П Е Д А Г О Г I К А I П С I Х А Л О Г I Я
УДК 378.016:797.2
О. М. Афонько
СОДЕРЖАНИЕ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ СПОРТИВНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
Введение
Основной признак современной модели образования - «императив качества, поскольку без гарантии качества любые содержательные реформы и преобразования лишаются всякого смысла - не имеет смысла устанавливать образовательные требования, даже самые высокие современные и актуальные, если их невозможно гарантировать» [1, 24].
Качество обучения студентов дисциплине, в частности спортивно-педагогической, обеспечивается содержанием учебных программ, пособий и технологиями преподавания. Технология «приближает педагогику к точным наукам, а педагогическую практику, включающую творчество преподавателя, делает вполне организуемым, управляемым процессом с предсказуемыми позитивными результатами» [2, 3]. Известны три основных составляющих педагогической технологии: информационная, инструментальная и кадровая. Все три составляющие взаимосвязаны, изменения в одной из них требуют изменений в других [2, 2].
Наиболее прогрессивными, использующими мотивационный компонент образования являются модульно-рейтинговые технологии (МРТ), включающие два взаимосвязанных компонента: модульное обучение (по программе модульного типа) и рейтинговый контроль.
Несмотря на относительно полную разработанность общей теории модульно-рейтингового обучения, в настоящее время оно еще не получило должного признания и широкого применения в высших учебных заведениях, в частности, при обучении дисциплинам цикла «физическая культура». Анализ литературы [3], [4], [5], [6], [7 и др.] в целом свидетельствует, что применение МРТ в процессе обучения студентов спортивно-педагогическим дисциплинам ограничено рядом причин:
1. Наличие противоречия между имеющимися и необходимыми знаниями о дидактических возможностях, психологических механизмах эффективности модульно-рейтинговых технологий обучения.
2. Недостаточная разработка и экспериментальное обоснование критериев оценок по модулям теоретической, спортивно-технической, организационно-методической и других видов подготовки студентов.
3. Недостаточная адаптивность учебно-методических комплексов дисциплин цикла «физическая культура» к реализации МРТ.
Можно констатировать, что содержание и эффективность МРТ обучения студентов спортивно-педагогическим дисциплинам изучены недостаточно и исследования в этой области актуальны.
Цель исследования - экспериментально обосновать эффективность опытной модели модульно-рейтингового обучения студентов для формирования профессиональных, социально-и личностно-значимых качеств, положительной мотивации учения, навыков самоконтроля.
Задачи исследования:
1. Разработать учебную программу модульного типа и модель рейтингового контроля видов учебной деятельности студентов по дисциплине «Теория и методика обучения плаванию».
2. Экспериментально проверить эффективность модульно-рейтинговой технологии обучения студентов по психологическим, спортивно-техническим и педагогическим критериям.
Методы исследования: анализ литературы и учебной документации; метод системного анализа структуры и функций модульного обучения; педагогическое наблюдение; моделирование этапов процесса обучения и рейтингового контроля; метод тестирования для выявления качества учебных достижений; контрольный письменный опрос; анкетирование студентов для выявления мнения о дидактических возможностях традиционного и модульного обучения; эксперимент (сравнительный); математико-статические методы.
Результаты исследования и их обсуждение
Исследование проведено на базе факультета дошкольного и начального обучения УО «МГПУ им. И. П. Шамякина» с участием 2-х групп студентов, обучавшихся по специальности «Дошкольное образование, физическая культура» в 8 и 9 семестрах: контрольной (п1 = 26, 2005 г.) и экспериментальной (п2 = 25, 2005 г). Обучение студентов обоих опытных групп проводилось по единой базовой учебной программе дисциплины «Теория и методика обучения плаванию».
Учебные программы контрольной и экспериментальной групп были идентичны по количеству учебных часов, условиям занятий, составу преподавателей. Содержание курса дисциплины для экспериментальной группы было сформировано из 9 модулей, из них 3 - по общетеоретической, 2 - по общетеоретической и спортивно-технической, 2 - по общетеоретической и организационно-методической, 2 - по методической подготовке (таблица 1).
