Научная статья на тему 'Эффективность деятельности региональной сетевой системы повышения квалификации работников образования Московской области: мониторинговое исследование'

Эффективность деятельности региональной сетевой системы повышения квалификации работников образования Московской области: мониторинговое исследование Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
300
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / TRAINING / РАБОТНИК ОБРАЗОВАНИЯ / EMPLOYEE EDUCATION / МОНИТОРИНГ / MONITORING / АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ / ACADEMY OF SOCIAL MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быков А. К., Плечева Н. Д., Зернова Г. П.

Представлен анализ мониторингового исследования, проведенного региональной сетевой системы повышения квалификации работников образования Московской области. Осуществленный мониторинг эффективности деятельности региональной сетевой системы повышения квалификации работников образования Московской области имел своей целью выявление реального состояния функционирования этой системы, определения степени ее эффективности, прогнозирования перспектив ее дальнейшего развития с разработкой приоритетных мер. По результатам анализа определены основные направления в совершенствовании деятельности региональной сетевой системы повышения квалификации работников общего образования Московской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Of regional networks system training workers of educationof Moscow region: monitoring studies

The analysis of the monitoring research conducted by the regional network of Teacher Training, Moscow region. Monitoring the effectiveness of the regional network of training of educators of the Moscow region was intended to identify the real state of implementation of the system, determine the extent of its effectiveness, forecasting the prospects for its further development with the development of priority actions. The analysis identified the main directions in improving activities of the regional network of training employees of general education of the Moscow region.

Текст научной работы на тему «Эффективность деятельности региональной сетевой системы повышения квалификации работников образования Московской области: мониторинговое исследование»

УДК 378.046.4

Эффективность деятельности региональной

сетевой системы повышения квалификации работников образования московской области: мониторинговое исследование

А.К. БЫКОВ,

доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник, E-mail: [email protected] Н.Д. ПЛЕЧЕВА,

кандидат технических наук, старший научный сотрудник,

E-mail: pleceva_nd@ asou-mo.ru Г.П. ЗЕРНОВА,

кандидат педагогических наук, ведущий

научный сотрудник,

E-mail: [email protected]

ГБОУ ВПО Московской области «Академия

социального управления» (129281,Россия,

Москва, Староватутинский пр., 8)

Представлен анализ мониторингового исследования, проведенного региональной сетевой системы повышения квалификации работников образования Московской области. Осуществленный мониторинг эффективности деятельности региональной сетевой системы повышения квалификации работников образования Московской области имел своей целью выявление реального состояния функционирования этой системы, определения степени ее эффективности, прогнозирования перспектив ее дальнейшего развития с разработкой приоритетных мер. По результатам анализа определены основные направления в совершенствовании деятельности региональной сетевой системы повышения квалификации работников общего образования Московской области.

Ключевые слова: повышение квалификации, работник образования, мониторинг, Академия социального управления

Динамичное развитие современного общества влечёт за собой потребность в высококвалифицированных специалистах, готовых к быстрым, стремительным переменам, принимающих чёткие и обоснованные решения, являющихся инициативными и творческими личностями.

Система дополнительного профессионального образования (ДПО) должна предоставить человеку возможность переобучения, изменения своего образовательного уровня в зависимости от интересов и жизненных обстоятельств, обновления своих знаний, повышения квалификации и профессиональной переподготовки [1-3].

Задачами осуществленного мониторинга эффективности деятельности региональной сетевой системы повышения квалификации работников образования Московской области были: 1) выявить реальное состояние функционирования региональной системы повышения квалификации работников общего образования Московской области на базе сформулированных критериев и показателей ее качества; 2) определить эффективность деятельности региональной системы повышения квалификации Академии социального управления (АСОУ) как по отдельным направлениям образовательной деятельности, так и в целом; 3) выявить основные проблемы повышения качества деятельности региональной системы повышения квалификации, сформулировать прогнозные оценки перспектив их решения.

В опросе, проведенном в апреле-мае 2014 г., приняли участие слушатели учебных групп различных категорий: учителя физики, специалисты ДПО, работники дошкольных образовательных учреждений, библиотек и др., проходившие повышение квалификации в Академии социального управления. Состав и выборка слушателей соответствовали требованиям репрезентативности исследования.

