УДК 378.147 ББК Ч486
Рязанова Любовь Сергеевна
соискатель г. Магнитогорск Ryazanova Lyubov Sergeevna Applicant for a Degree Magnitogorsk
Модульно-рейтинговая система как средство повышения качества математического образования студентов университета Module-Rating System as a Means of University Student's Mathematical Education Quality Improvement
Применение модульно-рейтинговой системы актуально для высшей школы. Анализ литературы показал недостаточную разработанность соответствующих педагогических и организационных мер. Автором статьи предлагается комплекс организационно-педагогических условий, при соблюдении которого модульно-рейтинговая система является средством повышения качества математического образования студентов университета.
The applying of the module-rating system is topcal for a higher school. The analysis of the literature has shownthe poor development of the adequate pedagogical and organizational measures. The author of the article offers an organizational-pedagogical environmental complex observing which a module-rating system will be a means of university student's mathematical education quality improvement.
Ключевые слова: модульно-рейтинговая система, математическое образование студентов университета, организационно-педагогические условия.
Key words: module-rating system, mathematical education of the university students, quality improvement, organizational-pedagogical environmental complex.
Актуальность повышения качества математического образования студентов университета в условиях применения модульно-рейтинговой системы мы рассматриваем в двух аспектах. С одной стороны, в связи с переходом российского образования на рыночные отношения, знания превращаются в твёрдую ва-
люту, значимую как для работодателей, так и для выпускников вузов. Качество образования рассматривается как гарант трудоустройства, позволяет выпускнику вуза рассчитывать на востребованность и стабильность. В итоге, выживаемость вуза в условиях жёсткой конкуренции во многом определяется качеством образования, которое получают его выпускники. Тенденции развития мирового образования также неуклонно требуют повышения его качества. С другой стороны, 19 сентября 2003 г. Россия стала официальной участницей Болонского процесса, целью которого является формирование единого европейского пространства высшего образования. Одно из основных положений Болонского соглашения - переход странами-участницами на европейскую систему зачётных единиц ECTS (European Credit Transfer system). Ключевыми элементами системы зачётных единиц являются индивидуальная организация учебного процесса и кредитно-рейтинговая система оценки качества образования. Во многих вузах страны идут эксперименты по внедрению в учебный процесс различных вариантов кредитно-рейтинговых систем [3; 5; 6; 7].
Модульно-рейтинговая система оценки качества образования - один из вариантов кредитно-рейтинговой системы. Подобный эксперимент проводится в Саратовском государственном университете, в Красноярском государственном университете, на кафедрах Горно-Алтайского университета, Магнитогорского технического университета, на кафедрах прикладной математики и вычислительной техники, алгебры и геометрии МаГУ
Анализ литературы, изучение опыта высшей школы позволил выявить сложившееся в российском высшем образовании противоречие между актуальностью применения модульно-рейтинговой системы и необходимостью повышения качества математического образования с одной стороны, и недостаточной проработанностью соответствующих педагогических и организационных мер с другой. Необходимость разрешения указанного противоречия определяет актуальность решения проблемы поиска организационно-педагогических условий повышения качества математического образования студентов университета в условиях применения модульно-рейтинговой системы.
Анализ педагогической литературы, наш педагогический опыт позволили сформулировать следующую гипотезу: модульно-рейтинговая система будет эффективным средством повышения качества математического образования студентов университета при выполнении следующего комплекса организационно-педагогических условий:
- обеспечение системности и целостности содержания учебного материала;
- поощрение участия студентов в научно-исследовательских и практико-ориентированных работах;
- поддержание внутренней мотивации к образовательной деятельности у студентов университета;
- использование в учебном процессе комплекса задач для самостоятельного решения с целью обеспечения приоритета систематической работы студентов в течение семестра.
Методологическими основаниями данного комплекса условий выступают системный подход в решении педагогических проблем (Ф. Ф. Королёва, Т. А. Ильина, А. В. Усова, Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько), деятельностный подход (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин), личностно-ориентированный подход (К. Д. Ушинский, А. Н. Леонтьев, В. А. Петровский, А. В. Усова), метод дополнительности (Г. Г. Гранатов).
Прежде чем обосновать эффективность каждого из приведённых условий, дадим определение основным понятиям, выделим критерии качества математического образования студентов университета.
Качество математического образования студентов университета мы определяем как совокупность математических знаний, умений, действенности математических умений и готовности к творческой деятельности.
Модульно-рейтинговая система оценки качества математического образования студентов университета - это система оценки совокупности математических знаний, умений, действенности математических умений, готовности к творческой деятельности, приобретённой в результате освоения модульной программы.