Таблица 1 - Учебные модули, последовательность их изучения и суммы рейтинговых оценок по видам учебной деятельности студентов экспериментальной группы
№ Название учебно-тематического модуля (УТМ), тема Формы занятий, ч **МС
*Лк *Пр Всего часов
Восьмой семестр
1 УТМ общетеоретической подготовки «Плавание в системе физического воспитания Республики Беларусь» 2 2 4 14
2 УТМ общетеоретической подготовки «Организация занятий плаванием в детском саду и в начальной школе» 2 2 4 14
3 УТМ общетеоретической подготовки «Планирование учебной и оздоровительной работы по плаванию» 2 2 4 14
4 УТМ общетеоретической и спортивно-технической подготовки «Техника спортивного плавания кроль на груди, кроль на спине» 2 22 24 44
5 УТМ общетеоретической и спортивно-технической подготовки «Техника спортивного плавания брасс и баттерфляй» 2 22 24 44
Девятый семестр
6 УТМ общетеоретической и организационно-методической подготовки «Техника прикладного плавания, помощь тонущему» 2 2 4 14
7 УТМ общетеоретической и организационно-методической подготовки «Методика начального обучения плаванию» 2 2 4 24
8 УТМ методической подготовки «Методика обучения детей плаванию способом кроль на груди» 2 10 12 32
9 УТМ методической подготовки «Методика обучения детей плаванию способом брасс» 2 10 12 32
Итого 18 74 92 232
* Лк - лекционные занятия. *Пр - практические занятия.
**МС - максимально-возможная сумма баллов рейтинга по УТМ.
Модули общетеоретической подготовки содержали учебный материал по созданию ориентировочной основы для последующего формирования профессионально-педагогических знаний и умений. Модули общетеоретической и спортивно-технической подготовки включали деятельность преподавателя по созданию ориентировочной основы техники плавания и деятельность студентов по овладению техникой спортивных способов плавания. Модули общетеоретической и организационно-методической подготовки включали образовательную деятельность преподавателя и самостоятельную деятельность студента по организации занятий, уроков и соревнований с учащимися по формированию практических навыков спасения утопающих и т. д. Модули методической подготовки обеспечивали формирование профессионально-педагогических умений по обучению школьников спортивным способам плавания, проведения игр и развлечений на воде, непосредственное проведение уроков по плаванию.
Оптимальность соотношения видов подготовки обеспечивалась «ценой» компонентов системы рейтингового контроля (диаграмма 1).
Диаграмма 1
Соотношение видов учебной деятельности студентов экспериментальной группы в системе рейтингового контроля
9% 17% □ Посещение учебных занятий □ Освоение знаний теории □ Приобретение организационно-методических умений □ Спортивно-техническая подготовка □ Профессиональное самосовершенствование
Для оценки результатов учебной деятельности по видам учебной деятельности в системе рейтингового контроля применялась 10-балльная шкала (таблица 2).
Таблица 2 - Параметры максимальной оценки результатов по видам учебной деятельности студентов экспериментальной группы
№ Виды учебной деятельности Оценки в баллах
8 семестр 9 семестр
1 Посещение одного учебного занятия (2 часа) 2* 2*
2 Написание 1-3 контрольных работ по теоретическим разделам учебной программы (1-9 темы) 40 20
3 Тест - техника плавания стилем кроль на груди 10
4 Тест - техника плавания стилем брасс 10
5 Тесты: техника старта, поворота, ныряния, техника плавания кроль на спине и прикладным способом 10
6 Тест спортивно-технической подготовки - плавание вольным стилем на дистанцию 50 м (на время) 10
7 Оформление документации (плана-конспекта урока) 10
8 Демонстрация модели занятия (урока) по плаванию 10
9 Самосовершенствование: научно-исследовательская работа; занятия в секции плавания, участие в соревнованиях по плаванию; судейство соревнований 10 10
* - при условии выполнения студентом видов учебной деятельности.
Эффективность МРТ определялась по трем группам показателей:
1. Психологический: суммарная значимость мотивов учения и динамики отношения студентов к внедрению МРТ обучения.
2. Спортивно-технический: скорость плавания стилем кроль на груди - 50 м; темп прироста результата в плавании вольным стилем за период занятий (по В. И. Усачеву); оценка техники плавания стилем брасс.
3. Педагогический: навык методики проведения урока, оформление конспекта, посещаемость учебных занятий, общая успеваемость.
Для оценки значимости мотивов учения разрабатывалась анкета. Из перечня 8 возможных мотивов учебной деятельности по дисциплине студентам предлагалось указать 4 наиболее значимых мотива (таблица 3).
Таблица 3 - Личностно- и социально-значимые мотивы изучения студентами дисциплиш «Теория и методика обучения плаванию»
№ Мотив и его содержание
1 Необходимость сдачи зачета и экзамена по дисциплине; требования деканата.
2 Благополучие (лично мое) зависит от посещения занятий. Выполнив учебные задания, я спокоен, радую родителей, могу отдыхать и готовиться к занятиям.
