Научная статья на тему 'Модульно-накопительная система повышения квалификации сотрудников университета'

Модульно-накопительная система повышения квалификации сотрудников университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
450
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / МОДУЛЬНО-НАКОПИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / АКАДЕМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION / IN-SERVICE TRAINING PROGRAMMES / MODULE-BASED ACCRUAL SYSTEM OF IN-SERVICE TRAINING / ACADEMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чичерина Наталья Васильевна, Зайцевская Анастасия Альбертовна

Развитие системы повышения квалификации научно-педагогических работников является стратегически важным направлением кадровой политики университета. В Северном (Арктическом) федеральном университете имени М.В. Ломоносова мероприятия по повышению квалификации рассматриваются в контексте непрерывного академического развития научно-педагогических работников. В статье представлен опыт университета по разработке и внедрению модульно-накопительной системы повышения квалификации сотрудников по следующим приоритетным направлениям: педагогика и психология профессионального образования, информационно-коммуникационные технологии в образовании, управление образованием и технологии проектной работы, технологии научно-исследовательской и инновационной деятельности, интернационализация образовательной и научной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чичерина Наталья Васильевна, Зайцевская Анастасия Альбертовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODULE-BASED ACCRUAL SYSTEM OF UNIVERSITY STAFF IN-SERVICE TRAINING

Development of the in-service training system is one of the strategic elements of the university personnel politics. In Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov the system of in-service training is viewed in the context of life-long academic development of the teaching staff. The article presents the University's experience of developing and implementation of module-based accrual system of in-service training which is organized in a number of priority fields of academic development: pedagogy and psychology of professional education, information-communication technologies in education, educational management and technologies of project-based work, technologies of research and innovations, internationalization in education and research.

Текст научной работы на тему «Модульно-накопительная система повышения квалификации сотрудников университета»

ФедералЬНЫЙуНИВеРСиТиТииЛУЧШиеииРаКТиК^^^^^

МОДУЛЬНО-НАКОПИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СОТРУДНИКОВ УНИВЕРСИТЕТА

ЧИЧЕРИНА Наталья Васильевна - д-р пед. наук, доцент, советник ректора, Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова. E-mail: n.chicherina@narfu.ru

ЗАЙЦЕВСКАЯ Анастасия Альбертовна - начальник управления дополнительного образования, Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова. E-mail: a.zaitsevskaya@narfu.ru

Аннотация. Развитие системы повышения квалификации научно-педагогических работников является стратегически важным направлением кадровой политики университета. В Северном (Арктическом) федеральном университете имени М.В. Ломоносова мероприятия по повышению квалификации рассматриваются в контексте непрерывного академического развития научно-педагогических работников. В статье представлен опыт университета по разработке и внедрению модульно-накопитель-ной системы повышения квалификации сотрудников по следующим приоритетным направлениям: педагогика и психология профессионального образования, информационно-коммуникационные технологии в образовании, управление образованием и технологии проектной работы, технологии научно-исследовательской и инновационной деятельности, интернационализация образовательной и научной деятельности.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, программы повышения квалификации, модульно-накопительная система, академическое развитие

Для цитирования:: Чичерина Н.В, Зайцевская А.А. Модульно-накопительная система повышения квалификации сотрудников университета // Высшее образование в России. 2016. № 6 (202). С. 34-41.

Развитие системы повышения квалифи- С принятием и вступлением в силу в

кации научно-педагогических работников 2013 г. ФЗ «Об образовании в Российской

(НПР) университета является стратегичес- Федерации » система дополнительного про-

ки важным направлением кадровой поли- фессионального образования (ДПО) пре-

тики и одним из обязательных условий ус- терпела существенные изменения:

пешного развития всего университета в из- • введены новые требования к срокам

меняющихся социально-экономических освоения программ ДПО (программа повы-

условиях. Повышение квалификации ра- шения квалификации - от 16 часов, про-

ботников любого университета регламен- фессиональная переподготовка - от 250

тируется прежде всего Федеральным зако- часов);

ном РФ «Об образовании в Российской • определены новые форматы повыше-

Федерации», а также приказом Министер- ния квалификации НПР, которое может

ства образования и науки от 01.07.2013 осуществляться единовременно (в форме

№499 «Об утверждении Порядка органи- однократного обучения), поэтапно (дис-

зации и осуществления образовательной де- кретно), в форме нескольких распределен-

ятельности по дополнительным професси- ных по времени циклов (модулей), а также

ональным программам» и локальными ак- в форме стажировки;

тами университета. • педагогические работники получили

право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже, чем один раз в три года;

• реализация программ дополнительного профессионального образования как государственной услуги в рамках государственного задания стала возможной только на базе профильных образовательных организаций ДПО, подведомственных МОН РФ.