В тексте дан анализ ответов слушателей на вопросы анкеты (в процентном соотношении к общему числу опрошенных).

Ответы опрошенных слушателей по пункту 1 «Оцените, пожалуйста, степень Вашей удовлетворенности прослушанным курсом» (да, полностью — 72,5%; да, в основном — 27,5%; скорее нет, чем да — 0%; не удовлетворен — 0%) свидетельствуют как о действительно высоких стандартах ДПО в Академии социального управления, так и об удовлетворенности учителей системой повышения их квалификации как в содержательном, так и в организационном плане.

Вместе с тем, в некоторых группах уровень удовлетворенности «Да, в основном» составляет 45-50%, что свидетельствует о ряде недоработок в планировании содержания этих курсов, которые наглядно видны при анализе последующих вопросов анкеты.

В оценке полезности и эффективности курсов (пункт 2 «Оцените в отношении себя полезность и эффективность курсов») существенно преобладают ответы 9,10 — по десятибалльной шкале — «были полезны, содержательно интересны». Знания используют на практике 98% слушателей.

Организацией курсов (пункт 3 «Оцените, пожалуйста, организацию курсов») 95,0% слушателей удовлетворены на 8,9-10 баллов по десятибалльной шкале. Организационные трудности, которые слушатели отметили в следующем пункте, не снижают, по их мнению, высокую оценку проведения курсов в целом.

По пункту 4 «С какими организационными трудностями Вы сталкиваетесь при повышении квалификации на базе Академии социального управления?» слушатели ответили следующим образом: неудобное расписание занятий — 9,1%; не хватает времени в обеденный перерыв для приема пищи — 6,4%, плохое оборудование аудиторий (нет кондиционеров, неудобные столы и др.) — 21,1%; сложности с транспортом при поездке в Москву — 41,3%; необходимость отвлекаться на выполнение должностных обязанностей в своем учреждении — 15,6%; отсутствие учебно-методической литературы в библиотеке — 2,7%; сложность выполнения заданий, поручаемых преподавателями — 3,6%; сложности с получением консультаций у преподавателей — нет; другое: нет проблем — 33%.

Некоторые организационные трудности при повышении квалификации на базе Академии социального управления требуют внимательного изучения.

Сложности с транспортом при поездке в Москву испытывают двое из пяти слушателей (указал 41,3% респондентов). Именно эти слушатели указывают на предпочтительность для себя других форм повышения квалификации (на базе зональной или муниципальной сети и др.). Каждый пятый слушатель (21,1% респондентов) указывает на недостатки в оборудовании аудиторий (нет кондиционеров, неудобные столы и др.), что требует учета при дальнейшем совершенствовании учебно-материальной базы академии.

Кроме того, слушателей не устраивает необходимость отвлекаться на выполнение должностных обязанностей в своем учреждении. Это замечание наличествует в 15,6% анкет.

Не указали трудностей и сложностей при повышении квалификации на базе АСОУ 33% слушателей.

По пункту 5 «Какие преподаватели курсов повышения квалификации продемонстрировали, по Вашему мнению, высокий уровень профессионализма?» ответили лишь 7% опрошенных слушателей. Ответы были привязаны к курсу повышения квалификации и конкретному преподавателю, читающему программу.

Ответы слушателей по пункту 6 «Напишите формы, методы и приемы обучения, которые продемонстрировали эти преподаватели» не отличались развернутостью. Формы, методы и приемы обучения, которые продемонстрировали указанные слушателями преподаватели - это дискуссия, круглый стол, объяснение, презентация, игра, физические опыты, эмоциональность и т.д.

Характеристика опыта на уровне инновационно-сти форм и методов слушателями не осуществлялась.

По пункту 7 «Какие мотивы (цели) прохождения курсов повышения квалификации для Вас были наиболее значимы? (Отметьте значком не более трёх)» были получены следующие результаты: повышение уровня теоретико-методологических знаний — 45,9%; изучение новых нормативно-правовых документов — 29,4%; улучшение свое методической подготовки, освоение новых технологий, методов обучения — 35,8%; личностный творческий рост — 34,9%; возможность неформально пообщаться с коллегами, обменяться опытом — 16,5%; пройти обучение, чтобы не было проблем с аттестацией — 20,1%; пройти обучение, чтобы выполнить требование руководства учреждения о выполнении сроков повышения квалификации — 4,6%; возможность отдохнуть от непосредственной профессиональной деятельности — 1,8%.