Нами выделены следующие критерии качества математического образования студентов университета: сформированность знаний, сформированность умений, действенность умений, готовность к творческой деятельности. В таблице 1 представлены показатели каждого из критериев.
Таблица 1.
Критерии качества математического образования студентов университета
Критерий Показатели Инструмент
проверки
1. Сформированность ♦ Полнота содержания Результаты
математических системы знаний текущих и
знаний ♦ Объём системы знаний зачётных
♦ Прочность знаний мероприятий,
2. Сформированность ♦ Полнота проверка
математических сформированное™ умений результатов
умений ♦ Прочность умений самостоятельной
♦ Осознанность умений работы
3. Действенность ♦ Готовность решать студентов,
математических типовые задачи методы
умений ♦ Готовность решать наблюдения,
нетиповые задачи беседы, метод
♦ Готовность решать экспертной
творческие задачи (задачи- оценки
проблемы)
4. Готовность к ♦ Организованность Тест
творческой ♦ Интернальность Опросник
деятельности ♦ Готовность к принятию Тест
творческих решений
Далее обоснуем эффективность каждого из выделенных организационно-педагогических условий повышения качества математического образования студентов университета в процессе применения модульно-рейтинговой системы.
Первое условие - системность и целостность содержания учебного материала. При выделении и проверке данного условия мы пользовались принципами системного подхода, определяемого следующим образом: «системный подход - это одно из методологических направлений современной науки, связанное с представлением, изучением и конструированием объекта как системы» [1, с. 63]. Системность и целостность учебного материала мы обеспечивали следующим образом. Учебный материал, при модульной организации учебного процесса, разбит на блоки (модули). Каждый модуль, в свою очередь, состоит из трёх элементов: теоретического, практического и творческого. Теоретический элемент - это лекционный материал, учебники, печатные и электронные издания, рекомендованные для дополнительного изучения. Содержание практического элемента - это типовые задачи, т. е. задачи, решаемые путём «буквального непреобразованного использования усвоенных алгоритмов деятельности», и нетиповые задачи - требующие «предварительного преобразования усвоенных методик и их приспособления к ситуации» [2, с. 63]. Творческий элемент содержит задачи проблемы. Под «задачами проблемами» мы, вслед за В. П. Беспалько, понимаем «задачи, алгоритм решения которых неизвестен и не может быть прямо получен путём преобразования известных методик» [2, с. 63]. Три составляющих учебного материала модуля - теоретический, практический и творческий элементы - взаимосвязаны между собой через свои цели и порядок изучения. Цель теоретического элемента - формирование полноты и объёма системы знаний, прочности знаний; цель практического элемента - отработка прочности, осознанности, действенности умений, теоретического элемента - формирование готовности личности к творческой деятельности. Таким образом, каждый предыдущий содержательный элемент готовит студентов к выполнению последующего. С другой стороны, каждый из элементов «работает» в той или иной мере на цели других элементов модуля. Так, при решении задачи-проблемы из
творческого элемента, зачастую возникает необходимость изучить дополнительный материал теоретического элемента, и наоборот, интересный теоретический материал хочется применить на практике. Элемент формирования и отработки умений - практический - адресует студентов к теоретическому и творческому элементам.
Таким образом, содержание учебного материала модуля носит системный и целостный характер. Согласно положениям деятельностного подхода (и наш эксперимент это подтвердил), такая организация содержания учебного материала положительно сказывается на качестве математического образования. Системность учебного материала улучшает логику его подачи, а в случае «масштабного» применения модульно-рейтинговой системы (факультет, вуз) - залог в обеспечении межпредметных связей.
Докажем эффективность второго организационно-педагогического условия: обеспечение участия студентов в научно-исследовательских, проектно-конструкторских и других практико-ориентированных работах. При выделении данного условия мы пользовались положениями деятельностного и личностно-ориентированного подходов, основные положения которых - ведущая роль деятельности в процессе образования личности и ориентация на личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности образования [1, с. 55, 63].
Участие студентов в научно-исследовательских, проектно-конструкторских и других практико-ориентированных работах - это активная учебная деятельность студентов. Действительно, предметом деятельности выступает задача практической направленности, которую решает студент. Значит, согласно положениям деятельностного подхода, в результате активного участия студентом в данной деятельности происходит развитие его личности.
Постановка научной или практико-ориентированной задачи - это организация деятельности студента. Решение поставленной перед ним задачи требует большой самостоятельной работы, изучения дополнительного материала. При этом происходит формирования навыков самообразования, чрезвычайно важных для личности в дальнейшем. Кроме того, в процессе рассматриваемой учебной
деятельности происходит формирование системы знаний, умений, т. е. происходит обучение личности, воспитание значимых качеств. Обучение и воспитание - это две составляющих образования, следствием которого является развитие личности. Таким образом, реализация положений личностно-ориентированного подхода при соблюдении второго организационно-педагогического условия обеспечивает его эффективность.
