С. К. Муратбекова
д-р мед. наук, директор, ГККП «Кокшетауский медицинский колледж» при управлении
здравоохранения Акмолинской области, Республика Казахстан
ПОВЫШЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА И ПРЕСТИЖНОСТИ ПРОФЕССИИ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА
Аннотация. Глубокие перемены, происходящие в организации медико-санитарной помощи, ставят ключевые проблемы перед специалистами сестринского дела. Подготовка медицинских сестер нового типа и обеспечение гарантии оказания необходимой поддержки для достижения этой цели является приоритетной задачей профессионального медицинского образования. Учитывая мировой опыт подготовки специалистов сестринского дела с высшим образованием, возникает потребность подготовки бакалавров сестринского дела на базе колледжей, имеющих достаточную материально-техническую базу и соответствующий профессорско-преподавательский кадровый потенциал.
Ключевые слова: сестринское дело, медицинская сестра, бакалавр сестринского дела, менеджер сестринского дела.
S.K. Muratbekova, the doctor of medical science, Kokshetau medical college
INCREASE OF THE SOCIAL STATUS AND PRESTIGIOUSNESS OF THE AVERAGE MEDICAL
PERSONNEL'S TRADE
Abstract. Deep changes occurring in the organization of the medico sanitary help put key problems before experts of nursing affair. Preparation of type stuff nurses and guarantee necessary support for this purpose achievement is a priority problem of professional medical education. Considering world experience in preparation of nurse business experts, there is a requirement of nurse affair bachelors' preparation on the basis of colleges with sufficient material base and the corresponding professorial personnel potential.
Keywords: nursing affair, nurse, bachelor of nursing.
В большинстве стран мира медсестры составляют самую многочисленную категорию работников здравоохранения, устойчиво определяя уровень и качество оказания медицинской помощи.
Традиционный стереотипный подход к практике использования среднего медицинского персонала, отсутствие правильного понимания его функций создает серьезные проблемы планирования, подготовки, управления средним медицинским персоналом на всех уровнях здравоохранения и тем самым, в повышении социального статуса и престижности профессии медицинской сестры [1].
Глубокие перемены, происходящие в организации медико-санитарной помощи, ставят ключевые проблемы перед специалистами сестринского дела. Вопрос заключается в том, какой будет роль медицинской сестры в удовлетворении потребностей здравоохранения в будущем.
Подготовка медицинских сестер нового типа и обеспечение гарантии оказания необходимой поддержки для достижения этой цели является приоритетной задачей профессионального медицинского образования [3].
Высокая квалификация медицинского работника - важнейший фактор, призванный улучшить качество оказания медицинской помощи населению. Только грамотный специалист, владеющий необходимым объемом теоретических знаний и практических
навыков, способный обосновывать алгоритм своих действий с позиций доказательной медицины, в состоянии решить эту непростую задачу [1-3].
Рисунок 1 - Действующая структура подготовки специалистов сестринского дела
в Республике Казахстан
Нами было проведено социально-гигиеническое исследование профессионального состояния медицинских сестер в лечебно-профилактических организациях Акмолинской области Республики Казахстан. По данным этого исследования, все респонденты считают, что имеющийся потенциал возможностей медицинских сестер в
общественном здравоохранении используется только на треть, имеются минимальные возможности для профессионального роста, большинство медицинских сестер исполняют роль вспомогательного персонала. 100% респондентов отмечают отсутствие полномочий в принятии решений на уровнях оказания медико-санитарной помощи, недостаток самостоятельности в управлении персоналом.
Рисунок 2 - Рекомендуемая структура подготовки специалистов сестринского дела Практически все медицинские сестры (100%) считают, что они не вносят никако-
го вклада в процесс реформирования политики, принятия решений в вопросах, относящихся к общественному здравоохранению. Для реализации своих потенциальных возможностей им необходимо высшее сестринское образование и создание благоприятных условий труда. Только 3,8% медицинских сестер, из числа опрошенных, отмечают уважительное отношение общественности к их профессии; 46,1% респондентов оценивают это отношение как «низкий статус»; 88% респондентов считают необходимым поднять социальный статус медицинской сестры, престиж сестринской профессии. 92,3% опрошенных медицинских сестер отмечают преобладание в своей профессии женщин из-за низкого статуса профессии. Доля мужчин в данной профессии составляет, по мнению респондентов, от 1% до 10%.
