Научная статья на тему 'Современные методы преподавания иностранных языков. Коммуникативный системно-деятельностный метод'

Современные методы преподавания иностранных языков. Коммуникативный системно-деятельностный метод Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
957
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / СОВРЕМЕННАЯ МЕТОДИКА / РЕЧЕВАЯ ПОДГОТОВКА / ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ / FOREIGN LANGUAGE / MODERN TECHNIQUE / SPEECH PREPARATION / TRAINING PURPOSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джураева З. Р., Салихова Д. С.

Статья посвящена современным методам преподавания иностранных языков. Уделяется внимание на коммуникативный системно-деятельностный метод. Коммуникативный системно-деятельностный подход предусматривает несколько компонентов обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern methods of teaching of foreign languages. Communicative it is system-activity a method

Article is devoted to modern methods of teaching foreign languages. The attention to a communicative system and activity method is paid. Communicative system and activity approach provides some components of training:

Текст научной работы на тему «Современные методы преподавания иностранных языков. Коммуникативный системно-деятельностный метод»

УДК 378:811.111

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ. КОММУНИКАТИВНЫЙ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ МЕТОД 15

З. Р. Джураева. Сариосинский экономический колледж Сурхандарьинской области (Узбекистан) Д. С. Салихова. Бухарский государственный университет

(Бухара, Узбекистан)

Резюме: Статья посвящена современным методам преподавания иностранных языков. Уделяется внимание на коммуникативный системно-деятельностный метод. Коммуникативный системно-деятельностный подход предусматривает несколько компонентов обучения.

Ключевые слова, иностранный язык, современная методика, речевая подготовка, цели обучения.

За последнее время значительно изменился статус иностранного языка в нашем обществе. Стремительное вхождение Узбекистана в мировое сообщество, экономическая и социокультурная ситуация в стране обеспечили огромной спрос на знание иностранных языков, создали мощную мотивационную базу для их изучения. Сегодня знание иностранных языков уже не роскошь, а необходимость, возможностей для их изучения предостаточно, не говоря уже о методиках преподавания.

Отметить, что в рамках реализации Закона Республики Узбекистан «Об образовании» и Национальной программы по подготовке кадров в стране создана комплексная система обучения иностранным языкам, направленная на формирование гармонично развитого, высокообразованного, современно мыслящего подрастающего поколения, дальнейшую интеграцию республики в мировое сообщество [1].

В современной методике так же, как и много лет назад, актуальной и нерешенной до сих пор остается проблема поиска и выбора наиболее эффективных и рациональных методов преподавания иностранных языков, соответствующих современным условиям обучения и отвечающих требованиям стандартов современного образования.

Знание истории методики преподавания иностранных языков поможет начинающему преподавателю свободнее ориентироваться в выборе методов и приемов обучения, рационально их сочетать в своей работе, сознательно и творчески применять различные методы обучения.

15 Статью рекомендует к публикации: Мухиддин Мухамматович Бафаев (Бухара, Узбекистан). Рецензент -Биляна Тодорова - к. филолог н., член редколлегии серии «Филологические науки» (Благоевград, Болгария).

Коммуникативный системно-деятельностный подход в современном виде представляет собой синтез апробированных методов и методик для создания общих основ обучения иностранным языкам [5, с. 34].

Коммуникативный системно-деятельностный подход предполагает реализацию такого способа обучения, при котором на основе всех взаимодействующих компонентов реализуется упорядоченное, систематизированное и взаимосоотнесенное овладение иностранном языком в условиях моделируемой на учебных занятиях речевой деятельности, которая является неотъемлемой и составной частью общей (экстралингвистической) деятельности [6, ^ 4].

Коммуникативный метод ориентирован на владение языком как системой практического взаимодействия ряда компетенций, в том числе языковой, речевой, коммуникативной, социокультурной, компенсационной и учебной. Владение языком как специальностью включает также лингвистическую, металингвистическую и интеркультурную компетенции. Каждой компетенции соответствует группа умений, хотя в реальности все сформированные умения носят преимущественно интегрированный характер. Соответственно целям обучения умения группируются следующим образом:

1) умения владения аспектами изучаемого языка (фонетикой, грамматикой, лексикой);

2) умения владения видами речевой деятельности - говорением, аудированием, чтением, письмом;

3) умения реализации в обучении основных функций языка (коммуникативной, экспрессивной и когнитивной);

4) коммуникативные, перцептивные и интерактивные умения пользования языком в разных сферах общения;

5) умения реализации основных функциональных аспектов общения (коммуникативного, перцептивного, интерактивного);

6) рефлексивные умения, включая умения самооценки, самоконтроля и самокоррекции;

7) учебные умения, в том числе умения исследовательского и методического характера. Названные группы умений характеризуют полное и всестороннее практическое владение иностранным языком [6, с. 4-5].

Коммуникативный системно-деятельностный подход предусматривает следующие содержательные этапы-компоненты обучения:

1) языковая подготовка;

2) специализированная речевая подготовка;

3) коммуникативно-функциональная подготовка в ситуациях пользования изучаемым иностранным языком;

4) практика использования иностранного языка в коммуникативной, экспрессивной и когнитивной функциях.

Все обучение иностранному языку и рамках данного подхода выстраивается в последовательности семи блоков:

1) введение иноязычного речевого материала;

2) формирование навыков владения им;

3) активизация использования усвоенного материала в речевой деятельности в ходе формирования соответствующих собственно речевых и коммуникативных умений;

4) формирование первичного опыта владения изучаемым иностранным языком в процессе практики иноязычной речевой деятельности и общения;

5) самооценка и тестирование владения иностранным языком;

6) коррекция обучения и самокоррекция овладения иностранным языком;

7) формирование основ и зоны ближайшего развития для дальнейшего овладения им.

