МЕДИЦИНСКОЕ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В. Б. Сирота, А. Ф. Шакирова, Ш. С. Калиева, Т. А. Шакаева
ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭЛЕКТИВНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ НА КАФЕДРЕ ОНКОЛОГИИ
Кафедра онкологии с курсом лучевой диагностики и лучевой терапии Карагандинской государственной медицинской академии
С 2002 г. в Карагандинской государственной медицинской академии (КГМА) проводится обучение по программе научно-педагогического эксперимента (НПЭ), целью которого является разработка, апробация и внедрение новых образовательных программ и образовательных технологий в медицинское образование. В рамках программы НПЭ в КГМА в течение 5 лет внедряются и отрабатываются основные элементы кредитной технологии обучения. Одной их характерных особенностей этой технологии является акцент на самостоятельную работу студентов, которая развивает способность у будущего специалиста к обучению «на протяжении всей жизни». Именно кредитная технология обучения предполагает свободу выбора обучающимися элективных дисциплин для удовлетворения потребностей в дополнительном обучении.
На IV курсе студенты, обучающиеся по программе НПЭ, изучают акушерство и гинекологию и онкологию. Ознакомившись с основными, наиболее часто встречаемыми локализациями злокачественных опухолей, они проявляют интерес к раку женских половых органов. Постоянные ответы на возникшие вопросы студентов по онко-гинекологии, а так же отсутствие в типовой программе по онкологии (согласно ГОСО 2003) раздела онкогинекологии, навели нас на мысль о предложении ее в качестве элективной дисциплины.
Онкогинекология является одним из важных разделов гинекологической науки и практики. В целом по Республике Казахстан продолжается рост заболеваемости населения злокачественными новообразованиями и смертности от них. В структуре злокачественных опухолей у женщин преобладающим является рак молочной железы и рак шейки матки, эндометрия и яичников [1]. Онкогинекологическая заболеваемость на 95% представлена раком шейки матки, тела матки и яичников. Причем этот раздел онкологии имеет свою специфику и подход в лечении по сравнению с опухолями наиболее часто встречаемых локализаций. При раке шейки матки предраковые состояния не вписываются в общепринятые и в их основе лежат морфологические изменения эпителия, имеется возможность проведения скрининг-диагностики. Основной проблемой роста онкологической заболеваемости остается поздняя диагностика злокачественных новообразований в амбулаторно-поликлиничес-ких учреждениях и рост запущенных форм. Это
обусловлено крайне недостаточным использованием современных методов диагностики, отсутствием или некачественно проводимыми профилактическими осмотрами женского населения, диспансерного наблюдения за больными с хроническими, фоновыми и предраковыми заболеваниями, а, главное, недостаточной онкологической настороженностью врачей основных клинических специальностей. Не вызывает сомнения, что раннюю диагностику и профилактику гинекологического рака должны осуществлять акушеры-гинекологи, работающие в женских консультациях и поликлиниках [3, 4].
Отделом НПЭ впервые проведена работа по разработке каталога элективных дисциплин (КЭД). Согласно разработанной отделом НПЭ форме заявки, кафедрой подано предложение о включении в КЭД дисциплины «Онкогинеко-логия» в качестве дисциплины по выбору. При формировании заявки учитывались приоритетные направления теоретической, клинической, научной деятельности кафедры, а так же ее возможности по внедрению заявляемой дисциплины в учебный процесс: сотрудниками кафедры являются высококвалифицированные специалисты, занимающиеся проблемой реабилитации больных со злокачественными новообразованиями женских половых органов, исследованиями и внедрениями в клиническую практику нового отечественного препарата «Арглабин» как у взрослых, так и у детей. На кафедре онкологии имеется научно-студенческий кружок, где студенты академии могут реализовать научный поиск. Кафедра онкологии располагается на базе областного онкологического диспансера, являющегося одним из ведущих в Республике Казахстан и известным своей высокой хирургической активностью, внедрением новых технологий в терапию онкологических больных, соответствием алгоритмов лечения международным стандартам. Оформленная заявка на проведение элективной дисциплины активно обсуждалась на заседании кафедры, профильной методической комиссии хирургических дисциплин. В последующем на основании заявок был сформирован КЭД, который обсуждался и был утвержден на заседании Методического совета КГМА.
Продолжительность заявленной элективной дисциплины «Онкогинекология» оставляет 1 кредит. В содержание кредита включены темы опухолевых процессов шейки и тела матки, яичников, наружных половых органов и хорионкар-цинома. Каждая тема включает в себя общую характеристику, эпидемиологию, этиологию, патогенез, предраковую патологию, морфологическую характеристику, классификацию по степени распространенности опухолевого процесса, клинические проявления, диагностику, лечение и прогноз. Разработано методическое обеспечение, в том числе силлабус по онкогинекологии. Выделены темы для самостоятельного изучения с написанием реферативных сообщений, составле-
Меднцинское и фармацевтическое образование
ны тесты по самостоятельной работе студентов. Оценка эффективности изучения элективной дисциплины проводится по общепринятой в КГМА методике. Итоговый контроль включает в себя тестирование и устное собеседование по билетам.
