Научная статья на тему 'Модульная программа обучения в подготовке медицинских работников среднего звена'

Модульная программа обучения в подготовке медицинских работников среднего звена Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
443
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Г. А. Маженова, С. К. Муратбекова, Н. П. Пягай

The importance of a model technology is – that it provides a perfect training of a specialist according to the nowadays demands

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROGRAMM OF MODEL TRAINING FOR THE PREPARING OF MEDICAL WORKERS OF MEDIUM LEVEL

Оқытудың модульдік технологияның ғылыми жаңашылдығы, тиімділігі мемлекет, қоғам, нарық еңбегінің қазіргі заман талабына сай келетін білікті, бәсекелес мамандарды дайындауда

Текст научной работы на тему «Модульная программа обучения в подготовке медицинских работников среднего звена»

МЕДИЦИНСКОЕ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Г. А. Маженова, С. К. Муратбекова, Н. П. Пягай

МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

Кокшетауский медицинский колледж

Создание национальной государственности, переход к рыночной экономике невозможно завершить, если не позаботиться о том, чтобы вся система образования в достаточно короткие сроки претерпела коренные изменения, обрела способность осуществлять обучение и воспитание на уровне современных требований. Причем с особой остротой стоит вопрос преобразования системы профессионального образования.

Сложившаяся в течение десятилетий система профессионального образования оказалась не в состоянии полностью удовлетворить многоаспектные запросы развития общества, работодателей и возрастающие потребности людей. Возникла необходимость пересмотра подходов к подготовке квалифицированных специалистов, профилизации профессий и специальностей в соответствии с потребностями производственных структур. При этом ставится задача актуализировать содержание и повысить качество профессиональной подготовки с ориентацией на международные стандарты, осуществлять организацию среднего профессионального образования в соответствии с потребностями рынка труда. Стремление к международным стандартам обозначено в Послании Президента Республики «Казахстан - 2030», в Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан, в Законе «Об образовании» и других документах, продиктованных требованиями времени и вхождением Казахстана в мировую экономику. Профессиональная школа длительное время ориентировалась на воспитание всесторонне развитой личности в ущерб формированию мастерства ее обучающихся. Это не стимулировало повышения профессиональной квалификации и компетентности, стремления к образованию через всю жизнь, к самообразованию.

Современный рынок труда, характеризующийся высокой инновационной динамикой, предъявляет новые требования к выпускникам и специалистам. Опросы работодателей свидетельствуют о новых тенденциях развития кадровых потребностей регионов:

■ формировании запроса на качество профессионального образования не только и не столько в формате знаний выпускников, сколько в терминах способов деятельности и готовности к ней, соответствующих практическим требованиям работодателей;

■ появлении дополнительных, не актуали-

зированных ранее требований к специалистам, связанных с общими для всех профессий и специальностей компонентами готовности к профессиональной деятельности;

■ способности к командной работе, сотрудничеству;

■ навыках решения разнообразных проблем в типовых и нестандартных ситуациях;

■ готовности к социальным контактам и налаживанию социальных связей;

■ способности к непрерывному самообразованию, работе с информацией и т. д. Исследование системы образования и профессиональной подготовки в Казахстане выявило следующие слабые стороны:

- недостаточно гибкое обучение профессиям;

- стандарты и рабочие программы разрабатываются исключительно представителями системы образования при почти полном отсутствии участия работодателей;

- методы обучения основываются на передаче знаний, учащиеся выступают в роли пассивных получателей информации;

- оценка обученности осуществляется редко, что не связывает знания с практическими навыками учащихся.

В современных социально-экономических условиях возникла необходимость коренных преобразований системы подготовки кадров на новых началах. Очевидно, что профессиональное образование должно ориентироваться на специализированную подготовку выпускников, обладающих высоким уровнем компетентности. Профессионализм и компетентность -качества, от которых зависят трудовые успехи. Сегодня идет речь о формировании профессионалов, способных самостоятельно находить, усваивать и пользоваться информацией в практической деятельности [4].

Основная задача перестройки профессионального образования состоит в достижении принципиально нового качества обучения квалифицированных специалистов, соответствующих потребностям рынка, в создании условий для гармоничного сочетания интересов личности, общества. Решение этой проблемы требует обновления содержания, форм и методов профессионального обучения [2] .

