УДК 378:811.111
ПРОБЛЕМНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ, КАК АКТИВНЫЙ МЕТОД13 Д. М. Насырова, М. Р. Очилова, З. Б. Кадырова. Бухарский государственный университет (Бухара,, Узбекистан)
Резюме: В данной статье проанализирован проблемный метод как один из основных методов преподавания иностранных языков.
Ключевые слова, современные методы, проблемный метод, активный метод, проблемная ситуация, методический прием.
Использование современных методов обучения является основой при организации самостоятельной работы учащихся, как на уроке, так и вне его. Одним из таких методов можно считать проблемный метод обучения.
Во многих работах проблемный метод обучения рассматривается как средство активизации учения, повышения эффективности обучения определенной конкретной дисциплине.
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их раз решению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мысли тельных способностей [4, ^136].
Для проблемного метода обучения характерно то, что знания и способы деятельности не преподносятся в готовом виде, не предлагаются правила и инструкции, следуя которым, обучаемый мог бы высказаться гарантированно правильно. Весь смысл метода заключается в стимулировании поисковой деятельности обучаемого. Подобный подход обусловлен современной ориентацией образования на воспитание творческой личности и на закономерности развития этой личности, человеческой психики, в частности, мышления и интереса, формируемых именно в проблемных ситуациях.
Активизация познавательной деятельности учащихся, развитие интереса к предмету, формирование самостоятельности, творческого отношения к изучаемому происходит успешнее, если учитель не декларирует, а постоянно рассуждает, полемизирует с представителями других точек зрения, вовлекает учащихся в активный процесс доказательства, обоснования, если предлагаемые задания требуют поисковой деятельности. Такие уроки превращаются в диалог, совместные размышления, исследовательскую работу. Познаваемое не преподно-
13 Статью рекомендует к публикации: Мухиддин Мухамматович Бафаев (Бухара, Узбекистан). Рецензент -Биляна Тодорова - к. филолог н., член редколлегии серии «Филологические науки» (Благоевград, Болгария).
сится в готовом виде, оно служит предметом исканий, оно создается, конструируется с участием обучаемых. Самостоятельная познавательная деятельность учащихся представляет собой один из компонентов сложной системы учебно-воспитательного процесса, по-своему работающего на всестороннее развитие личности школьника [4, ^136-137].
Проблемный метод обучения относится к активным методам. Он соответствует современной психолого-педагогической теории и практике, в которой наиболее последователь, но реализуется принцип про-блемности, предполагающий использование объективной противоречивости изучаемого и организацию на этой основе поиска знаний, применения способов педагогического руководства, позволяющих управлять интеллектуальной деятельностью и развитием обучаемых (развитием потребностей и интересов, мышления и других сфер личности) [1, ^68].
Проблемные методы - это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной самостоятельной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, формировании у ученика творческих способностей, инициативности и самостоятельности мышления, активной жизненной позиции.
В современной теории проблемного метода обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую. Первая касается деятельности учеников, вторая представляет организацию учебного процесса.
Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Создание же психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Ни слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создают проблемной ситуации для учеников, т.е. проблемная ситуация должна быть посильной для учеников.
Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. Учитель создает проблемную ситуацию и направляет учащихся на ее решение, организуя поиск этого решения. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации - акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода [4, ^139-140].
Конкретным способом выражения проблемы служат познавательные задачи и вопросы. Поэтому анализ проблемной ситуации, выявление ее связей, отношений, закрепленных в языке, выражается
в виде задач. Сформулированная задача создает внешние условия для осознания проблемной ситуации. Мышление начинается с проблемной ситуации, с ее осознания и принятия, поэтому, чтобы пробудить ситуацию мыслитель ной активности, например, при чтении, нужно ее увидеть как систему задач, т.е. скрытых проблемных ситуаций. Учащиеся, которые видят задачи и отраженные в них проблемные ситуации в тексте, воспринимают информацию как ответы на вопросы, которые у них возникли при восприятии текста. Эти вопросы включают механизм их мыслительной активности, поэтому усвоение даже готовых заданий является для них эффективным и в плане функциональности этих заданий, т.е. усвоение и развитие осуществляется у таких учеников одновременно.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что проблемная ситуация стала центральным понятием проблемного обучения [4, с.140-141].
В дидактическом плане можно говорить о проблемной ситуации, как о такой ситуации, в которой обучаемый не может выполнить известным ему способом поставленного перед ним задания. Учащемуся приходится находить новый способ его выполнения. Задания же, при помощи которых создается проблемная ситуация, следует называть, соответственно, проблемными.
Решение проблемной ситуации, согласно В. Оконю, состоит из трех этапов: постановка проблемы, решение данной проблемы, проверка решения.