В 2006 - 2007 учебном году в период летнего семестра 401 группа НПЭ (специальность «Лечебное дело»), изучала элективную дисциплину «Онкогинекология». Опыт работы показал, что если студенты IV курса выбирают эту элективную дисциплину из естественной любознательности, то у студентов VI курса - субординаторов, особенно у акушеров-гинекологов, такой выбор является более осознанным и целенаправленный. Основная часть студентов определились с выбором специальности и относятся к изучению этой дисциплины более серьезно.
В текущем учебном году у субординаторов хирургов, акушеров-гинекологов и терапевтов дисциплина по выбору включена в график учебного процесса после изучения основного курса онкологии. Самостоятельный выбор элективной дисциплины явился одним из стимулов энтузиазма, с которым занимались студенты. На занятиях, с одной стороны, мы стараемся не перегружать лишней информацией учащихся, а с другой -заинтересовать их этой дисциплиной и максимально показать на практике самые интересные клинические случаи, больше внимания уделяется освоению практических навыков, работе с больными. Студенты не только присутствуют на операциях, но и принимают участие в качестве ассистентов, что является самым сильным стимулом к дальнейшему профессиональному росту. Именно закрепление приобретенных теоретических знаний сразу практическими действиями обеспечивают максимальный результат. Они начинают чувствовать свою профессию. Дальнейшее совершенствование знаний и клинических навыков в данном направлении необходимо продолжить и закрепить в интернатуре.
Преподавание элективной дисциплины по онкогинекологии позволило выйти за рамки типовой программы, расширить кругозор студентов и помочь им определиться со специальностью. Имея такой небольшой положительный опыт проведения подобных занятий, мы решили предложить еще одну дисциплину по выбору «Детская онкология» в 2008 - 2009 учебном году. Детская онкология - молодая наука, но она вооружена современными методами диагностики и лечения и может продемонстрировать значительные научные достижения. Лечение детей со злокачественными опухолями сегодня направлено не только на спасение их жизни, но и на то, чтобы помочь выживающим пациентам прожить полноценную жизнь. Но только ранняя и своевременная диагностика опухолей обеспечивает благоприятный исход заболевания. Наша задача -выработать онконастороженность у студентов как будущих врачей. Для этого они должны озна-
комиться со структурой детской онкопатологии, знать ранние клинические проявления новообразований у детей, алгоритм диагностики и принципы организации онкологической помощи детям [5]. Будущие молодые врачи должны знать, что в настоящее время изменен подход к детскому раку как к абсолютно фатальной ситуации. За последние полвека детская онкология из драматической области медицины превратилась в службу, обеспечивающую излечение семи из десяти вновь выявленных больных. Впечатляющий прогресс в улучшении исходов заболевания связан в первую очередь с развитием химиотерапии злокачественных новообразований у детей. Высокую возможность полного излечения обеспечивает качественно иная чувствительность опухолей детского возраста к цитостатическим агентам. Успехи химиотерапии позволяют расширить показания к радикальным хирургическим операциям.
В кредит по элективной дисциплине «Детская онкология» включены темы организации онкопедиатрической службы в Республике Казахстан, этиопатогенез, общие вопросы диагностики и применяемых специальных методов лечения в онкопедиатрии, а также частные вопросы детской онкологии, наиболее часто встречающиеся опухоли. Изучение новой дисциплины поможет не только расширить кругозор и знания студентов в области детской онкологии, но и, возможно, определить выбор специализации будущего врача. Поэтому изучение элективной дисциплины «Детская онкология» будет интересно и полезно студентам как в практической деятельности, так и при выборе узкой специальности.
Таким образом, преподавание элективных дисциплин, разработанных кафедрой онкологии в рамках программы НПЭ, позволило выйти за рамки ГОСО, расширить академическую свободу кафедры, дать возможность преподавателям проявить инициативу и творческий подход к учебному процессу, мотивировать и вовлечь студентов в познание актуальных вопросов современной медицины, что, несомненно, будет способствовать становлению будущих специалистов. Внедрение и применение в учебном процессе подобных образовательных технологий призвано обеспечить углубление знаний студентов, возможность их применения в конкретных клинических условиях, обучение студентов самостоятельному принятию решения и дальнейшую ориентацию на творческий отбор, анализ и систематизацию изучаемого материала, эффективную подготовку к будущей профессиональной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Арзыкулов Ж. А. Показатели онкологической службы Республики Казахстан за 2006 год /Ж. А. Арзыкулов, Г. Д. Сейтказина, А. Ж. Махатаева. -Алматы, 2007. - 52 с.
