Научная статья на тему 'Проектный метод'

Проектный метод Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
865
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЙ МЕТОД / ПРОЕКТ / ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД / ПЛАНИРОВАНИЕ / ВЫПОЛНЕНИЕ / ПРЕЗЕНТАЦИЯ / КОНТРОЛЬ / MODERN METHOD / PROJECT / DESIGN METHOD / PLANNING / PERFORMANCE / PRESENTATION / CONTROL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Насырова Д. М., Кадырова З. Б., Очилова М. Р.

В данной статье проведен подробный анализ основных современных методических систем обучения иностранным языкам и определен их методическая ценность с точки зрения их эффективности и результативности в обучении иностранным языкам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Design method

In this article the detailed analysis of the main modern methodical systems of training in foreign languages is carried out and defined their methodical value from the point of view of their efficiency and productivity in training in foreign languages.

Текст научной работы на тему «Проектный метод»

УДК 378:811.111

ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД 14 Д. М. Насырова, З. Б. Кадырова, М. Р. Очилова. Бухарский государственный университет (Бухара,, Узбекистан)

Резюме: В данной статье проведен подробный анализ основных современных методических систем обучения иностранным языкам и определен их методическая ценность с точки зрения их эффективности и результативности в обучении иностранным языкам.

Ключевые слова-, современный метод, проект, проектный метод, планирование, выполнение, презентация, контроль.

Современный этап развития отечественной методики характеризуется повышенным интересом к проблеме использования метода проектов в обучении иностранным языкам. Основная задача ученых-методистов и учителей состоит в том, чтобы помочь проектам занять надлежащее место в школьной практике обучения иностранным языкам. Именно осмысление и применение этого метода в новой учебной, социально-культурной ситуации, в свете требований к образованию на современной ступени общественного развития, позволяет говорить о школьном проекте как о новой педагогической технологии, которая позволяет эффективно решать задачи личностно-ориентиро-ванного подхода в обучении подрастающего поколения [3, ^ 28].

Проект представляет собой самостоятельно планируемую и реализуемую школьниками работу, в которой речевое общение органично вплетается в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности (игры, путешествия, выпуск журнала и др.).

Именно проектная деятельность как одна из форм учебной деятельности способна, по мнению современных отечественных и зарубежных дидактов, сделать учебный процесс для школьника личност-но значимым, в котором он сможет полностью раскрыть свой творческий потенциал, про явить свои исследовательские способности, фантазию, креативность, активность, самостоятельность [2, ^ 6].

Проект - это возможность учащихся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовление коллажей, афиш и объявлений, проведение интервью и исследований (с последующим оформлением), демонстрация моделей с необходимыми комментариями, составление планов посещения различных мест с иллюстрациями, картой и т.д. В процессе проектной работы от-

14 Статью рекомендует к публикации: Мухиддин Мухамматович Бафаев (Бухара, Узбекистан). Рецензент -Биляна Тодорова - к. филолог н., член редколлегии серии «Филологические науки» (Благоевград, Болгария).

ветственность за обучение возлагается на самого ученика как индивида и как члена проектной группы. Самое важное то, что ребенок, а не учитель определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдет его презентация [4, ^ 38].

Применение проектной методики повышает интерес учащихся к изучению иностранного языка путем развития внутренней мотивации при помощи переноса центра процесса обучения с учителя на ученика. А позитивная мотивация - это ключ к успешному изучению иностранного языка. Современные подходы к обучению языку подчеркивают важность сотрудничества и взаимодействия между учениками как мотивирующего фактора [4, ^ 38].

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться к меняющимся условиям жизни, правильно выберет будущую профессию. [3, ^ 28].

Проектный метод позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи. Этот метод помогает оптимизировать процесс обучения в самой обычной общеобразовательной школе, развивать навыки самостоятельной работы учащихся [5, ^ 187].

Главными целями введения в школьную практику проектной методики при организации самостоятельной работы учащихся являются следующие:

1. Показать умение учащихся использовать приобретенный в процессе обучения исследовательский опыт;

2. Реализовать свои интерес к предмету исследования, приумножить знания о нем и донести это до заинтересованной аудитории;

3. Продемонстрировать уровень владения иностранным языком;

4. Совершенствовать умение участвовать в коллективных формах работы, т.е. умение работать в сотрудничестве;

5. Создавать условия для развития личности учащегося, так как проект развивает активное самостоятельное мышление и учит не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает школа, а уметь применять их на практике;

6. Научить самостоятельно добывать знания, систематизировать и обрабатывать информацию, делать собственные выводы о проделанной работе [5, ^ 189].

Успех проекта во многом зависит от умения учителя создавать условия, стимулирующие формирование и развитие креативных, когнитивных, коммуникативных, организационно-деятельностных умений учащихся [2, ^ 7].

Организуя работу над проектом, важно соблюсти несколько условий:

1. Тематика проектов может быть связана как со страной изучаемого языка, так и со страной проживания; учащиеся ориентированы на сопоставление и сравнение событий, явлений, фактов из истории и жизни людей разных стран, подходов в решении тех или иных проблем и т.д.;

2. Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных, по возможности, аутентичных, источников информации;

3. Оформление проекта должно быть разнообразным; тематика должна быть близка и интересна учащимся, задание должно соответствовать языковой подготовке и уровню знаний учащихся [3, ^ 28-29].