Каждый второй слушатель ставит себе задачей повышение уровня теоретико-методологических знаний (45,9%), улучшение своей методической подготовки, освоение новых технологий, методов обучения (35,8%). Как правило, слушатели указывали эти пункты в связке, что подтверждает устойчивость познавательного мотива этих учителей. Об этом же говорит и третий по значимости мотив — личный творческий рост (34,9%).

Показателен ответ слушателей о неприоритетности мотива — изучения новых нормативно-правовых актов. Его указание только каждым четвертым слушателем (29,4%) отвергает тезис о настроенности слушателей сугубо на прикладные знания; у большинства слушателей преобладает мотивация на освоение знаний более высокого, теоретико-методологического уровня.

Каждый пятый слушатель указал такой мотив, как «пройти обучение, чтобы не было проблем с аттестацией» (20,1%). О невысокой познавательной мотивации на повышение квалификации незначительной части слушателей свидетельствует ответ «пройти обучение, чтобы выполнить требование руководства учреждения о выполнении сроков повышения квалификации» (4,6%). Корреляционный анализ слушателей, давших вышеприведенные ответы, показывает, что это, как правило, опытные учителя с большим педагогическим стажем работы, высоко оценивающие свое профессиональное мастерство, считающие необязательным для себя регулярное очное повышение квалификации.

Каждый шестой опрошенный (16,5%) указал на мотив «возможность неформально пообщаться с коллегами, обменяться опытом». Он может быть учтен в качестве факта высокой востребованности слушателями форм занятий в виде круглых столов по обмену опытом, мастер-классов, профессиональных дискуссий.

По пункту 8 «Какие формы учебных занятий на курсах повышения квалификации Вы считаете наиболее эффективными? (Отметьте значком не более пяти)» слушатели ответили следующим образом: лекции — 45,9%; семинары — 20,1%; практические

54 т-

занятия — 51,4%; «деловые игры» — 18,3%; тематические дискуссии, «круглые столы» — 5,5%; тренинги — 8,3%; мастер-классы — 36,6%; стажировка — 8,3%; консультации — 7,3%; выездные занятия — 8,3%.

Максимальное количество опрошенных указали в качестве эффективных форм повышения квалификации практические занятия (51,4%), лекции (45,9%) и мастер-классы (36,6%). Так как в общем объеме учебного времени практические занятия составляют более 60%, то можно считать реальной их высокую эффективность. Мастер-классы, как правило, самостоятельным видом занятия не планируются, проводятся достаточно редко, поэтому их высокая оценка эффективности представляется скорее гипотетической.

Лекции к эффективной форме занятий отнесли 45,9% опрошенных. Учитывая, что лекции читаются в системе повышения квалификации в основном по актуальным проблемам теории и практики, слушатели мотивированы на овладение теоретико-методологическими знаниями (на что они указали при опросе), невысокая оценка результативности лекций представляется в большей мере обусловленной недостаточной проблемностью в тематике лекций, а также низким лекторским мастерством некоторых преподавателей.

Слушатели низко оценили эффективность тренингов (8,3%), тематических дискуссий, круглых столов (5,5%). Это опровергает устоявшуюся точку зрения об острой востребованности у слушателей интерактивных методов обучения, в частности, тренингов. Одна из основных причин — тренинг как разновидность упражнения у опытных преподавателей в сознании выступает противоположностью восприятия педагогического труда как искусства. С другой стороны, в вузе мало преподавателей, умеющих на высоком уровне проводить интерактивные формы обучения.

Следует отметить, что ответы слушателей по рассматриваемому пункту подтвердили необходимость дальнейшего внедрения в образовательный процесс активных и интерактивных форм и методов обучения, что соответствует и требованиям нормативно-правовых документов. Достаточно вспомнить, что в Приказе Министерства образования и науки РФ от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» говорится, что «образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы, мастерские, деловые игры, ролевые игры, тренинги, семинары по обмену опытом, выездные занятия, консультации, выполнение аттестационной, дипломной, проектной работы и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом». Широкое применение активных и интерактивных форм и методов обучения предполагают Федеральные государственные образовательные стандарты по всем направлениям бакалавриата и магистратуры.