3 Самоутверждение. Учебная деятельность помогает мне чувствовать себя увереннее; мне нравится то, что я успешно овладеваю знаниями и умениями.
4 Комфортность. Успешно занимаясь по этой и другим дисциплинам, я могу получить стипендию, общежитие, приобретать товары и продукты питания.
5 Общение. Процесс обучения привлекает меня возможностью общения с квалифицированными преподавателями, с коллективом учебной группы.
6 Интерес. Мне импонирует новизна и сложность учебных заданий, я увлечен процессом обучения; занятия интересны, вызывают положительные эмоции.
7 Самосовершенствование. Занятия мне необходимы, поскольку я отмечаю успехи в своей спортивно-технической и организационно-методической подготовке.
8 Социальная установка. Я уверен, что знания, умения и навыки необходимы для решения задач физвоспитания учащихся; я хочу повышать свою квалификацию.
Отношение студентов к внедрению МРТ обучения также изучалось с помощью анкеты (таблица 4). Студенты контрольной группы уже имели представление о МРТ по опыту изучения других дисциплин (но не спортивно-педагогических, а общеобразовательных). Кроме этого, студентам контрольной группы возможности МРТ были разъяснены на уровне теоретико-практического обоснования - на лекции, семинарском и практическом занятиях. Студенты экспериментальной группы знакомились с МРТ непосредственно в ходе учебных занятий. Оценивание видов учебной деятельности экспериментальной группы проводилось поэтапно, с сочетанием «жесткого», «мягкого» и «творческого» уровней рейтинга на основании критериев подсистем рейтингового контроля. В частности, для оценки уровня знаний теории применялись контрольные работы (тесты) со значительным количеством вопросов по темам и с опорными вариантами правильных ответов на вопросы (таблица 5).
Таблица 4 - Характеристики традиционной (Т) и модульно-рейтинговой (МР) технологий обучения студентов педагогической дисциплине
№ Характеристики технологий 1* 2 3
1 Недостаток Т технологии - субъективизм преподавателя в оценке Ваших знаний, умений и навыков (часто проявляется на экзамене) * * *
2 Преимущество Т технологии - возможность готовиться и успешно сдавать зачеты и экзамены в сессию и «не активно» учиться в семестре * * *
3 Преимущество МР технологии - знания и умения оцениваются поэтапно, по известным, насыщенным и объективным критериям, что позволяет заранее подготовиться и прогнозировать результат экзамена * * *
4 Преимущество МР технологии - улучшение взаимоотношений преподавателя и студента (стиль педагогики сотрудничества) * * *
5 Преимущество МР технологии - в ходе обучения повышается функция внутреннего контроля (самоконтроля) за освоением материала и снижается внешний контроль (со стороны преподавателя) * * *
6 Преимущество МР технологии - развитие гностических способностей студентов (умения объективно анализировать и оценивать свою собственную деятельность и деятельность коллег, студентов, педагогов) * * *
7 Преимущество МР технологии - она требует регулярности посещения занятий, ответственности за выполнение индивидуальных заданий * * *
*Варианты ответов: 1 - «да», 2 - «нет», 3 - «затрудняюсь ответить».
Таблица 5 - Фрагмент контрольной работы № 3 для оценки знаний по теории. Тема 6. Техника прикладного плавания, помощь тонущему
Способы транспортировки пострадавших (назовите 3 из 5 применяемых способов) Б
1. 2 3. «Хватом снизу под руку» 2
4. 5. Помощь «уставшему» пловцу 1
Виды утопления (укажите название вида и дайте его характеристику) Б
1. 2
2. Асфиксическое 1
3. Вода - в альвеолах легких; прекращено дыхание и кровообращение 1
Оказание первой помощи пострадавшему (укажите последовательность действий) Б
1. Обеспечение свободы дыхания и кровообращения; контроль пульса и вида зрачков
2. 1
3. 1
4. 1
Способы искусственного дыхания (назовите способ, опишите сущность действий) Б
1. Сильвестра-Броша 1
2. 1
1
3. Пострадавший - на груди, его голова повернута в сторону, его лопатки охватываются лямкой под мышками. Подъем лямок обеспечивает вдох. 1
Максимальная сумма балов (правильных ответов) - 14. Вами набрано баллов (Б)
Выводы
В ходе исследования установлено, что, по сравнению с традиционной программой и технологией обучения, экспериментальная учебная программа и МРТ более эффективны по основным сравниваемым параметрам (диаграмма 2): а) формирование личностных и социально значимых мотивов, связанных с профессиональным самоопределением (61,2%);
б) существенное увеличение позитивных оценок студентов по отношению к МРТ обучения (70,8%);
в) показатели скорости и техники плавания; г) посещаемость занятий (86,2%); д) рост уровня организационно-методической подготовки (80,4%). Улучшились также отношения студентов экспериментальной группы и преподавателей - по гностическому, эмоциональному и поведенческому компонентам.
