Научная статья на тему 'Особенности образовательных программ додипломной подготовки врачей'

Особенности образовательных программ додипломной подготовки врачей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
297
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И Р. Кулмагамбетов, И М. Риклефс, В П. Риклефс

The article represents the analysis of different graduate medical educational programs (Austria, Germany, USA and Canada) and gives the outline of these programs. It also represents the results of the comparative analysis of the structure of two educational standards in Kazakhstan – of 2003 and 2006. The typical educational programs for several disciplines have been compared and the areas of concern have been detected.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — И Р. Кулмагамбетов, И М. Риклефс, В П. Риклефс

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF GRADUATE MEDICAL EDUCATIONAL PROGRAMS

Мақалада дәрігерлердің диплом алдындағы даярлауының әртүрлі білім беру бағдарлмаларының (Австрия, Германия, АҚШ және Канада) талдауы келтірілген. Бұл бағдарламалардың құрылымдарының сипаттамалары берілген. «Емдеу ісі» мамандығы бойынша МЖББС-2003 және «Жалпы медицина» мамандығы бойынша МЖББС-2006 құрылымдарының салыстырмалы талдауы өткізілген. Бірқатар пәндер үшін типтік бағдарламалардың салыстырмалы талдауы жасалып, мәселелі салалар анықталған.

Текст научной работы на тему «Особенности образовательных программ додипломной подготовки врачей»

И. Р. Кулмагамбетов, И. М. Риклефс, В. П. Риклефс

ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОДИПЛОМНОЙ ПОДГОТОВКИ ВРАЧЕЙ

Деканат факультета общей медицины, учебно-клинический центр Карагандинской государственной медицинской академии

Анализ развития высшего образования вообще и медицинского в частности позволяет выделить 10 важнейших тенденций: интернационализация, глобализация, виртуализация, внедрение информационно-коммуникационных технологий в образование, коммерциализация, приватизация, гармонизация, стандартизация, обеспечение качества, аккредитация.

Данные тенденции направлены на улучшение качества образования и создают определенные условия для гармоничного развития специалиста, формирования кадрового потенциала.

Условием развития кадров здравоохранения является связь целей и содержания подготовки с потребностями здравоохранения; интеграция теоретической и практической подготовки; обеспечение соответствующих баз практики; практика, основанная на доказательствах; необходимость интеграции всех уровней образования; обеспечение качества образования; непрерывное профессиональное развитие.

Основой медицинского образования должна стать парадигма полной ориентации на пациента.

На начальном этапе обучения в высшем медицинском заведении существенную роль в подготовке специалиста-врача играют образовательные программы.

При реализации Концепции реформирования медицинского и фармацевтического образования в Республике Казахстан [1] необходимо учитывать опыт других стран, подвергать конструктивному анализу существующие в практике высшего медицинского образования учебные (curriculum) планы различных медицинских школ, роль организационной структуры образовательного процесса в качестве образования.

Решающую роль в успехе образования играет программная (или куррикулярная) структура. Она должна быть четкой, сбалансированной по теоретическим и клиническим направлениям подготовки. Программная структура должна характеризовать учебные программы всех курсов и образовательных мероприятий, обеспечивать эффективность и прозрачность деятельности медицинских факультетов [2].

Образовательные программы по поготовке врачей и фармацевтов в различных университетах Западной Европы существенно отличаются друг от друга по структуре организации учебного процесса, методам преподавания.

Анализ имеющихся данных по организации учебного процесса на медицинских факультетах Европейских стран показал, что общим всех учебных планов является то, что они имеют 240 кредитов ECTS (160 кредитов США) и в основном ориентированы на кредитно-модульную систему организации учебного процесса. На додипломном уровне отсутствует специализация. Продолжительность одного кредита в каждом вузе может быть разная.

Рассмотрим организацию учебного плана на примерах некоторых медицинских факультетов Европы.

Учебный план университета Вены (Австрия) предусматривает 12 семестров обучения (6 лет). Присваивается степень доктора медицины. Последипломная (обязательная) подготовка не менее 3 лет, узкого специалиста - 4-6 лет (рис. 1) [3, 6].

Учебный план университетов Германии имеет аналогичную структуру. Медицинское образование предусматривает обучение в течение 6 лет в университете или в приравненном к нему вузе. Реформа образования в Германии начата с 2003/2004 учебного года и направлена на повышение качества обучения, особенно практической подготовки. Это достигается за счет более тесного согласования содержания теоретической (доклинической) и практической (клинической) подготовки (рис. 2).

Приведенные схемы показывают, что модели учебных планов университета Вены и университетов Германии фактически очень близки и направлены на ранний контакт с пациентами и проблемно-ориентированное обучение у постели больного.