По пункту 9 «Какие формы промежуточной и итоговой аттестации при прохождении курсов переподготовки и повышения квалификации, на Ваш взгляд, наиболее эффективны?» были получены следующие ответы: собеседование — 17,4%; реферат — 22,9%; курсовая работа — 17,4%; выполнение творческого задания — 40,2%; экзамен — 0,9%; другое: стажировка — 1,8%.

Подавляющее большинство слушателей предпочитает формы контроля, в основе которых лежит глубокая проработка какого-либо одного вопроса, представляющего для учителя особый профессиональный интерес и реализующего, как правило, проектный подход. Это такие формы, как реферат (22,9%), курсовая работа (17,4%), выполнение творческого задания (40,2%).

Часть слушателей придерживается мнения, что по итогам повышения квалификации знания должны проверяться на системной основе, по всем пройденным темам. Они выбрали ответы о форме контроля «собеседование» (17,4%) и «экзамен» (0,9%).

Общая тенденция направленности предпочтений слушателей на творческие задания характеризует их мотивацию на углубление специальных профессиональных знаний, профессиональный личностный рост.

По пункту 10 «Укажите, пожалуйста, мотивы Вашей учебной деятельности на некоторых видах учебных занятий» были получены следующие результаты, %:

На лекции

Законспектировать в максимальном объеме учебный материал с целью использования его в будущей практической деятельности 75,2

Законспектировать в максимальном объеме учебный материал с целью использования его при подготовке к зачетам, семинарам, экзаменам 10

Прослушать лекцию с краткой записью основных положений 17,4 Прослушать лекцию без записи, воспользоваться в дальнейшем презентацией преподавателя 8,3

На практическом занятии Принимать активное участие в работе занятия 61,5 Принимать участие в работе, если поручено какое-либо индивидуальное задание 21,1

Принимать участие в работе только в том случае, если этого потребует преподаватель 8,3 Другое: не выступаю, лучше слушать 1,8

Мотивы учебной деятельности большинства слушателей на лекции и практическом занятии, указанные в процессе опроса, показывают их желание максимально эффективно использовать учебное время: 75,2% указали актуальным для себя мотив на лекции законспектировать в максимальном объеме учебный материал с целью использования его будущей практической деятельности, 61,5% — принимать активное участие в работе занятия. Установка учителей на конспектирование материала на лекции,

выработанная в студенческие годы, продолжает действовать и сейчас. Причем, эта установка остается в силе, даже если преподаватель выдает слушателям презентацию учебного материала.

Показательно, что при 45,9% слушателей, относящих лекцию к эффективной форме обучения, 75,2% слушателей настроены на поучение максимальной для себя пользы от прослушивания лекции.

По пункту 11 «Оцените, пожалуйста, свой уровень профессиональных компетенций (по 5-балльной шкале)» были получены ответы:

«Владеете содержанием преподаваемого предмета» — 72,5% слушателей оценили свой уровень на 5 баллов, остальные 27,5% — на 4 балла.

«Владеете методикой преподавания предмета» — 85% слушателей оценили на 5 баллов, 15% — на 4 и 3 балла.

«Владеете инновационными формами преподавания» — 90% слушателей оценили на 5 баллов.

«Владеете компьютерными технологиями» — 90% слушателей оценили на 5 баллов.

Опрос показал очень высокий уровень самооценки слушателями своих профессиональных компетенций. Максимальная самооценка в 5 баллов у 90% слушателей представляется несколько завышенной, хотя и среди опрошенных процент молодых учителей (с педагогическим стажем до 2-х лет) был мал — 5,5%.

По пункту 12 «Как Вы оцениваете (по 5-балльной шкале) свой уровень владения операционно-деятель-ностными приемами педагогической техники?» 90% слушателей оценили себя на 5 баллов.

По данному вопросу авторы также столкнулись с завышенной самооценкой слушателей, особенно в плане оперирования приемами воспитания. Можно предположить, что под методами воспитания учителями понимаются преимущественно методы дисцип-линирования поведения ученика на уроке, а не методы воспитывающего обучения, методы проведения воспитательной внеурочной деятельности и т.д. В случае наивысшего уровня владения учителями методами воспитания среди школьников были бы единичны случаи девиантного поведения, алкоголизма и наркомании, педагогической запущенности обучающихся.

