Филологические науки
УДК 808.56
МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ11 Л. С. Абдуллаева, С. А. Самадоаа, Бухарский государственный университет (Бухара,, Узбекистан)
Резюме. В данной статье проанализированы особенности модульного обучения в преподавании иностранного языка.
Ключевые слова: современный метод, модульное обучение, учебно-познавательный, модульная технология.
В связи с использованием личностно-ориентированного подхода в практике преподавания иностранных языков, базовыми положениями которого являются направленность на развитие личности обучаемого как активного субъекта учебной деятельности; повышение роли самостоятельной работы; контроля и самоконтроля за ходом и результатом овладения иностранным языком, актуальной становится проблема изучения и использования инновационных технологий, в том числе технологии модульного обучения, особенно на профильном уровне обучения иностранному языку. Целью данной технологии является развитие и воспитание способности и готовности старшеклассников к самостоятельному изучению иностранного языка.
С конца 80-х годов 20 века ведутся педагогические исследования по использованию модульности в обучении (В. П. Беспалько, М. В. Кла-рин, Н. А. Морозова, П. И. Третьяков, Т. П. Шамова, П. А. Юцявичене и др.). Термин "модуль" восходит к латинскому слову modulus - "мера" и широко применим в ряде наук. Под модулем в педагогике понимают "целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им в систему высокого уровня целостности" [3, с. 7].
Таким образом, модуль выступает средством модульного обучения, так как в него входят: целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей. Именно модуль может выступать как программа обучения, индивидуализированная по содержанию, методам учения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности ученика. В сущностных характеристиках модульного обучения заложено его отличие от других систем обучения [1, с. 214].
11 Статью рекомендует к публикации: Мухиддин Мухамматович Бафаев (Бухара, Узбекистан). Рецензент -Биляна Тодорова - к. филолог н., член редколлегии серии «Филологические науки» (Благоевград, Болгария).
Во-первых, содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах-модулях (информационных блоках), одновременно являющихся методическим руководством по его применению. Их усвоение осуществляется в соответствии с дидактической целью, которая содержит в себе не только указание на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения. Во-вторых, ученик работает максимум времени самостоятельно, учится самопланированию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. [1, с. 215]
При осуществлении модульного обучения с позиции теории поэтапного формирования определенных навыков главную образовательную цель можно разделить на поэтапные задачи формирования этого навыка в рамках отдельных учебных элементов моду ля. В основе такого обучения лежат субъект-субъектные от ношения между учителем и учеником. Также обеспечивается самостоятельное, осознанное достижение определенного уровня в учении. Наблюдается высокая степень адаптивности элементов к условиям педагогического процесса. [1, с. 216]
При использовании модульной технологии обучения ученик поставлен в условия, когда он сам должен добывать знания с помощью предоставленной ему информации, формировать навыки оперирования учебным материалом, используя данные ему инструкции. Такие инструкции образно называют "путеводителем". С помощью "путеводителя" учитель управляет учебной деятельностью учащихся, постоянно поощряет и мотивирует их самостоятельную работу [3, с. 7].
Рассмотрим основные принципы модульного обучения.
1) Модульность. Обучение строится по отдельным функциональным узлам-модулям, предназначенным для достижения конкретной цели. Каждый модуль должен быть представлен законченным блоком, интегрирующим раз личные виды и формы обучения.
2) Структуризация содержания обучения на обособленные элементы. Учебный материал должен быть представлен в рамках одного модуля как единое целое, направленное на решение интегрированной цели.
3) Динамичность. Содержание модуля может изменяться в зависимости от социального заказа. Он помогает разрешить противоречие между стабильным и меняющимся содержанием учебного материала.
4) Действенность и оперативность знаний в их системе. Цели в модульном обучении должны формулироваться в терминах методов деятельности и способов действий. Кроме того, обучение должно строиться на основе проблемного подхода к усвоению знаний.
5) Гибкость. Структура модулей должна быть такой, при которой обеспечивается легкое приспособление содержания обучения и воз-
можность его применения к индивидуальным особенностям обучаемых.
6) Осознанная перспектива. Для глубокого понимания учащимися стимулов на всех этапах обучения в каждой индивидуальной программе указывается комплексная дидактическая цель, осознаваемая как лично значимый ожидаемый результат.
7) Разносторонность методического консультирования и паритетность. Предполагаются паритетные отношения между учителем и учащимися. Основная функция учителя в модульном обучении, основывающаяся на индивидуальном подходе к каждому ученику, — консультационно-координирующая [1, с. 211-213].
Реализация модульной технологии предусматривает три цикла:
1) Цикл первичного ознакомления с новым материалом по "путеводителю". Учитель знакомит учащихся с особенностями работы по модульной технологии, сообщает цель и задачи работы с модулем и составляющими его подмодулями (блоками), раздает "путеводители" и объясняет содержащийся в них учебный материал, показывает, где найти необходимую информацию, указывает, как выполнять задания и тесты, сообщает сроки выполнения работы.