Концептуальной предпосылкой происходящих изменений в системе ДПО стали новые подходы к организации процесса обучения, в частности, внедрение моделей индивидуально-ориентированной организации процесса обучения [1]; создание научных основ управления качеством ДПО как части стратегии образования в течение всей жизни [2]; разработка системы показателей оценки качества системы ДПО как ведущего компонента непрерывного образования взрослых [3].

Названные факторы в совокупности привели к необходимости реорганизации институциональных систем дополнительного профессионального образования в университетах. В Северном (Арктическом) федеральном университете имени М.В. Ломоносова результатом этой деятельности стало внедрение модульно-накопительной системы повышения квалификации сотрудников университета.

Нужно подчеркнуть, что актуальность проведенной реорганизации была связана не только с изменениями законодательной базы и новым уровнем научного знания о сфере ДПО, но также с пониманием абсолютной необходимости и важности создания условий для непрерывного профессионального роста и академического развития НПР. Разработчики новой системы исходили из того, что академическое развитие университета как образовательной организации реализуется в трех взаимосвязанных процессах: совершенствование образовательных программ, развитие акаде-

мического персонала и обучающихся. Это соответствует современному пониманию академического развития, которое в контексте перехода к построению образовательных программ «от результатов обучения» ("outcomes-based approach to curriculum design and delivery") рассматривается как гармоничное взаимодействие субъектов образовательного процесса -преподавателей и обучающихся ("staff and learner development") [4]. Ключевым процессом в этой триаде, несомненно, выступает академическое развитие НПР. Ведь любые происходящие или перспективные изменения в образовательных стандартах, программах, учебных планах, технологиях обучения, подходах к оценке результатов и разработке оценочных средств неразрывно связаны с академическим развитием сотрудников университета - тех, кто непосредственно вовлечен в разработку и реализацию образовательных программ, создание обучающих материалов, электронных ресурсов и т.п.

Соответственно, в качестве основных задач при разработке модульно-накопитель-ной системы повышения квалификации сотрудников университета были определены следующие:

- создать условия для академического развития сотрудников через систему мероприятий повышения квалификации по приоритетным для университета направлениям, связанным с разработкой инновационных образовательных продуктов (основных и дополнительных программ, учебных материалов, электронных ресурсов и т.д.);

- обеспечить вариативность и возможность выбора мероприятий повышения квалификации в зависимости от потребностей преподавателя;

- обеспечить непрерывность и интег-ративность процесса академического развития через рациональное сочетание мероприятий повышения квалификации и профессионального развития.

Еще одним принципиально важным положением, которое было положено в основу разработки модульно-накопительной системы повышения квалификации сотрудников университета, стало построение программ по модульному принципу. Модульность рассматривается сегодня как один из главных инструментов индивидуализации образовательного процесса, усиления междисциплинарности, преодоления «мелкопредметности » учебных планов и интеграции дисциплин в формировании родственных компетенций. В более широкой перспективе модульность способствует активизации деятельности НПР по обновлению и совершенствованию содержания образования с акцентом на результаты обучения и привлечению к образовательному процессу специалистов-практиков [5; 6]. Применительно к основным образовательным программам высшего образования принцип модульности реализуется в формате кредитно-модуль-ной системы обучения. Что касается системы ДПО, то здесь модульность, как правило, не имеет привязки к зачетным единицам/ кредитам: программы повышения квалификации могут иметь различную трудоемкость начиная от 16 часов, что создает неудобства при измерении их в зачетных единицах.

Итак, в 2014 г. в САФУ была разработана и внедрена модульно-накопительная система повышения квалификации, которая предоставляет сотрудникам следующие возможности:

□ выбор направления повышения квалификации (ПК) из перечня утвержденных в университете направлений;

□ выбор образовательных программ, учебных модулей, форм и сроков обучения и формирование индивидуальной траектории повышения квалификации;

□ зачет в качестве ПК различных видов деятельности, направленных на профессиональное развитие(доклады на конференциях по профилю профессиональной

деятельности, участие в вебинарах, обучение с использованием открытых онлайн-курсов и т.д.);

□ использование системы автоматизированной записи на повышение квалификации.

