Научная статья на тему 'Повышение квалификации НПР: персонализация профессионального развития'

Повышение квалификации НПР: персонализация профессионального развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1648
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОРГАНИЗАЦИИ / КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ / TEACHER'S PROFESSIONAL DEVELOPMENT / UPGRADE TRAINING / PERSONALIZING EDUCATION / BLENDED LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стародубцев Вячеслав Алексеевич, Исаева Евгения Владимировна

В условиях быстрого обновления знаний и технологий необходим переход от кратковременных курсов повышения квалификации НПР вузов к системе непрерывного профессионального развития, сочетающей практико-ориентированные курсы формального (академического) повышения квалификации с неформальной методической поддержкой. Персональные маршруты профессионального развития ППС реализуются в рамках модульных программ дополнительного образования, прошедших внутривузовскую экспертизу, с учетом личностных потребностей преподавателей и программы развития инновационного университета по приоритетным направлениям. Персональные образовательные результаты достигнутого профессионального развития оцениваются в системе по персональным образовательным продуктам, созданным в процессе освоения содержания выбранной дополнительной образовательной программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONALIZATION OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF UNIVERSITY PEDAGOGICAL STAFF

With the rapid updating of knowledge and technologies, a shift is necessary from shortBterm courses of improvement of university teaching staff qualification to a system of continuous professional development, combining a system of practiceBoriented courses of formal (academic) refresher training and informal methodological support of teaching staff as the developers of discipline content, training tools and methods of interaction. Personal professional development routes are implemented within modular programmes of further education, after peer to peer evaluation, taking into account the individual needs of the Faculty and the University’s programme of innovation development priorities. Personal educational results achieved in the professional development system are evaluated by means of educational products created in the course of additional educational program selected.

Текст научной работы на тему «Повышение квалификации НПР: персонализация профессионального развития»

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ НПР: ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ 1

СТАРОДУБЦЕВ Вячеслав Алексеевич - д-р пед. наук, проф., Национальный исследовательский Томский политехнический университет. E-mail: [email protected] ИСАЕВА Евгения Владимировна - канд. филол. наук, доцент, зав. кафедрой, Национальный исследовательский Томский политехнический университет. E-mail: [email protected]

Аннотация. В условиях быстрого обновления знаний и технологий необходим переход от кратковременных курсов повышения квалификации НПР вузов к системе непрерывного профессионального развития, сочетающей практико-ортентированные курсы формального (академического) повышения квалификации с неформальной методической поддержкой. Персональные маршруты профессионального развития ППС реализуются в рамках модульных программ дополнительного образования, прошедших внутривузовскую экспертизу, с учетом личностных потребностей преподавателей и программы развития инновационного университета по приоритетным направлениям. Персональные образовательные результаты достигнутого профессионального развития оцениваются в системе по персональным образовательным продуктам, созданным в процессе освоения содержания выбранной дополнительной образовательной программы.

Ключевые слова: профессиональное развитие педагога, повышение квалификации, персонализация образования, смешанное обучение

Для цитирования: СтародубцевВ.А., Исаева Е.В. Повышение квалификации НПР: персонализация профессионального развития // Высшее образование в России. 2017. № 208 (1). С. 93-98.

Актуальность создания системы про- собностей НПР к творческому труду как фессионального развития научно-педаго- фундаментальных характеристик конку-гических работников (НПР) в РФ опреде- рентоспособности вузов. ляется такими факторами, как: Эти факторы требуют корректировок в

• развитие глобального рынка образо- организации, содержании и технологиях вательных услуг, функционирующего в ин- подготовки НПР, усиления практической формационно-коммуникационной среде; направленности процесса повышения ква-

• вхождение России в мировое обра- лификации, обеспечения гибкой нелиней-зовательное пространство с задачей соот- ной траектории профессионального разви-ветствующего позиционирования конку- тия ППС вузов РФ. Необходимо усиление рентоспособных вузов страны; связи всех компонентов содержания допол-

• возрастание роли цифровых техно- нительных образовательных программ логий и информационно-коммуникацион- (предметных, психолого-педагогических, ной инфраструктуры в образовательной информационно-технических) с практичес-деятельности высшей школы РФ, приводя- кими профессиональными задачами препо-щее к модификации ООП наряду с внедре- давателей и научных работников.