Во всех названных блоках используется общая система упражнений и методических приемов, дифференцируемая на функциональные комплексы в соответствии с конкретными группами умений. Каждой форме обучения и этапу овладения иностранным языком соответствует определенный перечень речевых, коммуникативных и межкультурных умений [6, ^ 6].

Содержательность учебного аспекта обеспечивается моделированием содержательной стороны общения в различных видах речевой деятельности. Содержательную сторону общения составляют проблемы, отобранные с учетом возрастных и индивидуальных интересов учащихся, а также выполняемых ими видов деятельности и межпредметных связей. Иначе говоря, содержательную сторону языка должны составлять проблемы, а не темы [3, ^ 34].

Коммуникативный метод в качестве конечной цели обучения предполагает формирование коммуникативной компетенции, которая складывается из лингвистической, речевой, предметной, социокультурной, учебной и компенсаторной компетенций. Главным для коммуникативно-ориентированного метода является обучение через учебную коммуникативную деятельность, приближенную к реальной, учет индивидуальных особенностей учащихся, создание реальных ситуаций общения путем постановки речемыслительных задач. Методическое обеспечение живого иноязычного общения на уроках стало

предметом большой исследовательской работы, которая продолжается и сегодня.

Литература:

1. Постановление Президента республики Узбекистан "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы изучения иностранных языков" (Газета «Народное слово», 11.12.2012 г., № 240 (5630))

2. Банникова, Л. С. Методика преподавания иностранных языков и технические средства обучения: Курс лекций для студентов 4 курса специальности 1-02 03 06 01 - "Английский язык", специальности 1-02 03 06 02 - "Немецкий язык". В трех частях. Часть I. / Л. С. Банникова. — Мин-во обр. РБ. - Гомель: УО "ГГУ им. Ф. Скорины", 2006. - 82 с.

3. Конышева, А. В. Английский язык. Современные методы обучения / А. В. Конышева. - Минск: ТетраСистемс, 2007. - 352 с.

4. Леонтьев, А. А. Общая методика обучения иностранным языкам: хрестоматия / А. А. Леонтьев. - М.: Русский язык, 1991. - 338 с.

5. Маслыко, Е. А. Коммуникативный системно-деятельностный подход к обучению иностранным языкам / Е.А. Маслыко // Замежныя мовы у Рэспублщы Беларусь. - 2002. — № 1. - С. 4-6.

6. Мильруд, Р. П. Актуальные проблемы методики обучения иностранным языкам за рубежом / Р.П. Мильруд // Иностранные языки в школе. - 2004. — № 3. - С. 34-40.

Dzhuraeva Z. R, Salihova D. S. Sovremennye metody prepodavanija inostrannyh jazykov Kommunikativnyj sistnmno-dnjatnl'nostnyj metod / Z. R. Dzhuraeva, D. S. Salihovaa/Nauka. Mysl'. - 2014. - № 6.

Abstract. Article is devoted to modern methods of teaching foreign languages. The attention to a communicative system and activity method is paid. Communicative system and activity approach provides some components of training:

Keywords: foreign language, modern technique, speech preparation, training purposes.

— • —

Сведения об авторах

Замира Раджабовна Джураева - преподаватель английского языка Сариосинского экономического колледжа Сурхандарьинской области (Узбекистан).

Дильноза Садуллаевна Салихова - преподаватель немецкого языка. Бухарский государственный университет (Бухара, Узбекистан).

© З . Р. Джураева, Д. С. Салихова 2014. © «Наука. Мысль: электронный периодический журнал», 2014.

УДК 372

SOME SPECIFIC FEATURES OF THE VERBALS IN ENGLISH GRAMMAR 16 M. Y. Kahharova, G. Н. Nazarova. The teachers from Bukhara state university

(Бухара, Узбекистан),

Резюме. В существующих практических пособиях по грамматике вопрос о б уоотраблении неллчныых ф орм глагола, как правила, подменяется изучением их синиаккических функций в орадложeнии. Однакк их функции не укладыываются в традициооную систему членов приложения, что выызыывает ссмую разниречивую их трактовку. Неличыыы формыы глагола представляет часто значительную труднооть и отвле-каат вниманне изучающего английский языык от факкического упо-трабления этих форм в языыке. В англлйском грамматике отличчются между двуу я формыы глагола: личныые и ниличыые формыы глагола. Не-личныые формыыы глагола назыываются также «Verbals». Неличыыы формыы глагола имеет 3 типп: 1. Инфинитив 2. Генунний 3. Причастие. Инфинитив (нечооеделённая формм глагола) орадставляет собой неничную форму, которая нолько низыывнют действие, нн указыывая ни лица, ни числа. Инффннтив нтвечает на нопросыы ччо делаа^ что сделать? Фор-ммльныым призном инфинитива явяется ^^тица ««to»». Инфинитив как нводное фраза употребляеття ттлько с частицей ««to»», когда он употребляется функиии нводное слово.

Ключевые слова: и нфинитив, обучение иностранному языку, методика, абсолютная конструкция, круглая скобка, неличная форма, омонимы, лексически зависимые.

All English grammars distinguish between finite and non-finite forms of the verb. The non-finite forms, which are also called the verbal or the non-predicative forms of the verb, comprise, according to most grammars. There are 3 verbal in the manuals:

Traditionally English grammar distinguishes between the Gerund and Participle I. The distinction between them is based on their functions in the sentence, as there is no formal difference between them and they are unan-

16 Статью рекомендует к публикации: Мухиддин Мухамматович Бафаев (Бухара, Узбекистан). Рецензент -Якимец Светлана Викторовна - к. п. н., доцент (Орск, Россия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.