В целом система повышения квалификации НПР представляет собой совокупность различных форм и видов мероприятий дополнительного профессионального образования, которые подразделяются на ряд категорий:

1) программы ПК различной продолжительности, проводимые структурными подразделениями университета;

2) программы повышения квалификации, реализуемые приглашенными специалистами или другими образовательными организациями на базе САФУ (в том числе с применением дистанционных образовательных технологий);

3) курсы повышения квалификации на базе других вузов, научных центров и специализированных организаций, в том числе зарубежных;

4) педагогические и научные стажировки, целевые стажировки в других вузах, исследовательских центрах и специализированных организациях, в том числе зарубежных;

5) мероприятия профессионального развития (конференции, семинары, круглые столы и панельные дискуссии, вебина-ры, обучение с использованием открытых онлайн-курсов).

Главным источником финансирования ПК сотрудников являются средства от приносящей доход деятельности университета. Объем затрат на организацию повышения квалификации составляет не менее 5% от объема поступлений от оказания услуг дополнительного образования.

Особой популярностью среди сотрудников университета традиционно пользуются выездные программы повышения квалификации и выездные стажировки, так как они дают возможность не только

развития и приобретения новых компетенций, но и установления научных и академических контактов, использования уникальных ресурсов других образовательных или научныхорганизаций, знакомства с научно-образовательной средой других организаций. Информирование НПР о возможностях и программах выездного повышения квалификации осуществляется через сайт университета. Для участия сотрудник должен быть включен в план повышения квалификации структурного подразделения, который рассматривается на Совете по повышению квалификации и утверждается приказом ректора. Вместе с тем в условиях ограниченного финансирования нет возможности направить на выездное мероприятие ПК всех желающих. В этой связи внедрение модульно-накопи-тельной системы повышения квалификации НПР является хорошим решением проблемы. Модульно-накопительная система повышения квалификации позволяет сотрудникам университета самостоятельно формировать траекторию своего профессионального и академического развития, сочетая возможности выездного и внутреннего повышения квалификации, мероприятий профессионального развития, выбирая при этом те направления и модули, которые соответствуют их текущим потребностям и задачам.

Для организации выездных и внутренних мероприятий повышения квалификации были определены приоритетные направления в соответствии с задачами академического развития и достижения показателей программы развития университета:

1) педагогика и психология профессионального образования - проектирование образовательных программ; применение образовательных технологий; теория и методика работы с разными категориями обучающихся; правовая грамотность в образовательном пространстве и др.;

2) информационно-коммуникацион-

ные технологии в образовании - дистанционные образовательные технологии; открытые образовательные ресурсы; МООС; электронный документооборот и др.;

3) управление образованием и технологии проектной работы - управление образовательными программами; учебно-методическое сопровождение; нормативно-методическое обеспечение учебного процесса и др.; проектная деятельность в науке и образовании, управление проектами в науке и образовании и др.;

4) технологии научно-исследовательской и инновационной деятельности - исследовательские компетенции в предметной области и освоение нового инструментария научных исследований и разработок; исследовательские компетенции в области образования - овладение инструментами исследования процесса и результатов профессионально-педагогической, образовательной деятельности; защита интеллектуальной собственности; организация исследовательской и инновационной деятельности студентов и др.;

5) интернационализация образовательной и научной деятельности - международная проектная деятельность; основные международные программы и фонды и условия подачи заявок.

6) профессиональное развитие в предметной области - профильные стажировки, направленные на ознакомление с новыми технологиями и перспективами в соответствующей отрасли науки и промышленности, освоение инновационных технологий, форм, методов и средств в производственных процессах, в сфере сервисных услуг и в области образования, изучение отечественных и зарубежных требований к уровню квалификации специалистов и освоению ими современных методов решения профессиональных задач.

В рамках внутреннего повышения квалификации для каждого направления разработаны новые программы ПК, имеющие

модульную структуру. При этом модуль был определен как обособленная часть образовательной программы, имеющая логическую завершенность по отношению к целям и результатам обучения. Продолжительность одного модуля, как правило, кратна 8 часам. Содержание каждого учебного модуля нацелено на конкретный профессиональный результат - формирование определенного уровня профессио-

нальной компетенции по приоритетному направлению ПК. К примеру, по направлению «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» представлены шесть программ ПК, каждая из которых состоит из трех-шести модулей (табл. 1).