2) Цикл самостоятельной аудиторной или внеклассной работы и самоконтроля по ключам. Этот цикл является центральным, так как именно в нем заключена полная технология самообучения и самоконтроля. Материал для усвоения, скомпонованный в блоки, предоставляется каждому ученику для самостоятельной работы. В "путеводителе" ученик находит и закрепляет самостоятельно опорный конспект объясненного в классе учебного материала, делает серию упражнений по его усвоению и пошаговому самоконтролю по ключам, знакомится с требованиями и планом проектного задания (если оно предусмотрено как завершающий этап усвоения модуля), выясняет сроки работы над модулем и время проведения итогового теста.
К концу указанного срока учитель дает ключи к итоговому тесту -образцу, предназначен ному для самоконтроля учебного материала всего модуля. В тетради регистрации хода работы над модулем учитель отмечает успехи учащихся, поощряет тех, кто успешно выполняет программу самостоятельной работы, выясняет причины отставания, помогает и консультирует в случае возникновения трудностей. Хорошим мотивирующим стимулом служит вывешенный график работы над модулем, где класс совместно с учителем отмечает объем выполненной работы каждым учащимся. В атмосфере взаимной заинтересованности заметно возрастает ответственность и удовлетворение от самостоятельной работы, когда ученик оказывается в позиции
"я - учитель" и сам управляет своей учебной деятельностью (от постановки цели до самоконтроля и самооценки ее результата).
В завершение второго цикла учитель совместно с учащимися обобщает изученный самостоятельно материал, анализирует содержание заданий примерного итогового теста "путеводителя" и сообщает о переходе к завершающему этапу работы.
3) Цикл итогового (выходного) контроля в классе представляет итоговый контрольный тест по всему пройденному материалу, анализ результатов проделанной работы [3, с.7-8].
Работа начинается с составления учителем модульной программы, которая строится по принципу составления календарно-тематического плана и включает в себя коммуникативную цель для модуля в целом и конкретные речевые или языковые задачи для каждого подмодуля (блока). Учитель анализирует серию уроков (Unit) и выделяет ту ее часть, которую он считает возможной отдать ученикам на самостоятельное изучение [3, с. 8].
Традиционно модуль состоит из семи учебных элементов (УЭ).
1. УЭ-0 — интегрирующая цель (коммуникативные задачи модуля и обслуживающие их языковые задачи);
2. УЭ-1 — проверка изученного матери ала после ознакомления с информативными материалами "путеводителя" в форме ООД (ориентировочной основы действия по П.Я. Гальперину);
3. УЭ-2,3,4,5 — закрепление и тренировка изученного материала, сопровождающиеся самоконтролем по ключам с целью выявления пробелов и их устранения в ходе выполнения задании и тестов "путеводителя";
4. УЭ-6 — резюме в форме обобщаю щей схемы с взаимоконтролем и выборочным контролем преподавателем;
5. УЭ-7 — подведение итогов, анализ выполнения интегрирующей цели модуля [3, с. 9-10].
Итак, модульное обучение имеет следующие преимущества. Почти все ученики работают самостоятельно, достигают конкретной цели учебно-познавательной деятельности - закрепляют знания по определенной теме. Работая максимум времени самостоятельно, учащиеся учатся самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Это дает им возможность осознать себя в деятельности, самим определить уровень освоения знаний, увидеть пробелы в своих знаниях и умениях и исправить эти пробелы. Использование учебных элементов модулей дает возможность развитию таких качеств личности ученика, как самостоятельность и коллективизм. Внедряемое в школьную практику
обучение с использованием модулей позволяет модернизировать традиционные методы обучения грамматике, лексике и т. д. Модульное обучение также помогает решать ряд задач обучения и воспитания, таких как: использование личного опыта учащихся; развитие индивидуальных познавательных способностей учащихся; создание условий для включения каждого учащегося в деятельность; определение индивидуальной программы обучения; создание условий самореализации; дифференциация процесса обучения; сотрудничество учителя и ученика; свободный выбор элементов учебно-воспитательного процесса; обеспечение положительных результатов в обучении и воспитании; формирование адекватной самооценки учащегося.
К основным недостаткам модульного обучения следует отнести следующие: составление модулей довольно трудоемкий процесс и занимает много времени; невозможность применения данного метода на любом материале; малопригоден для такого обучения эмоционально-образный или описательный материал [1, с. 221-222].
Подводя итоги, следует сформулировать те основные положения, которые сегодня объединяют большинство методических направлений, как в нашей стране, так и за рубежом.