Из ответов на пункт 13 «Как Вы оцениваете свои потребности в повышении квалификации?» стало видно, что только каждый третий учитель (36,6%) считает обоснованной периодичность повышения квалификации, установленной Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» — 1 раз в 3 года (курсы повышения в 72 ч). Две трети преподавателей выступают за менее длительные и интенсивные формы повышения квалификации: 34,9% — 1 раз в 5 лет курсы повышения квалификации в 72 ч; 18,3% — 1 раз в год курсы повышения в 8-18 ч; каждый двадцатый (5,5%) не чувствуют потребности в повышении квалификации вообще.

Ответы слушателей можно интерпретировать двояко: с одной стороны, для большинства слушателей характерна потребность в периодическом повышении квалификации (1 раз в 3-5 лет); с другой стороны учителя считают нерациональными длительные

и частые отрывы от педагогической деятельности на участие в курсах.

По пункту 14 «Какие виды и формы повышения квалификации для Вас предпочтительнее?» ответы распределились следующим образом, %: очные курсы на базе Академии социального управления — 30,3; очные курсы на базе других вузов Московской области — 5,5; очные курсы на базе средних специальных образовательных учреждений — 3,3; очные курсы на базе муниципальных образовательных учреждений дополнительного профессионального педагогического образования (повышения квалификации) специалистов — 18,3; курсы на базе нескольких учреждений дополнительного профессионального образования с использованием накопительной системы (сетевая форма повышения квалификации) — 0,9; очно-заочные курсы повышения квалификации — 28,4; курсы с использованием дистанционных технологий обучения — 29,3; курсы в форме стажировки — 3,6; мне достаточно самообразования — 3,6.

Около 80% слушателей связывает свое повышение квалификации с АСОУ. Каждого третьего слушателя (30,3%) устраивает сложившаяся практика повышения квалификации в Академии социального управления. Вместе с тем, 28,4% опрошенных предпочитают очно-заочные курсы повышения квалификации, 29,3% — курсы с использованием дистанционных технологий обучения. При этом надо отметить, что такие формы опять же может предоставить только Академия социального управления.

Предпочитают очные курсы на базе других вузов Московской области лишь 5,5% слушателей, каждый двадцатый учитель. Это свидетельствует о невысокой степени удовлетворенности слушателей от получаемых образовательных услуг в этих вузах.

Слабо востребованы слушателями очные курсы на базе средних специальных образовательных учреждений (3,3%), очные курсы на базе муниципальных образовательных учреждений дополнительного профессионального педагогического образования (повышения квалификации) специалистов (18,3%), курсы на базе нескольких учреждений дополнительного профессионального образования с использованием накопительной системы (сетевая форма повышения квалификации) (0,9%). Не являются предпочтительными для слушателей курсы в форме стажировки, их отметили 3,6% опрошенных респондентов.

Анализ ответов по пункту 15 «Каким образом Вы совершенствуетесь в области профессионального мастерства помимо прохождения курсов повышения квалификации?» показал, что лидером по формам повышения квалификации, помимо специально организуемых курсов, выступают семинары на базе муниципальной сети; на это указали 31,2% опрошенных. Посещают инструктивно-методические занятия, мастер-классы в своих образовательных учреждениях 25,7%, тематические семинары на базе зональной сети — 17,4% учителей.

Из опроса видна высокая эффективность деятельности муниципальных методических центров — практически каждый третий учитель посещает организуемые ими семинары.

Возможной причиной того факта, что по существу только каждый четвертый слушатель (25,7%) посещает инструктивно-методические занятия, мастер-классы в своем учреждении, может быть проведение их только «на бумаге» или при низкой посещаемости (качество занятий невысокое и учителя избегают в них участия).

Согласно ответам, полученным по пункту 16 «Ка кие из основных направлений модернизации образования требуют, на Ваш взгляд, подробного изучения в системе повышения квалификации», 2/3 опрошенных (70,6%) слушателей считают основным направлением модернизации образования, требующим подробного изучения в системе повышения квалификации, является внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов. Проблемы профильного обучения и предпрофильной подготовки интересуют 24,8% слушателей.

Тот факт, что слушатели не отметили других направлений, свидетельствует о слабой дифференциро-ванности требований учителей к содержанию их обучения на курсах повышения квалификации.