Работа над проектом включает в себя 4 этапа:

1) Планирование. Перед учащимися ставится в скрытом виде проблема, которую нужно выявить и сформулировать. Затем школьники при участии учителя обсуждают содержание и характер проекта, разрабатывают план его выполнения.

2) Выполнение. Ведется основная поисковая работа, сбор необходимой информации для раскрытия темы проекта. Формирование навыков самостоятельной работы.

3) Презентация. Защита проектов, предъявление результатов проделанной работы в устной либо письменной форме в зависимости от поставленной цели и вида конечного продукта.

4) Контроль. Оценка результатов проделанной работы, подведение итогов.

Рассмотрим обще дидактическую типологию проектов.

1) по доминирующему в проекте методу или виду деятельности: исследовательский, творческий, ролево-игровой. информационный, практико-ориентированный и т. п.;

2) по предметно-содержательной области: монопроект (в рамках одной области знания) и межпредметный проект;

3) по характеру координации проекта: с открытой, явной координацией (непосредственный) и со скрытой координацией (неявный, имитирующий участника проекта);

4) по характеру контактов (среди участников одной школы, одного класса, города, региона, одной страны, разных стран мира): внутренний, или региональный, и международный;

5) по количеству участников проекта (личностные, парные, групповые);

6) по продолжительности проекта (краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный)[6, с. 6].

М. Е. Брейгина подразделяет проекты по количеству участников на монопроекты и коллективные проекты, по характеру презентации - на устно-речевые, письменные, видовые и интернет-проекты [3, с. 28].

Как правило, в реальной практике приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих проектов или практико-ориентированных и информационных. Каждый тип проекта имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников. Поэтому учителю при разработке проекта следует внимательно изучить их типологию и иметь в виду признаки и характерные особенности каждого из них [6, с. 9].

Применение проектной методики значительно повышает эффективность учебного процесса на уроке иностранного языка. Именно проектная методика способна сделать учебный процесс не только познавательным с точки зрения получения новых знаний и усвоения навыков иноязычной речевой деятельности, но и интересным, полезным для учащихся, т.к. они имеют возможность раскрыть свой творческий потенциал, проявить исследовательские и организаторские способности, фантазию, активность и самостоятельность.

В процессе самостоятельной исследовательской деятельности расширяется образовательный кругозор учащихся, возрастает их интерес к знакомству с разными отраслями научного познания, естественным становится участие в диалоге культур, формируется уровень профессионального общения, широкий взгляд на мир.

Метод проектов четко ориентирован на реальный практический результат, значимый для школьников. Умение пользоваться методом проектов — показатель высокой квалификации учителя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Все эти элементы имеют существенное значение для правильной и эффективной организации самостоятельной работы учащихся.

Литература:

1. Банникова, Л. С. Методика преподавания иностранных языков и технические средства обучения: Курс лекций для студентов 4 курса специальности 1-02 03 06 01 - "Английский язык", специальности 1-02 03 06 02 - "Немецкий язык". В трех частях. Часть I. / Л.С. Банникова. — Мин-во обр. РБ. - Гомель: УО "ГГУ им. Ф. Скорины", 2006. - 82 с.

2. Белогрудова, В. П. Об исследовательской деятельности учащихся в условиях проектного метода / В.П. Белогрудова // Иностранные языки в школе. - 2005. —№ 8. - С. 6-11.

3. Брейгина, М. Е. Проектная методика на уроках испанского языка / М.Е. Брейгина // Иностранные языки в школе. - 2004. — № 2. -С. 28-31.

4. Душеина, Т. В. Проектная методика на уроках иностранного языка / Т. В. Душеина // Иностранные языки в школе. - 2003. — № 5. -С. 38-40.

5. Конышева, А. В. Английский язык. Современные методы обучения / А. В. Конышева. - Минск: ТетраСистемс, 2007. - 352 с.

6. Полат, Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат // Иностранные языки в школе. - 2000. — № 2. - С. 3-10.

Nasyrova D. M, Kadyrova Z. B, Ochilova M. R. Proektnyj metod / D. M. Nasyrova, Z. B. Kadyrova, M. R. Ochibva //Nauka. Mysl'. - 2014. - № 6.

Abstract. In this article the detailed analysis of the main modern methodical systems of training in foreign languages is carried out and defined their methodical value from the point of view of their efficiency and productivity in training in foreign languages.

Keywords: modern method, project, design method, planning, performance, presentation, control.

— • —

Сведения об авторах

Дилфуза Мустафаевна Насырова, Зайнаб Бакаевна Кадырова, Мехринисо Раааковна Очилова - п реподаватели кафедры иностранных языков Бухарского государственного университета (Бухара, Узбекистан).

© Д . М. Насырова, З. Б. Кадырова, М. Р. Очилова, 2014.

© «Наука. Мысль: электронный периодический журнал», 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.