Образовательные программы додипломной подготовки врачей в Великобритании продолжительностью 5-6 лет организационно могут строиться по-разному. Так образовательная программа университета Манчестера строится по модульному принципу (рис. 3) [4].

Модульное обучение носит проблемно-ориентированный характер, где закрепляются знание из всех необходимых врачу биомедицинских дисциплин - молекулярной и клеточной биологии, биохимии, физиологии и анатомии, патологии, фармакологии и других. Причем используется принцип закрепления ранее полученных знаний, что можно продемонстрировать на модулях первого курса «Кардио-респираторное здоровье» и «Сердце, легкие и кровь».

Модуль «Кардио-респираторное здоровье» предполагает с использованием проблемно-ориентированного подхода к обучению изучение сердечнососудистой и дыхательной систем в условиях нормы и патологии, принципы поддержания нормального функционирования данных систем, а на третьем году обучения при изучении модуля «Сердце, легкие и кровь» основной акцент делается на изменения в изучаемых системах в условиях действия на них болезнетворных

Рис. 1. Структура учебного плана подготовки доктора медицины (додипломное образование) университета Вены

(Австрия)

факторов, а также освоение клинических навыков, связанных с лечением заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной систем и крови.

Британская модель высшего медицинского образования характеризуется также научно-исследовательской направленностью, поэтому четвертый год обучения заканчивается 11 недельным периодом подготовки индивидуальной исследовательской работы.

Пятый год обучения - переход от студента -медика к врачу. Данный год, состоящий из пяти восьминедельных модулей, студенты проходят в базовых клиниках. Включает элективный курс, который студент выбирает согласно своим интересам. Данный модуль может проводиться вне базовых больниц, в ином регионе, где научные, социальные, экономические или культурные стандарты отличны, часто в больнице за границей или в ином регионе Великобритании.

Структура программ додипломного высшего медицинского образования в США и Канаде в течение долгого времени (с начала XX века) практически не менялась. Она представлена при 4-летнем обучении двумя периодами: первые 2 г. студенты изучают биомедицинские дисциплины с переходными к клинике, следующие 2 г. - клинические дисциплины (внутренние болезни, акушерство и гинекологию, педиатрию, психиатрию

и другие).

Реформы высшего медицинского образования США и Канады направлены на изменения методики и методологии обучения, методологии оценки, изменения содержания программ, в основном используется модульный принцип и проблемно-ориентированное обучение.

Рассмотрим программу обучения и типы методологической и методической организации учебного процесса на примере университета Торонто (Канада) [5]. Схема рабочего учебного плана представлена на рис. 4.

Типы учебных занятий зависят от дисциплины, модуля. Например, дисциплина «Детерминанты общественного здоровья-1» состоит на 52% из лекций, остальное время отведено на интерактивное обучение с использованием различных программ, практику и самостоятельную работу. Построение модуля «Мозг и поведение» несколько иное, но и здесь достаточно много времени отводится на лекционный курс -40% из аудиторных часов, проблемно-ориентированное обучение - 29%, оставшееся аудиторное время отведено на лабораторные работы и семинары, кроме того предусматривается значительное время на самостоятельное изучение дисциплины - 41% от общего времени освоения модуля.

н

е

ч у

б о

е о н м о л п

и д

о Д

{

V

Рис. 2. Структура учебного плана подготовки доктора медицины (додипломное образование) университетов Германии

Самым продолжительном на 1-2 г. обучения является модуль «Основы медицинской практики» - 21 нед., из 569 ч 250 отведено на самостоятельное изучение, 155 - лекции, 80 - проблемно-ориентированное.

3 и 4 год обучения построены на принципах ротации клинических дисциплин.

Проводимые различными вузами изменения в организации учебных программ можно объединить в 3 основные группы.

Расширение спектра условий и мест, в которых проходит усвоение студентами клинических навыков, навыков коммуникативного общения, навыков организации системы здравоохранения. Примером является организация практик в фазу клинического обучения в вузах Германии вне специализированных клиник, а по выбору студентов в любой незакрепленной больнице, в странах третьего мира, сельской местности. Расширение ареала практик практикуется и в медицинской школе университета Нью-Мексико. Там

практика осуществляется методом погружения уже после окончания первого года обучения, и студент в течение 2 мес. под руководством практикующих врачей учится в реальной ситуации принципам общения с больными, их родственниками.

Проводить практику интеграции науки и практики в образовании, использование методов проблемно-ориентированного обучения данные рекомендации используются при реформировании медицинского образования в медицинских школах США и Канады, Великобритании, Германии.

При освоении приемов ведения больного сместить акценты на стимулирование здоровья и предупреждение заболеваний.