Ответы по пункту 17 «Какие направления внедрения ФГОС ООО представляют для Вас наибольший интерес» распределились следующим образом, %: реализация системно-деятельностного подхода — 48,6; формирование у обучающихся универсальных учебных действий — 22,9; формирование у обучающихся метапредметных компетенций — 7,1; разработка программ воспитания и социализации обучающихся — 22,9.

Как видно из ответов слушателей, их интересуют в рамках внедрения ФГОС все его направления, в зависимости от специфики преподаваемых дисциплин и выполняемых служебных обязанностей.

Ответы слушателей по пункту 18 «Какие из курсов, связанных с информационными технологиями, кажутся Вам наиболее необходимыми в Вашей профессиональной деятельности?» показывают, что около 30-35% из них владеют компьютерными технологиями выше уровня простого пользователя. Об этом свидетельствует заинтересованность в углубленном изучении программных продуктов (15,6%), проектных технологий с использованием ИКТ (13,8%), технологий создания и использования электронных пособий (22%). Практически половина опрошенных (43,1%) считает желательным для себя изучение методики использования ИКТ в образовательном процессе.

Возросшая профессиональная компетентность слушателей в информационно-коммуникативных технологиях говорит об обоснованности их ожиданий о более широком использовании ИКТ в системе повышения их квалификации.

Данные опроса слушателей по пункту 19 « От метьте, пожалуйста, наиболее интересные для Вас сферы знаний как инвариантные модули в систе ме повышения квалификации» подтверждают данные, полученные по другим пунктам: подавляющее большинство интересуют проблемы, связанные с их преимущественной мотивацией на повышение уровня теоретико-методологических знаний, улучшение методической подготовки, освоение новых техноло-

гий, методов обучения. Наиболее интересными для слушателей в качестве инвариантных модулей в системе повышения квалификации являются: новые педагогические технологии в образовании — 60,5%; современные технологии работы с одаренными детьми — 16,5%; использование ИКТ (ЮТ), «e-learning» в преподавании — 15,6%.

Востребованность учителями новых педагогических технологий понятна при их интерпретации в широком смысле как совокупности используемого в определенной последовательности содержания, форм и методов обучения, гарантирующих высокие образовательные результаты. При этом внедрение ФГОС, реализация системно-деятельностного подхода, разработка программ воспитания и социализации обучающихся, формирование у обучающихся универсальных учебных действий, указанных в предыдущих вопросах анкеты как приоритетные разделы востре-буемых модулей знаний воспринимаются слушателями именно как самостоятельные педагогические технологии.

Представляется, что именно высокая технологичность знаний, обеспечиваемая профессорско-преподавательским составом Академии социального управления, создает основу её популярности среди слушателей места повышения своей квалификации (см. результаты ответов слушателей по п. 14).

По итогам опроса слушателей по пункту 20 «Определите, пожалуйста, основные направления мо дернизации ДПО работников учреждений общего образования Московской области (отметьте значком не более трех)» к основным направлениям модернизации ДПО работников учреждений общего образования Московской области относятся: более широкое применение дистанционных форм повышения квалификации — 40,4%; реальное обеспечение планирования и осуществления каждым слушателем индивидуального маршрута повышения квалификации — 23,8%; повышение уровня профессиональной квалификации профессорско-преподавательского состава курсов, совершенствование учебно-материальной базы вуза — 20,1%; более широкая реализация накопительной системы повышения квалификации — 17,4%.

Предложения слушателей направлены как на реализацию направлений, форм и видов повышения квалификации, отраженных в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (дистанционное обучение, накопительная система; реализация индивидуальных маршрутов обучающихся и др.), так и на учет своих сложностей и трудностей при обучении в АСОУ (проблемы с транспортом при поездке в Москву, необходимость длительного отрыва от исполнения служебных обязанностей при очном обучении в академии и др.).

Полученные в результате мониторинга данные позволяют сделать ряд выводов, предложить перспективные направления разрешения выявленных проблем в функционировании региональной сетевой системы повышения квалификации.

Выводы

1. Опрос выявил удовлетворенность слушателей качеством обучения, их полезность (личностно

ч 57

осознаваемую эффективность), высокий уровень по содержанию и технологиям преподавания учебного материала (содержательно интересны), широкую прикладную значимость (полученные знания и навыки применяются на практике).