нием инновационных средств обучения; Целью работы является обоснование и

• необходимость повышения роли апробация концептуальной модели непре-квалификации, профессионализма и спо- рывного профессионального развития

1 Работа поддержана грантом РГНФ № 15-16-70004.

94

Высшее образование в России • № 1, 2017

ППС вузов с учетом методологии смешанного обучения и технологии открытых он-лайн-курсов (массовых, корпоративных, приватных).

Основные положения концепции

Разрабатываемая модель должна быть приоритетно направлена на развитие педагогических компетенций, позволяющих обеспечить в вузах опережающую подготовку кадров в контексте потребностей рынка труда, в условиях быстрого темпа обновления знаний и высокой конкуренции на глобальном рынке образовательных услуг.

Если повышение квалификации (её рост) подразумевает ситуативное увеличение объёма профессиональных (предметных) знаний, количества используемых инструментов и способов их применения в профессиональной деятельности как поставщика образовательных услуг, то профессиональное развитие направлено на повышение системности, непрерывности и результативности деятельности преподавателя как потребителя обновляемых компетенций.

Концептуальными характеристиками предлагаемой системы профессионального развития ППС являются:

• развитие взаимодействия с международными партнерами по вопросам обеспечения качества подготовки специалистов;

• изменение характера процесса формирования и обновления компетенций сотрудников образовательной организации от дискретного к непрерывному;

• сочетание унификации и вариативности в структуре дополнительных образовательных программ (ДОП) с использованием возможностей модульной сетецентрирован-ной организации процесса обучения;

• персонификация контингента НПР в целях развития потенциала каждого потребителя услуг системы;

• интеграция академического и неформального взаимодействия в процессе профессионального развития;

• учет в ДОП и на курсах повышения квалификации (КПК) профессионального стандарта преподавателя высшей школы, проектировочного и административного аспектов деятельности НПР;

• продукто-ориентированная оценка образовательных результатов освоения ДОП и КПК;

• мониторинг имплементации результатов освоения ДОПи КПК в деятельность образовательной организации.

Положения концепции исходят из следующих ключевых требований к профессиональным качествам преподавателя в XXI веке:

- ценностное понимание двойственной роли преподавателя вуза - как квалифицированного поставщика и как потребителя образовательных услуг, - требующей непрерывного профессионального образования в течение жизни;

- владение персональным менеджментом знаний (методами сетевой коммуникации и поиска, анализа, синтеза, комбинирования, прогнозирования, моделирования и т.д.) для актуализации содержания своей предметной области;

- знание тенденций развития зарубежной и отечественной теории и лучшей практики организации и управления образовательным процессом;

- умение использовать рекомендации международных и отечественных стандартов в своей профессиональной деятельности;

- способность создавать персональные образовательные среды и использовать их унифицированные варианты.

Персонифицированный подход к повышению квалификации НПР ориентирован на конкретную личность (развитие личностного потенциала и овладение педагогическим инструментарием) в интересахне только самого преподавателя (научного сотрудника), но и образовательного учреждения. Реализация подхода включает входную диагностику имеющегося потенциала и де-

фицита компетенций, нуждающегося в нивелировании в процессе освоения предлагаемых КПК и ДОП. Диагностика потенциала производится для повышения личной заинтересованности преподавателя на этапе предварительного выбора ДОП (из имеющегося перечня) в электронной форме, в приватном индивидуальном порядке.