Проведенное исследование позволяет утверждать, что отсутствие соответствующей профессиональной подготовки управленческих сестринских кадров делает практически невозможным принятие ими ответственных, эффективных и рациональных решений в области управления средним медицинским персоналом, реорганизации сестринской службы в лечебно-профилактических организациях, а так же подчеркивает в определенной степени факт недооценки значимости своей профессии [4, 5].
Для реализации потенциальных возможностей медицинских сестер необходимо совершенствование в области сестринского дела. Структура подготовки специалистов сестринского дела на сегодняшний день приведена на рис. 1.
Учитывая мировой опыт подготовки специалистов сестринского дела с высшим образованием, возникает потребность подготовки бакалавров сестринского дела на базе колледжей, имеющих достаточную материально-техническую базу и соответствующий профессорско-преподавательский кадровый потенциал. Предлагаемая нами структура подготовки специалистов сестринского дела приведена на рис. 2. Подготовленные таким образом специалисты сестринского дела с высшим образованием будут обладать как навыками практикующей медицинской сестры, так и навыками профессиональных менеджеров сестринских служб и организаторов-управленцев системы здравоохранения.
Для повышения социального статуса и престижности профессии среднего медицинского персонала необходимо:
реформирование высшего сестринского образования;
создание пилотных проектов по подготовке бакалавров сестринского дела на базе ведущих колледжей Республики Казахстан;
разработка должностных профессиональных компетенций, регламентирующих деятельность специалистов с различным уровнем сестринского образования с учетом делегирования полномочий;
стандартизация практической деятельности специалистов со средним медицинским образованием;
создание экспериментальных площадок на базе лечебно-профилактических организаций по внедрению новых сестринских технологий;
создание методической литературы нового поколения и развитие научно-исследовательской и инновационной деятельности специалистов сестринского дела.
Список литературы:
1. Жузжанов О.Т., Каирбекова С.З., Муратбекова С.К., Пягай Н.П. Компетентно-стный подход подготовки специалистов системы здравоохранения в Республике Казахстан. Астана, 2006. - 270 с.
2. Рузанова О.В. Современные тенденции повышения качества высшего образования в США: Дис. канд. пед. наук. Казань, 2001. - 146 с.
3. Муратбекова С. К. Теория успеха в сестринском деле//Медицина, №1, 2006.
С. 7-8.
4. Муратбекова С. К., Пягай Н.П. Компенентность как интегрированная характеристика качества подготовки выпускника Кокшетауского медицинского колледжа // Материалы Республиканского семинара, посвященного 70-летию Актюбинского медицинского колледжа. - Актобе, 2006. - C. 198-201.
5. Аканов А.А., Хамзина Н.К., Бурибаева Ж.К. Сестринское дело: теория делегированной компетенции. Астана, 2006. - 175 с.
List of references:
1. Zhuzzhanov O., Kairbekova S., Muratbekova S., Pyagai N. The competence approach of Health Service training experts in the Republic of Kazakhstan. Astana, 2006. - 270 p.
2. Ruzanova O. Modern lines in improvement of higher education quality in the USA. Kazan, 2001.
- 146 p.
3. Muratbekova S. The success theory in nursing affair, Medicine № 1, 2006. p. 7-8.
4. Muratbekova S., Pyagai N. Competence as the integrated characteristic of quality preparation of Kokshetau Medical College graduates. Aktobe, 2006. - P. 198-201.
5. Akanov A., Khamzina N., Buribaeva Zh. Nursing affair: the theory of delegated competence. Astana, 2006. - 175 p.