Организационные трудности, которые слушатели отметили, не снижают, по их мнению, высокую оценку проведения курсов в целом.

2. Анализ мотивов обучающихся как показателя эффективности образовательного процесса убедительно показывает, что слушатели нацеливаются на первоочередное решение познавательно-профессиональных задач.

В целом, подавляющее большинство учителей имеют высокий уровень мотивации на повышение качества своей профессиональной деятельности. Это свидетельство и хорошего кадрового потенциала учительства Московской области, его нацеленности на качественные показатели работы системы общего образования. С другой стороны, есть и проблемы в том, что каждый пятый учитель по тем или иным причинам рассматривает повышение квалификации сугубо нормативным государственным требованием, а не личной осознанной потребностью.

3. Ответы слушателей демонстрируют, что в системе повышения квалификации учителей в Академии социального управления обеспечивается овладение ими содержанием основных направлений модернизации российского общего образования.

Слушателей интересуют в рамках внедрения ФГОС все его направления, в зависимости от специфики преподаваемых дисциплин и выполняемых служебных обязанностей. Ожидания слушателей учитываются в полной мере, в учебных планах тематике внедрения ФГОС, профильного обучения, новых педагогических технологий отведено приоритетное значение.

Представляется, что именно высокая технологичность знаний, обеспечиваемая профессорско-преподавательским составом Академии социального управления, создает основу ее популярности среди слушателей места повышения своей квалификации (см. результаты ответов слушателей по п. 14).

4. Опрос выявил достаточно высокое качество методической составляющей образовательного процесса в Академии социального управления.

Ответы слушателей по формам промежуточной и итоговой аттестации имеют большой разброс точек зрения. Однако подавляющее большинство слушателей предпочитает формы контроля, в основе которых лежит глубокая проработка какого-либо одного вопроса, представляющего для учителя особый профессиональный интерес и реализующего, как правило, проектный подход.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Большинство учителей, принявших участие в опросе, имеют солидный педагогический стаж, высоко оценили свои профессиональные компетенции.

6. При общей удовлетворенности системой повышения своей квалификации учителя выступают за большую вариативность в ее организации.

Ответы слушателей можно интерпретировать двояко: с одной стороны, для большинства слушателей

характерна потребность в периодическом повышении квалификации (1 раз в 3-5 лет); с другой стороны, учителя считают нерациональными длительные и частые отрывы от педагогической деятельности на участие в курсах.

По результатам опроса слушателей выявлены проблемы, требующие своего решения. В основном они носят объективный характер и связаны с реальными противоречиями в организации образовательного процесса (между высокими требованиями к профессионализму профессорско-преподавательского состава и имеющимися у них пробелами в педагогическом мастерстве; между возрастающими требованиями к компьютеризации образовательного процесса и отсутствием материальных возможностей для её массового осуществления; др.), трудностями и сложностями внедрения новых форм повышения квалификации, оговоренных в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», нормативных документах Минобрнауки Российской Федерации. Устранение данных проблем выступает условием повышения эффективности функционирования региональной сетевой системы повышения квалификации работников образования Московской области, средством реализации прогнозного потенциала мониторингового исследования.

К числу проблем относятся:

1) недостаточно высокое качество обучения в некоторых учебных группах. Уровень удовлетворенности прослушанным курсом «Да, в основном», составляющий 60% от числа опрошенных, как правило, свидетельствует о ряде недоработок в планировании содержания этих курсов, претензий слушателей к качеству проведения занятий со стороны отдельных преподавателей;

2) некоторые указанные слушателями организационные трудности (сложности с транспортом, плохое оборудование аудиторий, необходимость отвлекаться на выполнение должностных обязанностей) при повышении квалификации на базе Академии социального управления негативно сказываются на качестве образовательного процесса;

3) предметом особого внимания должна стать невысокая оценка слушателями базовых видов практи-ко-ориентированных занятий, на которых формируется основная часть профессиональных компетенций. В основе такой низкой оценки может лежать слабая организация некоторых форм обучения: стажировки проводятся, как правило, по месту работы, отчёты по ней носят формальный характер. Выездные занятия не сопровождаются мастер-классами лучших учителей, в чем видится их основная познавательная привлекательность. Супервизии* как форму обучения никто не отметил; видимо, многие даже не знают, что это такое.