Вариативная структура системы определена наличием спектра модулей ДОП, позволяющих добиться адресной подготовки и построения непрерывного, последовательного персонального маршрута профессионального развития в зависимости от достигнутого опыта преподавательской и исследовательской деятельности. Система предполагает использование смешанного образовательного процесса по технологии МООК, согласованного с запросами заказчика ДОП, а также неформальную поддержку после завершения обучения. Выбор ДОП производится в зависимости от актуальной ролевой позиции преподавателя: руководителя ООП, ведущего лектора, тьютора, работника административного аппарата вуза и т.д.

С учетом анализа международных образовательных стандартов и целевых показателей Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы перечень курсов и модулей в составе системы ДОП охватывает направления профессионального развития ППС и НПР, приоритетные для создания конкурентоспособного университета. Спектр программ и модульная технология обучения поддерживают вхождение в профессию начинающих ППС и дает возможность руководству подразделений вуза целенаправленно планировать профессиональное развитие контингента в среднесрочной перспективе.

Реализация концепции

Создание системы персонализированного профессионального развития НПР в Томском политехническом университете опирается на теоретические и практи-

ческие разработки [1—7]. Нормативно система определена Положением о дополнительном профессиональном образовании (повышении квалификации) сотрудников, утвержденным ректором. На основании этого документа производится конкурсный отбор программ повышения квалификации на учебный год, предлагаемых подразделениями ТПУ. Приоритетными являются программы подготовки НПР к последовательному внедрению веб-поддержки учебного процесса и применению технологий смешанного обучения (blended learning).

Все ДОП системы имеют необходимое информационно-методическое обеспечение, современную технологическую инфраструктуру доставки контента и межличностного взаимодействия. Имеется возможность набора регламентного объёма курса повышения квалификации из нескольких более коротких по времени прохождения модулей. Временной ресурс предлагаемых модулей составляет от 12 до 36 часов, с возможностью направления НПР на прохождение части программы по дистанционным образовательным технологиям в сетевом варианте. В реализации ДОП применяются активные методы и технологии (тренинги, мастер-классы, работа в малых группах, сетевые семинары и др.). Отметим, что модульная система повышения квалификации используется и в других вузах [8].

С целью задействования аудиовизуальных технологий в учебном процессе и в повышении квалификации по инициативе кафедры технологии и педагогики электронного обучения (ТПЭО) на портале университета создан видеохостинг для размещения видеолекций и других видеозаписей. В процессе создания авторской видеозаписи сохраняется окно веб-камеры и демонстрируется работа с учебными документами и экран преподавателя, но не используются окна чата и списка участников. В необходимых случаях, например

96

Высшее образование в России • № 1, 2017

для самопроверки понимания излагаемого материала, используется окно проведения опроса. Перемена видов перцептивной и когнитивной учебной деятельности в таких случаях соответствует ментальным характеристикам нового поколения студентов.

С учетом ограниченного количества приобретенных университетом лицензий подразделения ТПУ получают в определенном порядке доступ к виртуальным классам, в которых производится запись и конвертация видео в автономный файл. Затем запись размещается на видеохостинге в одном из наиболее употребительных видеоформатов, а гиперссылка на него используется в электронных курсах на платформе LMS MOODLE или в персональных учебных средах ППС.

Методической особенностью курсов повышения квалификации, реализуемых кафедрой ТПЭО, является групповая работа и взаимное оценивание результатов выполнения заданий. В частности, назначенный или определяемый по желанию участников куратор контента [4; 5] знакомится с результатами рефлексии и выполнения заданий всеми участниками по данной теме и размещает в информационном центре КПК обзор (резюме) поступивших материалов, предлагает для обсуждения итог общей работы. Участники знакомятся с обзором, просматривают рекомендованные материалы и/или ссылки на сообщения коллег, комментируют в общем контексте или по конкретным двусторонним связям опубликованную информацию. В конечном итоге в информационном центре КПК будет сформирована база данных по результатам освоения программы КПК. Роль информационного центра КПК, как правило, играет LMS MOODLE.

