // Интеграционные процессы в педагогической теории и практике: сб. научных трудов. - Свердловск. инж-пед. ин-т., 1990. С. 24-38.

4. Быков, Д.П. Новые технологии в образовании. / Д.П. Быков. - М., 2012. С. 41.

5. Волков, И.П. Цель одна - дорог много. Проектирование процесса обучения. / И.П. Волков. - М.: Педагогика, 2000. 118 с.

6. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - 3-е изд., испр. и доп. / Н.Ю. Пахомова. - М.: АРКТИ, 2005. - 112 с.

7. Третьяков, П.И., Сенновский, И.Б. Технология модульного обучения в школе. / П.И. Третьяков, И.Б. Сенновский. - М.: Новая школа, 2007. 352 с.

8. Чернобельская, Г.М., Милюкова, С.Н. Пропедевтика модульного обучения химии. / Г.М. Чернобельская, С.Н. Милюкова // Наука и школа. 2000. № 2. С Л 5-18.

9. Чошанов, М.А. Дидактика и инженерия./ М.А. Чошанов. - М: изд-во «Бином. Лаборатория знаний», 2013, С. 43.

10. Чошанов, М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. / М.А. Чошанов. - М.: Педагогика, 1996. 157 с.

Педагогика

УДК 37.022

кандидат филологических наук, доцент Грахова Светлана Ивановна

«Набережночелнинский государственный педагогический университет» (г. Набережные Челны); магистрант Пономарева Татьяна Алексеевна

«Набережночелнинский государственный педагогический университет» (г. Набережные Челны)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР КАК УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЧТЕНИЯ И ПЕРВИЧНОГО АНАЛИЗА В

НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Аннотация. В статье акцентируется внимание на целесообразности обращения к текстам детского и сказочного фольклора как к учебному материалу в процессе формирования читательских компетенций. Анализируются особенности практического применения произведений народного творчества на уроках литературного чтения в ходе проведения экспериментального исследования; предлагается теория и методика организации учебной деятельности в младших классах.

Ключевые слова: детский фольклор, методика работы с текстом, учебная деятельность, читательская компетенция, современные технологии.

Annotation. The article focuses attention on appropriateness of addressing to the texts of children and fairy-tale's folklore as educational materialin the process of forming the readers' competences. It is also analysed features of practical usage of works of folk art at literature lessons in the course during experimental research; theory and methodology of organization of learning activities in primary school is suggested as well.

Keywords: children's folklore, methods of working with text, educational activity, reading competence, modern technology

Введение. Фольклор, как учебный материал, имеет давние традиции в начальном образовании России, успешно применяется и в преподавании современного литературного чтения, играя большую роль в учебной и читательской деятельности младших школьников, так как тесно связан с литературой для детей [2, 11].

Целесообразность обращения младших школьников к фольклору, составной части культуры народа, указана в Федеральном государственном образовательном стандарте: на уроках литературного чтения должно осуществляться духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими норм морали и национальных ценностей. Литературное чтение содействует формированию представлений о мире, культуре, этических представлений, понятия о нравственности [10]. В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России также утверждается необходимость обращения школьников, вместе с педагогами и родителями, к фольклору народов России [4].

Актуальной видится задача в необходимости формирования у педагога компетентности в теории и практике преподавания фольклора на уроках литературного чтения, навыков методической организации уроков по изучению текстов детского фольклора и народных сказок, более всего соответствующих особенностям психологического и интеллектуального развития младших школьников. При наличии ряда современных учебно-методических комплексов (УМК) для литературного чтения, которые принято определять как инновационные, учителю целесообразно знать состав и содержание линии учебников,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.