Докажем эффективность третьего условия - поддержания внутренней мотивации к образовательной деятельности у студентов. Существуют различные варианты классификации мотивов образовательной деятельности. Согласно одному из них, выделяют две группы мотивов: мотивы, заложенные в самой учебной деятельности, и мотивы, связанные с тем, что лежит вне учебной деятельности [1, с. 143]. Первую группу мы назвали «внутренние мотивы», вторую - «внешние мотивы». К внутренним мотивам относятся:
a) мотивы, связанные с содержанием учебно-познавательной деятельности: стремление узнать новые факты, овладеть знаниями, способами действий, проникнуть в суть явлений и т. п.;
b) мотивы, связанные с самим процессом учения: стремление проявлять интеллектуальную активность, рассуждать, преодолевать препятствия в процессе решения задач, т. е. увлечение самим процессом учебно-познавательной деятельности, а не только её результатами.
Данные мотивы основаны на потребностях человека. К внешним мотивам относятся:
• широкие социальные мотивы: мотивы долга и ответственности, мотивы самоопределения и самосовершенствования;
• узколичностные мотивы: мотивация благополучия, престижа, отрицательные мотивы (страх неприятностей).
Внешние мотивы основаны на интересе. Воспользовавшись методом дополнительности Г. Г. Гранатова [4], мы предположили, что поддержание внутренней мотивации к учебно-познавательной деятельности у студентов в процессе применения модульно-рейтинговой системы будет способствовать по-
вышению качества образования. Действительно, на начальном этапе применения модульно-рейтинговой системы ситуация «борьбы» за высокий балл резко усиливает внешнюю мотивацию студентов к обучению: иметь высокий рейтинг престижно, можно сдать экзамен «автоматом» и т. п. В то же время наблюдается снижение внутренней мотивации студентов к учебно-познавательной деятельности: потребность в интеллектуальной активности, стремление преодолеть трудности и решить задачу. Основываясь на сделанном предположении, мы поддерживали у студентов внутреннюю мотивацию к учебно-познавательной деятельности в «противовес» и без того высокой внешней мотивации. Для этого мы проводили систематический контроль осознанности умений и готовности решать нетиповые задачи и задачи-проблемы, использовали методику «создания ситуации успеха».
Докажем эффективность четвёртого условия. Использование в учебном процессе комплекса задач для самостоятельного решения с целью обеспечения систематической работы студентов в течение семестра. При выделении данного условия мы пользовались положениями деятельностного и личностно-ориентированного подходов.
Согласно положениям деятельностного подхода к решению проблем образования личности, деятельность может быть активной и пассивной и носить уровневый характер: репродуктивный (низший), эвристический (средний), креативный (высший) [1, с. 53]. Полноценное развитие личности обеспечивается только активной, эмоционально насыщенной деятельностью [1, с. 59]. Разработанный нами комплекс задач для самостоятельного решения имеет уровневый характер, что обеспечивает реализацию всех уровней деятельности. Поддержание активности деятельности обеспечивается систематическим контролем её результатов. Таким образом, решение в течение семестра комплекса разноуровневых задач должно способствовать развитию личности и повышению качества образования.
Разноуровневый комплекс задач реализует также личностно-ориен-тированный характер, так как, согласно личностно-ориентированному подходу,
личность - это цель, субъект, результат и главный критерий эффективности образования. Основаниями данного подхода являются, в том числе, индивидуальный и дифференцированный подходы к решению педагогических проблем. Разноуровневый комплекс задач реализует дифференцированный подход в обучении. Действительно, студент имеет возможность выбрать задачи по своим силам или же двигаться «от простого к сложному». Самостоятельный выбор такой траектории движения позволяет учитывать индивидуальные особенности личности.
Реализация выявленных нами оргнаизационно-педагогических условий осуществлялась посредством:
- своевременного ознакомления студентов со структурой модульной учебной программы, с правилами вычисления рейтинга и условиями итоговой аттестации;
- запрета на изменения в течение семестра раннее объявленных студентам структуры учебной программы, правил вычисления рейтинга и условий итоговой аттестации;
- поощрения своевременной сдачи студентами текущих семестровых заданий в виде более высоких баллов, «штрафы» за их несвоевременное выполнение;
- учёта трудоёмкости и значимости той или иной формы учебной деятельности при определении её максимально-возможной балльной оценки.