Существующую сегодня очную систему повышения квалификации и дополнительного образования необходимо дополнить элементами неформального образования, использующего потенциал самих уча-

стников образовательного взаимодействия в межкурсовой период [4]. Для этого кафедра ТПЭО совместно с иными подразделениями института электронного обучения регулярно проводит тематические вебина-ры и виртуальные мастер-классы, записи которых размещаются на портале ТПУ в разделе электронного обучения (http:// portal.tpu.ru/ eL/ training). Здесь же находится перечень доступных в данном семестре курсов повышения квалификации. В частности, в осеннем семестре 2015-2016 учебного года проведено более десяти ве-бинаров, в том числе с приглашенными зарубежными партнерами.

Предлагаемая концепцией система имеет все необходимые компоненты для перспективного профессионального развития контингента НПР, освоения преподавателями технологических и образовательных инноваций. Апробация уровневой системы (для начинающих, продолжающих, специализированные курсы) проведена в процессе реализации таких КПК, как «Электронный курс: от разработки к реализации учебного процесса (на основе LMS Moodle)», «Электронное обучение: практикум по использованию активных методов», «Основы трехмерного моделирования в Autodesk 3Ds MAX ». В процессе проведения курсов преподаватели создавали учебные ресурсы, взаимно оценивали их по согласованным критериям и размещали на платформе MOODLE. Повышение квалификации по этим и другим программам прошли в прошедшем учебном году более 300 НПР.

Заключение

Персонализация профессионального развития НПР реализуется за счёт выбора последовательности КПК в модульной системе курсов ДОП и неформального участия преподавателей в регулярных вебина-рахи мастер-классах, проводимых сотрудниками кафедр технологии и педагогики электронного обучения, инженерной педа-

гогики, иностранного языка и других подразделений ТПУ. Непрерывность профессионального развития мотивируется включением показателя повышения квалификации в годовой эффективный контракт ППС.

Итоги совместной работы и вклад отдельных участников в процесс КПК могут быть оценены как организатором курса, так и самими педагогами путём указания тех материалов коллег, которые оказались полезными другим участникам. По результатам индивидуальных работ, зафиксированным в информационном центре курса (LMS MOODLE), организатор принимает административное решение о выдаче удостоверения, в котором указывается официальное название образовательной организации, реализующей повышение квалификации или дополнительное образование, наименование программы и установленный объём программы в часах.

В настоящее время, помимо коннекти-вистских MOOC, появились их варианты -COOC (Corporate Open Online Courses) и SPOC (Small Private Online Courses), причем эффективность последних оказывается выше [9]. Очевидно, что для курсов повышения квалификации и непрерывного профессионального развития перспективным является развитие малых (по контингенту) открытых онлайн-курсов с более однородной характеристикой участников, чем это сейчас наблюдается в массовых курсах электронного обучения.

Литература

1. Стародубцев В.А. Персонализированные МООК в смешанном образовании // Высшее образование в России. 2015. № 10. С. 133-144.

2. Велединская С.Б., Дорофеева М.Ю. Сме-

шанное обучение: секреты эффективности // Высшее образование сегодня. 2014. № 8. С. 8-13.

3. Велединская С.Б., Дорофеева М.Ю. Сме-

шанное обучение: технология проектирования учебного процесса // Открытое и дистанционное образование. 2015. № 2. С. 12-19.

4. Стародубцев В.А., Киселева А.А. Техно-

логия сетевого курса повышения квалификации // Высшее образование в России. 2014. № 1. С. 98-103.

5. Стародубцев В.А., Шамина О.Б. Курато-

ры контента в сетевых образовательных событиях // Высшее образование в России. 2015. № 5. С. 132-139.

6. Стародубцев В.А. Персонализация вирту-

альной образовательной среды // Педагогическое образование в России. 2015. № 7. C. 24-29.

7. Siemens G, Gasevic D, Dawson S. Preparing

for Digital University: a review of the history and current state of distance, blended, and online learning. URL: http://linkresearchlab.org/ PreparingDigitalUniversity.pdf

8. Кайгородцева Н.В, Одинец М.Н. Модуль-

ный принцип организации программ повышения квалификации // Высшее образование в России. 2015. № 4. С. 159-163.