Рассматривая все три группы изменений, проводимых для улучшения качества образования, можно определить основные направления для мониторинга внедрения новых программ по додипломной подготовке врачей. Для мониторин-

Рис. 3. Структура учебного плана подготовки бакалавра медицины (додипломное образование) в университете

Манчестера (Великобритания)

с N

1 год (1-2 семестр) 2 год (3-4 семестр)

Коммуникативные навыки

Модули Модули

Кардио-респираторное здоровье Разум и движение

Жизненный цикл Питание и метаболизм У

/-\

3 год (5-6 семестр)

Основные и коммуникативные навыки - 4 нед. Модули

Сердце, легкие и кровь - 18 нед. (из них 4 нед. специальный модуль) \_

4 год (7-8 семестр)

Основные и коммуникативные навыки

Модули

Семья и дети - 14 нед.

4 нед.

/-\

5 год (9-10 семестр)- практический, состоит из 5 модулей по 8 нед. каждый

По выбору студента

Общая практика (коммуникативная) - педиатрия, психиатрия и др. Практика в специализированной больнице Практика в районной (муниципальной) больнице

га внедрения надо определить степень внедрения новых методов в обучении студентов, характер используемых для практик медицинских учреждений, мероприятия, проводимые для обучения коммуникативным навыкам.

Реформа медицинского и фармацевтического образования в РК, начатая в 2007 г, потребовала создание ГОСО нового поколения, где существенно изменены структура и содержание образовательных программ. Новые программы подготовки специалистов здравоохранения ориентированы на достижение требуемой компетенции выпускников с учетом приоритетов и особенностей нашей страны. Основной акцент в стандартах сделан на освоение общих клинических навыков, навыков принятия клинических решений, коммуникационных способностей. Обозначены объем требуемых знаний, умений, компетенций, способности ставить и решать задачи на каждом этапе обучения.

Разработка типовых программ по дисциплинам 1-2 курсов проводилась на основании консультаций и обмена мнениями между Министерством здравоохранения Республики Казахстан, представителями всех медицинских вузов. Такая работа привела к созданию новых типовых программ по всем дисциплинам 1-2 курса.

Анализируя продукт работы - типовые рабочие программы - документ, в котором определяется конкретное содержание государственного компонента обучения по конкретной дисциплине типового учебного плана, показано, что в

ГОСО 2006 года произошло увеличение доли часов, отведенных на изучение базовых для профессии врача дисциплин, что показано на примере сравнительного анализа ГОСО 2003 с изменениями и дополнениями 2005 г. по специальности «лечебное дело» и ГОСО 2006 по специальности «Общая медицина».

Обязательный минимум содержания образовательной профессиональной программы включает дисциплины только государственного компонента. Информация по циклам дисциплин специальности «лечебное дело» и «общая медицина» представлена в таблице 1.

Цикл общепрофессиональных дисциплин в ГОСО 2003 занимает 16,95% от всего объема часов. Цикл базовых дисциплин по ГОСО 2006 составляет 27%. На цикл специальных дисциплин по ГОСО 2003 отводится 53%, а цикл профилирующих дисциплин ГОСО 2006 - 27%.

Анализ содержания типовых программ ГОСО 2006 по сравнению с ГОСО 2003 и сопоставления этого содержания с объемом часов, отводимых на различные дисциплины, выявил некоторые проблемные области.

Сравнения содержания типовой программы общеобразовательной дисциплины ГОСО 2006 «химия» с типовыми программами дисциплин естественнонаучного блока «химия: неорганическая, коллоидная, физическая химия» и «органическая химия» ГОСО 2003 показывают, что количество часов (90 ч.), отведенных на дисциплину «химия» по стандарту 2006 г., значительно

Рис. 4. Структура учебного плана подготовки доктора медицины (додипломное образование) в университете Торонто

(Канада)

уменьшилось, а объем материала практически остался прежним.

Анализ содержания типовых программ по базовым дисциплинам по сравнению с аналогичными программами ГОСО 2003 с дополнениями и изменениями 2005 выявил, что по ряду дисциплин изменений содержания программ не происходит - фармакологии - 1, патологической физиологии - 1.

Типовая программа по дисциплине «патологическая анатомия-1» имеет более современное и обновленное содержание по сравнению с типовой программой, разработанной в 1996 г.

Отличительной особенностью типовой программы дисциплины «физиология-1» по сравнению с типовой программой дисциплины по ГОСО 2003 является углубление аналитического направления - использование достижений науки и техники с одновременным использованием системного подхода к изучению целенаправленного поведения человека в естественных условиях среды обитания, условиях производственно-трудовой, спортивной, авиационной и космической деятельности.