Слушатель самостоятельно выбирает одно или несколько приоритетных направлений повышения квалификации, подает

Таблица 1

Программы и модули повышения квалификации по направлению «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»

Программа повышения квалификации Модули

Разработка модулей на платформе Sakai - Дизайн дистанционного модуля; - Размещение и сопровождение лекций и практических занятий; - Создание тестов и опросов; - Разработка системы оценивания результатов обучения; - Проблемы практики применения норм авторского права

Сопровождение дистанционного курса - Методика проведения вебинаров; - Проверка тестов; - Поддержка форума

Педагогические технологии в электронном обучении - Методы проблемного обучения. Case-study; - Технологии креативного мышления; - Технологии взаимодействия; - Геймификация. Применение игровых механик; - Технологии «портфолио»

Разработка электронных образовательных ресурсов - Электронные учебники (разработка и регистрация); Разработка мультимедийных ресурсов; - Запись видеолекций; - Визуализация информации в электронных образовательных ресурсах; - Работа в электронной библиотеке; - Дизайн электронных образовательных ресурсов

Использование интерактивной доски SmartBoard в учебном процессе - Знакомство с доской SmartBoard. Базовые функции интерактивной доски; - Основные инструменты программного обеспечения SMART Notebook; - Создание интерактивных упражнений в программе SMART Notebook; - Использование возможностей интерактивной доски при работе с программами Microsoft Office

Web-сервисы и открытые образовательные ресурсы - Виртуальные лаборатории; - Коллективные презентации и проектная работа в электронной среде; - Использование социальных сервисов; - Облачные сервисы; - Методы визуализации. Ментальные карты; - Особенности обучения в МООС. Разработка МООС

заявку на интересующие его модули из реестра модулей, предлагаемых на учебный год, тем самым формируя свою индивидуальную траекторию профессионального развития. Например, слушатель в течение трех лет может сформировать свой индивидуальный учебный план ПК по направлению «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» в объеме 40 часов, что соответствует пяти модулям по 8 часов. Еще 32 часа, или четыре модуля по 8 часов, могут быть выбраны по направлению «Педагогика и психология профессионального образования » и любому другому. Таким образом, за три года объем модулей повышения квалификации составит 72 часа - это тот необходимый минимум, который должен быть достигнут в соответствии с утвержденными в университете квалификационными требованиями.

Модульно-накопительная система повышения квалификации сотрудников предполагает суммирование результатов не только мероприятий повышения квалификации (выездных или проводимых на базе САФУ), но и участия в мероприятиях профессионального развития. К таким мероприятиям относятся, например, выступления с докладами на научно-практических и научно-

методических конференциях по профилю профессиональной деятельности преподавателя, участие в вебинарах, обучение с использованием МООС и других открытых онлайн-курсов (Рис. 1). На включение таких мероприятий в индивидуальный план ПК сотрудника действует ограничение: например, в качестве повышения квалификации сотрудник может засчитать не более двух конференций в год (по 4 часа за одну конференцию).

Процесс планирования повышения квалификации, записи на модули внутреннего ПК и учет освоенных модулей по принципу модульно-накопительной системы организованы с использованием сервиса корпоративного портала. При этом все формы и виды ПК, пройденные сотрудником в течение отчетного периода, фиксируются в электронном реестре ПК, а также в индивидуальном плане-отчете преподавателя.

Общее число работников САФУ, прошедших повышение квалификации в 2015 г., составило 842 человека, из них по направлению «Педагогика и психология профессионального образования» - 96 чел. (11%), «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» - 196 чел.

72

часа за три года

Рис. 1. Модульно-накопительная система повышения квалификации

(23%), «Управление образованием. Технологии проектной деятельности » - 34 чел. (4%), «Технологии научно-исследовательской и инновационной деятельности » - 49 чел. (6%), «Профессиональное развитие в предметной области » - 358 чел. (43%), «Интернационализация образовательной и научной деятельности» - 109 чел. (13%). При этом обучение по дополнительным профессиональным программам на базе САФУ прошли 631 человек (75%). Предварительные данные за 2015-2016 учебный год свидетельствуют о значительном повышении интереса сотрудников университета к модульным программам внутреннего повышения квалификации и в целом об усилении мотивации к развитию профессиональных компетенций. Многие слушатели отмечают, что внутренняя система повышения квалификации оказывает большое влияние на развитие академической среды университета.

Безусловно, на начальном этапе реализации модульно-накопительной системы высветились и проблемы и дополнительные задачи, которые требуют решения. Это, например, систематический анализ потребностей НПР в повышении квалификации с целью формирования наиболее актуальных модулей и программ дополнительного профессионального образования; более интенсивная разработка и внедрение учебных модулей с использованием ДОТ; оценка внедрения результатов обучения на программах ПК в профессиональную деятельность. Эти и многие другие вопросы находятся в стадии поиска решений или разработки подходов.