Современная система профессионального образования должна быть мобильной и подвижной, требовать от преподавателей и педагогических коллективов постоянной готовности к разработке новых планов, программ, структурирования содержания обучения в зависимости от конкретных целей и задач, определяемых требованиями работодателей и условиями современного рынка труда. Важны не знания ради знаний при большом объеме информации, а знания ради формирования профессионального навыка.

Так, каждое учебное заведение, каждый

Медицинское и фармацевтическое образование

педагог вправе выбрать для своей работы или спроектировать такую педагогическую технологию или систему организации процесса обучения, которая будет способствовать достижению целей образования в конкретной области, наилучшим образом подходить индивидуальным качествам педагога, а также будет принята учащимися.

Одной из таких технологий является технология модульного обучения, основанная на компетентностном подходе. Она характеризуется самостоятельной работой учащихся по модулю, где отражены границы, в которых учащийся будет оцениваться, и стандарты, в соответствии с которыми осуществляется обучение и его оценка. Модульно-компетентностный подход позволяет разрабатывать критериальную систему оценки знаний и достижений профессиональной компетентности учащихся, выбирать индивидуальный темп обучения и дальнейшего самообразования на протяжении всей жизни.

Опыт последних лет показал, что модульная система обучения эффективна в среднем профессиональном образовании. Ее преимуществами являются:

- возможность многоуровневой подготовки (что определено структурой модуля);

- создание условий для развития коммуникативных навыков и навыков поведения учащихся, тесного контакта с преподавателем через индивидуальный подход;

- создание условий более осознанного и мотивационного изучения профессионально-значимых дисциплин;

- уменьшение стрессовых ситуаций в период сдачи зачетов или экзамена.

Модульное обучение предполагает изменения в системе подготовки кадров:

■ более широкое описание профессий (предпочтение отдается многопрофильной подготовке по группам профессий);

■ широкое описание видов деятельности (описываются практические манипуляции как функции или результаты);

■ выделение ключевых умений (определяя-ются ключевые умения: общение, принятие решений и способность научиться умениям) [3];

■ гибкая структура обучения (образовательные программы и квалификации разбиваются на модули, которые можно комбинировать для соответствия потребностям работодателей);

■ гибкая система преподавания (используется дистанционное обучение и обучение на рабочем месте).

Кроме того, разработка модульного учебного плана обладает множеством преимуществ:

■ позволяет быстро вносить изменения в программы, чтобы достичь соответствия появляющимся технологическим и другим требованиям - можно разработать новые

модули, а существующие модули можно изменить;

■ модули более эффективны в удовлетворении потребностей обучения взрослых, у которых не может быть времени или мотивации для прохождения долгого очного обучения;

■ модули можно изучать отдельно, в предпочитаемое учащимися время и с подходящей скоростью обучения, с целью «накопления» квалификации;

■ модули можно гибко использовать для повышения квалификации специалистов по мере появления новых требований к работе.

В целом, модули обеспечивают более гибкую основу для создания учебного плана.

Модульная программа обучения соответствует таким ключевым принципам, характеризующим стандарты профессионального образования и обучения, как ревалентность, гибкость, структурность, содержательность, открытость.

Модульная система также делает акцент на «ключевые навыки», которые необходимы на любом рабочем месте, при получении дальнейшего образования, в личной и общественной жизни. Этими ключевыми навыками являются: навык общения, способность решения проблем, использование информационных технологий и способность работать в команде.

Модуль имеет четкую структуру. В его рамках учебный материал направлен на решение интегрированной дидактической цели. Модуль, как инвариантное методологическое средство структурирования предметного содержания, обеспечивает системность деятельности учащихся при индивидуальной и групповой работе, при этом все участники учебного процесса оперируют одинаковыми понятиями. В соответствии с академическим кредитом дозируется содержание модуля, которое может легко меняться в зависимости от потребностей рынка труда. Конструируя элементы различных модулей, можно создавать новые модули.

Основной целью модульно-компетентност-ного обучения является активизация самостоятельной работы учащихся на протяжении всего периода обучения.

Реализация этой цели позволит:

■ повысить мотивацию изучения профессионально значимых учебных дисциплин [1] ;

■ повысить качество образования;

■ повысить уровень образовательного процесса в целом.

Модули могут преподаваться как в виде модульных курсов (включать в себя несколько модулей), так и по отдельности, чтобы отвечать индивидуальным требованиям учащихся; они обеспечивают возможность достижения компетентности всеми учащимися.