Типовая программа дисциплины «анатомия - 1» ГОСО 2006 имеет детализированный подход изучения ряда некоторых тем.

Пересмотрена и обновлена типовая программа дисциплины «биохимия» ВЫВОДЫ

1. Необходимо строгое соблюдение принципов интеграции дисциплин, модульного подхода к преподаванию, что обеспечивает более эффективное преподавание.

2. Перегруженность типовой программы по дисциплине химия, может серьезно влиять на качество обучения и при мониторинге рабочих программ по данной дисциплине необходимо оценить способность сосредоточить обучение на вопросах главных для дальнейшего освоения биохимии, физиологии, патофизиологии.

3. Достаточно большой объем содержания и количества осваиваемых тем по всем базовым дисциплинам предъявляет повышенные требования к обеспечению эффективного преподавания, успешности освоения программы.

4. Многие программы отличаются большой детализацией, их реализация требует освоения большого количества фактологического материала за меньшее количество часов, чем в ГОСО 2003 г.

При мониторинге рабочих учебных программ дисциплин необходимо учитывать не только количественные характеристики учебно-мето-

* часы субординатуры по ГОСО-2003 с дополнениями и изменениями 2005 не включен; ** без часов интернатуры

Таблица 1.

Сравнительная характеристика равнозначных циклов дисциплин ГОСО-2003 специальность «лечебное дело» и ГОСО-2006 «общая медицина

Наименование цикла дисциплин Всего ч по ГОСО-2003* Наименование цикла дисциплин Всего ч по ГОСО-2006**

Социально-гуманитарные дисциплины 1951 Общеобразовательные дисциплины 1548

Естественнонаучные дисциплины 1262 Базовые дисциплины 3312

Обще-профессиональные дисциплины 2028 Профилирующие дисциплины 3240

Специальные дисциплины 6376

Дополнительные виды обучения 346 468

Итого 11963 11952

дических комплексов дисциплин, но и тот факт, каким образом будет происходить реализация программ, степень перегруженности информацией, соблюдение принципа снижения доли «избыточной» информации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При мониторинге внедрения новых типовых программ в учебный процесс необходимо использовать не только количественные, но и качественные показатели в виде анкетирования всех заинтересованных сторон.

ЛИТЕРАТУРА

1. Концепция реформирования медицинского и фармацевтического образования Республики Казахстан //Постановление Правительства Республики Казахстан от 24 апреля 2006 года №317.

2. Пальцев М. А. Основные направления разви-

тия высшей медицинской школы в России. Журнал «Российский Медицинский Форуме». - 2007. - №4. - С. 2 - 11

3_Curricula 42. Änderung des Curriculums fur das

Diplomstudium Humanmedizin//http://www. Medu-niwien.ac.at/index.php?

4_Faculty of Medicine, University of Toronto

Undergraduate Medical Education Curriculum Goals and Objectives //www.facmed.utoronto.ca/prog-rams/md/curriculum

5. Lehrveranstaltung: Berufsbild des Artes WS 2008/2009//www.labmed.at

6. School of Medicine //www.medicine.manche-ster.ac.uk/undergraduate/medicine

Поступила 24.11.08

I. R. Kulmagambetov, I. M. Riklefs, V. P. Riklefs

CHARACTERISTICS OF GRADUATE MEDICAL EDUCATIONAL PROGRAMS

The article represents the analysis of different graduate medical educational programs (Austria, Germany, USA and Canada) and gives the outline of these programs. It also represents the results of the comparative analysis of the structure of two educational standards in Kazakhstan - of 2003 and 2006. The typical educational programs for several disciplines have been compared and the areas of concern have been detected.

I. Р. K^MaFaM6eTOB, И. М. Риклефс, В. П. Риклефс

Д8Р1ГЕРЛЕРДЩ ДИПЛОМ АЛДЫНДАРЫ ДАЯРЛАУ Б1Л1М БЕРУ БАРДАРЛАМАЛАРЫНЬЩ ЕРЕКШЕЛ1КТЕР1

Макалада дэр^ерлердщ диплом алдындары даярлауыныч эртYрлi 6miM беру бардарлмаларыныч (Австрия, Германия, АК.Ш жэне Канада) талдауы кел^ршген. Бул бардарламалардыч курылымдарыныч сипаттамалары бертген. «Емдеу ici» мамандыры бойынша МЖББС-2003 жэне «Жалпы медицина» мамандыры бойынша МЖББС-2006 курылымдарыныч салыстырмалы талдауы етюзтген. Бiркатар пэндер Yшiн типтк бардарламалардыч салыстырмалы талдауы жасалып, мэcелелi салалар аныкталран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.