2. Бохман Я. В. Руководство по онкогинеколо-гии. - СПб: ООО «Издательство Фолиант», 2002. - 463 с.
Медицинское и фармацевтическое образование
3. Новик В. И. Факторы эффективности цитологического скрининга рака шейки матки //Рос. онкол. журн. - 2006. - №1. - С. 47 - 49.
4. Полякова В. А. Онкогинекология: Рук. для врачей. - М.: Медицинская книга, 2001. - 192 с.
5. Сирота В. Б. Детская онкология: учеб. пособие /В. Б. Сирота, А. М. Букенов. - Караганда, 2005. - 327 с.
Поступила 25.02.08
V. B. Si rota, A. F. Shakirova, Sh. S. Kaliyeva, T. A. Shakayeva
EXPERIENCE OF TEACHING OF ELECTIVE DISCIPLINE ON THE DEPARTMENT OF ONCOLOGY
There is the experience of teaching of elective discipline on the department of oncology to the students, training according to the program of the scientific-pedagogical experiment, has described in the article. The teaching of elective disciplines «Oncogynecology» and «Children's oncology» allowed to wide the academic freedom of the department, to give the teachers the opportunity to show initiative and creative methods in the educational process on the program of the scientific-pedagogical experiment, to promote the intensification of students' motivation to the studying and deepening of knowledge of actual questions of modern medicine.
В. Б. Сирота, А. Ф. Шакирова, Ш. С. Калиева, Т. А. Шакаева ОНКОЛОГИЯ КАФЕДРАСЫНДА ЭЛЕКТИВТ1К ПЭНД1 ОЦЫТУ Т6Ж1РИБЕС1
Рылыми-педагогикалык эксперимент бардарламасы бойынша окитын студенттердщ онкология ка-федрасында элективтк пэндi игеру тэжiрибеd ^рсеттген. Онкогинекология жэне балалар онкологиясы бойынша элективтк пэндi игеру, болашар дэр^ерге мамандырын такдаура жэне маман ретшде калыптасуына ыкпал етедг
С. К. Муратбекова
ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЕНЕДЖЕРА СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА
Кокшетауский медицинский колледж
В настоящее время система среднего профессионального образования развивается в контексте рыночных преобразований, которые породили актуальную проблему выживаемости не только отдельно взятого учреждения, но и каждого специалиста. Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции. Конкурентоспособность будущих специалистов способствует осознанному развитию в образовательном процессе комплексной личностной потребности в соединении узкого профессионализма и универсализма. Именно это оптимальное сочетание может обеспечивать личности и будущему специалисту конкурентоспособность на рынке труда [2].
Сегодня лечебным организациям нужны не просто медицинская сестра, фельдшер, акушерка, а специалист, учитывающий конъюнктуру, способный творчески подойти к своей деятельности, хорошо образованный профессионал, полноправный член медицинской бригады. Существующая система образования не отвечает требованиям общества, которому необходимо совершенно новое поколение высокопрофессиональных специалистов, ориентированных на результативно-медико-социальную помощь населению, способных работать в условиях рыночной экономики [1, 4]. Действующие в нашей стране стандарты профессионального образования построены на базе квалификационной модели специалиста. Квали-
фикационные характеристики специалистов со средним медицинским образованием были разработаны в 1996 г., в то время как государственные стандарты образования средних медицинских работников изменялись трижды: в 1997, 2002 и 2003 гг. В характеристиках 1996 г. квалификационные требования к будущим специалистам даны в абстрактных и расплывчатых формулировках, что затрудняет соответствующее целеполагание образовательного процесса и диагностику качества подготовки выпускников; не полностью раскрыты характеристики видов деятельности, профессиональных задач, к решению которых готовится выпускник. На наш взгляд, квалификационная характеристика должна содержать четко определенные профессиональные знания, умения, навыки, а также перечень личностных качеств, соответствующих специальности и специализации медицинского работника среднего звена. Присоединение Казахстана к Болонскому процессу требует глубокой проработки образовательных стандартов, в которые должны войти изменения, произошедшие в сфере труда и в сфере образования, чтобы приблизить казахстанское образование к общеевропейскому. В связи с этим квалификационный подход, в котором профессиональная образовательная программа увязана с объектом труда, должен меняться на ком-петентностный подход (табл. 1).
Компетентностный подход в подготовке учащихся ссуза может использоваться в следующих целях: модернизация учебных программ (включение в их содержание наряду со знаниями, умениями и навыками еще и компетенции); управление качеством образования (создание методик оценки качества подготовки учащихся на основе характеристик деятельности); построение системы обучения в течение всей жизни че-