Вместе с тем очевидными уже в первый год реализации модульно-накопительной системы стали и ее преимущества. Обеспечивая возможность выбора образовательных программ, учебных модулей, форм и сроков обучения и формирования индиви-

дуального учебного плана повышения квалификации, модульно-накопительная система способствует проявлению инициативности работников, усилению личной ответственности за собственное профессиональное и академическое развитие, а значит, и за эффективное развитие университета в целом.

Литература

1. Сазонов Б.А. Индивидуально-ориентиро-

ванная организация учебного процесса как условие модернизации российского высшего образования // Высшее образование в России. 2011. № 4. С. 10-24.

2. Азарова Р.Н, Петров В.Л. Дополнитель-

ное профессиональное образование как новая стратегия качества образования в течение всей жизни // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2014. № 4. С. 126-135.

3. Логвинова О.Н. Показатели оценки каче-

ства системы дополнительного профессионального образования как ведущего компонента непрерывного образования взрослых // Профессиональное образование и общество. 2016. № 1 (17). С. 59-66.

4. Coats, M, Stevenson, A. (2004). Academic development or teaching and learning: how action research added value to the practice of tutors and the performance of students. Open University, UK. URL: http:// www.open.ac.uk/ cobe/ resources/ SAADA-2004-paper.pdf

5. Клемешев А.П., Кукса И.Ю. Управление

образовательными программами как фактор модернизации университета // Высшее образование в России. 2016. № 5 (201). С. 10-20.

6. Караваева Е.В. Рекомендуемый алгоритм

проектирования программ высшего образования // Высшее образование в России. 2014. № 8-9. С. 5-15.

Статья поступила в редакцию 04.04.16.

MODULE-BASED ACCRUAL SYSTEM OF UNIVERSITY STAFF IN-SERVICE TRAINING

CHICHERINA Nataliya V. - Dr. Sci. (Pedagogy), Assoc. Prof., Adviser to the rector, Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov, Russia. E-mail: n.chicherina@narfu.ru

ZAITSEVSKAYA Anastasiya A. - Head of the Department of Continuing Education, Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov, Russia. E-mail:

а.zaitsevskaya@narfu.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Abstract. Development of the in-service training system is one of the strategic elements of the university personnel politics. In Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov the system of in-service training is viewed in the context of life-long academic development of the teaching staff. The article presents the University's experience of developing and implementation of module-based accrual system of in-service training which is organized in a number of priority fields of academic development: pedagogy and psychology of professional education, information-communication technologies in education, educational management and technologies of project-based work, technologies of research and innovations, internationalization in education and research.

Keywords: continuing professional education, in-service training programmes, module-based accrual system of in-service training, academic development

Cite as: Chicherina, N.V., Zaitsevskaya, A.A. (2016). [Module-based Accrual System of University Staff In-service Training]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 6 (202), pp. 34-41. (In Russ., abstract in Eng.)

References

1. Sazonov, B.A. (2011). [Individually Oriented Organization of Educational Process as a Means of

Modernization of Russian Higher Education]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 4, pp. 10-24. (In Russ., abstract in Eng.)

2. Azarova, R.N., Petrov, V.L. (2014). [Additional Professional Education as a New Strategy of Life-

long Education Quality]. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Tver State University]. Series: Pedagogy and Psychology. No. 4, pp. 126-135. (In Russ., abstract in Eng.)

3. Logvinova, O.N. (2016). [Indicators ofQuality Assessment ofthe System ofFurther Vocational

Education as a Leading Component ofthe Continuous Education of Adults]. Professionalnoe obrazovanie I obshchestvo [Professional Education and Society]. No. 1 (17), pp. 59-66. (In Russ., abstract in Eng.)

4. Coats, M., Stevenson, A. (2004). Academic Development for Teaching and Learning: How Action

Research Added Value to the Practice of Tutors and the Performance of Students. Open University, UK. Available at: http:// www.open.ac.uk/ cobe/ resources/SAADA-2004-paper.pdf

5. Klemeshev, A.P., Kuksa, I.Yu. (2016). [Administration of Academic Programmes as a Factor of

University Modernization]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 5 (201), pp. 10-20. (In Russ., abstract in Eng.)

б. Karavaeva, E.V. (2014). [Recommended Algorithm for Designing Degree Programmes]. Vysshee

obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 8-9. pp. 5-15. (In Russ., abstract in Eng.)

The paper was submitted 04.04.16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.