Диаграмма 2
100 80 60 40 20 0
Показатели эффективности традиционной и модульно-рейтинговой технологий обучения студентов контрольной и экспериментальной групп дисциплине " Теория и методика обучения плаванию", %
I I
■ III
Значение мотивов
Кроль 50 м. Темп прироста
Посещаемость занятий
Общая успеваемость
Параметры контроля эффективности обучения □ Контрольная □ Экспериментальная
Таблица - Плавание
Параметры контроля эффективности МРТ Контрольная Экспериментальная
1 Значение мотивов 42.1 61.2
2 Отношение студ. к МРТ 48.5 70.8
3 Кроль 50 м. Темп прироста 5.5 8.4
4 Техника стиля брасс 25 м 64.2 72.0
5 Посещаемость занятий 82.4 86.2
6 Орг.-метод. навыки 74.2 80.4
7 Общая успеваемость 84.0 84.0
Литература
1. Разуванов, В. М. Качество как фундаментальный принцип подготовки специалистов с высшим физкультурным образованием / В. М. Разуванов // Мир спорта. - 2002. - № 1. - С. 23-28.
2. Виленский, М. Я. Основные сущностные характеристики педагогической технологии формирования физической культуры личности / М. Я. Виленский, М. Г. Соловьев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2001. - № 3. - С. 2-7.
3. Наскалов, В. М. Особенности организации рейтингового контроля в процессе профессионально-прикладной физической полготовки студентов вузов / В. М. Наскалов // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 10. - С. 55-59.
4. Загревская, А. И. Рейтинговая система оценки качества образования по физической культуре / А. И. Загревская // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 3. - С. 9-13.
5. Артемов, А. Модульно-рейтинговая система / А. Артемов, Н. Павлов, Т. Сидорова // Высшее образование в России. - 1999. - № 4. - С. 121-125.
6. Шевцова, В. В. Повышение качества учебных достижений студентов по дисциплине «Плавание» на основе модульно-рейтинговой технологии обучения / В. В. Шевцова, Б. А. Короткова // Теория и практика физической культуры. - 2005. - № 3. - С. 19-23.
7. Покровская, С. Е. Рейтинговая система обучения физвоспитанию студентов с ослабленным здоровьем / С. Е. Покровская, Н. А. Баркан // Физическая культура студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья : материалы 3-й Респ. науч.-практ. конф. / под ред. Т. А. Глазько. - Минск : МГЛУ. - 2005. - С. 95-96.
Summary
This article presents the material of research according to proving the effectiveness of a module -rating system of teaching pedagogical subject «Theory and methods of teaching swimming» to students. Researching showed, that effectiveness of this system is guaranteed: by the content of a module-type educational program; by the optimality of the model of rating control of types of students' studying activities; by combination of «soft», «strict» and «creative» levels of rating control on the different stages of study.
By the results of two-years experiment it was confirmed, that in comparison with a traditional system of teaching, a module-rating system is more effective in a number of psychological, technical and pedagogical criterions.
Поступила в редакцию 28.09.07.
УДК 37.013
В. В. Буткевич, Е. А. Колесниченко П. Ф. КАПТЕРЕВ: ВЕХИ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА
Введение
Долгое время имя Петра Федоровича Каптерева (1849-1922) оставалось неизвестным не только массовому читателю, но даже деятелям образования, а между тем психолого-педагогическое наследие русского ученого-педагога конца XIX - начала XX веков составляет сокровищницу и гордость мировой педагогической мысли.
Научно-педагогическое творчество П. Ф. Каптерева весьма многогранно. Научные труды великого педагога посвящены разработке важных вопросов дошкольной и школьной педагогики, семейного воспитания и педагогического образования, общей и педагогической психологии, истории русской педагогики, дошкольных учреждений.
Результаты исследования и их обсуждение
Более полувека длилась научно-педагогическая и общественная деятельность П. Ф. Каптерева. За этот период ученый, имевший всероссийскую известность, опубликовал около 40 монографий, свыше 200 журнальных статей, более 100 рецензий на книги педагогического профиля. Содержание трудов П. Ф. Каптерева свидетельствуют о широкой эрудиции и глубине его психолого-педагогических исследований.