Выполнение первой рекомендации мобилизует студентов на ритмичную учебную работу с самого начала семестра. Заранее зная содержание и объём учебных заданий, сроки сдачи, даты контрольных мероприятий, студенты могут рационально распределить своё учебное время, уделить достаточное внимание самостоятельной работе.
Внесение изменений в содержание модульной учебной программы в течение семестра дезориентирует студентов, нарушает ритм учебной работы. Чёткое и последовательное следование преподавателя объявленным правилам вычисления рейтинга и условиям аттестации воспитывает в студентах дисциплинированность и организованность.
Снижение балльной оценки при несвоевременной сдаче учебных заданий вносит свой вклад в формирование у студентов навыков ритмичной учебной работы в течение семестра. При этом учебное задание, даже при большом сроке задолженности, не должно «терять» более половины своих первоначальных баллов. В противном случае студенты не будут заинтересованы в выполнении учебных заданий, пусть и с опозданием.
Принцип зависимости балльной оценки от трудоёмкости учебного вида деятельности имеет в виду то, что различные уровни учебной деятельности отражают различные уровни знаний: знания на уровне знакомства, воспроизведения, умения, творчества. Кроме того, на выполнение различных учебных заданий студенту требуется разный временной ресурс. Балльная оценка самостоятельной работы студентов (творческих заданий) должна быть высока, но сопоставима с оценками других форм учебной деятельности.
Проверочная опытно-поисковая работа по проверке данного комплекса организационно-педагогических условий, проводимая нами с 2005 по 2008 гг. на кафедрах прикладной математики и вычислительной техники, алгебры физико-математического факультета, на факультете информатики МаГУ подтвердила его эффективность.
Библиографический список
1. Беликов, В. А. Образование учащихся на основе учебно-познавательной деятельности : Методическое пособие для учителей и руководителей образовательных учреждений / В. А. Беликов, Н. Г. Кривощапова, Л. А. Савинков. - М. : Владос. - 2006. - 394 с.
2. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Бес-палько. - М. : Просвещение, 1989. - 192 с.
3. Бойцова, Е., Дроздов, В. Модульно-рейтинговая система на базе тестовых технологий / Е. Бойцова, В. Дроздов. // Высшее образование в России. - 2005. - № 4. - С. 83-85.
4. Гранатов, Г. Г. Метод дополнительности в педагогическом мышлении (Самопознание, диалектика и жизнь) / Г. Г. Гранатов. - Челябинск : ЧГПИ, 1991. - 129 с.
5. Карпенко, О. М. Разработка концептуальных основ модульного планирования дистанционного учебного процесса / О. М. Карпенко, М. Д. Бершад-ская, Л. И. Денисович // Инновации в образовании. - 2002. - № 5. - С. 4-11.
6. Попов, М. В. Положение о модульно-рейтинговой системе подготовки студентов / М. В. Попов, В. К. Зубкова, И. К. Бурмистрова, Е. И. Жиц, Л. Ф. Митина. - Саратов : СГСЭУ, 2005. - 19 с.
7. Чучалин, А. И. Кредитно-рейтинговая система / А. И. Чучалин, О. В. Боев // Высшее образование в России. - 2004. - Вып. 3. - С. 34-39.
Bibliography
1. Belikov, V. A. Pupil's Education on the Basis of Learning Activity : Teacher Edition for Teachers and Principals of Educational Institutions / V. A. Belikov, N. G. Krivoshchapova, L. A. Savinkov. - M.: Vlados, 2006. - 394 p.
2. Bespalko, V. P. Summands of Pedagogical Know-How / V. P. Bespalko. -M.: Enlightenment. - 1989. - 192 p.
3. Boytsova, Е., Drozdov, I. Module-Rating System on the Basis of Test Technologies / Е. Boytsova, I. Drozdov // Higher Education in Russia. - 2005. - № 4.
- P. 83-85.
4. Granatov, G. G. The Method of Addition in Pedagogical Thinking (Self-Knowledge, Dialectics and Life) / G. G. Granatov. - Chelyabinsk : ChGPI. - 1991.
- 129 p.
5. Karpenko, O. M. Development of Module Planning Conceptual Bases in Remote Educational Process / O. M. Karpenko, M. D. Bershadskaya, M. I Den-isovich. // Innovations in Education. - 2002. - № 5. - P. 4-11.
6. Popov, M. V. Regulations for Module-Rating System of Students Training / M. V. Popov, V. K. Zubkova, I. K Burmistrova., E. I. Jiz, L. F. Mitina. - Saratov : SGSEU. - 2005. - 19 p.
7. Tchuchalin, А. I. Credit-Rating System / А. I. Tchuchalin, О. В. Boev // Higher Education in Russia. - 2004. - № 3. - P. 34-39.