Модульные курсы и модули разрабатыва-

Медицина и экология, 2007, 4

Меднцинское и фармацевтическое образование

ются таким образом, что позволяют дифференцировать уровни образования (от базисной профессии или квалификации до высшего образования).

Практическая значимость обучения по модулям заключается в приобретении теоретических и практических навыков для выполнения конкретной работы и подготовки конкурентоспособного специалиста.

Научная новизна модульной технологии обучения по компетенциям состоит в том, что обучение строится по модулям, обеспечивается свободное изменение модуля с учетом заказа, общества, государства, рынка труда.

ЛИТЕРАТУРА 1. Аймагамбетова М. М. Обучение по модульной системе //Профессионал Казахстана. - 2006.

- №7. - С. 10 - 11.

2. Джакупов А. А. Модульное обучение - одна из эффективных мер повышения качества профессионального образования //Профессионал Казахстана. - 2006. - №9. - С. 36 - 37.

3. Ершова М. Г. Методика поэтапной аттестации знаний, умений и навыков учащихся //Профессионал Казахстана. - 2007. - №1. - С. 24 .

4. Карасиева Х. О. Современные критерии востребования специалистов на рынке труда и пути формирования компетенций //Профессионал Казахстана. - 2006. - №12. - С. 31 - 32.

5. Михель Л. В. Использование модульной технологии обучения в преподавании специальных дисциплин //Профессионал Казахстана. -2006. - №11. - С. 16 - 17.

Поступила 11.10.07

G. A. Mazhenova, C. K. Muratbekova, N. H. Pyagai

PROGRAMM OF MODEL TRAINING FOR THE PREPARING OF MEDICAL WORKERS OF MEDIUM LEVEL

The importance of a model technology is - that it provides a perfect training of a specialist according to the nowadays demands.

Г. А. Мэженова, С. К. Муратбекова, Н. П. Пягай

МОДУЛЬД1К ОКЫТУ БАРДАРЛАМАСЫ-ОРТА БУЫН МЕДИЦИНА КЫЗМЕТКЕРЛЕРДЩ ДАЙЫНДЬЩТАРЫН ЖАЦАРТУ К¥РАЛЫ

Окытудьщ модульдк технологияньщ рылыми жачашылдыры, тшмдшИ мемлекет, корам, нарык ечбепнщ Ka3ipri заман талабына сай келетш бшк~п, бэсекелес мамандарды дайындауда.

И. Р. Кулмагамбетов, Ф. Н. Нурманбетова, Ш. С. Калиева, Г. Ж. Абакасова

ИЗУЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕБНО-КЛИНИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ ЗАРУБЕЖНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ

Карагандинская государственная медицинская академия

Возрастающие требования к качеству профессионального уровня медицинских специалистов, высокий темп развития медицинской науки, внедрение новейших высоких технологий в клиническую практику, реформирование системы здравоохранения и медицинского образования, изменение требований и ожиданий общества к уровню оказания медицинской помощи повышают ответственность медицинских вузов за клиническую подготовку выпускников. Обучение в клинической среде является важным элементом подготовки по всем медицинским специальностям на додипломном и последипломном уровнях образования. Медицинское обучение невозможно без контакта и общения с реальными пациентами, однако параллельно существует обязательство - обеспечить оптимальное лечение, безопасность пациента и его благополучие. Баланс этих двух потребностей представляет фундамен-

тальную этическую проблему в медицинском образовании, для решения которой возникла необходимость в создании искусственной образовательной среды для клинического обучения, которая позволила бы проводить подготовку медицинских специалистов без риска для здоровья пациента.

Изучение международного опыта показало, что в последнее десятилетие во всем мире произошли изменения в секторе здравоохранения, которые создали значительные барьеры для обеспечения клинического обучения, возросла неудовлетворенность работодателей качеством клинической подготовки выпускников медицинских вузов, определены и признаны недостатки в традиционной образовательной программе медицинского образования: недостатки в интеграции теоретического преподавания и клинического опыта, большего доверия к клиническому наблюдению, чем к структурированной образовательной программе, направленной на обучение клиническим навыкам, несоответствующее внимание на такие области, как коммуникативные навыки, работа в команде, процедурные навыки, безопасность и автономность пациента [6], которые вместе с другими факторами потребовали модификации образовательной программы додипломного уровня медицинского образования, а именно:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.