И. А. Лернер выделяет 5 следующих этапов:
1) осознание проблемы, способ решения которой неизвестен;
2) расчленение задачи на данное и искомое (осознание вопроса и имеющихся данных);
3) выявление зависимости между данными и вопросом;
4) осуществление решения; 5) проверка решения [4, с. 143].
Примерно такой же путь решения проблемной ситуации намечает
и А. М. Матюшкин, правда, он разбивает его на 4 этапа: 1) использование известных способов решения - этап "закрытого решения проблемы"; 2) возникновение проблемной ситуации и расширение области поиска новых способов решения - этап "открытого решения проблемы" и нахождение нового решения; 3) реализация найденного принципа; 4) проверка правильности принятого решения [4, с. 144].
Методические приемы, которыми пользуется учитель для создания проблемных ситуаций, включают следующие:
1) учитель подводит учащихся к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
2) сталкивает противоречия практической деятельности;
3) излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
4) предлагает классу рассмотреть проблему с различных позиций (например, юриста, финансиста, педагога, психолога и т.д.);
5) побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять различные факты;
6) ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения и т.д.);
7) определяет проблемные теоретические и практические задания;
8) ставит проблемные [1, ^ 69]. Существует 4 уровня проблемности в обучении:
1. Учитель сам ставит проблему и сам решает ее при активном слушании и обсуждении учащихся.
2. Учитель ставит проблему, учащиеся самостоятельно или под руководством учителя решают ее. Здесь наблюдается отрыв от образца, открывается простор для размышления.
3. Ученик ставит проблему, учитель помогает в ее решении.
4. Ученик ставит проблему, предлагает возможные решения, проверяет эти возможные решения, исходя из данных, делает выводы, применяет выводы к новым данным и делает собственные обобщения, т.е. ученик сам решает проблему.
Преимуществами проблемного метода обучения являются следующие моменты: самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности; высокий интерес к учебному труду; развитие продуктивного мышления; прочные и действенные результаты обучения. [4, ^ 146].
К недостаткам проблемного метода следует отнести: слабую управляемость познавательной деятельностью учащихся; большие затраты времени на достижение запроектированных целей; недостаточный уровень языковой подготовки в от дельных группах; нехватка времени на тщательное изучение той или иной темы; непривычность подобной формы работы; трудность вовлечения учащихся со слабой языковой подготовкой в обсуждение; риск трансформации дискуссии в спор между отдельными учащимися [4, ^ 146].
Таким образом, перспективность проблемного метода заключается в том, что его использование способствует развитию самостоятельности учащихся, включению их в поисковую и исследовательскую деятельность, формированию познавательного интереса, развитию творческой активности учащихся, поисковых навыков и умений. Он открывает возможности творческого сотрудничества учителя и уче-
ника, способствует более глубокому и прочному усвоению материала и способов деятельности.
Литература:
1. Банникова, Л. С. Методика преподавания иностранных языков и технические средства обучения: Курс лекций для студентов 4 курса специальности 1-02 03 06 01 - "Английский язык", специальности 1-02 03 06 02 - "Немецкий язык". В трех частях. Часть I. / Л. С. Банникова. — Мин-во обр. РБ. - Гомель: УО "ГГУ им. Ф. Скорины", 2006. - 82 с.
2. Витлин, Ж. Л. Эволюция методов обучения иностранным языкам в XX веке / Ж. Л. Витлин // Иностранные языки в школе. - 2001. — № 2. - С. 23-29.
3. Демьяненко, М. Я. Основы общей методики обучения иностранным языкам: теоретический курс / М.Я. Демьяненко, К.А. Лазарен-ко, С.В. Мельник. - Киев: Вища школа, 1984. - 280 с.
4. Конышева, А. В. Английский язык. Современные методы обучения / А. В. Конышева. - Минск: ТетраСистемс, 2007. - 352 с.
5. Леонтьев, А. А. Общая методика обучения иностранным языкам: хрестоматия / А. А. Леонтьев. - М.: Русский язык, 1991. - 338 с.
6. Полат, Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат // Иностранные языки в школе. - 2000. — № 2. - С. 3-10.
Nasyrova D. M, Ochlova M. R, Kadyrova Z. B. Problemnyj metod, как aktivnyj metod /D. M. Nasyrova, M. R. Ochlova, Z. B. Kadyrova к/ Nauka. Mysl'. - 2 014. - № 6.
Abstract. In this article the problem method as one of the main methods of teaching foreign languages is analyzed.
Keywords: modern methods, problem method, active method, problem situation, methodical reception.
— • —
Сведения об авторах
Дилфуза Мустафаевна Насырова, Мехринисо Разаковна Очилова, Зайнаб Бакаевна Кадыырова - преподаватели кафедры иностранных языков Бухарского государственного университета (Бухара, Узбекистан).
© Д . М. Насырова, М. Р. Очилова, З. Б. Кадырова 2014.
© «Наука. Мысль: электронный периодический журнал», 2014.