9. Small Private Online Courses. URL: https://

en.wikipedia.org/wiki/Small_private_ online_course

Статья поступила в редакцию 22.06.16.

PERSONALIZATION OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF UNIVERSITY PEDAGOGICAL STAFF

STARODUBTSEV Vyacheslav A. - Dr. Sci. (Pedagogy), Prof. E-mail: [email protected] National Research Tomsk Polytechnic University. Tomsk, Russia ISAEVA Evgenia V. - Cand. Sci. (Philology), Assoc. Prof., Head of the e-Learning Technology and Pedagogy Department. E-mail: [email protected] National Research Tomsk Polytechnic University, Tomsk, Russia. 30, Lenin Avenue, Tomsk, 634050, Russian Federation

98

Bbicrnee o6pa3oeaHue e Poccuu • № 1, 2017

Abstract. With the rapid updating of knowledge and technologies, a shift is necessary from short-term courses of improvement of university teaching staff qualification to a system of continuous professional development, combining a system of practice-oriented courses of formal (academic) refresher training and informal methodological support of teaching staff as the developers of discipline content, training tools and methods of interaction. Personal professional development routes are implemented within modular programmes of further education, after peer to peer evaluation, taking into account the individual needs of the Faculty and the University's programme of innovation development priorities. Personal educational results achieved in the professional development system are evaluated by means of educational products created in the course of additional educational program selected.

Keywords: teacher's professional development, upgrade training, personalizing education, blended learning

Cite as: Starodubtsev, V.A., Isaeva, E.V. (2017). [Personalization of Professional Development of University Pedagogical Staff]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 208 (1), pp. 93-98. (In Russ., abstract in Eng.)

References

1. Starodubtsev, V.A. (2015). [Personalized MOOCs in Blended Learning]. Vysshee obrazovanie v

Rossii [Higher Education in Russia]. No. 10, pp. 133-144. (In Russ., abstract in Eng.)

2. Veledinskaya, S.B., Dorofeeva, M.Yu. (2014). [Blended Learning: Secrets of Effectiveness]. Vysshee

obrazovanie segodnia [Higher Education Today]. No. 8, pp. 8-13. (In Russ., abstract in Eng.)

3. Veledinskaya, S.B., Dorofeeva, M.Yu. (2015). [Blended Learning: Design Technology of Educational

Process]. Otkrytoe i distantsionnoe obrazovanie [Open and Distance Education]. No. 2, pp. 1219. (In Russ., abstract in Eng.).

4. Starodubtsev, V.A., Kiseleva, A.A. (2014). [Network Technology of Refresher Training Course].

Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 1, pp. 98-103. (In Russ., abstract in Eng.)

5. Starodubtsev, V.A., Shamina, O.B. (2015). [Curators of Content in Network Educational Events].

Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 5, pp. 135-139. (In Russ., abstract in Eng.)

6. Starodubtsev, V.A. (2015). [Personalization of Virtual Education Environment]. Pedagogicheskoe

obrazovanie v Rossii [Pedagogic Education in Russia]. No. 7, pp. 24-29. (In Russ., abstract in Eng.)

7. Siemens, G., Gasevic, D., Dawson, S. Preparing for Digital University: A Review of the History and

Current State of Distance, Blended, and Online Learning. Available at: http://linkresearchlab.org/ PreparingDigitalUniversity.pdf

8. Kaygorodtseva, N.V., Odinets, M.N. (2015). [The Modular Principle in Organization of Courses on

AutoCAD]. Vysshee obrazovanie vRossii [Higher Education in Russia]. No. 4, pp. 159-163. (In Russ., abstract in Eng.)

9. Small Private Online Courses. Available at: https://en.wikipedia.org/wiki/Small_private_online_

course

The paper was submitted 22.06.16.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.