Основным положением, которое объединяет различные направления в методике и различные традиции в преподавании, является идея обучения иностранному языку как средству общения, а также идея общения как средства обучения языку. Однако, обучение языку не должно превращаться в неосознанную тренировку в коммуникативном использовании языка. Все чаще в современных концепциях обучения языку коммуникативный подход органически сочетается с сознательной систематизацией языковых явлений в процессе обучения.
Современные методы обучения стремятся формировать у учащихся ценностное отношение к языку, раскрывать его как отражение социокультурной реальности, как феномен культуры — национальной и общечеловеческой. Это один из основных путей к созданию (через изучение языка) эффективной основы для интернационального взаимопонимания.
Для большинства существующих концепций изучения языка бесспорна и необходимость опоры на умения самостоятельной деятельности учащихся, которые обеспечивают в свою очередь формирование творческой активности ученика.
Суммируя вышесказанное, нужно отметить, что согласно дидактике не существует таких универсальных методов и средств обучения, которые бы всегда давали успех. И ни один из методов обучения, бу-
дучи использован сам по себе, не обеспечивает нужных результатов. Применение любых методов обучения должно осуществляться не само по себе, а в контексте педагогической системы, с учетом ее элементов и особенностей, контингента учащихся, целей обучения и воспитания, содержания обучения и т.д. Применение того или иного метода должно быть методически обеспечено, без чего его обучающие возможности не будут реализованы.
Поэтому с уверенностью можно сказать, что учителю иностранного языка требуется знать: возрастные и индивидуальные особенности своих учеников, их уровень развития, сегодняшние интересы и планы на будущее; свой предмет, который предполагает не только знание самого языка, но и знание психолого-физиологических механизмов, лежащих в основе усвоения языковых средств, операций и действий с ними, обеспечивающих речевое общение, а также особенности современных методов обучения. Для того, чтобы осуществить обоснование выбора методов, необходимо, прежде всего, знать возможности и ограничения всех методов обучения иностранному языку, понимать, какие задачи и при каких условиях успешно решаются с помощью тех или иных методов, а для каких задач они бесполезны или малоэффективны.
Литература:
1. Конышева, А. В. Английский язык. Современные методы обучения / А. В. Конышева. - Минск: ТетраСистемс, 2007. - 352 с.
2. Полат, Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат // Иностранные языки в школе. - 2000. — № 2. - С. 3-10.
3. Салтовская, Г. Н. Модульная технология обучения иностранному языку / Г. Н. Салтовская // Иностранные языки в школе. - 2007. — № 7. - С. 7-11.
Abdulheva L. S, Samadova S. A. Modul'noe obuchenie /L. S. Abdullaeva, S. A. Samadova//Nauka. Mysl'. - 2014. - № 6.
Abstract. In this article, features of modular training in teaching a foreign language are analyzed.
Keywords: modern method, modular training, educational and informative, modular technology.
Сведения об авторах:
Абдуллаева Лола Садуллаевна, Самадова Севара Ахатовна, преподаватели кафедры иностранных языков Бухарского государственного университета.
© Л . С. Абдуллаева, С. А. Самадова, 2014. © «Наука. Мысль: электронный периодический журнал», 2014.
УДК 37.022
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ.
КОММУНИКАТИВНЫЙ МЕТОД12 Л. С. Абдуллаева, С. А. Самадова, М. Махмурова. Б ухарский государственный университет (Бухара, Узбекистан)
Резюме: В современном обществе все более возрастает роль иностранных языков. Знание иностранного языка дает молодежи возможность приобщиться к мировой культуре, использовать в своей деятельности потенциал обширных ресурсов глобальной сети Интернет, а также работать с информационными и коммуникационными технологиями, и мультимедийными средствами обучения. В статье идет речь о современных методах преподавания иностранных языков - коммуникативной методике.
Ключевые слова: современная методика, коммуникативная методика, иностранный язык, коммуникативность, подход.
В рамках реализации Закона Республики Узбекистан «Об образовании» и Национальной программы по подготовке кадров в стране создана комплексная система обучения иностранным языкам, направленная на формирование гармонично развитого, высокообразованного, современно мыслящего подрастающего поколения, дальнейшую интеграцию республики в мировое сообщество[1].
В современной методике так же, как и много лет назад, актуальной и нерешенной до сих пор остается проблема поиска и выбора наиболее эффективных и рациональных методов преподавания иностранных языков, соответствующих современным условиям обучения и отвечающих требованиям стандартов современного образования.
Знание истории методики преподавания иностранных языков поможет начинающему преподавателю свободнее ориентироваться в выборе методов и приемов обучения, рационально их сочетать в сво-
12 Статью рекомендует к публикации: Мухиддин Мухамматович Бафаев (Бухара, Узбекистан). Рецензент -Биляна Тодорова - к. филолог н., член редколлегии серии «Филологические науки» (Благоевград, Болгария).