Также видно, что основная масса слушателей не

*Супервизия — консультирование специалистов (например, учителей) по вопросам, возникающих у них в процессе профессиональной деятельности или связанных с ней, другим высококвалифицированным специалистом. Начало супервизорской деятельности было положено З. Фрейдом, которому в процессе становления и развития психоанализа приходилось выступать в роли наставника, супервизора, оказывающего помощь в психотерапевтической и воспитательной деятельности других людей.

готова к широкому массовому применению интерактивных форм обучения, считает эффективными формы традиционного обучения (лекции, семинары, практические занятия).

Результаты мониторинга ориентируют региональную сетевую систему повышения квалификации работников общего образования Московской области в совершенствовании своей деятельности на следующие направления:

• развитие механизмов адекватного и гибкого реагирования на быстрые изменения в общем образовании, актуальные запросы школ, школьных коллективов и отдельных педагогов;

• преодоление закрытости системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников системы общего образования, создание и развитие эффективных механизмов влияния потребителей на качество предоставляемых образовательных услуг;

• разработка программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации, ориентированных на реализацию компетентностного и систем-но-деятельностного подходов в образовании;

• дальнейшая разработка механизмов для обеспечения индивидуализации дополнительного профессионального педагогического образования;

• развитие механизмов эффективного использования инновационного потенциала педагогов и руководи-

телей-практиков, являющихся лидерами образования, для повышения эффективности подготовки кадров;

• установление адекватной связи профессиональной переподготовки и повышения квалификации с аттестацией работников системы общего образования;

• обеспечение государственных гарантий прав работников системы общего образования на повышение квалификации и переподготовку в соответствии с образовательными программами и стандартами системы дополнительного профессионального образования;

• комплексное развитие всех учреждений региональной сетевой системы повышения квалификации работников общего образования Московской области в целях предоставления ими высокого качества образовательных услуг.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Буркова Н.Г. Педагогический мониторинг как средство повышения эффективности подготовки учителя: Дис. канд. пед. наук. — Москва, 1998.

2. Санжиева Я.Б. Разработка и применение программы мониторинга профессионального развития учителя. — Иркутск: Иркутский институт повышения квалификации работников образования, 2013.

3. Санкин ЛА., Викторенкова С.В. Эффективный мониторинг качества образования (из опыта Санкт-петербургского гуманитарного университета профсоюзов) // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. — 2010. — Вып. 1. — С. 168-175.

OF REGIONAL NETWORKS SYSTEM TRAINING WORKERS OF EDUCATION OF MOSCOW REGION: MONITORING STUDIES

Bykov A.K., Dr.Sci.(Ped.), Professor, E-mail: [email protected]

PlechevaN.D., Cand.Sci.(Tech.) E-mail:[email protected]

Zernova G.P., Cand.Sci.(Ped.). E-mail: [email protected]

Scientific and Methodological Center of pedagogical risks of Moscow Region «Academy of Public Administration» (8, Starovatutinsky pr., Moscow, 129281, Russian Federation)

ABSTRACT

The analysis of the monitoring research conducted by the regional network of Teacher Training, Moscow region. Monitoring the effectiveness of the regional network of training of educators of the Moscow region was intended to identify the real state of implementation of the system, determine the extent of its effectiveness, forecasting the prospects for its further development with the development of priority actions. The analysis identified the main directions in improving activities of the regional network of training employees of general education of the Moscow region.

Keywords: training, employee education, monitoring, Academy of Social Management.

REFERENCES

1. Burkova N.G. Pedagogicheskiy monitoring kak sredstvopovysheniya effektivnostipodgotovki uchitelya. Dis. kand.ped. nauk [Pedagogical monitoring as a means to improve the effectiveness of teacher training. Dis.Cand. Sci.(Ped.)]. Moscow, 1998.

2. Sanzhiyeva Ya.B. Razrabotka iprimeneniyeprogrammy monitoringaprofessional'nogo razvitiya uchitelya [Development and application of the monitoring program of professional development of teachers]. Irkutsk, Irkutskiy institut povysheniya kvalifikatsii rabotnikov obrazovaniya Publ., 2013.

3. Sankin L.A., Viktorenkova S.V. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Gumanitarnyye nauki. Issue 1, 2010, pp.168-175. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.